Содержание
Характеристики смазки
При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.
ГОСТовские параметры указаны в таблице:
Название характеристикиЗначение
Внешний вид | Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета |
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже | +180 |
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С | 892 г/смЗ |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 | 220-260 |
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 650 П*с (6500 П) |
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 280 П*с (2800 П) |
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более | 8 П«с (80 П) |
Предел прочности при +20аС | 500-1000 Па (5-10 гс/см2) |
Предел прочности при +80=С | более 200 Па (2 гс/см2) |
Коллоидная стабильность выделенного масла | до 12% |
Испаряемость при +120°С | до 6% |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH | до 0,1% |
Массовая доля механических примесей | до 0,05% |
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее | |
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) | 1410(141) |
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) | 630(63) |
индекс задира (Из), кгс | 28 |
Кроме того, Литол 24 часто применяют в местах соприкосновения металла и резины (шаровые опоры, сальники, втулки и пр.). Поэтому должны быть соблюдены допуски воздействия на резину марки 26-44. При длительном контакте со смазкой, отвердевание и разбухание мягких деталей не должно превышать 8%.
Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.
В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.
Главным преимуществом Литола-24 является высокая механическая стабильность, за счет которой материал применяется в узлах, работающих под воздействием повышенных нагрузок.
Диапазон рабочих температур пластичной смазки составляет от -40 °С до +120 °С. Благодаря этому состав широко применяется в различных подшипниках, которые нагреваются в процессе работы, в ходовой части транспортных средств и других узлах.
Несмотря на то, что нижний предел рабочей температуры Литола составляет -40 °С, свои свойства он начинает терять уже при -30 °С. Но в процессе работы узлы, которые смазаны данной смазкой, нагреваются, что восстанавливает свойства материала.
Для консервации применяется модификация смазки Литол-24 РК. Он отличается хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому его можно использовать не только для смазывания, но и консервации на длительный период. Смазанная деталь менее подвержена коррозии.
Срок хранения смазки составляет 5 лет от даты производства. Но на практике он может быть гораздо больше. При использовании материала, который хранился более 5 лет, нужно лишь убедиться в том, что его консистенция не изменилась.
Помимо вышеперечисленных, Литол-24 имеет и другие свойства:
- Не содержит в своем составе воды
- Отличается высокой коллоидной, механической и химической стабильностью
- Устойчив к воздействию кипящей воды
- Не изменяет плотности при нагреве
- Имеет очень высокую прочность на сдвиг/разрыв
- Обладает высокими уплотняющими свойствами
- Класс консистенции по NLGI-3
- Температура каплепадения не менее +180 °С
- Не проводит электричество
Характеристики безопасности “Литола 24”
В целом, литиевая смазка Литол 24 является малоопасной. В частности, она относится к четвертому классу опасности (то есть, как пластичная смазка она невредна для окружающей среды и человека).
Дополнительные факты, касающиеся ее безопасной эксплуатации:
- При работе со смазкой необходимо использовать индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими отраслевыми требованиями охраны труда на предприятии.
- Смазка “Литол 24” горюча! Температура вспышки в закрытом состоянии — +183°С, в открытом — +199°С. Температурный предел воспламенения составляет от +250°С до +364°С.
- В случае возникновения возгорания смазки тушить ее можно, распыляя воду и используя пену маркировки ПО-1Д или ПО-3А.
- Желательно, чтобы помещение, в которых проводятся работы со смазкой, было оборудовано приточной и вытяжной вентиляциями.
- Смазка “Литол 24” НЕ проводит электричество.
Белая литиевая смазка для узлов и агрегатов автомобиля
Самым распространенным средством для смазывания является белая литиевая смазка-спрей. Эта аэрозольная смазка применяется на таких узлах и агрегатах:
- шаровой опоре подвески; пыльников рулевой колонки;
- подшипников;
- всех механизмов с резьбой;
- редукторе.
Кроме этого ее активно применяют для обеспечения шумоизоляции, смазывая скрипящие и трущиеся друг о друга детали.
Для нормальной работы автомобиля необходимо регулярно проверять уровень смазки во всех узлах, однако и своевременно ее заменять при обнаружении недостачи или сгущения.
Если в работе механизмов появляются посторонние нехарактерные звуки, то это в частности тревожные сигналы о необходимости применения смазки. Особенно скрипы, стуки, жужжание и пр. Кроме того, профилактическая смазка металлических деталей машины прежде всего рекомендуется не только при ее консервации. Также и при длительном хранении без эксплуатации (например, на время отпуска, командировки, вахты и пр.).
Что такое Литол?
Литол – это самая известная в России и странах СНГ универсальная консистентная смазка на литиевом загустителе.
Внешний вид и цвет
Лубриканты на литиевом мыле бывают разных цветов. Этот параметр зависит от присадок и красителей, которые вводит производитель. Автовладельцы упоминают о белом и бордовом (вишневом), синем и зеленом Литоле. Однако по стандарту спектр его оттенков – янтарный: начинается светло-желтым и заканчивается коричневым.
В СССР смазка была прозрачной. Изменение и добавление компонентов влияет на эту характеристику – материал мутнеет. Прозрачность современного Литола может различаться у разных изготовителей, но не влияет на свойства продукта.
Консистенция
Смазочные материалы семейства литолов – однородные, плотные.
Содержимое упаковки похоже на густую мазь и выглядит, как вазелин или вареная сгущенка. У оригинального Литола характеристики вязкости тяготеют к классу 3 по NLGI.
Состав смазки
- основу Литола составляет смесь минеральных масел со значением вязкости 60-75 мм2/с (при 50°С).
- база загущается гидроксидом лития с оксистеариновой кислотой или ее глицеридом. Доля загустителя в среднем – 10-13%.
- в классический состав входят также антиоксидант дифениламин (0,5%) или неозон-Д (0,7%) и вязкостная присадка – полиизобутилен П-20 (4%).
Стандарты и ГОСТы
Технологию изготовления, состав и свойства литиевых смазок регулируют государственные стандарты или технические условия: например, Литол 24 – ГОСТ 21150-87 (переиздан как ГОСТ 21150-2017). Этот же стандарт описывает модификацию Литол-24РК, предназначенную для консервации узлов трения.
Допуски
- МВК Госстандарта РФ № 814/422;
- OEM допуск ФИАТ–ВАЗ 55588.
Основные свойства
Литолу присуща повышенная устойчивость к сдвигу, химическому воздействию и перепадам температуры. Он является диэлектриком.
Эксплуатационные характеристики сохраняются при температуре от ‑40°С до +120°С, кратковременно – при +130°С. При морозах -30°С и ниже Литол может загустевать, но нагрев обработанных им узлов в процессе работы восстанавливает его свойства. Плотность материала неизменна при нагреве.
Наименование | Значение |
---|---|
Коллоидная стабильность (% выделяемого масла), max | 12% |
Испаряемость(t 120°С), max | 6% |
Температура каплепадения, min | 185°С |
Плотность (при температуре 15°С) | 892 г/см3 |
Число пенетрации (t 25°С) | 220-260 |
Динамическая вязкость(t-20/0/50°С при среднем градиенте скорости деформации 10/10/100 с-1) | 650/280/8 Па·с |
Предел прочности (t 20/80°С) | 500-1000/>200 Па |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, max | 0,1% |
Массовая доля механических примесей, max | 0,05% |
Нагрузка сваривания Рс, Н(кгс) | 1410 (141) |
Критическая нагрузка Рк, Н(кгс) | 630 (63) |
Индекс задира | 28 |
Изменение объема/твердости резины (марка26-44),% | ±8 |
Что, чем и зачем смазывать в автомобиле
Кроме двигателя и трансмиссии в автомобиле есть и другие детали, которые требуют смазки. Причём смазки, не лишь бы какой, а желательно специально предназначенной для материала, из которого та или иная деталь изготовлена и условий, в которых эта деталь работает. В этой статье я коротко расскажу вам о видах автомобильных смазок и о том, для чего каждая из них предназначена.
Тефлоновая смазка предназначена для смазки деталей, подвергающихся высоким механическим нагрузкам в диапазоне температур от -50 °C до +250 °C. Эта смазка отлично подходит для смазки цепей и зубчатых колёс, а так же дверных петель и направляющих рельсов, например в стеклоподъёмниках. Тефлоновая смазка не только устранит скрипы там, где нельзя или нежелательно применять другие виды смазок, но и защитит металлические детали от коррозии. Продаётся в виде аэрозоля, что позволяет легко её наносить в труднодоступных местах.
Керамическая смазка, так же как и тефлоновая имеет очень широкий температурный диапазон применения, но предназначена для смазки и защиты от коррозии резьбовых соединений деталей, работающих в условиях высоких температур. К таким деталям относятся свечи зажигания и свечи накаливания, а так же болты тормозных суппортов. Эта смазка существенно облегчает демонтаж этих деталей после их длительной работы в условиях высоких температур.
Смазка для электрических контактов.
Как следует из названия, эта смазка обладает хорошей электропроводимостью и предназначена для смазки электрических контактов, например клемм аккумулятора, что обеспечивает хороший контакт и защищает место соединения от окисления и коррозии.
Медная смазка, пожалуй, самая распространённая из всех видов смазок. Она предназначена для защиты резьбовых соединений от коррозии. Чаще всего применяется для смазки шпилек выпускного коллектора и ступиц колёс. Так как смазка сделана на основе меди и обладает хорошей электропроводимостью её можно использовать для смазки электрических контактов. Стоит отметить, что медная смазка разъедает алюминий, в силу чего её ни в коем случае нельзя использовать там, где она будет контактировать с алюминиевыми деталями, например на ступицах колёс, если вы используете колёсные диски из алюминиевого сплава.
Эта смазка предназначена для защиты металлические поверхностей от износа, окисления и прикипания друг к другу. Она идеально подойдёт для нанесения на ступицы колёс, особенно в вышеописанном случае, когда нельзя использовать медную смазку. Кроме этого, алюминиевую смазку используют для устранения скрипа дисковых тормозов, а так же как антипригарное средство для прокладок коллекторов, турбин и головок блока цилиндров.
Применение литиевой смазки позволяет избежать возникновения посторонних шумов в подвижных деталях подвески автомобиля. Кроме этого, литиевая смазка практически не высыхает, благодаря чему превосходно защищает детали автомобиля от вредных воздействий окружающей среды и её можно использовать для обработки деталей автомобиля при его постановке на длительное хранение.
Графитовая смазка является разновидностью литиевой смазки. Она, так же как и литиевая превосходно защищает детали автомобиля от вредных воздействий окружающей среды, в связи с чем хорошо подходит для смазки деталей подвески и рулевого управления, что существенно увеличивает ресурс этих деталей. В частности эту смазку широко применяют на шаровых опорах, пружинах, подшипниках поворотных кулаков, пыльниках рулевых тяг и рулевых рейках.
Силиконовая смазка обладает не только смазывающим, но и водоотталкивающим свойством. Предназначена для защиты от износа и восстановления эластичности резиновых деталей автомобиля. Чаще всего применяется для смазки дверных уплотнителей, но может применяться и в других местах. Например, для смазки дверных петель и замков, направляющих люков и стёкол стеклоподъёмников. Кроме этого силиконовой смазкой обрабатывают пластиковые и резиновые детали автомобиля для придания им красивого внешнего вида.
В заключение отмечу, что видов смазок на самом деле гораздо больше, поскольку у некоторых производителей есть свои фирменные смазки, рассказывать о которых я не вижу смысла.
Преимущества и недостатки
Смазка применяется в разных сферах, поэтому будет не лишним ознакомиться с ее достоинствами и недостатками. Особенно, если учесть, что составу почти век.
|
|
|
Отсутствие в составе присадок, повышающих износоустойчивость деталей. В качестве сравнения: индекс задира трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28. Заниженные показатели при сваривающих нагрузках. Материал горюч, что требует соответствующих условий хранения. |
К негативным моментам относится и тот факт, что смазка удерживает абразивные частицы и некачественно отводит тепло от трущихся элементов механизма. Соответственно, чтобы избежать преждевременного износа деталей, замену смазки нужно проводить точно по установленному регламенту.
Преимущества и недостатки
Споры о качествах Литола и возможности его использования в современных автомобилях строятся вокруг достоинств и недостатков смазки, изготавливаемой по рецептуре прошлого века.
Минусы
Отдельно стоит сказать о том, что производство Литола 24 сегодня не регулируется госстандартом в обязательном порядке. Многие изготовители не соблюдают ГОСТ, заменяя его ТУ. Это вызывает противоречивые отклики.
С одной стороны, смазку можно улучшить с помощью добавок: так производят Литол-24М с модификатором трения (ТУ 0254-015-00148820-99). С другой – покупатель рискует приобрести некачественный продукт из неизвестного сырья.
Область применения
Как и любую смазку, Литол применяют там, где есть трение, вращение, а также требуется защита от коррозии. Проще говоря – в любых механизмах.
- подшипники скольжения и качения (как закладные, так и открытые в корпусе);
- любые шарниры вне зависимости от нагрузки;
- шестерни (за исключением коробок передач и трансмиссионных узлов);
- передачи типа «шестерня-рейка»:
- полозковые поверхности индустриальных машин – Литол практически вне конкуренции;
- электрические контактные узлы.
Тест на водостойкость пластичных смазок, в том числе и Литола – видео
И, разумеется, основное применение консистентных смазок – автомобили.
- настраиваемые (регулируемые) подшипники ступичных узлов;
- подшипники качения полуосей;
- шарниры равных угловых скоростей;
- опорные подшипники и крестовины карданного вала;
- шарнирные соединения рулевого механизма (при наличии пресс-масленок);
- рулевая рейка (под защитными пыльниками);
- протяжные механизмы (тросики в оболочке, тяги и пр.);
- петли дверей, крышек;
- закладные герметичные подшипники;
- подшипники скольжения (кроме «постели» карданного вала);
- подшипники генератора и прочих навесных механизмов двигателя;
- различные направляющие (механизм стеклоподъемника, люка и пр.);
- точные исполнительные механизмы, имеющие малую осевую нагрузку;
- замки дверей;
- электрические колодки и разъемы (прямо по контактам);
- клеммы аккумулятора (для защиты от окисления).
Это интересно: Как производится замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2110 (8 и 16 клапанов): диагностика неисправности
Применение в качестве средства для снижения трения, только во внутренних полостях. Не должно быть контакта с внешней средой. Это не потому, что смазка боится воздуха: она просто накапливает в себе пыль, грязь, абразивные частицы.
В деталях трения это приводит к повышенному износу: то есть работа «наоборот». По этой причине требуется периодическая замена смазки в ответственных узлах.
Литол также используется снаружи, на неподвижных гаечных соединениях. Благодаря водоотталкивающим свойствам и хорошей адгезии – консистентная смазка неплохо защищает от коррозии резьбовые соединения. Слой не разрушается даже при воздействии солнечных лучей.
Этот расходник совершенно не капризный: наносить его можно кистью, отверткой, старой линейкой, да хоть пальцем. Смазка не токсична (не более, чем любой нефтепродукт). После работы с веществом, достаточно просто вымыть руки с хозяйственным мылом. Разумеется, при попадании в глаза, следует обратиться к врачу.
Помним о пожарной опасности! Литол 24 воспламеняется при взаимодействии с открытым огнем!
Незаменимая смазка для автотранспорта
Благодаря идеальному соотношению эксплуатационных свойств, характеристик и цены Литол стал незаменимым спутником советского, а теперь и российского автопрома. Более надежного и дешевого смазочного материала для подшипников качения, и скольжения в целом мире не найти.
Государственные стандарты на Литол-24 были приняты еще в далеком 1987 году и с тех пор они мало в чем поменялись. Потому что этот смазочный материал доказал на деле, что лучше его ни что не справится с нагрузками в подшипниках. Поэтому практически во все ступичные, опорные подшипники автомобиля Литол-24 идет в качестве набивки. Затем для увеличения эффекта рекомендуется полученные детали тщательно промазать этой же смазкой. Не обходится без Литола отечественное автомобилестроение при смазке карданных крестовин, шаровые опоры и другие резьбовые соединения рулевого управления и ходовой. В этих узлах Литол-24 выполняет не только эффект смазки, но и антикоррозионное действие. Иными словами, характеристики и лидирующие позиции данного смазочного материала в российском автопроме, неоспоримы. Но стоит помнить, что в ШРУСах применяется смазка на молибденовой основе, а не литиевой. Большинство автолюбителей солидарны с отечественными инженерами-конструкторами и используют Литол и его особенности не только при ремонте транспортных средств, но и в бытовых нуждах. Ведь в составе этой смазки отсутствуют аллергенные вещества.
Также подкупает и срок годности смазочного материала, который производителем ограничен 5 годами. На самом деле при правильном хранении эта смазка не имеет ограничений по применению. Поэтому Литол-24 РК идеально подходит в качестве консерванта металлических конструкций, изделий. Единственное, что нужно помнить при работе с Литол это то, что он является производным нефти, а соответственно нужно учитывать все последствия от контакта с бензольными кольцами.
В чем особенности?
Литиевые комплексные смазки привлекают внимание водостойкостью, механической стабильностью. Благодаря водостойкости смазка не смывается водой, а механическая стабильность сказывается на способности состава долгое время сохранять свою структуру под воздействием механических сил
От количества выделяемого масла зависит сохранение смазкой консистенции при хранении. Литиевые смазки выделяют достаточное количество масла в зоне контакта деталей, но при хранении масла также остается в достаточном количестве.
Особенность этой разновидности еще и в том, подобные средства обладают более высокой температурой каплепадения, то есть их можно эксплуатировать даже при высоких температурах. Этот показатель обеспечивается комплексообразователем, который входит в состав загустителя.
Конкуренты и аналоги Литол 24
Многие ошибочно полагают, что Литол можно заменить солидолом. Это совершенно разные материалы, они не заменяемы и конкурентами не являются.
Импортные аналоги: Сразу оговоримся: никаких безусловных преимуществ у импортной смазки нет. Точнее они есть, но эти качества не востребованы в условиях применения Литола.
Каждый уважающий себя производитель нефтепродуктов, выпускает и консистентные смазки:
- Alvania RL (EP,LF), Retinax – производство Shell.
- Mobilux, Mobilgrease – понятное дело, Mobil.
- Agip серии F1.
- General Multi Purpose от Valvoline.
- Castrol LM (LMX).
Это не полный перечень. Если вы готовы платить за красивую упаковку и более приятную консистенцию – можно пользоваться импортным производителем.
Фиол-1, 2, 3
Фиол-1 – пластичная смазка, близкая по составу и характеристикам к Литолу-24. Имеет, по сравнению с ним, меньшую вязкость и предел прочности, более мягкая по консистенции, отличается большей морозостойкостью. Применяется в узлах, смазываемых при помощи пресс-масленок, а также в гибких тросиках управления и направляющих сидений.
Фиол-2 – пластичная смазка, также схожая по составу и характеристикам с Литолом. Содержит несколько меньше загустителя в своем составе. По сравнению с Фиолом-1 – более густая.
Применяется в узлах, которые работают при температурах до +100 °С под воздействием низких и средних нагрузок. Также используется в передачах станков и транспортеров, маломощных зубчатых редукторах, подшипниках качения и скольжения.
Фиол 3 – пластичная смазка зеленого цвета (без красителей – коричневая). Более густая по сравнению с предыдущими материалами данной марки. Практически идентична Литолу по свойствам и составу. Имеет повышенный предел прочности, и гораздо лучше удерживается на поверхностях по сравнению с Фиолом-2.
Применяется в тех же случаях, что и смазка Фиол-2.
Солидол
Водостойкая смазка общего назначения. Отличается очень хорошей водостойкостью. Работает при температурах от -30 °С до +70 °С. Бывает жировым (загуститель — гидратированное кальциевое мыло жирных кислот) и синтетическим (загуститель на основе кальциевого мыла, полученный путем синтеза). Применяется в узлах трения автомобилей, техники, ручном инструменте, низкоскоростных шестеренчатых редукторах и т.д. В мощных узлах (подшипники, шарниры и т.д.) работоспособен при низких температурах до -50 °С.
Циатим-201
Маловязкая пластичная смазка, изготовленная на основе нефтяного масла, которое загущено литиевым мылом. Работает при температурах от -60 °С до +90 °С. Обладает хорошей токопроводностью.
Широко применяется в узлах и механизмах автомобильной техники, закрытых механизмах и т.д.
Mobil Unirex EP2
Пластичная смазка на основе минерального масла, загущенного литиевым комплексом и полимером. Обладает высокой адгезией, не вымывается водой, обеспечивает хорошую защиту от коррозии. Работает при температурах до -50 °С.
Применяется в тяжелонагруженных узлах транспортных средств, техники и оборудования, например в подшипниках качения и скольжения.
ЦИАТИМ-202
Всесезонная смазка на основе трансформаторного и авиационного масла с литиевым мылом высших жирных кислот и антиоксидантом. Схожа по составу с Циатим-201. В большинстве случаев эти смазки взаимозаменяемы. Стандарт ГОСТ 11110-75.
ЦИАТИМ-203
Морозостойкая смазка на базе трансформаторного или веретенного масла с литиевым мылом саломаса, противозадирной и вязкостной присадками. По качествам превосходит упомянутые. Стандарт ГОСТ 8773-73.
Shell Gadus S2 V100 2
Многоцелевая смазка, предназначенная для обслуживания подшипников качения и скольжения, которые применяются в автомобильной и специальной технике, промышленном оборудовании.
Отличается хорошей окислительной и механической стабильностью, работает при повышенных вибрациях, эффективно работает при повышенных вибрациях и в условиях воды.
Преимущества и недостатки
Каждый тип смазок имеет определенные преимущества, основным преимуществом смазок на литиевой основе является универсальность их использования. Практически каждый механизм можно смазывать с их помощью. Особенно они актуальны для автолюбителей. С помощью литолов можно смазать все необходимые узлы и механизмы.
Среди других преимуществ можно выделить:
Водостойкость. Она практически не смывается водой, кроме отдельных типов, поэтому она более долговечная.
Защита от коррозии. Благодаря гидрофобности, она отлично защищает металл от влаги и воздуха, препятствуя возникновению коррозию и преждевременному износу деталей.
Стабильная консистенция. При долгом хранении смазка хорошо сохраняет консистенцию и свои свойства.
Термоустойчивость
Широкий ассортимент смазок позволяет работать при разных температурах, особенно отличаются силиконовые, это очень важно особенно в автомобилях, который зимой хранятся на морозе, а при работе температура узлов быстро растет.
Хорошая текучесть. Литиевые смазки легко наносить на механизмы, особенно через масленки
Она хорошо проникает в щели и обволакивает мелкие детали.
Сопротивление механическому сдвигу. При механическом воздействии она сохраняет структуру маслянистой пленки.