Содержание
- 1 Закручиваем болты правильно
- 2 Обзор устройства динамометрических ключей
- 3 Конкретные модели
- 4 Виды
- 5 Как осуществляется измерение затяжки
- 6 Как выбрать динамометрический ключ?
- 7 Голосование за лучший динамометрический ключ
- 8 Основные резьбовые соединения в двигателе
- 9 Особенности использования ключа
- 10 Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше по конструкции и исполнению?
- 11 Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений
Закручиваем болты правильно
Любое резьбовое соединение рассчитано на определённый момент затяжки. Он регламентирован отраслевыми стандартами качества, например, «ОСТ 37.001.050–73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки» и руководящими документами заводов-изготовителей транспортных средств. Иностранные производители используют другие стандарты, но в основном они сходны с отечественными. Приведённая ниже информация будет излагаться, опираясь на российские стандарты.
До какой степени можно затягивать резьбовые соединения
Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны. Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:
Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:
- Немедленная деформация резьбы. Из-за слишком большого прилагаемого усилия происходит деформация и срыв резьбы на детали. Болт или гайка не подлежит дальнейшей эксплуатации, кроме того, возникнут определённые сложности при попытке открутить гайку для замены. Скорее всего, придётся воспользоваться дрелью или пилой по металлу, чтобы срезать гайку.
- Повреждение металла, скрытое от глаз. Может показаться, что гайка затянута правильно, однако из-за превышения предела текучести в болте или гайке происходят необратимые изменения: деформация, нарушения кристаллической решётки металла. Такой случай особенно опасен, так незаметен сразу, но через какое-то время трещина болта может привести к печальным последствиям.
Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом
Единица измерения — Паскаль либо кратные .
Это важный параметр, с помощью которого рассчитываются допустимые напряжения для пластичных материалов.
После прохождения предела текучести в металле образца начинают происходить необратимые изменения, перестраивается кристаллическая решётка металла, появляются значительные пластические деформации.
Wikipedia
Если же, напротив, недотянуть гайку с соответствующим моментом, через некоторое время она просто открутиться, что также может привести к нежелательным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендуется затягивать резьбовые соединения не «со всей силы», не от руки, а с умом, используя специальное оборудование.
Обзор устройства динамометрических ключей
1. Самый простой вариант. Принцип его работы устроен на изгибе рычага со и неподвижного указателя. Первый рычаг используется для передачи усилия на крепеж. Второй рычаг с одной стороны прикреплён к головке ключа, а с другой стороны свободен, служа указателем, который показывает значение крутящего момента в конкретный момент времени. На картинке показано устройство динамометрического ключа подобного вида.
Плюсы:
- Низкая стоимость;
- Начало контролируемого диапазона динамометрических ключей от 0 Нм;
- Шкала в обе стороны. Позволяет закручивать крепеж с правой и левой резьбой.
Недостатки:
- Низкая точность;
- Ключи данного вида не подлежат регулировке, поэтому со временем изнашиваются и теряют точность, что делает их использование бесполезным занятием;
- Невозможно работать в труднодоступных местах, так как необходимо всегда следить за затяжкой по ;
- Отсутствует храповый механизм, как у . Ключ необходимо всегда переставлять.
Данный вид ключей не способен обеспечить высокую точность работ, поэтому, чаще всего, используется для непрофессиональных слесарно-монтажных работ и для гаражного ремонта.
Устройство, конструкция и схема
2. Как устроен данный динамометрический ключ? Конструкция динамометрического ключа хорошо показана на картинке. В устройство таких ключей входит специальный пружинный механизм, который позволяет установить на инструменте необходимый крутящий момент и передать его на крепеж, не превысив выставленного значения. Еще одним обязательным условием таких ключей является наличие храпового механизма, как у обычной . С помощью шкал, которые расположены на корпусе ключа, необходимый момент затяжки выставляется заранее. Как только установленный момент затяжки будет достигнут, прозвучит щелчок и сработает фиксатор, который не позволит превысить выставленную силу момента.
