Классификация и обозначение моторных масел

Другие международные классификации масел

Стоит отметить, что наряду с этими основными классификационными системами, расшифровка особенностей масел может быть указана в соответствии с другими стандартами. Среди основных вариантов такой маркировки следует выделить следующие.

Отечественная классификация

Начнем, пожалуй, с отечественных стандартов, ведь продукция российских производителей пользуется весьма высоким спросом. Это связано в основном с тем, что масла для разных типов двигателей можно купить существенно дешевле по сравнению с импортными аналогами. При этом особых отличий, особенно при эксплуатации неприхотливой к обслуживанию техники, выявить не удается.

Отметим, что даже в этом случае маркировка позволяет получить информацию о степени вязкости масла, допустимом сезоне применения, а также общую категорию технической жидкости.

Основной показатель связан с сезонным назначением, которое зависит от вязкостных характеристик. Различают следующие виды смазочных материалов:

  • Летние, степень высокотемпературной вязкости у которых обозначается четными цифрами в диапазоне 6–24. Тем больше показатель, тем выше вязкостные характеристики.
  • Зимние, степень загустения при отрицательных температурах которых выражается коэффициентами 3з/4з/5з/6з.
  • Всесезонные, маркировка которых выполнена по комбинированной схеме с указанием зимних и летних характеристик.

Отметим, что предусмотрено распределение на категории и по эксплуатационным характеристикам. Разные классы помечаются буквами А–Е.

В качестве примера рассмотрим, что обозначает маркировка нескольких типов моторных масел:

  • М-5зГ1 — зимнее масло для бензиновых двигателей с коэффициентом вязкости 5з, эксплуатационные характеристики соответствуют группе Г.
  • М-8Г2 — летнее масло для дизельных силовых агрегатов, соответствует по показателям группе Г, коэффициент вязкости 8.

Применяемая в соответствии с ГОСТ классификация позволяет точно определить показатели широкого круга масел, используем для двигателей внутреннего сгорания.

Классификации ACEA

Своей собственной классификацией пользуется Ассоциация Европейских производителей. Расшифровка надписей даст вам представление о сфере применения масла, его основных характеристик. Вся продукция этой категории разделена на следующие классы:

  • Е — продукция для грузовых автомобилей, укомплектованных дизельными двигателями. Наибольшее применение получили составы с цифровыми коэффициентами до 12.
  • С — для силовых установок, работающих на дизельном топливе или бензине, укомплектованных катализаторами отработанных газов. Класс также определен цифровым коэффициентом.
  • А/В — универсальные масла, получившие применение в двигателях легковых и малотоннажных коммерческих автомобилей, работающих на разных типах горючего.

В отдельных случаях маркировка по этой классификации может дополняться годом введения данного класса технической жидкости в действие.

Классификация ILSAC

Введение такой маркировки было осуществлено благодаря усилиям американских и японских производителей. Стандарт мало распространен, используется в основном для обозначения азиатской продукции.

Можно сказать, что основное назначение ILSAC связано с желанием адаптировать критерии API и ACEA для автопроизводителей из Японии. Всего различают 5 основных классов, которые по характеристикам полностью соответствуют продукции с маркировкой API. Единственное отличие — все масла стандарта ILSAC относятся к категории всесезонных и энергосберегающих.

Для японских автомобилей стоит использовать следующие технические жидкости:

  • GF-4, GF-5 по своим характеристикам соответствующие маслам категорий SM и SN.
  • GF-3 действует с 2001 года, считается аналогом API SL.
  • GF-2 обладает вязкостью AE 0W-20/5W-20, по показателям сравним с API SJ.
  • GF-1 — на текущий момент неиспользуемая категория, считается аналогом API SH, вязкость SAE 0W-XX/5W-XX/10W-XX, где коэффициент высокотемпературного показателя 30–60.

В соответствии с этой же спецификацией, для двигателей, работающих по двухтактной схеме, используют технические жидкости категорий FA/FB/FC/FD, а для четырехтактных — MA/MB. Не забыты и потребности владельцев снегоходов и гидроциклов. Требования для масел к ним изложены в спецификации NMMA.

Классификация API

Эта система характеризует различия в эксплуатационных характеристиках моторных масел. Придумана она была организацией с названием American Petroleum Institute, что и отражено в аббревиатуре. В этой классификации содержится два раздела, в соответствии с типами моторных масел. Масла для бензиновых моторов маркируются буквой S (Service), а для дизелей буквой C (Commercial). Есть мнение, что буква S означает spark, то есть воспламенение от искры, а C – это compression – воспламенение от сжатия. Мне эта версия кажется более обоснованной, однако материалы на официальном сайте API недвусмысленно намекают на первый вариант. А жаль.

Далее идёт буква, означающая соответствующие эксплуатационные характеристики (например, SJ, SL, SM, или СD, CE, CF и так далее). Вторые буквы меняются в зависимости от принятия более жёстких требований к качеству масла, чем ближе к концу алфавита буква, тем масло лучше. Это вполне совпадает с хронологическим порядком разработки масел. Первые масла после появления этой классификации моторных масел были промаркированы как SA и CA. Они не содержали присадок, соответственно, имели крайне невысокие характеристики и подходили для автомобилей ориентировочно до 1930 года выпуска (как раз в 1931 году в масла начали добавлять присадки). Кстати, о присадках подробнее можно почитать в статье про состав моторного масла. Станет понятно, из чего складываются высокие показатели масла в работе.

По мере разработки новых стандартов, предыдущие признаются устаревшими. Например, на сегодняшний день (2015 год) актуальны градации для бензиновых двигателей:

  • SN – наиболее современная градация, представлена в октябре 2010 года. Предусматривает лучшую на сегодняшний день защиту от высокотемпературных отложений на поршнях, образование шлама, совместимость с материалами уплотнений. Обеспечивает экономию топлива и сбережение ресурса двигателя, совместимость с системами контроля вредных выбросов в выхлопе и защиту двигателей, работающих на этанолосодержащем топливе вплоть до E85 (марка такого топлива, где содержится 85% этанола и 15% бензина). Кстати говоря, если кто не в курсе, чем занимается масло в машине, рекомендую почитать статью о свойствах моторного масла.
  • SM – для автомобилей 2010 года выпуска и старше.
  • SL – для автомобилей 2004 года выпуска и старше.
  • SJ – для автомобилей 2001 года выпуска и старше.

Более современная ступень градации может использоваться вместо предыдущих.

Для дизельных двигателей:

  • CJ-4 – наиболее современная градация, также представлена в 2010 году.
  • CI-4 – для автомобилей 2002 года выпуска и старше. Удовлетворяет требованиям 2004 года к содержанию вредных веществ в выхлопных газах.
  • CH-4 – для автомобилей 1998 года выпуска и старше.

Все остальные градации являются устаревшими и могут быть без проблем заменены на актуальные в старых автомобилях.

В основном, выпускаемые моторные масла являются универсальными и спокойно могут использоваться как в бензиновых движках, так и в дизелях. В этом случае на этикетке масла указываются и бензиновые, и дизельные градации API через дробь (например, API SN/CF), причём на первом месте указывается градация основного предназначения масла – бензиновое или дизельное. Соответственно, если масло рассчитано только на один тип двигателя, то и спецификация пишется только на этот тип.

На маслах, сертифицированных API можно увидеть вот такие значки, на которых указывается класс (а можно и не увидеть, это необязательный атрибут).

Да, кого-то, наверное, интересует вопрос, а что же за цифра 4 стоит в обозначении СI-4 и других? А это означает, что масло годится для четырёхтактного дизеля. Соответственно, бывают масла и для двухтактных дизелей, правда, класс у них только один – CF-2 (ну, ещё у него был предшественник CD-II, но это уже тема отдельной «жевательной» статьи по классификации API, для «увлечённых», так сказать:)).

Как грамотно выбрать машинное масло

Для грамотного подбора автомасла учитываются факторы.

  1. Основа – каждый двигатель рекомендуется обслуживать уникальной смазкой.
  2. Допуски производителя.
  3. Климатические условия эксплуатации.
  4. Степень износа двигателя.
  5. Агрессивность езды.

Как подобрать масло под марку авто

Процесс прост. Азиатские бренды более актуально обслуживать маслами с допуском JASO. В европейцев и американцев можно лить смазки с выполненными требованиями ACEA и API.

Также каждый автопроизводитель выставляет собственные требования к маслам. Либо производит свои смазки с одноименным названием.

Популярные бренды производителей

Среди самых распространенных производителей автохимии можно выделить следующие компании:

  • Mobil;
  • Castrol;
  • LUCOIL;
  • Motul.

Каждый изготовитель выделяется оптимальным соотношением стоимости и качества продукции, имеет множество положительных комментариев автолюбителей.

Сертификация масел от производителей, оформление допусков

Перед выпуском продукта на рынок изготовители автомасел проходят обязательную сертификацию. Получение допуска выполняется путем химической экспертизы пробной партии, тщательного изучения способностей, защитных свойств продукта.

В зависимости от результата исследований жидкость получает допуск, который указывается на канистре.

Примечательно, что все процедуры для изготовителя платные и занимают немало времени.

Выбор жидкости с учетом рассмотренной классификации

Среди основных рекомендаций по выбору масла для автомобильного двигателя следует выделить:

  1. Определение соответствующей химической основы;
    1. минеральная;
    2. полусинтетическая;
    3. синтетическая.
  2. Выбор показателей классификации по вязкости;
    1. летнее;
    2. зимнее;
    3. универсальное.
  3. Выбор присадок отвечающих требованиям спецификации моторных масел по API в соответствии с конструкцией и техническими характеристиками силового агрегата транспортного средства.

Правильное подобранное моторное масло для двигателя должно обеспечивать выполнение следующих задач:

  • защищать трущиеся поверхности от заедания и износа;
  • отводить тепло от взаимодействующих поверхностей;
  • снижать потери энергии при трении;
  • уменьшать шум и вибрацию.

Стандартизация SАЕ

Основным показателем стандарта является вязкость, которая меняется в зависимости от изменения температурного режима работы силовой установки. Классификация различных моторных масел по вязкости осуществляется по трем категориям:

  1. Зимние. Имеют буквенно-цифровую номенклатуру и разделяются на 6 марок: 25W, 20W, 15W, 10W, 5W, 0W.
  2. Летние. Имеют цифровое значение и разделяются на 5 марок: 60, 50, 40, 30, 20.
  3. Всесезонные. Имеют двойное обозначение. Например, SАЕ 5W/30, где в числителе указана марка для зимних условий эксплуатации, а в знаменателе – для летних.
Марка масла Вязкостные параметры при низкой температуре Вязкостные параметры при высокой температуре
Проворачивание Прокачивание Температура Мин Макс
Макс. показатель вязкости, мПа*с
0W 6100 до -35° 60000 до -40° 3.7
5W 6500 до -30° 60000 до -35° 3.7
10W 7100 до -25° 60000 до -30° 4.0
15W 7000 до -20° 60000 до -25° 5.5
20W 9400 до -15° 60000 до -20° 5.5
25W 12000 до -10° 60000 до -15° 9.2
20 + 20° 5.5 9.2
30 + 30° 9.2 12.5
40 + 40° 12.5 16.2
50 + 50° 16.2 21.5
60 + 60° и выше 21.5 26.5

Главным показателем зимней смазки является уровень вязкости при низкой температуре. Она определяется величиной прокачивания и проворачивания. Спектр температур прокачивания указывает на предел, при котором подается смазка к трущимся деталям силовой установки, сводя к минимуму их соприкосновение при пуске двигателя. Температурный диапазон проворачивания показывает величину, которая обеспечивает частоту вращения коленвала при пуске силовой установки.

Летние масла имеют пределы вязкости в зависимости от температурного режима работы.

Всесезонные смазочные жидкости должны соответствовать показателям, которые определены для зимней и летней смазки, указанной в маркировке.

Альтернативный метод получения масла

Следует отметить, что разработки в создании новых моторных масел ведутся постоянно. Перспективным на данный момент является получение масла, а точнее основы для него, из природного газа. Эта технология сейчас активно разрабатывается компанией Shell.

Для получения основы, природный газ (метан) проходит несколько этапов. Вначале производится смешивание его с кислородом для получения синтез-газа, состоящего из водорода и монооксида углерода.

Затем из этого синтез-газа при помощи катализаторов выделяют углеводороды, но уже в жидком состоянии. Полученная жидкость подвергается гидрокрекингу, для разделения ее фракции. Одной из этих фракций и является масляная основа.

Для получения готового продукта остается только добавить необходимый пакет присадок.

SAE — классы вязкости моторных масел

В настоящее время единственной признанной в мире системой классификации моторных масел является спецификация SAE J300. SAE – Society of AutomotiveEngineers (Общество Автомобильных инженеров). В данной классификации указаны классы (грейды) вязкости.

В таблице указаны два ряда классов вязкости:

Зимние – с буквой W (Winter). Масла, удовлетворяющие этим категориям – маловязкие и применяются зимой – SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W

Летние – без буквенного обозначения. Масла, удовлетворяющие этим категориям – высоковязкие и применяются летом – SAE 20, 30, 40, 50, 60. 

По спецификации SAE J300, вязкости масел определяются при условиях, близких к реальным. Летнее масло отличается высокой вязкостью, а соответственно, и высокой несущей способностью, что обеспечивает надежное смазывание при рабочих температурах, но оно слишком вязкое при отрицательных температурах, в результате чего у потребителя возникают проблемы с запуском двигателя. Маловязкое зимнее масло облегчает холодный пуск двигателя при отрицательных температурах, но не обеспечивает надежное смазывание летом.  Именно поэтому в настоящий момент наибольшее распространение получили всесезонные масла, которые применяются и зимой и летом.

Обозначаются такие масла комбинацией зимнего и летнего ряда:

5W-30

10W-40 

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно двух критериям:

— не превышать значения низкотемпературных характеристик динамической вязкости (CCS и MRV)

— удовлетворять требованиям по рабочей кинематической вязкости при 100 оС 

Класс вязкости

Динамическая вязкость, мПа-с,не выше, при температуре, °С

Кинематическая вязкостьпри 100 °С, мм2

Вязкость HTHS при 150°С и скорости сдвига 106 с-1, мПа-с, не ниже

проворачиваемость (CСS)

прокачиваемость

(MRV)

не ниже

не выше

0W

6200 при — 35°С

60000 при -40°С

3,8

5W

6600 при — 30°С

60000 при -35°С

3,8

10W

7000 при — 25°С

60000 при — 30°С

4,1

15W

7000 при — 20°С

60000 при -25°С

5,6

20W

9500 при — 15°С

60000 при -20°С

5,6

25W

13000 при -10°С

60000 при -15°С

9,3

20

5,6

<9,3

2,6

30

9,3

<12,5

2,9

40

12,5

<16,3

2,9*

40

12,5

<16,3

3,7**

50

16,3

<21,9

3,7

60

21,9

<26,1

3,7

* — для классов вязкости 0W-40, 5W-40, 10W-40

** — для классов вязкости 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40

Показатели низкотемпературных свойств

Проворачиваемость (определяется на имитаторе холодного пуска CCS) – критерий низкотемпературной текучести. Представляет собой максимальную допустимую динамическую вязкость моторного масла при запуске холодного двигателя, которая обеспечивает проворачиваемость коленчатого вала со скоростью, необходимой для успешного запуска двигателя. 

Прокачиваемость (определяется на миниротационном визкозиметре MRV) – определяется на 5 оС ниже для гарантии того, что масляный насос не будет засасывать воздух. Выражается значением динамической вязкости при температуре конкретного класса. Не должна превышать величину в размере 60 000 мПа*с, обеспечивающей прокачивание по масляной системе

Показатели высокотемпературной вязкости

Кинематическая вязкость при температуре 100 оС. Для всесезонных масел данная величина должна находится в определенных диапазонах. Уменьшение вязкости ведет к преждевременному износу трущихся поверхностей – подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма. Увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и как следствие также преждевременному износу и выходу двигателя из строя.

Динамическая вязкость HTHS  (High Temperature High Shear) — с помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре. Является одним из критериев определения энергосберегающих свойств моторного масла

Типичные рекомендации производителей техники для разных температур:

Перед выбором моторного масла внимательно ознакомитесь с инструкцией по эксплуатации и рекомендациями производителя. Эти рекомендации основываются на конструктивных особенностях двигателя – степень нагрузок на масло,гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса.

Производитель может допускать применение различных классов вязкости моторного масла в зависимости от температуры, характерной для Вашего региона. Выбор оптимальной вязкости моторного масла обеспечит стабильно надежную работу Вашего двигателя.

Спецификации производителей авто

Приведенные системы согласованы и приняты именно производителями автомасел. Но кто как ни производители машин знают сильные и слабые стороны техники, выпуск которой налажен. Это стало причиной того, что ряд автоконцернов в дополнении к классификации ACEA разработали собственные спецификации и допуски.

Отметим основные из них.

Mercedes

Этот автоконцерн применяет следующие допуски:

  • MB 229.1 — масла, предназначенные для двигателей, выпускаемых с 1997 года и работающих на бензине или дизельном топливе.
  • MB 229.5 также используется для дизельных и бензиновых модификаций, но отличается энергосберегающими свойствами и увеличенным сроком службы.
  • MB 229.31 — к этому допуску предъявлены дополнительные требования по содержанию фосфора и серы, по вязкости соответствуют категориям SAE 0W-/SAE 5W-.

Рекомендации по выбору типа масла приводят в инструкциях по эксплуатации автомобилей.

VAG

Учитывая количество выпускаемых моделей машин, у этого производителя представлен обширных перечней допусков:

  • VW 500.00 — энергосберегающие жидкости, вязкость которых соответствует показателям 5W-30/10W-30/5W-40/10W-40 и ряду других марок.
  • Для стандартных бензиновых двигателей, выпускавшихся до 2000 года, применяется всесезонка VW 501.01, а для турбированных используют масло, соответствующее VW 502.00.
  • Показатель VW 503.00 свидетельствует, что данное масло отличается увеличенным до 30 тысяч километров периодом замены, используется для бензиновых силовых агрегатов, соответствует SAE 0W-30.
  • VW 504.00 используется в автомобилях, выхлопная система которых оснащена трехкомпонентными катализаторами.
  • Для дизельных двигателей используют допуски VW 505.00 (год выпуска до 2000), а также VW 505.01 для силовых агрегатов типа PDE.
  • Продукция с маркировкой VW 506.00 используется для новых дизельных двигателей, отличается сроком службы в 30 и 50 тысяч километров для шести- и четырехцилиндровых установок соответственно.
  • Допуск VW 506.01 рекомендован для моторов PD-TDI, также отличается увеличенным сроком замены.

Существует и ряд дополнительных вариантов, которые используются на машинах разных марок, выпускаемых концерном.

Renault

Этот производитель предлагает следующие рекомендации:

  • RN0720 — новые двигатели дизельного типа, укомплектованные сажевыми фильтрами, соответствует ACEA C3 плюс.
  • RN0710 — аналог ACEA A3/B4.
  • RN0700 — по характеристикам сопоставим с ACEA A5/B5, ACEA A3/B4.

Требования к качеству и составу используемого масла выдвигают и другие автопроизводители — Ford и BMW, Porsche и GM, Fiat.

Расшифровка моторных маселРасшифровка моторных масел

При выборе масла обращайте внимание на информацию, нанесенную на этикетку. Только так удастся выбрать подходящий вариант с учетом срока эксплуатации двигателя, технических особенностей конструкции

Отметим, что отдельные производители в нижнем ценовом сегменте, стараются наполнить этикетки товаров большим количеством информации, которая не относится ни к одному общемировому стандарту

К таким составам стоит относиться с осторожностью

Чтобы обеспечить нормальный срок службы силового агрегата, сократить количество поломок, гарантировать эксплуатацию в различных климатических условиях, следует выбирать продукцию проверенных производителей, в том числе и отечественных.

Классификация моторных масел по ACEA

Еще одна классификация моторных масел была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей. Стоит отметить, что производители моторных жидкостей перед стартом продаж нового продукта на европейском рынке должны в обязательном порядке получить сертификат ACEA.

Маркировка моторных масел дает представление не только о том, в каком типе двигателя оно может применяться; расшифровка показывает, экономит ли смазка расход топлива или нет.

На емкостях двигательной жидкости можно найти обозначения с буквами А, В, С или Е:

Моторное масло в двигателе

  • Буква «А» означает, что применение масла рассчитано на бензиновый двигатель.
  • Буква «В» говорит о том, что заливается жидкость в дизельные моторы легковых автомобилей.
  • Буква «С» указывает на использование масла в двигателях (бензиновых и дизельных), с установленным катализатором.
  • Буква «Е» означает, что ГСМ применим для грузовых авто, оснащенных дизельной силовой установкой.

Помимо буквы в маркировке ACEA присутствуют также и цифры.

Выделяют десять основных классов моторных продуктов по классификации ACEA:

  • А1/В1 — данная группа используется в тех моторах, которые допускают использование масловязкой защитной пленки при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
  • А3/В3 — основными свойствами данного класса являются большой межзаменный интервал, высокая устойчивость к деструкции и мгновенная адаптация к температурным перепадам. Такие преимущества позволяют использовать масла второй группы в моторах, подвергающихся регулярным перегрузкам.
  • А3/В4 — третья группа также обладает высокими техническими характеристиками, с той лишь разницей, что используются такие масла в высокофорсированных бензиновых установках и дизельных агрегатах с непосредственным впрыском топливной смеси.
  • А5/В5 — отличительная особенность ГСМ четвертого класса — значительная экономия топлива.
  • С1 — масла, обладающие высокой степенью экологичности. В их составе содержится низкое содержание серы и фосфора, что существенно снижает токсичность выхлопных газов.

Моторное масло

  • С2 — моторные масла группы заливаются в моторы, оборудованные сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Благодаря уникальности масляного состава, ресурс данных деталей, при использовании жидкостей с маркировкой С2, существенно увеличивается. Также происходит значительная экономия топливного расхода.
  • С3 — группа масел, предназначенная для современных силовых агрегатов, отвечающих последним нормам экологической безопасности.
  • С4 — класс ГСМ, разработанный в 2004 году. Согласно требованиям ACEA, заливается масло с классификатором С4 в движки Euro-4. Из положительных сторон стоит отметить низкое содержание вредных примесей и способность повышать ресурс трехкомпонентного катализатора автомобиля.
  • Е6 — моторные масла девятого класса обладают не только высокой стойкостью к механической деструкции, но и «имеют отличный иммунитет» перед старением. Заливать такую жидкость нужно в дизельные моторы грузовых автомобилей, эксплуатирующихся в условиях больших перегрузок.  Несмотря на постоянные температурные перепады, ГСМ отлично сохраняет свои потребительские свойства и эффективно защищает мотор от износа.
  • Е7 — класс, применимый в моторах дизельных «грузовиков», отвечающих требованиям Euro-1, 2, 3 и 4.
Классификация моторных масел ACEA Unol#15Классификация моторных масел ACEA Unol#15
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий