Содержание
История
16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».
Летом 1966 года проходило первое знакомство советских специалистов с итальянским автомобилем. В ходе испытаний на советских дорогах у автомобилей выявились серьёзные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин на просёлке. Недовольство советских инженеров вызывал также — абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. Все замечания советских специалистов были учтены итальянскими конструкторами.
Не менее серьёзным изменениям подверглась ходовая часть и трансмиссия. В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от Fiat 124 тормозами (сзади появились барабанные механизмы, спокойно переносящие плохие дороги), подвеской (передняя подверглась усилению, задняя — полной замене на более современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы), карданной передачей (внедрён открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП.
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. Вскоре начался выпуск универсала ВАЗ-2102. С 1972 по 1984 производилась «люксовая» модель ВАЗ-2103. В 1976 году началось производство усовершенствованной модели ВАЗ-2106. Восьмидесятые годы ознаменовались запуском производства моделей с прямоугольным дизайном передней части — ВАЗ-2105, ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107.
30 декабря 2010 года с производства снят ВАЗ-2105, из-за низкого спроса от всего классического семейства ВАЗ и почти полной унификации с ВАЗ-2107. 17 апреля 2012 завод ИжАвто прекратил выпуск ВАЗ-2107. Последнюю модель жигулей ВАЗ-2104 сняли с производства 17 сентября 2012 года.
Выпуск модели ВАЗ-21074 в Египте из машинокомплектов, поставляемых АвтоВАЗом, полностью завершён в начале 2014 года.
Типы
Торжественный марш (парад, церемониальный марш) прохождение (проезд) мимо начальника на парадах или смотрах, с музыкой и отданием чести:
- пешим порядком;
- пешком;
- на велосипедах (самокатчики);
- на животных;
- верхом (на лошадях, верблюдах и так далее);
- на гужевом транспорте;
- на машинах;
- мотоциклах;
- автомобилях;
- броневой технике;
Походный марш: войска на марше в сутки могут преодолеть: колёсные (автомобильные) колонны 400 километров, смешанные (колёсные и гусеничные) колонны (танки, БМП, автомашины и др.) 300 километров, пешим порядком или на лыжах 30 — 50 километров:
- пешим порядком (может включать марш-бросок);
- пешком;
- на лыжах;
- на велосипедах;
- на животных (может включать марш-бросок);
- верхом (на лошадях, верблюдах и так далее);
- на гужевом транспорте;
- на машинах (транспорте);
- мотоциклах;
- автомобилях;
- броневой технике;
- железнодорожном транспорте;
- водном транспорте;
- воздушном транспорте.
Литература
- Церемониальный марш // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Военная энциклопедия, 1911—1914 годов;
- К. Мендюк, «Тренировка в марше как метод войскового обучения», Вопросы физиологии военного труда, сборник № 1, 1928 год, Москва (М.);
- Д. Розенблюм и К. Мендюк, «Опыт изучения ускоренного марша», Военно-санитарный сборник, № 5, 1928 год;
- О. Шейнберг, «Утомление и восстановление работоспособности бойца при дневном и ночном марше», Военно-санитарное дело, № 4, 1929 год;
- О Дукельская и Л. Клаус, «Питьевой режим в условиях военного марша», Военно-санитарное дело, № 4, 1930 год;
- Г. Чекулаев, «О влиянии марша в горах на организм бойца», Военно-санитарный сборник, № 4, 1930 год;
- Д. Ф. Лоза, «Марш и встречный бой» — Москва: Воениздат, 1968 год. — 208 с. Тираж 15000 экз. Цена 68 копеек;
- Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в —1978 годах в 30 томах;
- ;
- Боевой устав Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР (взвод-отделение-танк);
- Боевой устав Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР (батальон-рота)
- «Военный энциклопедический словарь» (ВЭС), М., ВИ, г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
- «Словарь военных терминов». — М.: Воениздат. Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин, 1988 год;
- «Военно-исторический словарь», 1998 год;
- А. Крюковских, «Словарь исторических терминов», 1998 год;
- Генерал-лейтенант П. С. Вашурин. Подготовка подразделений к марш-броскам;
- Большая медицинская энциклопедия;
Виды
Марш на большие расстояния
Организованное передвижение различных формирований в колоннах на транспортных средствах, боевых машинах или в пешем порядке по колонным путям и военно-автомобильным дорогам, более одного суточного перехода, в целях прибытия к установленному времени в назначенный район сосредоточения (на указанный рубеж) в готовности к выполнению дальнейших задач. В современных условиях марш на большие расстояния с различными целями получает широкое распространение, особенно в связи с резким увеличением пространственного размаха и динамичности ведения военных (боевых) действий.