удобен в работе, так как необходимо просто закручивать соединение до щелчка. Устроены таким образом, что имея ремкомплекты и запасные части могут быть отремонтированы. Как правило, схема конструкции определенной модели прилагается к инструменту.
Ключи имеют большую разновидность диапазонов крутящего момента от 5 до 3000 Нм. Размеры присоединительных приводов: 1/4, 3/8, 1/2, 3/4, и 1 1/2 дюйма.
Плюсы:
- Погрешность не выше 4%;
- Простота работы обеспечивается наличием храпового механизма;
- Крутящий момент устанавливается заранее и его не нужно контролировать. Как только он будет достигнут, ключ издаст характерный щелчок;
- Удобно использовать в труднодоступных местах;
- Ремонтопригоден;
- Некоторые модели могут работать с правой и левой резьбой.
Недостатки:
- Требуют проверки и калибровки;
- Храповый механизм может выйти из строя, но на некоторые модели имеются специальные ремкомплекты.
Для того, чтобы ключ не испытывал максимальные нагрузки и работал долго с минимальной погрешностью, его не нужно использовать в крайних значениях диапазона крутящего момента. Поэтому рекомендуется покупать ключи с перекрытием рабочих значений.
Можно сказать, что такой вид инструмента является самой популярной разновидностью динамометрических ключей для автомобиля и не только, так как они удобны в использовании и имеют невысокую стоимость.
Первые два вида относятся к
, которые измеряют крутящий момент за счет специальной конструкции или специального механизма. Обязательно они имеют шкалу для слежения или установки момента силы, поэтому относятся к шкальным динамометрическим ключам.
3. На первый взгляд, такой вид ключей выглядит как предыдущий, но он имеет больше возможностей. Специальный датчик ключа генерирует сигнал, который преобразуется в необходимую величину крутящего момента и выводится на экран электронного динамометрического ключа. Погрешность ключа минимальна за счет “начинки”. Необходимый момент силы выставляется на дисплее и при достижении установленного значения, ключ издает звуковой сигнал. Во время работы на экране выводится значение крутящего момента в реальном времени.
Плюсы:
- Вывод значений крутящего момента в разных значениях силы;
- Световая и звуковая индикация;
- Высокая точность;
- Возможность замерить крутящий момент у уже закрученного соединения;
- Двухстороннее действие: “по” и “против” часовой
- Не требует регулировки;
- Удобство работы за счет храпового механизма;
- Сохранение значений в память.
Недостатки:
- Высокая стоимость;
- Требует бережного использования;
Подобные ключи имеют большой функционал и высокую точность измерения, но из-за своей цены они используются в тех сферах, где установлены жесткие рамки по точности проводимых работ.
Конкретные модели
Согласно ГОСТ, динамометрические ключи должны выдерживать усилие до 60 Нм, после чего допускается их проскальзывание, разрушение металла зёва или даже излом рукояти. Однако некоторые операции требуют приложения намного больших усилий, поэтому на рынке присутствуют и модели, способные переносить по-настоящему огромные усилия
Также обращать внимание нужно и на твёрдость металла, из которого изготавливается динамометрический инструмент. Минимальным значением является 30HRC, хотя специалисты рекомендуют подбирать ключи, у которых этот показатель достигает 50–55 HRC и больше
Динамометрический ключ KABO
Второе заслуженное место занимает ключ известной многим марки KABO. Этот динамометрический инструмент отличается очень удобной регулировкой — в нём имеется два кольца настройки, одно из которых позволяет устанавливать значение с точностью до 10 Нм, а другое — всего до 1 Нм. Ключ имеет феноменальную точность — даже при максимальном уровне крутящего момента, равном 210 Нм, погрешность не превышает 2%.
Для удобства работы в нём также предусмотрен флажковый переключатель, который даёт возможность выбирать направление вращения. В сравнении с рассмотренной выше моделью этот динамометрический ключ имеет два недостатка, представленных ограниченным крутящим моментом и умеренной твёрдостью (45 HRC), которая обуславливает средний срок службы приспособления.
Если вам потребовался компактный динамометрический ключ, нужно обратить внимание на модель OVERHAUL OH3138, которая также выполнена в форм-факторе воротка с трещоткой. Предельное значение крутящего момента для этого устройства составляет 100 Нм, однако испытания показали, что даже полуторакратное превышение указанного значения не приводит к излому рукояти
Моментальный излом происходит только при резком приложении усилия более чем в 300 Нм, чего добиться при самостоятельном ремонте автомобиля практически невозможно. Преимуществом такой модели является и удобная прорезиненая рукоять, которая позволяет обходиться при затяжке наиболее прочных резьбовых соединений.
Если вы задумываетесь, какой динамометрический ключ выбрать, не расходуя много денег, обратите внимание на российскую продукцию — специалисты СТО неплохо отзываются об инструментах торговой марки «Мастак». Ключ с удлинённым воротком рассчитан на 210 Нм, причём он мог бы выдержать и большую нагрузку
Однако очень слабая рукоятка с твёрдостью, равной всего 32HRC — при большом усилии она может попросту отломаться, оставив вас без дорогостоящего ключа. Радует инструмент и погрешностью, которая не превышает 3% при достижении показателя в 30 Нм. Однако при меньших усилиях затяжки разница между фактическими показателями и требуемыми для ремонта может достигать 10%, что делает устройство доступным только для домашнего использования.
Виды
Существует несколько конструкций динамометрических ключей, отличающихся принципом действия и обеспечивающих ту или иную степень точности. Они используются для соединений разных степеней ответственности, хотя любой тип имеет относительно невысокую погрешность — максимальное значение 6–8 %. Ключи различаются по разным признакам:
- Тип индикации.
- Предельная величина допустимого усилия.
- Область использования.
Разные конструкции ключей используются как для быстрой затяжки соединений, так и для ответственных деталей, требующих высокой точности соблюдения условий монтажа. Они могут иметь заранее установленный момент, не поддающийся регулировке, или обладать способностью к настройке предельной величины прилагаемого усилия. Существуют также модели, где момент затяжки можно контролировать самостоятельно, в соответствии с прилагаемым усилием. Они удобны при работе с различными типами соединений, обладающими собственными требованиями к величине момента. Рассмотрим существующие типы этих ключей подробнее:
Электронный
Модели электронных динамометрических ключей оснащены специальным дисплеем, где отображается параметр
Электронные динамометрические ключи имеют цифровую жидкокристаллическую панель, показывающую величину усилия в данный момент. Точность таких устройств позволяет контролировать усилие вплоть до сотых долей Нм, что позволяет использовать их в наиболее продвинутых и ответственных механизмах.
Стрелочный
Стрелочный механизм позволяет следить за усилием затяжки
Стрелочный механизм позволяет устанавливать нужное значение момента и самостоятельно контролировать усилие затяжки. Существует два варианта:
- С двумя стрелками, одна из которых показывает предельное значение, а другая — текущую величину прилагаемого усилия.
- С одной стрелкой, демонстрирующей усилие в данный момент времени.
В свою очередь, ключи с одной стрелкой делятся на индикаторные и измерительные. Первые имеют шкалу в виде круглого циферблата, усилие показывает стрелка, вращающаяся вокруг центральной оси. Измерительный ключ снабжён шкалой с делениями, расположенной поблизости от рукояти. Величину усилия показывает длинная стрелка, которая отклоняется от нулевого значения при затягивании болта. Оба варианта просты и удобны в пользовании, но требуют постоянного визуального контроля со стороны оператора.
Такие устройства имеют относительно высокую погрешность, поэтому не используются для работы с ответственными соединениями. Они не всегда удобны для работы в труднодоступных местах, но хороши тем, что наглядно демонстрируют величину усилия и позволяют легко корректировать момент. Стоимость таких ключей относительно низка, что добавляет популярности этому типу конструкции.
Рожкового типа
Нередко мастера выбирают ключи такого типа, т. к. в работе не всегда удаётся использовать накидную головку
Такие ключи имеют гнездо для установки сменных насадок рожкового типа. Многие пользователи отдают предпочтение этому типу, поскольку на практике не всегда удаётся использовать накидную головку, а рожковая насадка бывает удобна для работы в труднодоступных местах. Существуют разные модели, имеющие возможность установки только собственного набора насадок, или более универсальные образцы, способные работать с большим количеством сменных головок. Способ индикации может быть разный — от стрелочного типа до цифрового, щелчкового или предельного.
Щелчкового типа
Ключи щелчкового типа особенно удобны в сложных условиях работы, когда нет возможности контролировать показания
Щелчковые ключи считаются наиболее универсальным. Они являются излюбленным инструментом автомобилистов, так как дают возможность действовать в сложных условиях, не позволяющих вести визуальный контроль за показаниями. Индикация щелчкового типа даёт возможность ощутить момент достижения предельного значения момента затяжки. Щелчок не столько воспринимается на слух, сколько именно чувствуется рукой. Ключи имеют достаточную чувствительность — их погрешность не превышает 4%, вполне соответствуя требованиям к инструменту для ремонта автомобильных узлов и систем. Кроме того, стоимость такого инструмента не слишком высока, что способствует популярности щелчковых динамометрических ключей среди профессионалов и любителей.
Как осуществляется измерение затяжки
Чтобы корректно измерить затяжку при помощи самодельного прибора, необходимо выполнить несколько простых правил:
- Собрать прибор и привести его в рабочее состояние — прикрепить безмен к рукояти, выставить его на нулевое значение, при возможности — задать предел взвешивания с сигнализацией, а в конце — одеть необходимую насадку на рабочий орган устройства либо изначально выбрать рожковый ключ подходящей размерности.
- Накинуть ключ на гайку или болт. Прибор покажет точное значение только в том случае, если сопряжение с крепежом происходит напрямую через рычаг, а при участии одного или нескольких переходников и удлинителей при выдаче результата возможна погрешность до 5-8 %.
- Аккуратно потянуть безмен таким образом, чтобы его положение было строго перпендикулярно оси рычага, и показатель нагрузки не был искажён, раскладываясь на векторы.
- Если было достигнуто нормальное усилие, прибор подтвердит это результатом измерений, а гайка не шелохнётся. Если же затяжка не была достаточной, то крепёж провернётся вокруг своей оси до достижения требуемого крутящего момента.
Как выбрать динамометрический ключ?
При выборе динамометрического ключа рекомендуется ориентироваться на следующие моменты:
Диапазон крутящего момента. Если приспособление необходимо для работы с различными креплениями и частого применения, то лучше всего приобрести несколько изделий с разными показателями
Если же ключ нужен для конкретных работ, то важно уточнить актуальные показатели затяжки и при покупке приспособления ориентироваться на данные моменты.
Размер квадрата. В данном случае рекомендуется ориентироваться на виды крепежей, для которых будет использоваться ключ.
Вид инструмента и способ информирования о том, что достигнут необходимый предел
Регулируемая модель предельного типа издает щелчок, стрелочное приспособление не подает оповещающих сигналов, поэтому процесс придется контролировать самостоятельно. Электронные устройства издают особый звук, а некоторые изделия подают световой сигнал.
Точность измерений. Это показатель измеряется в процентах. Чем ниже процент, тем лучше.
Габариты инструмента. Не рекомендуется выбирать приспособления компактных размеров. Дело в том, что их диапазон ограничен, а прикладывать усилие к такому изделию весьма проблематично. Лучше всего использовать большие ключи, поскольку они позволяют затягивать крепежи до необходимого предела.
Материал изделия. Инструмент должен быть выполнен только из металла повышенной прочности. Только в этом случае он гарантирует хорошую затяжку крепежей и длительный эксплуатационный период.
Материал рукоятки. Некоторые изделия имеют металлическую ручку. Такой материал отличается долговечностью. Однако при этом следует учитывать, что металл будет постоянно выскальзывать из рук при попадании на него влаги или горюче-смазочных материалов. Именно поэтому лучше всего отдавать инструментам с металлической ручкой, которые имеют прорезиненную накладку, или же моделям с пластиковой рукояткой.
Читаемость шкалы и эргономичность рукоятки. От этого зависит удобство применения приспособления.
Направление движения инструмента. Это особенно важно для левшей, поскольку большинство моделей ориентированы под правую руку.
Наличие трещотки. Не все производители оснащают инструменты данными приспособлениями. По этой причине данные момент следует выяснить до покупки изделия.
Кнопка сброса. Основные требования к данному приспособлению – удобство расположения. При этом она должна быть размещена таким образом, чтобы на нее нельзя было нажать случайно во время работы.
Наличие комплектующих. Чем больше ключ имеет насадок, тем лучше. Однако при этом следует учесть, что каждая комплектующая увеличивает стоимость инструмента.
Футляр. Не обязательно приобретать инструмент с данным аксессуаром. Однако именно футляр обеспечивает удобство хранения и переноски ключа.
Гарантия от производителя. Это позволит заменить инструмент в случае его преждевременного выхода из строя.
Наличие сервисных центров в регионе проживания. Это позволит обратиться к специалистам производителя с целью настройки инструмента и по другим вопросам.
Доступность комплектующих. Если к инструменту сложно достать запасные части, то лучше отказаться от его покупки, поскольку если комплектующие будут утеряны или выйдут из строя, придется покупать новую модель.
Страна производства. Лучше всего отдавать предпочтение отечественным инструментам, поскольку они имеют более приемлемую стоимость. Главное – выбрать качественную модель. Можно также использовать инструменты немецкого и японского производства, но такие инструменты имеют высокую стоимость.
Цена. Качественный инструмент чаще всего имеет высокую стоимость. Однако из бюджетных моделей, входящий в наш рейтинг, можно подобрать подходящий вариант. Выбирая инструмент по стоимости, нужно, прежде всего, ориентироваться на размер бюджета.
Видео — Обзор динамометрических ключей
Так какой же динамометрический ключ для легкового автомобиля лучше всего выбрать? Если требуется предельный вид изделия, рекомендуем обратить внимание на модель BERGER BG-12TW. Если же нужно бюджетное стрелочное приспособление, можно использовать КМШ-140 НИЗ 2774-140
Если бюджет неограничен и требуется ключ с уникальной конструкцией, упакованный в фуляр, обратите внимание на вариант JTC 4933. По такому принципу вы без труда подберете подходящий ключ из нашего рейтинга.
Голосование за лучший динамометрический ключ
Какой бы вы выбрали динамометрический ключ или посоветовали?
KING TONY 34223-1A
21.74
%
(
5
)
Сохраните результаты голосования, чтобы не забыть!
Чтобы увидеть результаты, вам необходимо проголосовать
Основные резьбовые соединения в двигателе
Перечень основных резьбовых соединений двигателя и особенности их затягивания:
Головка блока цилиндров (ГБЦ)
Очень важный узел, поэтому при её креплении к блоку важно соблюдать не только момент затяжки, но и порядок затягивания болтов. Как правило, ГБЦ затягивается довольно большим моментом, начиная от центра блока к краям в несколько заходов
Обязательно уточняйте эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля (для каждой модели двигателя цифры и порядок могут быть различны)!
Клапанная крышка
Из-за того, что шпильки креплений клапанной крышки имеют маленький диаметр, при их затягивании следует соблюдать особую осторожность и не превышать необходимый момент. Порядок затягивания и момент также уточняйте в руководстве.
Свечи зажигания и свечи накаливания
Они затягиваются в произвольном порядке, но очень внимательно, так как в случае повреждения резьбы в двигателе потребуется дорогостоящий ремонт.
При затягивании форсунок также соблюдайте осторожность: из-за их небольшого диаметра легко повредить резьбу.
Затягивать подушки двигателя следует после полной установки двигателя, когда уже он своим весом держится на них. Если затянуть подушки до того, как двигатель полностью ляжет на них и будет убран домкрат, подушки быстро порвутся при эксплуатации.
Такой порядок затяжки ГБЦ чаще всего используется для рядных четырехцилиндровых двигателей
Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие.
Особенности использования ключа
Все ключи, которые приобретаются в магазине, должны иметь подробную инструкцию по применению. Производитель должен указать рекомендации по настройке устройства.
Для того чтобы избежать поломки и в полной мере воспользоваться всеми преимуществами приобретаемого устройства для закручивания крепежных элементов с контролем прилагаемой силы следует уделить внимание на нижеприведенные моменты:
- Рекомендуется при приобретении подбирать инструмент так, чтобы требуемое усилие находилось в рекомендуемом диапазоне, ближе к середине. Есть смысл в приобретении универсального устройства, которое подойдет для решения различных задач.
- Довольно распространенным вопросом можно назвать то, как проверить динамометрический ключ своими руками. Подобное устройство относится к измерительным, и его следует периодически проверять, корректировать значение получаемых показателей.
- Если при эксплуатации превысить максимальное значение прилагаемого усилия, то велика вероятность появления неисправности. Поэтому крайне не рекомендуется превышать максимальный показатель, указываемый производителем в инструкции по применению или нанесенный на шкале измерения.
- Многие модели предназначены для бережного использования. Другими словами, удары и другое воздействие может стать причиной появления дефектов корпуса. Именно поэтому после каждого применения рекомендуется проводить осмотр конструкции на предмет появления неисправности. Своевременный ремонт позволяет продлить срок эксплуатации изделия.
- Хранить изделие следует в соответствии с рекомендациями производителя.
Что касается самодельного варианта исполнения конструкции, то она менее прихотливая в применении и хранении. Слабым звеном можно назвать весы, которые восприимчивы к ударам и другому небрежному отношению. Именно поэтому после использования самодельного ключа рекомендуется его разобрать и хранить динамометр в защитном контейнере.
Доброго всем! Расскажите пожалуйста или дайте ссылку на сайт — интересует устройство динаметрического ключа с ограничением по щелчку (ключ типа трещётки, рукоять со шкалой). Спасибо.
Сообщите эл.почту кину схемку принципиальную своих ключей (в принципе все в аналоге) но могут быть незначительные отличия.
Могу я много балаболить, в неправде же никто не обвинял.
Спасибо, отправил в личку.
Получил, огромное спасибо.
Сломали мне динамометрический ключ Force, щелчек слышен только при откручивании, разобрал, вроде все целое, единствнное так и не допер за сект чего должен быть щелчек при затяжке. Скиньте плиз схему ключа на lazovit@km.ru Заранее благодарен.
А на ifolder можно? Или это информация закрытая, только «для своих»? На всякий случай warhamster@inbox.ru — может, и мне перепадет случайно.
Может, и мне кто-нибудь кинет динамометрическую косточку? [
]( ) ygbspb@rambler.ru
Warhamster Пасиб.
Да простое там устройство,система разноплечих рычагов, подпирается пружиной,которая регулирует момент срабатывания.
Вот и весь секрет.
При самостоятельном ремонте или обслуживании транспортного средства требуется использовать достаточно обширный перечень инструментов. Это во многом зависит от того, какие именно задачи необходимо выполнить автовладельцу.
Некоторые узлы собирают сравнительно грубо, то есть требуется максимально прочно затянуть соединения с расчётом на то, что в дальнейшем вы также сможете демонтировать крепёжные элементы. Здесь особой роли не играет, какое конкретно усилие будет прикладываться.
Но есть такие элементы автомобиля, где крайне важно дозировать усилия при затяжке соединительных компонентов. В противном случае это приведёт к поломкам, разгерметизации, утечкам и прочим неприятностям. Причём сильно затянутые соединения не менее опасны, чем не докрученный крепёж
И это важно понимать
Причём сильно затянутые соединения не менее опасны, чем не докрученный крепёж
И это важно понимать
Для решения подобных задач требуется специальный динамометрический ключ. Он бывает нескольких разновидностей, что позволяет подобрать оптимальный вариант инструмента для той или иной ситуации. Если в гаражных условиях обычные автовладельцы предпочитают в основном щелчковые и стрелочные устройства, то для сотрудников автосервиса объективно лучшим решением будет электронный ключ.
Выбрав инструмент, перед началом работ придётся внимательно разобраться в том, как правильно пользоваться динамометрическим ключом. Для этого нужно знать устройство, принцип работы девайса, а также понимать разницу между видами инструментов.
Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше по конструкции и исполнению?
Ручной и слесарный инструмент, в том числе и динамометрические ключи для автомобилей широко представлены в торговых точках. Делятся данные изделия на 4-5 видов и различаются: по исполнению, конструкции, принципу работы. В обзоре рассмотрим четыре типа динамометрических ключей четырех производителей, далее определим, какой лучше выбрать для ремонта автомобиля.
Динамометрический ключ предельного типа регулируемый
Предельный или щелчковый — распространенный тип динамометрического ключа. Функциональность и доступность в цене — главные качества. Работают по принципу предварительной установки значения крутящего момента. После достижения заданного значения срабатывает механизм, раздаются щелчки, далее ключ перестает передавать момент на головку. Конструкция представляет собой вид трещотки
, к которой присоединяется насадку на квадрат и фиксируется переключателем.
Погрешность точности такого ключа колеблется в пределах 3-5%, продаются и ключи поточнее, но их стоимость выше
При выборе предельного динамометрического ключа для автомобиля обращайте внимание на предел (интервал) момента, поэтому перед покупкой ориентируйтесь на потребности. Изучите регламентируемые моменты затягивания резьбовых соединений у автомобиля.
Средний диапазон min значений варьируется 0,5 -15 НМ, max 3 — 100 НМ и более
Из минусов приспособления отмечаем тот факт, что если нет опыта работы, то при срабатывании щелчкового механизма произойдёт перетяжка резьбы. Так же сбиваются регулировка после нескольких операций, поэтому за этим приходится следить.
Динамометрические ключи стрелочные
Динамометрический ключ со стрелочным индикатором, который показывает величину прикладываемой силы, работают по принципу динамометра. Устройство динамометра встроено в корпус, а стрелка и индикатор расположена сверху прибора. Квадрат для присоединения головок и насадок расположен на верхней части. Минус изделия заключается в том, что приходится улавливаться требуемое усилие, поэтому и точность приспособления ниже, чем у других типов специнструмента. Единственный ограничитель затяжки – это остановка стрелки при достижении нужной величины прикладываемой силы.
Для эксплуатации автомобиля это не лучший вариант, чаще «стрелочный» используют в других отраслях.
Плюсы данного изделия:
- Не высокая стоимость из-за конструкции.
- Повышенная прочность и надежность, так как инструмент выполнен из цельной и закаленной стали.
- Рабочий интервал ограничен только шкалой (0-300 Н*М).
Цифровой динамометрический ключ
Инструменты с цифровой индикацией – дорогостоящие, но является лучшими и точными, из-за полезных дополнений:
- встроенная память;
- разнообразие в настройке;
- подключение к компьютеру и калибровка;
- дата, время, марка автомобиля;
- количество использований ключа;
- вибрация или звуковой сигнал в процессе работы.
Конструкция цифрового приспособления для затяжки представлена на фото. Состоит тестируемый образец из стандартного корпуса, рабочей частью с присоединительным квадратом. Жесткий стержень с механическим устройством внутри нужен для определения момента, а так же внутри расположен связующий элемент-датчик для передачи данных на цифровой дисплей.
Ключ-адаптер динамометрический
Адаптер-динамометр – электронное устройство с механическим приводом, которое присоединяется к трещотке, на переходник вставляют головку или другую насадку. В зависимости от комплектации в набор содержит дополнительные переходники. Так же продаются наборы с несколькими адаптерами, которые различаются по интервалам моментов.
На адаптере расположен цифровой дисплей, а ещё кнопки, чтобы сделать настройку. Принцип работы схож с электронным изделием, описанным выше. Внутри стоят аккумуляторы, корпус выполняется из прочного пластика. Главный плюс адаптера — это универсальность. Стоимость сопоставима со среднестатистическим механическим динамометрическим ключом. Переходник популярен в 2016 году и будет одним лучших выборов при покупке, упростит обслуживание автомобиля.
Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений
Затяжка резьбового соединения должна делаться с таким усилием, чтобы исключить:
- неплотное прилегание сопрягаемых поверхностей скрепляющихся деталей;
- срыв ниток резьбы;
- механическое разрушение тела болта;
- проворачивание граней у гайки или головки болта;
- разрушение гравёрных шайб.
Любой материал, из которого сделан блок (головка цилиндров, крепёжные болты), имеет свой предел прочности. Именно наименьший предел прочности самого слабого звена в узле крепления определяет наибольшее усилие затяжки. Самое слабое звено в креплении головки блока цилиндров — болты (шпильки) и резьба в отверстиях блока. Их слабость определяется не столько прочностью материала их изготовления, сколько несопоставимыми размерами (диаметром) с габаритами, массой блока и головки цилиндров. Понятно, что для разрушения солидного чугунного блока или массивной дюралевой головки нужно приложить гораздо больше усилий, чем для разрыва тонкого болта, сделанного из высокопрочной легированной стали.
Какое усилие нужно прикладывать
Пороговое или предельное значение прочности ответственных деталей обычно даётся в паспортных данных двигателя. Там же приводятся значения максимальных усилий затяжки болтов крепления ГБЦ. Для выполнения затяжки с требуемым усилием служат специальные динамометрические ключи.
По способу регулирования и индикации динамометрические ключи делятся на следующие категории:
- Нерегулируемые с постоянным моментом затяжки. Они применяются для затяжки ГБЦ на конвейерах при сборке двигателей. Их достоинства — высокая надёжность.
- Регулируемые на предельный момент затяжки. Это так называемые трещотки с возможностью установки определённого момента затяжки. При достижении этого усилия трещотка срабатывает, и дальнейшее закручивание становится невозможным. Трещоточная насадка часто оснащается реверсом. В этом случае ей можно не только закручивать болты и гайки, но и откручивать их. Трещоткой комплектуются многие наборы головок.
- Со шкалой и стрелкой. Таким ключом можно вести затяжку резьбовых соединений с разными усилиями. Главные условия: нужно много свободного места и возможность удобного наблюдения за шкалой. Входит в набор инструментов слесарей-мотористов.
- Цифровая индикация в компактном приборе, измеряющем приложенное усилие. Очень точный, надёжный, удобный в работе инструмент. С его помощью можно затягивать болты крепления головки блока с точностью до сотых долей Нм непосредственно на двигателе автомобиля.
- Комбинация выставляемого усилия затяжки с контролем по цифровой или стрелочной индикации. Такие ключи защищают резьбу от прикладывания чрезмерного усилия затяжки, одновременно позволяя контролировать величину момента с помощью прибора индикации.
Общие правила затяжки креплений головки блока
У головок разных моделей двигателей параметры порядка и момента затяжки ГБЦ сильно отличаются друг от друга. Но есть общий набор универсальных правил, которые подойдут ко всем типам моторов:
- Затяжка головки блока ведётся согласно схеме, разработанной производителем двигателя.
- Момент затяжки болтов крепления или гаек также определён производителем и отражён в инструкции по эксплуатации этого легкового автомобиля.
- Затяжка ведётся исправным и калиброванным динамометрическим ключом.
- Болты крепления или шпильки с гайками используются в идеальном состоянии без повреждения резьбы и тела болта или шпильки. Резьба должна быть чистой, без зазубрин и заусенцев.
- Свою специфику имеют болты для затяжки головки блока типа TTY. У них указывается не момент силы, а установочный градус. Нужные сведения содержатся в инструкции по эксплуатации силового агрегата.
- В глухих отверстиях в блоке под болты ничего не должно находиться. Маслом следует поливать резьбу болта, а заливать смазку в «слепое» гнездо не рекомендуется.
- Перед использованием болтов следует произвести контрольную проверку их состояния. Если при воздействии на болт моментом в 20 кГм момент текучести не достигается — его нужно менять. Причина — повышенная прочность. Если наблюдается, что момент затяжки начал уменьшаться при нагрузке — это сигнал о начале разрушения болта. Его обязательно нужно менять.
- Прокладку головки блока для замены нужно покупать только оригинальную, потому что она не даёт усадки.