Содержание
- 1 Как меняются направляющие клапанов. Оправка для запрессовки направляющих втулок клапанов
- 2 Зачем нужны направляющие втулки?
- 3 Очистка головки цилиндров
- 4 Прокладка головки цилиндров
- 5 Из чего состоит колесо?
- 6 Пружины
- 7 Проверка герметичности головки цилиндров
- 8 Головка цилиндров и клапанный механизм
- 9 Процесс установки заднего колеса
- 10 Пружины
- 11 Причины замены
- 12 Распространенная неисправность
- 13 Как определить износ
- 14 Причины и следствия износа втулки клапанов
- 15 Зачем нужны направляющие втулки?
- 16 Причины поломки деталей и их последствия
- 17 Замена втулок клапанов на классике
- 18 Шлифование
- 19 Очистка головки цилиндров
Как меняются направляющие клапанов. Оправка для запрессовки направляющих втулок клапанов
В ходе ремонта ГБЦ мне потребовалось заменить направляющие втулки клапанов. Ударные методы ремонта я не приемлю, поэтому решено было сделать винтовой выпрессовыватель «как у Травникова» , упростив конструкцию и адаптировав ее под свои задачи.
Тут есть нюанс — заводская технология замены направляек на моем моторе предусматривает извлечение и запрессовывание втулок в одну сторону, сверху вниз (в сторону камеры сгорания). Это несколько упрощает конструкцию приспособления, поскольку позволяет менять только сменные упоры, передающие усилие на втулку, а весь бутерброд в КС оставлять как есть. В то же время на самих направляющих втулках отсутствуют буртики либо стопоры, ограничивающие глубину запрессовывания, т.о. этот момент должен быть обеспечен инструментально в процессе работы.
Приняв во внимание эти особенности я изготовил такой вот нехитрый суповой набор:
Основа всего прибора — болт М14 с гайкой. Класс прочности подножный 8.8, на поверку его более чем достаточно для нормальной работы устройства. Метиз потребуется слегка доработать, выполнив в его торце глухое резьбовое отверстие М6 глубиной 10мм.
Шайба и гайка опять же подножные из ближайшего магазина крепежа, упорный подшипник с внутренним диаметром 15мм какой первый попался в Автоштампе, все остальные детали, кроме направляющей втулки из 12Х18Н10Т. Направляющая втулка с конусами нужна для центровки приспособления по седлу клапана, посему сделана из алюминия для исключения повреждения седла. Кроме того изготовление ее из мягкого металла позволяет закрыть глаза на неточность угла 45 градусов, этот момент перестает играть какую либо роль в работе устройства.
Неочевидные, но очень важные моменты: сменные ввертыши необходимы для правильного распределения усилия на втулку клапана при работе — маленькая используется при выпрессовывании, большая используется при запрессовывании и одновременно является кондуктором, обеспечивающим необходимую глубину установки втулок.
Порядок сборки устройства:
Усилия при выпрессовывании весьма небольшие, максимум усилия достигается при страгивании втулки с места, далее же все проходит без видимого напряжения. Я снял на видео работу девайса, но никак не выковырну его из старенького Айфона, так что придется подождать:) любуемся:
Ну и фотодоказательства работоспособности приспособления:
Процесс запрессовывания ничем не отличается от процесса выпрессовывания, кроме использования другого ввертыша. Запрессовывать нужно до упора торца ввертыша в посадочное место нижней тарелки пружины на ГБЦ.
Засим доклад окончен, любите свои моторы друзья! Пока!
Зачастую ремонтом автомобилей занимаются сами владельцы, приспосабливая для этого частные гаражные помещения. Особенно это касается отечественных марок машин, конструкция которых предусматривает ремонт основных узлов и механизмов. Не являются исключением ремонтные работы ответственных узлов двигателя.
Ремонт головки блока цилиндров часто подразумевает замену направляющих втулок клапанов газораспределительного механизма, который отвечает за своевременную подачу воздуха и топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя внутреннего сгорания.
Признаки, указывающие на осмотр и необходимость замены направляющих втулок:
- прослушивается посторонний стук в двигателе;
- повышается расход масла;
- наблюдается поперечный люфт клапана во втулке.
Часто понятия «выпрессовка
» и «запрессовка » деталей ассоциируют с термином «демонтаж » и «монтаж ». Это не совсем правильно, так как демонтажные или монтажные работы больше относятся к свободно посаженным деталям, а вот выпрессовка или запрессовка — к деталям, установленным с натягом. Это более трудоемкий процесс.
Для процесса запрессовки и выпрессовки применяют разные по своей конструкции виды прессов: гидравлические, верстачные реечные, верстачные винтовые. У каждого пресса имеются свои функциональные возможности. Верстачные реечные и верстачные винтовые уместно применять для выпрессовки небольших деталей: втулок, пальцев, шпилек и т.д. Гидравлические прессы уместны при выполнении работ с большими деталями. Замена втулки клапанов. Для установления новых деталей требуется подготовить каждое гнездо — выпрессовать старые элементы.
Зачем нужны направляющие втулки?
В начале и середине прошлого века ГБЦ автомобилей изготавливались из чугуна, а клапаны просто вставлялись в точно просверленные отверстия. Но впоследствии производители отказались от чугунных головок из-за большого веса и недостаточного отведения излишков теплоты, а им на смену пришли лёгкие ГБЦ из алюминиевых сплавов. Эти металлы обладают прекрасной теплопроводностью, но слабо противостоят износу от трения.
Чтобы решить проблему, была придумана направляющая втулка — посредник между мягким сплавом головки цилиндров и стальным стержнем клапана, постоянно движущимся вверх-вниз в процессе работы. Изготовленная из чугуна или специальной бронзы, она надёжно запрессовывается в тело ГБЦ, а внутрь с минимальным зазором вставляется клапан.
На схеме двигателя показано расположение направляющих втулок
Рекомендуем: Рейтинг лучших герметиков для фар автомобиля 2019 года
Сама втулка представляет собой полый цилиндр, сделанный точно по размерам под определённую модель автомобиля. Наружная поверхность отшлифована и на ощупь гладкая, а на внутренней выполнена спиралевидная канавка в виде резьбы. По ней движется моторное масло, смазывающее ось клапана и снижающее силу трения. В верхней части направляющей детали сделана неглубокая выборка, куда вставляется стопорное кольцо.
Слева втулка для выпускного клапана, справа — для впускного
Бронзовые втулки для ВАЗ 2109 с виду все одинаковые
Втулки выполняют следующие функции:
- как явствует из названия, они направляют движение клапана, чтобы его тарелка чётко совмещалась с седлом и плотно прилегала к нему;
- принимают на себя нагрузку от силы трения, возникающую во время поступательно-возвратного движения стержня клапана;
- клапанная чашка сильно нагревается в камере сгорания, а втулка передаёт это тепло алюминиевому сплаву головки цилиндров;
- благодаря специальной канавке деталь обеспечивает смазку трущихся поверхностей.
Чугунные детали ВАЗ 2106 — впускные втулки короче выхлопных
Когда элемент запрессован в отверстие ГБЦ, то его верхняя часть меньшего диаметра на несколько миллиметров выступает над поверхностью. Это необходимо, чтобы установить на неё маслосъемный колпачок (он же — сальник клапана), не позволяющий смазке из верхней части двигателя попадать в камеру сгорания через внутреннее отверстие втулки.
Так выглядит выступающая часть, куда надевается маслосъёмный колпачок
Очистка головки цилиндров
1. Установите головку на подставку А.60353.
2. Удалите нагар из камер сгорания и с поверхности выпускных каналов металлической щеткой, приводимой во вращение электрической дрелью. Очистите и осмотрите впускные каналы и каналы подвода масла к рычагам привода клапанов.
Проверка и шлифование седел клапанов
Профиль седла выпускного клапана
Профиль седла выпускного клапана Форма фасок седел клапанов показана на рис. Профиль седла впускного клапана и рис. Профиль седла выпускного клапана.
На рабочих фасках седел (зона контакта с клапанами) не должно быть точечных раковин, коррозии и повреждений. Небольшие повреждения можно устранить шлифованием седел. При этом снимайте как можно меньше металла. Шлифовать можно как вручную, так и с помощью шлифовальной машинки.
Прокладка головки цилиндров
Поверхности прокладки не должны иметь повреждений. Они должны быть ровными, без вмятин, трещин, вздутий и изломов. Отслоение обкладочного материала от арматуры не допускается.
На окантовке отверстий не должно быть трещин, прогаров и отслоений.
Проверка герметичности головки цилиндров
Проверка герметичности головки цилиндров на приспособлении А.60334
1, 2, 4 – заглушки; 3 – плита приспособления; 5 – фланец со штуцером подвода воды
1. Для гидравлического испытания на герметичность рубашки охлаждения головки цилиндров:
- установите на головке детали, входящие в комплект приспособления А.60334;
- нагнетайте насосом воду внутрь головки под давлением 0,5 МПа (5 кгс/см 2 ).
2. В течение 2 минут не должно наблюдаться утечки воды из головки. При обнаружении трещин головку цилиндров необходимо заменить.
3. Можно проверять герметичность головки цилиндров сжатым воздухом, для чего:
- установите на головке цилиндров детали, входящие в комплект приспособления А.60334;
- опустите головку цилиндров в ванну с водой, нагретой до 60–80° С, и дайте головке цилиндров прогреться в течение 5 мин;
- подайте внутрь головки цилиндров сжатый воздух под давлением 0,15–0,2 МПа (1,5–2 кгс/см 2 ).
4. В течение 1–1,5 мин не должно наблюдаться травления воздуха из головки.
Из чего состоит колесо?
Колесо любого классического велосипеда состоит из следующих компонентов:
- втулки;
- спиц;
- обода;
- шины.
Втулка представляет собой центральную часть, благодаря которой осуществляется крутящий момент. К ней обычно крепятся тормоза. С конструктивной точки зрения устройство задней втулки велосипеда несколько сложнее, чем передней. Помимо этого, не каждое изделие можно разобрать самостоятельно, поскольку для некоторых втулок требуются специальные инструменты и оборудование. Вдобавок нужны определенные знания и навыки. Обычно втулка соединена с ободом посредством спиц, что придает жесткости конструкции колеса.
Пружины
Основные данные для проверки наружной пружины клапана
Схема проверки пружины рычага
А – размер в свободном состоянии; В – размер под нагрузкой
1. Убедитесь, нет ли на пружинах трещин и не снизилась ли упругость пружин, для чего проверьте деформацию пружин под нагрузкой (рис. Основные данные для проверки наружной пружины клапана , рис. Основные данные для проверки внутренней пружины клапана , рис. Схема проверки пружины рычага ).
2. Для пружин рычагов (см. рис. Схема проверки пружины рычага ) размер А (пружина в свободном состоянии) должен быть 35 мм, а размер В под нагрузкой 51–73,5 Н (5,2–7,5 кгс) – 43 мм.
Проверка герметичности головки цилиндров
Проверка герметичности головки цилиндров на приспособлении А.60334
1, 2, 4 – заглушки; 3 – плита приспособления; 5 – фланец со штуцером подвода воды
1. Для гидравлического испытания на герметичность рубашки охлаждения головки цилиндров:
- установите на головке детали, входящие в комплект приспособления А.60334;
- нагнетайте насосом воду внутрь головки под давлением 0,5 МПа (5 кгс/см 2 ).
2. В течение 2 минут не должно наблюдаться утечки воды из головки. При обнаружении трещин головку цилиндров необходимо заменить.
3. Можно проверять герметичность головки цилиндров сжатым воздухом, для чего:
- установите на головке цилиндров детали, входящие в комплект приспособления А.60334;
- опустите головку цилиндров в ванну с водой, нагретой до 60–80° С, и дайте головке цилиндров прогреться в течение 5 мин;
- подайте внутрь головки цилиндров сжатый воздух под давлением 0,15–0,2 МПа (1,5–2 кгс/см 2 ).
4. В течение 1–1,5 мин не должно наблюдаться травления воздуха из головки.
Головка цилиндров и клапанный механизм
Основные размеры головки цилиндров, клапанов и направляющих втулок
Головка цилиндров – общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. Она унифицированная, т.е. одинаковая для двигателей 2101, 21011 и 2103.
В головку цилиндров запрессованы чугунные седла и направляюшие втулки клапанов. Рабочие фаски седел обрабатываются после запрессовки в сборе с головкой цилиндров, чтобы обеспечить точную соосность фасок с отверстиями направляющих втулок клапанов.
Отверстия во втулках обрабатываются также после запрессовки втулок в головку цилиндров. Это делается для обеспечения точности диаметра отверстия и его расположения по отношению к рабочим фаскам седла и клапана. В отверстиях направляющих втулок имеются спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до половины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов – на всей длине отверстия.
Сверху на направляющие втулки надеваются маслоотражательные колпачки из тепломаслостойкой резины со стальным арматурным кольцом. Колпачки охватывают стержни клапанов и служат для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между направляющей втулкой и стержнем клапана.
Каждый клапан имеет две цилиндрические пружины: наружную и внутреннюю, опирающиеся на две опорные шайбы. Вверху пружины упираются в тарелку, которая удерживается на стержне клапана двумя сухарями, имеющими в сложенном виде форму усеченного конуса.
Процесс установки заднего колеса
Правильно выполнить установку заднего колеса поможет четкое следование обратному порядку действий при демонтаже. Для этого придерживаемся следующего алгоритма:
Цепь надевается на звездочку самого меньшего размера. После этого колесо вставляется в крепление корпуса велосипеда
Важно проследить, чтобы ось окончательно закрепилась в пазах рамы.
На следующем этапе следует затяжка гаек или эксцентриков с необходимым усилием, чтобы колесо потом не выскочило из рамы.
Если на велосипеде используются ободные тормоза – это дальнейший шаг. Главное, застегнуть их строго в обратной последовательности
В противном случае поездка окажется не такой уж безопасной.
По завершении установки колеса необходимо устроить небольшое тестирование велосипеда с целью проверки работоспособности всех деталей. Не стоит пренебрегать техническим обслуживанием всех деталей и механизмов велосипеда. Ведь только так можно продлить их ресурс.
Пружины
Основные данные для проверки наружной пружины клапана
Схема проверки пружины рычага
А – размер в свободном состоянии; В – размер под нагрузкой
1. Убедитесь, нет ли на пружинах трещин и не снизилась ли упругость пружин, для чего проверьте деформацию пружин под нагрузкой (рис. Основные данные для проверки наружной пружины клапана , рис. Основные данные для проверки внутренней пружины клапана , рис. Схема проверки пружины рычага ).
2. Для пружин рычагов (см. рис. Схема проверки пружины рычага ) размер А (пружина в свободном состоянии) должен быть 35 мм, а размер В под нагрузкой 51–73,5 Н (5,2–7,5 кгс) – 43 мм.
Причины замены
Как говорилось выше, причиной замены клапанов может стать обрыв ,но не всегда причина заключается только в этом. Часто клапана нуждаются в замене из-за перескакивания моторной цепи. Когда это происходит, то клапана просто выворачивает и понятно, что дальнейшая их эксплуатация становится невозможной. После этого клапана выглядят следующим образом:
Кроме того, клапаны могут сами износиться. Вернее, износу подвергается именно ножка клапана, которая имеет определенный размер. Ножку специально замеряют микрометром, чтобы проверить соответствие нормам. Так, если ножка клапана имеет размер, который меньше 7,97 мм, то это уже износ и такой клапан следует отправлять в мусорный бак. Наконец, прогар или трещина самой тарелки может стать причиной того, что следует менять клапаны.
Распространенная неисправность
Самая распространенная неисправность задней втулки колеса велосипеда заключается в ослаблении или ее затяжке. Ослабление приводит к возникновению люфта колеса, который со временем, если не предпринимать никаких действий, может увеличиваться. В итоге это может привести к деформации, причем как самой втулки, так и колеса.
При сильной затяжке конуса задней втулки скоростного велосипеда его движение будет в значительной степени затрудненным. Не исключено, что в таком случае подшипники могут начать издавать хруст, что не есть хорошо. В некоторых случаях втулка может быть погнута или вовсе сломана. По большей части это случается по вине некачественных деталей, и решить проблему можно только заменой на надежный вариант.
Как определить износ
Работает стержень во втулке постоянно, поэтому внутри происходит чрезмерный износ элементов. Особенно заметен он будет при внушительном пробеге машины. Кроме того, если вы будете использовать смазку низкого качества, это ускорит выработку втулок. Необходимо перед проведением замены определить, насколько сильно изношены элементы.
Использовать можно один из этих методов:
Нутрометр и микрометр. Эти инструменты позволяют измерить на втулках минимальное значение диаметра. Также необходимо измерить максимальное значение диаметра зоны хода стержня клапана. Разность между величинами и будет являться зазором
Обратите внимание на то, что износ стержня конусный и бочкообразный. А также у втулки с высотой изменяется диаметр
Прежде чем проводить замеры, необходимо полностью очистить поверхность от грязи и пыли.
При помощи индикатора часового типа на стойке. В том случае, если зазор больше, нежели необходимо, нужно взять новый клапан и повторить замеры. Если даже при установке нового клапана зазор слишком большой, необходимо поставить новые направляющие.
Причины и следствия износа втулки клапанов
На фото — клапанные втулки, если они изношены, то усиленно расходуется моторное масло
Износ внутренней поверхности клапанной втулки приводит к повышенному расходу масла, поскольку вследствие люфта быстрее изнашивается маслосъемный колпачок, масло попадает в камеру сгорания. Это вызывает повышенное нагарообразование, нарушение температурного режима работы, повышение токсичности отработанных газов, а если бы в девятке стоял катализатор, то и к выходу его из строя. Это касается в большей мере более новых двигателей на 16 клапанов ВАЗ 2110, Приора, Гранта.
В идеальных условиях, при своевременной замене хорошего масла на хорошее и при эксплуатации двигателя без перегрева, втулку стоит менять не ранее, чем через 180-200 тысяч пробега. Но если масло не соответствует нормативной вязкости, клапанные зазоры не контролируются, тогда может возникнуть боковой износ втулки из-за повышенной радиальной нагрузки на клапан и ухудшение его подвижности по оси штока. Поэтому настоятельно рекомендуется после каждой замены маслосъемных колпачков проверять зазор в клапанных направляющих втулках. Если он увеличеный или наблюдается сильный люфт — втулки необходимо поменять.
Зачем нужны направляющие втулки?
В начале и середине прошлого века ГБЦ автомобилей изготавливались из чугуна, а клапаны просто вставлялись в точно просверленные отверстия. Но впоследствии производители отказались от чугунных головок из-за большого веса и недостаточного отведения излишков теплоты, а им на смену пришли лёгкие ГБЦ из алюминиевых сплавов. Эти металлы обладают прекрасной теплопроводностью, но слабо противостоят износу от трения.
Чтобы решить проблему, была придумана направляющая втулка — посредник между мягким сплавом головки цилиндров и стальным стержнем клапана, постоянно движущимся вверх-вниз в процессе работы. Изготовленная из чугуна или специальной бронзы, она надёжно запрессовывается в тело ГБЦ, а внутрь с минимальным зазором вставляется клапан.
На схеме двигателя показано расположение направляющих втулок
Сама втулка представляет собой полый цилиндр, сделанный точно по размерам под определённую модель автомобиля. Наружная поверхность отшлифована и на ощупь гладкая, а на внутренней выполнена спиралевидная канавка в виде резьбы. По ней движется моторное масло, смазывающее ось клапана и снижающее силу трения. В верхней части направляющей детали сделана неглубокая выборка, куда вставляется стопорное кольцо.
Бронзовые втулки для ВАЗ 2109 с виду все одинаковые
Втулки выполняют следующие функции:
- как явствует из названия, они направляют движение клапана, чтобы его тарелка чётко совмещалась с седлом и плотно прилегала к нему;
- принимают на себя нагрузку от силы трения, возникающую во время поступательно-возвратного движения стержня клапана;
- клапанная чашка сильно нагревается в камере сгорания, а втулка передаёт это тепло алюминиевому сплаву головки цилиндров;
- благодаря специальной канавке деталь обеспечивает смазку трущихся поверхностей.
Чугунные детали ВАЗ 2106 — впускные втулки короче выхлопных
Когда элемент запрессован в отверстие ГБЦ, то его верхняя часть меньшего диаметра на несколько миллиметров выступает над поверхностью. Это необходимо, чтобы установить на неё маслосъемный колпачок (он же — сальник клапана), не позволяющий смазке из верхней части двигателя попадать в камеру сгорания через внутреннее отверстие втулки.
Так выглядит выступающая часть, куда надевается маслосъёмный колпачок
Причины поломки деталей и их последствия
Характерная особенность направляющих элементов заключается в том, что они не выходят из строя в один момент, а изнашиваются постепенно. Срок «жизни» деталей на авто бюджетной категории составляет от 180 до 300 тыс. км, а на более дорогих иномарках может достигать 1 млн км. На процесс износа влияет несколько факторов, могущих его ускорить:
- качество применяемого моторного масла и своевременность его замены;
- температурный режим работы силового агрегата, чем чаще мотор перегревается, тем быстрее изнашиваются трущиеся поверхности;
- качество топлива и горючей смеси, чьи пары проникают в любые неплотности и вносят свою лепту в процесс медленного разрушения деталей.
Нагар на штоке разрушает втулку довольно быстро
Изношенная деталь характеризуется «разбитым» внутренним отверстием, в результате чего шток клапана начинает в нём слишком свободно ходить, а потом появляется люфт. Стержень перекашивается в процессе работы, а тарелка плохо совмещается с седлом, герметичность сопряжения постепенно теряется. Из камеры сгорания в механизм прорываются газы, а сверху попадает масло, в результате чего образуется нагар. Он тоже способствует ускорению износа, быстро приводя деталь в полную негодность.
Замена втулок клапанов на классике
Заменять направляющие втулки клапанов приходится довольно редко, хоть и постигает большинство владельцев автомобилей ВАЗ классического семейства.
Геометрия седла, клапана, втулок
Для начала о назначении этих самых втулок — они, исходя из названия, призваны ограничивать пространственное перемещение клапанов относительно ГБЦ, сводя его к возвратно-поступательному движению. Проще говоря — это втулки в которых перемещаются клапана.
Зачем же их заменяют? Вопрос правильный, но нужно смотреть в корень. Главным показателем к замене является износ втулки (соответственно увеличение внутреннего диаметра под стержень клапана) более чем на 0,15мм и его никак нельзя устранить заменой клапана на новый. Также вытекающим отсюда дефектом есть быстрый износ маслоотталкивающих колпачков (в народе — сальники клапанов), в более сложных случаях откровенно «шатающийся» клапан во втулке разрывает сальник. Соответственно через плохой сальник в цилиндр попадает масло, синий дым из выхлопной, лицо ужаса и дергающийся глаз у владельца… Также появляются шумы, как итог возникшего зазора. Но стоит заметить, что ресурс втулок клапанов приближаются к 300тис км. пробега и (как правило, возможно для вас это и не правило) при первом капремонте не заменяются.
Замена направляющих втулок естественно проводится на снятой ГБЦ, с извлеченными и рассухаренными клапанами.
Втулки для впускных и выпускных клапанов разные! Направляющие для впускных клапанов меньше по длине, внутри их присутствует смазывающая спиральная канавка до половины длинны втулки, это сделано для минимизации попадания масла во впускной коллектор. Направляющие втулки выпускных клапанов длине по размеру, внутри канавка проходит по всей длине втулки. Когда-то читал, что не плохо себя показывают втулки изготовленные из бронзы.
Для замены направляющих втулок клапанов вам понадобится следующий инструмент:
- Молоток
- Оправка для выпресовки и запресовки самих втулок (на фото ниже)
- Развертки на 8.022 и 8.028
Оправка для замены направляющих втулок клапанов
Начинать замену нужно с выпресовки старой втулки, сделать это довольно легко, необходимо взять оправку в левую руку, молоток в правую и выбить старую втулку. Так следует поступить со всеми втулками. Если вам не удастся изготовить или купить такую оправку, то можно использовать любой стержень подходящего диаметра, но это весьма не желательно!, легче отдать мастеру.
При запресовке новых направляющих втулок, необходимо проявить смекалку, а собственно ГБЦ разогреть до температуры около 100 градусов, а втулки предварительно положить на сутки-двое в морозилку. Это позволит, говоря просто, максимально расширить посадочное отверстие и максимально сузить направляющую втулку. Также не забываем, что перед запресовкой на втулки необходимо одеть стопорные кольца.
Казалось бы и все? Да почти, осталась самая ответственная часть — вставляем клапана, а они не влазят? Все дело в том, что при запресовке втулок, они могут несколько изменять свой внутренний диаметр, тут нам пригодятся развертки.
Про развертки необходимо заметить отдельно, так как довольно часто встречал выражения, что развертка 8.028 (для выпускного клапана) возможно несколько большая. Дело в том, что замена направляющих втулок клапанов в большинстве случаев подразумевает и зенковку клапанного седла, ведь новая втулка может дать небольшое отклонение, вследствие чего добиться герметичности будет очень тяжело. Так вот в процессе притирания, особенно если это делать дрелью, стержень клапана имеет свойство растирать внутренний диаметр втулки и в конце процесса притирки (а он может быть и не очень скорым) получается, что клапан болтается в новой направляющей втулке. Что бы избежать этого, советуют сначала пробрать отверстие меньшей разверткой — 8.022, и если стержень клапана влазит, то притирать с таким отверстием. В конце процесса клапан должен перемещаться во втулке легко и непринужденно:), вместе с этим не болтаться в стороны (помним про 0.15мм).
Шлифование
1. Установите головку на подставку А.60353, вставьте в направляющую втулку клапана стержень А.94059 и очистите фаски седел от нагара зенкерами А.94031 и А.94092 для седел выпускных клапанов и зенкерами А.94003 и А.94101 для седел впускных клапанов. Зенкера надеваются на шпиндель А.94058 и центрируются направляющим стержнем А.94059.
2. Наденьте на направляющий стержень А.94059 пружину А.94069/5, установите на шпиндель А.94069 конический круг А.94078 для седел выпускных клапанов или круг А.94100 для седел впускных клапанов, закрепите шпиндель в шлифовальной машинке и прошлифуйте седло клапана.
3. В момент соприкосновения круга с седлом машинка должна быть выключена, иначе возникнет вибрация и фаска будет неправильной.
4. Рекомендуется чаще производить правку круга алмазом.
5. Для седел выпускных клапанов ширину рабочей фаски доведите до величин, указанных на рис. Профиль седла выпускного клапана, зенкером А.94031 (угол 20°) и зенкером А.94092, которым устраняется наклеп на внутреннем диаметре. Зенкеры надеваются на шпиндель А.94058 и, также как и при шлифовании, центрируются стержнем А.94059.
6. У седел впускных клапанов ширину рабочей фаски доведите до величин, указанных на рис. Профиль седла впускного клапана, сначала обработав внутреннюю фаску зенкером А.94003 до получения размера диаметром 33 мм, а затем фаску 20° зенкером А.94101 до получения рабочей фаски шириной 1,9–2,0 мм.
Очистка головки цилиндров
1. Установите головку на подставку А.60353.
2. Удалите нагар из камер сгорания и с поверхности выпускных каналов металлической щеткой, приводимой во вращение электрической дрелью. Очистите и осмотрите впускные каналы и каналы подвода масла к рычагам привода клапанов.
Проверка и шлифование седел клапанов
Профиль седла выпускного клапана
Профиль седла выпускного клапана
Форма фасок седел клапанов показана на рис. Профиль седла впускного клапана и рис. Профиль седла выпускного клапана.
На рабочих фасках седел (зона контакта с клапанами) не должно быть точечных раковин, коррозии и повреждений. Небольшие повреждения можно устранить шлифованием седел. При этом снимайте как можно меньше металла. Шлифовать можно как вручную, так и с помощью шлифовальной машинки.