Содержание
- 1 Стапель
- 2 Расходные материалы
- 3 Локальный кузовной ремонт
- 4 Оборудование для кузовного ремонта
- 5 Гниение
- 6 Кузовной ремонт своими руками
- 7 Давайте рассмотрим их подробней:
- 8 Инструмент
- 9 Исправление повреждений формы кузова
- 10 Краски
- 11 Капитальный ремонт
- 12 Ремонт кузова автомобиля своими руками
- 13 Метод «нагрев-охлаждение»
- 14 Окончание работ по изготовлению
- 15 Кузовной ремонт автомобиля своими руками: основные виды работ
Стапель
Стапель предназначен для восстановления геометрии кузова
При столкновении или наезде на препятствие у автомобиля могут возникать различные нарушения геометрии кузова. Они требуют грамотной правки — машина с неправильной геометрией плохо подаётся управлению, и велик риск возникновения новой аварийной ситуации.
Cтапель напольный Blackhawk Korek
Есть следующие разновидности стапелей:
- напольный — наиболее дешёвая разновидность. Он состоит из рельсов, вмонтированных в пол, анкеров и стоек. Позволяет использовать занимаемую площадь для других задач, когда в нём нет необходимости;
- платформенный — это эстакада с трапом для въезда и рельсами. Он может использоваться для самых сложных разновидностей правки, однако он требует под себя большой площади в помещении;
- рамный — очень удобен для правки несложных дефектов. Не занимает много места и очень эффективен.
Расходные материалы
Хоть материалы и не относятся к инструментам и группе «оборудование», но иметь их в своем гараже необходимо всем тем, кто занимается даже самыми незначительными видами кузовного ремонта:
- Средства для очистки:
- Моющее средство — рекомендуется иметь в наличии хотя бы один вид неагрессивного моющего средства для очистки деталей автомобиля от загрязнений;
- Средство для очистки кузова от битумных пятен — выпускается в основном в виде аэрозолей и очень удобно в применении.
- Обезжириватели.
- Антистатические средства: желательно наличие таких средств, нанесенных на одноразовые салфетки. Их функция — предохранение поверхности, в том числе и свежеокрашенной от оседания пыли и загрязнителей.
- Полироли:
- защитная
- универсальная.
Полировать лучше всего полировальной машинкой, но так как это оборудование довольно дорогостоящее можно обойтись и подручными средствами.
Кроме того у каждого автовладельца должен быть инструмент, входящий в стандартные слесарные наборы и наборы жестянщика.
Вот далеко не полный перечень инструмента и оборудования, которое используется при проведении кузовного ремонта, и, естественно, при выборе определенных технологий список может расширяться.
Локальный кузовной ремонт
Один из популярнейших вопросов по данному типу работы – как убрать ржавчину с кузова авто. Те, кто считают, что практически незаметный участок коррозии никак не влияет на машину, глубоко ошибаются.
Через некоторое время, она может разрастись и испортить металл, что влечет за собой дорогие сварочные работы. Поэтому, как только вы заметили даже небольшой участок ржавчины – его следует удалить.
Для начала вооружитесь перчатками и респиратором и очистите поврежденное место от загрязнений. «Ненужная» часть машины накрывается пленкой.
Наносить её нужно в несколько слоев, ожидая, пока высохнет предыдущий. Шпатлевка ложится до тех пор, пока не получится выровнять поверхность. Воспользуйтесь мощной лампой, поднесенной к участку ремонта – так вы заметите все неровности.
Затем, нужно нанести грунтовку, которая обезжиривается и шлифуется. По ней уже и происходит покраска в несколько слоев. Когда все высохнет, вскройте лаком и отполируйте.
Таким же образом происходит ремонт сколов на кузове своими руками, а после использования стекловолокна, используется почти такая же процедура.
Оборудование для кузовного ремонта
Еще каких-то лет 30-40 назад, вмятины на кузове авто выпрямляли единственным подручным средством – молотком. Сейчас современные технологии позволяют полностью «ликвидировать» последствия ДТП так, что даже опытный мастер с трудом определит, что авто недавно представляло собой груду искореженного металла. Впрочем, не все аварии такие страшные, и часто все работы заключаются в выравнивании последствий легких ударов и закраске царапин.
