Содержание
- 1 Причина первая. Перегруз домашней сети
- 2 Возможные последствия
- 3 Как проверить авто аккумулятор мультиметром
- 4 История развития
- 5 Меры профилактики по предотвращению КЗ
- 6 Симптомы короткого замыкания
- 7 Причины и последствия короткого замыкания
- 8 Для чего надо знать, где идут провода
- 9 Как найти обрыв проводки в автомобиле
- 10 Как найти короткое замыкание в автомобиле
- 11 Как найти обрыв проводки в автомобиле
- 12 Короткое замыкание, его причины и последствия
Причина первая. Перегруз домашней сети
При проектировании и прокладке электрической проводки, всегда на питающем вводе предусматривается установка автоматического выключателя, который выполняет одновременно несколько функций. Так вот одной из таких функций является защита домашней электросети от перегрузки.
То есть при одновременном подключении нескольких потребителей высокой мощности (к примеру стиралка + водонагреватель + утюг), суммарный ток, протекающий через вводной автоматический выключатель (АВ) превышает максимально допустимый, и сработает защита от перегруза и АВ попросту отключится, обесточив при этом всю питающую сеть дома или квартиры.
Кстати, после срабатывания автоматического выключателя в результате перегрузки, не спешите сразу же его включать повторно. Нужно выждать 1 – 2 минуты для того, чтобы механизм теплового расцепителя немного остыл и только после этого подавать напряжение повторно.
Следует отметить, что данная функция АВ весьма полезна и позволяет защитить электрокоммуникации (проводку) от разрушения в результате перегрева при перегрузке.
Если же рассматривать способы решения данной проблемы, то следует выделить следующие из них:
- Исключение одновременного включения более двух мощных электропотребителей. Автоматизировать данный процесс можно путем почасового распределения включения мощных потребителей (к примеру, водонагревателя) за счет использования умных розеток или суточных реле (время включения/отключения устройства можно программировать).
- Замена АВ на больший номинал (например, 16А заменить на 25А), при условии соответствия электрической проводки. О том, как подобрать сечение проводников в соответствии с электропотреблением читайте здесь.
- Замена всей электропроводки на новую, с учетом реального электропотребления и при условии наличия мощного питающего ввода.
Возможные последствия
В зависимости от расстояния аварийного участка до электроприборов, места возникновения и продолжительности воздействия короткое замыкание электропроводки разделяют на местное и общее. Наиболее серьезные последствия у местного замыкания. Нередко это открытое возгорание проводки и переход пламени на окружающие предметы. Без оперативного тушения возможен пожар.
Самым безобидным вариантом замыкания является разрыв или расплавление розеток, выключателей или проводов. Замыкание проводки приводит к падению напряжения в электросети, что может вывести из строя электроприборы. В большинстве случаев аппаратура подлежит ремонту.
Если замкнула открытая проводка, может пострадать рядом стоящий человек. В результате резкого повышения температуры изоляция и жилы кабелей плавятся, иногда даже взрываются. Это может оставить серьезные ожоги и увечья на теле.
Как известно, вода является отличным проводником. Если квартиру затопило, замыкание может случиться в скрытой проводке. В таких ситуациях людей может ударить током при прикосновении к стенам.
Как проверить авто аккумулятор мультиметром
Если у вас появилось подозрение в плохой работе аккумуляторной батареи, то здесь вам в помощь, опять же, мультиметр. Итак, вооружитесь мультиметром, настроенным на замер напряжения (20В):
Отключите одну клемму и подсоедините красный контакт к «плюсу», а чёрный – к «минусу». Нормальное напряжение должно быть в пределах 12,4 – 12,8 Вольт
Важно производить замер минимум через час после остановки двигателя.
Замерьте напряжение под нагрузкой, равной числу, в два раза большему ёмкости. Например, если ёмкость 75 Ам/час, то нагрузка должна составлять 150 Ам
Если напряжение проседает ниже 9 Вольт, значит с АКБ вашего автомобиля что-то не так (недозаряд, либо выход из строя). После отключения нагрузки напряжение должно восстановиться за 5-10 секунд.
История развития
Появление проводов в автомобилях напрямую связывают с тремя изобретениями:
- Аккумуляторной батареей повышенной мощности;
- Электрического стартера;
- Батарейного зажигания.
Современному поколению автолюбителей, с полуоборота запускающих двигатели своих авто, незнакомы и непонятны проблемы вековой автомобилизации. А для первых автовладельцев основную сложность представлял именно запуск двигателя.
Сегодняшний пуск двигателя осуществляется нажатием кнопки
Сказать, что это были временные трудности – значит, скрыть вековой пласт истории.
В частности:
- На запуск двигателя уходило больше времени, чем на саму поездку;
- Все предлагаемые схемы облегченного запуска – пружины, маховики, сжатый воздух и т.п. только утяжеляли конструкцию;
- «Кривой стартер» наносил водителям травм больше, чем случавшиеся ДТП.
Популярный в XIX веке автомобильный журнал освещал все мало-мальски заслуживающие внимания изобретения для запуска двигателя
Открытое в 1864 году изобретателем Маркусом магнето-электрическое зажигание (магнето на фото внизу), объединяло в себе:
- Генератор;
- Катушку зажигания;
- Реле-прерыватель.
Одноискровое магнетто
Более того, самим Маркусом в 1875 годубыл собран автомобиль с бензиновым двигателем и электромагнетическим зажиганием. Сегодня его единственный сохранившийся экземпляр считается самым старым автомобилем в Европе, отспорив эту роль у автомобиля Карла Бенца, считавшегося первенцем.
Вообще изобретателям тех лет приходилось решать массу вопросов и проблем. Например, замена проводки в машине на более функциональную потребовалась и Генри Лиланду, генеральному директору .
Меры профилактики по предотвращению КЗ
Предотвратить возникновение коротких замыканий в значительной степени помогают меры предосторожности и профилактические мероприятия. Наиболее важными из них являются следующие:
Наиболее важными из них являются следующие:
Перед тем как найти короткое замыкание в проводке, следует обращать внимание на заметное искрение или треск в розетке и выключателях, сопровождающиеся запахом горелой пластмассы. Именно эти факторы чаще всего приводят к аварийному режиму
В таких случаях нужно обязательно заменить неисправные установочные изделия.
Перед прокладкой новых проводов нужно заранее рассчитать мощность потребителей, которые будут использованы в данной сети. Правильно выбранное сечение предохраняет кабели от излишних перегрузок. В процессе монтажа проводка не должна быть перекручена. Кабели укладываются параллельно, а между ними оставляется свободное пространство.
При выполнении ремонтных работ, связанных со сверлением стен, необходимо заранее уточнить места прокладки кабельных линий.
Установка средств автоматической защиты позволит избежать негативных последствий, за счет отключения линии в момент КЗ.
Не реже 2-3 раз в год проводить плановые осмотры, выключателей, розеток, распределительных коробок, откуда расходятся провода и мощного оборудования. Проводку с алюминиевыми жилами по возможности лучше устраняем и меняем, поскольку этот материал при нагревании увеличивает сопротивление цепи, вызывая увеличенный нагрев, замыкание и расплавление кабельных линий.
При поиске короткого замыкания все действия с проводкой и электрическими приборами следует выполнять при строгом соблюдении техники безопасности. Выполняя рекомендации специалистов и точно соблюдая порядок действий, вполне возможно не только самостоятельно обнаружить аварию, но также исправить все ее последствия.
Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля
Причины возникновения короткого замыкания
Что такое ток короткого замыкания
Что такое короткое замыкание, его виды и причины возникновения
Как рассчитать ток короткого замыкания
Формула тока короткого замыкания
Симптомы короткого замыкания
Главной причиной любого КЗ является именно поврежденная изоляция проводников, их контакт между собой. Кроме того, выйти из строя может и электрический потребитель. Современный автомобиль буквально напичкан электроникой, электрическими приборами различного предназначения.
На протяжении эксплуатации автомобиля со временем деформируются, ломаются контакты, повреждается изоляция. В результате приборы перестают нормально работать
Если какое-то устройство перестает работать, то важно найти причину поломки и устранить ее
Чтобы определить короткое замыкание, вначале нужно открыть капот и внимательно осмотреть все участки проводки, расположенные внутри моторного отсека. Основным признаком короткого замыкания будет повреждения контактов, проводов.
Особое внимание следует уделить предохранителям, поскольку эти элементы являются именно слабым звеном. Они перегорают первыми
Выявить сгоревший предохранитель можно визуально или с помощью многофункционального тестера. Сгоревший элемент можно заменить.
С другой стороны, зачастую причиной короткого замыкания являются повреждения на каком-то конкретном участке электрической цепи, который соединяет предохранитель и потребитель. Подтверждает это повторно сгоревший предохранитель.
В некоторых случаях проблемный участок можно выявить визуально. Нередко требуется использование тестера.
Причины и последствия короткого замыкания
Давайте рассмотрим причины, по которым возникает ток короткого замыкания и какие могут быть последствия этого явления.
Причины
Физическая причина короткого замыкания – упавшее до недопустимого минимума сопротивление электрической проводки. Это возникает по ряду внешних факторов, которые и принято считать причиной КЗ. Рассмотрим основные явления и факторы:
Одна из основных причин: естественное старение изоляции. Во время эксплуатации изолирующий слой проводки изнашивается, в нем появляются микротрещины, через которые появляется ток утечки. Со временем это приводит к возникновению КЗ. Такая причина более характерна для скрытой проводки. Если в квартире установлено УЗО, этот прибор вовремя сработает и предупредит об утечках тока;
Воздействие воды, являющейся отличным проводником. Часто причиной КЗ становится потекшая крыша или затопившие соседи. Провода, проложенные в скрытой проводке, не предназначены для прокладки во влажной среде
Вода, попадая за оплетку, вызывает короткое замыкание, а влажные стены хорошо проводят ток, что может стать причиной поражения человека электричеством;
При сверлении стен или вбивании гвоздя, также следует соблюдать осторожность: если попасть по проводу, это вызовет КЗ и поражение человека током. Поэтому перед подобными работами в квартире, следует изучить электрическую схему;
В частном доме проложенный кабель могут повредить грызуны
Поэтому для частного дома рекомендуется отдавать предпочтение скрытой проводке, а под полом лучше проложить бронированный кабель;
Банальное расплавление изолирующего слоя проводки, вызванное продолжительными перегрузками сети – еще одна распространенная причина возникновения короткого замыкания
Поэтому важно правильно рассчитывать мощность потребителей и сечение подводящего провода;
Также причиной, по которой возник ток КЗ, может стать вышедший из строя электроприбор: такую причину легче всего найти и устранить.
Последствия
Что касается последствий, то здесь все более понятно:
- Выход из строя (возможно безвозвратный) электроприбора, в котором произошло КЗ;
- Поражение человека не только электротоком, травму могут вызвать расплавленные брызги металла и изоляции. После затопления мокрые стены долго будут бить током, поэтому нужно найти и устранить место пробоя оплетки;
- Самым печальным последствием короткого замыкания является пожар. Он возникает, если автоматическая защита отсутствует или вышла из строя. В таком случае многократно возросший ток вызывает открытое горение проводки, что приводит к возгоранию других предметов.
Для чего надо знать, где идут провода
Если в квартире намечаются ремонтные работы, перепланировка или необходимо на стену что-то новое повесить, нужно знать, где проходит скрытая проводка. При аварийной ситуации с электрикой это тоже необходимо. А план (чертёж) размещения проводов, как правило, у хозяев отсутствует. По правилам провода в стене можно вести только в вертикальном и в горизонтальном направлении. Но через много лет после выполнения монтажных работ нет никакой гарантии, что всё выполнено по правилам. Работа «вслепую» может привести к большим неприятностям.
Электропроводка
«Дедовские» способы обнаружения скрытой проводки в стене
Для поиска старой проводки люди пользуются и способами «умельцев», и современными специальными приборами.
Демонтаж обоев и визуальный осмотр
Самый простой способ – это снять обои и посмотреть, как проложены по стене штробы. Но не всегда хочется портить внешний вид стены.
Штробы на стене для правильной электропроводки
Металлоискатель обнаруживает в стене все металлические предметы, дорогие модели отличают медь и алюминий от железа. Метод даёт погрешность до 5 см и работает при обесточенном проводе.
Мультиметр или радиоприёмник
Комбинация мультиметр-транзистор тоже может служить детектором положения провода. Мультиметр включается в режим измерения сопротивления транзистора на значение 200 Ом. Один вывод триода используется как антенна. Вокруг провода с электрическим током образуется электромагнитное поле, транзистор в этом поле меняет своё сопротивление, мультиметр это явление отслеживает. Точность – до 6 см.
Простой способ поиска возможен с применением маленького радиоприёмника. В проводах идёт переменный ток с частотой 50 Гц. Если приёмник, настроенный на частоту 100 Гц, поднести к стене с проводами, в приёмнике появится треск. Чем ближе к проводам, тем треск сильнее. Перемещая приёмник вдоль стены и отмечая точки максимального шума, можно с точностью до 10 см определить расположение провода.
Индикаторная отвёртка или слуховой аппарат
Индикаторная отвёртка находит провода под током, заложенные не глубже 2 см. Зато с её помощью можно определить, провод целый или оборван. Для этого нужно взяться за один конец провода, а к другому концу прикоснуться отвёрткой. Если провод целый, то лампочка в отвёртке загорится. Таким же образом ищется фаза и ноль.
Слуховой аппарат, особенно старых марок, применяется так же, как и радиоприёмник.
Как найти обрыв проводки в автомобиле
При обрыве электрическая цепь размыкается. Часто причиной отсутствия напряжения является плохой контакт в разъеме цепи. Корпус колодки скрывает окислившиеся контакты, поэтому поиск неисправности может занимать длительное время. Обрыв может обнаружиться при покачивании колодок или проводов.
Чтобы найти обрыв в проверке нужно выставить мультиметр в режиме омметра или прозвонки. Выводы прибора подсоединяем к концам проверяемой цепи:
- Если обрыва нет — мультиметр подаст звуковой сигнал (в режиме прозвонки) или сопротивление будет минимальным (в режиме омметра).
- Если в проводке обрыв — звукового сигнала не будет (в режиме прозвонки), а сопротивление будет очень большим (в режиме омметра).
Как найти короткое замыкание в автомобиле
Короткое замыкание в машине (или «коротыш» на сленге электриков) – вещь очень серьезная. Большинство самостоятельных возгораний автомобилей происходит именно из-за них. Как же найти короткое замыкание проводки в авто?
Узнать о коротком замыкании не сложно. Если все прошло штатно, то при возникновении замыкания сгорает предохранитель и перестает работать соответствующая электрическая цепь. Питать она может что угодно от фар до часов в салоне. В поисках неисправности обычно первым делом проверяют предохранитель и, если он перебит, вставляют новый, с таким же номиналом. Если новый предохранитель постигла та же участь – значит в машине короткое замыкание.
Поиск замыкания в проводке производится методом исключения и представляет собой весьма муторное занятие. Смысл его заключается в отключении разных потребителей электричества на соответствующей электролинии (узнать, что именно на ней запитано можно из электросхемы автомобиля) и в проверке целостности проводов. Проверить провода, проходящие, например, под торпедой, легко и просто не получится, поэтому начинать нужно именно с исключения потребителей. На провода же переходим, после того, как убедимся, что в «коротыше» не виноваты потребители.
Чтобы найти некое устройство (например, магнитолу), имеющее внутри себя короткое замыкание, нужно, чтобы электролиния была под напряжением. Как это сделать, ведь предохранитель тут же сгорает? В этом и есть весь секрет поиска коротких замыканий в автомобиле!
Перед тем, как приступить к поиску, нужно включить в электролинию собственный мощный потребитель электричества. Это нужно для того, чтобы понизить высокий ток короткого замыкания и не допустить возгорания проводки.
Сделать это проще всего при помощи обычной лампы головного света на 55 Ватт, включенной вместо предохранителя. То есть нужно взять лампочку, подключить к ее выводам два провода с заранее обжатыми на них клеммами (Почитайте, как обжать клемму на проводе в автомобиле) и другие концы проводов включить вместо предохранителя. Подключаться нужно через клеммы, то есть надежно. Если предохранители современные «флажковые», то на проводе следует обжать клеммы типа «папа». В блоках предохранителей классических моделей АвтоВАЗа эти клеммы не подойдут, в них, подключаться проще прямо к «лапкам», удерживающим предохранитель, надевая на них клеммы типа «мама». Подключение должно быть последовательным, то есть ток должен проходить через лампочку.
Лампу нужно расположить так, чтобы ее было видно. В момент включения в электролинию с коротким замыканием, она зажжется на полную мощность, как в фаре. Яркое свечение подтверждает наличие «коротыша». И теперь, при отключении различных устройств, включенных в линию, нужно дождаться, чтобы лампочка «притухла». Это произойдет при исключении оборудования, вызвавшего замыкание, из линии и большого снижения силы тока до нормальных значений. Если, при отключении, скажем регулятора подсветки приборов лампа начала светиться еле-еле, значит, вы устранили причину «коротыша», который произошел внутри регулятора.
Другое дело, если уже все потребители исключены из линии, а лампа продолжает светиться в полный накал. Это означает, что короткое замыкание произошло не в каком-то потребителе, а в проводке. Например, из-за повреждения изоляции провода.
Такой расклад гораздо сложнее, потому что, чтобы просмотреть всю электролинию, скорее всего, придется разбирать салон, снимать различные панели, а то и торпеду. Однако если воспользоваться мультиметром, то можно промерять доступные участки электролинии на предмет большого тока, тем самым сужая круг поисков. Если вы не сильно владеете данным инструментом и не «на ты» с электричеством, лучше доверить это дело электрикам. Причем не обычным, а автоэлектрикам, потому что кроме непосредственно поиска замыкания, человек должен еще уметь разбирать и собирать разные части машины.
Найдя устройство, вызвавшее короткое замыкание, можно попробовать его починить. Но лучше заменить новым – с замыканиями шутки плохи. Если предохранитель по какой-то причине выдержит проходящий ток и не сгорит, произойдет возгорание проводки и сгорит весь автомобиль.
Чтобы этого не допустить, нужно знать, как выбрать предохранители для автомобиля, причины короткого замыкания в автомобиле, а при самостоятельном электромонтаже обязательно знать, как пользоваться изолентой.
Как найти обрыв проводки в автомобиле
При обрыве электрическая цепь размыкается. Часто причиной отсутствия напряжения является плохой контакт в разъеме цепи. Корпус колодки скрывает окислившиеся контакты, поэтому поиск неисправности может занимать длительное время. Обрыв может обнаружиться при покачивании колодок или проводов.
Чтобы найти обрыв в проверке нужно выставить мультиметр в режиме омметра или прозвонки. Выводы прибора подсоединяем к концам проверяемой цепи:
- Если обрыва нет — мультиметр подаст звуковой сигнал (в режиме прозвонки) или сопротивление будет минимальным (в режиме омметра).
- Если в проводке обрыв — звукового сигнала не будет (в режиме прозвонки), а сопротивление будет очень большим (в режиме омметра).
Короткое замыкание, его причины и последствия
Прежде чем переходить к вопросу, о том, как найти короткое замыкание в скрытой проводке, нужно разобраться с неприятным и опасным явлением, узнать его причины. В этом случае у мастера будет возможность предупредить возникновение таких внештатных ситуаций.
Что такое короткое замыкание?
Для того чтобы объяснить, что такое короткое замыкание, один умный человек привел аналог КЗ, но в бытовой гидравлике. Это внезапный срыв крана. Запорное устройство, работающее исправно, создает потоку воды необходимое сопротивление. Если кран вдруг срывается с резьбы, то сопротивление сразу же падает, а сила напора многократно возрастает. В этом случае хозяевам грозит потоп, ЧП с электросетью может закончиться пожаром.
Короткое замыкание, или КЗ — возникновение контакта между проводниками, имеющими разный потенциал. Причина — возрастание силы тока при снижении сопротивления элементов. Если говорить о типичной электропроводке в квартирах, то в этом случае ЧП провоцирует «внезапная встреча» фазного и нулевого провода. Если в частном доме трехфазное электропитание, то вариантов опасного контакта несколько. Например, замыкание возможно между фазой и нейтралью, а также между фазами, КЗ на землю.
Сила тока при таком контакте сильно увеличивается из-за незначительного сопротивления проводников. Последствием этого явления становится резкий скачок температуры, он провоцирует их нагрев. Если по каким-то причинам не сможет сработать защитный автомат, то температура может достичь предельного значения. Следствием критических величин нередко становится возгорание изоляции и тех материалов, которые легко самовоспламеняются.
Причины, провоцирующие короткое замыкание
Вызвать такую внештатную ситуацию в бытовой проводке может несколько разных факторов. Например:
- Состояние изоляционных материалов, которые далеки от идеальных. Причины — их старение, особенно в местах перегибов. Свою лепту способна внести повышенная влажность, вызванная «потопом», случившимся из-за халатности соседей.
- Механическое повреждение изоляции из-за случайного повреждения скрытой проводки. Простые примеры — гвоздь, вбитый в стену, «вмешательство» дрели или перфоратора. Чтобы предотвратить такое ЧП, перед ремонтом рекомендуют узнать, где именно находится проводка.
- Состояние изношенной проводки. Нередко такие аварии происходят в старых домах, где главные элементы электросети не рассчитаны на реальную мощность всех бытовых электроприборов. Следствие длительной перегрузки — перегрев, расплавление изоляции.
- Неисправности, возникающие в бытовой технике. Они также провоцируют короткое замыкание в электросети.
- Обрыв проводов энергосетей из-за порывов ветра, налипания снега и т. д.
- Некачественный монтаж, некорректный выбор проводников, их сечения.
- Электроприборы (розетки, выключатели) с плохими контактами.
Самые необычные провокаторы аварии — почти вездесущие грызуны, которые могут решить поточить резцы о первый попавшийся предмет, и тем самым совершить преступление «против человечества» — перегрызть кабель. Такие случаи не повсеместное явление, но они бывают.
Причем иногда «отличаются» мирные питомцы, которые посягают на другое, движимое имущество. Например, «прославился» хомяк, по воле «судьбы» попавший в хозяйский автомобиль, и ставший потом причиной его дорогостоящего ремонта.
Серьезные последствия
Результатом короткого замыкания для хозяев жилья становится:
- выход приборов из строя: в некоторых случаях их ремонт невозможен;
- разрыв/расплавление выключателей, проводов, розеток;
- нагрев и воспламенение изоляционных материалов;
- взрыв, пожар: возможны ожоги и другие травмы;
- худшее последствие — поражение током.
Во всех случаях важнее всего быстро обнаружить источник проблемы и устранить опасность. К сожалению, короткое замыкание происходит внезапно, предотвратить его или заранее определить «слабое» место в сети невозможно.