Как обслужить необслуживаемый аккумулятор?

Причины сокращения срока службы АКБ

Предупрежден — значит вооружен. Именно такой принцип позволит продлить жизнь аккумулятору автомобиля, расставить приоритеты в обслуживании

Важно знать, какие причины могут привести к сокращению работоспособности

Периодическое разряженное состояние

Правильное состояние аккумулятора – заряженное. В таком случае, при запуске происходит отдача накопленной энергии стартеру. Дальнейшая подзарядка происходит от генератора во время движения автомобиля.

Современные транспортные средства, начиненные множеством приборов, потребляют энергию в таком количестве, что аккумулятор не справляется с восполнением запаса. Особенно негативное воздействие на состояние аккумулятора оказывает напряженный городской стиль вождения, когда часто приходится находиться в пробках

Поэтому важно помнить о подзарядке аккумулятора

Температура окружения

Технически предусмотрено, что аккумулятор в заряженном состоянии полноценно отдает энергию при температурном режиме 15-20 0С. Заряд начинает теряться при снижении температуры уже на 1 0С.

Несоблюдение правил эксплуатации

Чаще всего во время зимней эксплуатации авто, в разряженном аккумуляторе на морозе происходит промерзание электролита. Какие могут быть последствия для аккумуляторной батареи? Самые серьезные – полный выход из строя. В момент промерзания электролита получают неисправимые повреждения свинцовые пластины, корпус.


Летом в жару автомобилисты сталкиваются с испарением воды из электролита. В такой ситуации опять страдают пластины (возникает замыкание), сокращая срок работы аккумулятора.

Неисправность бортовой сети

Важные ее узлы: генератор и регулятор напряжения должны работать безупречно. Любая их неисправность резко снижает работу аккумулятора.

Еще один момент, уровень напряжения бортовой сети. Повышенный уровень приводит к постоянной перезарядке батареи и выкипанию электролита. Пониженный уровень приведет к хроническому разряженному состоянию аккумулятора. Какие будут последствия, говорилось выше.

Некачественные расходные материалы

Внутри аккумулятора неизбежны процессы коррозии. Борьба с этим явлением осуществляется производителями. Что может сделать автомобилист? Заправлять аккумулятор исключительно качественным электролитом и дистиллированной водой. Последнюю специалисты рекомендует брать в аптечных сетях.

Сульфатирование пластин аккумулятора

Сульфатирование пластин также неизбежно. В наших силах только снизить интенсивность данного процесса, прибегая к десульфатации. О возникновении данной проблемы говорит быстрое падение емкости, перегрев, наличие повышенного напряжения на выводах аккумулятора.

Статья в тему: Kia Sedona, обзор Джереми Кларксона

Лучшие марки АКБ

Наиболее качественными считаются такие марки необслуживаемых свинцово-кислотных АКБ:

  1. Bosch Silver. Немецкие аккумуляторы снабжены посеребренными пластинами. Это обеспечивает стабильный пусковой ток и длительный срок эксплуатации. Наиболее простая модель этой серии обойдется в 6 тыс. руб. В продажу поступают изделия, отмеченные маркировкой Plus. Она имеет меньший показатель потерь электролита. Батарея снабжена каналами, накапливающими жидкость. Такая модель стоит не менее 7 тыс. руб.
  2. Varta Blue Dynamic. В состав электродов входит серебро, однако от предыдущей модели аккумулятор отличается строением пластин, минимизирующим саморазряд при хранении. Такой источник питания обойдется в 5 тыс. руб.
  3. Mutlu Silver Evolution. При емкости 55 А/ч АКБ выдает силу тока в 420 А. Купить его можно за 4-5 тыс. руб.
  4. Medalist. Источник питания бесперебойно работает до 7 лет. Аккумулятор устойчив к перезаряду.

Лучшим гелевым элементом подачи напряжения является Bosch 5951. Батарея быстро восстанавливает емкость даже после длительного пребывания в разряженном состоянии. Недостатком считается отсутствие индикатора заряда на корпусе. Минимальной стоимостью отличается гелевая АКБ “Кайнар Bars Premium”, выпускаемая в Казахстане. Самая дорогая модель такого типа – Tudor AGM. Она выдает пусковой ток в 680 А при емкости 60 А/ч.

Каким может быть результат?

В некоторых случаях операции, описанные в данной статье, помогают полностью восстановить батарею. При этом срок ее эксплуатации не будет длительным: 0,5 — 1 год (иногда 2-3 дня). Но не исключено, что замена электролита в автомобильном аккумуляторе не даст никакого результата. Это актуально для некоторых современных моделей необслуживаемых АКБ. Их конструкция такова, что электроды установлены в сепараторах-конвертах. Осадок выпадает не на дно банки, а остается в самом конверте и вымыть его невозможно даже сильным напором воды. Поэтому электролит менять можно, но только в обслуживаемых батареях. В других случаях лучше купить новую АКБ и не терять время.

Когда приходит время замены

Существует ряд причин при которых смена зарядного устройства не вызывает сомнений:

  • Аккумуляторная батарея перестала полностью держать заряд. При попытке завести машину устройство не реагирует. При проверке показывает низкий заряд либо зарядки вообще нет, хотя вчера показатели зарядки были в норме;
  • Аккумулятор не поддаётся зарядке. Не реагирует на какие-либо попытки с вашей стороны реанимировать его. В большинстве случаев это происходит в зимний период при непродолжительных поездках. Зарядное устройство автомобиля не в состоянии полностью зарядиться во время движения;
  • Выход из строя неотработанного, согласно данным производителя, аккумулятора может иметь место при механическом повреждении корпуса. Об этом свидетельствуют трещины, сколы и подтёки с внешней стороны.

Вышеперечисленные причины не дают возможности эксплуатации аккумулятора. Пришло время его замены, но, может не стоит торопиться, а попытаться реанимировать устройство?

Определение необслуживаемых аккумуляторов

С появлением аккумуляторов типа Са/Са стали применять понятие необслуживаемых источников питания. Подобный вариант исполнения характеризуется следующими особенностями:

  1. Положительные и отрицательные решетки изготавливаются из сплава свинца и кальция. Обслуживаемые варианты исполнения изготавливали при использовании сплава свинца и сурьмы.
  2. Высокая концентрация сурьмы приводит к быстрому испарению воды. Вследствие этого уровень электролита существенно падал, и приходилось периодически добавлять воду.
  3. При изготовлении пластин учитывается, что концентрация сурьмы должна быть не более 6%. Современные технологии производства позволяют контролировать концентрацию этого химического элемента с высокой точностью.

Несмотря на то что необслуживаемые варианты исполнения изготавливаются при применении малого количества сурьмы, жидкость также со временем уходит. Это связано с особенностями химических и других процессов, которые проходят внутри конструкции на момент эксплуатации батареи и ее длительного хранения.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля нужно проводить по причине постепенного падения уровня электролита. К особенностям работы современных аккумуляторов относятся следующие моменты:

  1. При разрядке автомобильного АКБ на аноде происходит восстановление диоксида свинца серной кислоты. При этом одновременно на катоде происходит окисление свинца.
  2. На момент зарядки АКБ процесс идет в противоположном направлении.
  3. Использовать пластины из чистого свинца не получается по причине их малой прочности. Именно поэтому стали добавлять сурьму, которая может существенно повысить прочность структуры.
  4. Сурьма становится катализатором гидролиза — процесса разложения воды на элементы водорода и кислорода. Внешне процесс выглядит как кипение, в ходе которого происходит уменьшение количества воды.

В последнее время в продажу стали поставлять большое количество АКБ без отверстий, которые обеспечивают доступ к внутренней части банок. Для проверки емкости на корпусе создается специальная шкала. Поэтому использовать обычный метод проверки емкости, который предусматривает применение стеклянного стержня, в этом случае не получится.

Зарядка необслуживаемой АКБ

Правильная зарядка необслуживаемого аккумулятораПравильная зарядка необслуживаемого аккумулятора

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля в домашних условиях вполне реальна. Только сразу стоит сказать, что пытаться восстанавливать батареи, которым пять и более лет, – бесполезное занятие: в лучшем случае это даст кратковременный эффект. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор? Основной момент – правильный выбор зарядного устройства. Они должны обладать функциями:

  • автоматической поддержки постоянного напряжения;
  • ограничения тока.

Не последнее место занимает соблюдение безопасности. Зарядку необслуживаемого аккумулятора осуществляйте в проветриваемом помещении при положительной температуре (лучший вариант – 18–20 °С). И проблема здесь не только в том, что работать придётся с кислотой (используйте резиновые перчатки). В ходе зарядки образуется сернистый газ, HCl. Если эти соединения в большом количестве смешаются с кислородом, может случиться взрыв.

Автоматическое устройство стоит недёшево: как минимум, 6 тыс. руб. Поэтому заряжать необслуживаемые аккумуляторы лучше, одолжив аппарат у знакомых. До зарядки тщательно очистите батарею и протрите сухой тряпкой: грязь способна проводить ток. Если АКБ принесли с холода, дайте ей отогреться, так как она начнёт впитывать заряд после того, как раствор в банках прогреется до плюсовой температуры.

Как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор с помощью недорогого бюджетного ЗУ (если у вас есть время и терпение):

  1. Проверьте напряжение в батарее. Отсоедините провода от батареи и определите напряжение на её клеммах. Оно должно соответствовать 12,6–12,7 В. Если есть глазок-гидрометр, убедитесь, что он зелёного цвета.
  2. Правильно подсоедините клеммы. Далеко не в каждом ЗУ (тем более бюджетном) есть защита от «дурака» при коротком замыкании или переполюсовке. Поэтому «крокодилом» с чёрным проводом строго захватывайте отрицательный контакт батареи, красным – положительный.
  3. Установите начальное напряжение на ЗУ. Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор? Изначально установите U = 12,6 В. Если показания вольтметра дёргаются, постоянно скачут то в одну, то в другую сторону, придётся проверять банки АКБ: возможно, какая-то из них замыкает. При отсутствии на панели ЗУ вольтметра воспользуйтесь амперметром: ток заряда должен соответствовать ёмкости батареи (5 %, а не 10 %, как в обслуживаемых АКБ). Например, если параметр 55 А/ч, установите на зарядке 2,25 А. При необходимости быстрого восстановления АКБ начальное напряжение сделайте 13,9–14 В. При таком режиме батарея будет готова к использованию часа через три. Но только в том случае, если она была разряжена частично. При полном разряде для восстановления понадобится примерно трое суток (ставьте пониженное напряжение на ЗУ – 12–12,5 В). Вообще, быстрая зарядка за 1–2 часа никак не способствует длительному сроку службы, так как пластины-электроды будут перегреваться и разрушаться быстрее.
  4. Следите за процессом зарядки, не допускайте кипения. Контролируйте процесс. Выделение газов должно быть незначительным. Если заряжается вскрытая АКБ, можно измерить температуру электролита, которая не должна превышать 37,8 градусов. Если же происходит бурная реакция с кипением, это может говорить о негодности батареи к дальнейшему использованию.
  5. Постепенно повышайте заряд. Как заряжать аккумулятор без пробок дальше? Доведите напряжение до 14,4 В. Определите значение по встроенному вольтметру или с помощью тестера. Нормальное поведение батареи заключается в первоначальном снижении, затем увеличении и медленном уменьшении тока.
  6. Далее повторите процесс зарядки. После повтора примерно через 5 часов зарядный ток должен упасть до 1 А или даже ниже. За процессом можно и не смотреть вовсе, если применять интеллектуальное устройство.

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля при 100-процентном разряде? При таком положении вещей кислота переходит в электродные пластины. Поэтому сразу использовать большой ток не имеет смысла: вы просто будете делать электролиз, так как вода останется промеж пластин. При увеличенном токе ионы «сядут» на них и не пропустят к поверхности электролит. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля при сильной потере работоспособности? Необходим малый ток, восстанавливающий заряд постепенно.

В чём особенности АКБ

Думаю, не сложно будет вспомнить или представить себе классический аккумулятор обслуживаемого типа. В процессе его обслуживания приходилось сталкиваться с такими явлениями:

  • Проверка уровня и состояния электролита. Тут легко было получить травму из-за искры или самой жидкости.
  • Доливка смеси. Добавляли обычно воду либо готовый электролит. А это опасная кислота, способная спровоцировать химические ожоги.

Разобрав необслуживаемые аккумуляторные автомобильные батареи, взглянув на их достоинства и недостатки, вы сделаете для себя соответствующие выводы.

Выбор в пользу рассматриваемого типа означает, что вы думаете о собственной безопасности и здоровье.

Необслуживаемыми АКБ называют аккумуляторы, у которых нет прямого доступа к внутренним пластинам и банкам. Такие батареи обычно кальциевые или гибридные.

Зная и понимая, что значит необслуживаемый автомобильный аккумулятор, стоит перейти к рассмотрению его сильных и слабых сторон.

7 МИФОВ: НЕОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АККУМУЛЯТОР!7 МИФОВ: НЕОБСЛУЖИВАЕМЫЙ АККУМУЛЯТОР!

Во многом они становятся определяющим фактором при покупке новой АКБ.

Логично предположить, что необслуживаемые автомобильные аккумуляторные батареи имеют не только достоинства, но и недостатки.

К числу положительных качеств можно отнести:

  • способность долгое время удерживать заряд;
  • усовершенствованная конструкция пластин;
  • не испаряется вода;
  • для выхода пара предусмотрены специальные клапаны;
  • электролит обладает не жидкой, а скорее гелеобразной формой;
  • увеличенный срок службы;
  • способность работать с современными и требовательными автомобилями.

Да, срок службы в отношении необслуживаемого аккумулятора является одним из главных оснований для выбора в его пользу. У автомобильного обслуживаемого аккумулятора интервал между заменами меньше.

К условному недостатку можно отнести наличие непроницаемого корпуса. То есть открыть его не получится. Но нужно ли его открывать, когда есть возможность заряжать АКБ, — вопрос спорный.

А главным минусом называют стоимость. Она выше в сравнении с обслуживаемыми аналогами. Но будет справедливо сказать, что такие затраты себя в полной мере оправдывают. Тут главное — изначально взять устройство проверенного производителя и убедиться, что это не подделка.

Сопоставьте достоинства, которыми обладают необслуживаемые аккумуляторные батареи, и их недостатки, сделав для себя выводы.

Проверка плотности электролита

Автовладелец обязан знать и о том, что, кроме уровня электролита, необходимо проверять и его плотность. Поэтому перед тем, как долить дистиллированную воду в аккумулятор, стоит обязательно проверить плотность раствора.

Сделать это можно специальным прибором под названием «ареометр». Он имеет форму поплавка. Он имеет соответствующую шкалу, градуированную в единицах плотности. Сверху расположен баллон. Именно в него поступает раствор. Уровень жидкости должен обеспечивать нормальное передвижение поплавка в вертикальном положении. Показатель плотности электролита в АКБ должен оставаться в пределах 1,25-1,3 г/куб. см. Когда уровень отклоняется в большую сторону, применяется дистиллированная водная масса. Если такой уровень отклонился в меньшую сторону, то используется специальный корректирующий электролит. Он значительно повышает плотность используемой жидкости в системе.

Плюсы и минусы необслуживаемых аккумуляторов

Обслуживаемый и необслуживаемый источник питания — каждый славится своими преимуществами. На первый взгляд кажется, что у необслуживаемых батарей одни лишь плюсы. Для тех, кто недавно купил машину или не хочет заниматься её обслуживанием самостоятельно — да. Однако тем, кто привык следить за важными составляющими машины, такие источники питания непривычны — внутрь не залезть, доливать ничего не надо. Давайте подробнее рассмотрим плюсы и минусы необслуживаемых аккумуляторов.

Преимущества необслуживаемых АКБ

  • Не требуют повышенного внимания и периодической проверки.
  • Неприхотливы в эксплуатации.
  • Отсутствие потерь воды за счёт герметичности корпуса.
  • Работа в любом положении — жидкость не вытекает из корпуса.
  • Долгий срок службы необслуживаемого аккумулятора автомобиля.

Стоит отметить, что большинство современных машин с завода укомплектовано АКБ закрытого типа, но это не значит, что они не требуют внимания. Мы настоятельно рекомендуем периодически подзаряжать источник питания, чтобы продлить срок эксплуатации. Не устанавливайте напряжение на зарядном устройстве более 14, 5 вольт. Не всегда герметизированный аккумулятор оснащён клапанами сброса газов, поэтому мы рекомендуем заряжать автоматическим устройством, которое не даст излишнего напряжения.

Помните, что неисправная электросистема автомобиля приводит к “голоданию” аккумулятора и его более быстрому выходу из строя.

Недостатки необслуживаемых АКБ

Несмотря на довольно внушительное количество преимуществ, стоит отметить и некоторые минусы АКБ закрытого типа.

  • Отсутствие возможности как-то повлиять на работоспособность аккумулятора в случае неполадок. Вы не сможете проверить плотность электролита и сульфацию пластин, добавить воды.
  • Несколько более высокая стоимость по сравнению с обслуживаемыми источниками питания для авто.
  • Для безопасной зарядки такой батареи нужно автоматическое устройство.

Выбор типа устройства

В настоящее время в продаже около 80% всех АКБ относятся именно к необслуживаемому типу, и если рассматривать вопрос в общем случае, какой АКБ лучше — обслуживаемый или необслуживаемый, то для всех категорий водителей рекомендуется выбирать именно последний тип, поскольку правильная его эксплуатация обеспечивает длительный срок службы.

В среднем, обслуживаемый аккумулятор работает без перебоев около 2−3 лет, если с ним правильно обращаться. Необслуживаемый вариант может выполнять с успехом свои функции в течение 5−7 лет. На такие АКБ гарантия дается от 24 до 36 месяцев, однако если выбирать именно необслуживаемый тип батареи, то следует остановить свой выбор на известных фирмах.

На дешевые приборы обычно распространяется гарантия до 1 года.

Конструкция аккумуляторов

Перед тем как выбрать обслуживаемый и необслуживаемый АКБ, следует определиться с типом его конструкции. По этому показателю можно выделить 3 варианта:

  1. Батареи, состоящие из свинцовых пластин и электролита на основе серной кислоты. Это наиболее популярный вид АКБ, который распространен из-за невысокой цены. Перезаряжать эти приборы можно, но вот глубокий разряд часто приводит к необратимым отрицательным последствиям для них.
  2. Гелиевые батареи. В них рабочий раствор представляет собой кислоту с растворенными в ней соединениями кремния для поддержания нужной консистенции. Такие аккумуляторы всегда производятся в герметичном корпусе, могут работать под любым углом наклона и спокойно переносят глубокий разряд. Недостатки: сравнительно высокая цена по отношению к сернокислотным приборам, а также жесткие требования в процессе зарядки.
  3. Еще одним видом батарей являются AGM приборы. Их можно назвать гибридами между гелиевыми и стандартными аккумуляторами. Между их пластинами присутствует наполнитель, как правило, это стекловолокно, которое пропитано жидким рабочим раствором. Такие электроприборы работают под абсолютно любым углом наклона, кроме вертикального положения вверх дном, стойки к любого рода вибрациям и механическому воздействию. Самый главный их недостаток заключается в том, что они требуют еще более бережного отношения, чем гелиевые батареи, поскольку их можно повредить как при перезаряде, так и при глубоком разряде.

Если у водителя старые Жигули, то лучшим решением станет приобретение стандартного кислотного аккумулятора. Для нового автомобиля предпочтительнее брать батареи AGM, которые способны на старте выдавать ток большей величины. Что касается гелиевых батарей, то их можно считать роскошью из-за высокой цены. Также эти надежные приборы используются для питания мощных аудиосистем или для приведения в движения лебедки на оборудованных ею транспортных средствах. В последнем случае помимо гелиевого используется еще один аккумулятор, который питает электронную начинку автомобиля.

Другие показатели

При выборе АКБ следует обращать внимание и на другие свойства. Одним из них является пусковой ток, который указывается на этикетке корпуса устройства

Он измеряется по следующим стандартам:

  • EN: европейский стандарт, показывающий максимальный ток в Амперах, который может выдавать устройство при температуре -18˚С в течение 10 сек., при этом напряжение не должно падать ниже 7,5 В.
  • SAE: это американский стандарт, по которому определяют тот же ток при той же температуре, но в течение 30 сек. при напряжении не ниже 7,2 В.
  • DIN: это промышленный немецкий стандарт, согласно которому ток измеряется при тех же условиях, что и в стандарте SAE, только напряжение должно не упасть ниже 9 В.

Именно стандарт DIN является предпочтительным при выборе мощного аккумулятора, поскольку он проходит более жесткое тестирование по сравнению с европейским и американским стандартами. Например, 360 А по немецкому стандарту соответствуют около 600 А по EN. Именно на этот показатель рекомендуется ориентироваться, если аккумулятор приобретается для эксплуатации в суровых зимних условиях.

Наиболее распространенными моделями являются те, которые имеют эту характеристику между 55 и 70 А/ч.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора?

Основное отличие будет заключаться в том, что у вас нет доступа к банкам для проверки плотности электролита. А однозначно судить о степени заряженности автомобильной аккумуляторной батареи можно только, измерив, плотность электролита с помощью ареометра. У большинства необслуживаемых аккумуляторов есть встроенный индикатор заряда. Но он показывает приблизительное значение. К примеру, при наборе 80% ёмкости индикатор может показать полный заряд. Поэтому полагаться на него не стоит.

Индикатор заряда АКБ

Те модели, которыми заряжают малообслуживаемые аккумуляторы, вполне подходят для необслуживаемых АКБ.

Если вам интересует вопрос, а нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки, читайте статью по указанной ссылке.

Дополнительно можете прочитать материал о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.

Режим с постоянным током следует использовать, если аккумулятор был сильно разряжен. Такой режим заряда довольно долгий и требует постоянного контроля. Но батарея в этом случае получает максимальное восстановление ёмкости. Давайте, коротко рассмотрим основные этапы зарядки постоянным током:

  • Первый этап. Выставляем ток заряда 0,1*Сн (номинальной ёмкости батареи). Например, 6 ампер для аккумулятора 60 Ач. Этим током заряд ведётся до напряжения на выводах АКБ равного 14,4 В. Естественно, чтобы устанавливать ток нужной величины, нужно зарядное устройство (ЗУ) с такой возможностью;
  • Второй этап. При увеличении напряжения до 14,4 вольта активизируется электролиз воды и начинается «кипение» электролита. Для снижения интенсивности этого процесса уменьшаем ток заряда в 2 раза и продолжаем процесс заряда;
  • Третий этап. Когда напряжение на выводах аккумулятора достигнет 15 вольт, нужно ещё в два раза снизить ток. После этого продолжаем заряд и периодически проверяем напряжение и ток. Если они не меняются, то АКБ можно считать полностью заряженной.

Этот режим используется в большинстве недорогих зарядных устройств. Плюс заключается в том, что не требуется никакого контроля со стороны человека.

Здесь можно выделить следующие варианты заряда, которые отличаются величиной напряжения и степенью заряженности:

  • Напряжение 14,4 вольта. Степень заряда аккумулятора через сутки примерно 80%;
  • Напряжение 15 вольт. Степень заряда 90%;
  • Напряжение 16 вольт. Аккумулятор будет заряжен практически на 100%.

Есть также ускоренная зарядка АКБ, которая может быть использована и для необслуживаемых АКБ. Заряд в ускоренном режиме может потребоваться, если аккумулятору нужно вернуть работоспособность очень быстро. Допустим, батарея села, а вам нужно срочно ехать. Ускоренная зарядка вернёт ему часть ёмкости необходимой для пуска двигателя.

У многих современных ЗУ присутствует режим зарядки Boost. При включении подаётся увеличенный ток и в течение 20 минут АКБ быстро набирает ёмкость. Если у вашей модели ЗУ есть регулировка тока, то режима Boost и не нужен. Просто ставите увеличенный ток, и всё. Не ставьте ток более 30% от штатного значения. То есть, если вы обычно заряжаете током 4 А, то не увеличивайте больше 5,5 А в режиме Boost. Это отрицательно сказывается на состоянии пластин и уменьшает срок эксплуатации батареи.

Как заряжать свинцово-кислотные аккумуляторы

Обычно в процессе эксплуатации транспортного средства осуществляется восстановление затраченной ёмкости – зарядка свинцового аккумулятора. При исправном генераторе автомобиля и регулярном использовании машины батарея будет всегда в заряженном состоянии, полностью готова к работе.

Но бывают ситуации, когда требуется вернуть мощность источнику энергии, воспользовавшись специальным зарядным устройством для свинцово-кислотных аккумуляторов, номинальное напряжение которых составляет 12 В. Такая необходимость может возникнуть в следующих случаях:

  • при неисправности цепи «генератор – аккумуляторная батарея»;
  • при эксплуатации авто редко и на короткие расстояния;
  • при запуске мотора при слишком низких температурах воздуха.

Основные этапы зарядного процесса:

  1. Устанавливаем устройство на ровную горизонтальную поверхность.
  2. Подключаем «крокодильчики» зарядника к клеммам батареи, строго соблюдая полярность.
  3. Выставляем зарядный ток.

Ток заряда

Основные параметры зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов во многом определяются их разновидностью. Так, классическое устройство, заполненное электролитом в жидком виде, требует установки токовой величины заряда в пределах 10 % номинальной ёмкости, указанной на маркировке.

Что же касается источников с гелеобразным наполнителем, то здесь параметр тока можно смело выставлять равным 20–30 % номинала ёмкостной характеристики.

Для AGM аккумуляторов сила тока может варьироваться в интервале от 10 % до 30 % от заявленной производителем ёмкости.

Время заряда

Как долго следует заряжать свинцово-кислотный аккумулятор? Продолжительность зарядного процесса напрямую зависит от степени разряженности батареи. В среднем на полноценную зарядку обычной АКБ, как правило, уходит от 8 до 12 часов. Сильно разряженное устройство можно привести в состояние полной готовности, используя высокие токи. Но такой способ следует использовать только в случае крайней нужды и очень редко.

Источники энергии, произведённые по AGM технологии, заряжаются намного быстрее, но для них требуется приобретение специального зарядного устройства, позволяющего осуществлять процесс поэтапно.

Ёмкость и напряжение

Желательно не допускать полной потери ёмкости. Чем больше величина остаточной ёмкости, тем меньше потребуется времени на зарядку.

Напряжение полностью заряженной аккумуляторной батареи без нагрузки обычно составляет 12,7–13 В. При работающем моторе этот показатель возрастает примерно на полторы единицы.

При зарядке максимальная величина напряжения в оптимальном варианте не должна превысить 14,6 В. В противном случае это может привести к перезарядке, закипанию электролитной жидкости, а также самым негативным образом сказаться на дальнейшей работе самого прибора.

Что доливать в аккумулятор — воду или электролит

Если выполняется процедура восстановления уровня рабочей жидкости, то в аккумулятор доливается дистиллированная вода. Уровень доводится до меток, расположенных на пластиковом корпусе. Излишний электролит заливать не рекомендуется, поскольку жидкость в процессе работы источника тока будет выбрасываться на корпус и попадать на кузов и элементы конструкции автомобиля, вызывая коррозию.

Электролит заливается в аккумулятор только при процедуре замены жидкости. Для заправки используется стеклянная или пластиковая воронка, в банки заправляется одинаковый объем раствора. Вместимость банок зависит от технических параметров аккумулятора, для заливки требуется от 2 до 6 л жидкости.

Затем специальной стеклянной трубкой проверяется уровень электролитического раствора, необходимо добиться равномерности параметра по всем банкам. Аккумулятор выстаивается 2-3 часа, затем производится замер напряжения на клеммах источника тока.

Обслуживание необслуживаемых аккумуляторов

Несмотря на своё название, необслуживаемые аккумуляторы всё-таки нуждаются в обслуживании. Больше того, в ряде случаев необслуживаемое исполнение, что называется, «выходит боком».

Ниже приведены основные недостатки необслуживаемых автомобильных АКБ:

  • Затруднён контроль уровня электролита;
  • Невозможен контроль плотности электролита;
  • Требуют безупречной работы электрической сети автомобиля и стабильности выдаваемых характеристик.

Метки для проверки уровня электролита

ремонт аккумулятора автомобиля

Хотя бы просто измерить плотность после процесса зарядки АКБ для контроля. Ведь без этого понять степень заряженности крайне сложно и напряжение здесь не может быть объективным показателем. Для оценки степени заряженности аккумулятора производители встраивают в необслуживаемые автомобильные аккумуляторы гидрометр. Автолюбители часто называют его «глазок».

Гидрометр в автомобильном аккумуляторе

Проблемы при использовании гидрометра:

  • Если верить отзывам владельцев необслуживаемых автомобильных батарей, такие гидрометры часто выходят из строя вне зависимости от модели и производителя. И такой гидрометр начинает показывать данные, оторванные от реальности;
  • Специалисты также говорят о том, что информация о заряженности батареи гидрометром выдаётся только при достижении 65 процентов ёмкости АКБ. А когда она достигает 100 процентов выяснить не удастся, поскольку поплавок не даёт точных значений;
  • Гидрометр измеряет плотность только в одной из банок и что творится в других неизвестно. Получается, что контроль заряда выполняется только по одной банке.

Устройство аккумулятора

Свинцовые аккумуляторы устроены из соединенных последовательно емкостей — банок. В банках в раствор серной кислоты погружены пластины из свинцового сплава. Благодаря восстановлению и окислению свинца на аноде и катоде в батарее существует разница электрического потенциала.

Основные причины поломки аккумулятора:

  1. Выкипание электролита.
  2. Изменение химического состава электролита.
  3. Растворение пластин — сульфатация.
  4. Короткое замыкание в банках — анод прикасается к катоду без зазора.

Виды батарей

Кислотные аккумуляторные батареи бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Обслуживаемый имеет специальные отворачивающиеся пробки, дающие доступ внутрь батареи. Можно ареометром проверить плотность, визуально определить уровень и цвет электролита. Необслуживаемые аккумуляторы лишены такой возможности. Технологически они более совершенны, так как испарения воды из электролита сведены к минимуму, и раствор серной кислоты рассчитан на весь срок службы прибора. Необслуживаемые батареи нужны, если они устанавливаются в салоне автомобиля.

Пытаясь из необслуживаемого аккумулятора сделать обслуживаемый, нужно определить воз можно ли это, об этом далее.

Необслуживаемые свинцовые аккумуляторы бывают:

  1. С жидким электролитом – технология WET
  2. С заполнителем из стекловолокна – технология AGM
  3. С гелевым электролитом — GEL

Полноценно можно обслужить только WET батарею. В зависимости от материала пластин эти аккумуляторы бывают:

  1. Сурьмянистые: свинец обладает излишней пластичностью, для прочности в него добавлена сурьма. Ее недостаток — она катализатор элетролиза воды. уровень и плотность электролита изменяются. Этот вид необходимо чаще обслуживать. Обозначаются они буквами Sb.
  2. Кальциевые: наличие кальция снижает срок службы прибора — пластины быстро сульфатируются. Обслуживать такие батареи практически не нужно, но главное — не допускать глубокого разряда. Обозначаются они буквами Ca.
  3. Гибридные: одна часть клеммы сделана из кальциевого, вторая — сурьмянистого материала. Отличный компромисс — газовыделение сведено к минимуму. Обозначаются Ca/Sb.

Только предварительно выяснив, можно ли обслужить именно ваш аккумулятор, стоит переходить непосредственно к работе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий