Содержание
Кто кому уступает?
Теперь самый главный ответ на самый простой вопрос, который обязаны знать все, кто садится за руль и некогда получал право управления.
При перестроении уступает дорогу всегда тот, кто меняет полосу движения тому, кто движется попутно прямо без совершения манёвров. И никакой включённый поворотник не даёт преимущества меняющему ряд – к сожалению, именно об этом факте многие водители забивают забывают на дороге.
Обратите внимание что уступать нужно именно тому, кто не совершает манёвров, а не просто тому, кто движется без изменения направления. У вас как перестраивающегося не всегда может присутствовать обязанность уступать, если другой водитель, траектории движения с которым у вас при выполнении манёвра пересекаются, что-то нарушает
Вот так выглядит самое простое перестроение:
В данной дорожной ситуации водитель жёлтого автомобиля обязан уступить дорогу, согласно пункту 8.4 ПДД, который предписывает буквально следующее:
Есть в Правилах и конкретика в этом требовании. Оно заключено в определении 2 терминов: «уступить дорогу» и «приоритет» и означает, что вы при перестроении своим манёвром не должны вынудить другого участника дорожного движения:
- изменить скорость,
- изменить траекторию движения,
И для нарушения ПДД хотя бы одно из этих вышеперечисленных условий должно выполняться. Но только в том случае, когда намеченные траектории ваших движений пересекаются, причём, пересекаются не только в пространстве, но и во времени.
Например, если вы не включали левый поворотник и не собрались перестраиваться налево, но вильнули в сторону левой полосы, потому что объезжали камень в своей полосе, не пересекли разметку, а водитель синего автомобиля испугался и вильнул влево, то вы по сути заставили его изменить траекторию и, возможно, скорость движения. Но так как ваши намеченные траектории не пересекались, то формально ПДД вы не нарушили.
Вас также заинтересует:
- Как оформить ДТП по новым правилам: с европротоколом, без ГИБДД или с сотрудниками?
- Какой штраф за пересечение сплошной разметки, разделяющей места на стоянке?
- ПДД об объезде стоящего автомобиля по сплошной: какой штраф и можно ли пересекать?
При одновременном перестроении
А вот если оба автомобиля собрались перестроиться в один ряд из разных – противоположных – рядов дороги одновременно, то здесь уже действует «правило правой руки» – то есть уступать должен тот, кто находится левее намеченной для перестроения полосы.
Это предписывает тот же пункт 8.4 в своём втором абзаце:
Как видно на схеме выше, даже несмотря на то, что синий автомобиль находится немного впереди жёлтого, он при одновременном перестроении обязан не создавать помех последнему.
В один и тот же ряд
Но есть и несколько более сложная ситуация, которая возникает у многих автолюбителей. Впрочем, если разобраться, она совсем простая. Речь идёт о случаях, когда оба транспортных средства перестраиваются в один и тот же ряд из другого – также одного и того же. При этом, они едут друг за другом.
Рассуждать об этой ситуации в контексте правил перестроения можно, конечно же, только в том случае, когда траектории обеих машин пересекаются – это значит, что синий автомобиль едет быстрее жёлтого.
Кто должен уступить дорогу при перестроении в таком случае? Ответ прост. Обязанность не создавать помех у этих двух участников дорожного движения присутствует одновременно. Но только тому автомобилю, который находится в целевом ряду. Это значит, что как только одно из авто первее займёт целевую полосу, второе обязано уступить ему.
Но это по строгой букве ПДД. На практике чаще всего такие дела рассматриваются в динамике, и даже при наличии записи с регистратора одного из участников ДТП, если оно случилось, правду выяснить бывает сложно.
Когда чаще всего возникают ДТП при перестроении?
На загруженных магистралях такой маневр как перестроение, является довольно опасным. Поскольку может повлечь за собой возникновение неприятных дорожных происшествий.
Стоит отметить основные моменты, при которых стать участником аварии достаточно просто:
При начале перестроения такой же маневр стал выполнять и водитель другого транспортного средства. Если вами были соблюдены все правила. То это может оказаться из-за его невнимательности.
Никогда не стоит переоценивать других участников дорожного движения. Поскольку, некоторые из них, попросту могут не знать правил, а это, в свою очередь, повлечет за собой, непредвиденные последствия
Лучше потерять несколько минут и переждать, нежели потом, потерять гораздо больше времени на выяснение обстоятельств аварии.
Внимание за рулем нельзя фокусировать лишь только в одном направлении. Если смотреть по зеркалам, одним глазом нужно контролировать ситуации впереди автомобиля, поскольку, впереди идущие машины могут резко затормозить
А чтобы среагировать, необходимо время. Для этого, всегда требуется соблюдать безопасную дистанцию.
Всегда стоит помнить о таких участниках движения, как скутера. Они представляют наибольшую опасность на дорогах, так как, менее заметны при перестроении, и развивают достаточно высокие скорости.
Соблюдая все правила ПДД и не прибегая к излишней спешке на дорогах, избежать возникновения аварий будет проще. Но, в любом случае, даже при попадании в ДТП, правда, будет на стороне водителя, который двигался без нарушений. И тогда весь материальный ущерб будет ложиться на плечи виновника происшествия.
Источники
- https://guru-pdd.ru/kak-pravilno-perestraivatsya-po-polosam-soglasno-pdd/
- https://auap.ru/dtp/ustupi-dorogu.html
- https://DriverTip.ru/zhizn/kak-pravilno-perestraivatsya-iz-ryada-v-ryad-pri-dvizhenii-na-avtomobile.html
- https://dorpex.ru/avtomobilnyie-sovetyi/perestroenie-po-polosam-osnovnyie-pravila-i-dopuskaemyie-oshibki
- https://autourist.expert/shtrafi/kto-dolzhen-ustupit-dorogu-pri-odnovremennom-perestroenii.html
- http://avtopravozashita.ru/pdd/perestroenie-po-pdd.html
- https://pddmaster.ru/pdd/odnovr-perestroenie.html
- https://lada-xray2.ru/pdd/odnovremennoje-perestroenije
- https://autochainik.ru/kak-pravilno-perestraivatsya-po-pol.html
- http://pravo-auto.com/kto-dolzhen-ustupit-dorogu-pri-odnovremennom-perestroenii/
- https://dtp.help/pravila-pdd-perestroenie-po-polosam.html
- https://pdd-helper.ru/pravila-perestroeniya-avtomobilya-po-polosam/
Советы начинающим водителям
Шпаргалка для молодых (с маленьким опытом вождения) водителя:
- если вы не планируете перестраиваться, то и уступать дорогу никому не должны. Вы можете пропустить любое транспортное средство, если посчитаете это необходимым действием на данный момент;
- если вы собираетесь перестраиваться направо, то включите поворотник, посмотрите в зеркала — оцените месторасположение всех транспортных средств и их действия, уступите дорогу всем, дождитесь, пока появится просвет в потоке машин, убедитесь в безопасности планируемого манёвра, совершите манёвр, выключите поворотник;
- если вы хотите перестроиться налево, то убедитесь, что вас пропускает автомобиль, который в это же время начал манёвр перестроения (может и не пропустить), и только после этого совершите манёвр. При этом в самом начале не забудьте обозначить свои действия поворотником и отключить его после перестроения;
- при движении и маневрировании соблюдайте скоростной режим и дистанцию с соседними автомобилями на дороге. Не подрезайте при перестроении сзади идущий транспорт, не разгоняйтесь и резко не тормозите, двигайтесь в потоке машин со средней скоростью всех других участников движения. Не суетитесь по полосам, если вы едете далеко – езжайте по среднему ряду, при необходимости перестройтесь в правый или левый ряд;
- помните о том, что чем меньше манёвров, тем меньше шансов попасть в аварию;
- постоянно мониторьте дорогу по зеркалам.
Какое грозит наказание за нарушение правил?
За ошибки в перестроении предусмотрены следующие штрафы:
- невключенный поворотник — 500 рублей;
- непредоставление преимущества автомобилю — 1000 рублей;
- пересечение сплошной линии — 5000 рублей или лишение ВУ на срок до 6 месяцев;
- обгон на пешеходном переходе водителя оштрафуют на 5000 рублей или лишат прав на 4-6 месяцев. При этом если будет установлено еще какое-то нарушение, например, невключенный поворотник, то наложат еще один штраф. Все штрафные санкции суммируются.
Важно понимать, что неверно выполненный маневр может стать причиной серьезного ДТП. Не стоит надеяться на «авось» и на «успею проскочить»
Хоть штрафы на многие нарушения достаточно маленькие, в случае аварии придется потратиться намного больше.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84 |
Таким образом, за неправильное перестроение могут даже лишить водительского удостоверения
При необходимости следует перестраиваться заблаговременно до перекрестка и пешеходного перехода, не забывая обращать внимание на полосу и установленные знаки
Где запрещено, а где нет
Большая часть небольших аварий происходит по причине неправильного перестроения транспортного средства. Водители не неправильно совершают маневр, допуская наезд на другой автомобиль.
Чтобы уменьшить количество аварий на дорогах, в ПДД были включены правила перестроения в разных ситуациях, чтобы водители могли без риска менять полосу движения.
На перекрестке
Один из частых вопросов среди водителей – разрешено ли перестроение на перекрестках. Основная часть запретов распространяется именно на этот участок дороги, поскольку очень высокий риск столкновения с автомобилями, движущимися в параллельном направлении.
В ПДД нет запрета на перестроение при въезде на перекресток. Более того, этот участок дороги считается всенаправленным, поэтому исключены такие понятия как главная и второстепенная дороги, за исключением тех участок, где установлены знаки.
При этом важно не забывать о том, что машины справа всегда в приоритете. Поэтому в первую очередь нужно пропустить их, а затем маневрировать
Но при перестроении нужно учитывать, что согласно пункту 11.4 ПДД на перекрестках запрещен обгон. А без него обойтись после перестроения достаточно трудно.
Поэтому единственно верным решением станет заблаговременное маневрирование на нужную полосу:
для поворота направо | крайняя правая полоса |
для поворота налево | крайняя левая полоса |
для движения прямо | любая полоса, но с учетом стрелочек на светофоре |
На пешеходном переходе
Как и в ситуации с перекрестком, запрета на маневрирование на пешеходном переходе, нет. Но не разрешено совершать обгон все по тому же правилу № 11.4.
Однако вопрос перестроения на пешеходном переходе стоит рассмотреть с логической точки зрения. Переход достаточно узкий, поэтому при всем своем желании водитель не сможет закончить маневр без остановки транспортного средства на «зебре».
Поэтому, чтобы избежать лишних вопросов со стороны инспекторов ГИБДД, стоит маневрировать уже за переходом.
На мосту
Еще одна типичная проблема водителей – можно ли перестраиваться на мосту. Обратившись снова к указанному пункту ПДД, можно понять, что на мосту запрещен обгон. А вот о перестроении нет ни слова.
Однако перестраиваться разрешено только при условии отсутствия запрещающей данный маневр разметки.
На кольце
На кольце действует аналогичное правило. Если отсутствует сплошная линия, то можно перестраиваться, обязательно пропуская машины, которые движутся по той полосе, куда водитель планирует перестроиться.
Сделать этот маневр нужно до выезда с кольца, чтобы не пришлось стоять на правой полосе с целью повернуть налево.
В тоннеле
При движении в тоннелях можно увидеть дорожную разметку. Сплошная линия говорит о том, что перестраиваться запрещено. Связано это правило с разностью температурных режимов.
Так, когда на улице минусовая температура, при въезде в тоннель она резко повышается, что ухудшает сцепление колес с дорогой.
Аналогичная ситуация и в летнем варианте. А это создает высокий риск столкновения с автомобилем, который движется в попутном направлении.
В противном случае придется заплатить штраф. Но еще хуже, что такой маневр грозит серьезным ДТП, поскольку скорость движения автомобилей на таком участке дороги обычно выше среднего и отделаться небольшими царапинами на кузове не получится.
Частые нарушения и предусмотренные за них штрафы
Любые нарушения на дороге фиксируются или непосредственно инспекторами ГИБДД, или в пассивном режиме камерами со встроенными радарами. Но положенный по закону штраф выписывается соответственно (его можно получить прямо на месте или в виде письма по номеру вашего транспортного средства). Стоит взять на заметку самые частые случаи правонарушений при движении по полосам и сразу оценить размер финансовых санкций:
- езду необходимо осуществлять в середине полосы, а автомобилист двигается по разделительной линии – 500 руб.;
- перестроение с выключенными сигналами поворота между полосами без предупреждения о задуманном маневре – 500 руб.;
- съезд к перекрёстку через разметку, априори запрещающую поворот на данном участке дорожных путей – 1,5 тыс. руб.;
- выезд на полосу встречного движения и совершение обгона – лишение права водить в течение полугода или штраф в 5 тыс. руб.;
- выезд на выделенную полосу общественного транспорта и дальнейшее движение по автобусной полосе – 1,5 тыс. руб.;
- самовольное решение о смене направления и нахождение на полосе, предназначенной для велосипедистов – 2,5 тыс. руб.
Заодно стоит более детально изучить степень провинности, поскольку многие из перечисленных штрафов можно оплатить со скидкой 50%. Но гораздо лучше хорошо выучить азы движения и вовсе не нарушать их.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84 |
Давно известно, что привычное движение по полосам урегулировано разметкой и множеством сопутствующих знаков. Поэтому все главные обозначения и разметки нужно обязательно знать на память, ведь их на пути водителя попадётся довольно-таки много
А теория является самой важной и ответственной частью во всём процессе вождения: незнание основных правил может привести к штрафу и даже более печальным последствиям
Как избежать ДТП при перестроении?
Существуют определенные правила, которых необходимо придерживаться, чтобы избежать серьёзных ошибок, ведь они, в свою очередь, могут привести к серьёзным автотранспортным авариям:
- В случае отсутствия автотранспорта в зеркалах заднего вида, необходимо посмотреть в боковые окна автомобиля. При чём осуществить данную манипуляцию так, чтобы контроль над управлением машиной ни в коем случае не был потерян, и более того, при возникновении нештатной ситуации – успеть среагировать и принять верное решение.
- При движении в плотном потоке, нужно уметь пользоваться «карманами». Это расстояние между плотно идущими автомобилями, с помощью которого можно осуществить манёвр.
- При перестроении в соседний ряд, нужно адекватно оценивать скорость автотранспорта, в сторону которого планируется перемещение.
- Если манёвр осуществляется на полосу, в которой средняя скорость потока выше, чем на вашей, существует необходимость движения сопережением.
Подводя итоги, следует отметить необходимость соблюденияне только базовых норм и правил поведения на дороге, но и принципов перестроения транспортного средства в определённых ситуациях. Нельзя забывать, что по статистике, количество ДТП при осуществлении смены дорожной полосы гораздо выше, чем при иных видах маневрирования.
Помните, что нужно быть не только законопослушным водителем, но при этом оставаться Человеком, уважающим других участников движения. Если каждый постарается вести себя соответствующим образом, то на дорогах обязательно снизится количество пробок и аварийных ситуаций.