Содержание
- 1 Отличия монтажных блоков предохранителей ВАЗ
- 2 Где находится блок предохранителей ВАЗ-21099 карбюратор и его схема
- 3 БП старого типа
- 4 Особенности обслуживания монтажного блока
- 5 Расположение реле и предохранителей в блоке Ваз 2108 старого образца
- 6 Кратко о предназначении блока реле и предохранителей
- 7 Процесс снятия и замены предохранителей
- 8 Неисправности и схемы блоков
- 9 Несколько слов о самих предохранителях
- 10 Замена предохранителей или всего блока
- 11 Особенности старого и нового образцов
- 12 Снятие и замена предохранителей
Отличия монтажных блоков предохранителей ВАЗ
Каталожный номер монтажного блока старой модели 17.3722. Основное отличие от более современного блока с каталожным номером 2114-3722010-60 заключается в худшей защите от влаги, из-за чего ресурс устройства в несколько раз ниже.
Ведь монтажный блок расположен в нише подкапотного пространства, куда нередко попадает дождевая вода или омывающая жидкость. В новом монтажном блоке отсутствуют реле включения вентилятора и омывателя заднего стекла. Это вызвано изменением электрической схемы автомобиля и установкой этих реле в других местах.
Еще одно отличие – в новой модели монтажного блока применен другой тип предохранителей, более стойкий к сырости. Чтобы отличить один блок от другого, необходимо прочитать надпись на крышке, там указан номер модели. Если по каким-то причинам прочитать текст на крышке не удается, снимите ее и сравните блоки с фотографиями из этой статьи.
Где находится блок предохранителей ВАЗ-21099 карбюратор и его схема
В транспортных средствах отечественного производства часто встречается такая проблема, как поломка одного из электроприборов. Для начала необходимо проверить исправность всех предохранителей, которые установлены в машине. Блок предохранителей ВАЗ-21099 карбюратор имеет вид небольшой коробочки, расположенной около лобового стекла с левой стороны. В случае если в автомобиле предусмотрено два блока, еще одна коробка расположена в салоне около рулевой колонки снизу. Проверено, что расположение под капотом транспортного средства является крайне неудобным. Ведь именно за счет такого размещения, он так часто и выходит из строя. Под капот легко попадают капли дождя, что приводит к намоканию блока. Практически все электрические цепи защищены плавкими приборами.
Тюнинг ВАЗ-21099 своими руками
Блок реле и предохранителей: функции
Почти все участки электрических цепей объединены благодаря монтажному блоку. Данный блок также обеспечивает все важные участки нужными предохранителями и реле.
Монтажный блок позволяет осуществлять ремонт и сборку цепей намного быстрее и легче за счет близкого расположения проводов и реле друг к другу.
В случае неисправности электрики, сила тока в узле увеличивается, поэтому случается короткое замыкание.
Нередко сегодня встречаются на автомобилях такие приборы, которые подходят для многоразового употребления. Во время нагревания они разгибаются и размыкают контакт, а при возвращении к исходной температуре – принимают первоначальный внешний вид.
За счет этого эксплуатационный срок предохранителя значительно повышается, что дает возможность после каждого замыкания не приобретать новый.
Бывает и так, что данные предохранители не принимают начальный вид, поэтому водителю машины необходимо самостоятельно исправить ситуацию и надавить на кнопку после того, как будут найдены истоки проблемы короткого замыкания.
Какой расход топлива ВАЗ-2109 (инжектор, карбюратор)
Символом F обозначены предохранители с порядковым номером, буквой К – сами приборы. Схема обозначения следующая:
- F1 – омывает фары (10 А);
- F2 – обеспечивает аварийку, а также их реле-прерыватель (10 А);
- F3 – отвечает за свет в салоне и задние фары (10 А);
- F4 – отвечает за обогрев заднего стекла (20 А);
- F5 – обеспечивает охлаждение за счет вентилятора, а также за сигнал клаксона (20 А);
- F6 – отвечает за подъем стекол (30 А);
- F7 – обеспечивает в бардачке освещение, а также насос для омывателя (30 А);
- F8 и F9 – свечение противотуманных фар (7,5 А);
- F10 – отвечает за габаритный свет (7,5 А);
- F11 – отвечает за заднюю правую фару (7,5 А);
- F12 и 13 – обеспечивает свет ближнего света и правой фары (7,5 А);
- F14 и 15 – отвечает за свет левой фары дальнего света (7,5 А).
Предохранитель F16 (15 А) выполняет много функций:
- Указатель поворотов.
- Контроль за уровнем тормозной жидкости.
- Контроль за датчиком масла.
- Контроль за датчиком охлаждения.
- Обеспечение автоматического открывания дверей.
Замена предохранителей или всего блока
Для того чтобы менять предохранители, необходимо запомнить их расположение. Схема, которая должна быть указана на крышке блока, должна помочь. В первую очередь, решив поменять предохранители, стоит скинуть массу. В черном ящике должен находиться пинцет, который предусмотрен для замены предохранителей. С его помощью доставать и цеплять мелкие детали становится намного легче.
Чтобы понять, какой предохранитель требует замены, стоит взглянуть на схему, представленную на крышке блока. При полной замене блока нужно полностью отвинтить старую коробку и убрать из нее кроншейны. При этом нужно изучить, где и как соединены провода, чтобы потом их также присоединить к новому прибору.
Как производится замена троса ручного тормоза ВАЗ-2110
Старый и новый тип блока предохранителей ВАЗ-21099
Есть несколько видов предохранителей. Они могут быть старых или новых образцов. Отличаются данные природы своим расположением и формой. При замене старого блока на новый может появиться небольшая проблема. Вентилятор охлаждения двигателя начинает работать в непрерывном режиме. Такую ситуацию можно исправить самостоятельно. Нужно достать провод черного цвета, который выходит из питания вентилятора, и изолировать его. Кроме этого, необходимо сделать то же самое и с черно-белым проводом, который выходит от индикатора включения вентилятора. Клеммы, которые освободились, необходимо соединить одним проводом, после чего прикрепить к ним аккумуляторную клемму.
БП старого типа
Чтобы вы могли быть ознакомлены как с БП старого, так и нового образца, рассмотрим электрическую схему и назначение каждой отдельной коробки.
Устройство старого типа для ВАЗ 2108Предназначение предохранителей в блоке старого типа
Также необходимо рассказать нашим читателям и о назначении реле.
Номер | Предназначение |
1 | Обеспечивает работоспособность компонента, предназначенных для очистки передних фар. |
2 | Данный компонент предназначен для обеспечения функциональности моторчика для очистки заднего стекла. |
3 | Этот ПП предназначен для защиты от поломки лампочек фар поворотников и аварийной сигнализации. |
4 | Реле обеспечивает функционирование двигатель дворников для ветрового стекла. |
5 | При помощи этого разъема для реле можно определить работоспособность лампы дальнего или ближнего света, лампочки салона. Для этого нужно только подключить лампу к гнезду. |
6 | Данное реле обеспечивает функционирование обогревателя стекла заднего вида. |
8 | Обеспечивает функционирование лампочек дальнего света. |
9 | Отвечает за работоспособность фонарей ближнего света. |
11 | Отвечает за функционирование вентилятора системы охлаждения. |
12 | Рулевой гудок. |
Блок нового типа
Ниже рассмотрим электросхему и предназначение элементов БП нового образца.
Схема компонентов БП нового образца
Также рассмотрим назначение каждого компонента БП.
Предназначение предохранителей в блоке нового типа
Ниже представлена таблица назначение компонентов в БП нового образца.
Номер | За что отвечает |
К1 | Данное реле обеспечивает функционирование омывателя заднего стекла. |
К2 | Обеспечивает работу ламп поворотников, а также аварийной сигнализации. |
К3 | Предназначение этой детали заключается в обеспечении работоспособности мотора очистителя ветрового стекла. |
К4 | Этот компонент обеспечивает функционирование лампочек стоп-огней, а также габаритов автомобиля. |
К5 | Данный компонент отвечает за функционирование лампочек дальнего света. |
К6 | Данный компонент отвечает за работоспособность очистителя передних фар. |
К7 | Седьмой по счету элемент обеспечивает функционирование движка для транспортных средств, оборудованных электрическими стеклоподъемниками. |
К8 | Обеспечивает функционирование рулевого гудка. |
К9 | Данное реле предназначено для защиты вентилятора системы охлаждения. |
К11 | Отвечает за функциональность механизма устройства обогрева заднего стекла. |
К12 | Обеспечивает работоспособность фонарей ближнего света. |
Пошаговая инструкция по замене
Непосредственно сама процедура замены в машинах с БП нового и старого образца фактически ничем не отличается. Разница есть только в назначении компонентов блока.
Для начала необходимо открыть капот и отключить от питания аккумулятор. Любые работы по замене элементов, или в принципе связанные с электрикой, следует производить при отключенной АКБ.
В районе ветрового стекла, напротив водительского места, вам нужно найти ваш БП. Он скрывается за пластмассовой накладкой. Произведите демонтаж крышки, чтобы добраться до ПП.
С обратной стороны пластиковой накладки вы увидите нанесенную на крышку схему устройств, где размечено место нахождения, а также предназначение каждого предохранителя. К примеру, вам необходимо произвести смену элемента, обеспечивающего работу лампочек габаритов, освещения в салоне или топливного насоса. Чтобы найти вышедший из строя компонент, воспользуйтесь этим материалом или схемой, нанесенной на обратную сторону крышки. Для демонтажа ПП извлеките его при помощи специального пинцета. Если вам необходимо заменить реле, то вытащите его, покачивая вверх и вниз.
Замените вышедший из строя элемент на новый
Обратите внимание на номинал – он должен совпадать в обоих случаях. не забудьте подключить аккумулятор.
Откройте капот и найдите БП, установленный под ветровым стеклом в районе водительского места. Отогните защелки блока и отсоедините фиксаторы, после чего демонтируйте крышку БП. При помощи пинцета демонтируйте выгоревший компонент. Определите неработоспособность элемента по выгоревшей плавкой нити. На место вышедшей из строя детали установите новую, при этом соблюдая цифровой номинал, указанный на пластиковом корпусе.
Видео «Переделка БП на примере ВАЗ 2109»
В данном видео показана процедура переделки БП старого типа на новый на примере автомобиля ВАЗ 2109.
Была ли эта статья полезна?Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Особенности обслуживания монтажного блока
Иногда в автомобиле требуется полная замена неисправного монтажного блока. С этим делом легко можно справиться своими силами. Достаточно обзавестись требуемым инструментом, схемой и получить необходимые знания.
В автомобилях ВАЗ 21099 монтажный блок меняется в несколько действий.
- Открутить и снять крышку.
- Снять кожух с колодки (с проводами), затем отсоединить и саму колодку.
- Открутить непосредственно сам блок, приподнять его и отсоединить все колодки на нем. На этом этапе желательно запоминать или схематично зарисовывать, что откуда отсоединяется.
- Теперь новый блок устанавливается на место старого, все провода подсоединяются по схеме.
Ремонт блока предохранителей
Из-за того, что на автомобиле ВАЗ 21099 блок предохранителей находится в очень неудачном месте и часто причиной его неисправности является намокание, нужно особо внимательно следить за защитой узла от влаги. Что делать, чтобы не допустить намокания?
- Содержать систему в чистоте, периодически удалять забившиеся листья и прочий мусор из сливного отверстия рядом с монтажным блоком.
- Тщательно загерметизировать пластиковую перегородку над блоком.
- Затянуть крепления на блоке предохранителей.
- Накрыть блок подручными средствами. Например, можно использовать кусок камеры или разрезанную вдоль 5-литровую бутыль из-под воды.
Надежная защита монтажного блока избавит от поломок и быстрого износа и остальные узлы электроцепи. Все элементы автомобиля между собой взаимосвязаны. И генератор, и аккумуляторная батарея, и стартер — все они могут испортиться и требовать замены по причине выхода из строя монтажного блока.
