Содержание
- 1 Классификация жидкостей для автоматических трансмиссий
- 2 История создания жидкости ATF
- 3 Область применения
- 4 Проверка трансмиссионного масла в АКПП
- 5 Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF
- 6 Аналоги
- 7 Проверка количества и состояния трансмиссионной смазки в АКПП
- 8 Область применения
- 9 Преимущества и недостатки
- 10 Об особенностях применения и совместимости
- 11 Применение и правила эксплуатации жидкостей ATF
- 12 Как отличить подделку
- 13 Совместимость масел ATF
- 14 От китового жира к новым технологиям
- 15 Какое масло для АКПП ? Чью марку посоветуете? — бортжурнал Mitsubishi Pajero 1993 года на DRIVE2
- 16 Спецификации
Классификация жидкостей для автоматических трансмиссий
В зависимости от марки машины применяется свой тип жидкости ATF. Он указывается в инструкции к автомобилю, а также может дублироваться на щупе для автоматической трансмиссии.
Сегодня наиболее распространенными являются несколько типов жидкостей ATF:
- Dexron производства General Motors;
- Тype T — масло для акпп Тойота;
- Mercon от Ford;
- Chrysler – Mitsubishi (ММС) — Hyundai — Proton.
Последний в большей степени используется в Азиатских странах. А несомненным лидером и первопроходцем в разработке трансмиссионных жидкостей для АКПП является гигант автопрома General Motors. Именно спецификация Dexron взята за основу всех имеющихся на рынке типов ATF. В свою очередь Dexron имеет широкий ряд разновидностей, отвечающих тем или иным требованиям АКПП:
- Dexron II – жидкость на минеральной основе, первый всемирно признанный стандарт ATF;
- Dexron IID – жидкость с высоким индексом вязкости;
- Dexron IIЕ – синтетическая основа с повышенными износостойкими характеристиками и малой вязкостью при низких температурах;
- Dexron III – улучшенные фрикционные свойства;
- Dexron IV – синтетическая жидкость с повышенным сроком службы.
История создания жидкости ATF
Hydramatic – первая управляемая автоматически ручная трансмиссия с вакуумным переключением передач была создана в 1938 году фирмой Pontiac, которая структурно являлась частью концерна General Motors.
Уже к концу 40-х годов автоматическая трансмиссия стала привычной частью транспортного средства для автовладельцев США
Так как этот концерн все инновационные, дизайнерские идеи и новые конструкторские разработки предпочитал проверять и обкатывать на моделях Oldsmobile, то уже в 1939 году новая трансмиссия Hydramatic была предложена покупателям как дополнительная опция на машину Oldsmobile Custom 8 Cruiser всего за 57$. А уже к концу 40-х годов автоматическая трансмиссия стала привычной частью транспортного средства для автовладельцев США. Неудивительно, что и создателем первой в мире спецификации для трансмиссионных жидкостей АКПП – Type A — в 1949 году стал все тот же концерн General Motors (первоначально для автоматических коробок передач использовались простые моторные масла).
GM стал разрабатывать, классифицировать и устанавливать строгие требования к трансмиссионным жидкостям. Спецификации, создаваемые General Motors, ввиду отсутствия конкуренции в этой области, сразу же становились всемирными стандартами жидкостей для автоматических трансмиссий.
В качестве основного смазывающего элемента в составе первой ATF применялась ворвань — жидкий жир, добываемый из сала морских китов
В 1957 году существующая спецификация была пересмотрена и добавлено новое приложение “A” – трансмиссионные жидкости Type A-Suffix A (сокращенно ATF-TASA). Ровно через 10 лет после этого была создана спецификация типа B – ATF Dexron-B. Примечательно, что в качестве основного смазывающего элемента в составе жидкости применялась ворвань — жидкий жир, добываемый из сала морских китов.
Однако дальнейшее развитие как собственных, так и мировых технологий в производстве роботизированных коробок передач вынудило корпорацию General Motors вводить новые стандарты. Уже в 1973 году была разработана спецификация ATF Dexron-2C, а в 1981 году ей на смену пришла ATF Dexron-2D.
Вследствие нападок со стороны защитников окружающей среды, а также из-за выхода закона запрещающего охоту на китов, корпорация GM к 1991 году создает усовершенствованный стандарт ATF Dexron-2E на синтетической базе (до этого момента основа трансмиссионных жидкостей была минеральной, а в качестве одного из компонентов использовалось спермацетовое масло, которое добывалось из представителей семейства китообразных).
В 1994 году мировой общественности были представлены спецификации с новыми требованиями к вязкостно-температурным и фрикционным свойствам – ATF Dexron-3F и Dexron-3G. А еще через 8 лет вышла спецификация ATF Dexron-3H. Однако самой современной и одновременно самой жесткой спецификацией стала ATF Dexron-4.
На сегодняшний день, помимо спецификаций корпорации General Motors, известны спецификации таких автопроизводителей, как Ford, Chrysler, Toyota, а также Mitsubishi и Hyundai.
Область применения
Используют Мобил АТФ 220 не только в автоматических коробках передач. Вы можете заливать ее в механические коробки переключения скоростей, а также в гидроусилители руля. Эта жидкость также применяется в АКПП грузовиков, внедорожников, созданных до 1994 года.
Если исключить использование Мобил АТФ 220 в АКПП и МКПП, то вы найдете это масло в:
- гидросистемах оборудования промышленного производства;
- гидравлических системах сельско-хозяйственного оборудования.
Широкий спектр применения масла Мобил АТФ 220 одобрен следующими компаниями, которые проводили испытания на своей технике:
- Мерседес Бенц;
- Форд;
- Вольво;
- Ман.
А теперь посмотрим на таблицу технических характеристик трансмиссионной жидкости.
Проверка трансмиссионного масла в АКПП
Ненормальный уровень масла ATF может быть связан с неправильной методикой проверки. В разных типах АКПП температура при контроле смазки отличается, поэтому перед самостоятельным техобслуживанием нужно читать мануал к автомобилю.
Проверка по уровню щупа
В автомобилях со щупом трансмиссионное масло АТФ проверяют на непрогретом и прогретом заведённом двигателе. «На холодную» температура смазки 30 — 50℃, а «на горячую» — 60 — 90℃. При остывании жидкость уменьшается в объёме, поэтому проверка с непрогретым двигателем будет ориентировочной.
Чтобы разогреть масло, прокачивают систему, переключая селектор по всем режимам. Затем проезжают 15 — 30 км на средних оборотах, и останавливают машину на ровном участке. Двигатель не глушат, иначе масляный насос отключится. Далее:
- Селектор выставляют в положение «Р».
- Находят под капотом щуп с красной или салатовой ручкой.
- Вытаскивают щуп и насухо вытирают салфеткой.
- Вставляют обратно и снова вытаскивают через 5 — 10 с.
- Отметка масла должна находиться между верхними насечками «Hot».
Проверка по контрольной пробке
В автомобилях без щупа ATF проверяют по пробке на дне АКПП. Для работы понадобятся:
- ключи для откручивания пробки;
- новые прокладки для пробки;
- мерная ёмкость;
- воронка со шлангом;
- масло будет горячим, поэтому одевают перчатки.
В некоторые АКПП — DP0, DP2, A6MF и др. — перед проверкой добавляют от 0,5 до 1,0 л чистой жидкости. Заливная пробка находится под капотом.
Машину разогревают, селектор оставляют в режиме «Р». Масло в коробке доводят до рабочей температуры, указанной в инструкции к автомобилю. Показатель контролируют по сканеру. Затем поднимают машину с включенным двигателем на подъёмнике:
- Снимают защиту картера.
- Подставляют ёмкость
- Откручивают сливную пробку.
- Если жидкость не течёт, то причиной может быть недолив или низкая температура смазки.
- При правильном уровне масло стекает равномерной струёй. При сильном потоке выходят излишки.
Если уровень масла в норме, заливную и сливную пробки закручивают с новой прокладкой.
Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF
Каждая из групп масел обладает разными фрикционными показателями и отличиями в температурах. Что означают различные спецификации ATF:
- Dexron IID не терпит слишком холодные температуры, следовательно, подходит для использования только в тех странах, где в зимний сезон температура не опускается ниже -15 градусов. Подходит для автомобилей предыдущих поколений;
- Dexron IIE хорошо проявляет себя даже при температурах в -30, необходим он лишь в тех местностях, где преобладают сильные и частые морозы. Производитель гарантирует, что жидкость сохранит свою вязкость. Даже если ваша трансмиссия подразумевает использование IID, в холодное время года смените ее на IIE;
- Dexron III применяется буквально на всех современных автомоделях.
Неправильно подобранная смесь спровоцирует множественные неполадки в функционировании АКПП. Весьма предсказуемо проскальзывание дисков, увеличение времени, которое требуется для смены передачи, возникновение рывков при запуске и пробуксовка АКПП. Все это будет вызвано более долгим образованием рабочего давления масла. Изначально вы можете не обратить внимания на такие симптомы, однако далее они будут проявляться в большей мере.
Аналоги
К аналогам Esso Mobil ATF 71141относятся следующие типы масел для трансмиссии:
- Castrol Import MV ATF;
- Mobil 1 Synthetic ATF;
- Mobi-MultiVehicle ATF;
- Pentosin ATF.
И некоторые другие. Известно, что данный тип масла по составу и свойствам очень близок к стандартам, по которым выпускают трансмиссионные жидкости Dexron III и Mercon.
Однако, производитель не рекомендует заменять масло аналогами. И автовладелец при смене жидкости на другую марку делает это на свой страх и риск. На самом же деле многие автовладельцы действительно отмечают, что АКПП стала переключаться более плавно, исчезла вибрация при простоях на светофорах при использовании оригинального масла.
Проверка количества и состояния трансмиссионной смазки в АКПП
Эта процедура проводится разными способами – многое зависит от вида используемой в автомобиле трансмиссии. Проконтролировать количество смазки в трансмиссии можно не только на горячей, но также и на охлажденной трансмиссии, поскольку щуп имеет соответствующие метки с боков
Если вы хотите сами без чьей-либо помощи проводить эту операцию, в таком случае я бы рекомендовал вам не забывать о важности соблюдения точного количества смазки в системе
Учитывайте, что масла Dexron IID не терпят особо холодные значения температуры, соответственно, данные смазки подойдут для применения лишь в тех странах, в которых в зимнее время температура на улице не опускается менее — 5 градусов.
Производитель пишет, что смесь способна в течение нескольких месяцев сохранять свою достаточную вязкость в процессе эксплуатации.
Эти моторные смеси предназначены для трансмиссий с высоким уровнем нагрузки. Смазки были создана согласно новым стандартам и последним технологиям моторных смесей для классических и самых современных кпп, к которым можно отнести последние моторные смеси «Fuel Economy» нормативов АСЕА и других. Моторные смазки ATF имеют все нужные допуски для стабильной работы в автомобилях. Моторные смазки серии являются по своей сути полностью универсальными, ведь продукты фирмы можно заливать в трансмиссии разных типов.
- Высокая текучесть смазок обеспечивает лучшую скорость всей системы двс, а также быстрый запуск коробки передач.
- Присадки этого масла дают возможность значительно корректировать показатель вязкости базовой жидкости в ту или иную сторону.
- Моторная смазка обладает довольно неплохой своем классе вязкостью, которой вполне хватит для гарантии беспрепятственного проникновения масла ко всем частям трансмиссии.
Область применения
Масло для АКПП SP3 разработано для 4 и 5 ступенчатых автоматических трансмиссий, в том числе типа Tip-tronic и Step-tronic, выпущенных после 1997 года. Коробки устанавливаются в легковые, грузовые автомобили и внедорожники Mitsubishi, Hyundai, Kia.
ATF SP III подходит для АКПП:
- A4C;
- A4A/А4В/F4A;
- A5G/A5H/F5A;
- V4A/V5A.
При создании АТФ СП 3 учитывались конструктивные особенности коробок, специфика настройки гидроблока и применяемые фрикционные материалы. Жидкость подходит для автоматов с принудительной блокировкой гидротрансформатора. ATF SP3 — всесезонная смазка, которая не теряет текучести при низких температурах, поэтому может использоваться в регионах с зимней погодой до -45℃.
При замене масла нужно обратить внимание на основу. ATF SP3 может быть как синтетической, так и минеральной
Смешивать разные базы нельзя, поскольку жидкость вспенивается и быстро теряет свои качества. Полусинтетика, например Mannol Type SP-III Аutomatic Special, также содержит пропорции основы и присадок, отличные от «чистых», поэтому химическая реакция не предсказуема.
Помимо оригинальной ATF, допустимо заливать специализированные жидкости, созданные по стандарту ATF SP III сторонними компаниями. Так, Хёндай тесно сотрудничает с Shell — поставщиком масел АКПП в России, в том числе типа SP3, для сервисного обслуживания автомобилей.
Преимущества и недостатки
К недостаткам разве что относится низкотемпературная текучесть смазывающего средства. Жители России средней полосы и южных регионов не заметят этого минуса в масле, но тем, кто живет в северных широтах, лучше использовать аналог смазывающего средства, чем масло ATF SP IV.
Потому что производитель указывает температуру в минус 52 градуса при которой жидкость замерзает, на самом деле потеря текучести происходит при тридцати пяти градусах. Уже при упомянутой температуре жидкость становится вязкой, АКПП реагирует пробуксовками даже при прогревании до 70 градусов.
Но в остальном ATF SP IV для автоматических трансмиссий имеет только положительные стороны. Эти плюсы отмечены следующими свойствами, которые дает масло автомату:
- экономит горючее;
- не растрачивает вязкостные показатели после длительного пробега и больших по времени перегревов;
- минимум сопротивления качению транспортного средства;
- создает безопасную среду для элементов автоматической коробки передач, которые изготовлены из цветных металлов;
- защита от пенообразования;
- снижает трение и преждевременный износ комплектующих автоматической трансмиссии.
Благодаря этим свойствам, повышается пробег АКПП до капитального ремонта. Автомат сможет служить более 200 000 километров. Вы заметите улучшение переключения скоростей, передач. Водитель больше не будет чувствовать резких толчков или рывков во время переключения с режима на режим, которые случались при использовании других масел. Автомат перестает гудеть, когда ручка селектора находится в положении «Парковка» или «Нейтраль».
Масла на этой основе соответствуют всем спецификациям, которые предъявляются к ATF SP IV и другим качественным трансмиссионным жидкостям. Масло прошло все испытания и показало высокие результаты.
Об особенностях применения и совместимости
Если масло в коробке меняется целиком, тогда лучше всего приобрести более дорогое средство. При этом необходимо учитывать постоянные или переменные фрикционные характеристики. Если бюджет ограничен, тогда подойдет даже универсальное масло ATF. Применение его не отразится на качестве работы коробки. Если жидкость доливается, то специалисты рекомендуют использовать продукцию классом выше или хотя бы не ниже залитого. Но если ресурс его достиг 70 тысяч километров, необходима полная замена. Желательно произвести дополнительную промывку. На эту операцию уходит дополнительно до 20 литров масла. Стоит оно недешево, но, судя по отзывам, данная операция прекрасно вымывает стружку. А ее наличие, как известно, затрудняет работу автоматической коробки передач.
Итак, мы выяснили, что собой представляет ATF-масло для АКПП.
Применение и правила эксплуатации жидкостей ATF
Из-за экстремальных условий эксплуатации трансмиссионная жидкость ATF имеет сравнительно недолгий ресурс. Ее приходится периодически доливать или проводить полную замену. Ни то, ни другое производители автомобилей не рекомендуют осуществлять самостоятельно, поскольку существует угроза недолива или перелива, что чревато негативными последствиями для АКПП.
В случае, когда жидкости ATF в коробке передач недостаточно, насос вместе со смазкой начинает засасывать воздух, вследствие чего давление в системе становится ниже, чем необходимо для сжатия фрикционных дисков. В результате последние начинают пробуксовывать и в скором времени сгорают.Когда уровень трансмиссионной жидкости в АКПП превышает допустимое значение, в системе появляется лишнее давление, которое может выдавить сальники, сместить с правильного положения уплотнители, прокладки, мембраны, что приведет к утечке и сбою в работе коробки передач.
Периодичность замены жидкости в автоматических трансмиссиях зависит от пробега и условий эксплуатации автомобиля. Специалисты рекомендуют проводить процедуру через каждые 50-60 тысяч км, но не реже чем 1 раз в год. Если машина работает в условиях высокой нагрузки, то замену необходимо осуществлять каждые 30-40 тысяч км пробега.
Стоит отметить, что на протяжении всего периода эксплуатации ATF жидкость должна оставаться прозрачной. Если в ней обнаруживается заметное количество примесей или запах гари, это свидетельствует о наличии серьезных неполадок в механизме АКПП.
Как отличить подделку
Чтобы отличить подделку от оригинала, помните, что на канистре ATFWS, изготовленной в Японии или Америке, вы увидите:
- голограмму производителя;
- на крышке есть защитное кольцо;
- канистра выполнена из высококачественного пластика или металла, не прогибается под нажатием пальца;
- есть описание о продукте на японском или английском языках.
А также вы всегда можете попросить сертификат на продажу данного масла у продавца. Если вам будет отказано, или вы не увидите одной из перечисленных вещей выше, то смело можете отказываться от подобной покупки.
Совместимость масел ATF
Любое масло (не важно, минеральное оно или синтетическое), можно смешивать без каких-либо последствий. Естественно, более современные жидкости имеют улучшенные характеристики и свойства
Если доливается современная жидкость в обыкновенную, то это улучшит свойства залитого масла. Чем старее спецификация, тем более низкими характеристиками она будет обладать. Также срок годности масла ATF на порядок ниже. Специалисты рекомендуют менять данную жидкость раз в 70 тысяч километров. Стоит отметить, что многие современные производители не регламентируют срок замены данной жидкости. Она заливается на весь срок службы. Но когда автомобиль выхаживает по 200 тысяч километров на одном масле, это не очень хорошо. Дело в том, что жидкость в АКПП является рабочей. Именно она передает крутящий момент от двигателя на колеса. Это масло постоянно в действии, даже когда машина находится на нейтральной скорости. Со временем оно собирает продукты выработки.
От китового жира к новым технологиям
Возможно, часть автомобильного сообщества будет удивлена информацией о том, что ранее производители изготавливали первые разновидности технической жидкости, используя жир, вырабатываемый из сала морских китов (ворвань). После выхода закона, запрещающего добычу гигантов корпорации вынуждены были искать другие компоненты и разрабатывать синтетическую основу. Сегодня масло для переключения передач автоматические коробки изготавливают многие компании. Лидерами производства качественного продукта и надёжным мировым импортёром считаются компании:
- General Motors.
- Chrysler.
- Hyundai.
- Mitsubishi.
- Ford.
- Toyota.
Сегодня смазка на минеральной основе для переключения передач автоматические коробки ATF считается наиболее качественным и перспективным продуктом.
Какое масло для АКПП ? Чью марку посоветуете? — бортжурнал Mitsubishi Pajero 1993 года на DRIVE2
Ни для кого не секрет что нужно заливать только ATF Dextron IID или ATF Dextron IIЕ , А вот чьего производства? В предыдущий раз заливал MANNOL, масло хреновое, коробка сдохла почти уже окончательно!Кто что посоветует?
Прикреплю небольшую статью о взаимозаменяемости декстрона 2 и 3. Автор текста естественно неизвестен.
Немного теории
В автоматических коробках переключения передач (далее АКПП) используется специальная жидкость (fluid), которую зачастую называют маслом – ATF. Исторически сложилось так, что законодателем в области установления стандартов в области жидкостей для АКПП является фирма General Motors (GM), на спецификации которой ориентируются как производители ATF, так и производители АКПП. Так, в 80-х годах действующей спецификацией GM был Dexron IID, который затем сменил Dexron IIE, а в 1993 году — Dexron III.
Различия между Dexron IIE и Dexron IID заключаются только в вязкости при низких температурах. То есть при рабочей температуре АКПП разницы в эксплуатационных свойствах IIE и IID практически нет. Ну разве что IIE имеет большую стабильность свойств на протяжении всего срока эксплуатации, так как является полностью синтетической жидкостью, а IID имеет минеральную основу. Однако в самом начале работы, пока коробка еще не прогрелась, различия очень существенны — вязкость Dexron IID при -40°С 45000 мПа с, а Dexron IIE при той же температуре 20000 мПа с. Отсюда видно, что «на холодную» двигателю значительно легче крутить АКПП с Dexron IIE . А вот между Dexron IID(E) и Dexron III существуют различия уже во фрикционных свойствах, что влияет на работу АКПП во всех режимах работы.
По взаимозаменяемости дексроны объединяют в группы, в зависимости от требований оборудования:
Dexron III заменяет Dexron II (но не наоборот) в случае, если оборудование допускает увеличение модификаторов, понижающих трение. Сюда входят автоматические коробки GM.Dexron III не заменяет Dexron II, если оборудование не допускает снижение коэффициента трения за счет увеличения эффективности модификаторов.Dexron IIE заменяет Dexron IID на любом оборудовании (но не наоборот), так как не отличается эффективностью модификаторов и фактически является Dexron’ом IID, но с улучшенными низкотемпературными свойствами.
И практики
Зачастую автолюбителю довольно трудно понять, что означают все эти различия в низкотемпературных и фрикционных свойствах на практике. На самом деле все довольно просто. Dexron IID не рассчитан на эксплуатацию в условиях холодной зимы. Он годится для регионов, где и -15 С бывает не часто. То есть его «ареал обитания» — юг европейской части России, Украина и несеверная Европа. Более низкотемпературным районам
придется выбирать между Dexron IIE и Dexron III, поскольку они обладают более подходящими вязкостями при низких температурах. Отсюда, казалось бы, следует логичный вывод для владельцев машин с АКПП, использующих Dextron II и проживающих в «морозных» широтах – им следует «лить» Dextron IIE. Однако тут может возникнуть проблема, которая заключается в том, что текущая спецификация — это Dexron III, и все производители ATF ориентируются на массовый выпуск именно Dexron III. А для старых машин продолжают выпускать Dexron IID. Почему IID, а не IIE? Потому что Dexron IIE реально нужен только в северных районах (где сосредоточена вовсе не основная масса машин), а стоит его производство (напомню полностью синтетический продукт) раза в 2-3 дороже. Иными словами для производителя ATF экономически целесообразно разделить весь парк машин на тех, кому нужен Dexron IID и тех, кому нужен Dexron III. В итоге купить Dextron IIE может стать настоящей проблемой. За точку перехода с II на III обычно берут 1996 год. Тут им (производителям) хорошо помогает тот факт, что GM, допускает замену Dexron II на Dexron III. Получается, что можно смело рекомендовать тем, кому нужны хорошие низкотемпературные свойства Dexron III вместо «родного» Dexron II. Так ли это на самом деле? Трудно сказать однозначно. Тут каждый решает для себя сам. Приведу только возможные последствия замены Dexron II на Dexron III в случае, когда оборудование не допускает понижения фрикционных свойств ATF:
увеличение времени переключения передач, то есть коробка станет более «задумчивой», ведь диски будут проскальзывают дольше, чем задумано производителем из-за пониженных фрикционных свойств Dexron III.рывковый характер включения передач – то есть диски проскальзывали-проскальзывали за счет пониженных фрикционных свойств Dexron III, а потом, по мере нарастания давления жидкости — бац и «схватились».
www.drive2.ru
Спецификации
Характеристики масел разных спецификаций отличаются в сторону ужесточения. Так, вязкость при температуре -20℃ в АТФ Декстрон II не должна превышать 2000 мПа×с, а в масле Декстрон III — 1500 мПа×с. Температура вспышки АТФ Декстрон II — 190℃, в то время как в Декстрон III порог 179℃.
Производители жидкостей для АКПП создают продукт не только по спецификациям Декстрона, но и по другим стандартам и допускам:
- Корейский ZIC ATF 3 (артикул 132632) произведён на масле собственного производства с добавлением пакета присадок спецификаций: Декстрон III, Mercon, Allison C-4.
- ENEOS ATF Dexron II (артикул OIL1304) допущен стандартами Декстрон II, GM 613714, Allison C-4, Ford M2C 138-CJ/166H.
- Ravenol ATF Dexron D II (артикул 1213102-001) соответствует требованиям ATF Dexron II D, Allison С-3/C-4, Caterpillar TO-2, Ford M2C 138-CJ/166H, MAN 339, Mercon, ZF TE-ML и т.д.
Разнообразие спецификаций указывает на использование масла в разной технике. При этом параметры стандартов могут быть противоречивыми. Так, в Ford M2C-33G коэффициент трения должен расти при снижении скорости скольжения, чтобы быстрее включить передачу. GM Декстрон III в этом случае борется за снижение трения и плавность перехода.
Читать
Замена масла в АКПП Skoda Octavia своими руками