Содержание
- 1 Можно ли отличить по цвету и запаху?
- 2 Характеристика неэтилированной жидкости
- 3 Этилированный бензин: что это такое
- 4 Почему такое топливо так широко использовалось?
- 5 Этилированный бензин и неэтилированный – в чем разница?
- 6 В чём отличия этилированного и неэтелированного бензина
- 7 Какие марки бывают?
- 8 Чем опасно использование этилированного бензина
- 9 Основные марки неэтилированного топлива
- 10 Что такое этилированный и неэтилированный бензин
- 11 Переход от чистого бензина на топливо E10
- 12 Чем отличается этилированный бензин от неэтилированного
- 13 Этилированный бензин: что это такое и как появилось
- 14 Господство этилированных бензинов
- 15 Можно ли различить бензин на глаз или по запаху?
- 16 Что взамен
- 17 Что взамен
Можно ли отличить по цвету и запаху?
Сегодня неэтилированный бензин не подкрашивают, а потому, определить марку по цвету проблематично. Как и понять, этилированное данное топливо или неэтилированное. Ни запах, ни консистенция также не помогут сделать точный вывод. Разве что, этил придает горючему жирность, но судить по данному признаку наверняка, нельзя.
Ввиду существующего запрета, разумеется, вас будут уверять, что горючее не содержит токсичных металлсодержащих присадок. Однако, доподлинно в этом убедиться поможет только лабораторный анализ.
Если вы заподозрили неладное, проверьте свечи зажигания. Даже одного расхода полного бака этилированного топлива достаточно, чтобы на указанных элементах появился красноватый налет.
Характеристика неэтилированной жидкости
Неэтилированным продуктом называют горючее, полученное вследствие воссоединения топлива с другими более экологическими присадками. В обсуждаемой жидкости отсутствует тетраэтилсвинец. Многолетние попытки ученых в области детонации топлива увенчались успехом. В неэтилированном изобретении содержатся эфиры и специальные спирты.
Такие компоненты увеличивают октановый показатель бензина. Отсутствие свинца уменьшает эффективность топлива, однако не вредит окружающей среде в крупных масштабах. Представленная жидкость обладает специфическим цветом. Неэтилированный продукт подкрашивают специальными красителями. Известно несколько разновидностей такого горючего:
- АИ-98. Дорогостоящий вид бензина предназначен для автомобилей премиум класса. Максимально очищенный продукт пока не обрел всеобщей популярности среди автовладельцев, так как цена бензина не всегда соответствует его качеству.
- АИ-80. Низкокачественное, однако широко распространенное горючее. Предназначено для сельскохозяйственных техники, грузовиков и отечественных мотоциклов. Для иностранной автомобильной техники продукт не подходит.
- АИ-92. Широко распространенный вид бензина. Качественное питание идеально подходит для старых машин и отечественных иномарок. Действие жидкости не уменьшает эксплуатационные возможности автомобильного движка.
- АИ-95. Неэтилированный бензин высокого качества. Единственный минус востребованного продукта – его стоимость.
Настало время сравнить представленные ресурсы.
Этилированный бензин: что это такое
Как известно, бензин – это продукт переработки нефти: органическое сырьё путём перегонки очищают от вязких и тяжёлых компонентов, серы и других примесей. Но полученная жидкость обладает чересчур низким для современных двигателей октановым числом, которое колеблется в пределах 55-60 единиц.
Молекула тетраэтилсвинца, который используется в этилированном бензине.
Как мы помним из школьного курса органической химии, октановое число является показателем уровня сжатия топливной смеси, при котором происходит её самопроизвольное возгорание. Низкое октановое число делает невозможной эксплуатацию топлива в современном автомобильном двигателе с его высокими скоростями и уровнем давления, создаваемом поршнями цилиндров.
Проблема повышения октанового числа встала перед автопроизводителями достаточно давно, ещё в 20-30-е годы ХХ века. Без её решения было невозможно создавать эффективные и производительные двигатели. Выходом из создавшейся ситуации стало изобретение американскими химиками из «Дженерал Моторс» метода этилирования бензина путём введения в его состав особой добавки – тетраэтилсвинца. Октановое число топлива после этого резко повышалось, причём без существенного удорожания производства.
Технология получила широкое распространение, а бензин с добавкой тетраэтилсвинца стали называть этилированным бензином. К сожалению, при всех достоинствах – дешевизне, простоте и эффективности – продукт получился достаточно ядовитым. Соединения свинца, выбрасываемые в воздух с выхлопом отработанных газов, накапливались в окружающей среде, постепенно отравляя её, принося вред здоровью людей и всего живого мира.
Почему такое топливо так широко использовалось?
Благодаря использованию тетраэтилсвинца, компании, производящие топливо, обогащались. Ведь так просто купить дешевый бензин ужасного качества и обогатить его дешевым веществом. Такое топливо ничуть не уступало дорогому.
Полученный таким образом бензин опасен практически так же, как и само вещество, сделавшего его «качественнее». Опасность состоит в том, что вот так просто отличить такое топливо от безопасного нельзя. В нашей стране до сих пор используется этилированный бензин.
Ученые создали новый вид бензина, называемый биобензином, где, в отличии от этилированного, вместо ядовитого тетраэтилсвинца используется этиловый спирт. Продукты его распада не представляют вреда.
Этилированный бензин и неэтилированный – в чем разница?
Не только иномарки, но и отечественные автомобили требуют правильного ухода. Своевременное проведение техосмотра, применение качественных расходных материалов позволит продлить срок ее службы
Первое, на что стоит обратить внимание, это какое топливо можно заливать в бак
Производитель, как правило, устанавливает свои рекомендации, которым стоит следовать. Ознакомиться с ними можно в инструкции по эксплуатации или внимательно изучить надписи около бака. В основном она звучит так: только неэтилированный бензин.
Что это за вид топлива и, какие его особенности, вы сможете в нашей статье. Так как информация изложена максимально простым языком без использования сложных технических терминов, то будет понятна всем.
Производство бензина – сложный процесс, который состоит из ряда взаимосвязанных мероприятий. Получают его из нефти. Первоначальный показатель октанового числа отличается от необходимого и равно 56-60.
В результате первого получается этилированный бензин. Он заключается в смешивании топлива присадками, которые основаны на тетраэтилсвинце.
Этот способ достаточно эффективен, позволяет значительно улучшить качество бензина. Несмотря на многие его достоинства, он имеет один важный недостаток – высокая токсичность топлива. В связи с этим он запрещен уже более 20 лет.
Кроме этого, он плохо воздействует и нас автомобиль. Особенно на нейтрализатор отработанных газов. Для выхода из строя устройства достаточно один раз заправиться таким бензином. Часто нарушается и работа датчика, который контролирует уровень кислорода в отработанных газах.
Если иномарку заправлять этилированным топливом, то велика вероятность того, что она перестанет работать. Автомобиль не сможет полноценно функционировать при условии испорченного катализатора отработанных газов. Специалисты рекомендуют внимательно отнестись к этому моменту и не рисковать.
Этилированное топливо применялось в СССР и было известно как 93 бензин. Его производство и продажу запретили достаточно давно. Найти его сегодня в России вряд ли получится.
Второй способ получения бензина предполагает использование не очень эффективных присадок, но экологичных. Такое топлива получило название неэтилированное.
Подобные присадки безопасны для человека и автомобиля. С таким бензином можно не переживать за катализатор. Он прослужит долгие годы и позволит машине пройти тысячи километров.
Бывает он нескольких видов, которые отличаются степенью очистки и октановым числом. К ним относят:
- АИ-80. Данный вид бензина достаточно низкого качества. Его применяют в основном для грузовиков, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Также ним заправить можно отечественный мотоцикл. Стоимость топлива невысокая, что делает его максимально доступным;
- АИ-92. Распространённый бензин. Отлично подходит для отечественных машин и старых иномарок. Его качество достаточно хорошее, поэтому детали автомобилей долго служат;
- АИ-95. Самый популярный вид. Ним заправляются большинство машин не только отечественного производства, но и зарубежного, так как бензин хорошего качества. Стоимость превышает предыдущих видов;
- АИ-98. Данная марка бензина является самой дорогой. В основном применяется автомобилями премиум класса. Он проходит дополнительную очистку и содержит минимальное количество вредных примесей.
Но несмотря на это не очень популярен. Объясняется это несоответствие заявленному качеству и высокой цене.
Такой бензин безопасен для человека, окружающей среды и транспортного средства. Представлен он несколькими марками. Они отличаются степенью очистки и ценой. Это позволяет потребителю самостоятельно выбирать его тот вариант, который ему подойдет наилучшим образом, как по качеству, так и по стоимости.
В чём отличия этилированного и неэтелированного бензина
Чтобы в этилированном топливе и неэтилированном бензин найти отличие, необходимо знать, как их производят. При добавлении в низкооктановые жидкости тетраэтилсвинца образуется токсичное вещество, но оно обладает высокими эксплуатационными характеристиками. В результате такой этилированный бензин. Чем выше ОЧ, тем ниже риск возникновения детонации (самопроизвольного взрыва топлива).
У неэтилированного бензина несколько отличается технология получения, так как он проходит дополнительные стадии очистки от вредных примесей, включая серу, свинец и их производные. Также в его составе находятся более экологически чистые добавки (ароматические амины, этиловый спирт, метил-третбутиловый спирт, ферроцен и др.). Разницу заметить без специального оборудования вряд ли удастся. Нормы присадок регламентируются законодательно ГОСТами.
Какие марки бывают?
Не секрет, бензиновое горючее производят из нефти. Однако, прежде чем стать полноценным топливом, она перерабатывается на специализированных заводах. Конечный продукт обязательно должен соответствовать экологическим стандартам безопасности и качества. Для этого его очищают и присаживают специальными добавками. В результате, он приобретает горючесть, испаряемость, нужную детонационную стойкость, окислительную активность и минимум токсинов в выхлопе.
Для каждой марки топлива существует свой ГОСТ, отходить от которого производители не имеют права. Все бензины являются неэтилированными (без добавления металлсодержащих присадок).
Рассмотрим, какие сегодня, в 2020 году, в России, существуют марки бензина согласно утвержденным ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002 (с изменениями):
- АИ 80. Используется в качестве топлива для грузового транспорта;
- АИ 92. Пока еще самый «ходовой» вид горючего для легковых машин;
- АИ 95. Премиальная марка;
- АИ 98. Высокооктановое топливо для автомобилей с изменяемой фазой газораспределения и турбонаддувом;
- АИ 100. Бензин с наивысшими антидетонационными характеристиками. Изначально разрабатывался для гоночных суперкаров. Применяется редко, но присутствует на многих заправках;
- Кроме того, есть брендированные (премиальные) виды топлива.
Таковы основные марки бензинов, которые можно найти на современных заправках, и сфера их применения.
Чем опасно использование этилированного бензина
О том, что последствия применения топлива со свинцовыми тяжёлыми соединениями вредны для окружающей среды, автомобилистам известно было давно. Специалисты уверяли, что длительное применение агрессивных углеводородов способно негативно сказаться на здоровье жителей нашей планеты. В развитых странах использование ЭБ категорически запрещено.
Рассмотрим, каковы последствия применения тетраэтилсвинца или похожих на него соединений
Важно знать, что ТЭС является токсичным ядом, который воздействует на человеческую нервную систему. Даже при его производстве известны смертельные случаи на производстве по причине вдыхания паров
Свинец относится к группе тяжёлых металлов, которые наносят вред как человеку, так и окружающей среде:
- почве;
- растениям;
- животным.
Непродолжительное вдыхание паров с ТЭС чревато головными болями, поражением нервных окончаний, дыхательных путей и способно провоцировать развитие онкологических заболеваний. Также заправленный в бак этилированный бензин быстрым темпом способствует разрушению установленного в топливной системе каталитического нейтрализатора. Формируется агрессивный нагар, который на три четверти сформирован из свинцовых окислов.
Стоит знать, каковы последствия и для других деталей и узлов. Ещё одной жертвой агрессивного топлива является кислородный датчик, расположенный в выпускном коллекторе. Высока вероятность быстрого выхода из строя поршней, цилиндров блока и скручивания ГБЦ.
Стоит учесть, что полный запрет на использование не означает, что данную жидкость невозможно найти в продаже. Иногда мошенники используют нелегальные дешёвые добавки, чтобы повысить марку топлива. Избежать неприятностей можно, если пользоваться услугами проверенных АЗС или сервисами крупных сетевых брендов.
Основные марки неэтилированного топлива
Рассмотрим, какие существуют марки неэтилированного бензина, согласно ГОСТу:
- АИ 80;
- АИ 92;
- АИ 95 (ЭКТО и Евро);
- АИ 98.
Группа букв обозначает, что октановое число было выделено исследовательским методом. Цифры выражают детонационную стойкость марки.
Также, данный Стандарт выделяет несколько экологических классов неэтилированного топлива:
- К2;
- К3;
- К4;
- К5;
- К6
Экологический класс определяет уровень содержания серы и других вредных веществ в выхлопе. Чем выше класс, тем чище топливо. К примеру, экокласс К5, в одинаковом объеме газового облака, подразумевает в 50 раз меньшее количество серы, чем К2. В неэтилированном горючем К6 сера полностью отсутствует. В настоящее время производить неэкологичное топливо классом ниже К5 на территории стран, входящих в Таможенный Союз, запрещено. Брендовые заправки от именитых производителей бензина придерживаются указанных стандартов. А вот мелкие частные сети, а также некоторые производители из Средней Азии, все еще «халтурят».
Что такое этилированный и неэтилированный бензин
В России бензин чаще всего принято маркировать по октановому числу, например, АИ-95, АИ-92 и др. Наличие каких-либо добавок не указывается для потребителей. Производители автомобилей имеют право рекомендовать автовладельцам, какую марку топлива требуется заправлять, но далеко не все знают, какой бензин в нашей стране разрешён, а какой запрещён.
Более двух десятилетий на легальных отечественных заправках отсутствует этилированный бензин. Хотя во многих азиатских странах в отдельных регионах можно найти в свободной продаже лишь этот тип углеводородов.
При переработке нефти в готовые продукты для машин, у топлива удаётся добиться октанового числа не более 56-60 единиц. Для повышения значения к приемлемым отметкам в 92 или 95 единиц можно использовать экологически чистые присадки или такие агрессивные добавки как тетраэтилсвинц.
Переход от чистого бензина на топливо E10
Большинство проблем, связанных с E10, возникают при переходе с чистого бензина на E10 или во время сезонного хранения. Проблемы могут возникать в регионах США, где E10 вводится в практику, например, на Восточном побережье и Юго-востоке. Топливная система, в которой использовался только чистый бензин, будет иметь тонкий слой воды на дне топливного бака. Эта вода всасывается заборником топлива в очень малых количествах и проходит через топливную систему без вреда для нее. Обычно это капельки воды, которые вызывают замерзание топливной линии в холодную погоду. Кроме того, со временем в баке будут образовываться отложения продуктов окисления и загрязнения, когда двигатель работает только на чистом бензине. Отложения образуются несмотря на то, что слой воды тонкий, но система двигателя будет оставаться стабильной.
Когда вы добавляете в топливный бак E10, вы тем самым добавляете в него новый растворитель. Этанол будет растворять некоторое количество отложений, которые со временем накопились, потенциально снижая стабильность работы двигателя.
«Для бензинового двигателя это будет совсем неблагоприятным фактором,» — сказал Альанак.
Проблемы перехода можно ограничить с помощью простых указанных ниже процедур:
Сначала проверить систему на присутствие воды в топливном баке и осмотреть и проверить водоотделительный фильтр (на больших двигателях). Если обнаружена вода, из бака необходимо все насухо выкачать. Кроме того, проверить топливо в баке на прозрачность. Если топливо имеет молочный цвет, плавающие в нем частицы или испускает кислый запах, бак необходимо прочистить. Качественное чистящее средство, такое как Mercury’s Quickleen Fuel Product, поможет растворить отложения. Первая полная заправка бака должна состоять только из топлива E10 для того, чтобы в баке находилось максимальное количество абсорбирующего воду этанола.
Необходимо всегда следить за фильтрами и их состоянием, при этом рекомендуется всегда иметь при себе дополнительные топливные фильтры на случай возникновения потенциальных проблем с забиванием фильтров.
Чем отличается этилированный бензин от неэтилированного
Так как из-за запрета этилированного бензина теперь топливо никак не маркируется, то многие не догадываются о разнице между двумя видами топлива.
Присадки используются в любом виде бензиновых смесей, так как без них невозможно достигнуть необходимого октанового числа.
Разница между двумя видами топлива состоит в химическом составе используемых присадок:
- в этилированном бензине — тетраэтилсвинец;
- в неэтилированном используются ароматические амины, этиловый спирт, метил-третбутиловый спирт, ферроцен и др.
Неэтилированный бензин — токсичное вещество, которое наносит вред природе и может причинять урон здоровью человека.
Однако степень воздействия на природу и организм человека неэтилированного бензина намного ниже, чем смеси, содержащей свинец.
Этилированный бензин: что это такое и как появилось
В 1921 году решение проблемы с октановым числом было найдено. Два инженера из компании Дженерал моторс, Бойд и Миджлей, хотели помочь своему другу, предпринимателю, построившему небольшую электростанцию. Предполагалось, что движок будет работать на керосине, но он работал со сбоями, сильно детонировал, и в любой момент мог выйти из строя, потому что в керосине было низкое ОЧ. Способность тетраэтилсвинца повышать октановое число керосина, была обнаружена в результате целенаправленного поиска вещества, способного снижать детонацию двигателя.
Испытания, проводимые с бензином на автомобильных двигателях, тоже показали положительный результат. Руководители Дженерал Моторс зарегистрировали патент на открытие и, объединившись с двумя другими корпорациями -«DuPont» и «StandardOil» создали предприятие, выпускающее антидетонирующую присадку на основе тетраэтилсвинца.
Свинец оказался тем самым элементом, который, имея 4 валентные связи, был способен связать нужные углеродные атомы. Формула тетраэтилсвинца – Pb(CH2CH3)4. Таким образом, этиловые радикалысоздавали структуру октана, и снижали детонацию двигателя.
Получив искомое, руководители Этиловой корпорации на этом успокоились. Они тщательно скрывали факты отравлений на своих фабриках, отрицали ядовитость тетраэтилсвинца. Сам Томас Миджлей получил отравление этим веществом, и долго лечился, но он так и не признался в том, что его детище наносит вред окружающей среде и людям.
Даже в названии предприятия, занимавшегося производством тетраэтилсвинца в Америке, о ядовитом металле предпочли умолчать, чтобы не пугать людей. Компания называлась EthylCorporation(этиловая корпорация).
Господство этилированных бензинов
Поскольку до 2000-го года 80% бензина выпускалось с содержанием тетраэтилсвинца, официального разделения на бензины этилированные и неэтилированные не было. В первой половине ХХ века, когда планету сотрясали социальные катаклизмы (войны, революции) общество мало заботили проблемы экологии и здоровья. Да и машин было не так много, чтобы ощущать их вредное воздействие на природу.
Эра этилированных бензинов началась в 1924 году в Америке с того самого предприятия, без свинца в названии – «Этил корпорейшн». В России тетраэтилсвинец не применялся до 1942 года по двум причинам:
- Высокое (в сравнении с Лос-анджелесской и техасской нефтью) качество сырья, добываемое в Грозном и в Баку;
- У отечественных автомобилей степень сжатия в карбюраторных двигателях была ниже, чем у тех же американских.
Но в 1942 году в СССР поступили первые партии американских грузовиков Studebekker и истребители из стран Атланты, которые привыкли работать на этилированном бензине. Поэтому сначала закупали, а потом и наладили производство тетраэтилсвинцовой жидкости.
После войны постановлением правительства применение этилированных бензинов пытались запретить в столичных и курортных городах СССР, но этот запрет выполнялся не всегда из-за возрастающих перевозок. Более того, развивающееся в стране автомобилестроение увеличивало мощности двигателей, в том числе и за счет увеличения сжатия в карбюраторах ДВС, и применения этилированных бензинов. Открытые в 60-х годах нефтяные месторождения решили проблему количества бензина для растущего автомобиле- и тракторостроения, но качество Сибирской нефти оказалось ниже, чем той, которую добывали на юге. Так, этилирование прочно обосновалось и в СССР.
Можно ли различить бензин на глаз или по запаху?
Прежде всего, стоит отметить, что во всех больших городах РФ с 2002 года запрещена продажа на АЗС этилированного бензина. Однако в глубинке ситуация далека от идеальной, поэтому можно легко попасть на подделку неэтилированного спирта либо на смертельно-опасную смесь двух видов топлива.
Как узнать этилированный бензин или нет и можно ли различить бензин по запаху или цвету? Согласно существующим европейским и российским стандартам нормальный неэтилированный бензин являет собой бесцветную прозрачную жидкость. Это можно хорошо наблюдать в стеклянной посуде (к примеру, в банке).
В этилированное топливо добавляют краситель красного или оранжевого цвета, а содержание свинца можно почувствовать по запаху. Если сказать точнее – этилированный бензин имеет очень сильный неприятный запах, который существенно отличается от неэтилированного топлива.
Что взамен
Параллельно с общественными и экологическими движениями за запрет производства и использования этилированного топлива совершенствовались технологии переработки нефти с получением бензина с повышенным октановым числом (каталитический риформинг), изобретались безопасные для окружающей среды антидетонационные присадки (прежде всего на основе эфиров).
Результаты не замедлили сказаться, и уже в 1986 году этилированный бензин был запрещен на законодательном уровне в Японии, в 1988 году — в Германии и Норвегии, в 1996 году — в США (хотя фактически производство полностью прекратилось в 1986 году). В России этилированный бензин был полностью запрещен в 2003 году.
Что взамен
Параллельно с общественными и экологическими движениями за запрет производства и использования этилированного топлива совершенствовались технологии переработки нефти с получением бензина с повышенным октановым числом (каталитический риформинг), изобретались безопасные для окружающей среды антидетонационные присадки (прежде всего на основе эфиров).
Результаты не замедлили сказаться, и уже в 1986 году этилированный бензин был запрещен на законодательном уровне в Японии, в 1988 году — в Германии и Норвегии, в 1996 году — в США (хотя фактически производство полностью прекратилось в 1986 году). В России этилированный бензин был полностью запрещен в 2003 году. К сожалению, на заправке отличить этилированный бензин (если только он не подкрашен в соответствии с нормативными документами) от неэтилированного бензина практически невозможно, чем иногда пользуются недобросовестные продавцы, особенно вдали от больших городов. Поэтому, чтобы не нарваться на топливо, приносящее вред человеку, окружающей среде и собственно современному автомобилю следует заправляться только на проверенных заправочных станциях.