Расположение реле и предохранителей в блоке Ваз 2108 старого образца
С 1998 г. на часть автомобилей взамен блока 17.3722 устанавливаются монтажные блоки 2114-3722010-60 или 2114-3722010-10, 2114-3722010-18 с ножевыми предохранителями. Новые блоки отличаются от старого номиналом и обозначением предохранителей, обозначением реле и разъемов (буква X вместо Ш), а также отсутствием реле времени омывателя заднего стекла и реле электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (на эти автомобили устанавливается датчик-выключатель нового типа, его контакты рассчитаны на большой ток, поэтому необходимость в реле отпала). Для отличия блока 2114-3722010-60 для семейства ВАЗ-2108 (в цепь питания обмотки возбуждения генератора включены резисторы и диод) от внешне похожего блока для ВАЗ-2115 на нем имеется белая метка около разъема XII.
До 1986 г. лампы противотуманного света в задних фонарях и контрольная лампа противотуманного света защищались предохранителем № 15 монтажного блока. С 1986 г. они защищены отдельным предохранителем, расположенным в жгуте проводов около выключателя противотуманного света. Этот предохранитель рассчитан на ток 8 А и находится в отдельном пластмассовом корпусе.
Схема блока предохранителей Ваз 2109 старого образца
№ | А | Назначение |
1 | 8 | Правая противотуманная фара |
2 | 8 | Левая противотуманная фара |
3 | 8 | Очистители фар (в момент включения) Реле включения очистителей фар (контакты) Клапан включения омыва фар |
4 | 16 | Электродвигатель очистителя фар Реле очистителя фар (обмотка) Электродвигатель отопителя Электродвигатель омыва стекол Электродвигатель очистителя заднего стекла Реле времени омыва заднего стекла Клапан включения омыва ветрового и заднего стекол Обмотка реле включения электровентилятора системы охлаждения Обмотка реле включения обогрева заднего стекла Контрольная лампа обогрева заднего стекла Лампа освещения вещевого ящика |
5 | 8 | Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа Задние фонари (лампы света заднего хода) Контрольная лампа резерва топлива, давления масла, стояночного тормоза, уровня тормозной жидкости, воздушной заслонки карбюратора Вольтметр и контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла Обмотка возбуждения генератора (при пуске) Лампа светового табло “STOP” Указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива |
6 | 8 | Задние фонари (лампы стоп-сигнала) Плафон внутреннего освещения кузова Электростеклоподъемники и реле включения электростеклоподъемников |
7 | 8 | Фонари освещения номерного знака Подкапотная лампа Контрольная лампа включения габаритного освещения Лампа освещения приборов и лампа освещения прикуривателя Табло подсветки рычагов отопителя |
8 | 16 | Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле его включения (контакты) Звуковой сигнал и реле его включения |
9 | 8 | Левая фара (габаритный свет) Левый задний фонарь (габаритный свет) |
10 | 8 | Правая фара (габаритный свет) Правый задний фонарь (габаритный свет) |
11 | 8 | Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации) Контрольная лампа аварийной сигнализации |
12 | 16 | Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогреваПрикуриватель Штепсельная розетка для переносной лампы |
13 | 8 | Правая фара (дальний свет) |
14 | 8 | Левая фара (дальний свет) Контрольная лампа включения дальнего света фар |
15 | 8 | Левая фара (ближний свет) |
16 | 8 | Правая фара (ближний свет) |
Реле | ||
К1 | Реле времени омыва заднего стекла (451.3747 / 2108-3747110, 2108-3747110-06) | |
К2 | Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (493.3747 / 2108-3747010-02) | |
К3 | Реле-прерыватель стеклоочистителя (522.3747 / 2108-3747710) | |
К4 | Контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп Реле контроля целостности ламп (4402.3747 / 21083-3747410, 21083-3747410-06) |
|
К5 | Реле включения дальнего света фар (113.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) | |
К6 | Реле очистителя фар (112.3747 / 2105-3747210, 2105-3747210-02) | |
К7 | Реле стеклоподъемников (13.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) | |
К8 | Реле включения звуковых сигналов (13.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) | |
К9 | Реле включения электровентилятора охлаждения (13.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) | |
К10 | Реле включения обогрева заднего стекла (13.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) | |
К11 | Реле включения ближнего света фар (13.3747 / 2105-3747210-10, 2105-3747210-12) |
Кратко о предназначении блока реле и предохранителей
Монтажный блок ВАЗ 21099 объединяет в себе все важные участки электрических цепей, снабжая их необходимыми реле и предохранителями. Также это устройство упрощает сборку и ремонт цепей благодаря тому, что все пучки проводов и реле находятся в одном месте и их легко заменить. При неисправности электрооборудования происходит увеличение силы тока в узле, отвечающем за это оборудование, и случается короткое замыкание.
Проволока, которая пропускает через себя ток к предохранителю, перегорает и расплавляется. При это она вызывает обрыв цепи и отключение прибора, сохраняя его целостность. Иными словами, предохранители защищают основные детали от перегорания в момент, когда происходит короткое замыкание. Часто на автомобилях ВАЗ 21099 можно встретить термобиметаллические предохранители многоразового действия.
Они состоят из парных пластин с серебряными контактами на концах. Их преимущество заключается в том, что при нагревании пластины разгибаются, размыкая контакт, а при остывании снова замыкают его, возвращаясь в исходное положение. Благодаря такому действию предохранитель служит дольше, и менять его после каждого замыкания не требуется. Такие предохранители обычно используются для защиты фар.
Некоторые термобиметаллические пластины не возвращаются в исходное положение при остывании. В этом случае владельцу автомобиля нужно самому нажать на кнопку после устранения причины короткого замыкания.
Демонтированный блок
Буквой F обозначают непосредственно предохранители с порядковым номером, а символом К и соответствующим номером — приборы. Схема обозначения предохранителей:
- F1 — отвечает за омыватель фар (10 А);
- F2 — аварийки и их реле-прерыватель (10 А);
- F3 — свет в салоне и фары сзади (10 А);
- F4 — реле, отвечающее за обогрев стекла, находящегося сзади, разъем для лампы-переноски и прикуриватель (20 А);
- F5 — вентилятор охлаждения ДВС (в старых моделях блока) и сигнал клаксона (20 А);
- F6 — подъемники стекол (30 А);
- F7 — насос для омывателя и свет в бардачке (30 А);
- F8 и F9 — противотуманки (7,5 А);
- F11 — задняя фара справа и габарит (7,5 А);
- F12 и 13 — фары ближнего света и фара справа (7,5 А);
- F14 и 15 — фары дальнего света слева (7,5 А);
- F16 — указатели поворота, генератор и индикатор уровня тормозной жидкости, датчик, указывающий на наличие давления масла, датчик включенного ручника, датчик наличия жидкости охлаждения, а также автоматическое открытие дверей, защита карбюраторной воздушной заслонки (15 А).
Процесс снятия и замены предохранителей
Ниже представлена подробная инструкция на тему, как произвести смену предохранительных устройств в разных блоках.
ВАЗ 21099 выпуска до 1998 года
Процедура замены выполняется так:
- Выключите зажигание в машине, откройте капот и ослабьте болт, фиксирующий минусовую клемму АКБ. После этого контакт от АКБ отсоединяется.
- Найдите место монтажаблока. Демонтируйте крышку, отжав фиксаторы, крепящие ее.
- На обратной стороне пластиковой накладки блока нанесена схема, где отмечено место расположения предохранительных деталей. По ней вы сможете понять, за что отвечают конкретные детали.
- Чтобы произвести смену реле, извлеките вышедший из строя элемент, раскачивая его вниз и вверх. Демонтируйте перегоревшую деталь и установите новое реле. При замене обязательно соблюдайте место установки контактов.
- Если необходимо поменять предохранительное устройство, то сначала рекомендуем определить причину его поломки. В случае когда деталь отработала свой срок службы, извлеките ее из посадочного места. Иногда причина заключается в скачках напряжения в бортовой сети. К примеру, если вы установили в прикуриватель тройник или разветвитель, то при подключении нескольких устройств, потребляющих много тока, может произойти перенапряжение. Это приведет к замыканию и перегоранию предохранителя. Необходимо избавиться от проблемы и только после этого менять устройство. При замене обязательно соблюдайте номинал.
- Установите на место крышку предохранительного блока, подключите минусовую клемму аккумуляторной батареи. Проверьте работоспособность оборудования.
Канал ВАЗ 2109 опубликовал ролик, в котором продемонстрирована процедура демонтажа блока на «Девятке». У модели ВАЗ 21099 процесс снятия будет выглядеть идентично.
ВАЗ 21099 выпуска после 1998 года
Процедура замены устройств на новых версиях блоков производится следующим образом:
- Отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи, чтобы не допустить замыкания в процессе выполнения работ.
- Найдите место монтажа БП. Он монтируется там же, в моторном отсеке девяносто девятой модели. Демонтируйте черную крышку, чтобы получить доступ к деталям. Сами крепления крышки располагаются сбоку, рядом с крылом машины.
- На тыльной части крышки также есть схема. Осмотрите ее и определите сломавшуюся деталь, чтобы сменить на новую. Для снятия воспользуйтесь щипцами, которые находятся под крышкой БП в устройствах нового типа. Процесс снятия реле выполняется так же, как в случае с блоком старого образца. Необходимо руками извлечь перегоревшую деталь, раскачивая ее в разные стороны. Будьте аккуратны, чтобы не повредить контакты устройства.
- Поставьте в гнездо новую деталь.
- Подсоедините контакты батареи и проверьте работу всех приборов и устройств.
Загрузка …
Неисправности и схемы блоков
Несмотря на некоторые отличия, неисправности всех моделей подобных блоков одинаковы:
- окисление контактов;
- замыкание из-за грязи.
Попадая внутрь корпуса монтажного блока, вода смешивается с пылью и образует грязь, которая со временем расползается по нижней или верхней части монтажной платы. Неисправности монтажного блока нередко очень похожи на поломки других электрических систем автомобиля, поэтому точно установить причину можно лишь после демонтажа и вскрытия блока.
Необходимо снять и проверить монтажный блок, если наблюдаются следующие неисправности:
- нестабильная работа фар или произвольное включение/выключение/переключение режима;
- проблемы с магнитолой;
- периодически пропадающее зажигание;
- нечеткая работа дворников или омывателей;
- нечеткая работа звукового сигнала;
- неправильная или нечеткая работа указателей поворота.
Основные процедуры снятия монтажного блока любой модели одинаковы. Чтобы снять монтажный блок сделайте следующее:
- Снимите минусовую клемму аккумулятора.
- Открутите две гайки по бокам блока (он расположен с водительской стороны подкапотного пространства над вакуумным усилителем тормозов).
- Приподнимите блок насколько возможно и вытащите все разъемы снизу.
- Установку проводите в обратном порядке. Сначала вставьте все разъемы, затем прикрутите гайки.
Как разобрать и собрать
Прежде чем разбирать монтажный блок, распечатайте фотографию или схему установки предохранителей и реле, а также пометьте или запишите, где какие реле установлены, потому что описание деталей, которое присутствует на внутренней стороне крышки, не всегда помогает.
- Снимите крышку. Для этого на старой модели блока отстегните по одной защелке с каждого бока, на новой модели отстегните по две защелки с каждого блока.
- Вытащите все реле и предохранители. В новой модели присутствует специальный пинцет, который помогает вытаскивать предохранители, он расположен рядом с реле указателя поворотов.
- После этого выкручивайте саморезы, которые соединяют обе половины корпуса.
На большинстве блоков старых моделей саморезы установлены сверху. На большинстве новых снизу. Но бывает и наоборот, ведь блоки производит не только АВТОВАЗ. С помощью тонкой плоской отвертки разъедините обе половины корпуса. Если разъединить не получается, убедитесь, что выкрутили все саморезы и попробуйте вставить отвертку в другом месте. Раскрыв корпус, извлеките печатную плату с установленными на ней разъемами. Сборку проводите в обратном порядке. Сначала установите печатную плату на крепления одной половины корпуса, затем наденьте вторую половину и плавно сожмите их так, чтобы они соединились. Если соединить половинки корпуса не получается, разберите их и убедитесь, что печатная плата стоит на месте, после чего повторите сборку. Затем зафиксируйте половинки корпуса саморезами.
Как отремонтировать
Внимательно осмотрите дорожки печатной платы. Если где-то обнаружили грязь между дорожками, увлажните ее с помощью жидкости для снятия лака и кисточки. Убедитесь, что лак не растворяет кисточку. После того как удалили всю грязь, тщательно протрите дорожки спиртом и просушите сжатым воздухом. Эту операцию выполните с обеих сторон печатной платы. Осмотрите все разъемы.
Если обнаружили грязь или окисление, замените их. Если вы не обладаете необходимыми знаниями, инструментами или запчастями для этого, обратитесь к автоэлектрику. Не обрабатывайте разъемы спреями для очистки контактов, велика вероятность, что часть контактов не удастся очистить с первого раза. К тому же, спрей не поможет восстановить контакт, если изношены или ослабели прижимные пластины (лепестки). Если печатную плату отремонтировать не удается, а новый блок стоит дорого, купите и установите новую печатную плату. Перед этим убедитесь, что она подходит для вашего блока, для чего сравните каталожный номер вашего блока и того, для которого предназначена плата.
Несколько слов о самих предохранителях
Предохранитель — это просто кусок проводника с определенным сопротивлением и максимально допустимой критической нагрузкой. Если указанный диапазон преодолеть — внутренняя его часть попросту перегорает, и электрическая цепь разрывается, предотвращая возгорание проводки (и ее изоляции).
В автомобиле для каждой из электрических цепей устанавливаются свои предельные значения по силе тока. Например, тот, что отвечает за работу прикуривателя ВАЗ, рассчитан на 20 Ампер. Естественно, если сюда поставить предохранитель меньшего номинала, то он при малейшей превышении своей нормы попросту перегорит. Если поставить с большим номиналом, то при преодолении допустимой величины произойдет возгорание электропроводки. Поэтому делать так недопустимо и считается нарушением элементарных норм безопасности эксплуатации транспортного средства.
В блок предохранителей ВАЗ 21099 непосредственно с завода изначально ставятся запасные. Располагаются они по обе стороны от основной платы. В ВАЗ 2108 — точно так же, но там во внутрь салона вынесены только реле, отвечающие за работу бензонасоса и подогрева заднего стекла (а также магнитолы).
Интересно то, что наибольшая возможная нагрузка для блока предохранителей приходится на цепь, соединяющую электрические подъемники стекол. Там максимальная сила тока может быть 30 Ампер. В блоках нового образца его заменили на стандарт в 20 Ампер.
Как правильно заменять предохранители? Для этого понадобится:
- выключить мотор;
- снять минусовую клемму с аккумулятора. Желательно еще подождать несколько минут для устранения остаточного напряжения;
- снять крышку блока предохранителей 2109;
- при помощи мультиметра найти вышедший из строя предохранитель;
- проверить цепь на наличие короткого замыкания;
- поставить новый предохранитель;
- подать напряжение на цепь и удостовериться, что повторного перегруза не произошло.
Ни в коем случае нельзя проводить ремонт с применением неоригинальных комплектующих, и уж тем более их заменяя на сторонние проводники. Среди российских водителей есть популярная тенденция вместо предохранителя ставить 5-копеечные монеты (это можно выполнить на «девятке» старого образца). Делая это, нужно отдавать себе отчет, что можно не только сжечь всю электронику автомобиля, но и вызвать пожар!
Замена предохранителей или всего блока
Для того чтобы менять предохранители, необходимо запомнить их расположение. Схема, которая должна быть указана на крышке блока, должна помочь. В первую очередь, решив поменять предохранители, стоит скинуть массу. В черном ящике должен находиться пинцет, который предусмотрен для замены предохранителей. С его помощью доставать и цеплять мелкие детали становится намного легче.
В большинстве случаев в автомобиле марки Ваз 2109 все электрические цепи защищены многоразовыми предохранителями. Дабы избежать их поисков по всему автомобилю, инженерами АвтоВаза был придуман и введен в действия блок предохранителей, который находится под капотом в ближней части к водителю. С течением десятилетий выяснилось, что место было не продуманным, потому у автолюбителей начали возникать вопросы по поводу этого блока.
Во первых, блок предохранителей в большинстве случаев просто напросто заливает и либо он сгорает, либо начинают окисляться контакты. Во вторых, чтобы заменить перегоревший предохранитель, водителю приходится открывать капот и выходить с автомобиля в лютый сибирский мороз. По этому поводу инженеры исправились только в 10 модели Ваза. Блок предохранителей Ваз 2110 находится в салоне автомобиля снизу возле левой руки водителя, что дается ему ряд преимуществ:
- Залить его не возможно.
- Окисление происходит в меньшей степени из за минимального перепада температуры.
- Легкость замены перегоревшего предохранителя.
Если Вы зашли зайти, где находится реле печки на Ваз 2109, то я хочу вас огорчить. Реле печки не существует, есть реле зажигания с которому подключена печка ваз 2109.
Особенности старого и нового образцов
Существует два блока предохранителей ВАЗ 21099: старого и нового образцов. Их отличие заключается в расположении предохранителей и их форме. На старых стоят предохранители пальчикового (цилиндрического) образца, а на новых устанавливаются флажковые (ножевые) предохранители. К тому же при замене блока со старого на новый наблюдается небольшой минус в работе вентилятора охлаждения двигателя, который начинает функционировать в постоянном режиме.
Что делать? Исправить ситуацию своими руками. На моделях ВАЗ 21099 карбюратор достаточно извлечь и изолировать черный провод, выходящий из питания вентилятора, и черно-белый провод, выходящий от индикатора включения вентилятора. Освободившиеся клеммы соединить проводником и прикрепить клемму от аккумулятора.
На автомобиле ВАЗ 21099 инжектор при замене старого блока на новый для системы охлаждения двигателя необходимо установить специальное дополнительное реле. Схема его установки подробно описывается во многих руководствах по ремонту автомобилей ВАЗ 21099.
Снятие и замена предохранителей
Если произошёл отказ какого-либо элемента электрооборудования автомобиля, в первую очередь проверяют исправность плавкой вставки или электромагнитного реле. Для этого снимают защитную крышку БП. Она легко отсоединяется после отжатия двух фиксаторов по бокам блока. На обратной стороне крышки можно найти необходимые сведения о предохранителях и реле. Специалисты рекомендуют менять неисправные детали при отключённой аккумуляторной батарее.
Исправность плавких вставок проверяют осмотром или измерением сопротивления автомобильным тестером. Внешне не всегда можно обнаружить неисправность защитного прибора. Перед установкой новой плавкой вставки следует проверить цепи на наличие короткого замыкания. Если его не устранить, все предохранители будут перегорать.
Порядок проверки исправности предохранителей будет таков:
- Вынимают перегоревшую плавкую вставку.
- Измерительный прибор устанавливают в положение измерения сопротивления.
- Щупы прибора прикладывают к ножкам предохранителя и производят замеры.
- Сопротивление исправной детали должно быть близко к нулю.
- Если показания прибора указывают на бесконечность, элемент неисправен.
Конструкция предохранителей старого блока и новой модели отличается. Блок предохранителей ВАЗ 2109 старого образца оснащен цилиндрическими предохранителями. Извлекать их можно пальцами, но лучше это сделать щипцами, чтобы не получить ожоги. В комплектации блоков новой конструкции пинцет уже предусмотрен.
Цилиндрические предохранители старых блоков устанавливаются в гнёзда с пружинными фиксаторами. Эти фиксаторы часто окисляются, поэтому будет нелишним их почистить. Для этих целей хорошо подходит школьный ластик, спирт, одеколон или растворитель. Нельзя использовать наждачную бумагу. Желательно поджать фиксаторы, которые после сгорания плавкой вставки нагреваются и теряют свои свойства.
В БП новой конструкции устанавливают ножевые плавкие вставки. Они имеют на корпусе цифровое обозначение номинального тока, а также цветовую раскраску, что облегчает поиск и замену неисправного прибора. Для замены пинцетом охватывают неисправный прибор и раскачивают из стороны в сторону, одновременно вытягивая предохранитель вверх. После нескольких попыток это удастся сделать.
Загрузка …