Содержание
- 1 Неисправности автомобильного генератора
- 2 Как работают генераторы постоянного и переменного тока
- 3 Приступаем к разгону
- 4 Тонкости крепления
- 5 Поиск номера модели, типа & кода двигателя
- 6 Привод и крепление
- 7 Для чего нужен генератор в автомобиле
- 8 Особенности и принципы работы генератора
- 9 Будущее маркировки товаров в РФ
- 10 Выбор АВР
- 11 Возможные проблемы
- 12 Выбор генератора для легкового авто
- 13 Как проверить генератор своими руками
- 14 Схема подключения генератора ВАЗ-2109
- 15 Устройство автомобильного генератора
- 16 Метки: ahl, генератор, щетки генератора, маркировка
- 17 Преимущества и недостатки
- 18 Обозначения выводов
Неисправности автомобильного генератора
ВИДИМАЯ НЕПОЛАДКА | ПРИЧИНА | СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ |
Контрольная лампа заряда не горит при включении зажигания | Разряжен либо неисправен аккумулятор | Зарядить или заменить аккумулятор |
Перегорела лампа на приборной панели | Заменить | |
Нет контакта провода массы с задней частью генератора | Проверить надежность контакта массы, очистить и подтянуть болты крепления провода массы | |
Нарушение целостности провода между выводом подключения лампы на генераторе и приборной панелью | Проверить вольтметром или омметром по электрической схеме | |
Не подсоединены разъемы между генератором и приборной панелью | Проверить и, если требуется, заменить разъемы | |
Щетки неплотно прилегают к контактным кольцам (“зависли” либо износились) | Проверить длину (min=5 мм) и свободу перемещения щеток в щеткодержателе | |
Дефект регулятора напряжения | Заменить регулятор напряжения | |
Сильный износ роторных колец | Проверить и, если требуется, заменить роторные кольца | |
Обрыв обмоток ротора генератора | Проверить ротор, при необходимости заменить. | |
Контрольная лампа заряда гаснет при увеличении оборотов двигателя, но на аккумуляторе зарядки нет | Ослабло натяжение клинового ремня | Натянуть клиновой ремень |
Обрыв диодов диодного моста | Проверить и заменить диодный мост | |
Дефект регулятора напряжения | Проверить и, если требуется, заменить реле регулятор напряжения | |
Провод между генератором и аккумулятором имеет плохой контакт | Проверить и заменить провод, после чего проверить диодный мост в генераторе. | |
Контрольная лампа заряда не гаснет при увеличении оборотов двигателя | Ослабло натяжение клинового ремня | Натянуть клиновой ремень |
Неисправность диодного моста или обмотки статора | Проверить и заменить диодный мост или обмотку | |
Дефект регулятора напряжения | Проверить и, если требуется, заменить реле регулятор напряжения | |
Провод между генератором и контрольной лампой имеет контакт с массой | Найти и устранить замыкание или заменить жгут проводов, после чего проверить диодный мост в генераторе | |
Контрольная лампа заряда горит при выключенном зажигании | Короткое замыкание диода | Проверить диоды, и заменить диодный мост |
Аккумулятор выкипает | Неисправность реле регулятора напряжения | Заменить реле регулятор и проверить диоды, при необходимости заменить диодный мост |
Как работают генераторы постоянного и переменного тока
Понятно, что генератор электрического тока – это электромеханическая машина, вырабатывающая ток. Но на самом деле она есть преобразователь энергии: ветра, воды, тепла, чего угодно в ЭДС, которая уже вызывает ток в проводнике. Устройство любого генератора принципиально ничем не отличается от замкнутого проводящего контура, который вращается между полюсами магнита, как в первых опытах ученых. Только намного больше величина магнитного потока, создаваемого мощными постоянными или чаще электрическими магнитами. Замкнутый контур имеет вид многовитковой обмотки, которых в современном генераторе не одна, а минимум три. Все это сделано для того, чтобы получить как можно большую ЭДС.
Стандартный электрический генератор переменного тока (или постоянного) состоит из:
- Корпуса. Выполняет функцию рамы, внутри которой крепят статор с полюсами электромагнита. В нем установлены подшипники качения роторного вала. Его изготавливают из металла, он также защищает всю внутреннюю начинку машины.
- Статора с магнитными полюсами. На нем закреплена обмотка возбуждения магнитного потока. Его выполняют из ферромагнитной стали.
- Ротора или якоря. Это подвижная часть генератора, вал которой приводит во вращательное движение посторонняя сила. На сердечнике якоря располагают обмотку самовозбуждения, где и образуется электрический ток.
- Узла коммутации. Этот элемент конструкции служит для отведения электричества с подвижного вала ротора. Он включает в себя проводящие кольца, которые подвижно соединены с графитовыми токосъемными контактами.
Приступаем к разгону
Вся работа с программой будет происходить во вкладке «Control
». В поле «Clock Generator » выберите свой чип, а затем нажмите на «Get FSB ».
В нижней части окна, справа, вы увидите текущую частоту процессора.
Напоминаем, разгон осуществляется путем повышения частоты системной шины. Это происходит каждый раз, когда вы двигаете центральный ползунок вправо. Все остальные полузнки оставляем как есть.
Если вам необходимо увеличить диапазон для регулировки, то выставьте флажок рядом с параметром «Ultra
Повышать частоту лучше всего осторожно, по 10-15 МГц за раз. После регулировки жмем на клавишу «SetFSB»
После регулировки жмем на клавишу «SetFSB».
Если после этого ваш ПК завис или отключился, то причины тому две: 1) вы указали неверный PLL; 2) сильно повысили частоту. Ну а если все было сделано правильно, то частота процессора повысится.
Тонкости крепления
Фиксация генераторной установки производится при помощи специального кронштейна и болтового соединения.
Сам узел крепится в передней части двигателя, благодаря специальным лапам и проушинам.
Если на автомобильном генераторе предусмотрены специальные лапы, последние находятся на крышках мотора.
В случае применения только одной фиксирующей лапы, последняя ставится только на передней крышке.
В лапе, установленной в задней части, как правило, предусмотрено отверстие с установленной в нем дистанционной втулкой.
Задача последней заключается в устранении зазора, созданного между упором и креплением.
Крепление генератора Audi A8.
А так агрегат крепиться на ВАЗ 21124.
Поиск номера модели, типа & кода двигателя
Для того чтобы получить пошаговые инструкции по поиску номера модели двигателя, типа или кода, посмотрите это короткое видео:
Дополнительные видеоролики о расположении номера модели, типа и кода, сгруппированные по типу оборудования, питаемого двигателем, также доступны ниже:
Где я могу найти номер модели, тип & код генераторного двигателя с верхним расположением клапанов?
Во многих двигателях с горизонтальным валом и верхним расположением клапанов серийные номера и номера моделей нанесены на крышку коромысла. Тем не менее, в некоторых генераторных двигателях с верхним расположением клапанов производители оборудования устанавливают декоративную хромированную крышку коромысла поверх нашей крышки. Если ваш двигатель имеет декоративную крышку, может потребоваться снять ее, чтобы найти номер модели, тип и код двигателя.
Если вам нужна помощь в идентификации вашего двигателя Briggs & Stratton, обратитесь к нашему руководству по поиску номера модели двигателя, чтобы узнать, как найти эти цифры.
Кроме того, имейте в виду, что цифры, указанные на этикетке с информацией о выбросах двигателя (внизу слева),
можно по ошибке принять за модель, тип и код двигателя. К сожалению, эти цифры нельзя использовать для идентификации вашего двигателя.
Привод и крепление
Приводится в движение этот механизм при помощи ременной передачи. Подключается он к шкиву коленчатого вала. Чаще всего диаметр шкива коленвала больше, чем у генератора. Благодаря этому один оборот вала кривошипно-шатунного механизма соответствует нескольким оборотам вала генератора. Такие размеры позволяют устройству вырабатывать больше энергии для разных потребляющих элементов и систем.
Крепится генератор в непосредственной близости к шкиву коленвала. Натяжение приводного ремня в некоторых моделях автомобилей осуществляется роликами. Бюджетные авто имеют более простое крепление генератора. В нем имеется направляющая, на которой фиксируется корпус устройства при помощи болтов. Если натяжение ремня ослабло (при нагрузках он будет проскальзывать на шкиве и пищать), то это исправить можно, переместив корпус генератора чуть дальше от шкива коленвала, и зафиксировать.
Для чего нужен генератор в автомобиле
Прежде всего, остановимся подробнее на функциях автомобильного генератора. Все современные машины оснащаются обширным перечнем электрооборудования, для которого требуется источник питания. Нужен он и для моделей, не имеющих никакой дополнительной периферии, электричество требуется, как минимум, для запуска двигателя стартером, создания искры на свечах для воспламенения топливовоздушной смеси и т.д. Чтобы обеспечить все эти потребители в автомобиле используются 2 источника – аккумуляторная батарея и генератор.
Аккумулятор накапливает энергию и может ее отдавать потребляющим устройствам, когда это необходимо. В то время как генератор, производит энергию, питает устройства и подзаряжает аккумулятор. Таким образом, если убрать из конструкции автомобиля генератор, то он сможет завестись и даже проехать некоторое время, однако после того, как заряд АКБ исчерпается, автомобиль заглохнет. Повторно завести его без «прикуривания» от другого автомобиля не удастся.
Таким образом, основными функциями автомобильного генератора являются:
- подзарядка аккумулятора;
- питание электрооборудования, установленного в автомобиле.
Особенности и принципы работы генератора
Чтобы разобраться с возможностью применения авто в роли генератора, стоит понимать принцип действия узла. Так, основным источником электрической энергии (после пуска авто) является генератор. Все элементы устройства объединяются в общем корпусе, изготовленном из надежных и легких сплавов (зачастую их дюралюминия). В кожухе генератора предусмотрены «окошки», благодаря которым происходит охлаждение внутренних элементов. В задней части к устройству крепится специальная группа подшипников, обеспечивающих плавное вращение.
В кожухе генератора располагаются следующие узлы:
Принцип действия генератора базируется на основе создания переменного тока, образующегося в статорных обмотках. Благодаря действию магнитного поля, около сердечника образуется напряжение. Вращение ротора производится, благодаря действию ременной передачи. При этом на обмотку устройства подходит постоянный ток, уровня которого достаточно для образования магнитного потока.
В процессе вращения сердечника около обмоток возникает ЭДС. Благодаря упомянутому выше реле, производится регулировка уровня магнитного потока с учетом действующей нагрузки, снимаемой с выводов генератора. Уровень напряжения на выходе составляет от 13,5 до 14,3 Вольт. Этого уровня достаточно не только для питания потребителей, но и для зарядки АКБ, а также поддержания уровня заряда на стабильно высоком уровне. Интересен тот факт, что принцип действия генератора идентичен для всех типов генератора.
Один из ключевых элементов источника питания является регулятор. Его задача — поддержание достаточного напряжения на клеммах. Если вращение ротора будет производиться с повышенной частотой без контроля со стороны регулятора, то уровень напряжения может возрасти до 30-40 Вольт, что опасно для потребителей автомобиля (они могут повредиться).
Все регуляторы, которые применяются в автомобилях, бывают двух типов — интегральные и гибридные. К устройствам гибридного типа относятся регуляторы, схема которых подразумевает включение электронных и радиоустройств. Что касается современных авто, то в них чаще всего монтируются регуляторы интегрального типа, элементы которых производятся с применением микроэлектронной технологии. Одним из ключевых элементов, препятствующих росту напряжения выше допустимой нормы, является контрольная лампочка. Если последняя загорается во время, когда запущен генератор, то это сигнализирует о выходе из строя регулятора или самого узла.
Фиксация источника питания производится с применением специальных кронштейнов (крепежных элементов), а также группы болтов. На кожухе, как правило, монтируются две «лапы», с помощью которых и производится фиксация. Бывают ситуации, когда в генераторе предусмотрена только одна лапа, установленная на передней крышке. В задней лапе присутствует специальное отверстие, где установлена дистанционная втулка, убирающая зазор между базой лапы и кронштейном мотора.
При воплощении в жизнь идеи по применению автомобиля в качестве генератора стоит четко понимать, какие режимы устройства бывают. Первый режим запускается в момент пуска мотора. В процессе заводки двигателя главным потребителем электрической энергии выступает стартер. При пуске величина тока имеет максимальные значения, что приводит к падению напряжения на выводах АКБ. Кроме этого, потребители электрической энергии берут напряжение только от аккумулятора, что приводит к постепенной разрядке устройства.
Как только мотор запущен, «бразды правления» переходят к генератору, который питает потребителей автомобиля и принимает участие в подзарядке АКБ. При включении большого числа потребителей, например, печки, головного света или кондиционера, генератор уже не способен выдавать достаточный уровень напряжения. В такой ситуации к работе подключается и генератор.
Зная особенности работы, конструкции и режимы работы АКБ, можно разрабатывать варианты применения генератора в роли источника питания для других потребителей. Но насколько это реально? Какие дополнительные устройства могут потребоваться?
Будущее маркировки товаров в РФ
В Интернете, в частности на сайте ЦРПТ, можно прочитать о том, что в обозримом будущем (а именно к 2024 году) обязательной станет маркировка всех российских потребительских товаров. Правительство на этот счет пока молчит, по крайней мере, конкретных законов или постановлений пока не принято. Однако, наверное, будет не так уж удивительно, если к 2024 году даже к бензину на заправке будет полагаться наклейка с DataMatrix кодом. Разумеется, это очень изменит общую ситуацию на рынке, и если вы владелец бизнеса, то стоит начать задумываться над возможностью продолжать успешно работать в новых условиях.
Понятно, что все схемы поставок и продаж станут абсолютно прозрачны. Предположительно на рынке могут произойти следующие изменения:
-
Станет выгоднее иметь дело с товарами, упакованными в крупную тару. Какая-то очень дешевая продукция вовсе уйдет с рынка.
-
Придется договариваться с зарубежными, к примеру китайскими, производителями о нанесении маркировок на продукцию еще на стадии изготовления (на предприятии).
-
Обязательно придется интегрировать свою систему учета с ЭДО. Пусть даже прямо сейчас вам пока не нужна маркировка товаров, но зато упростится процесс обмена документацией (отпадет необходимость выписывать и доставлять акты и счета-фактуры).
-
Вы обзаведетесь усиленной электронной подписью, которая позже может пригодиться и для других дел.
Как-то выкрутиться и обойтись без маркировки товаров ни у кого не получится. Лучше сразу позаботиться о том, чтобы максимально грамотно и безболезненно перейти на новые условия работы
Обратите внимание на выбор оборудования и программного обеспечения, которое будет отвечать за выполнение всех важных процессов. Изучите приведенные в статье рекомендации и подойдите к вопросу скрупулезно и со всей ответственностью.
Выбор АВР
Приведенная ниже таблица поможет вам определиться с выбором типа АВР.
Таблица 1
Тип АВР | Особенности устройства | Действие |
Одностороннего действия | Две секции. Одна рабочая, а одна резервная | Подключает резервную линию в случае пропадания напряжения на основной |
Двухстороннего действия | Секции равнозначные | Можно подключить любую линию, не зависимо от наличия напряжения |
С восстановлением | Контролирует наличие напряжения на основном вводе после переключения на резервное питание | При появлении напряжения на основной линии переводит схему (с небольшой задержкой) в исходное состояние |
Без восстановления | Переключает секции после пропадания напряжения на основном вводе | Для перевода в основной режим требуется вмешательство оператора |
Возможные проблемы
Аккумулятор автомобиля не заряжается от генератора, хотя машина используется регулярно? Поводов для этого немало. Рассмотрим подробнее те из них, с которыми наиболее часто сталкиваются автомобилисты.
Генератор работает, но не заряжает аккумулятор
Значок аккумулятора, светящийся красным цветом на приборной доске при движении автомобиля, сигнализирует о том, что из-за стечения каких-то обстоятельств АКБ перестала получать энергию от генерирующего устройства. То есть генератор работает, но почему-то не заряжает аккумулятор. Первопричина может прятаться как в самом генерирующем устройстве, так и в АКБ. Изначально следует определить повод для утечки тока, а вдобавок измерить напряжение на клеммах, проверить уровень и плотность электролита, что в большинстве своём позволит установить виновника неисправности. Обычно причина заключается в следующем:
- Сгоревший предохранитель. Когда это происходит в цепи АКБ, то зарядка не пойдёт непосредственно на батарею, остальные электропотребители авто будут действовать в штатном режиме. Кроме того, вольтметр покажет наличие напряжения в бортовой сети.
- Обрыв ремня генератора или ослабление его натяжки. В такой ситуации под нагрузкой генерирующее устройство будет «пробуксовывать»: ремень проскальзывает на шкиве, издавая свистящие звуки. При включении фар индикатор на панели, сигнализирующий о разряде аккумулятора, будет гореть. Устраняют причину неисправности заменой ремня, отрегулировав его натяжку.
- Повреждение контактов или проводки. Окислившиеся контактные клеммы АКБ способствуют утечке тока и не позволяют принимать заряд от генератора. Состояние контактов следует проверить не только на самой батарее, но и на генерирующем устройстве, а также на массе автомобиля. Окись удаляют путём чистки или специальным смазывающим составом. Генератор связан с аккумулятором напрямую толстым проводом. При его повреждении или наличии заводских дефектов заряд на батарею поступать не будет.
«Прыгает» зарядка
Иногда величина тока зарядки генератора может колебаться в широком диапазоне. Это отражается не только на полноценном поступлении энергии к АКБ, но и на других потребителях: тусклый свет фар, мигает лампочка освещения салона, магнитола работает с перебоями. Основные причины нестабильности величины поступающей зарядки:
- Регулятор генератора неисправен. Прибор, представляющий собой реле, должен обеспечить величину напряжения бортовой сети в допустимых пределах независимо от нагрузки, температурного режима, частоты вращения вала. Устройство датчика – это не что иное, как обычная электронная схема, имеющая выходы к графитным щеткам. Причиной неисправности оборудования может послужить:
- слабый контакт между проводами или обрыв в электрической цепи;
- некорректная регулировка;
- замыкание между контактами;
- спекание контактов, поломка пружины якоря. Повреждения прибора обычно проявляются в регулярном недостатке заряда аккумулятора или, наоборот, его переизбытке. Проверить устройство на работоспособность можно, используя тестер, переведённый в режим вольтметра.
- Выход из строя диодного моста. Конструктивный элемент генератора выполняет функции коллектора, придя ему на смену. Мостовая схема необходима для выравнивания пульсаций переменного тока и преобразования его в постоянный. Основные факторы, приводящие к поломке:
- неполадки с АКБ – низкая плотность электролита или замыкание между собой его банок;
- неверно выполненное «прикуривание» от другого авто;
- грязь или влага, проникшие внутрь корпуса генератора.
Признаки неисправности:
- мгновенная разрядка полностью заряженного аккумулятора;
- появление свистящих звуков из-под капота при запуске двигателя или во время движения;
- на табло высвечивается неисправность рулевого управления, перестаёт действовать усилитель руля;
- быстро тускнеют фары при движении;
- выключаются автомагнитола и кондиционер.
Кроме того, есть несколько ситуаций, когда АКБ будет разряжаться интенсивно, но это не связано с неисправностями в системе генератор – аккумулятор:
- Срок эксплуатации батареи, установленный заводом-изготовителем, подходит к концу.
- Редкие поездки на небольшие расстояния при полной электронагрузке – включено максимальное количество потребителей: фары, магнитола, кондиционер и так далее.
- Простаивание в многочасовых пробках при работающем двигателе.
Выбор генератора для легкового авто
За счет разного диаметра шкивов клиноременной передачи генератору придается большая угловая скорость в сравнении с оборотами коленвала. Частота вращения ротора достигает 12 – 14 тысяч оборотов ежеминутно. Поэтому ресурс генератора минимум вдвое меньше, чем у ДВС авто.
Генератором машина комплектуется на заводе, поэтому при замене подбирается модификация с аналогичными характеристиками и крепежными отверстиями. Однако при тюнинге авто мощность генератора может не устроить владельца. Например, после увеличения количества потребителей (подогрев сидений, зеркал, стекол), установки сабвуфера, аудиосистемы с усилителем требуется именно выбор нового, более мощного генератора или монтаж второго электроприбора в комплекте с дополнительным аккумулятором.
В первом случае следует выбрать мощность, достаточную для подзарядки аккумулятора с 15% запасом. При установке второго генератора начальный и эксплуатационный бюджет резко увеличиваются:
- для дополнительного генератора придется установить дополнительный шкив на коленвал;
- найти место для крепления корпуса электроприбора таким образом, чтобы его шкив размещался в одной плоскости со шкивом коленвала;
- обслуживать и менять расходники сразу двух «мобильных электростанций».
С возникновением бесщеточных моделей генератора некоторые владельцы производят замену штатного прибора этим девайсом.
Бесщеточные модификации
Основным достоинством бесщеточного генератора является сверхдолгий эксплуатационный ресурс. Несмотря на сложную конструкцию и цену, ломаться здесь в принципе нечему, а окупаемость, все равно, выше за счет отсутствия расходников щетки/коллекторные кольца.
Компактные размеры и отсутствие коротких замыканий при попадании воды на залитые лаком или композитным составом обмотки позволяет монтировать его практически на любые транспортные средства.
Генераторы постоянного тока исчезли с легкового транспорта в 70-е годы прошлого столетья, так как имели сложную схему и более крупные размеры.
Таким образом, работа автомобильного генератора обеспечивает электроэнергией всех потребителей, подзаряжает АКБ и создает искру в камерах сгорания. Своевременное обслуживание и диагностика позволяет сократить эксплуатационные расходы и повысить ресурс электрического устройства.
Как проверить генератор своими руками
Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.
Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.
Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.
Схема подключения генератора ВАЗ-2109
- Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
- Отрицательный диод.
- Дополнительный диод.
- Положительный диод.
- Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
- Комбинация приборов.
- Вольтметр.
- Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
- Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
- Реле зажигания.
- Замок зажигания.
- Аккумуляторная батарея.
- Конденсатор.
- Обмотка ротора.
- Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.
Устройство автомобильного генератора
Автогенератор включает в себя несколько составляющих:
- Ротор.
- Статор.
- Блок щеток.
- Регулятор напряжения.
- Выпрямительный блок (диодный мост).
1 — задний подшипник; 2 — выпрямительный блок; 3 — контактные кольца; 4 — щетка; 5 — щеткодержатель; 6 — кожух; 7 — диод; 8 — втулка подшипника; 9 — винт; 10 — задняя крышка; 11 — крыльчатка; 12 — винт; 13 — ротор; 14 — обмотка ротора; 15 — передняя крышка; 16 — вал ротора; 17 — шайба; 18 — гайка; 19 — шкив; 20 — передний подшипник; 21 — обмотка ротора; 22 — статор.
Ротор
Ротором (от англ. rotation — вращение) называется подвижная часть автогенератора. Она представляет собой вал с расположенной на ней обмоткой возбуждения, находящейся между двумя полюсными половинками. Последние изготавливаются штамповкой, на каждой из них имеется шесть выступов в форме клюва, расположенных сверху обмотки. Эти половинки образуют систему полюсов и контактные кольца. Задача колец заключается в подаче электротока на обмотку через ее выводы.
Обмотка возбуждения предназначена для создания магнитного поля. Для решения этой задачи на нее должен быть подан слабый электроток. До запуска силового агрегата подачу тока для образования магнитного поля осуществляет АКБ. Когда ДВС заработает, и число оборотов достигнет нужной величины, подача тока на обмотку возбуждения будет производиться генератором
На роторе, кроме того, размещены:
- Приводной шкив.
- Подшипники качения.
- Охлаждающее устройство (вентилятор).
Ротор располагается внутри статора, зажатого между крышками корпусной части. Крышки снабжены посадочными местами, в которых помещаются роторные подшипники. Кроме того, в крышке, расположенной со стороны приводного шкива, имеются отверстия для вентиляции.
Схема вентиляции генераторов
Статор
Этот элемент, в отличие от вышеописанного, неподвижен (статичен), из-за чего и получил свое название. Его задача заключается в получении электротока переменной величины, возникающего под влиянием магнитного поля ротора. Статор состоит из обмоток и сердечника. Последний изготавливается из листовой стали и имеет пазы для укладки трех обмоток (по количеству фаз). Обмотки могут укладываться одним из двух способов: петлевым или волновым. Схема их соединения также может быть разной – в форме звезды или треугольника.
1 — сердечник; 2 — обмотка; 3 — пазовый клин; 4 — паз; 5 — вывод для соединения с выпрямителем.
При подключении по схеме «звезда» все обмотки соединяются вместе одним из концов в общей точке. Их вторые концы выполняют роль выводов. Схема «треугольник» предусматривает соединение обмоток по другому принципу: 1-я со 2-й, 2-я – с 3-ей, а 3-я, в свою очередь – с 1-й. В этом случае функцию выводов выполняют точки соединения. Наглядно обе схемы показаны на рисунке.
Схема «звезда» и «треугольник»
Блок щеток
Задача этой составляющей генератора заключается в передаче электричества на обмотку возбуждения. Конструктивно блок представляет собой корпус с расположенной в нем парой подпружиненных графитных щеток. Последние прижимаются с помощью пружин к контактным кольцам, но жестко с ними не скреплены.
Регулятор напряжения
Регулятор нужен для того, чтобы поддерживать величину напряжения на выходе в установленных пределах. Это необходимо, поскольку количество тока, как и его параметры, зависит от числа оборотов двигателя, а долговечность аккумулятора напрямую связана с подаваемой разностью потенциалов. Недостаточное напряжение приведет к «хроническому» недозаряду АКБ, а избыточное – к перезаряду. Как в первом, так и во втором случае срок службы батареи заметно снизится. Современные автомобили комплектуются электронными полупроводниковыми регуляторами.
Регулятор напряжения
Рекомендуем: Бензиновый двигатель против дизельного: отличия, особенности, преимущества и недостатки
Диодный мост (выпрямительный блок)
Задача этого элемента заключается в том, чтобы преобразовывать переменный ток, поступающий на него, в постоянный, необходимый для питания бортовой сети. Конструктивно он состоит из теплоотводящих пластин, в которые вмонтированы диоды в количестве 6 штук – по 2 на каждую статорную обмотку (на «+» и на «-») .
Метки: ahl, генератор, щетки генератора, маркировка
Комментарии 26
снять регулятор напряжения вместе со щетками не проще, просто как вариант?
В некоторых мануалах пишут, что можно не снимая генератора вытащить регулятор с щетками. НО, нужно снять часть приемного контура. А чтоб гену снять надо выкорчевывать вискомуфту…С танцами и бубнами.
фотки есть? Я вот сегодня кронштейн снял, и поменял подшипник вискомуфты
Фотки чего именно ?
как на месте открутил, посмотреть хочется
Да, и какие щетки покупал, если есть артикул, то скинь
Фоток процесса не было, да и ночью все это под дождем было фотографировать как-то не комильфо. Но устно описать процесс могу: Ключи (головка на 5, маленький вороток, удлитинель для воротка (4 см где-то), головка на 13 ) 1. Снял клемму с аккума. (ключ 10) 2. Снимется фальш-панель (которая с значком VW), откручиваются 4-е шестигранника. 3. Снял B+ открутив головкой на 13-ть гайку. На ней стояла крышка пластиковая, отверткой ее снимал. Снял клеммник, который на щетки идет. 4. Далее процесс снятия кожуха генератора (на заднице у гены) (2 болта под обратный торкс). Откручивал головкой на 5 (вроде) с помощью маленького воротка из набора инструмента. Ход для откручивания с помощью воротка маленький, по этому я их сдвинул с места, а потом пересадил головку на короткий удлинитель и выкручивал руками. Все это исполняется под приемным за генератором. 5. После снятия крышки посветил фонариком и обнаружил еще 5-ть болтов под обратный торкс. Потом выяснил, что щетки держат только три из них. Открутил (воротком сдвинул, далее руками с коротким удлинителем). 6. Регулятор напряжения с щетками оказался у меня в руках.
Преимущества и недостатки
Обгонная муфта имеет следующие преимущества:
- автоматическое включение и отключение механизма (муфта не нуждается в наличии приводов управления);
- с помощью механизмов свободного хода упрощаются конструкции узлов и агрегатов машины;
- простота конструкции.
Принцип работы обгонной муфты
Отметим, что обгонная муфта с храповым механизмом более надежна, чем устройство с роликами. При этом храповый механизм является ремонтопригодным, в отличие от механизма с роликами. Попытки починить роликовую обгонную муфту – это пустая трата времени, так как она является неразборным узлом. Обычно при ее поломке устанавливается новая аналогичная деталь. При монтаже новой роликовой муфты нельзя применять ударные инструменты, так как механизм может заклинить.
Обгонная муфта не лишена недостатков. Минусы роликового механизма свободного хода следующие:
- невозможность регулирования;
- строгая соосность валов;
- повышенная точность изготовления.
Обгонная муфта с храповым механизмом имеет следующие недостатки:
- Главный недостаток – удар при зацеплении собачки с зубьями. Из-за этого такой тип механизма свободного хода не может быть применен в узлах, работающих с большими скоростями, или в случаях, когда требуется большая частота включений.
- Храповый механизм вращается с характерным шумом. Отметим, что сейчас имеются механизмы, в которых собачка при движении по часовой стрелке не задевает храповое колесо и, соответственно, не издает шума.
- Из-за больших нагрузок зубья храпового колеса стираются, после чего обгонная муфта выходит из строя.
Обозначения выводов
Цель применения выводов в автомобильных системах электрооборудования, перечисленных в DIN 72552, — обеспечение простого и правильного подсоединения проводников к различным устройствам во время ремонта или замены оборудования. Обозначения выводов (табл. «Обозначения выводов» ) не идентифицируют провода, так как с двух концов каждого провода могут быть подключены устройства с разными обозначениями выводов. По этой причине их не нужно наносить на провода.
Дополнительно могут, использоваться обозначения выводов, соответствующие стандартам DIN-VDE для электрического оборудования. Множественные соединители, для которых уже недостаточно количества обозначений выводов по DIN 72552, нумеруются порядковыми номерами или буквами, для которых стандарты не регламентируют распределения функций.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: