Как двигаться на т-образном перекрестке: правила проезда и наказание за нарушение, проезд по нерегулируемому, перекрёстку равнозначных дорог, со светофором

Где можно разворачиваться

Зачастую выполнить разворот очень трудно. Особенно в случаях, когда человек едет в городе, где большой поток машин. Разворачиваться можно на перекрестах, на которых нет запрещающих знаков. Для этого нужно просто подъехать к повороту, пропустить встречные авто и начать движение. Если перед перекрестком есть знаки, позволяющие выполнить поворот налево, то в возможности проведения маневра можно не сомневаться. Разворот разрешен даже при запрете поворота налево, но тогда следует ориентироваться на линию разметки.

Мнение эксперта

Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Задать вопрос

Разворачиваться можно и не на перекрестке. Делать это разрешено только при отсутствии встречных или обгоняющих сзади машин. При этом маневр должны позволять линия разметки и отсутствие запрещающих знаков. Перед его выполнением нужно остановиться, убедиться в безопасности и включить поворотник

На узком участке дороги следует проявлять осторожность. Чтобы вписаться в поворот, рекомендуется начинать движение от обочины, но перед этим нужно обязательно пропустить все едущие авто

На обычной дороге разрешается движение задним ходом. Поэтому при совершении ошибок и не вписывании можно сдать назад.

По обучающим видео можно понять, как именно лучше всего выполнять разворот на перекрестках или обычных дорогах.

Если прилегающая слева

Если прилегающая дорога располагается слева от вас, то совершить разворот стоит, руководствуясь следующими правилами.

Вы должны прижавшись к правому краю левой полосы, оказаться в таком положении, как будто вы едете прямо, проезжая перекрёсток;
Когда капот вашего автомобиля окажется приблизительно на 20 сантиметров за пределами вашей полосы прилегающей дороги, следует остановиться;
Включить сигнал левого поворота;
Вывернуть руль влево, стоя на месте, обратить внимание на «помеху справа»;
Если мы никому не мешаем, ни пешеходам, ни автотранспорту, то начинаем движение. Совершая поворот, мы окажемся в траектории правого ряда, и сможем безопасно завершить манёвр;
Разворот завершён, продолжайте движение.. Если вы правильно рассчитали расстояние, учесть движение других автомобилей и пешеходов, то манёвр не должен вызвать никаких затруднений, ни стать причиной аварийной ситуации.

Если вы правильно рассчитали расстояние, учесть движение других автомобилей и пешеходов, то манёвр не должен вызвать никаких затруднений, ни стать причиной аварийной ситуации.

Техника выполнения разворота согласно ПДД

Первое, что нужно научиться делать, чтобы свободно и безопасно разворачиваться на любой прилегающей дороге, это выбирать правильное место.

И прежде всего речь идет о приоритетных зонах, так как для выполнения подобных маневров подходят только два варианта – знак главной дороги при отсутствии сигнальной регулировки движения и зеленый свет светофора.

Второй момент, на который обязательно следует обращать внимание, это наличие знаков, разрешающих или запрещающих разворот. Так, изменять направление своего движения можно при наличии указателей, обозначающих зону для разворота (6.3.1/6.3.2), а также движение налево, прямо и налево, направо и налево (4.1.3/4.1.5/4.1.6) и направление по полосам (5.15.1/5.15.2)

Что касается самой техники для выполнения полного поворота, то он выполняется в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Выполнять разворот можно только из самого крайнего левого положения, которое нужно занять и включить соответствующий поворотник, предупреждая других участников дорожного движения о своих намерениях.
  2. Подъехав к середине перекрестка и пропустив всех, кто движется в приоритетном направлении (прямо и направо), необходимо вывернуть руль до упора влево и, не выезжая за пределы перекрестка и на встречную полосу движения, выполнить маневр, убедившись в том, что он не мешает тем, кто стоит на стоп-линии прилегающей дороги.
  3. Завершать полный поворот нужно так, чтобы четко вписаться в свою полосу, и только после этого выключить поворотник, если он не отключится самостоятельно.

Многие водители часто теряются, не понимая, по какой траектории им нужно развернуться, ведь и ближний, и дальний радиус являются допустимыми по правилам ПДД.

На самом деле выбор будет полностью зависеть от дорожной ситуации, и если владелец малогабаритного легкового транспортного средства не видит необходимости брать большую дугу для выполнения разворота, понимая, что он легко впишется в свою полосу без залезания на бордюр в условиях неинтенсивного движения, то можно смело следовать по условному малому кольцу.

В обратной ситуации лучше не рисковать, особенно если встречный поток слишком большой или габариты ТС не позволяют маневрировать в ограниченных условиях.

Кроме того, не следует выезжать на центр пересечения, если там уже стоят другие автомобили, ожидающие удобного случая для поворота налево или разворота, чтобы не создать затор.

Если же автомобилист не успел развернуться на разрешающий сигнал, но уже выехал на середину пересечения, то он обязан завершить начатый маневр, убедившись в том, что участники движения с примыкающих направлений будут его пропускать.

Где разрешено выполнять?

Многие водители новички в первое время движения по городу не всегда сразу ориентируются, как правильно разворачиваться и где это можно делать.

Если отсутствуют воспрещающие знаки, то выполнять маневр можно:

  • на пересечениях дорог,
  • на дороге, которая размечена прерывистой линией,
  • на территориях, имеющих обзор более 100 м в каждую сторону.

Правила разворота на перекрестке

Выполняя такие маневры, необходимо соблюдать осторожность и не торопиться. Поскольку излишняя спешка часто является причиной дорожных происшествий

Если развилка не имеет разделительной полосы, разворачивающийся автомобиль может двигаться как по ближней, так и по дальней траектории. Но производить данные манипуляции разрешено лишь в пределах перекрестка, выезжать за линию, где пересекаются проезжие полосы, нельзя.

При наличии же линии разметки, занимать требуется крайнее левое положение.

В любом случае, нужно соблюдать правильную траекторию движения:

  • не выезжать за пределы развилки,
  • не выезжать  на встречное направление,
  • не пересекать двойную сплошную.

Когда на пересечении есть разделяющая полоса, то автомобиль должен двигаться только по дальней полосе. Предварительно пропускаются все транспортные средства, имеющие преимущество в движении.

Как правильно делать развороты на Т-образном перекрестке?

На таких дорогах можно выполнять пируэты практически любым транспортным средствам, кроме тех, которые будут иметь слишком большую траекторию разворота. Это связано с тем, что двигаться задним ходом в таких местах не разрешается, да и выполнять маневр в несколько заходов, также нельзя. Поэтому, таким ТС лучше выбирать более безопасные участки дороги, чтобы совершить манипуляцию.

Необходимо быть особенно внимательным, чтобы сделать разворот правильно, соблюдать все установленные знаки и преимущества главной дороги.

Правила выполнения разворота на регулируемом перекрестке

Поскольку пропускать транспортные средства необходимо будет только со встречным направлением, а автотранспорт с обеих сторон, чтобы начать движение будет ждать разрешающего сигнала светофора. Выполняющий пируэт автомобиль, должен четко соблюдать траекторию передвижения по полосам. Помимо этого, повороты могут выполняться лишь на тех пересечениях, где отсутствуют запрещающие это знаки.

Но стоит помнить тот факт, что знак, запрещающий выполнять поворот налево, вовсе не запрещает разворачиваться на данной территории.

Развернуться вне перекрестка

Когда возникает необходимость совершить на дороге разворачивание, не всегда, обязательно нужно ехать именно до перекрестка.

Чтобы понимать, как правильно выполнить разворот, необходимо соблюдать основные правила:

  1. маневр можно начинать выполнять с любого положения, предпочтительнее крайнее левое,
  2. уступить дорогу всем транспортным средствам попутного и встречного направления,
  3. заехать можно на любую из полос, но удобнее на крайнюю левую.

Гораздо проще совершить такой маневр с прилегающей территории справа, поскольку с нее открывается лучшая видимость во все направления, и заезжать на нее лучше задом. И в этом случае не придется производить движение задним ходом по главной дороге. 

Тонкости разворота на любом перекрестке

Не стоит думать, что этот маневр можно совершать без обращения внимания на детали. К примеру, если на дороге имеется разделительная полоска, нужно чтобы даже на коротком участке автомобиль не двигался по встречной полосе, то есть траектория должна быть выбрана дальняя.

Разворот на перекрестке – это маневр, требующий очень внимательного к себе отношения, ведь если развернуться неправильно, можно моментально лишиться своих прав. В ПДД на этот счет самые простые и ясные требования.

Автолюбитель должен лишь занять на дороге крайнюю левую позицию. При этом нет никаких специфических требований по поводу траектории. Значит самую безопасную и удобную для конкретного случая траекторию может определить сам водитель.

В случае выбора дальней траектории водитель может не вписаться в отведенные правилами границы. В этой ситуации он с неизбежностью должен пересечь линию, которая служит местом пересечения встречных потоков. Он будет ехать в перпендикулярном направлении к встречной полосе, и потому не выедет на встречную полосу. Наказание за подобное нарушение будет совсем не большим. Это будет штраф в пределах 1500 рублей.

Если разделительная полоска отсутствует, то можно выбирать как ближнюю, так и дальнюю траекторию. Можно также совершить разворот между ними. Однако выезжать за пределы перекрестка ни в коем случае не разрешается. Нельзя также выезжать за линию проезжих частей. За радиус разворота, превышающий границы пересечения проезжих частей, полагаются разной суровости наказания.

Если получится так, что водитель не сможет вписаться в границы перекрестка, разворачиваясь на ближней траектории, то он обязательно выедет на встречную полосу. Это очень серьезное нарушение, и наказание за него полагается соответствующее.

В самом благоприятном случае нарушитель отделается небольшим административным штрафом в 5000 рублей, в худшем он попросту лишится прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Если наказание не подействует, и водитель нарушит правила разворота вторично, он может лишиться прав на целый год.

Эти правила актуальны для любого перекрестка, но в каждом конкретном случае будут свои нюансы.

На регулируемом перекрестке дела обстоят проще

Движение по правую и по левую стороны будет регулироваться светофором, поэтому обращать внимание придется только лишь на встречную полосу. Чтобы развернуться безопасно, надо строго соблюдать правила езды по полосам, а также посмотреть, нет ли знаков, которые запрещают разворот

Следует помнить, что если запрещен поворот налево, это еще не значит, что запрещен разворот.

На Т-образном перекрестке развернуться может практически любая легковая машина, кроме разве что джипа, у которого большой радиус разворота.

Если у вас такой автомобиль, стоит поискать более безопасное для разворота место, потому как разворачиваться в несколько приемов запрещено, а за задний ход можно получить 500 рублей штрафа.

Конечно, разворот при помощи заднего хода лучше, чем выезд на встречную полосу с перспективой лишения прав, но он создаст вполне аварийную ситуацию.

Если прилегающая справа

Подъезжая к Т образному перекрёстку, когда прилегающая дорога оказывается справа от вас, необходимо следовать такому порядку действий:

  1. Включить сигнал правого поворота и прижаться к правому краю левой полосы;
  2. Повторяем угол поворота на право, пока автомобиль не окажется на прилегающей дороге приблизительно на 80 сантиметров;
  3. Включаем сигнал левого поворота;
  4. Выворачиваем руль налево, стоя на месте, и смотрим «помеху справа»;
  5. Если слева вас никто не обгоняет, то совершаем поворот налево, как при круговом движении.
  6. Вы оказываетесь в таком положении, как если бы поворачивали налево с прилегающей к Т образному перекрёстку дороги.
  7. Разворот завершён, продолжайте движение.

Не забывайте про принцип «помехи справа», обращайте внимание на пешеходов и другие автомобили, что бы избежать не приятных инцидентов.

Таблица ошибок для упражнения

Для начала несколько слов о том, что такое разворот в ограниченном пространстве и в чем заключается смысл этого упражнения. В первом столбце таблицы приведены описания возможных ошибок, а во втором — количество ошибок, которое можно допустить. 0 означает, что после первой же ошибки за экзамен выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

Ошибка Возможное количество
113.1. Не приступил к выполнению испытательного упражнения в течение 30 секунд после получения команды (сигнала) о начале его выполнения.
113.2. Cбил разметочное оборудование. 2
113.3. Выехал по проекции габарита транспортного средства за границы участков испытательных упражнений, обозначенные линиями дорожной разметки 1.1 белого цвета или 1.4 желтого цвета и разметочными конусами (разметочными стойками), или наехал колесом на линию разметки, обозначающую границы участков испытательных упражнений, в зависимости от условий выполнения испытательного упражнения.
113.6. Отклонился от заданной траектории движения, предусмотренной условиями выполнения испытательного упражнения.
113.7. Допустил остановку двигателя. 2
113.15. Покинул экзамен (отказался от выполнения испытательного упражнения).

Правила разворота на перекрестках

Разобравшись с технологией выполнения маневра, следует рассмотреть определенные ситуации, прежде всего зависящие от конфигурации дорог и действующей на них сторонности движения. Всего существует несколько базовых схем, знание которых поможет не теряться в трафике в дальнейшем, каким бы сложным он ни был.

С односторонним движением

Выполнять полный поворот с одностороннего движения также следует из крайней левой полосы. В этом случае попадание на встречную полосу движения станет возможным, если после пересечения перекрестных дорог водитель увидит знак 3.1 «Въезд запрещен» или заедет на пешеходную зону.

Во всех остальных ситуациях разворачиваться можно и нужно, причем по малому радиусу, если позволяет пространство.

С трамвайными путями

Немного сложнее обстоят дела с перекрестками, на которых установленный светофор разрешает одновременное движение автомобилистам и движущимся в одном с ними направлении трамваям, то приоритет будет сохраняться именно за последним транспортным средством.

Единственным исключением, когда на регулируемых пересечениях безрельсовый транспорт не будет уступать рельсовому, является движение трамвая на дополнительную секцию своего оптического прибора при одновременной активации запрещающего сигнала.

Кроме того, автомобильный транспорт будет иметь привилегию на нерегулируемом перекрестке, в случае если он будет двигаться по главной дороге, а трамвай по второстепенной, обозначенной треугольным указателем 2.4 «Уступи дорогу».

Со светофором со стрелкой

Не стоит бояться светофоров с дополнительной секцией, помня о том, что его загорающиеся знаки следует трактовать буквально. И для того, чтобы развернуться в обратном направлении на перекрестке с такой оптикой, водителю достаточно будет просто дождаться момента, когда загорится левая секция, даже если основной сигнал останется красным.

Разрешение движения по секции и основной линзе также дает право на разворот. Другое дело, что занятие крайнего ряда с секционным светофором обязывает повернуть налево или развернуться, даже если изначально подобные действия не планировались.

Что же касается таблички с зеленой стрелкой, установленной рядом с красной линзой, то обычно она не имеет никакого отношения к развороту, предназначаясь для поворота направо на красный свет при условии отсутствия движущихся слева машин.

С двумя пересечениями проезжих частей

Разворот на участках с двойным пересечением, разделенным между собой разметкой, бордюром или целым бульваром, не противоречит ПДД, если в этой зоне не был установлен запрещающий знак или начерчена сплошная.

В этом случае техника разворота не будет отличаться от классической, предполагая выезд на середину перекрестка при движении по большому радиусу, пропуск всех движущихся во встречном направлении авто и выполнение разворота (актуально для разъезда при обоюдном повороте левыми бортами).

Если же на перекрестке многие водители собираются выполнить левый поворот, то нет смысла выезжать за ними, ожидая, когда они всех пропустят. В этом случае можно развернуться по малому кругу, не привязываясь к впереди стоящим машинам, главное, не забывать поглядывать в заднее зеркало, чтобы едущие сзади не восприняли левый поворотник, как уход на прилегающую полосу движения и не попытались обойти разворачивающегося с левой стороны.

Другие места для разворота

Если вы хотите развернуться, для этого не обязательно ехать до ближайшего перекрёстка. Вне перекрёстка разворот можно осуществить через прерывистую линию, при условии, что ваш маневр виден всем участникам дорожного движения и не создаёт помех кому либо.

Если имеется прилегающая территория, то на ней можно выполнить разворот, даже задним ходом, убедившись,  что территория не относится к перекрёстку. Движение задним ходом на перекрёстках ПДД запрещает.

Вне перекрёстка вы можете развернуться также через трамвайные пути, убедившись, что разметка и знаки не запрещают осуществление подобных манёвров

Важно убедиться, что пути сонаправленны движению, ведь в противном случае это будет не по правилам.

Ориентируемся по ситуации

Некоторые утверждают, что включать сигнал поворота сперва в одну сторону, а затем в другую не стоит, ведь это не даёт возможности другим автомобилистам понять, какие конкретно действия вы планируете совершить. Однако зависит это от того на сколько загружена дорога и на сколько этапов вам в связи с этим пришлось разделить свой разворот.

Стоит обратить внимание на знаки, ведь порой их не даёт рассмотреть растительность или другие особенности местности. Находясь в незнакомой местности, лучше не совершать таких маневров, и выбрать или лучшее место для разворота, или просто объехать квартал

Лучше не совершать такие развороты, если движение загружено или поток машин очень плотный. Ведь ошибка, при осуществлении такого маневра на Т образном перекрёстке, может привести к непоправимы последствиям, как для автомобиля, так и для вашего здоровья.

Не забывайте учитывать всех участников движения. Как автомобилистов, так же и пешеходов, велосипедистов. Если на перекрёстке имеются трамвайные пути, то будьте особенно осторожны и десять раз подумайте, есть ли необходимость в развороте.

Т-образный перекресток: правила движения

Т-образный перекресток правила трактуют в качестве разновидности, либо локального случая стандартной перекрестной дороги – то есть, процесс слияния двух путей, где один путь «входит» перпендикулярно (не всегда) в другой.

Угол вхождения приближен к 90 градусам – это, собственно, и есть Т-образный перекресток. В случае угла слияния, который острее либо тупее 90 градусов, получается перекресток, идентичный букве «У».

Однако самое важное – не угол пересечения дорог, а непосредственно – сам факт их перекрещивания. Регламент правил движения по дороге не формирует из Т-образных перекрестков обособленную категорию

В связи с этим, правила движения в пределах Т-образных перекрестков аналогичны общепринятым правилам движения по перекресткам

Регламент правил движения по дороге не формирует из Т-образных перекрестков обособленную категорию. В связи с этим, правила движения в пределах Т-образных перекрестков аналогичны общепринятым правилам движения по перекресткам.

В случае регулируемого перекрестка – проезд, а также выезд происходит в рамках правил движения по регулируемым перекресткам.

Если же перекресток лишен регулировки: проезд по нему диктуется правилами прохождения нерегулируемых перекрестков.

В данной ситуации сфокусировать взгляд нужно так: при подъезде по стержню к Т-пересечению, сперва посмотреть влево, ибо с данного направления другое ТС, осуществляющее движение по приоритетному пути, в первую очередь сократит расстояние с вами, после – посмотреть вправо, повторить данные манипуляции еще раз в аналогичном порядке.

Смотреть необходимо по мере необходимости. Нужно визуально анализировать происходящее, ибо ситуация постоянно меняется. Дождавшись момента и убедившись в безопасности движения – без паники начать проезд по пересечению дорог. Однако, двигаться нужно уверенно и без лишней суеты.

Пробуксовка нежелательна, ибо при плохом сцеплении с дорогой может спровоцировать занос или скольжение (как минимум).

Встречается Т-образный перекрсток с одностороннем движением на одном из путей.

Проезд возможен исключительно в направлении, указанным стрелкой на знаке. Запрещено направлять автомобиль против одностороннего потока.

Правила движения с одностороннего пути

В случае изменения траектории приоритетной дороги на нерегулируемом Т-пересечении должна присутствовать табличка 8.13, устанавливающаяся вкупе с дорожными знаками под пунктами 2.1, а также 2.4.

Необходимо сразу определиться, какой является дорога, по которой вы подъехали к пересечению путей, и имеется ли у вас право проезда.

Сначала через нерегулируемое пересечение осуществляет проезд транспорт, который подъехал к нему по приоритетному пути.

Т-образный перекресток, преимущественно нерегулируемый, за пределами населенных пунктов – частое явление. О приближении к нему водители (которые имеют приоритет) узнают по знакам под пунктами от 2.3.2 до 2.3.7, что означает примыкающую второстепенную дорогу», при этом на второстепенных путях перед пересечением дорог стоят знаки под пунктом2.

4, что означает – «Уступите дорогу», под пунктом 2.5 – что означает запрет движения без предварительной остановки.

С учетом высоких скоростей ТС вне населенных пунктов проезд со второстепенного пути на такое пересечение требует предельной концентрации внимания, ибо транспорт, имеющий приоритет в движении движется с большей скоростью, нежели можно себе ее представить.

Четырехполосная дорога

Алгоритм подготовки тот же, но вот на перекресте стоит придерживаться определенной траектории. Необходимо выехать на перекресток, и начинать поворот по своей полосе. Проще говоря: нельзя начинать разворот сразу после того, как въехали на перекресток (по кратчайшему маршруту). В этом случае маневр будет проходить на встречной полосе, и в случае непредвиденной остановки, Вы остановитесь на встречной. Посему, при развороте на таком перекрестке, необходимо выехать на середину, и уже там выполнять разворот – по своей полосе

Важно: когда повернете на 90 градусов, автомобиль должен находиться в левой полосе (После поворота на 90 градусов, Вы должны остановиться так, как при выполнении левого поворота). После завершения маневра, нужно занять крайнюю правую полосу

Как видите – ничего сложного. Перестроение, указатель поворота, отсутствие помех, разворот, крайняя правая полоса. Будьте внимательны, и разворот на перекрестке не принесет неудобств. И вот еще что: небольшое отличие преднеприводного авто от заднеприводного. При наборе скорости на развороте, переднеприводный автомобиль будет «вытягивать» – авто будет выравниваться по горизонтали, а вот заднеприводный – будет сильнее кренить. Будьте осторожны.

Разворот вне перекрестка: основные способы, как выполнить правильно

Разворот на участке пути вне перекрестка подчиняется правилу ПДД 8.8:

При … развороте вне перекрестка водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу встречным ТС и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным ТС.

Более детально действие в этой зоне можно разобрать следующим образом:

  • ехать через разделительную полосу, то есть огибать ее необходимо в месте, где нет непрерывной разметки, и так, чтобы не очутиться во встречном ряду;
  • на двухполосной трассе разрешается начать маневр, не перемещаясь в крайне левое положение, как и на узкой дороге;
  • во втором случае следует воспользоваться частью прилегающей территории;
  • на четырехполосной дороге обязательно занимать крайний левый ряд и дождаться отрезка, где потоки встречных направлений не будут разделены сплошной, или искать символы 6.3.1, 6.3.2;
  • на пешеходном переходе маневр не разрешается, но допускается выполнить его до этой зоны или после нее;
  • на трассе или автомагистрали разворачиваются там, где нет сплошной разметки.

Водителям стоит потренироваться использовать следующие способы разворота:

  • В один прием. Пригодится для дороги, где мало машин. Нужно податься чуть вправо от нужного положения, включив соответствующий сигнал, заехать на обочину и остановиться. Зажечь левый поворотник и, оценив обстановку с помощью зеркал, быстро крутить руль в ту же сторону перехватом. Развернувшись, выровнять авто и прибавить скорость.
  • В два приема. Подойдет для мест с прилегающим участком или площадкой с отдельным въездом. Если он находится справа, нужно проехать мимо и остановиться, чтобы оценить обстановку сзади и в самой вспомогательной зоне. Включив задний ход заезжают на прилегающий участок. Оттуда смотрят налево и направо от машины, если там пусто, поворачивают в нужную сторону.

Все действия выполняются сначала с включением правого светового сигнала, затем левого.

В три приема. Метод используют на узком отрезке, где нет прилегающего участка. Нужно остановиться у правой стороны ближе к обочине, включить левый поворотник. Затем двигаться влево, быстро вращая руль. Но когда до противоположной стороны останется 1 м, остановиться, поворачивая его вправо таким образом, чтобы и колеса «смотрели» туда же. Здесь нужно снова остановиться, включить задний ход и правый световой указатель.

Необходимо сдать назад, в то же время повернув руль максимально вправо. За этим следует еще одна остановка, после которой включают левый поворотник и движутся вперед на первой передаче, выравнивая положение колес.

Смотрите в этом видео о правилах и ошибках выполнения разворота вне перекрестка:

Разворот вне перекрёстка, ошибки при разворотеРазворот вне перекрёстка, ошибки при развороте

Какой поворот опаснее – левый или правый

Для едущих по однополосной дороге левый поворот, пожалуй, опаснее, ведь для его выполнения надо пересечь путь следования встречных авто, а правый этого не требует. То есть в первом случае более вероятно столкновение.

На многополосной дороге определенную проблему и при повороте влево, и вправо создает необходимость перестроения в крайний ряд. Но после его выполнения первый опять потребует выезда в центр перекрестка и пересечения встречной полосы, иногда нескольких. А с правым поворотом все проще: при его осуществлении из верного положения на пути не должны оказаться другие авто.

Типы разворотов на перекрестке

Есть две возможности развернуться в границах перекрестка: по дальней и по ближней траекториях. Конечно, многим кажется, что разворот по ближней траектории – проще, быстрее и удобнее как для самого водителя, так и для других участников движения. Однако так происходит не всегда, и огромное число штрафов выписывается сотрудниками ГИБДД именно за неправомерный разворот по малому радиусу.

Рассмотрим схему, на которой изображен стандартный перекресток с одним пересечением проезжих частей.

Рисунок 1

По дальней траектории

Разворот по дальней траектории, или по большому радиусу, представлен стрелкой номер 2 (Рисунок 1). Если мысленно определить центр перекрестка, то такой разворот предполагает, что водитель заедет за центральную точку. С какими проблемами могут встретиться автолюбители при выполнении этого маневра?

  • Если пешеходный переход располагается слишком близко к пересечению проезжих частей дороги, то водитель при развороте может не рассчитать траекторию и наехать на разметку. А правила запрещают разворачиваться на зебре.
  • Если пешеходного перехода нет, то сплошная линия может близко подходить к границам перекрестка, а ее пересекать также запрещается.
  • Разворачиваясь по большому радиусу, водитель должен постоянно контролировать ситуацию и смотреть назад, так как в процессе его разворота другой автомобиль может начать поворот налево.

По ближней траектории

Разворот по ближней траектории, или по малому радиусу, представлен стрелкой номер 1 (Рисунок 1). Из-за кажущейся простоты и безопасности так любит разворачиваться большинство водителей. Но все ли так безоблачно в действительности? Нет, есть ряд опасных моментов:

  • Нужно всегда помнить о расстоянии между вашей машиной и противоположным краем проезжей части – оно должно быть более 10 метров. Это связано с тем, что радиус поворота передних колес обычной легковушки составляет около 5 метров. А мы помним, что разворот – это два последовательных поворота налево. Значит, если проезжая часть узкая и желанные 10 метров между вашей машиной и ее краем никак не набираются, то, вероятнее всего, произойдет неприятная ситуация, когда правое переднее колесо автомобиля наедет на бордюр (если он есть), что чревато потерей управления либо поломкой машины.
  • Если место ограничено и развернуться по малому радиусу, не заехав на бордюр, не получится, но вам очень хочется это сделать, и в голове мелькает мысль, что можно сместиться немного правее, увеличив расстояние, – не поддавайтесь сиюминутному порыву. Разворот на перекрестке надо производить исключительно из крайнего левого положения, иное возможно только вне пересечения проезжих частей.

Акцентируем внимание еще на одном моменте – если, выполняя разворот, вы пропускаете встречные машины, то где нужно остановиться? В центральной точке перекрестка или не доезжая до нее?

  • Если есть светофор или ваша дорога является главной, то остановиться можно в любом месте.
  • Если вы едете по второстепенной дороге (знак «Уступите дорогу»), то следует остановиться у края пересекаемой проезжей части. Начинающим водителям обычно сложно разворачиваться на подобных перекрестках, так как им необходимо пропускать машины со всех трех направлений: встречку, справа и слева. Поэтому в таком случае лучше просто найти другое место для разворота.

Как правильно трактовать правила остановки и стоянки

Заучивая установленные Правилами положения и участки, на которых остановка и стоянка запрещена, важно уметь правильно трактовать эти положения и понимать, по каким причинам вводятся эти ограничения. Итак, давайте рассмотрим, чем продиктованы принятые правила остановки и стоянки: 1

Нельзя останавливаться на пешеходном переходе и ближе 5 м перед пешеходным переходом, но сразу за ним можно стоять. Это ограничение дистанции вызвано тем, что близко расположенный транспорт закрывает обзор для остальных водителей, которым будет трудно вовремя заметить людей, находящихся в зоне пешеходного перехода. Пешеходы также не смогут своевременно увидеть приближающийся по следующей полосе транспорт. На самом пешеходном переходе стоять нельзя, т.к. автомобиль будет препятствовать движению пешеходов.

Схема остановки и стоянки на пересечение проезжей части

2. Запрещается останавливаться на пересечениях улиц и дорог и на прилегающих к ним участках (в пределах 5 м). Требование понятное, потому что перекрёсток относится к наиболее опасным и напряжённым участкам дорог в отношении интенсивности и безопасности движения, и стоящий в этом месте автомобиль обязательно будет создавать помеху движущемуся потоку машин. 3. На одностороннем перекрёстке (Т-образном) разрешается остановка транспорта напротив примыкающей дороги в таких ситуациях, когда:

В этом случае остановка на одностороннем перекрёстке (Т-образном) разрешается

  • сплошная линия отделяет полосу движения сквозной улицы, на которой стоит автомобиль. Она не позволяет движущимся по этой полосе машинам поворачивать на примыкающую дорогу. В таком случае они будут огибать стоящий автомобиль, как и на всех других участках улицы;
  • расстояние от припаркованного автомобиля до сплошной линии раздела полос больше 3 м, что позволяет обходящим машинам, не пересекая разделительной линии, огибать его без ущерба безопасности движения.

В этом случае парковка на Т-образном перекрестке будет запрещена

Когда на таком перекрёстке отсутствует сплошная разделительная разметка или она переходит в прерывистую линию, Правилами запрещается остановка автомашин в зоне перекрёстка, так как они будут создавать препятствие автомобилям, выезжающим с примыкающей дороги и совершающим разворот или поворот налево. Если к тому же пересекающиеся дороги узкие, стоящий транспорт может совсем закрыть сквозное движение и привести к затору.

4. На стоянках, предназначенных для такси, и автобусных остановках по Правилам разрешается совершать недолгую остановку всем автомашинам для того, чтобы высадить или забрать пассажира в таких ситуациях, когда это не мешает таксистам и общественному транспорту. Например, когда на остановке не стоит и не подъезжает автобус или троллейбус.

5. Особого внимания водителя требует к себе движущийся трамвай. Трамвайная линия может вплотную примыкать к автомобильной дороге и парковка со стороны трамвайной линии может создать помеху движению трамвая. При остановке трамвая следующим справа от него машинам также следует остановиться, чтобы пропустить выходящих и входящих в трамвай пассажиров.

6. Правила остановки и стоянки там, где недостаточная видимость дороги, предполагают их запрещение только в пределах проезжей части, т.к. объезд транспорта в таких случаях из-за ограничения видимости встречной полосы обладает повышенным риском столкновения с неожиданно выскочившим из-за поворота автомобилем. В случае, когда автомобиль припаркован на таком участке полностью на обочине дороги и никоим образом не влияет на траекторию движения транспорта на его проезжей части, это не является нарушением Правил.

Заключение

Подытожим информацию. По правилам дорожного движения автомобилистам разрешается ехать на зеленый и мерцающий зеленый сигналы светофора (если за ним нет затора). Завершение маневра на желтый свет допустимо, если иное приведет к созданию аварийной ситуации. Проезд на красный свет категорически запрещен и ведет к штрафу и лишению прав – равно как и необоснованный проезд на желтый. Но какой бы сигнал светофора не горел, за рулем нужно не терять бдительность. Большой процент людей среди водителей и пешеходов пренебрегает правилами. Поэтому, выезжая на перекресток или подъезжая к пешеходному переходу, стоит как следует смотреть по сторонам. Даже если ДТП произойдет не по вашей вине, имуществу, физическому здоровью и психическому состоянию может быть нанесен значительный ущерб. Внимательность же и неспешность окажут неоценимую помощь на дороге.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий