Содержание
- 1 Что нужно знать о ДПДЗ
- 2 Датчик положения дроссельной заслонки. Как проверить ДПДЗ ВАЗ 2110, устройство, признаки неисправности
- 3 Как диагностировать датчик положения дроссельной заслонки с помощью мультиметра
- 4 Замена и ремонт датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114
- 5 Виды и конструкция ДПДЗ
- 6 Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Замена ДПДЗ
- 7 Функциональность агрегата
- 8 Как заменить датчик положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?
- 9 Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
- 10 Неисправности
Что нужно знать о ДПДЗ
Где находится ДПДЗ ТПС, какие функции он выполняет и каковы симптомы неполадок? Перед тем, как найти поломку, предлагаем ознакомиться с основными характеристиками механизма и его принципом действия.
Предназначение и местонахождение
Итак, в чем заключается предназначение, и где находится датчик положения ДЗ? Непосредственно заслонка представляет собой конструктивный элемент впускной системы мотора. Она используется для регулировки объема поступающего воздушного потока, то есть благодаря ей формируется правильный состав горючей смеси. Предназначение датчика дроссельной заслонки заключается в передаче данных коллектора о состоянии пропускного клапана — оно может быть либо закрытым, либо открытым.
Схематическое устройство механизма
Где расположен ДПДЗ? Обычно эти устройства находятся в подкапотном отсеке, непосредственно на дроссельной магистрали. Они подключаются к оси заслонки. Если положение дроссельной заслонки не изменяется по каким-то причинам, это приведет к неправильному формированию топливовоздушной смеси, что, в свою очередь, отразится на работе двигателя.
Конструкция и принцип действия
По конструкции датчик дроссельной заслонки относится к типу резистивных приборов. Внутри устройства расположен специальный подвижный ползунок, который используется для перемещения по дугообразной плоскости. Эта плоскость совмещена с заслонкой. При нажатии на газ заслонка принимает открытое состояние, а сам токосъемник осуществляет вращение по поверхности резистивного устройства. В этот момент на потенциометре меняется сопротивление.
Принцип действия девайса довольно простой. При закрытом состоянии заслонки напряжение на ДПДЗ будет невысоким, но когда она открывается, это значение начинает расти. Самое высокое напряжение ДПДЗ появляется при открытой заслонке. С учетом данной информации блок управления автомобилем выбирает необходимый объем горючего для формирования топливовоздушной смеси (автор видео о симптомах поломки и замене регулятора — Иван Васильевич).
В зависимости от конструкции, в структуре механизма может использоваться магниторезистивный элемент. Такое девайс включает в свою конструкцию чувствительную составляющую, на нее устанавливается магнит, связанный с валом устройства. В результате того, что контакта между резистивным элементом и магнитом не будет, механизм является бесконтактным.
Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки функционирует немного по другому принципу. При открытии заслонки в механизме изменяется магнитное поле, в свою очередь, это способствует и изменению сопротивления чувствительной составляющей. Информация об этом также подается на управляющий узел, который формирует саму смесь.
Причины и первые признаки неисправности
Прежде чем заняться регулировкой, рекомендуем ознакомиться с причинами и признаками неисправности датчика.
Основные симптомы, которые указывают на то, что нужно осуществить регулировку или ремонт датчика положения дроссельной заслонки:
- Первостепенным признаком неисправности датчика положения дроссельной заслонки является нестабильная работа двигателя авто. Силовой агрегат может работать в нормальном режиме определенное время, но потом он внезапно будет глохнуть при переключении передач или езде накатом, на нейтральной скорости. В целом на холостых оборотах мотор будет функционировать нестабильно.
- При езде на первой или третьей передаче и нажатии на газ могут ощущаться провалы. Мощность двигателя может упасть, а затем она сама восстановится. Эти провалы могут ощущаться не системно, а периодически.
- Еще одним признаком неисправности датчика положения дроссельной заслонки является произвольная перегазовка, это происходит в тот момент, когда водитель жмет на газ. Также автомобиль в этом случае может и заглохнуть.
- Появление рывков, что особенно ощущается при наборе скорости. Как и другие симптомы, рывки могут то появляться, то исчезать (автор видео о диагностике устройства в гаражных условиях — канал Alex ZW).
https://youtube.com/watch?v=Yo4iu55VJLE
Датчик положения дроссельной заслонки. Как проверить ДПДЗ ВАЗ 2110, устройство, признаки неисправности
Если нажимать на педаль газа, клапан ДЗ поменяет угол расположения с нуля до 90 градусов. Это зависит только от степени нажатия педали. Чтобы синхронизировать подачу воздуха и топлива, управляющая электроника обязана знать, какое количество воздуха подаётся в камеру сгорания в конкретный момент. Именно для этого используется ДПДЗ. Он представляет собой несложный резистивный пoтенциометр, который закреплён на оси дросселя и перемещает бегунок по токопроводящему элементу, изменяя тем самым напряжение, подаваемое для контроля на ЭБУ.
Именно этот электрический потенциал воспринимается электронным блоком управления руководством к тому, сколько подавать топлива в камеру сгорания. Понятно, что любой сбой или несоответствие в уровне электрического импульса приводит к некорректной работе двигателя. Вот основные симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки:
- Загорается аварийная лампа.
- Потеря динамики на любых оборотах.
- Провалы в работе мотора, рывки при движении.
- Нестабильные обороты при нажатом акселераторе.
- Нестабильные, неконтролируемые холостые обороты.
Для синхронизации подачи воздуха и топлива, управляющая электроника должна знать количество воздуха подаётся в камеру сгорания — для этого используется датчик положения дроссельной заслонки
Кроме этого, могут возникнуть сложности с запуском двигателя. Симптомы довольно распространённые и могут говорить не только о неисправности датчика положения дросселя, тем не менее проверить этот датчик гораздо проще, чем искать ложные причины и тратить время и деньги впустую. Чтобы выяснить неисправности ДПДЗ и устранить поломки, достаточно вооружиться простейшим мультиметром и действовать по такому алгоритму:
- Перед тем, как проверить датчик положения дроссельной заслонки, необходимо проверить состояние самой заслонки — если она потеряла подвижность в результате загрязнения, признаки и симптомы поломки будут очень похожими.
- При помощи мультиметра в режиме измерения напряжения проверяем этот показатель на выводах устройства. Если включить зажигание и полностью закрыть заслонку, напряжение не должно превышать 0,7B.
- Таким же образом проверяется напряжение на выводах датчика при полностью открытой заслонке. Мультиметр должен показывать минимум 4B.
- После этого необходимо убедиться в том, что напряжение изменяется не скачкообразно, а плавно в ходе перемещения заслонки от минимального значения к максимальному. Если есть скачки и провалы в показаниях мультиметра, налицо износ резистивного слоя в корпусе. В этом случае только замена датчика положения ВАЗ 2110 исправит ситуацию.
- Следующим шагом станет проверка сопротивления резиcтивного слоя датчика. Для этого выключают зажигание и снимают провода с клемм. После этого переводят мультиметр в режим измерения сопротивления, подключаются к выводам устройства и перемещают заслонку из одного крайнего в другое крайнее положение. Сопротивление также должно изменяться плавно и без рывков. В противном случае, датчик неисправный.
Более наукоемким методом датчик может проверяться на специальном стенде или сканером ошибок. В этом случае определить неисправность куда проще — сканер может показать два кода ошибок:
- 0122 — когда напряжение на устройстве либо отсутствует, или ниже нормы;
- 0123 — напряжение выше номинала.
В первом случае стоит просто проверить контакты и целостность проводки, ведущей к датчику. Во втором проблема может оказаться в выходе из строя как самого ДПДЗ, так и управляющей электроники. Тем не менее проверка датчика своими руками мультиметром приносит нехудшие результаты.
Как диагностировать датчик положения дроссельной заслонки с помощью мультиметра
- Найдите ДПДЗ на вашем автомобиле. Поскольку он контролирует положение дроссельной заслонки, ищите датчик на её корпусе.
На рисунке ниже красная стрелка указывает на этот датчик.
В демонстрационных целях я удалил патрубок подачи воздуха, чтобы вы могли видеть, как устроен дроссельный узел. Это поможет вам при проверке датчика.
- В старых автомобилях на корпусе дроссельной заслонки используется механический рычаг, который соединен с педалью газа в салоне посредством тросового привода (на новых автомобилях применяется электронная педаль акселератора).
- В дроссельном узле установлена пластина (круговой диск), действующая как дверь для воздуха, попадающего в двигатель.
- При закрытом дросселе (педаль газа не нажата), заслонка находится в полностью закрытом состоянии.
В широко открытом дросселе (педаль газа прижимается к полу), заслонка полностью открыта, обеспечивая максимальную подачу воздуха в двигатель.
- Следующий шаг – обеспечение условий для правильной работы ДПДЗ. Для этого начните с отключения электрического разъема от датчика.
Подключите черный провод мультиметра к минусовой клемме аккумулятора и установите прибор в режим постоянного тока.
Начните измерение с одной стороны трехпроводного штекера. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не пытайтесь запустить автомобиль. Один провод должен отображать около 0 вольт. Как правило, это крайний левый или крайний правый контакт в вилке.
Измерьте напряжение на среднем контакте, к которому обычно подключен сигнальный провод. Он также должен отображать примерно 0 вольт.
Подключитесь к третьему контакту, который должен показать около 5 вольт. Это и есть наше опорное напряжение. Если при подключении к третьему контакту вы не видите на мультиметре 5 вольт, датчик положения дроссельной заслонки не получает требуемого напряжения, а это признак дефекта проводки ещё на пути к датчику. Проверьте её на наличие механических повреждений.
Важно отметить, что до тех пор, пока на одном контакте будет присутствовать 5 вольт и примерно 0 вольт на двух других, вы можете не переживать о целостности проводки. Помните, что сигнальный контакт обычно является средним в разъеме и запомните, где расположены 5 вольт и заземление
- Подсоедините разъем проводки к ДПДЗ и подключите к контактам сигнала и заземления щупы мультиметра, воспользовавшись скрепками (см. фото ниже).
- Подключите плюсовой (красный) щуп мультиметра к сигнальному проводу (средний контакт), а черный щуп – к заземляющему проводу. Установите мультиметр в режим постоянного тока (DCV)
При таком подключении на мультиметре должно быть примерно 0,9 вольт
Точные цифры могут отличаться, в зависимости от модели автомобиля.
Поверните рычаг корпуса дроссельной заслонки и обратите внимание на изменение напряжения. Если вам неудобно это сделать, можно положить мультиметр на лобовое стекло, повернув экраном к салону автомобиля, сесть за руль и нажимать на педаль газа
Результат будет аналогичным.
Если датчик положения дроссельной заслонки работает правильно, вы увидите плавное изменение от базового напряжения (в нашей ситуации примерно 0,9 вольта) до максимального значения (около 4,47В). Поверните рычаг или медленно нажмите педаль газа, постарайтесь увидеть «пики» напряжения. Резкие всплески или падения напряжения – это то, что нас интересует. К примеру, если вы нажали на педаль газа примерно наполовину и на дисплее отображается около 2,5 вольт, резкие всплески свыше 4 вольт или падения до 1 вольта свидетельствуют о неисправности ДПДЗ.
Это происходит по причине физического износа датчика дроссельной заслонки. Если вы обнаружили участок, на котором напряжение прыгает каждый раз, когда вы его проходите (либо по пути вверх, либо вниз), это является признаком износа резистора. Информация об этом всплеске напряжения передается на электронный блок управления, в результате чего компьютер думает, что вы резко нажали или отпустили педаль газа.
Если проверка ДПДЗ показала, что датчик неисправен, заменить его будет несложно. Как правило, он крепится всего двумя болтами. Необходимо лишь отключить электрический разъем, открутить крепежные болты, вытащить датчик и установить новый.
Замена и ремонт датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114
Как понять, что ДПДЗ ВАЗ 2114 сломался?
Признаки неисправности могут пересекаться с поломкой других датчиков, отвечающих за создание топливной смеси:
- завышенные обороты на холостом ходу;
- ухудшение приемистости автомобиля: можно легко заглохнуть при трогании с места;
- снижение мощности: загруженный автомобиль практически не тянет;
- при постепенном прибавлении «газа», мотор дергается, «проваливается» тяга;
- нестабильные холостые обороты;
- при смене передачи может заглохнуть двигатель.
Сломанный датчик ВАЗ 2114 (2115) может выдавать три вида искаженной информации:
- полное отсутствие информации;
- заслонка разблокирована;
- заслонка заблокирована.
В зависимости от этого симптомы неисправности могут меняться.
Виды и конструкция ДПДЗ
Схема дроссельной заслонки с механическим приводом: 1) патрубок подвода охлаждающей жидкости; 2) патрубок системы вентиляции картера; 3) патрубок отвода охлаждающей жидкости; 4) датчик положения дроссельной заслонки; 5) регулятор холостого хода; 6) патрубок системы улавливания паров бензина; 7) дроссельная заслонка.
Существует два типа датчика ПДЗ, которые используются на авто:
- контактный (потенциометр);
- бесконтактный (магниторезистивный).
Первый используется всем автопроизводителями, а второй продается отдельно и используется как альтернатива контактному элементу.
Любой потенциометр состоит из двух основных составляющих – ползунка (подвижный элемент) и резистивных дорожек, относительно которых осуществляется перемещение. Эти два элемента постоянно контактируют между собой.
Контактный ДПДЗ
Принцип работы такого датчика дроссельной заслонки очень прост. Ползунок имеет жесткое соединение с осью заслонки. При нажатии на акселератор, заслонка открывается, что приводит к проворачиванию оси, при этом перемещается и бегунок из-за чего изменяется длина резистивных дорожек которые задействованы в электрической цепи.
На этом датчике положения дросселя имеется три вывода для подключения проводки. Один из них – масса, а два других «плюсовые», но на один из них подводиться напряжение, а со второго снимается значение.
Устройство и принцип работы
А работает все так: при полностью закрытой заслонке, бегунок находится в крайнем положении, что обеспечивает на выходе минимальное напряжение – 0,5-0,7 В, поскольку в цепи задействован лишь небольшой участок дорожек. При нажатии на акселератор, заслонка начинает открываться, а бегунок перемещается, увеличивая длину резистивных дорожек, задействованных в цепи, из-за чего повышается сопротивление и прямо пропорционально ему – напряжение на выходе.
При полностью открытой заслонке – сопротивление максимально и показатель напряжения – тоже (4 В и выше). На все эти изменения напряжения и реагирует электронный блок.
Магниторезистивные ДПДЗ по конструкции несколько отличаются. Принцип его работы основан на изменении напряжения от воздействия магнитного поля. У такого датчика ПДЗ тоже присутствует бегунок, но он не контактирует с другой составной частью, у него установлен постоянный магнит. Второй же элемент датчика – электронный, и чувствительный к изменению магнитного поля, которое создает бегунок. То есть, работа такого достаточно проста – ось заслонки при открывании смещает бегунок, из-за чего магнитное поле тоже перемещается, а на это реагирует электронный элемент.
Магниторезистивные датчики дросселя являются более совершенными и реже ломаются, но и стоят они дороже обычных потенциометрических ДПДЗ. Но поскольку вторые – более распространены, то и в дальнейшем их и будем рассматривать.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Замена ДПДЗ
Благодаря тому, что в нашем веке автомобили оснащены инжекторными двигателями и имеют, так сказать, мозги. Они оснащены множеством различных датчиков, которые отвечают за большинство процессов. Это конечно очень хорошо и удобно, НО… При выходе из строя хотя бы одного, нарушается работа всего автомобиля, а именно это отражается на: расходе, мощности, динамике и т.п. В этом разделе мы рассмотрим, что же такое датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), как он выглядит, за что отвечает и как его поменять (в этом нет ничего сложного).
Вид датчика и его функции. Итак, данный датчик представлен на фото:
Для чего нужен ДПДЗ? Тут все просто, нужен он для того, чтобы управлять форсунками (подавать больше или меньше топлива), в зависимости от того на сколько открыта дроссельная заслонка.