скорость движения колонн марша на большие расстояния зависит от:
- подготовки личного состава;
- организации самого марша;
- природных условий и местности, в которых совершается марш;
- вида, типа и моделей вооружения, боевых и транспортных машин;
- и многих других факторов.
На вооружении и военной технике, при хорошей видимости днём по колонным путям и военно-автомобильным дорогам, на дорогах с твёрдым покрытием средняя скорость составляет 40 — 50 километров/час, а на улучшенных грунтовых дорогах — 30 — 40 километров/час. При движении колонны ночью, без световой маскировки, скорость ограничивается до 20 — 25 километров/час, при движении в условиях световой маскировки — до 10 километров/час.
При совершении марша в пешем порядке средняя скорость движения подразделений может составлять 4 — 5, на лыжах 5 — 7 километров/час.
Марш-бросок
Марш-бросок — стремительное организованное перемещение войск или отдельного воинского подразделения, с чередованием шага и бега. Перемещение может производиться, в зависимости от поставленных задач, как в пешем или верховом порядке.
Марш-бросок совершается для быстрого маневрирования в предбоевых и боевых порядках. Стремительный пеший, верховой марш способствует успеху в ведении боевых действий.
В пешем порядке или верховом порядке марш-бросок совершается военнослужащими в ускоренном темпе, с чередованием шага и бега.
Также во время боевой подготовки военнослужащих марш-бросок является одним из методов морально-психологической и физической тренировки и может длиться продолжительное время.
Марш-манёвр
Марш-манёвр — устаревший военный термин, под которым понимается передвижение крупных масс войск (войсковых соединений и объединений) в походном порядке с целью занятия выгодного положения, перегруппировки, наращивания сил или выхода из угрожающей ситуации.
Форсированный марш
Форсированный марш отличается от нормального значительно большей протяжённостью суточного перехода, которая достигается увеличением скорости и продолжительности движения.
Марш-1 (LADA-БРОНТО 1922-00) — видео езды по бездорожью
https://youtube.com/watch?v=7bV9q15ZREQ
Секрет в том, что мягкая шина с низким давлением воздуха создает большое пятно касания и удельный вес автомобиля на единицу площади оказывается весьма мала. Многие из пневмоходов могут даже плавать благодаря запасу воздуха в колесах. Со временем шумиха утихла. Выяснилось, что пневмоход — далеко не вездеход, в том смысле, что не везде оказывается на высоте положения. В глубоком рыхлом снегу он зарывается и буксует, а на твердой дороге на нем сильно не разгонишься. Обратная сторона мягкости шин — валкость пневмохода, склонность рыскать, клевать носом и раскачиваться. Тем не менее машины заняли свое место в ряду транспортных средств высокой проходимости, показав максимум преимуществ на слабых грунтах — в тундре, на болотах, в песках. Пользуются ими геологи, спасатели, охотники и рыболовы.
Вездеход ВАЗ-1922 «Марш-1» (LADA-БРОНТО 1922) (франц. Marsh — болото) — один из самых компактных серийных пневмоходов, созданный на базе легкового автомобиля. Выпускает его предприятие «БРОНТО», дочерняя компания ВАЗа, известная также инкассаторскими автомобилями на базе Lada 4х4. Конструктивно «Марш» — комбинация узлов ВАЗ и УАЗ. Кузов и двигатель ВАЗ-2121 «Нива» ставится на резиновых подушках на раму УАЗ-469. К ней же крепятся коробка передач и раздаточная коробка, а также рессорная подвеска УАЗ. Легкий «Марш» может плавать, при движении загребая колесами. Так как кузов не герметизирован, перемещаться можно только по небольшим или очень спокойным водоемам. «Марш» имеет автомобильную сертификацию, то есть может передвигаться по дорогам с твердым покрытием.В комплекте — гидроусилитель руля, сиденья с подогревом, оранжевые маяки на верхней дуге и транспортировочные колеса (для перегонов по шоссе). Также в комплект входит огромное запасное колесо — в стандартной комплектации оно занимает всю заднюю половину салона, так что в машине всего два места. За отдельную плату можно заказать второй ряд сидений, и тогда запаска «переезжает» на крышу.
Впервые автомобиль был представлен в 1995 г., а заказчики у него появились в 1997 г. Ими стали газодобывающие предприятия Сургута и Надыма. За ними последовали и другие: нефтяники, связисты, аэродромные службы, администрации населенных пунктов, частные покупатели. В «БРОНТО» гордятся заказом от правительства Якутии на 30 пневмоходов.Вслед за первыми продажами пришли и первые жалобы — на недостаточную вместительность маленького салона «Нивы». Поскольку к этому времени ВАЗ начал выпускать мини-вэн «Надежда» на узлах «Нивы», в «БРОНТО» создали пневмоход «Марш-2» с кузовом «Надежды». Изменилась не только подвеска. Сдвижную дверь в пассажирский салон заварили, оставив передние двери и вход сзади, а задний ряд сидений заменили на два продольных дивана, увеличив вместимость машины до 8 мест. Автомобиль был показан на автосалоне в Москве в 2003 г., и предприятие сразу получило 10 заказов. Первыми покупателями пневмохода-мини-вэна стали энергетики из «Центрэнерго». Когда ВАЗ заменил «Надежду» на удлиненную 5-дверную «Ниву» ВАЗ-2131, соответственно и «БРОНТО» заменил «Марш-2» на «Марш-Лонг» (англ. Long — длинный).
Производство и продажи
В 2003 году было выпущено около 265 тысяч классических «Жигулей». В 2006 году снята с производства (сборка из крупноузловых комплектов на ИжАвто) «шестёрка» ВАЗ-2106, продержавшаяся на конвейере 30 лет. На 2007 год продолжался выпуск моделей LADA 21053 и LADA 21070/21074 на ВАЗе, SKD сборка модели ВАЗ-21043 на (ИжАвто); модели ВАЗ-21070 с 2002 на Украине (ЛуАЗ, ЗАЗ и КрАсЗ) и с 2006 года в Египте. За 2007 год произведено около 234 тыс. автомобилей этого семейства (18 % выпуска легковых автомобилей в России), таким образом «Жигули» оставались самыми массовыми и в производстве (несмотря на некоторое падение) и особенно в потреблении в России. Самым длительно выпускавшимся автомобилем семейства стала модель 2105 (31 год с 1979 по 2010 годы).
Технические характеристики ВАЗ Марш-1 (LADA-БРОНТО 1922-00)
— Класс: Вездеход- Колесная формула: 4х4- Шины сверхнизкого давления: 1220х570х533- Диапазон рабочих давлений в шинах, кг/см2: 0,1-0,4- Количество мест спереди /сзади: 2 /3
Двигатель ВАЗ Марш-1 (LADA-БРОНТО 1922-00)
ВАЗ 21214- Рабочий объем, л: 1,7- Номинальная мощность, л.с: 80
Максимальная скорость ВАЗ Марш-1 (LADA-БРОНТО 1922-00)
70 км/ч (шоссе); 4 км/ч (вода)
Коробка передач: 5-скоростная механическая с 2-ступенчатой раздаточной коробкой
Объем топливного бака
— 42 литра
Габаритные размеры ВАЗ Марш-1 (LADA-БРОНТО 1922-00)
— Длина: 4375 мм- Ширина: 2550 мм- Высота: 2160 мм- Колёсная база: 2685 мм- Дорожный просвет: 480 мм
Вес ВАЗ Марш-1 (LADA-БРОНТО 1922-00)
— Масса в снаряженном состоянии, кг: 1700 кг
Грузоподъемность ВАЗ Марш-1 (LADA-БРОНТО 1922-00)
— Полезная грузоподъемность, кг: 400
Экологический класс ВАЗ Марш-1 (LADA-БРОНТО 1922-00)
— Евро-4
Расход топлива ВАЗ Марш-1 (LADA-БРОНТО 1922-00)
— 18,8 л. на 100 км пути, по дорогам с твердым покрытием
Автомобиль ВАЗ-1922 «Марш»
ВАЗ-1922 — автомобиль повышенной проходимости, созданный на базе ВАЗ-2121. Впервые был показан в 1995 году на Московском автосалоне.
Снегоболотоход «Марш» (ВАЗ-1922) — вездеходное транспортное средство с колесной формулой 4х4 на пневмоколесных движителях сверхнизкого давления, изготавливаемое с использованием узлов и агрегатов внедорожника НИВА-21213.
Привод постоянный, полный. Автомобиль предназначен для эксплуатации на бездорожье, в сложных погодных условиях.
Кузов ВАЗ-1922 цельнометаллический, трехдверный, установлен на раме УАЗ-469 через резиновые подушки. Кузов от «коротышки» ВАЗ-21213 (первые машины оснащались кузовом удлиненной 21218). Колесные арки были расширены, чтобы уместить колеса-пневматики большого диаметра. Благодаря им автомобиль обладает положительной плавучестью и может преодолевать небольшие водоемы. Подвеска рессорная, заимствована у УАЗ-459. Двигатель (R4; 1,7 л) и коробка передач от ВАЗ-2121. Два топливных бака, емкостью 35 л. каждый, установлены справа и слева на раме под порогами кузова.
Существует три варианта исполнения кузова. Комфортабельный салон расчитан на удобное расположение 4-х человек. Но ради повышения плавучести из него было удалено заднее сидение (устанавливается по заказу), а его место заняло запасное колесо в спущенном, естественно, состоянии. Зато можно заказать кондиционер, дополнительный обогреватель, проблесковые оранжевые маячки и переносную фару-искатель. Наличие гидравлического усилителя делает управление снегоболотоходом легким и приятным. На периметрической раме кроме «нивовского» кузова закреплены два 45-литровых топливных бака. Проёмы под переднюю подвеску закрыты брезентовыми клапанами. От «Нивы» использованы и 1,7-литровый карбюраторный мотор, раздаточная коробка с демультипликатором. Рессорная подвеска взята от УАЗ-3151. Благодаря сверхмягким колёсам диагональное вывешивание практически не наступает, но грузоподъёмность всё же ограниченна.
Производством снегоболотохода занимается тольяттинская фирма «Бронто». За первые 8 лет производства выпущено около 350 автомобилей. Ввиду его габаритов автомобиль относится не к традиционному классу В, а к классу тракторов, его самостоятельное передвижение по улицам города запрещено.
Высокая проходимость, экономичность и комфорт позволяют супервездеходу беспрепятственно передвигаться во всех климатических зонах при температуре окружающего воздуха от -40 °С до +45 °С по глубокому снегу и песку, тундре, непроходимым болотистым местам а также способен форсировать водные преграды — огромные колеса-поплавки не дают ему даже достать порогами кузова до воды. Оригинальная конструкция эластичных тонкостанных шин сверхнизкого давления, составляющего всего 0,1.0,4 кгс/см2, с высокопрочным кордом, разработанная НПФ «ТРЭКОЛ», позволяет автомобилю двигаться, не повреждая верхние слои почвы и растительный покров.
Вездеход имеет сертификат соответствия Госстандарта России № РОСС RU.MT19.B01013, выданный органом по сертификации автомототехники и механических транспортных средств.
В 1999 году «Марш» покорил Северный полюс и за последние пять лет выдвинулся в число самых популярных в данном классе. Благодаря гиганстким колёсам и огромным пластиковым брызговикам «Марш» более всего напоминает американские биг-футы, но его назначение не развлекательное, а сугубо практическое — служить надёжным транспортным средством в экстремальных условиях. Автомобиль предназначен для перевозки пассажиров и груза, для охотников и рыболовов, газовиков и нефтяников, для всех тех, кто любит романтику, кто открывает новые дороги, ищет и преодолевает преграды.
«МАРШ-2» с кузовом «НАДЕЖДА» более вместительный. Здесь может разместиться 8 человек. Конечно, преодолевать труднодоступные пространства будет тяжелее, но реально. Эти машины облюбовали для промышленного потребления. Подразделения РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ, ТРАНСНЕФТЬ оснащаются этими уникальными машинами.
ОАО «ПСА «БРОНТО» в дополнение к внедорожному транспортному средству «МАРШ» выпускает специальный прицеп грузоподъемностью 800 кг. так же на шинах сверхнизкого давления.
В 2005 году на рынок поступит «МАРШ-ПИКАП». Покупатели давно ждут «МАРШ» — грузовик. Нет, его грузоподъемность не будет больше, чем у «МАРШ», но удобное расположение вместительного грузового отсека вне пассажирского салона — его значительное преимущество.
История
Умение совершать марши является одним из основных умений войск, так как прибыть к месту боя вовремя, организованно, имея личный состав в состоянии вести бой и имея запас времени для подготовки к бою — это больше чем половина успеха в бою.
На протяжении многих веков пехота составляла основной и самый многочисленный род войск. Именно многочисленность стрелковых войск (пехоты) предопределяла то, что она должна была передвигаться пешком, так как обычно было невозможно иметь столько лошадей, чтобы перевозить пехоту хотя бы на телегах (хотя в мировой военной истории такие попытки известны, например, корволант российской армии во время Северной войны). Драгуны задумывались как вид ездящей пехоты, передвигаться они должны были на лошадях, а вступать в бой — в пешем порядке.
Маршевая подготовка, то есть обучение умению совершать пешие марши, до широкого распространения транспортных средств являлась одним из основных видов обучения всех родов войск
Она была настолько важной, что в 1909 году российский император Николай II, решив проверить удобство новой экипировки, надел на себя всё, что положено нести на марше солдат]у пехоты, и прошёл вместе с одним из полков более 25 километров. Убедившись, что новая экипировка более удобна, он подписал приказ о её введении в войсках.
С появлением железных дорог войска на большие расстояния начали перевозить по ним, однако на расстояния до 500—700 километров пехота всё равно шла пешком. Во время Первой мировой войны появилась моторизованная пехота (мотопехота) на грузовиках, но и во время Второй мировой войны большая часть пехоты передвигалась пешком. Только после Второй мировой войны стрелковые войска (пехота) стали со временем полностью моторизованными.
Название
Само слово «Жигули» происходит от названия гор в составе Приволжской возвышенности.
Поскольку в ряде европейских стран слово «жигули» потребители ассоциировали с сомнительным понятием жиголо, то на внешнем рынке торговая марка «Жигули» была вскоре заменена на «LADA». Модели именовались по объёму двигателя, например, Lada 1300.
Модернизированные модели подсемейства ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 на внутреннем рынке также продавались под маркой «Жигули», а на внешнем рынке — только под маркой «LADA» (при этом экспортные модели, помимо обозначения по объёму двигателя, продавались на некоторых рынках под названиями Lada Saloon, Lada Nova, Lada Riva, Lada Estate и даже Lada Kalinka).
В 1990-х АвтоВАЗ отказался от использования слова «Жигули», используя на внутреннем рынке индексные обозначения (тогда выпускались ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107), однако это слово прочно закрепилось в общественном сознании. В обиходе такие автомобили часто называют «Жигу́ль» и «Жи́га», а конкретные модели — по номеру («семёрка», «пятёрка» и т. д.), причём самая первая модель за круглые фары и за низкую стоимость была прозвана «копейкой». В автомобильной прессе их стали называть «классическими моделями» или просто «классикой». В частности, нереализованный проект модернизации «Жигулей», для которого в 2009 году был выпущен прототип ВАЗ-2107М, получил кодовое название Lada Classic-2.