Однако и в таких работах нужен профессиональный инструмент и оборудование:
- автоген – то, без чего не может обойтись ни одна автомастерская. К нему можно добавить споттер – аппарат для точечной сварки.
- минимум два гидродомкрата-растяжки, потому что бывают случаи, когда кузов приходится вытягивать одновременно в двух направлениях.
- стапель. Это стенд с подъемником или без него, на котором выпрямляются элементы несущей конструкции авто – рама, лонжероны, стойки. Стапель можно при желании изготовить самостоятельно.
- рихтовочные наборы, включающие в себя различные молотки, ударные пластины разных размеров, переходники, насадки.
- машины для шлифовки и полировки поверхности авто.
- измерительные приборы.
- покрасочное оборудование – компрессор, распылитель, и т.д.
Гниение
Самая «популярная» в кавычках причина, из-за которой повреждается кузов автомобиля. В российских климатических условиях машина подвергается очень большим нагрузкам, особенно зимой. В это время года дороги посыпают непонятно чем. В результате гниют даже Вольво и Ауди, а кузова этих машин, как известно, оцинкованы не на шутку, но и они не выдерживают химсостава реагентов.
Гниение кузова
Прогнившие элементы в процессе качественной реставрации кузова необходимо в обязательном порядке демонтировать. На их место ставятся новые детали или заплаты, все качественно грунтуется и покрывается несколькими слоями лака.
Подготовка кузова автомобиля к зимовке также входит в обязанности кузовщика, проводящего качественную реставрацию. Все наиболее уязвимые детали каркаса обрабатываются специальными антикор составами.
Кузовной ремонт своими руками
Мелкий ремонт. Если технические характеристики полностью устраивают владельца и замена авто в ближайшие несколько лет не предвидится, можно провести только замену некоторых деталей и частичную покраску с выполнением всего спектра подготовительных работ.
Лучше обратиться за помощью к специалистам СТО, поскольку провести тщательную диагностику транспортного средства можно только на специализированном оборудовании. Хорошо, если это будет техника той самой компании, которая и выпустила автомобиль.
Если же такой возможности нет – можно ограничиться современным оборудованием и обращаться только к человеку, знающему свое дело.
Капитальный ремонт. В процессе его выполнения замене подлежит не только лакокрасочное покрытие авто, но и проводится восстановление геометрии кузова и выравнивание его частей. Если есть такая необходимость – некоторые детали нужно заменить.
Капитальный авторемонт своими руками бывает достаточно сложно выполнить, поскольку проводится он обычно после серьезных ДТП. Как и все восстановительные работы. Ремонт начинают с тщательного осмотра и диагностики транспортного средства и обычно он включает в себя такие этапы:
- Осмотр кузова на наличие разнообразных сколов и царапин лакокрасочного покрытия и прочих недостатков.
- Оценка работы мастером (целесообразны ли они и будут ли эффективными).
- Компьютерный подбор краски, чтобы окрашенная поверхность после ремонта не выделялась. Изготовления этого красящего состава.
- Выполнение рихтовочных работ.
- Подготовка кузова к повторному окрашиванию, проведение всех подготовительных работ.
- Собственно окрашивание, покрытие лаком и полировка.
Стоимость такого ремонта высокая и не всегда есть смысл выполнять столько работ. Поэтому можно попытаться провести кузовной ремонт своими руками, так можно сэкономить значительную сумму денег. Делать это нужно только при наличии специального оборудования, иначе можно только усугубить ситуацию.
Обновление кузова
Это важно выполнять не только в том случае, если имеются сколы или дефекты, а и в процессе эксплуатации авто
шпаклевка кузова
Эти изъяны не только портят внешний вид автомобиля, но и могут стать причиной развития на его поверхности коррозийных процессов, что в свою очередь может привести в негодность большой кусок лакокрасочного покрытия кузова и даже испортить кузовной металл так, что он не будет подлежать восстановлению.
Ремонт может быть полным или же частичным в зависимости от степени его повреждения. Если дефекты не провоцируют деформацию кузова, можно провести обычный локальный ремонт. Если же геометрия кузова нарушена – кузовной ремонт автомобиля начинают с того, что восстанавливаются его геометрические параметры.
Давайте рассмотрим их подробней:
Что входит в кузовной ремонт автомобиля:
Лакокрасочные работы
Это могут быть как локальные лакокрасочные работы, которые призваны восстановить внешний вид автомобиля, а также предотвратить развитие коррозии, так и полная окраска всего автомобиля. В первом случае необходимо правильно подобрать код краски, причем паспортными данными можно пренебречь, так как со временем краска довольно ощутимо меняется в цвете. Впрочем, если автомобиль сравнительно новый, то можно воспользоваться и приведенными в паспорте данными.
Рихтовка поврежденных участков
Преследует в своих целях восстановление первоначальных геометрических форм кузова. Так как стопроцентное восстановление кузовных форм попросту недостижимо, помимо самой рихтовки в этот вид кузовных ремонтных работ также включается шпаклевание, зачистка и обезжиривание поверхностей перед окраской, нанесение жидкого грунта и окрашивание отрихтованной поверхности. То есть, на месте отрихтованной поверхности производится локальная окраска.
Сварочные работы
Служат для восстановления целостности кузова. В зависимости от типа металла могут применятся как обычная электро-дуговая сварка, так и аргонно-лучевая, которая предусматривает нагрев металла в инертной среде, чтобы исключить его окисление. Таким образом сваривают элементы из цветного металла.
Крупноблочный кузовной ремонт
В некоторых случаях отдельные панели, а то и части кузова, ремонтировать не имеет смысла. В таких случаях можно из заменить.
Антикоррозийная обработка поверхности
Ее бы отнести к профилактическим кузовным работам, так как если ее не выполнять с достаточно частой регулярностью, то может потребоваться уже капитальные кузовные ремонтные работы. Например, замена днища автомобиля, или же наложение заплат на образовавшиеся отверстия.
Выставление требуемых зазоров
Нужны как после более менее существенных кузовных работ, так и время от времени в виду сложности условий эксплуатации.
Восстановление геометрии кузова
Проводится путем рихтования и вытягивания кузова на специальном стапеле по специально упомянутым в паспорте контрольным точкам.
Можно смело относить к разряду капитальных ремонтных работ, хотя, конечно же, все зависит от сложности подобных работ. А если говорить совсем уж начистоту, хотя восстановление геометрических размеров хоть и обеспечит внешне первоначальную форму кузова, вот только добиться изначального запаса прочности уже не получится. В некоторых странах Европы въезд подобных машин попросту запрещен.
Инструмент
Рихтовка кузова автомобиля своими руками выполняется с помощью специальных инструментов. К их списку относят:
- Рихтовочные молотки и киянки. Применяются для устранения вмятин разных форм и сложности. Ударный боек молотка хорошо отполирован и имеет скругленную поверхность. Инструмент выполнен из сплавов цветных металлов, пластика или резины. Вес ударного приспособления не превышает 200 грамм. Повреждения кузова устраняют с помощью частых несильных ударов, в зависимости от глубины вмятины и типа восстанавливаемого металла дефект выстукивают или от края к центру, или наоборот.
- Поддержки, наковальни, штампы. Основное предназначение данного набора инструментов – фиксация поврежденного участка кузова. При выборе конкретного инструмента, ориентируются на форму и размер вмятины. В зависимости от этого выбирают подложку.
Подкладные штампы, поддержки и наковальни. Фиксируют поврежденный участок кузова
Важно учитывать, что форма поддержки должна совпадать с формой поврежденного участка.
Ударные полотна и ложки. Помимо вытягивания вмятин, эти приспособления используют в качестве ударных штампов, для исправления повреждений серьезных форм
При сжатии металлических листов используют ложки. Ими разъединяют дефектные участки.
Рычаги и крюки. Приспособления, предназначенные для вытягивания дефекта изнутри. Ребра жесткости кузова используются в качестве опоры для рычага. В зависимости от форм и размера вмятин, используют крючки соответствующих размеров и форм.