Как и все части автомобиля, данный датчик имеет срок службы и имеет свойство выходить из строя. Конечно же, можно обратиться к в автомастерскую, и отдать лишних денег. А вообще замена ДПДЗ не сложное занятие и все сделать самому, при наличии всех инструментов вы потратите максимум 5 минут.
Этот датчик можно отнести к переменным резисторам – он имеет три контакта: 1) Питание (5 В) 2) Масса 3) Контроллер
Утапливая педаль газа, ДПДЗ смотрит на выходное напряжение и определяется с качеством смеси, учитывая при этом положение ДЗ (угол).
При выходе из строя этого датчика, его обязанности берет на себя датчик массового расхода воздуха.
Неисправности ДПДЗ. 1) Первым делом, что вы можете ощутить при поломке ДПДЗ – это плавание оборотов. Причем бывают такие ситуации, когда двигатель работает стабильно, а потом ни с того ни с сего начинает газовать (даже при прогреве авто). 2) Следующая неприятность – дергание автомобиля при старте или же при низких оборотах двигателя. Причем, на 1500 оборотах уже нужно переходить на пониженную передачу, иначе, такое впечатление, что авто сейчас заглохнет. 3) Динамика оставляет желать лучшего (ну тут не надо ничего описывать, я думаю, вы сами по своему автомобилю почувствуете). 4) Когда двигаетесь на скорости и выключаете передачу, двигатель может глохнуть (не очень частое явление, но пару раз на 100 км случается, а то и чаще). 5) Загорается чек 6) Увеличивается расход (если при нормальном функционировании автомобиля средний расход на ВАЗ 2110 7-7,5 л, то при неработающем датчике доходит до 10 л).
Думаю, с гадостями разобрались. Теперь перейдем к диагностике датчика, ведь вышеперечисленные вещи могут случаться и по другим поводам. Первым делом померяйте напряжение на выходе ползунка (зажигание при этом должно быть включено). Для этого вольтметр подкидываем к контакту ползунка и к минусу. На неисправность датчика будет указывать напряжение больше 0,7 вольт. Все это мы проделываем на холостых оборотах. Для убедительности можете открыть заслонку полностью («газонуть»), на выходе напряжение должно быть меньше 4 вольт. Плюс к этому можно проверить сопротивление. Воспользуемся омметром, подкидываем к выходу и к питанию. Если медленно менять угол поворота дроссельной заслонки, также плавно должно меняться и сопротивление. Если вами выявлен один из пунктов неисправностей, то нужна замена ДПДЗ. Стоит он не дорого: 150-400 рублей, в зависимости от фирмы и качества, я бы экономить не советовал.
Замена датчика. Думаю замена ДПДЗ под силу даже новичкам-автолюбителям, ведь все что требуется – открутить 2 болта. Тут может понадобится отвертка с короткой ручкой, с длинной будет не удобно – не подлезешь.
Откручиваем болты, снимаем датчик, обратите внимание, там стоит прокладка. При замене датчика ее тоже лучше заменить
Одеваем прокладку. Ставим новый датчик на место (тут ничего не перепутаешь). Затягиваем болты до конца, только сильно не геройствуем, так как датчик наш пластмассовый и может лопнуть.
Защелкиваем колодку жгута проводов. Все, ремонт окончен, ничего дополнительно настраивать не нужно. Единственное НО. Если при поломке у вас загорелся чек, то во время замены ДПДЗ нужно сбросить ошибку, иначе датчик может продолжать неправильно работать (так как данная ошибка сохранена в мозгах). Однако не спешите мчаться на компьютерную диагностику. Все гораздо проще. Вы можете сбросить ошибку чек сами.
(голосов: 3, в среднем: 5,00 из 5)
Функциональность агрегата
Механизм «считывает» с педали газа информацию о ее положении и определяет угол открытия дроссельного щита. Срок работоспособности изделия определить невозможно, так как на его сбои могут влиять многие внутренние системы и окружающие факторы (качество топлива, состояние клапана). Частой неисправностью механизма являются завышенные обороты на холостом ходу, в это случае его функцию принимает датчик массового расхода воздуха. В это период автомобиль может часто глохнуть при движении, либо на скорости давать рывки. Или же гореть индикатор «сheсk еnginе» на приборной панели.
При любых неисправностях требуется замена прибора, особенно при обломе наконечника либо же при выходе из строя основы хода ползунка (стирание напыления). На всех инжекторных автотранспортных средствах ВАЗ принципы ремонта устройства одинаковые.
Перед тем как поменять датчик дроссельной заслонки на ВАЗ 2114 нужно выявить его характерные неисправности. Признаки выхода из строя агрегата
Это могут быть высокие обороты при движении на холостом ходу, снижение динамики двигателя при разгоне автотранспорта, различные рывки при нажатии педали газа. А также «затухание» двигателя в процессе работы. Конечно, есть и другие сопутствующие проблемы, но для этого понадобится полная диагностика транспортного средства.
На заводских ВАЗ 2114 имеется пленочно-резисторный ДПДЗ и он работает около 50 т/км, а неэффективная его работа связана со следующей причиной:
- ползунок при изменении положения затворки дросселя двигается и соприкасается с резистивным полем датчика;
- через определенное время поле разрушается и контакт начинает пропадать, а, значит, сигнал больше не возникает и не переходит на контроллер, что вызывает неустойчивую и проблемную работу автоматики.
Благодаря современным бесконтактным ДПДЗ удается снизить порог чувствительности прибора, а его магнитно-резисторный принцип работы позволяет выполнять заданную функцию в два раза эффективнее и надежнее, при этом увеличивая срок службы данного агрегата.
Еще причинами неисправности ДПДЗ может быть коррозия контактов, износ подложки механизма, неполное закрытие заслонки вследствие высокого местонахождения прибора. Перед тем как поменять ДПДЗ на ВАЗ 2114 нужно проверить работоспособность подвижного механизма, возможно, появляются трещины, и наконечники перестают правильно функционировать.
Только после того, как Вы изучили все неисправности этого агрегата и точно определили его неисправность, можно демонтировать прибор и поменять на новый. Конечно, можно и отремонтировать его, но на это уйдет много времени, когда замена агрегата очень простая, да и механизм стоит дешево.
Конечно, есть автолюбители, которые ремонтировали этот датчик, например, вскрыли агрегат и нашли микротрещину в одном из контактов. Заделали ее токопроводящим клеем – и механизм заработал. Но такие случаи единичные, ведь резистивный слой датчика восстановить просто невозможно. Да и подобных ремкомплектов на прилавках автомагазинов не найдешь.
Как заменить датчик положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?
Снятие: 1. Сперва просто отожмите фиксатор который колодку проводов удерживает и отсоедините после чего колодку (см. фото 1), вставьте ключ в замок зажигания и поверните его до того момента когда все приборы загорятся, следом включите прибор, а именно функцию Вольтметра и от прибора щуп минус (Он как правило идёт черный) киньте на массу (Массой может выступать кузов или двигатель автомобиля), а щуп плюс подсоедините к выводу А колодки проводов (Все выводы на колодке обозначены, внимательней смотрите) и прибор должен будет выдать показания приблизительно 5 Вольт, но не в коем случае не меньше, если всё так и есть, то с проводкой всё в порядке и виноват скорее всего сам датчик, если же напряжение меньше, то либо контроллер неисправен, либо с проводкой проблемы, после проделанной операции, выключить зажигание не забудьте и когда проводка будет проверена, можете приступать к замене датчика на новый, для чего отверните два винта которые его крепят к корпусу дроссельного узла и после этого снимите датчик, ещё под ним будет расположено поролоновое кольцо которое обязательно подлежит замене.
Примечание! Если соберётесь менять датчик, не забудьте клемму минус скинуть с аккумулятора скинуть, как это сделать читайте в статье: «Замена аккумулятора на Вазовских автомобилях », пункт 1!
Установка: Устанавливается датчик в обратном порядке снятию, при установке его выводы должны быть направлены в сторону моторного щита, чтобы убедиться что датчик будет установлен верно, прислоните его к дроссельному узлу и сделайте так, чтобы отверстия под винты в датчике, совпали с резьбовыми отверстия в корпусе и после чего полностью откройте дроссельную заслонку при помощи сектора (Или педали газа, пусть помощник аккуратно и потихоньку нажмёт на неё до упора), если всё будет нормально, то дроссельная заслонка полностью откроется и можете заворачивать после чего винты крепления датчика до упора.
Дополнительный видео-ролик: Наглядно посмотрите процесс замены ДПДЗ в видео-ролике ниже:
Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
Предназначение датчика заключается в регулировке объема воздушного потока, который поступает в мотор. Этот воздух используется для образования горючей смеси.
Где расположен датчик в авто?
Чтобы при необходимости выполнить диагностику устройства, автовладельцу надо знать, где находится ДПДЗ. Контроллер устанавливается в моторном отсеке. Его можно увидеть сбоку от дроссельной магистрали на оси самой заслонки.
Расположение контроллера на дросселе
Конструкция устройства
Конструктивно устройство включает в себя следующее:
- Корпус контроллера. Этот компонент выполнен из термостойкого стеклопластика. Корпус оснащается двумя фланцами, которые используются для фиксации контроллера к дроссельному узлу.
- Соединительное устройство, оснащенное тремя контактами. Этот компонент объединен с корпусом контроллера.
- Резистивное устройство, выполненное из керамики.
- Токосъемный элемент. Эта составляющая предназначена для обеспечения электрического контакта с резистивной деталью.
- Цанговый зажим, оснащается шлицем.
- Резиновая прокладка. Используется для монтажа контроллера на ось дроссельного узла.
Назначение датчика положения дроссельной заслонки
Сам контроллер отвечает за корректное выявление положения заслонки на дроссельном узле. Его показания влияют на работу системы подачи топлива. Силовой агрегат в соответствии со значениями устройства выполняет регулировку объема поступаемого бензина при определенном режиме функционирования. ДПДЗ используется для преобразования углового положения заслонки дросселя в напряжение постоянного тока.
Особенности работы устройства:
- Данные, которые передает контроллер, позволяют вычислить величину открытия заслонки. Поступающая на управляющий модуль информация обеспечивает расчет основных параметров управления силовым агрегатом. Причем данные определяются с учетом типа езды машины.
- Само по себе устройство представляет потенциометр, оснащенный токосъемником. Последний используется для перемещения по установленному радиусу сектора, составляющего от 0 до 80 градусов. Ось данного конструктивного элемента при монтаже прибора должна быть связана с приводом дроссельного узла.
- Параметр выходного сопротивления потенциометра может меняться с учетом нажатия на педаль газа. В зависимости от ее положения изменяется и степень открытия заслонки узла.
- Питание контроллера производится посредством подачи стабилизированного напряжения. Величина исходит от управляющего модуля и должна составлять в районе 5 вольт. Допускается отклонение в размере 0,1 В в большую или меньшую сторону.
Схематический принцип действия контроллера
Технические параметры устройства
Основные технические свойства контроллеров ДПДЗ:
- Напряжение для питания устройства подается на два вывода — 1 и 2.
- Величина сопротивления, которое образуется между выводами 1 и 2, составляет от 1,8 до 2 кОм.
- Параметр открытия полностью закрытой заслонки узла — от 0 до 2%.
- Величина напряжения, которое подается на выходы под номерами 3 и 2 при закрытой заслонке составляет от 0,25 до 0,65 вольт.
- Величина открытия заслонки узла составляет более 90 градусов.
- Параметр напряжения, которое подается на 3 и 2 вывода при полном дросселе, составляет от 3,9 до 4,7 вольт.
- Число полных циклов активации устройства при его работе — не меньше одного миллиона.
- Градуировочное свойство зависимости параметра напряжения на выходе от угла поворота обладает линейным характером. Оно измеряется в диапазоне от 0 до 100 градусов. Напряжение составляет от 0,25 до 4,8 вольт. Значение наклона характеристики варьируется в районе 48 мВ.
- Параметр рабочей зоны контроллера находится в линейной области характеристики в диапазоне от 10 до 90 градусов. Это соответствует величине открытия заслонки узла на угол от 0 до 100 градусов. Значение наклона варьируется в районе 39 мВ.
Разновидности
Существует два основных вида устройств:
- Датчики пленочно-резистивные. Такой тип контроллеров обычно ставится штатно при производстве авто. Срок эксплуатации пленочно-резистивных устройств в среднем составляет примерно 55 тыс. км. Но по факту они выходят из строя чаще.
- Бесконтактный тип устройств. Такие ДПДЗ функционируют на основе магнитно-резистивного явления, используется эффект Холла. Цена бесконтактных датчиков выше, но срок эксплуатации огромный. Эти приборы более надежные, поэтому редко выходят из строя.
Андрей Серомолотов показал, как с бесконтактным ДПДЗ работает машинный двигатель.
Неисправности
Есть несколько характерных признаков неисправностей, за счет которых можно обнаружить, что с регулятором дроссельной заслонки возникли проблемы.
- Высокие показатели холостого хода;
- При выключении передачи двигатель может заглохнуть;
- Когда автомобиль набирает обороты, машину дергает, чувствуются рывки;
- Динамика разгона существенно ухудшается;
- Возникают плавающие обороты на холостом ходу.
Следует отметить, что подобные признаки могут быть характерными и при выходе из строя других узлов — регулятора холостого хода или модуля зажигания, например. Потому предварительно нужно проверить ДПДЗ.
Проверка состояния регулятора
Далее поговорим о том, как можно проверить данный датчик заслонки дросселя. Мероприятие необходимое, поскольку оно позволяет понять, действительно ли все беды из-за него, либо проблемы возникли по причине отказа других элементов вашего автомобиля.
Не редко начинающие автовладельцы делают поспешные выводы, опираясь на первичные признаки поломки. Отсюда лишние ремонтные работы, затраты.
Для проверки текущего состояния датчика положения дроссельной заслонки вам необходимо:
- Измерить показатели напряжение на выходе ползунка, включив при этом зажигание и разомкнув контакты холостого хода;
- Если проверка показывает, что напряжение составляет более 0,7 вольт, тогда датчик действительно вышел из строя;
- Откройте заслонку полностью. В нормальном состоянии показатели напряжения должны составлять не больше 4 вольт;
- Замерьте переменный резистор на сопротивление;
- Для этого подключается омметр или мультиметр в режиме омметра на питание и на выход;
- Медленно начинайте поворачивать дроссельную заслонку;
- Параллельно следите за показаниями на приборе;
- Если по мере открытия заслонки сопротивление так же медленно меняется, тогда агрегат работает исправно.
Если вы обнаружили в ходе проверки, что датчик неисправен, его нужно только заменить. Ремонту он не подлежит.
Резистивный слой, по которому передвигается ползунок, под действием силы трения стирается со временем. Из-за этого регулятор начинает выдавать неправильные данные, изменяются характеристики подаваемой смеси, ухудшается работа двигателя.
На самом деле поменять этот датчик до безумия просто. Так что не спешите отправлять машину на станцию технического обслуживания. Все можно сделать своими руками, качество от этого не пострадает.
Для демонтажа датчика положения дросселя сначала его нужно отыскать.
Как мы уже отмечали, располагается искомый агрегат сбоку дроссельного патрубка на оси дроссельной заслонки.
Отыскав элемент, возьмите в руки фигурную отвертку.
С помощью этого нехитрого инструмента открутите пару болтов, которые удерживают устройство.
Обратите особое внимание на прокладку, которая имеется в наличии под старым регулятором. Использовать ее повторно не рекомендуем, лучше сразу купить новую
Зачастую прокладка идет уже в комплекте с самим датчиком дросселя.
Сняв старый датчик, можете немного зачистить место его установки, если там имеются загрязнения.
Далее ставится новый датчик вместе с новенькой прокладкой из поролона и затягиваются болты.
Старайтесь максимально до упора затянуть крепежные элементы, иначе в противном случае новый датчик дроссельной заслонки быстро потеряет свою эффективность. Придется заново проводить работы.
Никаких настроек выполнять после замены не нужно.
Нулевая отметка на контроллере позволит определить, что дроссель полностью закрыт.
Что выбрать?
При замене у многих уже более или менее опытных автовладельцев возникает вопрос, какой регулятор лучше установить. Ведь существует два типа.