Содержание
- 1 Проверка АКБ мультиметром
- 2 Виды нагрузочных вилок
- 3 Полезное видео
- 4 Изготовление нагрузочной вилки
- 5 Как правильно использовать
- 6 Как самому сделать нагрузочную вилку для аккумулятора
- 7 Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
- 8 Понятие о нагрузочной вилке
- 9 Для каких целей используют это устройство?
- 10 Нагрузочная вилка, принцип действия
- 11 Как пользоваться нагрузочной вилкой: краткая инструкция
Проверка АКБ мультиметром
Самая простая проверка может быть проведена тестером, мультиметром или авометром (так называемой цешкой). Она даст напряжение батарей в состоянии покоя (без нагрузки). По этим данным, можно сделать вывод о её состоянии. Эти данные приведены ниже на фото 1 выше.
Проверка мультиметром напряжения на аккумуляторе
Чтобы проверить аккумулятор автомобиля мультиметром нужно поставить переключатель в положение измерения постоянного напряжения до 20 вольт. Красным щупом коснуться «+» батареи, а чёрным «-«. Ничего страшного не случится, если вы перепутаете щупы просто напряжение отобразится с отрицательным знаком.
Цешкой проверить аккумулятор, а в некоторых случаях сложнее. Некоторым приборам для работы нужны батарейки. Щупы устанавливаются в соответствующие разъёмы, а переключателем выбирается предел измерения напряжения
Так как на приборе есть несколько шкал, обращаем внимание, что нужно выбрать с делениями измерения вольтажа
Не перепутайте щупы, иначе стрелка прибора будет отклоняться не в ту сторону.
Проверить ампераж аккумулятора автомобиля мультиметром не получится. Так как тестер может измерить 10, ну максимум 20 ампер, а АКБ может выдать сотни. Попытка измерения приведёт к выходу прибора из строя. Если уж нужно проверить ампераж, то следует использовать токовые клещи.
Ещё одна важная характеристика, это напряжение на аккумуляторе автомобиля при работающем двигателе. Оно должно составлять 13,6–14,2 вольт. Измерение проводится аналогично. Более высокое напряжение приведёт к выкипанию воды, низкое — к недостаточной зарядке батареи.
Виды нагрузочных вилок
К наиболее распространенным нагрузочным вилкам относят:
- ВН-1;
- НВ-01;
Особенности ВН-1
Нагрузочная вилка разработана для тестирования аккумуляторных батарей с выходной мощностью 12Вольт и максимальной емкостью до 190 Ампер*часов. Основные характеристики устройства:
- Рабочие температуры – от нуля до 35 градусов по Цельсию;
- Диапазон мощности – 0-15 Вольт;
- Уровень сопротивления спирали для присоединения к батарее – 0.1 Ом с погрешностью в 10%;
- Возможность кратковременной работы в режиме нагрузки с продолжительностью в 5 секунд и перерывом в четверть минуты.
Данная модель нагрузочной вилки считается устаревшей и не очень распространена. На замену данного устройства пришла НВ-01.
Инструмент ВН-1
Нагрузочная вилка НВ-01
Данный инструмент отличается большей точностью измерений и всеми характеристиками на более высоком уровне. Приобрести можно практически в любом магазине, специализирующемся на реализации товаров для автомобилистов. Рабочие характеристики данной вилки:
- Погрешность при измерении не превышает 2.5%;
- Работа измеряющего прибора осуществляется в диапазоне от нуля до 15 Вольт;
- Максимальный уровень нагрузки электрического тока для аккумуляторов с предельной емкостью от 15 до 100 Ампер*часов равняется 100А, для накопительных элементов емкостью от 100 до 190 А*ч – 200 Ампер;
- Рабочие температуры, при которых допустимо использовать, – от -30 до 60 градусов по Цельсию;
- Разлет в максимальном сопротивлении спирали 0.1 Ома + погрешность в 5%.
Нагрузочная вилка НВ-02
Прибор предназначен для работы и тестирования аккумуляторных батарей с повышенной емкостью. Применять можно с накопительными элементами емкостью от 15 до 240 Ампер*часов при выходной мощности в 12 Вольт. Параметры устройства во многом повторяют НВ-01. Различия составляют большая максимальная емкость и более узкий диапазон температур, от -20 до 60 градусов по Цельсию. Таким образом, устройство предназначено для диагностики на грузовом и строительном транспорте.
Особенности НВ-03
Данный прибор является дальнейшим усовершенствованием НВ-02. В отличие от своих аналогов, эта нагрузочная вилка оснащена цифровым дисплеем, отображающим напряжение на выходе. У более ранних моделей показатели вольтметра определялись при помощи стрелочки и шкалы измерений. Технические характеристики НВ-03 следующие:
- Максимальная погрешность достигает 0.5%;
- Устройство может работать с аккумуляторными батареями мощностью от 0 до 16 Вольт;
- Устройство имеет встроенное цифровое табло, с отображением значений напряжения на выходе;
- Присутствует несколько режимов работы с возможностью переключаться между ними при помощи кнопок.
НВ-04
Модель представляет собой универсальное устройство для тестирования АКБ с большей нагрузкой. Главным преимуществом данного инструмента является универсальность. Возможно провести тестирование практически всех аккумуляторов, представленных на рынке. Также при помощи НВ-04 тестируют отдельные части аккумуляторной батареи под напряжением в 2 Вольта.
Технические параметры устройства:
- Возможность проводить высокоточные измерения с погрешностью, не превышающей 0.5%;
- Максимальная мощность работы измерительного прибора – от 0 до 32 Вольт;
- Максимальные токи нагрузки при 12В – до 50 Ампер, при 24 В и 2В – до 100 Ампер;
- Уровень сопротивления спирали для присоединения к частям аккумулятора – 0.01-0.02 Ом, по 24 вольтовой линии – 0.2 Ом;
- Устройство можно применять в широком диапазоне температур – от -20 до 60 градусов по Цельсию.
Главное преимущество данного инструмента заключается в том, что возможно с повышенной точностью проверить емкость и работоспособность как целой батареи, так и отдельных элементов. При подключении спирали время замера составляет 10 секунд, что быстрее практически всех аналогов. К тому же оснащение цифровым дисплеем и наличие кнопок для управления делают данную батарею одной из лучших в эксплуатации.
НВ-04
Полезное видео
Изготавливая самодельную нагрузочную вилку, можете воспользоваться этим полезным видео.
- Нельзя использовать батарею, если аккумуляторные клеммы покрыты окисью. Необходимо их зачистить перед использованием.
- Измерять напряжение можно только после отключения АКБ от автомобиля и только после 6 и более часов после заглушения мотора. Батарея все эти 6 часов также должна провести в выключенном состоянии перед подключением к вилке.
- Подключение щупов происходит к каждой баночке отдельно !
- Если подключать нагрузочную вилку к источнику питания больше, чем на 6-10 сек., собранный прибор быстро выйдет из строя.
- Уровень электролита для диагностики должен быть на нормальном уровне. При пониженном – доливается дистиллированная вода.
- Запрещается хранить прибор рядом с аккумуляторами и подобными устройствами.
- После использования необходимо хорошо проветривать помещение.
Заключение
Использование аккумуляторной батареи с низким зарядом в машине грозит тяжелыми последствиями и долгим ее восстановлением. Для нормальной работы транспортного средства водитель должен регулярно проверять АКБ
Нагрузочная вилка является прибором, помогающим продиагностировать работоспособность этой немаловажной детали машины
Диагностика состояния главного источника питания в автомобиле может проводиться разными способами. В ход идут как приобретенные заранее в автомагазинах приспособления, так и приборы, изготовленные собственноручно. Одним из таких аппаратов является нагрузочная вилка для аккумулятора своими руками собранная из подручных материалов.
В процессе сборки потребуются определенные навыки работы с электроприборами, а также небольшие, хотя бы школьные знания электротехники. Необходим будет набор инструментов и комплектующих. Полезное изобретение прослужит достаточно долго при правильном обращении и уходе.
Перед тем как сделать нагрузочную вилку для проверки аккумулятора своими руками, необходимо знать, что данным аппаратом автомобилисты пользуются для контроля двенадцативольтных АКБ. При правильной компоновке удастся также тестировать батареи иного, более высокого вольтажа. Однако для такого случая придется воспользоваться дополнительной нагрузочной пружиной.
- Замеры в первую очередь проводят без накидывания нагрузочного сопротивления. Операция начинается спустя около 5–7 часов после полной остановки двигателя.
- Захват прибора, которому соответствует «плюс», подключается к положительной клемме аккумулятора. Пружина в такой ситуации не используется.
- Захватом с «минусом» на приборе касаемся отрицательной клеммы и следим одновременно за показаниями вольтметра. Таким образом ведется мониторинг разъединенной аккумуляторной цепи.
- Замеры записываем и проводим сравнение с параметрами, указанными в инструкции к аккумулятору. На основании сходства либо различия делаем выводы о текущем состоянии батареи.
- Для замеров под нагрузкой необходим полностью заряженный автономный источник электроэнергии, поэтому на некоторое время придется подключить АКБ к зарядному устройству.
- После выключения зарядного аппарата проводим все те же мероприятия с вилкой, что осуществлялись на батарее без дополнительной нагрузки.
Автомобилисты должны приготовиться, что во время соединения отрицательных контактов между собой от АКБ и вилки появляются искры. Также необходимо для обслуживаемых батарей держать пробки завинченными.
Брать голыми руками контакты после замеров сразу не рекомендуется, так как во время замеров они существенно нагреваются . Желательно подождать немного, чтобы они остыли.
Изготовление нагрузочной вилки
Цена фабричных тестеров сопоставима со стоимостью новой аккумуляторной батареи, что делает покупку прибора для разового применения необоснованной. Однако сделать простое диагностическое оборудование можно самостоятельно из доступных комплектующих
При сборке прибора важно точно подобрать сопротивление нагрузки, чтобы получить корректные показания
Необходимые материалы
Основной компонент тестера – резистор. Через него будет проходить ток большой величины, что нагреет его до высоких температур. Для самодельного изготовления нагрузки можно взять отрезок сопротивления для сварочных аппаратов. Внешне оно выглядит как спиральная пружина, выполненная из металлической полосы толщиной 2 и шириной 10 мм.
Для сборки прибора понадобится отрезок не больше 20 см. Более точно определить длину можно мультиметром, измеряя сопротивление на разных участках проводника. Когда параметр приблизится к значению 0,1 Ом, это будет означать, что щупы находятся на нужном расстоянии друг от друга. К обозначенной длине необходимо прибавить 2 см для формирования зажимов.
Величину напряжения показывает вольтметр. Его можно заменить мультиметром, но в этом случае вилка не станет полноценным тестером. Вольтметр можно использовать стрелочный или цифровой. Предел измерения напряжения должен быть не меньше 16 В. Слишком завышенный номинал также нежелателен: с увеличением шкалы растёт погрешность измерения.
Внимание!
Правильно оценить степень заряженности батареи поможет таблица соответствия плотности электролита, напряжения до подключения нагрузки и во время испытания.
Коммутацию выполняют через токоведущие наконечники. Это может быть силовой зажим типа «крокодил» или металлические заизолированные пластины. Удобно использовать прибор с гибким выводом. С одной стороны к проводу сечением 10-12 мм2 крепят зажим соответствующего размера, другой конец закрепляют на сопротивлении. На свободном краю резистора размещают жёстко зафиксированный токоведущий наконечник. Кроме основных компонентов понадобятся:
- Металлический корпус. Его можно взять от фабричного электроприбора подходящего размера или сделать самостоятельно из тонколистового металла.
- Рукоятка. Её делают из любого материала, но лучше использовать негорючие.
- Тонкие провода с зажимами для подключения вольтметра.
- Крепёж.
Сборка вилки
Изготовление тестера подразумевает объединение его составляющих в единое целое:
- К резистору крепят токоведущий наконечник, кабель. Место контакта должно быть плотным и зачищенным от следов коррозии. Большой ток и температура могут ослабить контакт, что повлияет на точность прибора и его долговечность.
- В корпусе подготавливают отверстия для монтажа вольтметра, крепления ручки и резистора с наконечником. Места, отведённого под сопротивления, должно хватать для беспрепятственного отвода тепла.
- Вольтметр соединяют тонким проводом с резистором в месте крепления кабеля и с небольшим зажимом, предназначенным для коммутации с АКБ.
- Устанавливают все компоненты в корпус, проверяют, что провода не касаются друг друга и резистора.
- Ко второму концу кабеля крепят силовой зажим.
- Тестируют прибор. Если обнаружатся слабые контакты (металл в этих местах будет сильно нагреваться), их обжимают или усиливают.
Как правильно использовать
Самодельная вилка отлично подходит для измерения количества энергии в 12-ватных аккумуляторах.
- Замерить напряжение на самих клеммах, не прибегая к использованию сопротивлений нагрузки, но такое действие наиболее уместно совершать минимум после шести часов пребывания мотора в заглушенном состоянии;
- «Плюсовой» зажим подключается к соответственной клемме, но без пружинки;
- «Минусовой» зажим подключается к клемме и только после этого вольтметр должен показать напряжение аккумулятора с разомкнутой цепью;
- Полученную информацию необходимо сопоставить с описанной в руководстве по эксплуатации и только после этого можно сделать уверенный вывод о том, насколько разряжена батарея;
- В случая наличия полного заряда, аккумулятор проверяют уже под нагрузкой, точнее – с использованием нижней нагрузки. Такая проверка предусматривает также все вышеперечисленные повторные действия;
- После пяти секунд активной проверки можно снимать достоверные показания, которые отображает самодельный прибор.
Если во время подсоединения «минусового» зажима к соответственной клемме вдруг начали рождаться искры – ничего страшного, беды в этом нет и это нормально. Тем не менее, не следует забывать о том, что необходимо завернуть сами пробки батареи во время процесса проверки. Так как зажимам свойственно нагреваться, из-за проходящей через них энергии, лучше к ним не прикасаться после снятия всех нужных показателей.
Приемлемым показателем заряда считают девять Вт, так как иные значения буквально «кричат» о необходимо либо подзарядки, либо полной замены. Следует понимать и помнить о том, что такая проверка оказывает определенную нагрузку на аккумулятор автомобиля, поэтому такая слишком частая нагрузочная процедура оказывает крайне негативное влияние на процесс его эксплуатации.
Как самому сделать нагрузочную вилку для аккумулятора
При желании можно изготовить самодельную нагрузочную вилку. Из готовых изделий понадобится только вольтметр. Все остальное можно соорудить из подручных материалов.
Наибольшую трудность представляет расчет и создание внутреннего сопротивления, рассчитанного на необходимый ток. Если делать его своими руками, то самым подходящим материалом будет нихромовая проволока от нагревательных спиралей электроплиток. Можно подобрать металлическую полосу из других нагревателей. Для того, чтобы при напряжении 12 В обеспечить ток 80 – 120 А, сопротивление нагрузки должно составлять 0,1 – 0,15 Ом. Найти мультиметр, способный точно измерять подобные сопротивления, сложно. Поэтому проще подобрать длину одного элемента, замеряя ток, пропускаемый им, а затем соединить параллельно несколько таких проволок или полос.
Расчет рабочего сопротивления вилки
Порядок действий:
- Используя мультиметр с диапазоном измеряемого тока до 15 А, подбирается длина одной нихромовой проволочины или нагревательной полосы, обеспечивающая пропускание тока в 10 – 12 А. Или точным мультиметром замерить сопротивление в 1 – 1,2 Ом.
- Параллельное соединение 10 таких элементов позволит получить нагрузку, пропускающую ток в 100 – 120 А.
- Все элементы соединяются параллельно. Проволоку лучше свивать в «косу». Для более надежной скрутки их можно зажать в патроне дрели или шуруповерта.
- Изготовленное сопротивление укладывается в подходящий корпус и закрепляется в нем. Если придется изгибать ее несколько раз, то надо следить за тем, чтобы витки не соприкасались друг с другом. Для надежности можно надеть на места изгиба изолирующие цилиндры.
- Концы сопротивления припаиваются к выводным контактам, а снаружи припаиваются соединительные провода.
Самодельное нагрузочное сопротивление для аккумуляторной вилки в корпусе
- Параллельно к нагрузке подключается вольтметр.
- На концах соединительных проводов крепятся зажимы для подсоединения к клеммам АКБ.
Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
Проверка без нагрузки
Сначала проводится проверка без нагрузки, чтобы узнать состояние аккумулятора и его заряд. То есть, замер производится без сопротивления. Нагрузочная спираль не участвует в измерении.
Алгоритм действий следующий:
- Открутить одну или две гайки, чтобы отсоединить спираль сопротивления. Спиралей может быть две.
- Подключить плюсовой зажим к плюсовой схеме.
- Поднести минусовой щуп к минусовой клемме.
- Зафиксировать результат.
Уровень заряда можно сверить по следующей таблице.
Результат тестирования, В | 12,7-13,2 | 12,3-12,6 | 12,1-12,2 | 11,8-12 | 11,5-11,7 |
Уровень заряда | 100 % | 75% | 50% | 25% | 0% |
Проверка под нагрузкой
Многие водители считают, что проверка под нагрузкой вредит аккумулятору. Это совсем не так. При соблюдении всех условий тестирование совершенно безопасно для батареи.
Тестирование аккумулятора под нагрузкой
Если без нагрузки аккумулятор показал стопроцентный заряд, то можно проводить проверку под нагрузкой. Для этого нужно подключить одну или две спирали сопротивления, закрутив соответствующие болты на корпусе прибора. Нагрузочная спираль может подключаться и другим способом в зависимости от конструктивных особенностей прибора. Если емкость батареи до 90А*ч, то достаточно одной спирали, если больше 100А*ч, то нужно подключить обе.
Алгоритм действий следующий:
- Плюсовой зажим от прибора подключается к плюсовой клемме.
- Коснуться минусовым щупом минусовой клеммы.
- Удерживать контакт не более пяти секунд, затем отключить вилку.
- Посмотреть результат на вольтметре.
Под нагрузкой показатели будут другими. Напряжение на вольтметре будет проседать, а затем должно расти. Нормальным считается показатель более 9В, но не ниже. Если при измерении стрелка падает ниже 9В, значит, аккумулятор не выдерживает нагрузки и его емкость резко падает. Такая батарея уже неисправна.
Сверить показатели можно по следующей таблице.
Результат тестирования, В | 10 и более | 9,7 | 9 | 8,3-8,4 | 7,9 и меньше |
Уровень заряда | 100% | 75-80% | 50% | 25% |
Следующую проверку можно проводить только спустя 5-10 минут. За это время аккумулятор должен восстановить исходные параметры. Спираль сопротивления в процессе измерения сильно нагревается. Нужно дать ей остыть. Также не рекомендуется часто проводить проверки под нагрузкой, так как это сильно нагружает аккумулятор.
На рынке существует множество приборов для измерения состояния батареи. Самая простая нагрузочная вилка Ореон НВ-01 имеет простое устройство и стоит всего около 600 рублей. Обычно этого вполне достаточно. Более дорогие модели как Ореон НВ-3 имеют лучшие характеристики, цифровой вольтметр и удобное управление. Нагрузочная вилка позволяет получить точные данные об уровне заряда аккумулятора, а главное, узнать его работоспособность под нагрузкой. Нужно правильно подобрать модель прибора для получения точных показателей.
Понятие о нагрузочной вилке
На практике диагностика с использованием нагрузочной вилки (НВ) даёт точный и корректный результат, отображая текущее состояние АКБ. И первый вопрос, на который следует ответить, что это, для чего автомобилисту может быть нужна так называемая нагрузочная вилка при диагностике аккумулятора.
Если вам требуется регулярно проверять электрику машины, то вилка станет полезным дополнением к вашему набору инструментов. Приобрести НВ не сложно. Плюс некоторые делают её своими руками.
Перед проверкой аккумуляторов нагрузочной вилкой будет не лишним детальнее разобраться в этом устройстве и понять его назначение.
Конструктивно НВ состоит из нагрузочного резистора большой мощности, щупов, встроенного вольтметра, штыря.
В самом своём простом исполнении в состав входит:
- кожух из металла;
- встроенный в корпус вольтметр;
- спирали (резисторы/сопротивление).
С плюсовым выходом соединяется провод с достаточно большим сечением, в выход НВ с минусом коммутируется со специальным металлическим штырём. Он находится обычно сзади корпуса. С обратной стороны предусмотрен зажим для соединения НВ и АКБ автомобиля. На задней панели монтируются гайки, которые нужны для подключения спиралей сопротивления.
Если говорить про принцип работы, на основе которого работает нагрузочная вилка для диагностики автомобильного аккумулятора, то он заключается в следующем. Зажимы вилки соединяют с клеммами АКБ и включается кратковременная нагрузка. В зависимости от конкретного напряжения, выдаваемого батареей при подключении сопротивления, можно сделать выводы про состояние и исправность элемента питания.
Предварительно разобравшись с тем, для чего может быть нужна автомобилисту нагрузочная вилка при диагностике аккумулятора, стоит ответить и на ряд других важных вопросов.
Для каких целей используют это устройство?
Произвести полную и качественную проверку рабочего состояния аккумуляторной батареи без этого устройства просто невозможно. Нагрузочной вилкой определяют степень заряженности АКБ без нагрузки, а также с нагрузкой, соответствующей проверяемому аккумулятору. Делают такие проверки не очень часто, так как при проверке под нагрузкой, потребляется ток значительной величины, что может сказаться на состоянии АКБ.
Промышленность выпускает такие вилки с набором разных нагрузок, чтобы иметь возможность проверять батареи разных ёмкостей, но при самостоятельном изготовлении нагрузочной вилки достаточно подобрать её в соответствии с проверяемым аккумулятором. Легковые автомобили имеют не очень большой разброс параметров АКБ, поэтому такой прибор будет полезным и после замены машины другой моделью.
Нагрузочная вилка, принцип действия
Самостоятельная сборка аппарата не является задачей повышенной сложности. Перед сборкой необходимо разобраться для чего предназначен прибор и из чего состоит.
Устройство
Нагрузочная вилка представляет собой прибор, при помощи которого возможно произвести проверку источника питания в режиме схожем с его нормальными условиями эксплуатации. В большинстве случаев при заводской сборке аппарат состоит из стрелочного или электронного вольтметра, а также одного или двух сопротивлений в качестве которых устанавливаются металлические спирали. К окончаниям спирали присоединяются измерительные щупы с клеммами для подключения к аккумулятору.
Иногда в конструкцию нагрузочной вилки устанавливается амперметр. Сам прибор представлен в виде металлического или пластикового короба с выходящими проводами и зажимами. Современные модели снабжаются цифровыми измерительными приборами, жидкокристаллическими дисплеями, а также имеют несколько спиралей сопротивления с переключателем для комбинирования нагрузки к батарее.
Устройство применяется для проверки значения напряжения на источнике питания с электролитами на основе кислотных и щелочных соединений. При обследовании отдельных элементов банок применяются специальные вилки с упрощенными характеристиками. При помощи данного прибора возможно проверять работоспособность не только АКБ, но и любого элемента электрической цепи. Измерение проводятся при подключенном питании, а также при отключении электродвижущей силы. Контролироваться может не только напряжение, а также все необходимые параметры, все зависти от сложности конструкции вилки.
Применение нагрузочной вилки
При помощи данного прибора возможно провести следующие действий:
- Определение времени сохранения запаса внутренней энергии. Данный параметр зависит в основном от внутренней емкости. Распространенные модели со значением 50 А/ч способны держать свои параметры на протяжении 140 дней при соблюдении нормальных условий эксплуатации. При подключенном источнике питания к сети, время сокращается практически вдвое. В основном потери происходят при работающей сигнализации.
- Измерение состояние заряда. При этом значение 11,7 В показывает, что батарея разряжена. Полный заряд 12,7 В, половинчатый 12,3 В.
- Определение возможного времени удержания заряда. При показании на нагрузочной вилке значения ниже 12 В говорит о том, что необходимо провести восстановление заряда.
- Контроль за замыканием между пластинами в аккумуляторе. Если присутствует короткое замыкание напряжение падает до 9 В. При заряде происходит закипание электролита.
- Определение параметров генератора на выходе. Отклонения от нормально работы могут привести к проблемам при запуске, а также выходу из строя батареи.
- Контроль за сульфатацией электродных пластин, возможно произвести при наличии в комплектации амперметра.
Отличие моделей
Нагрузочные вилки отличаются друг от друга по некоторым параметрам:
- четкость получения показаний;
- тип измерительного прибора;
- сопротивление резисторов или спиралей;
- диапазон рабочих температур;
- диапазон измеряемого напряжения;
- номинальные значения силы тока;
- различные среды используемых электролитов.
Как правильно проверять
Нагрузочная вилка предназначена для проверки источников питания с номинальным значением мощности не выше 12 Вт. Однако допускается использование в сети повышенной мощности, если задействовать при этом несколько резисторов. Для проведения точной проверки необходимо соблюдать следующий порядок действий:
- измерить напряжение на клеммах без нагрузки;
- полученное значение сопоставляют с паспортными данными;
- при полной зарядке подключают нагрузку;
- по истечению 5 секунд снимают показания вольтметра;
- исправный аккумулятор должен показывать значение не ниже 9 В.
Как пользоваться нагрузочной вилкой: краткая инструкция
Измерение тестером делится на два шага. Сначала считывают показания вольтметра без нагрузочного сопротивления, затем включив его. Результаты сравниваются, на этом основании делаются выводы о состоянии АКБ. Первая процедура проходит с подключением к обеим клеммам. Во второй значение получают только через 5 с работы измерительного прибора.
Важно!
- Клеммы аккумулятора должны быть очищены от окиси.
- Подключение к источнику питания более 6-10 секунд негативно влияет на состояние вилки, вплоть до её неисправности.
- Измеряют напряжение в отключённой от автомобиля батарее, которая не работала в течение шести и более часов. Такое же время должно пройти после того, как мотор заглушили.
- Проверка осуществляется только при нормальном уровне электролита. При его недостатке доливается дистиллированная вода.
Подключаются нагрузочной вилкой в цепь ЭДС на обоих этапах одинаково. Контакт тестера подсоединяется к положительной клемме источника питания автомобиля, а отрицательный штырь – к минусовой. Затем можно снимать показания вольтметра. Второй шаг отличается только нагрузкой. Наглядно процесс показывает видео: https://www.youtube.com/watch?v=PrMGXTIncOc&app=desktop Проверка АКБ с внутренним и внешним соединением банок отличается тем, что во втором можно понять работоспособность каждого из этих элементов в аккумуляторе, а не только источника питания целиком. Быстрое падение напряжения говорит о его неисправности. Тот же вывод можно сделать, если показания вольтметра одной банки отличается от остальных больше, чем на 0,1 В. В остальном замеры оцениваются по следующей таблице.
Этап | Показания вольтметра, В | Степень заряженности АКБ, % |
Первый (без нагрузочного тока) | Больше 12,7 | 100 |
12,5 | 75 | |
12,3 | 50 | |
12,1 | 25 | |
меньше 11,9 | ||
Второй | больше 10,2 | 100 |
9,6 | 75 | |
9,0 | 50 | |
8,4 | 25 | |
меньше 7,8 |
Таблица 2. Проверка АКБ нагрузочной вилкой. Показания и что они значат.