Обеспечение комфортного режима обогрева: как регулировать батареи отопления с регулятором?

Термостаты на газе или жидкости

В чем отличие газонаполненных сильфонов от жидкостных? Разница есть, и при покупке лучше бы о ней знать!

  1. Устройства на газе отличаются высоким сроком службы – около 20 лет. При этом газ очень плавно реагирует на изменения температуры, что не вызывает избыточных резких нагрузок на оборудование.
  2. Жидкостные, наоборот, срабатывают быстро, что немного сильнее влияет на износ рабочих деталей, но позволяет оперативно реагировать на падение или рост температуры. Работают они точнее, чем газовые.
  3. В жидкостных термостатах датчик может быть выносным или встроенным. Если он встроен, то устройство ставится в горизонтальном положении, чтобы уменьшить влияние конвекционных потоков от радиатора и труб.
  4. Датчики дистанционного типа целесообразно устанавливать, когда прибор закрывается плотными шторами, влияющими на теплообмен, термостат расположен вертикально, радиатор установлен в глубокой стеновой нише или слишком близко к подоконнику.

Современный термодатчик

Преимущества отопительных термостатов

Как становится понятно из всего вышесказанного, термостат – это вещь, крайне необходимая в быту и позволяющая решить множество проблем и трудностей, связанных с обогревом жилища.К преимуществам этой запорно-регулирующей арматуры однозначно можно отнести следующие:

  • применение термостатов для отопления позволяет снизить потребление энергии и сэкономить на обогреве жилого помещения;
  • контроль над работой термостата не несет в себе никакой сложности, а задавать желаемый параметр температуры можно в любое удобное время;
  • расход производимого тепла не будет проходить впустую, поскольку многочисленные современные терморегуляторы обладают функцией самостоятельной настройки на нужное время обогрева.

В настоящее время на строительном рынке найти для себя подходящий прибор, регулирующий температуру отопления и отвечающий требованиям потребителя согласно соотношению качества и стоимости, не составит никакого труда. Срок службы этих приборов является очень долгим (многие образцы теоретически способны прослужить около века). Поэтому главное – это внимательно подойти к выбору подходящего устройства и грамотно его установить.

термостата living eco - Установкатермостата living eco — Установка

В случае возникновения каких-либо непредвиденных сложностей с монтажом термостата всегда можно изучить подробные фото этих изделий и видео по их правильному монтажу либо обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, занимающимся подключением этих механизмов и способным дать нужный совет по их правильной установке и эксплуатации.

Как правильно установить

Ставят терморегулятор для радиатора отопления на входе или на выходе отопительного прибора — разницы нет, работают с одинаковым успехом в обоих положениях. Как выбрать место, где установить?

По рекомендуемой высоте установки. Такой пункт есть в технических характеристиках. Каждое устройство проходит на заводе настройку — их калибруют под контроль температуры на определенной высоте и обычно это — верхний коллектор радиатора. В таком случае теплорегулятор установлен на высоте 60-80 см, его удобно при необходимости регулировать вручную.

Схемы установки теплорегуляторов для радиаторов

Если у вас нижнее седельное подключение (трубы подходят только снизу), есть три варианта — искать устройство с возможностью установки внизу, поставить модель с выносным датчиком или перенастроить термоголовку. Процедура несложная, описание должно быть в паспорте. Всего-то и нужно, что иметь термометр и покрутить в определенные моменты головку в одну, потом в другую сторону.

Установка стандартная — на фум-ленту или льняную подмотку с упаковочной пастой

Сам процесс установки стандартный. На клапане имеется резьба. Под нее подбираются соответствующие фитинги или на металлической трубе нарезается ответная резьба.

Один важный момент, о котором должны помнить те, кто хочет поставить терморегулятор для радиатора отопления в многоквартирных домах. Если у вас однотрубная разводка, их можно установить только при наличии байпаса — участка трубы, который стоит перед батареей и соединяет две трубы между собой.

Если у вас похожая разводка (трубы справа может не быть) наличие байпаса обязательно. Терморегулятор ставить ставят сразу за радиатором

В противном случае вы регулировать будете весь стояк, что точно не понравится вашим соседям. За такое нарушение могут выписать очень даже солидный штраф. Потому, лучше поставить байпас (если нет).

Принцип работы термостатического клапана

Первые термостаты для радиаторов, призванные поддерживать постоянную температуру в помещении, были изобретены еще в далеком 1943 году фирмой DANFOSS, ей же принадлежит первенство на рынке по производству и продаже подобных устройств. По этой причине наша статья будет опираться на материалы и рекомендации компании DANFOSS, чей многолетний опыт не подлежит сомнению.

За прошедшие с момента изобретения годы терморегуляторы для радиаторов видоизменились и стали такими, какими мы их знаем. Конструктивно они состоят из двух основных элементов: клапана и термоголовки, соединяющихся между собой фиксирующим механизмом. Назначение термоголовки – воспринимать температуру окружающей среды и для ее регулирования воздействовать на исполнительный механизм – клапан, он и перекрывает поток теплоносителя, поступающего в отопительный прибор.

Такой метод регулирования называется количественным, поскольку устройство влияет на расход проходящего в радиатор теплоносителя. Существует и другой метод – качественный, с его помощью меняется температура воды в системе. Это осуществляет регулятор температуры (смесительный узел), устанавливаемый в котельной или тепловом пункте.

Чтобы понять принцип работы термоголовки, предлагается изучить схему прибора, изображенного в разрезе:

Внутри корпуса элемента расположен сильфон, заполненный термочувствительной средой. Она бывает двух видов:

Жидкостные сильфоны проще в изготовлении, но проигрывают газовым по быстродействию, поэтому последние получили очень широкое распространение. Итак, при повышении температуры воздуха вещество в замкнутом пространстве расширяется, сильфон растягивается и нажимает на шток клапана. Тот, в свою очередь, перемещает вниз специальный конус, уменьшающий проходное сечение клапана. В результате расход теплоносителя уменьшается. При охлаждении окружающего воздуха все происходит в обратном порядке, количество протекающей воды растет до максимума, это и есть принцип работы терморегулятора.

Как работает термостат ВАЗ 2114

Теоретически термостат десятки представляет собой обычный клапан, который управляется термочувствительным элементом.

Как показано на схеме, термостат выполнен в виде перепускного нагруженного пружиной клапана. Под воздействием пружины он находится в открытом положении и пропускает жидкость по полному кругу через радиатор системы охлаждения. В этом случае жидкость быстрее охлаждается, но, естественно, прогревается очень медленно, особенно зимой.

Принцип работы термостата и схема циркуляции охлаждающей жидкостиПоскольку мы знаем, что нормально двигатель может работать только при температуре в пределах 97-105 градусов, то в случае постоянной циркуляции жидкости по большому кругу в холодное время года прогрев мотора происходит очень медленно. Это вызывает повышенный расход топлива и сильный износ трущихся деталей двигателя.

Схема системы охлаждения ВАЗ 2114 с инжекторным мотором 21114-21124Вот поэтому клапан термостата и должен открываться только тогда, когда температура антифриза достигнет 95-98 градусов. Естественно, в зимнее время ему бы лучше срабатывать попозже, а летом пораньше. Но поскольку термостат в ВАЗ 2110, на Приорах и Калинах, а также Грантах и Вестах не имеет сервопривода, управляемого электроникой, то температура срабатывания клапана регулируется только заменой термостата на другую модель с другим порогом срабатывания. В продаже их предостаточно и опытные водители рекомендуют на зиму ставить устройства с температурой открытия клапана около 95 градусов, а на лето — с температурой около 85-90 градусов.

где находится и как поменять

Термостат шевроле ланос нужен для того, чтобы контролировать температуру двигателя. Он не дает антифризу попасть в радиатор до того времени, пока ДВС не прогреется. Пока клапан термостата закрыт, охлаждающая жидкость крутиться по небольшому замкнутому кругу.

Термостат считается неисправным, если он перестал открываться, закрываться, или открывается-закрывается, но не полностью.

Как проверить термостат шевроле ланос? Нужно прогреть двигатель до «красной зоны» на датчике температуры, затем заглушить его и открыть капот. Далее находим два резиновых шланга, подходящих к радиатору. Если один холодный, а второй — горячий, значит термостат работает нормально. В противном случае его нужно заменить.

Как поменять термостат на шевроле ланос?

На термостате есть уплотнительное кольцо. Его нужно обязательно менять каждый раз, когда меняете термостат. Кольцо идет в комплекте при покупке нового термостата.

Далее снимаем ремень газораспределительного механизма, а затем и его заднюю крышку. Сразу за ней будет располагаться два болта, крепящие крышку гнезда для термостата. Выворачиваем эти два болта и убираем крышку в сторону. Термостат ничем не закреплен внутри. Чтобы его вытащить, достаточно поддеть отверткой.

Собирается все в обратном порядке. Главное — чтобы новый термостат имел такой-же температурный режим, как и старый. Желательно покупать оригинальную деталь. Теперь вы знаете как заменить термостат на шевроле ланос своими силами, не обращаясь к услугам автомастерских. А вот вам как заменить термостат на шевроле ланос видео:

Преимущества термостатов

В продаже имеются термостаты двух видов: жидкостные и газовые. Все они должны быть сертифицированы. Средний период службы таких устройств составляет примерно 20 лет.

  • продуманный дизайн, удачно вписывающийся в любой интерьер;
  • комфортное управление температурным режимом;
  • простота в монтаже;
  • возможность эксплуатации на протяжении всего периода службы без проведения профилактики и техобслуживания;
  • после установки термостата на батарею нет нужды открывать окна, чтобы понизить слишком высокую температуру в помещении;
  • термостаты работают при выбранной пользователем температуре — от 5 до 27 градусов;
  • устройства позволяют равномерно распределять носитель тепла по системе отопления;
  • терморегуляторы позволяют избежать чрезмерного прогревания воздуха, если помещение обогревается солнечными лучами или электроприборами;
  • термостат позволяет экономить до четверти расхода топлива;
  • установка устройства позволяет улучшить микроклимат в доме;
  • использование термостатов оптимально в частных домах, где они обычно окупаются на протяжении одного года.

Советы перед началом процедуры

  1. Перед тем как приступить к снятию термостата на автомобиле ВАЗ 2110-2111 в обязательном порядке убедитесь, что он полностью остыл после функционирования.

Снятие термостата происходит при его замене впоследствии нестабильного температурного режима двигателя (перегрев, недостаточный прогрев). Для проведения данной процедуры полный слив охлаждающей жидкости необязателен.
Для провидения проверки состояния термостата заведите двигатель автомобиля и потрогайте нижний шланг радиатора, сначала он должен оставаться холодным, и только после того, как температура охлаждающей жидкости достигнет примерно 90-то градусов, шланг начнёт понемногу нагреваться. В случае отсутствия подобной реакции на проведённые манипуляции снимите термостат с автомобиля и проверьте его работоспособность, при выявлении дефектов — необходима его замена новым.

Правила регулировки работы устройства

После установки нужно отрегулировать работу прибора. Для этого сначала закрываем окна и двери — изолируем помещение, чтобы исключить утечки тепла.

Дальше действуем так:

  1. Включаем отопление.
  2. Выставляем клапан на положение максимальной теплоотдачи, замеряем температуру.
  3. Ждем, когда температура в помещении поднимется на 5 градусов и станет постоянной.
  4. Закрываем клапан и дожидаемся комфортной температуры.
  5. Дальше по чуть-чуть открываем термостат, пока не услышим шум проходящей воды. Корпус самого устройства должен потеплеть.
  6. Последнее положение нужно запомнить.

В частном доме перед регулировкой обязательно спускается воздух с батарей. При этом нужно соблюдать максимальную аккуратность, чтобы не было выброса горячего пара.

Регулировка начинается с самой холодной комнаты. Ее нужно хорошо прогреть, чтобы перейти к другим помещениям.

Принципы работы

По типу управления и принципам работы терморегуляторы также разделяются на несколько видов.

Механический. Такие приспособления работают без использования электрики. Они часто присутствуют в газовых плитах и духовых шкафах, где температура должна быть на одном уровне. Датчик реагирует на достижение необходимого нагрева и минимизирует режим работы устройства, а затем вновь повышает его при снижении показателей.

При использовании биметаллических пластин, работа осуществляется по следующему принципу. Внешний диск термостата соединен с температурным датчиком – биметаллической пластиной. Она является частью электроцепи, и, когда она охлаждена, то находится в прямом состоянии, и цепь замкнута. При нагреве один металл расширяется больше, чем другой, и происходит изгиб пластины. Это разрывает цепь, отключая схему.

Существует вариант датчика в виде газонаполненной трубки между двумя дисками из металла. При повышении температуры происходит расширение газа, и он выталкивает диски. Те, в свою очередь, нажимают на переключатель в термостате и размыкают цепь, прекращая нагрев. При снижении температуры, газ сжимается, возвращая все в изначальное положение.

Электромеханический. Этот термостат применяет в работе встроенные датчики и контактные пары. Такие терморегуляторы есть в электроплитах, стиральных машинах, утюгах и прочей технике. По аналогии с механическим, для электромеханического термостата в виде датчиков используются биметаллические пластины или газонаполненные трубки. При повышении температуры выгибается пластина или повышается давление газа в трубке, и это замыкает контактные группы. При остывании, все возвращается в изначальное положение. Таким образом контролируется поступление электричества.

Электронный. В таких терморегуляторах присутствует электронная схема, которая состоит из датчика, модуля, обрабатывающего команды, а также термометра. На монитор выводятся показатели температур.

Устройство в процессе работы проверяет температуру вокруг за счет колебаний проводимости датчика. Вместо механического датчика здесь применяется резистор, который меняет сопротивление при изменениях температуры. Команда об этом идет в электронный модуль, он обрабатывает информацию и высылает обратные команды на изменение обогрева или охлаждения.

Такие терморегуляторы применяются для кондиционеров, систем отопления, в том числе, теплых полов и др. Электронные терморегуляторы точны и удобны в использовании.

Они, в свою очередь, делятся на непрограммируемые и программируемые. В первом случае, алгоритм работы неизменяем. Управление происходит путем передачи команд на установленные приборы по заданным параметрам.

Программируемые устройства представляют собой более сложную систему, которая позволяет устанавливать изменение температуры на конкретные часы и дни. Благодаря этому можно подобрать конкретные параметры регулировки температуры, однако, это требует определенных знаний и навыков.

С компьютерным управлением. В современных термостатах используются высокотехнологичные датчики, которые отправляют команды на включение и выключение с помощью компьютера.

Существуют терморегуляторы, в которые устанавливают сим-карты для настройки, например, отопления, со смартфона или через Интернет. Таким образом, происходит дистанционное управление, регулировка режимов температур и постоянный контроль (при желании, можно настроить оповещения и предоставление энергетических отчетов).

Помимо обычных терморегуляторов существуют также двухзонные. Они позволяют одновременно управлять различными приборами в нескольких помещениях (например, системой отопления в спальне и кухне). Возможна регулировка уровней температуры индивидуально для каждой комнаты.

Таким образом, можно подобрать термостат в зависимости предпочтений и в соответствии с необходимыми задачами.

При монтаже термостата датчики должны быть установлены в местах, где нет сквозняков или прямых солнечных лучей, а также вдали от батарей отопления, так как это может повлиять на корректную работу.

Как устроен терморегулятор

Терморегулятор включает в себя две основные части: термоклапан и термостатическую головку. Размеры устройства подходят под разные диаметры труб и типы отопительных систем. Термостатический элемент съёмный. На один и тот же термоклапан можно поставить регулятор разных типов.

Принцип работы терморегулятора для батарей отопления понять не сложно, если разобраться в его конструкции. Термоклапан напоминает с виду простой вентиль. Состоит из седла и запорного конуса, открывающего и закрывающего канал для теплоносителя. Температуру регулируют с помощью изменения количества теплоносителя, который проходит через отопительный прибор.

Для однотрубной и двухтрубной систем клапана различаются. Это связано с тем, что гидравлическая нагрузка на вентиль в однотрубной системе ниже в два раза. Вентили для однотрубных систем можно ставить в водяные контуры с естественной циркуляцией.

Какой регулятор тепла можно поставить на батарею

Устанавливаемый на батарею терморегулятор является отличным инструментом для создания благоприятного микроклимата и дополнительным способом сэкономить на отоплении, поскольку позволяет уменьшить подачу теплоносителя. Терморегулятор для радиатора отопления выгодно использовать только тогда, когда батареи очень сильно нагреваются. Если же их максимальный нагрев создает оптимальную температуру, то терморегулятор, как таковой, не принесет никакой пользы.

Регуляторы температуры следует устанавливать на такие батареи:

Что касается чугунных изделий. то в этом случае регулятор является полностью бесполезным. Это потому, что чугунный радиатор или батарея имеют большую тепловую инерцию.

Конструкция любого терморегулятора состоит из двух основных элементов:

  1. Термоклапана (термостатического вентиля).
  2. Термоэлемента.

Во многом термоклапан является обычным клапаном или вентилем. То есть он представляет собой запорную арматуру, через которую проходит теплоноситель, и внутри которой находится седло и конус. Конус влияет на степень перекрытия рабочего сечения. Этот элемент может подниматься вверх и опускаться вниз, что в свою очередь приводит к изменению количества поступающего теплоносителя.

В обычном вентиле конусом двигает рука человека. В термостатическом это делает специальный механизм. Им является термоголовка. Она также известна как термостатический элемент.

  • основания;
  • крышки, которая же и представляет собой корпус. В некоторых моделях крышка может менять свое положение. Таким образом настраивается рабочая температура;
  • цилиндра;
  • теплового агента;
  • шпинделя. Его часто дополняют сильной пружиной.

Главным элементом является цилиндр. Его еще называют «сильфоном». Цилиндр представляет собой небольшую герметичную и эластичную емкость. Она заполнена тепловым агентом. Чаще всего он представлен газом и жидкостью. При этом газ и жидкость подбираются так, чтобы при малейших колебаниях температуры они могли быстро изменять свой объем. Некоторые производители используют твердые тепловые агенты. Однако из-за того, что они реагируют на изменения температуры через 30 минут и более, их используют немногие компании.

Цилиндр с тепловым агентом размещают под верхом крышки-корпуса. Под сильфоном находится шпиндель, который присоединяется к штоку термоклапана.

Какими бывают термостатические головки радиатора

Термостатические головки бывают следующих типов:

  • ручными;
  • механическими;
  • электронными.

У них одинаковое предназначение, но пользовательские свойства разные:

  • Ручные устройства работают по принципу обычных вентилей. При повороте регулятора в ту или иную сторону, открывается или прикрывается поток теплоносителя. Такая система будет стоит не дорого, она надёжная, но не очень комфортная. Для изменения теплоотдачи следует самим настраивать головку.
  • Механические — более сложные в устройстве, они могут поддерживать нужную температуру в заданном режиме. В основе прибора — сильфон, заполненный газом или жидкостью. Нагреваясь, температурный агент расширяется, цилиндр увеличивается в объёме и надавливает на шток, перекрывая всё больше проходной канал теплоносителя. Таким образом, в радиатор проходит меньшее количество теплоносителя. Когда газ или жидкость охлаждается, сильфон уменьшается, шток приоткрывается, в радиатор устремляется больший объём потока теплоносителя. Механический терморегулятор для радиатора отопления довольно удобный в использовании и популярный среди потребителей из-за простоты в обслуживании.
  • Электронные терморегуляторы большие по размеру. Кроме массивных термостатических элементов к ним идут в комплекте две батарейки. Штоком управляет микропроцессор. У моделей довольно большие функциональные возможности. Можно выставить температурный режим в помещении на определённое время. Например, ночью в спальне будет прохладнее, утром теплее. В те часы, когда семья на работе, температуру можно понизить, к вечеру повысить. Такие модели большого размера, устанавливать их надо на качественные отопительные приборы, чтобы без проблем эксплуатировать несколько лет. Стоимость у них довольно высокая.

Есть ли разница между жидкостным и газовым сильфоном? Считается, что лучше реагирует на изменение температуры газ, но такие устройства более сложные и дорогие. Жидкостные нормально справляются со своей задачей, но немного «неповоротливые» по реакции. Можно выставить требуемый температурный режим и выдержать его с точностью до 1 градуса. Поэтому терморегулятор с жидкостным сильфоном с успехом решает вопросы регулировки подачи теплоносителя в отопительный прибор.

Исправен или неисправен

Температура срабатывания термостата на Тойота Королла, при которой осуществляется пуск жидкости по большому кругу – 80°С, полное открытие наступает при 95°С. В этом случае жидкость течет через радиатор.

Для определения работоспособности нужно демонтировать устройство и поместить его в воду. Используя термометр и нагревая жидкость, можно точно определить температуру срабатывания клапана. Такой вариант выявления неисправности наиболее надежный.

Есть более простой способ. Прогревая двигатель, нужно постоянно контролировать температуру патрубков. Возможны следующие варианты, указывающие на неисправность работы термостата:

  • на начальном этапе прогрева двигателя температура ОЖ во всех патрубках поднимается равномерно;
  • по достижении высокой температуры (более 80°C) патрубок, идущий на радиатор, продолжает оставаться холодным.

Важные нюансы замены

При замене устройства возможны некоторые недочёты, которые при ежедневной эксплуатации автомобиля могут вылиться в неприятную неожиданность, вплоть до утечки охлаждающей жидкости. Чтобы этого не произошло следует учитывать следующие нюансы:

  • прилегающие поверхности должны быть очищены от грязи;
  • при замене устройства нужно заменить уплотнительное кольцо;
  • термостат должен быть правильно сориентирован;
  • болты креплений должны быть туго затянуты;
  • необходимо проверить прочность соединений шлангов;
  • после установки нужно дать двигателю поработать на холостом ходу, чтобы убедиться в надёжности соединений.

Обзорная информация

Термостатические головки разных фирм с диапазоном рабочих температур от 0 до 40 градусов выше нуля, позволяют настраивать температуру в комнате в диапазоне от 6 до 28 градусов. Среди них можно назвать следующие устройства:

  • Danfoss living eco, электронная программируемая модель.
  • Danfoss RA 2994, механического типа, оснащён газовым сильфоном.
  • Danfoss RAW-K механический, отличается тем, что сильфон заполнен не газом, а жидкостью и предназначен для панельных отопительных приборов из стали.
  • HERZ H 1 7260 98, механического типа, сильфон наполнен жидкостью, устройство этой фирмы обойдётся немного дешевле.
  • Oventrop «Uni XH» и «Uni CH»с жидкостными сильфонами, настраивают механическим способом.

Для чего необходим термостат в холодильнике и что это такое

Термостат – это реле, которое контролирует температуру в камерах. В зависимости от степени их охлаждения он подает сигнал компрессору, который включается или выключается. С одной стороны устройства расположена специальная герметическая трубка с фреоном, с другой – контакты электроцепи, через которые происходит управление компрессором.

У современного терморегулятора два основных элемента:

  • короб, в котором находятся управляющие и исполнительные механизмы;
  • капилляр, вытянутый в трубку.

В некоторых холодильниках установлен электронный терморегулятор, состоящий из датчика и модуля управления. Температуру в нем считывает резистор. В современных моделях бывает несколько датчиков, предназначенных для каждой охлаждающей зоны. Если холодильник оснащен электронным режимом управления, отремонтировать его можно, лишь обладая специальными знаниями.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий