Содержание
- 1 Разъезд при перестроении, проезде перекрестков и движении на прилегающих территориях
- 2 Помеха на неравнозначном перекрестке
- 3 Когда применяется правило «помеха справа»
- 4 Как оспорить?
- 5 Что будет за нарушение?
- 6 Действие «Правой руки»
- 7 Вспоминаем ПДД
- 8 Помеха справа при одновременном перестроении
- 9 Кто должен уступить дорогу?
Разъезд при перестроении, проезде перекрестков и движении на прилегающих территориях
В правилах дорожного движения многих стран прямо или опосредствованно используются понятия «помеха справа» и «правило правой руки». Как и когда их использовать?
Правило правой руки
Указанные термины являются равнозначными и обозначают требование к водителю уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся с правой стороны от него.
Эти правила касаются только равнозначных участников движения. Что это значит?
При возникновении отношений типа «транспортное средство – пешеход» или «безрельсовое транспортное средство – трамвай» правило «помеха справа» не используется, поскольку и пешеход, и трамвай являются участниками движения с особым правовым статусом.
Во всех остальных случаях «правило правой руки» применяется тогда, когда очередность проезда невозможно определить, используя сигналы регулировщика, светофора или знаки приоритета движения.
Правило «помехи справа» используется лишь в том случае, если траектории движения транспортных средств пересекаются.
Перестроение
Вы двигаетесь по многополосной дороге, не выполняя никаких маневров по перестроению. Должны ли вы уступать дорогу и пропускать автомобили, выполняющие перестроение в ваш ряд из других полос? Ответ однозначен – никого пропускать вы не обязаны.
В случае одновременного перестроения, уступать дорогу должен водитель транспортного средства, перестраивающегося с левой полосы на правую, поскольку у автомобиля, выполняющего перестроение с правой полосы на левую имеется преимущество в виде отсутствия помехи с правой стороны.
Проезд перекрестков
Проезд регулируемых перекрестков осуществляется путем выполнения команд, подаваемых регулировщиком, или световых сигналов светофора. Если перекресток – нерегулируемый, очередность его проезда регулируется знаками приоритета.
В случае перекрестка, образованного пересечением равнозначных дорог в действие вступает «правило правой руки».
- При повороте направо, когда траектория движения автомобиля не пересекается с траекториями движения других транспортных средств, правило «помехи справа» не используется, следовательно, автомобиль продолжает движение своим курсом без ограничений.
- При прямолинейном движении через перекресток необходимо уступить дорогу транспортному средству, подъехавшему с правой стороны перекрестка, независимо от того, какой маневр оно собирается выполнить.
В случае поворота налево водитель обязан уступить дорогу машине, двигающейся во встречном направлении.
Исключением является лишь ситуация, если водитель встречного автомобиля собирается также выполнить левый поворот. При таком раскладе на перекрестке можно разъехаться без пересечения траекторий движения и не создавая друг другу помех.
Разъезд на прилегающих территориях
Под прилегающими территориями подразумеваются автостоянки, парковки супермаркетов, автозаправочные станции, пункты автосервиса, дворы многоквартирных домов и прочие.
Во время движения по таким территориям необходимо придерживаться «правила правой руки». Многие об этом не знают или попросту игнорируют возникающие помехи справа. По этой причине психологически будьте готовы к тому, что идти на уступки придется вам.
Помните о том, что автомобиль, выезжающий с прилегающей территории, обязан уступать дорогу абсолютно всем.
В случаях, когда разъезд с использованием «правила правой руки» вызывает затруднения, воспользуйтесь проверенным и безотказным правилом «ДДД» (дай дураку дорогу).
Помеха на неравнозначном перекрестке
Если со стандартными равнозначными нерегулируемыми перекрестками все предельно ясно и просто (сначала едут трамваи, а потом автомобили по правилу правой руки), то с неравнозначными и нерегулируемыми все намного сложнее. Порядок действий в этом случае будет определяться имеющимися отметками и обозначениями, а так же самим типом движения. Первыми на таком перекрестке разъезжаются рельсовые транспортные средства. Затем движение выполняют автомобили, двигающиеся по главной дороге. И только когда все они закончат движение можно будет воспользоваться правилом правой руки для избегания помех и безопасно пересечь перекресток.
Когда применяется правило «помеха справа»
Безопасное и комфортное дорожное движение — мечта каждого автовладельца. Однако, в реальных условиях этого добиться практически нельзя, ведь для этого нужно, чтобы все водители не только знали Правила дорожного движения, но и соблюдали их.
Со времен автошколы все отлично запоминают правило «помеха справа» — нужно уступить дорогу транспортному средству, которое движется с правой стороны. Конкретно в ПДД не указано такое понятие, но принцип его действия встречается в нескольких пунктах. Рассмотрим, в каких случаях оно используется, а когда утрачивает свое силу.
Что говорит ПДД. Очень часто неопытные водители не имеют знаний о таком «выдуманном» правиле — ведь оно не прописывается нигде. Более того, в Правилах дорожного движения отсутствует подобная терминология. Несмотря на это, «помеха справа» является чуть ли не основным принципом безопасного вождения в России. Возьмем, например, пункт 8.4 ПДД, здесь указывается, что водитель обязан уступить дорогу машине, которая движется с правой стороны, в случае одновременного перестроения. Еще в одном пункте — 8.9 ПДД говорится, что на пересечении траекторий, в случае отсутствия знаков, указывающих на очередность проезда, необходимо уступить дорогу транспортному средству справа. Еще один пример — пункт 13.11. Здесь объясняется, что на равнозначном перекрестке водитель всегда должен уступать дорогу автомобилю, которые едет справа. Из вышеперечисленных примером сделаем вывод — помеха справа действительно имеет законное действие, хоть и описано это правило косвенно. Но это не самая большая проблема. Многие водители, усвоив данный принцип в автошколе, начинают применять его во всех ситуациях. Самый частый случай происходит при осуществлении разворота или поворота налево. Подобные ситуации регулируются пунктом 13.12 ПДД, где указано, что водитель должен уступать дорогу ТС на встречной полосе, которые двигаются прямо или направо.
Делаем вывод — в подобном случае нет никакого правила «помехи справа».
Когда может применяться это правило. «Помеха справа» — действительно является важным правилом в условиях дорожного движения. Оно может применяться в следующих случаях:
- на нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог;
- когда водители разъезжаются на стоянке или парковках у АЗС;
- когда водители перестраиваются при движении в одном направлении.
Для того, чтобы более точно понять первый пункт, объясним, что такое пересечение равнозначных дорог, и в каких случаях можно воспользоваться правилом правой руки. Когда впереди водитель видит перекресток, при этом возле него не установлены знаки приоритета, нужно применять данное правило. Напомним, что к знакам приоритета относятся:
- Главная дорога;
- Уступить дорогу;
- Движение без остановки запрещено.
Если с правой стороны есть автомобиль, необходимо уступить ему дорогу, во всех остальных случаях, можно продолжать движение.
Итог. «Помеха справа» — самое распространенное правило среди автовладельцев, которому учат еще в автошколе. Несмотря на то, что в ПДД не указывается данная формулировка точно, принцип ее действия есть в нескольких пунктах.
Почему у китайского производителя GAC в России нет шансов
Смотреть все фото новости >>
Как оспорить?
Если инспектор ДПС, по мнению водителя, необъективен, то его постановление можно обжаловать в течение 10 рабочих дней со дня получения водителем постановления об административном нарушении — на руки или почте. При пропуске установленного апелляционного периода по уважительным причинам допускается подача заявления о восстановлении срока.
Ещё 10 рабочих дней жалоба будет рассматриваться, при этом водитель не участвует в рассмотрении, и поэтому на практике чаще всего его оспаривание остаётся неудовлетворённым.
Далее можно обжаловать решение органа ГИБДД в районном суде общей юрисдикции по месту возникновения дорожного нарушения. В течение 2 месяцев будут рассматриваться материалы по иску. При нахождении новых материалов их можно приобщить уже в ходе рассмотрения
Важно выявить нарушения со стороны работника ДПС — несоблюдение регламента, сроков и т. п
Более 90 % судебных дел разрешаются в пользу водителей.
Что будет за нарушение?
Если сотрудники автоинспекции или камеры видеофиксации выявят нарушение водителем установленного правила, то его могут привлечь к административной ответственности. В ходе этого будет составлено постановление о привлечении к ответственности, а если водитель не согласен с ним, то и протокол, в котором нарушителю нужно описать ситуации со своей позиции и обосновать несогласие с мнением инспектора ГИБДД.
За нарушение водителю, согласно Кодексу России об административных правонарушениях, могут выписать штраф в размере 1 000 рублей за неправомерное движение на перекрёстке и 500 рублей за такое же правонарушение.
В случае несогласия водителя и утверждения, что у него не было помехи справа, того кто должен был уступить, определяет суд: водитель подаёт иск и с помощью вещественных доказательств (видеозаписи, фотографии, показания свидетелей) отстаивает свою невиновность. Как показывает практика, если дело выиграет ГИБДД, санкция в отношении водителя ужесточается.
Действие «Правой руки»
В данной ситуации правило «правой руки» может быть действительным как с равнозначными перекрёстками, так и с некоторым размещением главной дороги. Чтобы разобраться в этом, необходимо рассмотреть самые часто встречающиеся вариации проезда.
Равнозначный перекресток
Довольно-таки лёгкая вариация — на перекрёстке, на котором не имеется каких-либо знаков, подъезжает автомобиль. В такой ситуации его попросту надо пропустить.
Из всего сказанного выше следует понять, что при езде по равнозначным трассам владелец авто пропускает ту машину, которая располагается по правой стороне.
Одним из сложнейших вариаций считается встреча на равнозначном перекрёстке 4-х автомобилей, которые намереваются продолжить езду прямо. По сути, они помеха друг для друга. Однако решение этой проблемы не такое уж и затруднительное: сначала проезжает один водитель из всех четырёх. Обозначается это при помощи жестов или фар. Стоит одному из них проехать, как потом последуют и остальные, придерживаясь принципа часовой стрелки.
При наличии знака «Главная дорога»
Уже более сложная вариация встречается, когда присутствует знак «Главная дорога», которая влияет на направление. В реальности это всё кажется намного проще.
Правило «правой руки» действительно лишь в тех случаях, когда главная дорога уходит в правую сторону. Тогда шофёр, который намеревается поехать либо прямо, либо налево, обязан пропустить автомобиль, который, собственно, едет по главной дороге.
Т-образный перекресток
Многие шофёры, порой даже с немаленьким стажем, сталкиваются с одной дилеммой: действует ли принцип «правой руки» на Т-образном перекрёстке. В действительности данный вид перекрёстка и, соответственно, движение на нём не отклоняется от прописанных правил. Движение на нём ровно такое же, какое и на равнозначном.
Отличием Т-образного является плохая видимость, поэтому проезжать следует с особой осторожностью. Если вы сами собираетесь повернуть направо, то тогда смотреть по сторонам необязательно, потому что в данном случае водителей справа попросту не будет
Если вы сами собираетесь повернуть направо, то тогда смотреть по сторонам необязательно, потому что в данном случае водителей справа попросту не будет.
При перестроении
Возьмём иной случай, который нередко случается на трассах — это перестроение. Здесь лучше применить правило ПДД, а именно «помеха справа». Чтобы лучше обозначить ситуацию, приведём пример.
Есть трасса, у которой имеется две полосы в одну сторону. По первой полосе и по второй совершают движение две машины. Если шофёр, который изначально совершал движение по левой стороне, захочет переместиться на другую сторону, то ему следует задействовать правый поворотник и пропустить машину, которая изначально ехала по второй полосе.
В другом случае, более проблематичном, перестроение совершается обоюдно. В первую очередь перестраивается водитель, движущийся справа. После того, как его манёвр будет произведён, второе авто может проделать те же манипуляции. Естественно, при условии, что не будет дополнительных помех.
Важно: если вы желаете перестроиться слева направо, то для начала необходимо проверить, есть ли какие-либо помехи справа. Придерживаясь, этого правила, вы снизите шанс наступления аварии
Попутное авто может располагаться в так называемой мёртвой зоне, поэтому делать резких манипуляций не рекомендуется, чтобы не было проблем ни у вас, ни у других автовладельцев.
Вспоминаем ПДД
Многие автомобилисты часто придерживаются не совсем верной формулировки: кто справа, тот и прав. Это неправильное утверждение. Правило «правой руки» применяется на нерегулируемых перекрестках из равнозначных дорог.
Что такое нерегулируемый перекресток:
- здесь нет регулировщика;
- отсутствуют светофоры;
- светофоры есть, но они неисправны.
Равнозначными дорогами являются дороги, имеющие одинаковое покрытие.
Это можно определить визуально или с помощью следующих предупреждающих знаков:
- «конец главной дороги»;
- «пересечение равнозначных дорог».
Именно на таких участках необходимо соблюдать ПДД в части правила помехи справа. Здесь преимущества остаются за транспортными средствами, движущимися по правую сторону. Водители автомобилей, находящихся слева, всегда уступают дорогу.
Прочие ситуации, где применяется правило помехи справа
На прилегающих территориях
Территории возле жилых домов, торговых центров, рынков, на парковках и автостоянках являются прилегающими к определенному объекту. Здесь также действует правило помехи справа, но оно, к сожалению, в большинстве случаев не соблюдается безответственными автолюбителями.
В спальных районах населенных пунктов, как правило, есть много примыкающих к главной дороге, выходящих со дворов путей.
Как понять, что есть помеха справа в данной ситуации, если отсутствуют соответствующие знаки или таблички? Чтобы не было проблем, старайтесь не превышать скорость и будьте готовы уступать всем.
При перестроении
Перестроение может быть:
- одновременным, когда два автомобиля пытаются перестроиться: один – с правой полосы на левую, второй – с левой на правую;
- односторонним, когда один автомобиль движется прямо, второй пытается перестроиться на его полосу.
Помеха справа при перестроении действует лишь в первой ситуации. В этом случае водитель с левой полосы может перестроиться в правую только после того, как пропустит транспортное средство справа.
Но, если автомобили движутся по левой полосе прямо и никуда не собираются перестраиваться, то водитель, желающий перестроиться влево, должен пропустить прямо идущие ТС.
Нестандартные ситуации
На нерегулируемом инспекторами ГИБДД или светофорами перекрестке с равнозначными дорогами вполне может произойти ситуация, когда действия водителей не попадают ни под правила помехи справа, ни под какие-либо другие ПДД.
К перекрестку могут одновременно подъехать четыре автомобиля, которым необходимо, не меняя направления движения, пересечь данный участок. В этом случае приоритет отсутствуют у каждого транспортного средства. Недоразумение должно решиться водителями.
Опытные автомобилисты всегда пропустят своих коллег и только после этого начнут движение. Благо, что такая обстановка на перекрестках создается крайне редко.
Выезжая с придомовой территории, невнимательный или неопытный водитель может решить, что его автомобиль для всех является помехой справа, и ему обязательно должны уступить дорогу. Так машина может получить удар в бок.
Выезд со двора всегда является второстепенной дорогой. Поэтому в данном случае лучше пропустить все ТС, которые передвигаются по главной дороге.
Хорошо, что среди водителей в большинстве случаев соблюдается правило помехи справа. Но на дорогах всегда надо внимательно следить за обстановкой, предупреждающими знаками и сигналами, подающимися другими водителями. Здесь всегда может возникнуть нестандартная ситуация. Поэтому убедитесь, что вам действительно уступили дорогу, и только потом спокойно продолжайте движение.
Помеха справа при одновременном перестроении
Попробуем понять, как поступить правильно в такой ситуации – вы решили перестроиться в левый ряд из правого, но место «приземления» пока занято.
- Оцените происходящее вокруг, и не только слева, но и впереди, и сзади.
- Включите левый поворотник и сбросьте немного скорость, чтобы занимающий место слева ушел вперед.
- Убедитесь, что на «освободившийся островок» никто не претендует, плавно поворачиваете налево и встраиваетесь в полосу.
- Выключите поворотник и проконтролируйте дистанцию до впередиидущего.
Например, возникла пробка, и два автомобиля решили одновременно перестроиться. В идеальной ситуации на полосе достаточно места для двоих и оба автомобиля могут синхронно с одной скоростью и под одним углом выполнить перестроение, но такого на практике не бывает.
При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Допустим, вы движетесь по главной дороге, заваленной первым снегопадом. А со второстепенной летит к перекрёстку авто, и, судя по его отчаянным попыткам погасить скорость, авто это ещё на летней резине. Ничего же не стоит просто снизить скорость своей машины, уже «ошипованной», и дать человеку завершить манёвр. Честное слово, он в благодарность будет мигать «аварийками» до следующего перекрёстка.
Машина V едет по дороге мимо арки, ведущей из двора. Оттуда выезжают автомобили D и L, причем второй находится правее. Машина V должна проследовать первой, так как она находится на главной дороге. Автомобиль D обязан пропустить V и L. Ведь первый находится на приоритетном направлении, а второй приближается справа.
Большинство современных водителей отличаются должным уровнем адекватности и взаимной вежливости, что в основном позволяет избежать возникновения на дороге спорных ситуаций. Но, к сожалению, нередко возникают определенные разногласия, в особенности при движении на нерегулируемых перекрестках или одномоментном перестроении на таких участках дороги, где очередность не оговаривается ПДД. Тут дело вот в чём. «Белый», совершив преднамеренную остановку, на некоторое время выбыл из Транспортного Мира. Начиная движение (то есть, возвращаясь в Транспортный Мир), образно говоря, он должен «снять шляпу, прижать её к груди и попросить у всех разрешения войти».
Несмотря на предельно четко описанные в ПДД ситуации, при которых автовладелец обязан уступать другому транспорту, очень большое число автовладельцев неверно трактуют действующие правила. К примеру, на видео ниже хорошо видно, как автомобиль, двигающийся в правом ряду, не имея на то «законных» оснований попытался перестроиться в левую полосу, встретив на своей препятствие.
При перестроении преимущество имеет транспортное средство, не меняющее полосы. Но вот при одновременном их перестроении преимущество на стороне транспортного средства, движущегося слева и перестраивающегося в правый ряд. Налицо некоторый диссонанс с требованиями, предписывающими уступать тому, кто справа.
Правил: «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
При выполнении манёвра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Ширина проезжей части дороги на обоих снимках примерно одинакова. На верхнем фото изображена четырехполосная дорога. Об этом говорит дорожная разметка 1.3, которая разделяет противоположные потоки и разметка 1.5, обозначающая границы полос движения, т.е.
Именно так называется эта подтема в сборнике «Экзаменационные задачи тематические», по которым вы сейчас занимаетесь в автошколе.
Когда Вы перестраиваетесь с левой полосы на правую, то должны уступить дорогу водителю легкового автомобиля, движущегося по соседней правой полосе, как при его движении без изменения направления движения, так и в случае, когда он одновременно с Вами проводит перестроение. Таким образом, уступить дорогу Вы обязаны в ситуациях, изображенных на обоих рисунках.
Кто должен уступить дорогу?
Ситуаций может быть больше, чем позволят рассмотреть рамки одной статьи, но разберем самые частые и основные – остальные же могут быть легко выведены из этих. Как это выглядит, будет отдельно указано на картинках.
При перестроении по полосам движения
Два автомобиля движутся в одном направлении. Осуществляется перестроение. Кто кого должен пропустить? Всегда ли прав тот, кто с правой стороны? Давайте вспомним п.8.4 ПДД, в соответствии с которым:
- Если перестраиваются оба автомобиля одновременно, преимущество у того, кто движется справа.
- Если один из автомобилей не перестраивается, а продолжает движение по своей полосе, то преимущество у него, вне зависимости от расположения относительно второго ТС (справа или слева).
Отсюда вытекают и еще несколько типичных ситуаций, трактовка которых вызывает сложности.
При сужении дороги
Существует неверное понимание, что в случае сужения дороги всегда применяется норма помехи справа. Это не совсем так – ситуация так же зависит от обстоятельств:
- Если сужение происходит за счет уменьшения левой полосы, преимущества у тех, кто движется по правой.
- Если сужаются обе полосы, т.е. перестроение происходит из обеих полос движения, преимущества так же у тех, кто находится справа.
- Если же сужается правая полоса, т.е. ТС, находящиеся слева, продолжают движение по своей полосе без перестроения, а правые вынуждены «вливаться» в их ряд, то преимущества у участников движения левой полосы.
Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов – разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников ДПС (ГАИ), регулирующих движение.
Во дворах и на стоянках
Во всех этих случаях так же действуют нормы, диктуемые разметкой, знаками и т.п. Однако, если эти факторы отсутствуют, т.е. транспортные средства находятся на неких участках с разрешенным движением, но без дополнительной регулировки, прямо действует правило правой руки, т.е. преимущества всегда у тех, кто находится справа.
При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е. оценка типа участка дороги, чтобы определить преимущества.
На перекрестке
Пересечение перекрестка регулируется отдельными нормами, но логика в целом та же. Прежде всего, действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофора, знаков и разметки, и только в их отсутствии применяется норма помехи справа, ситуации при которой будем рассматривать далее.
Кроме прочего, есть в ПДД РФ четкие указания на следующие случаи:
При проезде равнозначных перекрестков
Если перекресток не является круговым, то при равнозначных дорогах напрямую действует правило правой руки – то есть преимущество имеют те, кто расположен справа.
При проезде неравнозначных перекрестков
Не вызывают вопросов случаи, когда перестроение происходит с главной на второстепенную, или наоборот. В этих ситуациях преимущество у тех ТС, что располагаются на главной.
Но бывают варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачивают. Например, главная сворачивает направо, а встречная второстепенная в противоположном направлении. Если выезда с дороги одного типа на другой не происходит, то в рамках однотипной дороги используется норма помехи справа.
При повороте
Если под поворотом подразумевается движение по перекрестку, то и правила его пересечения будут тем же, что описаны выше. Некоторые вопросы появляются при поворотах на прилегающие территории или выездах из них, но в подавляющем большинстве случаев они определены знаками.
Если же регулирующих факторов нет, если ситуация трактуется неоднозначно, лучше применять правило правой руки, и считать, что у всех, находящихся справа, преимущество.