Содержание
- 1 Ремонт или замена гидрокорректора ваз 2114 собственными силами
- 2 Гидрокорректор фар ВАЗ 2110 — устройство, принцип действия и замена
- 3 Замена гидрокорректора фар
- 4 Замена корректора света фар
- 5 Не работает регулировка фар ВАЗ-2114 не регулируется вообще
- 6 Виды корректоров фар
- 7 Противотуманные фары
- 8 Как он работает
- 9 Замена гидрокорректора фар ВАЗ 2110, 2111, 2112
- 10 Важность грамотной установки фар
Ремонт или замена гидрокорректора ваз 2114 собственными силами
Если гидрокорректор фар вышел из строя, то необходимо как можно скорее установить причину неисправности. Возможно, что получится починить устройство собственными силами.
Для того, чтобы проверить работоспособность гидрокорректора фар, следует:
Осмотреть состояние трубок и резинок
Даже небольших подтёков быть не должно.
Если никаких подтёков обнаружено не было, то следует обратить внимание на состояние рабочих цилиндров. Для этого необходимо измерить ход каждого штока
В обычных условиях он составляет от 6.5 до 7.5 мм.
В случае, если подобные диагностические мероприятия не помогли восстановить работоспособность гидрокорректора фар, то придётся заменить целый механизм. Дело в том, что ремонт фары ваз 2114 не предусмотрен производителем, поэтому сломанный прибор проще всего заменить новым.
Гидрокорректор фар ВАЗ 2110 — устройство, принцип действия и замена
Метки:ВАЗ 2110/2111/2112Корректор фар
Все переднеприводные автомобили ВАЗ, в том числе и 2110, оснащены устройством, позволяющим регулировать наклон отражателей фар в зависимости от положения кузова относительно горизонтали. Причем сделать это можно, не выходя из авто, с водительского места. Стоит повернуть соответствующую ручку на панели приборов и гидрокорректор фар опустит/поднимет световой пучок так, чтобы он оптимально освещал приближающийся участок дороги. К сожалению, такое гидравлическое устройство довольно часто выходит из строя. Это делает отражатели фар неуправляемыми со всеми вытекающими неудобствами. Приходится делать ремонт гидрокорректора фар, что в подавляющем большинстве случаев заключается в замене корректирующего устройства в сборе. Далее узнаете принцип работы гидравлического корректора и способ его замены.
Гидрокорректор фар ВАЗ 2110
Устройство корректора положения отражателей ВАЗ 2110
- главным цилиндром, установленным под приборной панелью, давление в котором регулируется ручкой, вынесенной на панельную поверхность в салон;
- рабочими цилиндрами, интегрированными в корпус блок-фар;
- трубками, которые соединяют главное устройство с двумя рабочими.
Здесь еще стоит упомянуть рычаг, передающий усилие со штока рабочего цилиндра на отражатель. Однако эта деталь не входит в гидравлическую систему и замене при ремонте не подлежит.
Рычаг корректора внутри фары
Принцип действия гидрокорректора ВАЗ 2110
Работает корректор по достаточно простому принципу.
Водитель, переключая ручку, находящуюся на панели приборов, изменяет давление жидкости в главном цилиндре, что тут же передается по соединяющим трубкам на рабочие механизмы.
В цилиндрах, стоящих в блок-фарах, это приводит к изменению длины штоков, жестко соединенных с поршнями. Шток толкает рычаг, тот предает усилие на отражатель, который в результате занимает соответствующее положение.
Все это происходит в случае, когда система замкнута и герметична. В случае разгерметизации гидрокорректор фар перестает функционировать.
Ручная корректировка света фар
Причины выхода из строя гидравлического корректора ВАЗ 2110
Негативное влияние на целостность и работоспособность элементов системы гидрокорректора оказывают частые и значительные перепады внешних температур.
Результатом резких температурных скачков может стать растрескивание резиновых уплотнительных элементов, установленных как на главном, так и на рабочих цилиндрах. Это, в свою очередь, приводит к подтеканию жидкости.
В итоге давление падает, и система становится неработоспособной.
Какие светодиоды лучше для авто?Поврежденный гидрокорректор фар ВАЗ 2110 (протекание жидкости)
Реже причинами выхода из рабочего состояния могут быть:
- заклинивание поршня в рабочем цилиндре (в этом случае не поворачивается один из отражателей);
- механическое повреждение соединяющих трубок.
По какой бы причине ни произошла поломка гидрокорректора, возможен только один эффективный вариант ремонта — замена устройства новым. Ремонт, к сожалению, здесь не предусмотрен.
Замена корректора фар на ВАЗ 2110
Поменять гидрокорректор фар под силу каждому автолюбителю. Времени на рабочий процесс уходит не более получаса. Из инструмента для замены гидравлического корректора пригодится лишь вороток с головкой 21-го размера и прямая отвертка. Остальное делается руками:
- Снимаем ручку регулировки, находящуюся на панели приборов. Для этого за нее необходимо потянуть со средним усилием, слегка пошатывая.
- Имеющимся ключом отворачиваем гайку под ручкой (она притягивает к панели главный цилиндр).
- Нажимаем на прямоугольную кнопку на панели. Она находится несколько ниже регулировки гидрокорректора. В результате открывается дверца. Через образовавшийся проем снизу легко достаем свободный главный цилиндр.
- Открываем капот. Находим блок-фары с интегрированными рабочими цилиндрами. Чтобы их снять, открепляем фиксаторы. После этого каждый цилиндр проворачивается против часовой стрелки и вынимается.
- Приготовленной отверткой отворачиваем болты, которые крепят хомуты трубок.
- Освобожденные элементы гидрокорректора просовываем в салон в месте, где выходят соединительные трубки. Имеющийся здесь уплотнитель податлив, поэтому сильно не помешает.
- Установка нового корректора фар производится в обратном порядке.
Заметили, насколько все просто? Так что, если в вашем ВАЗ 2110 не хочет работать гидрокорректор, найдите полчаса и сделайте его замену. Согласитесь, возможность в любой момент подстроить направление светового пучка, не выходя из авто — это, вроде бы, и мелочь, однако приятная.
Опрос: Пострадали ли Вы уже от ям на дорогах?
Замена гидрокорректора фар
Если вы решили поставить гидрокорректор, устанавливаемый штатно на автомобилях «Лада» предыдущих годов выпуска, работы можно выполнить самостоятельно. На более современных машинах («Приора», «Калина», «Гранта» и т. д.) могут быть установлены электрические системы.
Разбор и снятие старого
Алгоритм действий по демонтажу гидрокорректора:
- открутите винты на хомутиках, закрепляющих трубки на деталях корректора;
- отсоедините от блок-фар исполнительные механизмы, крепящиеся на защелкивающихся фиксаторах;
- из салона снимите вращающуюся ручку гидрорегулятора с ее места (она находится прямо на главном цилиндре);
- открутите пластиковую гайку, посредством которой главный цилиндр приворачивается к «торпеде»;
- вытащите его наружу (предварительно протолкнув резиновый уплотнитель в салон) в комплекте — с пластиковыми трубками, исполнительными механизмами.
Гидрокорректор в салоне со снятой рукояткой
Установка и подключение нового
Монтаж гидрокорректора вместо неисправного производится в обратной последовательности демонтажу – ничего сложного здесь не наблюдается.
Если вы решили установить электрическое устройство (оно идеально подходит вместо гидравлического), алгоритм действий будет несколько иной:
- снимите с аккумулятора клемму «минус»;
- демонтируйте старый гидрокорректор вместе с трубками, главным и рабочим цилиндрами;
- вместо него поставьте электрическое устройство;
- рычаг старого механизма в салоне демонтируйте;
- «плюс» электрокорректора соедините с 20-м контактом колодки, «минус» можно «найти» под любой шпилькой кузова, контактирующей с металлом;
- вместо пластиковых трубок проложите провода из комплекта и для надежности закрепите их с помощью диэлектрических хомутов к общему жгуту электропроводки;
- закрепите на кожухах фар исполнительные механизмы;
- верните на место снятую отрицательную клемму АКБ и проверьте работоспособность системы.
Установка нового устройства (главный цилиндр)
В ходе установки электрокорректора есть смысл попутно проверить эффективность работы оптики. Если вы заметили внутри блок-фары конденсат, ее лучше заменить, т. к. в дальнейшем уровень освещенности дороги будет только ухудшаться.
Еще:
- черный налет внутри говорит о том, что лампочке осталось недолго «жить», поэтому ее нужно заменить и лучше это сделать заранее, а не в пути;
- если вы заметили отслоение светоотражающего слоя, фару также придется покупать новую (менять лучше в комплекте оба блока сразу);
- осмотрите линзу блока — если царапины и сколы серьезные, рекомендуется заменить старое стекло, используя специальный герметик при установке нового;
- защитные колпаки перед установкой очистите от грязи.
Наилучший и самый дорогой вариант – установка системы автоматической коррекции. В этом случае водителю ничего делать не надо: устройство само отрегулирует пучок света. В конструкцию входят датчики, устанавливаемые впереди и сзади. Их задача – определение дорожного просвета на обеих осях автомобиля. Это позволяет «вычислить» наклон кузова и послать нужную информацию в электронный блок управления. Он дает команду исполнительным механизмам, и, учитывая скорость передвижения, последние через мотор-редуктор изменяют угол наклона головной оптики. Система довольно сложная, требует профессионального подхода при установке.
Регулировка света
После установки нового корректора (неважно, гидравлического или электрического), имеет смысл настроить световой пучок. Для этого нужна ровная стена, которую необходимо разметить в соответствии с рекомендациями производителя (см. в инструкции по эксплуатации авто)
Разметку можно произвести и самостоятельно, в соответствии с приведенным ниже рисунком
в инструкции по эксплуатации авто). Разметку можно произвести и самостоятельно, в соответствии с приведенным ниже рисунком.
Далее:
- остановите автомобиль в пяти метрах от размеченной стены;
- ручкой гидрокорректора выставьте правильный световой пучок;
- каждая фара настраивается по отдельности;
- если «усилий» гидрокорректора не хватает, воспользуйтесь механическими рычагами, расположенными на блок-фаре.
Схема разметки стены для регулировки света
Замена корректора света фар
Для этой модели ВАЗ, если возникнет необходимость замены устройства, есть два варианта:
- установить гидрокорректор, предусмотренный автопроизводителем;
- заменить гидравлический корректор электрическим аналогом.
В первом случае необходимо приобрести устройство 2114-3718010, которое подходит для моделей ВАЗ от 2113 до 2115. Замену нужно начинать со съема неисправного корректора света фар, который производится в такой последовательности.
- Отворачиваются винтовые фиксаторы хомутов, которые прикрепляют соединительные трубки к удерживающим конструкциям.
- Снимается ручка главного цилиндра, после чего отворачивается гайка, притягивающая основное гидравлическое устройство к приборной панели.
- От конструкции фары отсоединяются рабочие цилиндры и вместе с трубками просовываются в салон.
- Установку нового гидравлического устройства, корректирующего направление света фар, нужно проделать в обратном порядке.
Для замены гидрокорректора на электрический вариант, подходящий для установки в те же места, нужно приобрести прибор «СиличЪ-Зенит». После съема штатного корректора проделываются следующие действия:
- Отключается «минус» от аккумулятора.
- После замены уплотнительного кольца монтируются электрокорректоры в места, где стояли рабочие цилиндры.
- «Плюс» присоединяется к колодке «20», «минус» замыкается на массу.
- Проводка фиксируется там, где были соединительные трубки. Можно прикрепить ее и к общему жгуту электропитания.
- Подключается «минус» к аккумулятору, проверяется работоспособность электрокорректора.
Электромеханический корректор фар ВАЗ 2114
Как видите, есть два варианта замены вышедшего из строя гидрокорректора. Электрическое устройство дороже гидравлического. Однако многие автолюбители предпочитают именно электрокорректор, отмечая более надежную и долговечную его эксплуатацию. Какого бы типа корректор вы ни выбрали, теперь вы знаете, как самостоятельно его установить.
Для чего служит это устройство? Гидрокорректор фар ВАЗ 2114 используется для фиксации изменения уровня наклона светового пучка фар. Этот прибор помогает избежать негативных последствий при движении авто, которое может быть нарушено вследствие неправильного свечения фар, например, не на дорогу, а в глаза водителю встречной машины. Чтобы этого не допустить, нужно вовремя следить за техническим состоянием агрегата и проводить профилактические процедуры.
Гидрокорректор фар ВАЗ 2114
Корректор фар на ВАЗ 2114 содержит:
- основной цилиндр, датчик которого размещен на приборной панели;
- ведущие регуляторы, расположены на блоках-фар и соединительных трубках.
Внутри них заливается универсальная жидкость, которая не нагревается и не замерзает при перепадах температуры.
Существует три вида корректоров:
- Гидравлические, за счет давления жидкостей и поршней.
- С электрическим приводом.
- Автоматические, угол наклона света фар регулируется самостоятельно, вне загруженности автомобиля.
Последние – самые дорогие, но вот по качеству множество автовладельцев предпочитают ставить электрические корректоры, которые по функциональным возможностям более надежные, чем гидравлические. Эти корректоры боле дешевые, но и требуют более частой проверки и замены изделия.
Как работает корректор фар на ВАЗ 2114? При ручной регулировке положение фар устанавливается регулятором, который размещен в салоне на панели приборов. Водитель путем вращения ручки гидрокорректора изменяет степень наклона оптики.
Если установлен электрокорректор, то электроника сама определяет уровень регулировки в зависимости от нагрузки авто.
Не работает регулировка фар ВАЗ-2114 не регулируется вообще
Многие автомобилисты сталкивались с тем, что на ВАЗ-2114 не регулируется фара, но не все понимают, с чем это может быть связано. В данной статье, рассмотрим, причины возникновения такого эффекта, а также возможные варианты решения проблемы.
На видео ремонт гидрокорректора фары
На видео показано, как в полевых условиях отремонтировать гидрокооректор фары. Если гидрокорректор неисправен, то свет лампы «падает» в самый низ — на землю. Ехать с такой фарой ночью- опасно!
Основные причины
Свет отрегулированных фар автомобиля
Прежде чем рассмотреть данный вопрос необходимо понимать, что причин может быть несколько. Итак, рассмотрим, возможные варианты неисправности:
- Поломка гидрокорректора.
- Выпала линза с фары.
- Разбитая фара.
Демонтаж фары
Для того, чтобы точно и четко определить неисправность, необходимо демонтировать фару. Рассмотрим, последовательность действий:
- Проводим демонтаж решетки радиатора.
Схема расположения болтов решётки радиатора
Долой решётку
- Демонтируем аккумуляторную батарею.
- Отсоединяем разъемы проводов питания фары.
- Демонтируем противотуманные фары.
- Постараемся снять ресничку фары. Для этого необходимо добраться до крепления винтов под поворотниками и рамкой.
- Откручиваем крепления фары и проводим ее демонтаж.
В кружке болт крепления фары
- Готово — мы без фары!
Фару демонтировали
Сборка проводится в обратном порядке.
Замена гидрокорректора
Нечасто, но во многих случаях, причиной неисправности невозможности отрегулировать фару становится гидрокорректор. Итак, рассмотрим процесс демонтажа данного элемента:
- На фаре находим гидрокорректор, и выкручиваем его с посадочного места крепления.
Демонтаж гидрокорректора
Смотрим на стрелки направления
- Снимаем рукоятку управления корректором.
Демонтируем регулятор гидрокорректора салона
- Демонтируем рукоятку управления регулятора освещения приборной панели.
Снимаем рукоятку управления светом
- Демонтируем пластиковую накладку.
Снимаем пластиковую накладку с ручки управления гидрокорректора фар
- Демонтируем световод с панели приборов.
Снимаем световод
- Откручиваем гайку крепления.
Демонтируем крепежную гайку управления гидрокорректором
- Демонтируем гидрокорректор.
Регулятор гидрокорректора фары
Снимаем гидрокорректор
- С переднего щита выводим резиновый уплотнитель.
Демонтируем уплотнитель на щите
- Выводим рабочий цилиндр гидрокорректора через салон, и демонтируем его окончательно.
Вынимаем гидрокорректор в сборе
- Сборка проводится в обратном порядке.
Регулировка света фар на ВАЗ-2114
После того как всё отремонтировано и работает, необходимо провести регулировку фар по схеме рекомендованной заводом изготовителем. Итак, рассмотрим, последовательность действий:
- Устанавливаем автомобиль в 5м от гладкой стены.
- Размечаем стену, согласно технической схемы указанной ниже.
Схема для регулировки фар
- При помощи ручки гидрокорректора выставляем свет.
- Регулируются световые пучки на каждую фару отдельно.
Для точной регулировки проводить ее необходимо на каждую фару отдельно
- Если гидрокорректора не достаточно, то отрегулировать нужное положение фар можно при помощи механических рычагов, которые расположены непосредственно на детали.
Механические рычаги регулировки фары
Найти причину того, что свет не регулируется на ВАЗ-2114 достаточно легко, а вот устранить неисправность под силу далеко не каждому автомобилисту. Так, если автомобилист не уверен в своих силах необходимо обратиться в автосервис для устранения неполадок.
Виды корректоров фар
Корректоры фар разделяют по принципу действия на два вида:
- принудительного (ручного) действия;
- автоматический.
Ручная корректировка света производится самим водителем из салона с помощью различных приводов. По типу действия приводы делятся на:
- механические;
- пневматические;
- гидравлические;
- электромеханические.
Механический
Механическая регулировка светового пучка производится не из салона, а непосредственно на фаре. Это примитивный механизм, в основе которого лежит регулировочный винт. Используется, как правило, в старых моделях автомобилей. Уровень светового пучка регулируется поворачиванием винта в ту или иную сторону.
Пневматический
Пневматическая регулировка не получила большого распространения ввиду сложности механизма. Регулировать можно автоматически или вручную. В случае ручной пневматической регулировки водитель должен выставить n-позиционный переключатель на панели. Данный тип используется вместе с галогенным освещением.
В автоматическом режиме используются датчики положения кузова, механизмы и блок управления системой. Рефлектор регулирует давление воздуха в магистралях, которые соединены с осветительной системой.
Гидравлический
Принцип работы схож с механическим, только в этом случае положение регулируется с помощью специальной жидкости в герметичных магистралях. Водитель регулирует положение освещения, поворачивая колесико с делениями в салоне. При этом совершается механическая работа. Система соединена с главным гидроцилиндром. Поворот колесика повышает давление. Цилиндры двигаются, а механизм поворачивает шток и отражатели в фарах. Герметичность системы позволяет регулировать положение света в обе стороны.
Система считается не очень надежной, так как со временем теряется герметичность в местах соединения манжет и трубок. Жидкость вытекает, пропуская воздух в систему.
Гидрокорректор фар
Электромеханический
Электромеханический привод является самым распространенным и популярным вариантом корректировки ближнего света во многих автомобилях. Регулируется путем вращения водителем колесика с делениями в салоне автомобиля на приборной панели. Обычно есть 4 положения.
Мотор-редуктор
Исполнительным механизмом выступает мотор-редуктор. Он состоит из электродвигателя, электронной платы и червячного редуктора. Электронная плата обрабатывает команду, а электродвигатель вращает вал и шток. Шток меняет положение отражателя.
Противотуманные фары
Передвижение на автомобиле в дождь или снег может создать множество хлопот водителю, вынужденному управлять машиной в условиях плохой видимости. В этой ситуации на помощь приходят противотуманные фары (ПТФ), конструкция которых предусматривает формирование светового пучка, «стелющегося» над поверхностью дорожного полотна. Противотуманки, как правило, жёлтого цвета, т. к. этот цвет имеет свойство меньше рассеиваться в тумане.
Устанавливаются противотуманки, как правило, под бампером, на высоте не ниже 250 мм от поверхности дорожного полотна. В монтажный набор для подключения ПТФ входят:
- комплект проводов;
- реле;
- кнопка.
Помимо этого, потребуется предохранитель на 15 А, который будет установлен между реле и аккумулятором. Подключение следует выполнить в соответствии с прилагаемой к монтажному комплекту схемой.
Подключение противотуманных фар следует выполнить в соответствии с прилагаемой к монтажному комплекту схемой
Как он работает
Он состоит из:
- Регулятора с ручкой управления. Он установлен в герметичном сосуде с жидкостью
- Трубок – две штуки на каждую фару. По ним передается давление от регулятора к исполнительным механизмам на отражателях
- Рабочих поршней. Они же механизмы, отвечающие за изменение положения отражателя. К ним через трубки передается изменение давления от регулятора и в зависимости от него, шток выдвигается или утапливается в глубь поршня корректора.
Разберем принцип работы подробнее
Вся эта система герметичная. В гидрокорректор фар заливается тосол или жидкости на его основе. Это необходимо, чтобы во время морозов она не замерзла и система не утратила герметичности, разорвав пластиковые трубки.
Водитель, вращая регулятор в салоне по часовой стрелке, приводит в движение поршень, который находится в главном цилиндре гидрокорректора. Он имеет резьбовую часть. Вращением шток корректора вкручивается в полость цилиндра, создавая в нем избыточное давление. Простыми словами – он начинает давить на жидкость, залитую в него.
Это давление по трубкам передается в рабочие цилиндры, расположенные в обеих фарах. Избыточное давление, которое в них создается, выталкивает поршни наружу. Тем самым поднимаются отражатели вверх. Чтобы понять, как это работает, разберем конструкцию блок-фары подробнее.
Advertisement
Внутри фара состоит из:
- Рефлектора
- Верхнего держателя
- Регулировочного рычага
- Возвратной пружины
- Винта регулировки в вертикальном направлении
- Штока гидрокорректора
- Нижней опоры
К рефлектору крепится верхний держатель отражателя фары. Он соединен с рычагом, который верхним концом упирается в винт вертикальной регулировки, а вторым в шток корректора. Возвратная пружина прижимает рычаг к задней крышке фары, опуская рефлектор максимально вниз.
Реклама:
Поршень рабочего цилиндра гидрокорректора выдвигается вперед, толкая рычаг. Он, имея верхнюю точку опоры на регулировочном винте, тянет верхней своей частью рефлектор назад. Отражатель меняет свой угол наклона, относительно горизонтальной линии и фара начинает светить вверх.
Водитель крутить салонный регулятор корректора в положении «2» или «3», давление в системе уменьшается, рабочие поршни утапливаются в глубь цилиндров. Рычаг, под действием возвратной пружины, прижимается к задней стенке, толкая вперед рефлектор. Отражатель опускается, световой пучок светит вниз.
Часты случаи, когда водитель замечает, что фары светят вниз, регулировка корректором не дает нужного результата, направление светового пучка не меняется. Это происходит из-за поломок в системе гидрокорректора фар. Давайте разберем подробно.
Замена гидрокорректора фар ВАЗ 2110, 2111, 2112
Самостоятельно произвести замену вышедшего из строя корректора не составляет никакого труда. Последовательность выполнения замены следующая:
- выкручиваем винты крепления хомутов трубопроводов к крепёжным скобам;
- с главного цилиндра снимаем ручку;
- выкручиваем гайку крепления главного цилиндра к приборной панели;
- от блок-фары отсоединяем исполнительные цилиндры;
- проталкиваем вместе с уплотнителями исполнительные цилиндры внутрь салона;
- устанавливаем новый агрегат в обратной последовательности.
Многие автолюбителя вместо штатного гидрокорректора, предусмотренного производителем, устанавливают более практичный и эффективный электрокорректор фар. Его отличие от гидравлического устройства в том, что в качестве привода задействованы электромоторы. Для автомобилей ВАЗ предусмотрен штатный электрический корректор серии «СиличЪ-Зенит». Он легко монтируется в те же места, что обычный гидрокорректор. Порядок установки электрического корректора следующий:
- отключаем от АК минусовую клемму;
- поворачиваем главный цилиндр против часов стрелки и сниманием его;
- заменяем уплотнительное кольцо;
- монтируем электрокорректор на место главного цилиндра;
- демонтируем рычаг главного цилиндра в салоне;
- плюсовую клемму корректора соединяем с гнездом колодки №20;
- минусовую клемму крепим на одной из шпилек кузова под приборной панелью;
- прокладываем проводку корректора вместо трубопроводов или вдоль жгута электропитания;
- подключаем электропроводку корректора к исполнительным устройствам;
- подключаем минусовую клемму к АБ;
- проверяем работоспособность корректора.
Важность грамотной установки фар
Не меньшее значение занимает и грамотная установка и регулировка световых приборов. К примеру, фары загруженного автомобиля лучше опустить несколько ниже, чем обычно. Подобным способом можно направить световой поток не в небо, а на дорогу. Данный метод позволит избежать ослепления встречных автомобилей и обеспечит надлежащее освещение дороги.
Если же машина ничем не загружена, то фары следует немного приподнять. Световое оборудование является достаточно чувствительным и сложным в настройке, поэтому эту работу лучше всего поручить квалифицированным специалистам, которые обладают большим опытом настройки фар.
Правильная настройка фар