Напильники и шлифовальная машинка. Выравнивают восстановленную поверхность перед покраской, и полировкой окрашенного участка.
Споттер. Аппарат, предназначенный для выполнения точечной сварки. Используется для устранения разрывов и заломов металла.
При наличии определенных навыков, умений и необходимого набора инструментов, восстановить поврежденные участки кузова можно самостоятельно. Однако при отсутствии условий для выполнения рихтовки, рекомендуют обратиться к специалистам, так как результат самостоятельного ремонта может оказаться хуже ожидаемого.
Исправление повреждений формы кузова
Все кузовные элементы любой машины сегодня изготавливаются из листа металла. Для удешевления авто производители зачастую используют фольгированный алюминий, который при повреждении практически не поддается восстановлению. В таком случае произвести ремонт кузова автомобиля своими руками не удастся.
В любом материале, изготовленном из металла, в результате удара происходит сжатие в одном и растяжение в другом месте, что приводит к смешению элементов кристаллической решетки. Итогом данного процесса является возникновение напряжений в металле, которые удерживают форму всей детали в новом положении.
Большинство же деталей кузовщины навесные и имеют выпуклую форму, что необходимо для улучшения аэродинамических качеств авто. При любом механическом воздействии поверхность сначала сжимается и становится вогнутой внутрь. Если же произошел очень сильный удар, металл вытягивается из-за растяжения и изменения свойств кристаллической решетки. Последствия таких воздействий можно увидеть на видео краш-тестов.
Вокруг участка, который подвергнут деформации, образуется так называемый пояс, по которому металл больше вытянут. Именно эта образовавшаяся граница образует хорошо выраженную складку, которая мешает при восстановлении машины своими руками. Для придания первоначальной формы в данном случае необходимо изменить напряжение металла по всей поверхности повреждений. Это достигается применением утяжек точек образовавшегося пояса, который ограничивает область повреждения.
В случаях, когда вмятина довольно большая, ее выпрямление производят использованием рихтовочного молотка. Удары наносят точно по вершине вмятины. Если образовавшаяся ямка очень глубокая, выпрямляют ее постепенно, начиная от края. Пред началом выпрямления под прогнутую часть автомобиля подкладывают так называемое наковало, которое подходит по форме к детали. Если в зоне повреждения присутствуют жесткие сечения, то их исправляют первыми.
Весь процесс восстановления металла состоит из двух этапов. На первом производят выколачивание, то есть придают детали изначальную форму. Такого типа работу лучше производить киянкой из дерева. При применении рихтовочного молотка необходимо точно рассчитывать силу удара, в противном случае можно выгнуть вмятину на противоположную сторону.
Когда повреждения малы, очень действенным может оказаться такой способ. В пространство между внутренней обшивкой и элементом кузова помешают резиновую камеру, например от мячика. Затем не спеша раздувают, и вмятина выгибается в противоположную сторону. Производя кузовной ремонт своими руками, нередко используют метод нагрева, что актуально при небольших точечных повреждениях. Рихтовку можно сделать только после того, как металл немного остынет. Для ускорения процесса используют смоченную водой ветошь.
Краски
Вне зависимости от того, какова изначальная причина ремонта кузова, краска будет применена в любом случае. Причины для перекраски кузова могут быть следующими:
- Старая краска потускнела. Это неизбежно случается в результате длительной эксплуатации;
- Старая краска деформировалась или начала осыпаться. Причин этому может быть множество: он некачественного напыления старого слоя до нестандартных погодных условий;
- В процессе использования автомобиля на его кузове появились сколы и царапины. Как бы качественно владелец ни ухаживал за авто, их появление неизбежно;
- Кузов автомобиля был поврежден в результате естественных (ржавчина) или антропогенных (авария) причин.
Повреждения ЛКП кузова
Все автомобильные краски могут применяться не только для окрашивания кузова, но и для обработки колесных дисков, суппортов, колпаков и других компонентов транспортного средства. Видов автомобильных красок также есть несколько, а именно:
- Акриловые;
- Алкидные;
- Глифталевые;
- Целлюлозные;
- Металлик;
- Перламутровые.
Каждая из этих разновидностей имеет свои уникальные особенности и может применяться лишь в конкретных обстоятельствах.
Ассортимент автокрасок
Наибольшей популярностью на данный момент пользуются именно акриловые краски для автомобиля. Они надежны и долговечны, а также обладают великолепными антикоррозийными свойствами.
Капитальный ремонт
Восстановление кузова капитальным способом в большинстве случаев нельзя выполнить самостоятельно. Для его осуществления требуется наличие профессионального оборудования и специальных навыков. Этот тип восстановительных работ предполагает разбор авто. Его цель — обнаружение всех дефектов и небольших повреждений. Выполняя реставрацию, снимаются даже незначительные элементы.
Сварочные работы проводятся при обнаружении:
- коррозии деталей;
- трещин в конструкции кузова;
- глубокой деформации деталей.
Капитальный ремонт не обходится без замены поврежденных элементов конструкции.
Ремонт кузова автомобиля своими руками
Технология ремонта кузова не имеет общего алгоритма. Есть схожие пункты, есть нюансы. Но любой ремонт начинается одинаково — с подготовки автомобиля и инструмента.
Подготовка авто
Перед ремонтом автомобиль надо тщательно вымыть. Даже при локальном ремонте моют не только ту деталь, которую надо ремонтировать.
Следующий этап — осмотр. Часто бывает, что находят еще детали кузова, которые не требуют «глубокого» ремонта, но зачистить с них ржавчину и обработать поверхность надо. Это может быть просто антикоррозийная обработка (например, днища, арок) или восстановление лакокрасочного покрытия.
Затем при необходимости снимают внутреннюю облицовку. Так делают, например, когда рихтуют вмятины заднего крыла, не снимая деталь. Если ремонтируют съемный элемент кузова, то лучше его снять.
Необходимые инструменты и материалы
Помимо стандартного набора слесарного инструмента (отверток, ключей, плоскогубцев), нужен специальный комплект рихтовочного инструмента. Часть из них хорошо знакомы всем, часть — имеет специфический вид. А есть те, которые вошли в состав систем технологии PDR — ремонта вмятин без дальнейшей покраски. Звучит мудрено, хотя на самом деле эти инструменты знакомы всем, кто занимается рихтовкой. А перечень в общем виде выглядит так:
- Рихтовочные молотки разного размера и веса, с разной длиной ручки. Для справки — они в технологии PDR называются молотками для осаживания и блендинга. Отличие от обычного молотка — круглый скругленный рабочий боек с отполированной поверхностью. Молотки для осаживания применяют снаружи, для блендинга — изнутри (не снимая деталь). Осаживание «опускает» шишечки и бугорки, блендинг «поднимает» вмятины. Если рихтовать снятую деталь, то длина ручки (как и название молотка) не имеет значения.
- Керны и стеммеры — входят в систему точечного осаживания мелких бугорков, шишек, заломов.
- Крючки — металлические крюки разной длины, с ручкой на одном конце и изогнутой рабочей частью на другом. Используют для выдавливания вмятины изнутри не снимая деталь.
- Гладилки, контропоры, «подушки», «ложки» — металлический инструмент с гладкой (отполированной) рабочей поверхностью. Входят в систему перенапряжения при одновременном воздействии снаружи и изнутри.
- Болгарка с набором дисков и насадок для шлифовки или полировки поверхности.
- Шпатели.
Нужны еще расходные материалы:
- наждачка средней и мелкой зернистости;
- скотч-брайт;
- растворитель;
- шпаклевка;
- грунтовка;
- краска или база плюс лак (зависит от вида лакокрасочного покрытия).
Пошаговая инструкция
Ниже для наглядности приведена пошаговая инструкция ремонта вмятин заднего крыла, не снимая детали:
- Демонтируют задний бампер и фонарь.
- Снимают внутреннюю обшивку багажника, открывают доступ к крылу изнутри.
- При сильных вмятинах и заломах, чтобы первоначально «поднять» металл, используют механический винтовой домкрат (называют еще трапецией или ромбом). Для этого находят опору в арке или изнутри багажника, выдавливают домкратом металл.
- Рихтуют крыло, чередуя работу молотками, гладилками, подушками и опорами. Добиваются, чтобы поверхность в «общих чертах» приняла необходимую форму (геометрию). Следят, чтобы не «ушли» зазоры между крылом и смежными деталями.
- Зачищают краску до металла, в том числе на «пограничных» участках крыла, которые не рихтуют. Выравнивают поверхность и ребра жесткости до «чистового» вида, осаживая и разглаживая мелкие бугорки. Чтобы было хорошо видно качество поверхности надо менять угол освещения с помощью переносного фонаря.
- Подготавливают крыло к покраске. Полностью или частично удаляют краску (зависит от площади рихтовки — часто лучше покрасить всю деталь, чем делать «переход» на старую краску). Обезжиривают поверхность.
- Заклеивают соседние участки, на которые не должна попасть грунтовка и краска. Грунтуют. Наносят первый слой шпаклевки. После высыхания — шлифуют. При необходимости наносят второй слой. Опять шлифуют и грунтуют.
- Красят крыло, затем полируют. Если покраска под лак, а слой краски это база, то полируют базу, наносят лак, затем снова полируют.
Видеообзор
Ниже представлено видео, как делает ремонт мастер своего дела. Хотя это профессионал, но все можно повторить в условиях обычного гаража. Понятно, что споттер есть далеко не у всех (он всем не нужен). И такой кузовной ремонт авто своими руками как на видео у любителя не получится. Но когда-то профессионалы работали без споттера, осаживая или выбивая даже мелкие шишки и вмятины. А самые мелкие «закрывали» слоем шпаклевки.
Метод «нагрев-охлаждение»
Этот способ восстановления поверхности основан на физических свойствах листовой стали, ее способности расширяться при нагреве и сжиматься при резком охлаждении. Для нагрева поврежденного участка используется строительный фен и баллончик со сжатым воздухом. Все операции проводятся с респиратором на лице и в перчатках для защиты от возможного переохлаждения.
Порядок работ:
- Мастер выполняет феном плавные круговые движения, прогревая вмятину по наружному периметру, захватывая переход.
- Металл нагревается приблизительно до 80-100°С. На этом этапе главное – не перегреть, чтобы не повредить лакокрасочный слой.
- Далее на прогретую поверхность быстро подается струя сжатого воздуха. Профессионалы чаще всего используют баллончики, заправленные сжиженным газом: (бутаном, пропаном или изобутаном).
- Горячий металл резко охлаждается до появления инея.
- Если все сделано правильно, вогнутое пятно выравнивается в течение одной минуты.
- После исчезновения инея восстановленные места обрабатываются полиролями.
При работе над более крупными повреждениями металл нагревается в несколько этапов, захватывая разные зоны.
Не существует абсолютно одинаковых вмятин, каждая из них требует отдельного внимания. Только опытный мастер может добраться до повреждения с обратной стороны, приблизить кончик рычага и приложить оптимальное усилие в нужной точке. При выравнивании металла он учитывает малейшие изменения в отражении ЛКП.
Чтобы научиться работать с инструментами PDR, профессионалы проходят специальное обучение
Будущие специалисты PDR-технологии учатся владеть инструментом, при этом каждый должен обладать хорошим зрением, вниманием, уметь распознавать визуальные границы вогнутости по отражению в лакокрасочном покрытии.. В автосервисах, занимающихся кузовным ремонтом, квалифицированные мастера располагают современным оборудованием, специальными инструментами и, самое главное, необходимым опытом по устранению вмятин без последующей покраски авто
Если у вас нет навыков в ремонте авто, самостоятельное выравнивание своими руками в условиях гаража может привести к появлению более серьезных дефектов, требующих больших затрат на их устранение
В автосервисах, занимающихся кузовным ремонтом, квалифицированные мастера располагают современным оборудованием, специальными инструментами и, самое главное, необходимым опытом по устранению вмятин без последующей покраски авто. Если у вас нет навыков в ремонте авто, самостоятельное выравнивание своими руками в условиях гаража может привести к появлению более серьезных дефектов, требующих больших затрат на их устранение.
Видео про удаление вмятин без покраски:
Окончание работ по изготовлению
Изготовляя стапель своими руками, нужно помнить о том, что на стойки для лучшего сцепления необходимо будет сделать специальные насечки или же приварить гайки. Для крепления элементов рамы необходимо применять гайки и болты с мелкой резьбой. При этом опытные автолюбители советуют брать такие крепежи из ремкомплектов от иномарок.
Работая с гидравликой, имеющей мощность около четырех тонн, стоит использовать болты М10. Именно они позволяют четко зафиксировать стойки на балке и в дальнейшем выдерживать указанную нагрузку.
Смонтировав устройство, обязательно покрасьте его для защиты от коррозии, ведь устанавливаться оно будет в помещении с повышенной влажностью. Для этого необходимо металл зачистить от ржавчины и покрыть его грунтовкой. После этого следует покрасить раму при помощи пульверизатора.
После покраски рама монтируется на место эксплуатации. Место монтажа нужно подготовить заранее, при этом, если планируется производить более широкий круг кузовных работ, имеет смысл изготовить и установить еще один самодельный стапель, укрепленный на поворотной колонне.
Какие бы золотые руки у вас не были, но чтобы рихтовать кузов одних рук будет мало, здесь нужны специальные приспособления. Для того чтобы хорошо восстановить кузов после ДТП не обойтись без стапеля.
Его функция – прочно фиксировать автомобиль в процессе сжатия или растягивания кузова. Стапеля по своей конструкции бывают разные, но их можно объединить на три вида: рамные (в виде железной рамы), платформенные (для работы посложнее) и напольные (эти уже многофункциональные, передвижные, профессиональные).
Кому действительно нужен стапель, а купить его нет возможности предлагаю сделать стапель для кузовного ремонта своими руками а в этом я вам помогу.
Перед тем как начать делать стапель я хорошо прозондировал почву, перечитал много статей и пересмотрел не одно видео, чертежи в интернете.
Мы сделаем рихтовочную раму по принципу работы автомобиля. Рама под авто в форме прямоугольника, к коробам со всех четырех сторон крепятся крепления, они будут выходить на задней части подъёмной платформы, благодаря этому она будет мобильной.
Первым делом измеряем длину от переднего колеса до задней части. По ширине рама должна проходить между колесами. При помощи сварочного аппарата привариваем две металлические трехметровые палки и две палки по 800 мм. Чтобы избежать перекосов, разложим все на ровной поверхности.
Для того чтобы рама получилась ровной, без перекосов, все стороны перепроверяем при помощи уровня. Каркас также должен быть ровным, его проверяем при помощи рулетки, измеряя по диагонали от одного угла к другому накрест, размер должен совпасть.
Аккуратненько чтобы не было бугров на стыке, в форме прямоугольника свариваем каркас.
К каждому углу приварим косынки диаметр которых 7мм.
Приварим лапы. Для этого нам понадобятся заготовки: 4 металлических трубы по 550мм и 4 металлических полоски по 10мм.
Когда все детали будут готовы приварим их.
Лапу нужно варить так чтобы она была вставной, поэтому варим ее с полосами по обе стороны. Саму же лапу к каркасу не привариваем. К основе плотно приварим уголки из прочного металла, с другой стороны их приварим к лапе, так лапа не будет сдвигается в бока. Таким же образом привариваем оставшиеся три лапы. Далее перейдем к сверлильному станку.
Для стяжного механизма нужно сделать отверстия. Делаем колонки диаметром 30мм, шириной 150мм соответственно чертежам и зажимаем их под короб.
Болты такой конструкции должны выдерживать 10 тонн.
Соответственно схеме собираем базовую плату.
Заготовки базовых и средней плит готовы, теперь переходим к сверлению, также соответственно данной схеме. При сверлении не забывайте поливать сверло водой, чтобы оно не перегрелось и не затупилось.
Когда закончим сверлить заготовки, займемся нанесением рубцов и вырезанием канавок как на чертеже.
Все готовые заготовки собираем в единое целое и свариваем друг с другом. Вот что получается.
Делаем идентично все четыре стороны. На прямоугольною основу монтируем лапы. Затем ставим наш самодельный стапель под машину при помощи домкрата поднимаем ее и подгоняем лапы под пороги авто, Далее медленно опускаем авто на зажимы — затягиваем. И так остальные три стороны.Убираем домкраты, и машина стоит на стапеле, сделанном своими руками.
С тыльной стороны монтируем рычаг.
Установить рычаг можно под любым углом. Сверлим отверстия для крепления рычага.
Для зажима на натяжитель использовали швеллер.
Тянущий элемент находится в разных углах, чтобы ввинтить болт мы перепроверим отверстия на плитах и в трубе.
Кузовной ремонт автомобиля своими руками: основные виды работ
Без помощи профессионалов можно проделать достаточно широкий спектр ремонтных процедур, а именно: покрасить кузов, предварительно зачистив, загрунтовав, зашпатлевав, установив заплаты, выровнять геометрию, покрыть защитными составами.
1. Покрасочные работы
1.1. Избавление от коррозии
Прежде чем приступить к покраске, нужно убрать коррозийные очаги. При этом применимы разные методы: механические, с использованием шкурок, дрели, химические. Первая группа методов технически сложнее. Параллельно обработке от коррозии рекомендуется наносить антигравийную защиту.
Важно отметить, что недопустимо пользоваться водой, надо приобрести специальные составы. Кузов предварительно очищается от грязи, пятен краски и проч
Как должен быть проведён ремонт автомобиля своими руками видео ролики, размещённые в Интернете, отображают доступно. Так, на них показано, что наклейки легко снимаются после действия на них потока горячего воздуха строительного фена с последующим нанесением растворителя.
Поверхностная ржавчина удаляется дрелью, снабжённой виниловым кругом, а пластовая – специальным ножом кузовщиков. Труднодоступные очаги можно устранить наждачкой.
1.2. Грунтование, шпатлевание
Наиболее популярный грунтовочный материал – акриловый белый грунт. По окончании грунтования переходят к шпатлеванию.
Применяется 2-х компонентная шпатлёвка, к которой вносится отвердитель; готовой смесью замазывают повреждения. Пластиковые детали предполагают использование шпатлёвки, содержащей стекловолокно. Её распределяют несколькими слоями и шлифуют. В конце шпатлёвочных работ наносится финишный тонкий слой. Также существует доводочная шпатлёвка, помогающая устранять дефекты ранее нанесённых слоёв, красочные потёки.
https://youtube.com/watch?v=472_12M1AzI
Пробоины, вмятины устраняются выдавливанием, выбиванием дефекта. При этом необходим автоген, можно пользоваться также вытягивающими крючками. В случае сквозной пробоины способна помочь припаиваемая металлическая заплата. Проще всего это сделать непрерывным сварным швом. При необходимости наносится шпатлёвка, затем матируется поверхность и покрывается адгезионной риской. После обработки шкуркой наносится специальный обрабатывающий раствор, следом – 2-слойная грунтовка: фосфатная и акриловая.
Но ремонт автомобиля своими руками при наличии сквозного кузовного дефекта часто невозможен без замены детали. При выборе оригинальной, проблем с установкой не возникнет, а вот неоригинальные запчасти потребуют точной подгонки под авто.
Только после завершения этих мероприятий машину можно красить.
3. Как выравнивается геометрия
3.1. Вакуумный способ
На месте вмятины закрепляются присоски, а металл вытягивается без надобности покраски.
3.2. Вытягивание с помощью зацепа
Применимо в областях крупных повреждений. В центральную часть вмятины вкручивается саморез, а изгиб вытягивается инерционным молотком. Дырки от саморезов затем надо зашпатлевать и закрасить.
3.3 Выстукивание
Проводится с разбором кузова. На детали отмечается граница вмятого участка. Подставив под внешнюю поверхность опору, нужно аккуратно выстукивать повреждение с внутренней стороны.
Каким образом осуществляется ремонт автомобиля своими руками видео, снятое умельцами, показывает наглядно. Причём это может быть не только ремонт кузова, но и починка любой части авто.
Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru