Датчик кислорода ваз 2114 8 клапанов

Назначение и принцип работы

Лямбда зонд – это устройство, предназначенное для контроля состава выхлопных газов. С помощью него определяется объем кислорода, оставшийся после сгорания топлива, а полученные данные по сигнальным проводам передаются на ЭБУ автомобиля. Для чего это нужно?

Дело в том, что работа систем выпуска отработанных газов и топливной тесно взаимосвязаны.

Связующим звеном в этой цепи является электронный блок управления, который не только получает данные от датчика кислорода в виде электрических импульсов, но и передает на его сигнальный вывод опорное напряжение 0.45 вольт (это важно). ЭБУ, получая данные от датчика кислорода, корректирует, в зависимости от режимов работы двигателя (на холодную, в прогретом состоянии, под нагрузкой и без нее, и т.д.), качество топливовоздушной смеси поступающей в цилиндры двигателя, которая может быть обогащённой, бедной, обедненной и т.д

Корректировка происходит за счет изменения времени открытия топливных форсунок

ЭБУ, получая данные от датчика кислорода, корректирует, в зависимости от режимов работы двигателя (на холодную, в прогретом состоянии, под нагрузкой и без нее, и т.д.), качество топливовоздушной смеси поступающей в цилиндры двигателя, которая может быть обогащённой, бедной, обедненной и т.д. Корректировка происходит за счет изменения времени открытия топливных форсунок.

Правильное соотношение топлива и воздуха для определенных условий работы двигателя, при которых горючая смесь сгорает полностью, называется стехиометрической топливовоздушной смесью.

Также существует такое понятие как коэффициент избытка воздуха или уровень лямбда.

В идеальных условиях, когда все пропорции топлива и воздуха соблюдены правильно (14,7 частей воздуха и 1 часть топлива) этот коэффициент равен 1.

Если смесь обедненная (15:1 и выше), то уровень лямбда будет больше 1, если обогащенная (ниже 14:1), меньше.

Представим, что лямбда зонд неисправен и передает ошибочные данные на ЭБУ. В результате для разных режимов работы двигателя будет формироваться неправильная топливовоздушная смесь, а это минимум большой расход топлива и потеря мощности.

Дальше идет экологическая составляющая, без которой на современных автомобилях никуда, речь идет про каталитический нейтрализатор.

При сгорании топлива образуется ряд токсических компонентов, увеличенное количество которых в выхлопных газах негативно влияет на эффективность работы катализатора.

К основным токсическим веществам можно отнести:

  1. Несгоревшие углеводороды — CH;
  2. Угарный газ и окись кислорода — CO;
  3. Окись азота – Noх.

Ошибки в работе лямбда зонда, и как следствие, неправильное сгорание топлива, приводит к увеличению содержания вредных веществ в выхлопных газах, а с таким количеством катализатор уже не в состоянии справиться.

Существует такое понятие, как «медленный датчик», это когда время его срабатывания превышает 120 мСек и по этой причине ЭБУ не успевает подготовить правильную топливную смесь, отсюда и повышенная токсичность отработанных газов. Но об этом ниже.

Получается, что лямбда зонд является важным устройством, от работы которого зависит насколько правильно будет формироваться стехиометрический состав топливовоздушной смеси при тех или иных режимах работы силового агрегата.

Когда он исправен погрешность в формировании стехиометрического состава равна ±1% и это очень важно, а когда нет, эта цифра увеличивается

Диагностика

Как всегда, перед заменой любого устройства, его необходимо проверить на работоспособность. Для диагностики лямбда-зонда сгодится обычный мультиметр, на шкале его показаний могут быть следующие значения:

  • 0.8-0.9В – нормальный показатель верхнего уровня сигнала;
  • 0.1-0.2В – стандарт для нижнего.

По заявлению производителя эксплуатационный срок устройства составляет более чем 80 тысяч км пробега. Но только при условии, что все требования ГОСТа в процессе изготовления датчика кислорода были соблюдены. Отзывы бывалых шоферов и правда подтверждают высокий ресурс изделия. Более того, по их словам в среднем лямбда-зонд служит в два раза дольше, а это ни много ни мало – 160 тысяч км.

Какое влияние ДК оказывает на работу двигателя?

Исправный датчик кислорода – это залог бесперебойного функционирования силового агрегата. Минимальное снижение характеристик смеси воздуха и топлива, которое контролирует именно этот прибор, приводит к снижению эффективности мотора. Устойчивые обороты, отсутствие колебаний и в принципе правильная работа двигателя напрямую зависит от лямбда-зонда.

Если при резком нажатии на педаль газа, происходят рывки автомобиля, а силовой агрегат отчетливо троит, есть вероятность выхода из строя ДК. Весьма возможно, что такое поведение машины обуславливается невозможностью лямбда-зонда подстроить смесь под обороты двигателя.

Кроме того, когда замечается повышенный выброс выхлопных газов в окружающую среду причина также скорее всего в датчике кислорода. Ведь именно он отвечает за уничтожение остатков вредных веществ в выхлопной трубе.

замена лямбды и последствия.замена лямбды и последствия.

В чем секрет эффективности прибора?

Если нет желания прибегнуть к процедуре замены лямбда-зонда раньше выхода его эксплуатационного срока, рекомендуем придерживаться некоторых рекомендаций:

  • не игнорируйте требований, указанных в руководстве к ВАЗ 2114, используйте только оптимальную марку бензина;
  • добавляя отдельные присадки в топливо, убедитесь в их качестве и совместимости с вашей маркой автомобиля;
  • скажите нет герметикам в качестве фиксирующего элемента во время установки датчика;
  • при проблемах со стартом мотора, не стоит мучить автомобиль бесперебойно крутя стартер, всегда выдерживайте определенную паузу между попытками;
  • диагностируя цилиндры никогда не отключайте свечи;
  • лямбда-зонд имеет свой температурный предел, который составляет 950 градусов, поэтому избегайте перегрева выхлопной системы;
  • агрессивные вещества химического типа способны навредить электродам датчика кислорода, исключите вероятность их использования для обработки главного элемента ДК;
  • соединение лямбда-зонда и выхлопной трубы всегда должно быть герметичным, следите за этим.

Основные симптомы неисправностей

Каждый автовладелец знает, что машина всегда предупреждает о будущей поломке. Намеки могут совершенно разными, но факт остается фактом! Поэтому если быть предельно внимательным к поведению своего транспортного средства проблему можно решить еще до ее появления.

Если говорить конкретно про датчик кислорода ВАЗ 2114, признаки неисправностей могут быть такими:

  • нестабильные обороты, машина глохнет при мягком нажатии на педаль акселератора;
  • снижение динамических характеристик автомобиля;
  • повышенный расход топлива;
  • постоянное потрескивание в области катализатора после отключения двигателя;
  • появление аромата, напоминающий протухшие яйца – объясняется такая вонь просто, в катализаторе чрезмерно много несгоревшего бензина.

Даже если выход из строя датчика кислорода на лицо, не спешите отправляться за его покупкой. Дело в том, что в зависимости от года выпуска на ВАЗ 2114 могут быть установлены разные модификации ДК. Так на старых авто производитель устанавливал однопроводные устройства, сейчас в ходу четырехпроводные.

Что будет, если отключить лямбда-зонд?

Те, кто намерен игнорировать требования производителя и отключить датчик кислорода, должен готовиться к пагубным для двигателя последствиям:

  • мотор станет работать некорректно;
  • уровень содержания вредных веществ в выхлопных газах существенно увеличится;
  • повысится расход;
  • возникнет потребность в переустановки программного обеспечения ЭБУ.

Исходя из этого каждый обладатель четырнадцатой модели должен сделать определенные выводы. Чтобы не раздувать из мухи слона проще собственными руками своевременно все исправить. Ну или на крайней случай посетить сервисную станцию обслуживания.

Обманка лямбда зонда "Лямбда-сон"Обманка лямбда зонда «Лямбда-сон»

Как проверить датчик кислорода (лямбда-зонд)?

Прежде чем заменить датчик кислорода, нужно удостовериться, что именно он является причиной неправильной работы двигателя: провалы при разгоне, падение мощности, повышенный расход, троение двигателя.

Для этого нам нужно проверить датчик кислорода.

Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда (датчика кислорода): -неработающий подогрев

-потеря чувствительности – уменьшение быстродействия (как отремонтировать датчик (востановить чувствительность)?)

Распиновка датчика кислорода

А- Контакт чувствительного элемента датчика (+)

B- Контакт нагревательного элемента датчика (+)

C- Контакт Чувствительного элемента датчика (-)

Проверка питания датчика (напряжение на датчике кислорода)

Прежде чем заменить датчик, нужно удостовериться, что на него поступает питание и исправны все цепи. Для этого открываем капот и отсоединяем разъем датчика (он прикреплен хомутом к патрубку системы охлаждения).

  1. Проверяем цепь нагревательного элемента. Берём тестер и его «минус» подключаем к двигателю, «плюс» крепим на контакт «В». Включаем зажигание и смотрим на показания тестера: должно показывать 12в. Если показания тестера меньше 12в или вообще отсутствуют, то либо разряжен аккумулятор (что мало вероятно), либо обрыв цепи питания (устраняем неисправность). Так же может быть неисправна эбу, но как правило, бортовой компьютер сразу свидетельствует о данной ошибке.
  2. Проверяем цепь чувствительного элемента. Измеряем напряжение между контактами «А» и «С». минус на «С» плюс на «А». Напряжение должно быть 0,45в. Если напряжение отсутствует или отличается на 0,02в и более – то неисправна цепь питания (нужно найти и устранить) или неисправен ЭБУ (что так же мало вероятно).

Полностью проверить датчик на работоспособность  можно только при помощи осциллографа, чего нет у большинства автолюбителей, поэтому я не вижу смысла описывать данную ситуацию. Скажу лишь то, что для проверки нужно будет искусственно прибеднять и обогащать топливную смесь и смотреть на показания датчика.

Если датчик отъездил уже не мало – более 100.000км, то его можно смело заменить. Потому что, даже если он и рабочий, чувствительность заметно ухудшилась – что ведёт к лишним затратам на бензин.

Существуют так называемые «иммитаторы лямбда-зонда». Скажу сразу, что они не подойдут к нашим авто, т.к. ЭБУ не читает их сигналы.

Следует точно понимать принцип работы датчика

Обратите внимание на следующие ошибки

Ошибка Р0131 Низкий уровень сигнала датчика кислорода 1
Ошибка Р0132 Высокий уровень сигнала датчика коленвала 1

Низкий уровень сигнала датчика означает, что смесь слишком богатая.

Высокий уровень датчика показывает что смесь слишком бедная.

Обратите внимание, что данные ошибки показывают состояние топливной смеси, а не фиксируют неисправность датчика. Поэтому, при возникновении данных ошибок, сперва нужно смотреть на давление топлива и наличие в системе впуска подсосов воздуха, а уже потом обращать внимание на сам датчик

 Главная страница

Как это работает?

Алгоритм действия данного элемента основывается на поддержке определенного напряжения. Оно составляет 0,45 В. Это стабильный показатель между двумя электродами датчика.

При снижении концентрации О2, напряжение между керамическим элементом возрастает. это свидетельствует о наличии обогащенной смеси. Данный сигнал моментально поступает в электронный блок управления. Последний на основаниях этих сигналов создает ток определенной силы на исполнительных устройствах (в том числе на форсунке). Та, в свою очередь, впрыскивает больше (или меньше, в зависимости от показаний) бензина в камеру. Если смесь бедная, датчик сигнализирует об этом ЭБУ таким же образом.

Распиновка лямбда зонда 4 провода

Если сочетание цветов вашего датчика будет идентично сочетанию цветов одной из колонок предложенных таблиц ниже (циркониевые или титановые лямбды) — значит датчик имеет указанную конструкцию и распиновка лямбда зонда на 4 провода соответствует указанным в таблице данным.

Как пользоваться таблицами?

Посмотрите цвета проводов кабеля отходящего от датчика лямбда зонд. В колонках таблиц имеются доступные варианты сочетаний цветов. Если сочетание цветов вашего датчика совпадёт с сочетанием цветов одной из колонок предложенных таблиц, значит, ваш датчик имеет ту или иную конструкцию. Для определения назначения каждого провода обратитесь к левой колонке выбранной таблицы.

Пример.

Ваш датчик имеет 4 провода со следующей цветовой комбинацией: 2 коричневых, 1 фиолетовый и 1 бежевый. Четвёртая колонка Таблицы распиновки циркониевых датчиков имеет такое же сочетание цветов, значит ваш датчик циркониевый. Далее обращаемся к левой колонке этой же таблицы и выясняем назначение каждого провода: оба коричневых – нагревательный элемент фиолетовый – сигнал бежевый – масса (минус) Затем осуществляем соединение проводов по цветам.

Таблица распиновки циркониевых датчиков.

В данной таблице представлена распиновка 4-х проводных циркониевых лямбда зондов, устанавливаемых на 95% автомобилей в период с 1999 года по настоящее время.

Таблица распиновки титановых датчиков.

В данной таблице представлена распиновка 4-х проводных титановых лямбда зондов, устанавливаемых на небольшое число автомобилей в период с 2001 года по настоящее время.

Посмотреть тип вашего датчика можно также воспользовавшись панелью подбора лямбда зонда для вашего автомобиля, где в разделе характеристики, можно увидеть тип датчиков, устанавливаемых на ваш автомобиль.

Всем привет. Подскажите пожалуйста, как правильно подключить 4-х контактный ламбда зонд от ВАЗ (№0 258 005 133) вместо родного 3-х контактного (№0 258 003 957). Просто я нашёл несколько вариантов подключения, и не могу понять, какой из них будет более верным. Прошу помощи разобраться в этом вопросе. Вариант 1:

Как проверить датчик кислорода на Ваз 2107?

Неисправности датчика кислорода могут быть «незамеченными» ЭБУ двигателя, поэтому лампа «Check engine» может не гореть. Она горит лишь при полной неработоспособности датчика. Если он просто выдает неверные сведения, система не заметит неисправности.

При ручной диагностике лямбда-зонда надо снять с него клемму и проверить напряжение на сигнальном проводе, приходящем от ЭБУ. Нормальное значение – 0,45В. Распространенная проблема – напряжение выше номинального. Исправить это можно, подключив в цепь дополнительный резистор. Номинал его рассчитывается при помощи переменного резистора. Его надо включить в цепь питания датчика, подключить датчик и вольтметр. После чего при включенном зажигании менять сопротивление резистора, наблюдая за показаниями вольтметра. Искомое напряжение – 0,45-0,46 вольт. После остается замерить сопротивление переменного резистора и заменить его на соответствующее постоянное сопротивление.

Теперь рассмотрим коды ошибок, связанные с «лямбдой».

Ошибка «PO131» говорит о низком уровне сигнала датчика. Понять, смесь реально бедная или неисправен лямбда-зонд просто. Нужно на работающем двигателе брызнуть из шприца немного бензина во впускной коллектор при пережатой «обратке». Если датчик покажет слишком богатую смесь – он исправен. Если же код ошибки говорит о богатой смеси, проверять датчик нужно иначе. Понадобится подсос воздуха в коллектор. Организовать ее можно, скинув шланг вакуумного усилителя тормозов. Если датчик отреагирует, замена его не требуется.

Если же при искусственном обогащении и обеднении смеси датчик выдает «родные» 0,45 В, его следует заменить.

Важно: лямбда-зонд ВАЗ 2107 реагирует на содержание кислорода в смеси. Если в системе впрыска происходит подсос воздуха, датчик даст команду ЭБУ обогатить смесь, что приведет к росту расхода топлива

Лямбда зонд (также называется кислородным контроллером, датчиком O2, ДК) является неотъемлемой частью выхлопной системы автотранспортных средств, отвечающих экологическим стандартам EURO-4 и выше. Это миниатюрное устройство (обычно устанавливается 2 лямбда зонда и более) контролирует содержание O2 в выхлопных смесях автотранспортного средства, благодаря чему значительно снижается выброс ядовитых отходов в атмосферу.

В случае некорректной работы ДК или если произошло отключение лямбда зонда, функционирование силового агрегата может быть нарушено, из-за чего мотор перейдет в аварийный режим (на панели загорится Check Engine). Чтобы такого не случилось, систему автомобиля можно перехитрить, установив обманку.

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАМЕНЫ ДК

Чтобы самостоятельно поменять датчик кислорода ВАЗ 2114  вам потребуются рожковые ключи  на 22 и 17, кусачки, любая жидкость для растворения ржавчины, тот же ВД40 отлично подойдет, а также пластиковые хомуты.

То, как будет выполняться замена датчика кислорода, зависит от литража вашей машины, поскольку на ВАЗ-2114 с движками на 1.5 и 1.6 литра ДК расположен в разных местах.

На четырнадцатых с полуторалитровым силовым агрегатом ДК расположен на приемном коллекторе выхлопной трубы, и добраться до него можно только загнав машину на ремонтную яму или эстакаду.  Поэтому заранее позаботьтесь о месте, где  вам будет удобно работать.

Положение датчика кислорода на ВАЗ 2114 с двигателем 1.5 л

У четырнадцатых с движком 1.6 литров дела с доступом к датчику кислорода обстоят получше. Расположен он в подкапотном пространстве, на корпусе выхлопного коллектора. Более того, на ВАЗ-2114 1.6 л, двигателя которых соответствует стандарту Евро-3 устанавливается два ДК (на старых движках Евро-2 – один). И если вам нужно заменить лямбда зонд, предварительно необходимо определить, который именно датчик неисправен.

Положение ДК на ВАЗ 2114 с двигателем 1.6 (Евро -3)

И так, если вам необходимо поменять датчик кислорода ВАЗ 2114, придерживайтесь следующего алгоритма действий:

  1. Загоняем автомобиль на ремонтную яму (если у вас движок 1.5л). Открываем капот и снимаем питание с аккумулятора;
  2. Определяем провода питания, которые идут к ДК, они закреплены пластиковыми хомутами на патрубке системы охлаждения. Хомуты необходимо разрезать с помощью кусачек и разъединить колодку проводов;
  3. Далее необходимо отсоединить датчик. В посадочном гнезде он фиксируется одной гайкой 22-диаметра (либо 17 мм на движках 1.6), выкрутить которую можно гаечным ключом соответствующего размера.

Открутить датчик кислорода просто только в теории, на практике же вы скорее всего столкнетесь с тем, что фиксирующая гайка и резьба на корпусе коллектора прочно прикипели друг к другу.

Если данная проблема мешает вам снять датчик кислорода, резьбовое соединение необходимо хорошенько обработать WD-40 или любым другим химическим растворителем ржавчины, подождать 5-10 минут, после чего предпринимать повторные попытки выкрутить гайку.

В случае, если обработка химическими средствами результата не дала, нужно прибегать к более жестким методам. Для начала подключите питание к АКБ и заведите автомобиль. Дайте двигателю поработать на холостых оборотах некоторое время, чтобы коллектор и сам ДК немного прогрелись. Далее, наденьте защитные перчатки и попробуйте выкрутить резьбу.

Как открутить лямбда зонд если и это не помогает? Остается один вариант – “термический удар”. Вам потребуется газовая горелка либо паяльная лампа, которой необходимо хорошо прогреть резьбовое соединение, после чего его нужно резко остудить холодной водой.

При сильном нагревании металл расширится, а при резком охлаждении – сузится, в результате чего с него отслоится весь налет и  соединение ослабится. Как вы понимаете, аккуратно снять ДК при использовании данного метода не получится – даже нормально функционирующее устройство после такого с вероятностью в 100% полностью потеряет работоспособность, так что делайте это только в крайнем случае.

После того как резьба вам все же поддалась, установите новый датчик в посадочное гнездо, затяните соединение (не переусердствуйте, чтобы не повредить корпус устройства) и подключите к датчику питание. Пластиковыми хомутами зафиксируйте проводку на трубке системы охлаждения.

Кислородные датички (лямбда зонды): какие они бываютКислородные датички (лямбда зонды): какие они бывают

Теперь вы знаете, как заменить лямбда зонд ВАЗ 2114. Удачной вам езды без поломок!

ВЛИЯНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ КИСЛОРОДНОГО ДАТЧИКА ЛЯМБДА: ПРИЧИНА ОТКАЗА

Существует несколько причин, по которым лямбда датчик может выйти из строя:

  • Внутренние и внешние замыкания лямбда зонда.
  • Нет заземления / напряжения.
  • Перегрев зонда.
  • Нагар / загрязнение.
  • Механическое повреждение датчика
  • Использование этилированного топлива / присадок

Существует ряд типичных неисправностей лямбда-датчиков, которые происходят наиболее. В следующем списке приведены причины неисправностей выявленных в результате диагностики:

Неисправности лямбда датчика Причины
Защитная трубка или корпус зонда забиты остатками масла Несгоревшее масло попало в выхлопную систему, например, из-за неисправных поршневых колец или маслосъёмных колпачков
Нет доступа к эталонному воздуху, воздух не поступает. Зонд установлен неправильно, контрольное отверстие для воздуха заблокировано
Повреждение в результате перегрева Температура превысила 950 °C из-за неправильно выставленного зажигания или проблемы с регулировкой клапанов
Плохое соединение на контактах Окисление проводов датчика
Обрыв проводки Плохо проложенные провода, перетирание кабеля, укусы грызунов
Отсутствие заземления Окисление, коррозия в выхлопной системе
Механические повреждения При установке перетянут датчик. Момент затяжки превышен.
Химическое старение Частые непродолжительные поездки
Свинцовые отложения Использование этилированного топлива

Диагностика неисправностей для датчика кислорода Лямбда: основные принципы

Автомобили, оснащенные системой самодиагностики, могут обнаруживать неисправности, возникающие в цепи управления, и сохранять их в памяти неисправностей. Обычно это отображается через индикаторную лампу двигателя – «чек», «check engine». Память неисправностей затем может быть считана с помощью сканера через разъём OBD-2. Однако некоторые системы не могут определить, относится ли эта неисправность к неисправному датчику или это неисправность кабеля. В таком случае дальнейшие испытания должны быть выполнены механиком в автосервисе.

Для более точной диагностики через EOBD, мониторинг при компьютерной диагностике лямбда-датчика был расширен, чтобы считывать следующие пункты диагностики:

  • Разомкнутая цепь;
  • Эксплуатационная готовность;
  • Короткое замыкание на массу блока управления;
  • Короткое замыкание на плюс;
  • Обрыв кабеля и срок службы датчика кислорода лямбда.

Для диагностики сигналов от лямбда-датчика блок управления использует форму частоты сигнала. Для этого блок управления рассчитывает следующие данные:

  • Максимальное и минимальное обнаруженное значение напряжения датчика кислорода;
  • Время между положительным и отрицательным положением,
  • Лямбда-контроллер, регулирующий соотношение в топливо-воздушной смеси – богатая или бедная;
  • Определение порога лямбда-контроля,
  • Напряжение датчика и длительность периода.

О чем говорят максимальные и минимальные напряжения датчика кислорода?

При запуске двигателя все старые максимальные / минимальные значения в электронном блоке управления удаляются. Во время работы минимальные / максимальные значения отображаются в определенном диапазоне нагрузки / скорости

Амплитуда напряжения датчика: максимальное и минимальное значение больше не достигается, обнаружение насыщенности / обеднения топливной смеси больше невозможно.

Время отклика на изменение напряжения

Если напряжение датчика превышает контрольный порог, начинается измерение времени реакции между положительным и отрицательным состоянием. Если напряжение датчика не достигает контрольного порога, измерение времени прекращается. Период времени между началом и концом измерения времени измеряется счетчиком.

Время отклика: если датчик реагирует слишком медленно на изменение состава смеси то не отображает состояние в нужное время.

Определение старого или загрязненного лямбда зонда

Кислородный датчик может быть неисправенесли он старый, выработал ресурс или загрязнен, например, присадками к топливу. Это можно определить при диагностике зонда. Сигнал лямбда зонда сравнивается с сохраненным шаблоном. Медленный зонд определяется как неисправность, например, через длительность периода сигнала.

Время отклика: частота зонда слишком низкая, оптимальное управление больше невозможно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий