Содержание
- 1 История модели
- 2 Инструмент для работы
- 3 Почему стучат гидрокомпенсаторы
- 4 Как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность, отремонтировать их или заменить
- 5 Принцип работы гидрокомперсаторов
- 6 Как снять гидрокомпенсаторы для промывки?
- 7 Практический взгляд на гидрокомпенсатор с точки зрения функционального назначения
- 8 Поломки и ремонт двигателя авто ВАЗ 2112
- 9 Примерная цена гидрокомпенсаторов
- 10 Замена компенсаторов
- 11 Как они появились?
- 12 Демонтаж ГБЦ
- 13 Как работает система
История модели
Десятое семейство переднеприводных моделей Волжского завода началось в 1995 году, с модели 2110 с кузовом седан. Затем в 1998 году на заводе запустили сборку универсала – 2111. В 99-м завод стал выпускать хетчбеки.
В первые годы выпуска для 2110 использовали 1,5-литровый шестнадцатиклапанный двигатель. В то время это был максимум возможностей завода.
Смотреть галерею
В 2000 году завод представил новую версию хетчбека – ВАЗ-2112, 16 клапанов. По сравнению с обыкновенной восьмиклапанной версией автомобиль имел больше мощности и динамичности. Модель сразу же покорила автолюбителей, внешность ее была спортивной.
Инструмент для работы
Перед тем как приступить непосредственно к замене, необходимо собрать весь необходимый инструмент и материалы:
- Набор ключей различного диаметра «10», «13», «17», «21».
- Отвертку.
- Плоскогубцы.
- Новая охлаждающая жидкость.
- Тара под ОЖ.
- Чистую ветошь.
- Новый расходный материал (в зависимости от назначения выполняемых работ – прим.).
- Противооткатные башмаки.
Для удобства проведения работ лучше всего использовать смотровую яму или подъёмник.
Снятие ГБЦ на ваз-2112 — порядок работ
Перед тем как приступить к работе, убедитесь в том, что автомобиль находится на ровной поверхности, поставлен на ручной тормоз, а под задние колёса остановлены противооткатные упоры.
Внимание! Работы необходимо производить только на холодном двигателе
- Первым делом отключаем минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
- В заранее подготовленную тару, сливаем тосол через сливное отверстие на радиаторе отопителя.
- При помощи ключа на «10» отворачиваем четыре болта крепления декоративного кожуха двигателя.
Места крепления декоративной крышки 124 мотора. Автомобиль редакции на фото!
По очереди отключаем каждый провод от свечи.
Обратите внимание на количество следов коррозии
Датчик холостого хода вблизи на редакционной ВАЗ-2112
Доставайте трос согласно обозначением стрелок.
Убираем ресивер в сторону (он будет либо стальной, либо пластмассовый. Например, на 124 двигателе ресивер сделан из пластика). На фото двигатель 21120
При помощи двух ключей отворачиваем топливопровод
Уберите открученные болты в надёжное место
Осмотрите патрубок на наличие повреждений и при необходимости замените
Обратите внимание, что в термостате есть охлаждающая жидкость, поэтому, не ошпарьтесь
Расположение болтов указано маркером.
Следующим шагом вам будет необходимо снять ремень ГРМ. О том, как правильно провести эти работы вы можете прочитать в этой статье. О натяжении ремня ГРМ рассказано здесь.
- Когда ремень демонтирован, необходимо снять 2 шкива распределительных валов. Во избежание их проворачивания, придерживаем их, откручиваем болты крепления и затем сами шкивы можно снять. (Не забудьте извлечь шпонки на пазах хвостовиков на валах – прим.).
Демонтированные шкивы, аккуратно убираем в сторону.
Болты отмечены красным маркером.
Откручиваем так, как указано стрелками.
ГБЦ снята и очищена.
Почему стучат гидрокомпенсаторы
Почему стучат гидрокомпенсаторы
Если стучат гидрокомпенсаторы при запуске
Вытекание масла из части гидрокомпенсаторов во время длительной стоянки Шум, исчезающий спустя несколько секунд после пуска двигателя, не является признаком неисправности, так как из части гидрокомпенсаторов, находившихся под нагрузкой клапанных пружин открытых клапанов (каналы подачи масла остались открытыми), вытекло масло, недостаток которого восполняется в начале работы двигателя
Стучат гидрокомпенсаторы на холодную и горячую, шум исчезает при повышении оборотов
Повреждение или износ шарика обратного клапана
Загрязнение механизма гидрокомпенсатора продуктами износа при несвоевременной замене масла или его низком качестве
Замените гидрокомпенсатор
Очистите детали механизма от загрязнений. Применяйте масло, рекомендуемое в руководстве по эксплуатации
Гидрокомпенсаторы стучат на высоких оборотах, а на малых стука нет
Вспенивание при избытке масла (выше верхней метки на щупе) в масляном картере из-за его взбалтывания коленвалом. Попадание воздушно-пенной масляной смеси в гидрокомпенсаторы нарушает их работу
Засасывание воздуха масляным насосом при чрезмерно низком уровне масла в масляном картере
Повреждение маслоприемника из-за деформации масляного картера при ударе о дорожное препятствие
Доведите уровень масла в масляном картере до нормы
Доведите уровень масла в масляном картере до нормы
Отремонтируйте или замените дефектные детали
Как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность, отремонтировать их или заменить
Проверка работоспособности гидрокомпенсаторов
Проверка гидрокомпенсаторов производится путем проникновения под крышку клапанов и прокручивания коленвала за центральную гайку. За счет привода газораспределительного механизма распредвал начинает вращаться. В те моменты, когда кулачки толкателей направлены в противоположную сторону от гидрокомпенсатора, начинается поочередная проверка на упругость, на наличие свободного хода. Сделать это можно как руками, так и специальным инструментом. Если гидрокомпенсатор мягкий или болтается, то необходимо приступить к его ремонту.
Принцип работы гидрокомперсаторов
Гидрокомпенсатор в разобранном виде
Принцип его работы заключается в следующем. При повороте кулачка тупой стороной к толкателю образуется зазор, и в это время находящийся под воздействием пружины плунжер перекрывает его, поднимаясь вверх, а масло через канал минуя шариковый клапан поступает непосредственно в его полость.
При повороте кулачка распределительного вала противоположной стороной, он надавливании на толкатель отправляя его вниз. И в это время клапан закрывается шариком, так как усилие кулачка передается уже на плунжер.
Признаки и причины неисправности
Основным признаком того, что гидрокомперсаторы вышли из строя станет их характерный стук, именно в этом случае для любого автолюбителя это будет первым сигналом для проведения диагностики.
Причин возникновения неисправности может быть несколько:
- Ресурс гидрокомперсаторов отработан.
- Засорены каналы для подачи масла, в следствие чего происходило его голодание.
- Износ у плунжерной пары, вызванный попаданием в неё частями износа.
Если гидрокомперсаторы отработали весь срок и требуют замены в связи с износом по чисто эксплуатационным характеристикам, значит причин для расстройства нет. Однако в двух других случаях это будет обозначать проблемы в работе масляного насоса, элементов системы смазки, а также несоответствия типа масла к двигателю.
Гидрокомпенсатор будут работать исправно и продолжительное время лишь в тех случаях, когда всё рабочее пространство заполнено маслом. Иначе динамические нагрузки постепенно приведут к его разрушению, что станет следствием стуков. Для диагностики гидрокомпенсаторов можно использовать фонендоскоп.
Как снять гидрокомпенсаторы для промывки?
Перед началом работы автомобилю дают “отстояться” в теплом гараже не меньше суток — этого времени хватит для утечки масла в поддон из системы. Промывать лучше в закрытом чистом помещении (ветер и пыль — помеха) при помощи бензина А-92 или керосина. Готовят 3 тары общим объемом в 5 литров. Сначала демонтируют крышку блока цилиндров, воздушный фильтр и оси коромысел. Компенсаторы очищают щеткой с синтетической щетиной. Вынутые детали погружают в емкость с “промывайкой” (при этом обратный шариковый клапан несколько раз зажимают проволокой и надавливают на плунжер). Далее сливают всю жидкость из элементов и переносят их во вторую тару, где повторяют очистку. В третьей емкости проверяют механизм набирая в него раствор. Для этого агрегат вытягивают, чтобы плунжер был направлен вверх. Если при надавливании пальцем он не двигается, детали можно возвращать обратно.
Источник
Практический взгляд на гидрокомпенсатор с точки зрения функционального назначения
Замена гидрокомпенсатора на ваз 2110
Как известно, степень нагревания двигателя зависит от диаметра клапанного зазора, чем меньше он, тем соответственно выше температура нагревания двигателя. Раньше до того, как появился гидрокомпенсатор на ваз, главными регуляторами диаметра клапанного зазора были рычаг и шайба.
Однако, таковая механическая система регулирования на практике была малоэффективной и как следствие, перегрев двигателя был неизбежным исходом.
Замена гидрокомпенсаторов в ваз 2110
Гидрокомпенсатор автономно и высокоэффективно регулирует диаметр клапанного зазора.
Практический принцип функционирования гидрокомпенсатора
Итак:
- Гидрокомпенсатор, с практической точки зрения, представлен автономно функционирующими опорами нажимных рычагов;
- главная задача нажимных опор заключается в передаче соответствующего момента силы с вала распределения непосредственно на сам клапан;
- вместе с этим, нажимные опоры высокоэффективно в автономном режиме устраняют зазоры, которые возникают в приводе, в ходе его функционирования.
Практический взгляд на определение и устранение неисправности гидрокомпенсатора
Замена гидрокомпенсаторов ваз 2110
Объективно нужно осознать, что главным внешним признаком неисправности гидрокомпенсатора является появление шума, который возникает в результате сбоя в функционировании газораспределительных механизмах. Тип и характер неисправности определяется непосредственно самой разновидностью шума.
Непосредственно сам алгоритм проведения выполнения замены гидрокомпенсатора:
- вначале необходимо снять с распределительного вала его корпус;
- затем необходимо перейти к снятию рычага нажатия, который в свою очередь установлен на клапанном стержне сухаря;
Замена гидрокомпенсаторов ваз 21103
- гидрокомпенсатор заключён в блок головки гнезда, из которой его необходимо извлечь;
- далее нужно смазать моторным маслом блоковую головку цилиндров вместе с новоустановленным гидрокомпенсатором;
- после чего, сам же гидрокомпенсатор необходимо установить в гнездо головки блока цилиндров;
Замена гидрокомпенсаторов на ваз 21103
сборка осуществляется строго в обратном порядке относительно сборки.
Главный ряд причин которые вынуждают гидрокомпенсатор преждевременно функционировать:
- моторное масло давно потеряло свой конечный эксплуатационный срок;
- срок эксплуатации масляного фильтра уже давно завершился;
- маслоприёмник находится в неисправном состоянии;
Ваз 2110 гидрокомпенсаторы
- забились все каналы, по которым должна протекать смазочная жидкость;
- засорился гидрокомпенсатор;
- система очистки частично или полностью забилась мусором и т.п.
Гидрокомпенсаторы на ваз 2110
Если появился стук в автомобиле, то первостепенно следует проверить уровень масляного давления в двигателе. Если моторное масло и масляной фильтр новые, то скорее всего сущность проблемы кроется в маслоприёмнике.
Ваз 2110 стучат гидрокомпенсаторы
Качество моторного масла оказывает непосредственным образом огромное влияние на срок службы гидрокомпенсатора, поэтому приобретать дешёвое моторное масло не имеет практического смысла, так как ремонт или замена по стоимости намного выше.
Что необходимо делать, в случае появления звука:
- точно диагностировать истинную причину происхождения звука;
- промыть необходимые функциональные элементы;
- в случае, если самостоятельная диагностика не имела успеха, нужно вновь разобрать гидрокомпенсатор и проверить функциональную способность всех его составляющих.
Ваз 21103 гидрокомпенсаторы в комплекте
Не стоит забывать и том, что гидрокомпенсатор представляет собой также сложное механическое устройство, поэтому сущность проблемы может быть заключена именно в его механической составляющей. Например, преждевременный выход из строя пружины или кулачка, который давит на гидрокомпенсатор или когда в этом существует практическая необходимость.
Инструкция замены гидрокомпенсатора своими руками несложна, однако, требует времени для понимания. Существует целый ряд нюансов, в которых фото и видео — материалы помогут полноценно разобраться.
Цена замены зависит от выбора способа. Так, если обратиться в автосервис — стоимость одна, если всё выполнить самостоятельно, используя практический алгоритм, то можно сэкономить множество финансовых средств.
Поломки и ремонт двигателя авто ВАЗ 2112
Для решения проблемы сохранения клапанов от деформации при обрыве ремня ГРМ можно установить поршни от 124 мотора, но в этом случае теряется несколько лошадиных сил. Поэтому при использовании ременной передачи, как указывает инструкция, нужно периодически прислушиваться к звуку, который издает привод. Итак:
- Вначале износа начинают на холодную пищать ролики, затем шуршать, потом разрушаться.
- Начинает течь помпа, что приведет к наличию охлаждающей жидкости на ремне.
- Пришедшие в негодность сальники, приводят к попаданию на ремень масла.
- При износе валов начинается сползание ремня в сторону, который затем трется о реборду ролика, что создает на холодную скрежет.
- Сползать ремень может из-за искривления роликов.
- Все перечисленные причины могут привести к разрыву ремня и как следствие деформацию клапанов.
Ремонт клапанов на авто ВАЗ 2112
Прежде всего, необходимо разобрать блок клапанов двигателя ВАЗ 2112:
- Снимаются все детали, которые крепятся к ГБЦ: ГРМ, шкивы, термостат, ролики, впускной коллектор, выхлопная труба, отсоединяются все провода.
- Отсоединяется клапанная крышка.
- На дрель одевается щеточка и до блеска протираются цилиндры от нагара, для чего коленвал нужно прокрутить два раза.
- Специальным приспособлением, зажимающим пружину, рассухариваются клапана и вынимаются пинцетом.
- На край клапана намазывается алмазная крошка, как показано на фото.
Примерная цена гидрокомпенсаторов
В отличие от автомобилей иностранного производства, детали на ВАЗ-2112 доступны по своей стоимости. В большинстве магазинов автозапчастей на отечественные авто можно найти комплект гидрокомпенсаторов на шестнадцатиклапанный двигатель по низкой цене – около двух тысяч рублей. Перед покупкой внимательно изучите каждый толкатель, чтобы исключить приобретение бракованной запчасти.
Среди производителей запчастей для двигателей ВАЗ-2112 лидирующие позиции занимает марка INA, однако ее очень часто подделывают. Для того чтобы сделать правильный выбор, заранее просмотрите видео об особенностях фирменных гидротолкателей. Внимательно следите за тем, сколько стоит набор толкателей, так как качественная запасная часть не может стоить дешево.
Источники
- https://FB.ru/article/461780/gidrokompensator-vaz—naznachenie-harakteristiki-vozmojnyie-problemyi-i-sposobyi-resheniya
- https://MasteraVaza.ru/dvigatel/obsluzhivanie-dvigatelya/zamena-gidrokompensatorov-vaz-2112-422
- https://AutomobilGroup.ru/instruktsiya/zamena-gidrokompensatorov-foto-instruktsiya-pomenyat-gidrokompensatory/
- https://automotogid.ru/kak-razobrat-gidrokompensator-vaz-2112/
- https://pricep-vlg.ru/remont-svoimi-rukami/kak-proverit-gidrokompensatory/
- https://topmekhanik.ru/kak-samostoyatelno-razobrat-i-promyt-gidrokompensator/
- https://autorn.ru/vaz/2110/436-zamena-gidrokompensatorov-vaz-2110-2111-2112.html
- https://l2rv.ru/info/kak-proverit-kompensatory-vaz-2112/
- https://ladaautos.ru/vaz-2112/remont-vaz-2112-16-klapanov-zamena-gidrokompensatorov.html
Замена компенсаторов
Следует отметить, что замена гидрокомпенсаторов своими руками ваз 2112 имеет свои определённые нюансы. Знание этих технических тонкостей позволят автолюбителям и профессионалам успешно решать проблемы такого рода.Далее представлена подробная инструкция по выполнению замены ГК:
- Вначале снимается пластиковая крышка.
- Далее снимается ресивер. Необходимо закрыть крышками отверстия впускного коллектора.
- Потом необходимо снять модуль зажигания.
- Затем снимается шланг вентиляции картера.
- Далее снимаем крепление проводов форсунок. Для этого нужно использовать рожковый ключ на 10.
Снимаем крепление проводов форсунок
Затем снимаем клапанную крышку. Для этого необходимо с помощью головки на 8 отвернуть 15 болтов.
Снимаем клапанную крышку
- Далее снимается крышка головки цилиндров.
- Производим проверку работоспособности гидрокомпенсатора. Для этого на него надо нажать любым стержнем, желательно из мягкого металла.
Кулачок распределительного вала в этом случае должен быть повёрнут к компенсатору тыльной тупой стороной. Если компенсатор прижимается легко, с небольшим усилием, значит, он подлежит замене.
Проверка работоспособности гидрокомпенсатора
- Демонтируем зубчатые шкивы распредвалов.
- Отсоединяем провод от датчика давления масла.
- Раскрепляем корпус подшипников распредвалов. Для этого необходимо, с помощью головки на 8 отвернуть 20 болтов.
- Отворачиваем болт крепления штанги к кронштейну задней опоры двигателя.
- Далее откручиваем три гайки крепления кронштейна задней опоры. Это делается с помощью головки на 15.
Откручиваем крепление кронштейна
- Снимаем кронштейн задней опоры.
- Теперь можно снять корпус распредвалов.
- Из корпуса вынимаем трубки свечей зажигания.
- Для того, чтобы отличить впускной и выпускной распредвалы, на первой шейке впускного вала имеется поясок.
Впускной и выпускной распредвалы
- Далее снимаем распредвалы с сальниками.
- Далее необходимо снять задние заглушки корпуса подшипников распредвалов и головки цилиндров.
- С помощью магнита достаём из гнезда гидрокомпенсатор.
Достаём гидрокомпенсатор
В случае необходимости заменяем гидрокомпенсатор новым изделием и производим сборку в обратном порядке.
Как видно по фото, предложенный комплекс работ, особых трудностей не представляет. После выполнения замены, двигатель может некоторое время работать с повышенным шумом.
В этом случае делают прокачку гидрокомпенсаторов.Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Запустить двигатель и в течение 5 минут дать ему поработать на 2500 оборотах.
- Затем перейти на холостые обороты и дать двигателю поработать полминуты.
- Далее двигатель заглушить и выждать одну минуту.
- Через минуту двигатель запустить вновь. Если стук исчез, то гидрокомпенсатор прокачан, если нет, то всю процедуру нужно повторить вновь. Повторов может понадобиться до пяти и больше.
Перед тем как будет произведена замена гидрокомпенсаторов ваз 2112 – видео, предложенное ниже, поможет вам избежать печальных недоразумений:
Как показывает это видео – к покупке новых запасных частей нужно относиться очень и очень скрупулёзно.
Болты, как альтернатива для гидрокомпенсаторов
Достаточно актуальной на сегодня является замена гидрокомпенсаторов на болты ваз 2112. Эта тема вызывает массу дискуссий и имеет много положительных и отрицательных мнений.
Приведём некоторые «за» и «против» в отношении к гидрокомпенсаторам.Положительные стороны:
- Клапаны всегда будут плотно закрытыми и в результате этого вероятность прогорания минимальная.
- Нет необходимости регулировать зазоры.
- Значительно снижен шум газораспределительного механизма.
- Более устойчивая работа прогретого двигателя на холостых оборотах. Это является результатом плотного закрытия клапанов.
Отрицательные стороны:
В данном случае мы наблюдаем, пожалуй, только один минус – это цена на запасные части. Имеется в виду стоимость самих гидрокомпенсаторов и связанных с ними деталей.
Однако, постоянная регулировка безкомпенсаторного газораспределительного механизма потребует не меньших затрат и тем более хлопот.
В заключении отметим, что замена гидрокомпенсаторов в обязательном порядке включает в себя следующие операции:
- Замена масла.
- Промывка системы.
- Замена масляного фильтра.
- Прочистка каналов подачи масла в гидрокомпенсаторы. Это успешно можно сделать с помощью сжатого воздуха.
Как они появились?
Гидравлический компенсатор на автомобилях ВАЗ пришел на смену неэффективным механическим регулировкам механизма ГРМ. Часто обычный клапан на классических моторах ВАЗ не оснащен компенсатором. Поэтому водители регулировали зазоры клапанов через каждые 10 тысяч километров пробега. Работу выполнять приходилось вручную. Снималась клапанная крышка, щупом проводились измерения и выставлялся нужный зазор.
Если водитель не регулировал клапана, то работа двигателя сопровождалась сильным шумом, терялась динамика, возрастал расход горючего. Через примерно 50 тысяч километров пробега клапана требовали замены, так как на них был сильный износ. В качестве альтернативы механической регулировке в «АвтоВАЗе» решили предложить более модернизированную конструкцию.
На моторах для переднеприводных авто устанавливались перед клапаном специальные толкатели. На клапан надевалась “шляпка”. Диаметр толкателя достаточно большой, и за счет этого снизился износ. Нужно больше времени, чтобы износился больший диаметр. Да, скорость износа уменьшилась, но необходимость в регулировке клапанов осталась, хоть теперь делать ее приходилось реже.
Обычно настройка заключалась в подкладывании настроечных шайб, которые уменьшали или увеличивали высоту толкателя. Такая регулировка, несмотря на архаичность, достаточно эффективна, и некоторые автопроизводители применяют такой способ по сей день. Настраивать зазоры клапанов в таком механизме нужно один раз в 50 тысяч километров. На некоторых зарубежных авто толкатели способны жить и еще дольше.
Среди плюсов такого решения можно выделить простоту конструкции, отсутствие требований к маслу – подойдет даже минеральное. Кроме того, конструкция получилась очень дешевой. Среди минусов отзывы отмечают, что если шайба сработалась, то работа мотора становится шумной, увеличивается расход топлива, падает динамика. В «АвтоВАЗе» задумались о конструкции, которая бы автоматически регулировала тепловые зазоры в клапанном механизме.
И вот, вместо механических регулировок появились гидрокомпенсаторы ВАЗ-2112. На тот момент это была совершенно новая технология. На самом деле все очень просто – водителю больше нет необходимости в ручной настройке зазоров. Гидрокомпенсаторы сами автоматически выберут нужный параметр для каждого клапана.
Демонтаж ГБЦ
Прежде всего, чтобы добраться до головки блока цилиндров, нужно снять крышку ГБЦ. Для разных 16-клапанников эта операция отличается, и артикулы крышки тоже выглядят по-разному: 2112-1003260 (-10) и 21124-1003260.
Крышка от ДВС ВАЗ-21124 (1,6 л)
Снять нужно будет и ремень ГРМ – тут отличий у разных моторов не наблюдается.
Рассмотрим, как от ГБЦ можно открепить выхлопной коллектор. На двигателе 21120:
- Снимают приёмную трубу глушителя: отворачивают две гайки 1 (ключ «на 13»), удаляют прижимную планку, откручивают шесть гаек 2 (ключ «на 14») и выполняют демонтаж, не забыв отключить кислородный датчик. На фото показаны три гайки из шести.
Элементы приёмной трубы
Всё важное находится под экраном
Теперь речь пойдёт о двигателе 21124:
- Отключаем оба датчика кислорода.Откручиваем три гайки крепления защитного экрана (ключ «на 10») и разбираем кронштейн, отвернув четыре гайки ключом «на 13».
Как разобрать крепёжный кронштейн
Операция с дополнительным глушителем
Здесь мы считали, что от модуля впуска был отсоединён шланг ВУТ. В финале на любом из двигателей откручивают свечи (трубчатый ключ «на 16»).
Моменты затяжки крепёжных винтов приводятся в другом тексте. Вообще же на хэтчбеках ВАЗ-2112 ремонт ГБЦ начинают с того, что заменяют «вытянутые» винты новыми. Длина должна составлять 95 мм или меньше.
Порядок откручивания (слева) и заворачивания крепёжных винтов
Как работает система
Гидрокомпенсаторы являются неотъемлемым атрибутом для многих современных моделей автомобилей. Ранее регулировать ход клапанов нужно было вручную, что делалось на моторах все того же АвтоВАЗ на более ранних автомобилях.
Гидрокомпенсатор устроен достаточно просто. Он имеет вид цилиндра, внутри которого устанавливается плунжер. Рассмотрим принцип его действия пошагово.
- При запуске мотора на устройство влияет кулачок распредвала.
- Под действием кулачка компенсатор опускается ниже, после чего его плунжер оказывает давление на клапан.
- Под воздействием давления клапан открывается, но строго на определенную высоту.
Регулировка работы устройств осуществляется с помощью обыкновенного масла. Оно попадает в пространство, расположенное под плунжером, и чем больше его давление, тем большая нагрузка оказывается на сам плунжер.