Содержание
- 1 Выгодно ли это?
- 2 Способы установки ГБО
- 3 Цены на установку газобаллонного оборудования
- 4 Почему трудно перевести дизельный двигатель на газ?
- 5 Цены на комплекты ГБО
- 6 Правила эксплуатации автомобилей с ГБО
- 7 Преимущества и недостатки
- 8 Два принципа работы
- 9 Особенности дизеля
- 10 Состав ГБО для установки на дизельный двигатель
- 11 Принцип работы газодизельного двигателя
- 12 Подведем итоги
Выгодно ли это?
Если бензиновый мотор полностью работает на газу, стоимость затрат на топливо уменьшается ровно в два раза.
При благоприятных условиях, окупаемость ГБО на дизеле наступит через 70-100 тысяч километров. И только после этого пробега вы начнете экономить. Вот почему газ на дизельный двигатель ставят лишь в редких случаях, да и то – на отечественные грузовики. На легковых автомобилях такая система практически не встречается.
Требования, предъявляемые к газообразным топливам
- обеспечение хорошего смесеобразования;
- высокая калорийность горючей смеси;
- отсутствие коррозии и коррозионных износов;
- минимальное образование отложений во впускном и выпускном трактах;
- сохранение качества при хранении и транспортировании;
- низкая стоимость производства и транспортирования.
Преимущества использования газообразного топлива
Октановое число газового топлива выше, чем бензина (среднее значение октанового числа – 105), поэтому детонационная стойкость сжиженного газа больше, чем бензина даже самого высшего качества.
Это позволяет добиться большей экономичности использования топлива в двигателе с повышенной степенью сжатия. При этом скорость сгорания газа немного меньше, чем у бензина. В результате снижаются нагрузки на стенки цилиндров, поршневую группу и коленчатый вал, что позволяет двигателю работать ровно и тихо.
Газ легко смешивается с воздухом и равномерней наполняет цилиндры однородной смесью, поэтому двигатель работает ровнее и тише.Газовая смесь сгорает полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания.
Газовое топливо не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, а также не смешивается с маслом в картере, не ухудшая, таким образом, смазочные свойства масла. В результате цилиндры и поршни изнашиваются меньше, а периодичность замены моторного масла увеличивается.
По сравнению с бензином сжиженный газ имеет следующие преимущества:
- в полтора-два раза меньше себестоимость;
- более высокая детонационная стойкость (октановое число 105);
- двигатель на газе работает мягче, а срок его службы увеличивается примерно в полтора раза;
- увеличивается периодичность замены моторного масла в полтора-два раза, поскольку уменьшается срок его старения;
- увеличивается на 40% срок службы свечей зажигания;
- газ практически не содержит серы, которая вызывает коррозию металлов и их изнашивание;
- снижается токсичность отработавших газов (СО в два раза, СН на 50…100%, NOx на 20…30 %);
- в отличие от бензина газовая смесь более однородна по составу;
- не накапливаются смолистые отложения на деталях и приборах системы питания, так как нефтяной газ растворяет их;
- значительно уменьшается нагарообразование на деталях двигателя.
Сжатый природный газ по сравнению со сжиженным нефтяным газом имеет следующие преимущества:
- бόльшая безопасность, так как он легче воздуха и при утечках улетучивается;
- дешевле;
- большие природные запасы;
- отработавшие газы экологически более чистые.
Недостатки:
- более низкая скорость сгорания по сравнению с бензином, в результате чего мощность двигателя снижается примерно на 7…12% (до 20%);
- затрудненный пуск двигателя при низких температурах;
- увеличение металлоемкости автомобиля на 25…30 кг при сжиженном газе и на 700…800 кг при сжатом;
- применение дополнительного дорогостоящего оборудования приводит к увеличению стоимости автомобиля на 20..27%;
- повышенный расход газа по сравнению с бензином;
- необходимость периодического освидетельствования баллонов для хранения газа на испытательных станциях;
- трудоемкость ТО и ремонта двигателя возрастает на 3…5%, (эти затраты перекрываются экономией от увеличения межремонтного ресурса двигателей);
- дальность поездки на одной заправке не превышает 200…250 км;
- повышенные требования техники безопасности при использовании газобаллонных установок.
Сжиженный газ обычно используется в системах питания двигателей легковых автомобилей. Переоборудовать автомобиль для работы на сжиженном газе проще и дешевле, чем для работы на сжатом. Кроме того, сжиженный газ находится в баллоне под относительно небольшим давлением (примерно 1,6 МПа), а высокая степень разреженности сжатого газа требует увеличить этот показатель в 12-15 раз.
Способы установки ГБО
Один из способов можно назвать радикальным – переделка дизельного мотора под эксплуатацию на газе. В данном случае в головку блока цилиндров необходимо врезать классические свечи зажигания. Поскольку для воспламенения газа требуется искра, в отличие от дизельного топлива, которое воспламеняется при увеличении давления.
Если позволяет место, то ими заменяют форсунки или ищется другое возможное место, а дизельные форсунки меняют на заглушки. Газовую инжекторную систему интегрируют во впускной коллектор. Кроме того, для газа необходимо снизить степень сжатия. Для этого устанавливают прокладку между ГБЦ и блоком цилиндров увеличенной толщины. Разумеется, переделка затрагивает проводку, электронику и топливную систему. После всех доработок дизельный мотор перестает быть таковым. На практике этот способ встречается крайне редко.
Дизельный мотор с интегрированным ГБО практически не отличается от обычного
Второй способ более практичный и дешевый. В дизельный двигатель интегрируется ГБО, не отличающееся от аналогичного оборудования для бензиновых моторов. В качестве топлива применяется сжиженная смесь из пропан-бутана или сжатый природный газ. Причем метан для дизеля более выгоден, поскольку позволяет замещать до 80% солярки в топливной смеси. Главной особенностью работы газодизеля становится воспламенение топливовоздушной смеси из воздуха, газа и дизельного топлива от сжатия. В зависимости от оборотов, нагрузки и температуры газом может замещаться до 80% топлива.
Цены на установку газобаллонного оборудования
Если для Вас важны такие критерии, как качество и оперативность выполнения, то специалисты нашей компании могут поставить газовое оборудование на машину по доступным ценам и точно в срок, используя продукцию только проверенных производителей.
Наименование автомобиля/кол цилиндров | 4 цилиндра | 6 цилиндров | 8 цилиндров | 12 цилиндров |
---|---|---|---|---|
ВАЗ,ГАЗ карбюратор,баллон 50 л | от 13 500 руб. | от 20 000 руб. | ||
ВАЗ,ГАЗ инжектор,баллон 50 л | от 13 500 руб. | от 18 000 руб. | ||
Газель карбюратор,баллон 50 л | от 13 500 руб. | |||
Газель инжектор,баллон 130 л | от 16 500 руб. | |||
Иномарка карбюратор | от 15 000 руб. | от 20 000 руб. | от 22 000 руб. | |
Иномарка инжектор | от 15 000 руб. | от 20 000 руб. | от 22 000 руб. |
Почему трудно перевести дизельный двигатель на газ?
Существует несколько факторов, которые усложняют процесс установки и эксплуатации ГБО на таком ДВС:
Температура воспламенения. Если у дизельного двигателя топливо самовоспламеняется при 400 градусах, то газ горит при 700 и выше
И неважно, метан это или пропан-бутан. Отсутствие свечей
Какой бы степень сжатия ни была в дизельном двигателе, ее не хватит, чтобы разогреть газовую смесь до температуры самовоспламенения. Поэтому без установки сторонних свечей зажигания не обойтись. Октановое число. У дизельного топлива ОЧ составляет 50 единиц. У газа – не менее 102. Если такое топливо попадет в дизельный двигатель, он уйдет вразнос (это неконтролируемая работа мотора на высоких оборотах). Способов решения проблемы несколько. Это коррекция степени сжатия, либо уменьшение октанового числа газовой смеси.
Цены на комплекты ГБО
ЛОВАТО | EGO | 18 250 руб. |
СМАРТ | 20 550 руб. | |
СМАРТ МАП | 21 000 руб. | |
4 ЦИЛ OBD | 25 350 руб. | |
6 ЦИЛ | 36 700 руб. | |
8 ЦИЛ | 40 250 руб. | |
DIGITRONIC | MAXI-2 4 цил | 13 800 руб. |
AEB MP-32 | 12 850 руб. | |
AEB MP-48 | 14 650 руб. | |
AEB MP-48 OBD | 16 350 руб. | |
IQ 4 цил | 16 500 руб. | |
3D-S Power 6 цил | 22 450 руб. | |
3D-S Power 8 цил | 26 550 руб. | |
TAMONA | TG 4 ЦИЛ | 10 800 руб. |
4 цил мет | 14 500 руб. | |
6 цил | 25 450 руб. | |
8 цил | 31 500 руб. | |
BRC | ALBA 4 цил | 16 500 руб. |
Sequent 32 4 цил | 20 500 руб. | |
P&D | 27 500 руб. | |
6 цил | 38 000 руб. | |
8 цил |
Цены на газовое оборудование на автомобиль
Компания «ГАЗ-ТехСервис Люберцы» реализует газовое оборудование на автомобили оптом и в розницу по привлекательным ценам. В наличии большой ассортимент продукции ведущих брендов: BRC, LOVATO, LANDI RENZO, DIGITRONIC, TAMONA. Приобрести ГБО в Москве можно по разумной стоимости. Все товары сертифицированы.
Наименование | Цена, руб. |
---|---|
Баллон 100 л 400*900 | 4 500 руб. |
Баллон 103 л 360*1138 | 4 000 руб. |
Баллон 120 л 315*1664 | 5 000 руб. |
Баллон 130 л 400*1172 (БЕЗ ВЕНТ. КОРОБКИ) | 4 000 руб. |
Баллон 131 л 500*750 | 5 900 руб. |
Баллон 135 л 360*1490 | 5 100 руб. |
Баллон 160 л 500*926 | 7 350 руб. |
Баллон 175 л 400*1500 | 5 800 руб. |
Баллон 200 л 400*1744 | 6 800 руб. |
Баллон 210 л 500*1186 | 7 800 руб. |
Баллон 30 л 300*503 | 2 200 руб. |
Баллон 40 л 300*651 | 2 200 руб. |
Баллон 45 л 300*710 | 2 300 руб. |
Баллон 50 л 300*816 | 2 500 руб. |
Баллон 51 л 360*560 | 3 150 руб. |
Баллон 55 л 300*860 | 2 700 руб. |
Баллон 55 л 360*638 | 3 750 руб. |
Баллон 60 л 300*970 | 3 200 руб. |
Баллон 60 л 315*870 | 3 200 руб. |
Баллон 61 л 400*555 | 3 300 руб. |
Баллон 65 л 300*1023 | 3 200 руб. |
Баллон 70 л 300*1098 | 3 200 руб. |
Баллон 80 л 360*897 | 4 000 руб. |
Баллон 90 л 360*1002 | 4 200 руб. |
Баллон 95 л 400*850 | 4 300 руб. |
Тор. баллон ВНУТР 42 л 600*200 | 4 000 руб. |
Тор. баллон ВНУТР 46 л 630*200 | 4 200 руб. |
Тор. баллон ВНУТР 47 л 600*220 | 4 400 руб. |
Тор. баллон ВНУТР 50 л 650*200 | 4 200 руб. |
Тор. баллон ВНУТР 53 л 630*225 | 4 200 руб. |
Тор. баллон ВНУТР 55 л 650*225 | 5 700 руб. |
Тор. баллон ВНУТР 60 л 630*250 | 4 950 руб. |
Тор. баллон ВНУТР 65 л 650*250 | 6 100 руб. |
Тор. баллон ВНУТР 66 л 630*270 | 4 750 руб. |
Тор. баллон ВНУТР 70 л 650*270 | 6 300 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 42 л 600*200 | 4 000 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 46 л 630*200 | 4 300 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 47 л 600*220 | 4 300 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 50л 650*200 | 5 500 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 53 л 630*225 | 4 600 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 55 л 650*225 | 5 600 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 60 л 630*250 | 5 100 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 65 л 650*250 | 6 300 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 66 л 630*270 | 5 300 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 70 л 650*270 | 6 950 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 74 л 720*230 | 7 350 руб. |
Тор. баллон НАРУЖ 94 л полнотелый 720*270 | 9 950 руб. |
Таблица сравнения цен на разные поколения ГБО с примерами
Марка | 4 поколение | 4+ поколение | 5 поколение | 6 поколение |
---|---|---|---|---|
Мазда 6 | от 22 000 руб. | от 30 000 руб. | от 83 500 руб. | от 280 000 руб. |
Хонда CRV | от 22 000 руб. | от 30 000 руб. | от 83 500 руб. | от 280 000 руб. |
Opel Vectra | от 22 000 руб. | от 30 000 руб. | от 83 500 руб. | от 280 000 руб. |
Mercedes ML | от 22 000 руб. | от 30 000 руб. | от 83 500 руб. | от 280 000 руб. |
Lada Vesta | от 22 000 руб. | от 30 000 руб. | от 83 500 руб. | от 280 000 руб. |
BMW X5 | от 42 000 руб. | от 45 000 руб. | от 107 000 руб. | от 320 000 руб. |
-
Отличие 4 от 4+ поколения
газовый блок управления в поколении 4+ использует связь с бензиновым через диагностический разъем OBD-2 для автоматической подстройки качества и количества смеси
-
Отличие 4 от 5 поколения
в 5 поколении используется неиспаренная смесь, так называемый жидкий впрыск
-
Отличие 6 поколения
тот же жидкий впрыск, но используются штатные бензиновые форсунки автомобиля
Цены на экспресс замену масла
В нашем техцентре возможна замена масла по предварительной записи.
Отечественный авто | 400 руб. |
---|---|
Иномарки | 500 руб. |
Также предлагаем приобрести следующую продукцию
- Редукторы. В наличии представлены универсальные и специальные редукторы для дизеля, инжектора, карбюратора.
- Баки. Другим важным элементом являет бак для газа, приобрести который можно по доступной цене. Изделие имеет цилиндрическую или кольцеобразную форму и размещается в багажнике или отсеке для запасного колеса.
- Выносное заправочное устройство (ВЗУ). Присоединительный штуцер с обратным клапаном, который используется для подключения к газонаполнительной станции. После заправки магистраль перекрывается.
- Мультиклапан. Участвует в процессе заправки топливом: выступает в роли ограничителя, предупреждает утечки, отслеживает уровень сжиженного газа.
В нашем техцентре есть возможность приобрести газобаллонное оборудование оптом и в розницу.
Прайс носит ознакомительный характер. Для получения более точной информации ПРОСИМ звонить по телефону.
Оплата производится наличным и безналичным способом,а также кредитными картами
Правила эксплуатации автомобилей с ГБО
Руководство запуска ГБО на Камазе:
- включить зажигание, двигатель сначала начнет работать на бензине;
- на переключателе cng мигает красный фонарик, это значит, что автомобиль работает на бензине;
- в холодное время двигатель нужно прогреть до 35 градусов, если это не сделать, то газовое оборудование может выйти из строя;
- переключить работу двигателя на газовое оборудование.
Техника безопасности:
- Тогда, когда у вас возникают проблемы с работой газового оборудования, не стоит пытаться самостоятельно его починить. Необходимо сразу обратиться в сервисный центр.
- Нельзя эксплуатировать автомобиль, когда газа в баке осталось меньше 10%.
- Воздушный фильтр нужно заменять каждые 5000 километров.
- В ГБО необходимо регулярно сливать скопившейся конденсат. Это нужно делать каждые 3000 километров.
- Если наблюдается сбой в работе оборудования, то нужно переключиться на бензиновый ход и обратиться в СТО.
- Нельзя использовать автомобиль, когда в бензиновом баке нет топлива.
Точно также работают автомобили на пропане.
Требования, предъявляемые к газообразным топливам
Главные требования, которым должен соответствовать СПГ:
- газ должен обладать высокой смешиваемостью с воздухом, чтобы вырабатывалась горючая смесь;
- смесь должна иметь высокий уровень калорийности;
- при сгорании сжатого газа в двигатели не должно быть детонации;
- минимальное содержание в газе примесей;
- возможность хранения своих свойств долгое время;
- невысокая стоимость.
Основные неисправности и ремонт
Проведение ремонта и ТО Камаза на ГБО имеет целый ряд особенностей. Если при ремонте будет оказываться тепловое воздействие на автомобиль, например, сварка, необходимо выполнить следующие действия:
- выпустить из баллонов весь газ;
- перевести весь остававшийся газ при работающем двигателе;
- продуть баллоны азотом;
- плотно закрыть все клапаны;
- как только ремонт будет завершен, нужно проверить газовое оборудование на повреждения.
Возможные неисправности в газовом оборудовании представлены ниже.
Машина не заводиться:
- плотно закрыть клапан ГБО;
- остановить подачу газа;
- проверить систему охлаждения двигателя;
- проверить клапан редуктора.
При появление запаха газа нужно проверить соединения внутри газового оборудования.
Бензиновый расход топлива серьезно повышается после переключения с ГБО, тогда необходимо проверить герметичность электромагнитного клапана.
Работа двигателя с ростом пробега сильно ухудшается. Это может быть связано с износом запчастей.
Прогретый двигатель запускается не сразу:
- смещение регулировочного винта;
- перепады давления внутри баллонов;
- баллоны пропускают газ.
Слишком большой расход газа может быть связан с не герметичностью топливного шланга или с засорением воздушного фильтра баллонов.
Камаз 5490 является газодизельным автомобилем. Эта модель, работающая на метане, стала очень популярной благодаря своей комфортности и низкому расходу топлива. Кроме того, Камаз оборудован двигателем от компании Мерседес.
Камаз 65115 также работает на природном газу. Это полноприводный строительный самосвал. У него 2 ведущих задних моста, благодаря которым он может перевозить груз весом до 15 тонн.
Таким образом, Камазы на метане сейчас получают большую популярность. Новые модели также оснащаются газовым оборудованием, так как это позволяет сократить расходы на топлива практически в 2 раза.
Преимущества и недостатки
Перед установкой ГБО на дизельные двигатели нужно объективно взглянуть на такое переоборудование.
Начнём с недостатков. Если дизель работает на газу, это может повлечь за собой следующие отрицательные моменты:
- На установку системы и переоборудование ДВС требуется потратить достаточно много денег. Это дороже, чем аналогичное переоснащение бензинового ДВС.
- Повышаются затраты по времени и деньгам на последующее обслуживание. Периодически придётся проводить настройку и регулировку. Ремонт системы дорогой при возникновении серьёзных неисправностей.
- Для размещения дополнительных баллонов нужно искать место. Если это багажный отсек, внушительная часть полезного пространства в машине исчезнет.
- Масса транспортного средства увеличивается. Но это может сказаться в основном на легковых авто. А на грузовиках и спецтехнике наличие газовой системы сильно не ощущается водителем.
- Необходимость обязательного оформления такой переделки и внесения изменения в документацию на автомобиль. А такая процедура занимает достаточно много времени.
- Отсутствие большого числа квалифицированных специалистов. Мастеров, способных переоборудовать машину под газ с дизеля, в стране не так много. Это повышает стоимость и может отразиться на конечном качестве работы.
Но есть и положительные моменты. Причём их достаточно много, они существенные и могут нивелировать все недостатки.
К преимуществам перехода с дизеля на газодизель относят такие пункты.
- Увеличивается КПД двигателя, повышается общий ресурс мотора. Параллельно мощность и крутящий момент не меняются. При определённых обстоятельствах характеристики можно улучшить на 5-25%.
- Возрастает срок службы топливной системы. Ресурс можно увеличить в 1,5-2 раза. Если на автомобиле предусмотрена система Common Rail, переход на газодизель положительно отразится на её ресурсе.
- Падают показатели вредных выбросов, дымность выхлопной системы снижается на автомобиле.
- Работа двигателя становится более мягкой. Наблюдаются положительные изменения в уровне шума.
- Снижается количество нагара и отложений внутри камеры сгорания, в цилиндрах. Также продлевается срок службы сажевого фильтра за счёт менее интенсивного загрязнения.
- Падают расходы на замену и покупку моторного масла. На газодизеле смазка служит дольше, нежели при работе просто на солярке.
- Если использовать двухтопливную систему, можно проехать большее количество километров без дозаправки.
- Вносить изменения и переделывать сам мотор не требуется.
Использовать такую систему или нет — выбор лично каждого.
Два принципа работы
Полная переделка. Способ спорный и не всегда эффективный как кажется на первый взгляд. Что делают – полностью переделывается дизельный двигатель на газ, ОГРОМНЫМ минусом такого переоборудования является невозможность использования дизеля — ТОЛЬКО ГАЗ!
Агрегат модернизируют, чтобы он не пошел в разнос, степень сжатия снижают до 12:1 – 14:1 делается это для того чтобы можно было переварить октановое число в 110 – 120 единиц.
Устанавливается система поджога смеси, аналогично бензиновым агрегатам, то есть устанавливаются свечи. Такой мотор уже никогда не вернется к дизельному топливу. Еще одним БОЛЬШИМ минусом является цена такой переделки, она действительно велика.
Комбинированный принцип работы или так называемый Dual Fuel. Это самый правильный и самый легкореализуемый вариант, стоит отметить — что он еще и достаточно дешев. Однако здесь нет полного отказа от дизельного топлива, в цилиндры двигателя подается как дизель так и газ, можно сказать попеременно.
Для того чтобы газ поджегся, используется дизельное топливо, ведь свечей здесь просто нет.
Принцип работы здесь такой
- Двигатель запускается только на дизельном топливе и больше никак
- Далее активируется газовая система, дизель сжимается — воспламеняется и именно в момент воспламенения в цилиндр подается газ, который загорается от уже воспламененного топлива
- Далее открываются клапана и сгоревшая смесь отводится
- Цикл повторяется
Стоит отметить, что такая система может работать и на пропане – бутане, а также на метане. Вариант на пропане менее эффективный, можно заменить от 40 до 50% топливной смеси, в случае с метаном около 50 – 60%, однако оборудование немного дороже из-за высокого давления в баке. Стоит отметить, что можно применять как 4 поколение с метановым оборудованием, так и 5 с пропановым.
Как становится понятно дизель здесь также расходуется, но на 50 – 60% меньше от заявленного производителем.
Особенности дизеля
Как мы уже сказали ранее, ГБО устанавливается в основном на бензиновые моторы. Если рассматривать газодизель, примером могут послужить лишь отечественные грузовики МАЗ и КамАЗ. На легковых автомобилях такое оборудование не встречается. Почему так редко устанавливают газ на дизельный двигатель? Ответ простой, и заключается он в принципе воспламенения топлива.
Как известно, бензиновые моторы поджигают смесь при помощи вспомогательных устройств. Ими являются свечи. При подаче топливно-воздушной смеси в камеру, они вырабатывают искру, благодаря которой горючее и воспламеняется. Ввиду того что бензин загорается от сторонних устройств, у таких моторов малая степень сжатия. Сейчас она составляет порядка десяти-двенадцати единиц. А если рассматривать моторы советских грузовиков, то и вовсе шесть. Единственный момент – это октановое число газа, которое выше, чем у бензина. Если у последнего оно достигает 98-ми, то у газа – не менее 102-х. Но чтобы мотор работал нормально на этой смеси, электронный блок управления автоматически корректирует углы зажигания и прочие параметры в режиме реального времени.
Что касается дизельных моторов, здесь отсутствуют классические свечи зажигания. Смесь воспламеняется от большой степени сжатия. Воздух разогревается под давлением настолько, что температура в камере достигает 400 градусов Цельсия. В результате, смесь воспламеняется и поршень производит рабочий ход. Кто-то скажет, мол, в дизельном двигателе есть свечи. Да, на некоторых моторах они есть. Но это вовсе другие – свечи накаливания. Они позволяют производить холодный запуск без затруднений, предварительно подогревая топливо. Такие свечи имеют вовсе другую структуру и принцип работы. Кстати, минимальная степень сжатия у дизельного мотора – 20 единиц. Если показатель будет меньше, двигатель попросту не заведется. У двигателей современных авто степень сжатия может достигать и 30-ти единиц.
Таким образом, если использование ГБО на бензиновом моторе не вызывает сложностей при эксплуатации (так как топливо поджигается свечей), то дизельный ДВС не в состоянии «переварить» подобную смесь.
Состав ГБО для установки на дизельный двигатель
— Электронный блок управления. «Мозг» всего комплекта, состоит из нескольких микроконтроллеров.
Электронный блок управления считывает все показания датчиков, анализирует их и корректирует работу ГБО
Считывает все показания датчиков, анализирует их и корректирует работу комплекта под текущий режим работы автомобиля.
— Механизм перемещений упора рейки ТНВД. Топливный насос высокого давления — очень сложный и очень важный механизм в работе дизельного двигателя. Для того чтобы дизельный двигатель мог работать с газом, понадобится его переработка.
— Редуктор-испаритель. Пропан и бутан находятся в баллоне в жидком состояния, для превращения их обратно в газ и возвращения газа к атмосферному давлению существует специальный редуктор. Метан находится в баллоне в газообразном состоянии, но для поддержания его рабочего давления в системе также необходим редуктор.
— Газовые форсунки или дозатор. Через форсунки или дозатор газ попадает в камеру сгорания.
Переключатель видов топлива. Выполняется в виде кнопки или тумблера и устанавливается в салон автомобиля для удобного доступа водителя.
— Датчики. Датчик температуры, датчик синхронизации, датчик коленного вала, датчик газа и другие. Без датчиков современные двигатели работать не могут. Для работы дизельного двигателя используются часть родных датчиков и устанавливаются дополнительные. Они помогают двигателю мешать смесь в различных режимах работы.
Газовый баллон — самая крупная часть системы ГБО
— Газовый баллон. Самая крупная часть системы, дополнительный топливный бак, от его емкости зависит, сколько двигатель сможет отработать при совмещении с газом. Баллон занимает полезное пространство, поэтому к его установке необходимо подходить особенно тщательно, хотя для больших автомобилей этот вопрос не принципиален. Для пропана, бутана и метана используются разные баллоны. Баллоны для метана более толстые и должны выдерживать значительно большее давление.
— Магистраль высокого давления. Это труба, по которой газ от баллона попадает в редуктор и далее в двигатель.
— Заправочное устройство. Поскольку газ не может течь как жидкость, для него существуют специальные безопасные заправочные устройства.
— Мультиклапан. Особое устройство, по которому газ попадает в баллон и покидает его. Вместе с ним идет защитная аппаратура, которая может сбрасывать лишнее давление при нагреве или повреждении баллона и защищает его от переполнения газом.
— Газовый фильтр. Газ содержит в себе значительно меньше примесей, чем бензин. Но в баллоне и внутри системы могут находиться грязь и мусор, попадания в двигатель которых желательно избежать. Поэтому газ дополнительно фильтруется.
Газовые фильтры нужны для дополнительной фильтрации газа
— Комплект проводов, трубок, крепежи и соединения. Тут все понятно: для датчиков нужна проводка, всю систему необходимо объединить между собой и надежно закрепить к кузову автомобиля.
Принцип работы газодизельного двигателя
Устройстварассосредоточенного впрыска газодизельной смеси переоборудуют дизельные моторыдля работы в совмещенном режиме «дизель-газ». Средний процент наличия метана втакой смеси равен 70%. Эффективность работы достигает максимального показателяпри использовании совмещённых технологий.
Более точно такая системаописана следующим образом. Из-за использования неповторимого распорядка работыгазодизельной системы при каждом цикле работы мотора электронный блокуправления (ЭБУ) оценивает величину нагрузки при разных оборотах двигателя исигналы, снимаемые с датчиков. Сразу же, замерив эти показатели, ЭБУ генерируетимпульсный сигнал, заставляющий форсунки приоткрываться с определённойпоследовательностью, на заданное время. Форсунки пропускают определённоеколичество газа в камеру сгорания мотора и на шаговый движок и электронныйконтроллер, управляющий подачей концентрированной аэрозольной смеси дизеля своздухом. Это позволяет поддержать эффективный топливобаланс, благодарякоторому и достигается максимальная экономия, минимизируется выхлоп.
- распределённаяинжекция газа (как на бензиновых движках);
- лимитированиевпрыска топлива через «топливокачку» (насос) высокого давления.
В целом система можетбыть как электромеханическая, так и контроллерная (электронная).
Подведем итоги
Как показывает практика, на территории СНГ установка ГБО для дизелей не особенно популярна. При этом в Европе такой подход намного более востребован в сфере коммерческого транспорта. Даже с учетом относительно высокой стоимости процедуры перевода дизельного автомобиля на газ, отмечается быстрая окупаемость при больших пробегах.
Кроме экономии на разнице стоимости газа и солярки, водитель также может комбинировать использование двух разных видов топлива. При этом поставить газ сегодня можно практически на любой дизельный двигатель, даже оборудованный сложной системой топливного впрыска Common Rail.
Напоследок хотелось бы отметить, что для легковых дизельных автомобилей, как правило, нет необходимости устанавливать ГБО. Дело в том, что дизель сам по себе является весьма экономичным типом ДВС. Однако если речь идет о коммерческом транспорте, тогда с учетом постоянно растущих цен на топливо ситуация полностью меняется, а выгода от установки ГБО на дизельный мотор становится более очевидной.