Содержание
- 1 Отличия в экзаменах
- 2 Вид старых прав
- 3 О водительском удостоверении и свидетельстве о регистрации транспортного средства с электронными носителями информации
- 4 Как удостоверение личности [ править | править код ]
- 5 Нужны ли международные права
- 6 Могут ли национальные права выполнять функцию международных?
- 7 Категория А
- 8 Требования к фотографии для ВУ
- 9 Как открыть новую категорию
- 10 Патриотические кружки и секции
- 11 Для чего нужно оформлять международные водительские права?
- 12 Информация, содержащаяся в водительском удостоверении
- 13 Стоимость обучения на права категории D
- 14 Бесплатные права от военкомата
- 15 Расшифровка новых водительских удостоверений
Отличия в экзаменах
Рекомендуется обратить внимание на то, что требования ГИБДД и программы автошкол достаточно часто меняются. Поэтому уточнять нюансы нужно уже непосредственно перед поступлением и сдачей экзаменов
В данный момент ученики еще до начала учебного процесса имеют право выбрать не просто марку автомобиля, если в автошколе предлагаются разные машины, но и тип трансмиссии, на которой будет проходить обучение. В целом процедура получения навыков вождения на автомате и механике мало чем отличается: теоретическая часть для всех одна, упражнения на автодроме и в городе тоже. Разница заключается только в том, каким образом происходит вождение.
Вид старых прав
Водительские права старого образца представляет собой ламинированный бланк размером 75X105 мм. В 2011 году их перестали выдавать, так как появился новый стандарт. Данные были внесены на 2 языках: русском и английском.
Существовало 5 категорий прав:
- «А», «В» были широко распространены, в основном они требовались для повседневного обыденного автовладельца;
- «С», «D», а также «Е» более обязательные, здесь уже необходимо углублённое профессиональное обучение. Данные категории прав требовались для водителей, чья работа связана с машиной.
Для того чтобы получить права определённой категории, нужно было преодолеть определённый возрастной ценз:
- старше 16 лет на категорию «А», которая необходима для управления мотоциклом;
- старше 18 лет на категорию «В» или «С» для тех, кто управляет грузовым транспортом;
- старше 20 лет, чтобы получить права категории «D», для управления общественным транспортом (автобус, троллейбус, трамвай) или «E» – ТС с прицепом.
Когда ввели образцы новых прав, изменения коснулись их внешнего вида, размера, а так же расширился список ранее введённых категорий. Теперь они стали более емкими и, и их число увеличилось до 16. Но возрастной ценз остался прежним.
О водительском удостоверении и свидетельстве о регистрации транспортного средства с электронными носителями информации
1. Утвердить:
1.1. Описание образца водительского удостоверения с электронным носителем информации (приложение № 1);
1.2. Описание образца свидетельства о регистрации транспортного средства с электронным носителем информации (приложение № 2).
2. Установить, что:
2.1. Оформление водительского удостоверения с электронным носителем информации при его выдаче осуществляется в соответствии
с приложением № 3.
2.2. Оформление свидетельства о регистрации транспортного средства с электронным носителем информации при его выдаче осуществляется в соответствии с приложением № 4.
3. Определить, что:
3.1. Выдача водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортных средств с электронными носителями информации осуществляется в подразделениях Государственной безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющих технические возможности для их оформления.
3.2. Реализация требований настоящего приказа осуществляется в пределах выделенных МВД России ассигнований на изготовление водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортных средств с электронными носителями информации.
Министр
генерал полиции Российской Федерации В. Колокольцев
Новый формат водительского удостоверения 2020 и ПТС
Как удостоверение личности [ править | править код ]
В российском законодательстве не существует единого официального перечня документов, удостоверяющих личность. Верховный суд Российской Федерации в своём решении по делу ГКПИ 06-1016 признал, что
Тем не менее, водительское удостоверение отсутствует в других нормативно-правовых актах как документ, удостоверяющий личность . Но может подтвердить возраст при покупке алкогольной и табачной продукции .
Всем привет, это Кулик Илья! Наверняка среди ваших родственников и знакомых есть те, у которых водительское удостоверение выглядит совсем не так, как ваше. Это неудивительно, ведь российские «корочки» водителя бывают четырёх разных видов, причём все они действительны.
Хотите узнать, как выглядят водительские права разных поколений и какой документ вам выдадут в наши дни? Тогда вперёд!
Нужны ли международные права
Для ответа на этот вопрос, рассмотрим, что вам делать в зависимости от того, какие водительские права у вас имеются.
Если у вас есть российское удостоверение водителя нового образца
Дилемма заключается в том, что российские права нового образца во многих странах являются релевантными, то есть теоретически вашего национального автоудостоверения в большинстве государств должно быть достаточно (в соответствии со ст.41, п.2 Венской конвенции).
Но на практике договоренности, закрепленные в Венской конвенции, не всегда исполняются на местах: иногда вам могут выписать штраф за отсутствие МВУ даже при наличии российского автоудостоверения нового образца. Поводом для такой реакции должностных лиц иных государств служит отсутствие дублирующего перевода в новом документе.
В автоудостоверении нового образца все данные переведены на английский язык, кроме собственно надписи «водительские права». Не стало прежней надписи на французском «Permis de conduir» и не добавился перевод на английский «Driver’s license».
Формально, если вы знаете, что по закону вы правы, можно попытаться доказать свою невиновность. Но в чужой стране это сделать еще сложнее, чем в родной. И даже если это вам удастся, вы потратите много времени (и денег, если будете действовать с привлечением адвоката).
В 2015 году у одного моего товарища произошла неприятная ситуация в Неаполе. Будучи не полностью уверенным в итальянских правилах в отношении водительских документов, он уточнил у сотрудника прокатной конторы, достаточно ли для управления авто в Италии его российских прав (которые он получил накануне своего путешествия, то есть права были нового образца).
История умалчивает, почему сотрудники проката ввели моего друга в заблуждение (по незнанию или в корыстных целях), но авто ему выдали с уверениями, что все будет отлично.
Половина дня прошла удачно. Но при направлении в сторону Королевского дворца, друга останавливает инспектор дорожной полиции. После предъявления документов инспектор затребовал МВУ.
Окончилась история тем, что мой товарищ от одного правонарушения перешел к другому – заплатил «штраф» непосредственно служителю закона. Ему еще очень повезло – он свободно владеет английским и немного знает итальянский, поэтому смог по-человечески договориться (сторговался на 100 евро). И там они берут))
Статья в тему: В каких странах Европы нужны российские международные права? Приготовься к путешествию заранее!
Если у вас есть национальные права старого образца
Если ваше автоудостоверение получено до марта 2011 г., у вас есть 2 варианта подтверждения своего водительского статуса за рубежом:
- Нотариально заверенный перевод российских прав для их использования на территории другого государства. Заверять переведенное водительское удостоверение у нотариуса необходимо в той стране, где вы планируете его использовать. Насколько это удобно – решать вам.
- МВУ утвержденного образца.
Замешательство автовладельцев в вопросе необходимости получения специальных прав, действующих за рубежом, неслучайно: помимо противоречивой информации в открытых источниках с диаметрально противоположными требованиями можно столкнуться в одной и той же стране. Поэтому во избежание неприятных переживаний рекомендую все же обзавестись МВУ – это проще, чем доказывать зарубежным инспекторам полиции свою правоту.
Советую не воспринимать как абсолютную истину отзывы соотечественников о том, что, например, в Германии МВУ не нужны по итогам личной проверки автора статьи. В той же Германии у другого человека возникнут проблемы из-за отсутствия этого документа – все зависит от человеческого фактора (с каким дорожным инспектором или сотрудником проката авто вам повезет столкнуться).
Во время моей последней поездки на Кипр ребята из службы проката так хотели заработать, что готовы были дать мне квадрицикл не просто без МВУ, а вообще по копии российских прав (поскольку оригинала при себе у меня в тот момент не было – я просто проходил мимо и в прокат брать ничего не планировал). Такие вот разные подходы могут быть у людей.
В подобных случаях нужно помнить об ответственности – взять авто может быть легко. А при возникновении непредвиденных ситуаций на дороге в другом государстве МВУ вам все равно потребуется. Поэтому, иногда лучше вообще отказаться от аренды авто, чем брать в расчете на «авось пронесет».
Могут ли национальные права выполнять функцию международных?
Да! Но не во всех случаях. Во многих государствах для управления транспортом достаточно одного НВУ, поэтому перед выездом из России вам необходимо уточнить, ратифицировала ли страна, в которую вы отправляетесь, Венскую конвенцию 1968 г.
Полный список стран, подписавших Венскую конвенцию, есть на странице Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).
Обратите внимание, в таблице, представленной на сайте ЕЭК, есть несколько стран, где информация о ратификации конвенции отсутствует (третья колонка таблицы пуста, например, Таиланд). Это означает, что Венское соглашение не имеет на этой территории юридической силы, то есть, не действует
Если государство ратифицировало соглашение, МВУ вам не потребуется.
Функцию международного документа в государствах, где ратифицирована конвенция, могут исполнять:
- НВУ нового образца, выданное после 2011 года.
- НВУ старого образца с переводом на иностранный язык. Документ дополнительно заверяется у нотариуса в государстве пребывания.
Несмотря на то, что по закону у вас обязаны принять национальные права в стране, где ратифицирована конвенция, на практике иногда можно столкнуться с нежеланием иностранцев сдавать автомобили в аренду на основании НВУ.
Таким образом, при выезде за границу не помешает обзавестись МВУ, тем более, его получение не займёт много времени. Кстати, если вы до 2019 года закажите документ через сервис Госуслуг, то ещё и сможете сэкономить на стоимости оформления 30%!
В странах, в которых Венская конвенция не действует, МВУ вам обязательно потребуется.
О том, когда вам может понадобиться МВУ я писал здесь: Водительские права международного образца: что это и для чего необходимо
Категория А
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами): категория «А» — мотоциклы;
Данная категория разрешает управлять мотоциклами, как с коляской, так и без нее. Согласно правилам дорожного движения, мотоциклы представляют собой транспорт с двумя колесами, в некоторых случаях с боковым прицепом.
Также, открытая категория А разрешает управлять любыми транспортными средствами, вес которых не превышает 400 килограммов.
Требования к фотографии для ВУ
Какие основные требования к фотографии на водительские права в 2019 году – это один из самых распространенных вопросов, получаемых от граждан, планирующих получить или обменять права.
Итак, требования:
- размер составляет 3х4 см;
- отсутствие специального уголка для того, чтобы ставить печать;
- матовая бумага, толщина которой должна быть менее 0,3 мм;
- изображение в формате анфас, занимающее 80 % фотографии;
- открытая прическа, не закрывающая лицо;
- обязательно – одежда делового стиля;
- нельзя использовать головные уборы, платки, солнцезащитные очки;
- фотография должна быть высокого качества;
- граждане, пользующиеся очками для коррекции зрения, могут фотографироваться как в очках, так и без них;
- фотография средней контрастности;
- верхнее поле в пределах от 2 до 4 мм;
- фон согласно установленным стандартам;
- фотография не должна быть повреждена, либо изломана.
Если гражданин не соблюдает какое-либо из требований, сотрудник ГИБДД вправе отказать в принятии фотографий, а значит придется фотографироваться заново. Что касается головных уборов – данный запрет не распространяется на тех граждан, кто не снимает головной убор исходя из собственных религиозных убеждений.
Нужно ли фото на медицинскую справку для получения удостоверения водителя?
Следующий документ, который должны предъявлять абсолютно все граждане для получения прав – это справка о прохождении медицинского освидетельствования, выданная медицинским учреждением. Ранее для справки требовались 2 матовые фотографии. Почему именно матовые? Потому что на матовых фотографиях не размазывается оттиск печати, проставляемой на документе.
Требования к фотографии на медсправку:
- размер аналогично снимку для водительского удостоверения – 3х4 см;
- верхнее поле ограничено в пределах 4 мм, лицо на фотографии должно занимать не менее 280 мм;
- серьезное выражение лица, улыбаться не нужно;
- требований по цвету фотографии нет – она может быть как черно-белой, так и цветной;
- отсутствие левого угла на фото.
Женщинам не рекомендуется наносить чрезмерно яркий макияж для черно-белых фотографий – изображение получается в результате искаженным – черные губы и черные пятна над глазами.
После того, как законодательство внесло ряд изменений в ПДД, изменения коснулись также и медсправки. Фотография для справки теперь не нужна: бланк строгой отчетности имеет серьезную степень защиты, а значит и необходимость в персонализации медсправки путем приклеивания фото отпала. Кроме того, изменился и срок действия справки – по новым требованиям ее нужно обновлять каждый год.
Как открыть новую категорию
Чтобы дополнить свои водительские права новыми категориями или подкатегориями необходимо пройти надлежащее обучение по выбранному направлению в автошколе с последующей проверкой уровня подготовки в ГАИ.
Следует отметить, что самостоятельная переподготовка водителя не допускается.
Для зачисления в автошколу потребуется стандартный пакет документов:
- гражданский паспорт (копии страниц с фото и регистрацией);
- цветное фото, стандартного для документов размера 3х4;
- медсправка для водительских прав.
Стоимость и срок подготовки в автошколе различаются, в зависимости от выбранного курса:
- Так переподготовка с категории С на подкатегорию СЕ не требует сдачи теории знания ПДД и для ее открытия необходимо успешное выполнение в ГИБДД задания по практическому вождению автопоезда.
- А если человеку необходимо открыть категорию D и у него уже есть права категории С и соответствующая карточка водителя, то переподготовка включает в себя сокращенную теоретическую часть, что, конечно же, снижает стоимость и срок обучения.
- Подготовка по категориии М проходит с изучением свода ПДД, из которого убраны разделы, не относящиеся по существу к вождению скутеров.
Важно! Законом предусмотрено получение класса вождения и самого удостоверения с определенного возраста, благополучно сдав экзаменационную проверку в ГИБДД:
- Для управления легкими мопедами и облегченными мотоциклами права выдаются при достижении 16 лет;
- Получить допуск к вождению классов А, В, С и их 1 подкатегориям – с 18 лет;
- Управлять грузовым автотранспортом, троллейбусами и трамваями можно с 21 года.
Получение дополнительной подкатегории возможно при условии, что по основному классу вождения есть опыт не менее года.
Пройти подготовку в автошколе и сдать экзамен на знание ПДД в ГИБДД можно и раньше, но выдача водительских прав возможна только при достижении установленного возраста.
Патриотические кружки и секции
Как правило, военкоматы в регионах не имеют собственных автошкол, поэтому обучение призывников и военнослужащих осуществляют аккредитованные организации на базе военно-патриотических организаций, кружков и секций.
В их числе особняком стоят ДОСААФ, парашютные школы, объединения ветеранов. В том случае, если эти организации в регионе занимаются подготовкой водителей, для своих участников они предлагают специальные условия обучения.
Так, ДОСААФ и военно-спортивные объединения для взрослых участников могут варьировать цены вплоть до 90% от рыночных.
Военизированные патриотические организации для детей обеспечивают обучающихся полным курсом подготовки бесплатно. Участие в программе возможно с 17 до 25 лет (возраст варьируется в зависимости от региона).
О наличии подобных организаций можно выяснить на сайте вашего города или села, в военкомате либо в перечне организаций, проводящих подготовку водителей, который опубликован на сайте местного отделения ГИБДД.
Для чего нужно оформлять международные водительские права?
Собираетесь за границу, где планируете брать в прокат автомобиль? Тогда ознакомьтесь с правилами страны пребывания и заранее получите в России международные водительские права, чтобы не нарушить законодательство той страны, куда вы собираетесь.
Если вы едете за границу, то во многих странах вы сможете законно управлять автомобилем по своим национальным внутренним правам. Однако даже в тех странах, где вам нет необходимости в получении международных прав, ваши национальные права могут вам не помочь, когда вы будете объяснять разгневанному полицейскому, почему превысили скорость или неправильно поняли какой-то дорожный указатель. Вот тут вам и пригодятся международные водительские права, которые выдаются ГИБДД.
Международное водительское удостоверение – это специальная книжечка, представляющая собой перевод вашего российского водительского удостоверения на нескольких языках: китайском, японском, арабском, испанском, английском, немецком, итальянском. Как вы уже поняли, международное водительское удостоверение необходимо, чтобы представители власти той страны, где вы собираетесь управлять автомобилем, могли понять, что в них написано. Ведь ваши права могут понадобиться сотрудникам правоохранительных органов, дорожных служб и другим государственным служащим. В том числе права понадобятся для того, чтобы взять автомобиль в прокат.
Еще совсем недавно в мире действовала Венская конвенция, принятая в 1968 году, которая позволяла россиянам ездить за границей по национальным водительским правам. Разрешалось использовать даже старые бумажные права, сделанные в виде книжки.
В 2011 году вступила в силу новая редакция Венской конвенции, которую подписали многие страны (не все). После этого водители теперь обязаны иметь немного другой стандарт водительских прав. Так, согласно новой конвенции, водительские права должны быть одинакового формата. Это позволяет полицейскому любой страны понять, что указано в правах. Именно после этого наша страна изменила местные национальные водительские права, подведя его под единый международный стандарт согласно новой Венской конвенции.
Так что если у вас новые розовые водительские права, вам нет необходимости получать международное водительское удостоверение, если вы собираетесь посещать страны, которые подписали новую Венскую конвенцию.
Однако на практике не все так гладко. Несмотря на то что у вас национальные права нового образца, мы все же рекомендовали бы вам получить перед отъездом из России международное водительское удостоверение, так как во многих странах, подписавших новую конвенцию, продолжают требовать международные права. Это, конечно, нарушает подписанную конвенцию, но вам от этого будет не легче, когда вас, например, оштрафуют на 300 евро в Италии. Также в странах, которые подписали новую конвенцию, вы можете столкнуться с проблемой аренды автомобиля. Часто туристы жалуются, что им отказывают в прокате транспортного средства в связи с отсутствием международных прав. Это, конечно, нарушает ваши права, но, думаем, вам от этого будет не легче.
Обратите внимание, что есть страны, которые хоть и подписали Венскую конвенцию, ее пока не ратифицировали. Это означает, что вы можете столкнуться со сложностями как при прокате автомобиля, так и при общении с полицейскими. . Есть еще страны, которые подписали только Женевскую конвенцию
В этом случае, если вы собираетесь садиться за руль в таких странах, обязательно нужно иметь на руках в дополнение к национальным правам международное водительское удостоверение.
Есть еще страны, которые подписали только Женевскую конвенцию. В этом случае, если вы собираетесь садиться за руль в таких странах, обязательно нужно иметь на руках в дополнение к национальным правам международное водительское удостоверение.
Ну и наконец есть страны, которые не подписывали никаких международных документов о действии водительских прав и действии единых правил дорожного движения. В таких странах, для того чтобы законно сесть за руль, необходимо получать местное водительское удостоверение.
Итак, мы составили для вас онлайн-руководство, которое поможет вам определиться, нужно ли вам международное водительское удостоверение в ваших зарубежных поездках, а также поможет вам узнать, как их можно легко и быстро получить. Также вы узнаете, как сэкономить на государственной пошлине за выдачу международных прав.
Информация, содержащаяся в водительском удостоверении
Все записи на правах вносятся как на русском (национальном) языке, так и на латинице.
Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую сторону:
- На основной стороне документа в самом вверху прописывается наименование, то есть удостоверение водителя, а немного левее обозначение страны на латинице.
- Правее от фото есть несколько строк для записи личных данных, они прописываются в русском варианте и латинскими буквами (графы 1 и 2).
- Затем есть сведения о дате и месте рождения (графа 3).
- Под записями о личных данных прописываются дата выдачи водительского удостоверения и срок его годности (графы 4a и 4b).
- На следующей строчке отображены сведения о выдавшем права подразделении ГИБДД, его код (графа 4с).
- Внизу проставлен ряд цифр: первые 4 обозначают серию документа, последние 6 – номер удостоверения (графа 5).
- По левую сторону расположено фото, обычно цветного формата, которое делают в подразделении ГИБДД. К нему предъявляются определенные требования – оно должно быть строго анфас, без убора на голове, с параметрами 3 х 4 см. Для иных лиц допускается делать фото в уборе, если по религиозным или другим соображениям они постоянно находятся в нем. Но лицо должно быть полностью открытым. Если гражданин носит очки, то и на фото этот атрибут должен присутствовать, но они обязательно должны быть прозрачными, чтобы виден был цвет радужки глаз (поле 6).
- Под личным фото есть место для подписи – она должна быть идентична росписи на общегражданском паспорте гражданина (поле 7).
- В графе 8 обозначается регион, проживания владельца удостоверения и регистрации авто.
- В самой нижней строчке документа проставляются все доступные владельцу удостоверения категории и подкатегории транспорта (поле 9).
На обороте документа содержится следующая информация:
- С левого края проставлен штриховой код, содержащий зашифрованные сведения о собственнике документа.
- Остальное пространство водительского удостоверения отдано под таблицу, где прописываются категории ТС, доступные для использования на территории России.
- В первом столбце проставлены виды автотранспорта в буквенном обозначении с символичной картинкой, по которой можно понять какой это транспорт.
- Если у водителя есть допуск к управлению тем или иным видом автотранспортных средств, то против соответствующего класса, будут находиться сведения, когда сдан экзамен и выдано разрешение (столбец 10).
- В отдельной графе проставлены сведения о сроке окончания действия разрешения на управление определенным классом транспорта (столбец 11).
- Последняя графа предназначена для заполнения сведений, о запрете управления автомобилями определенного класса (столбец 12). Например, отметка АТ, означает допуск к вождению только транспорта с автоматической коробкой передач и проставляется в строке той категории (подкатегории) по которой получен соответствующее разрешение.
- Графа 14 отведена под особые отметки и ограничения, действующие на все виды открытых категорий и подкатегорий, а также сведения о владельце. Здесь может указываться водительский стаж (год когда впервые были выданы права) либо информация что документ выдан взамен утраченного (дубликат прав), общие ограничения (например, ношение очков, контактных линз) либо указание о необходимости наличия действующей медицинской справки (в случае если водитель должен периодически проходить медкомиссию по допуску к управлению ТС).
Стоимость обучения на права категории D
Обучение на водительские права категории D осуществляется на основе договора об оказании платных образовательных услуг. В нем должна указываться:
- полная стоимость;
- порядок оплаты (сразу или в рассрочку) (ч. 3 ст. 54 ФЗ № 273 от 29-го декабря 2012-го года).
Государственное регулирование цен не осуществляется. Поэтому каждая школа сама устанавливает расценки.
В 2021 году средняя стоимость обучения варьируется от 30 до 50 тыс. рублей и зависит от:
- ценовой политики конкретного образовательного учреждения;
- субъекта РФ;
- количества академических часов теории и практики.
В оплату обычно входят:
- стоимость горюче-смазочных материалов для учебной машины;
- послелекционные консультации с преподавателем в случае пропуска занятий;
- подготовка пакета документации для ГИБДД (справка о прохождении обучения, водительская карточка).
Бесплатные права от военкомата
Согласно статье 15 раздела 3 Федерального закона №53-Ф3, права от военкомата могут получить лица призывного возраста с 17 лет (при первой явке в военкомат) вне зависимости от сроков призыва.
Законом предусмотрено обучение по военно-учетной специальности “водители транспортных средств (ВУС код 37)” с присвоением категории B, С после прохождения обучения и сдаче экзаменов в ГИБДД.
Обучение проводится на базе военных частей и военкоматов. Сдача экзаменов может проводиться как на территории ГИБДД на общих основаниях, так и на территории военной части (военкомата) в присутствии сотрудников дорожной службы.
Как показывает практика, процент сдачи с первого раза при получении прав через военкомат предельно высок.
За направлением на учебу надо обратиться в военный комиссариат по месту проживания и пройти медицинскую комиссию для определения пригодности к воинской службе.
Лайфхак: отлично работает в промежутках между учебным процессом, если обращаться в военкомат заранее. Обещать уйти служить, начать обучение и поступить в магистратуру/аспирантуру сроки и условия призывов позволяют.
Так же получение удостоверения водителя предусмотрено на базе военных кафедр ВУЗов и других учебных заведений при обращении. В том случае, если обучение на собственной базе кафедры невозможно, руководство направляет студентов в партнерскую школу.
Поскольку курс можно засчитать в учебную программу, кафедры охотно идут на это для сокращения собственной занятости. При наличии достаточного количества участников.
Расшифровка новых водительских удостоверений
Сетка с описанием категорий транспортных средств, которая находится на обороте, стала содержать в себе больше информации, нежели раньше. Все категории (A, B, C, D, E) теперь дополнены к подкатегориями: например, A1 – подкатегория мотоциклов, объем двигателя которых не более 125 кубических сантиметров, B1 – подкатегория трициклов и мотоциклов, C1 – категория автомобилей, масса которых от 3,5 до 7,5 тонн, D1 – категория автомобилей для перевозки пассажиров, количество мест в которых от 8 до 16.Помимо этого добавлена категория M, предназначенная для тех, кто ездит на скутере или мопеде (получить права на вождение этих транспортных средств можно с 16 лет).
Раньше будущий водитель не мог получить права, если он не умел вручную переключать скорости на механической коробке передач. Но технологии не стоят на месте, и теперь такое умение требуется не всем водителям, поэтому с 5 ноября 2013 года появилась возможность сдавать на права, используя автомобиль, на котором стоит «автомат». Сдать экзамен на удостоверение с автоматической коробкой передач проще, только вот в пункте «Ограничения» (12 – ый пункт прав) появится отметка AT, которая дает водителю право водить автомобиль только с автоматической коробкой. В этот пункт также могут вносить и другие ограничения, например для инвалидов. Есть в 12 пункте ничего не прописано, значит водитель имеет право управлять транспортом с любой трансмиссией, как «механикой», так и «автоматом».
Новый вид обратной стороны водительского удостоверения
Что означают обозначения особые отметки (ограничения на управление категорией)
- АТ — Отметка АТ позволяет управлять только транспортными средствами с автоматической коробкой переключения передач. Размещается в графе 12 , тогда она относится к одной категории или подкатегории или в графе 14 (относится одновременно ко всем категориям).
- MS — Особая отметка MS может относиться только к подкатегории B1. Дает право управления квадрициклами и трициклами, имеющими мотоциклетную посадку или мотоциклетный руль.
- AS — Отметка AS позволяет управлять квадрициклами и трициклами, не имеющими мотоциклетной посадки и мотоциклетного руля.
- ML — Отметка ML относится к категории М и означает, что водитель имеет медицинские ограничения к управлению мопедами данной категории. Т.е. отметка ML запрещает управление транспортными средствами категории М.
- МС — МС — manual control only — позволяет управлять только транспортными средствами с ручным управлением.
- APS — APS — acoustic parking system only — позволяет управлять только транспортными средствами, оборудованными акустической парковочной системой (парктроником).
- GCL — GCL — must wear glasses or contact lenses — позволяет управлять транспортными средствами только в очках или контактных линзах, корректирующих зрение.
- HA/CF — HA/CF — must wear hearing aid/communication aid — позволяет управлять транспортными средствами только с использованием медицинских изделий для компенсации потери слуха.
- Водительский стаж — Данная отметка ставится только при замене водительского удостоверения. Она содержит информацию о том, в каком году Вы получили первое водительское удостоверение.
- Дубликат — Такая отметка ставится в водительском удостоверении, которое выдается взамен утерянного или украденного.
Водительское удостоверение нового образца теперь соответствует всем требованиям Венской конвенции, которая является международным документом, регламентирующим безопасность дорожного движения. Подписана данная конвенция еще в далеком 1968 году большинством стран, и теперь ваше удостоверение не будет вызывать вопросов у полиции других стран.В связи с этим, кстати, международное водительское удостоверение тоже изменит свой внешний вид. Это длинная лента бумаги, где прописана информация из обычных прав, но на разных языках. Теперь в международных водительских правах будут прописаны новые категории и подкатегории, плюс новые отметки, например «automatic transmission only» для водителей, которые ездят на «автомате». Есть еще одно небольшое изменение: теперь в графах «дата рождения» и «место выдачи» информация прописывается цифрами, как этого требует Венская конвенция.
Важно четко понимать, что только по международным водительским правам в России управлять транспортным средством нельзя. Нужны права национальные
В противном случае полагается штраф и запрет на эксплуатацию автомобиля. А вот за рубежом, во многих странах, по нашему водительскому удостоверению нового образца передвигаться можно без проблем. Во многих, но не во всех. Лучше все-таки, если вы собираетесь путешествовать за границей на автомобиле, иметь при себе водительское удостоверение международного образца.