Содержание
- 1 Замена реле регулятора напряжения ВАЗ 2107
- 2 Проверка р
- 3 Для чего необходимо реле зарядки?
- 4 Крепление АКБ ВАЗ 2107
- 5 Демонтаж и проверка регуляторов напряжения на ВАЗ 2107
- 6 Виды и типы реле регуляторов
- 7 Ремонт реле регулятора напряжения на Ваз 2107
- 8 Проверка работоспособности прибора
- 9 Причины отсутствия зарядки
- 10 РАЗНОВИДНОСТИ И РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕГУЛЯТОРОВ НАПРЯЖЕНИЯ
- 11 Предохранители и реле ВАЗ 2107, электрические схемы
- 12 Плюсы от установки трехуровневого регулятора
- 13 Как все работает?
- 14 Неисправности генератора
- 15 Диагностика реле регулятора
Замена реле регулятора напряжения ВАЗ 2107
При поломке внешнего реле генератора ВАЗ 2107 следует заменить его на новое. Если же причина поломки кроется в щетках, замене подлежит только щеточный узел.
Старое внутреннее реле-регулятор можно заменить на новое “трехуровневое”, которое обеспечивает более надежную стабилизацию напряжения, учитывающую температурный режим и нагрузку на генератор.
Трехуровневыми их называют из-за трех преднастроенных режимов регулировки, переключаемых вручную. Сам переключатель устанавливается отдельно от реле, в удобном для водителя и защищенном от влаги и грязи месте.
Во избежание короткого замыкания подключать провод массы к аккумулятору можно лишь после установки на место реле и проводов питания.
Проверка р
Есть несколько вариантов проверки. И когда речь идет о только что приобретенном реле, и о старом – в любом случае протестировать его очень легко:
- мультиметр подключают непосредственно к щеткам;
- далее на реле подают постоянное напряжение, сгодится в полевых условиях АКБ (масса – это минус, контакт В – плюс);
- если устройство зарядки работоспособно, то измерительный прибор покажет сколько вольт выдается (до 14,8);
- при отсутствии мультиметра его заменяют самой обычной лампочкой на 12 В, мощность которой, впрочем, не должна превышать 3 Ватт.
После того как вы убедитесь, что устройство полностью исправно, установите его на предназначенное место. Порядок действий здесь обратный описанному ранее демонтажу.
Завершив все манипуляции, проверьте, не забыли ли вы подключить к батарее минусовый провод.
Для чего необходимо реле зарядки?
Чтобы поддерживать правильный режим зарядки аккумуляторной батареи, а также для обеспечения нормального функционирования всех электроприборов в бортовой сети автомобиля, генератор должен вырабатывать напряжение в диапазоне 13,6. 14,6 В. Под нагрузкой генератор должен выдавать около 14 В стабильно. При помощи регулятора напряжение изменяется в цепи питания обмотки ротора.
Суть работы генератора заключается в том, что при увеличении напряжения питания обмотки возбуждения происходит возрастание напряжения на выходе генератора. Именно напряжение в цепи питания роторной обмотки стабилизирует регулятор. Если этого не сделать, то напряжение, подаваемое на обмотку, будет меняться (зависит оно от числа оборотов, нагрузки на коленвал двигателя, и т. д.).
Крепление АКБ ВАЗ 2107
Источник питания ВАЗ 2107 устанавливается в подкапотном пространстве с правой стороны на специальную площадку и крепится посредством планки. Таким образом производится фиксация аккумулятора, что позволяет избежать его перемещения по площадке во время движения автомобиля.
Как предотвратить кражу
Владельцы «Жигулей» нередко сталкиваются с проблемой кражи АКБ, что обусловлено немалой стоимостью этой детали. Дело в том, что открыть капот на «классике», тем более для опытного злоумышленника, не составляет особого труда. Как же обезопасить себя и свой автомобиль от подобной ситуации? Существует несколько вариантов решения проблемы:
- постановка машины на охраняемую стоянку;
- хранение автомобиля в гараже;
- установка сигнализации (в зависимости от схемы подключения).
Однако перечисленные способы далеко не всегда и не всем подойдут. В этом случае для защиты АКБ от кражи можно прибегнуть к дополнительным мерам защиты:
- установить замок на крышку капота;
- постоянно забирать батарею с собой;
- надёжно закрепить аккумулятор.
Один из вариантов защиты аккумулятора от кражи — установка замка на капот
Прибегнуть к первому варианту согласится далеко не каждый автовладелец, поскольку для этого потребуется наваривать кронштейны для навесного замка на капот, что испортит внешний вид машины. Постоянно уносить батарею с собой также понравится далеко не каждому. Остаётся вариант более надёжного крепления АКБ. Одним из вариантов защиты источника питания от кражи является использование крепежа с секретом, что заставит злоумышленника затратить больше времени, а иногда и отступить от задуманного. Возможен также вариант запаивания крепления, но стоит учитывать, что этот способ в условиях форс-мажора создаст серьёзные проблемы владельцу автомобиля.
Защитить аккумулятор от кражи можно при помощи специального крепежа — гайки с секретом
Некоторые автолюбители дорабатывают площадку под аккумулятор, делая её в виде короба и устанавливая замок, для чего потребуется воспользоваться сварочным аппаратом. Есть и другой способ, усложняющий кражу детали — укрепление её цепью и установка навесного замка
Важно понимать, что наиболее эффективная защита — это комплекс мер, которые позволят предотвратить воровство батареи с машины
Для защиты АКБ можно изготовить специальный крепёж, позволяющий установить навесной замок
Демонтаж и проверка регуляторов напряжения на ВАЗ 2107
Сначала определимся с инструментами и приборами, которые потребуются для работы. Вот они:
- бытовой мультиметр;
- рожковый ключ на 10;
- отвёртка плоская;
- отвёртка крестовая.
Последовательность работы
Если у водителя возникли подозрения о поломке регулятора напряжения, то первое, что он должен сделать — проверить напряжение, выдаваемое аккумулятором.
-
Двигатель автомобиля глушится, открывается капот. С помощью мультиметра измеряется напряжение между аккумуляторными клеммами. Если оно упало ниже 13 вольт (или наоборот, повысилось выше 14 вольт), то это говорит о поломке регулятора.
- Убедившись, что аккумуляторная батарея плохо заряжается именно из-за неисправного регулятора, его необходимо отключить от сети автомобиля, но вначале с аккумуляторной батареи в обязательном порядке снимается провод «массы». Если этот провод не отключить, то высока вероятность короткого замыкания, которое приведёт не только к выгоранию многих предохранителей на замкнувшем участке, но и к оплавлению самой электропроводки.
-
Если на ВАЗ 2107 установлен старый внешний регулятор, то с него вручную снимаются все клеммы, после чего рожковым ключом на 10 откручиваются гайки, которые удерживают регулятор на корпусе автомобиля.
-
Если ВАЗ 2107 оборудован внутренним трёхуровневым регулятором, то для его снятия потребуется отвернуть крестовой отвёрткой пару крепёжных болтов, удерживающих это устройство в корпусе генератора.
-
После снятия регулятора отрицательный полюс аккумуляторной батареи подключается к массе реле (если регулятор внешний), либо к контакту «Ш» (если регулятор внутренний);
- Положительный полюс аккумуляторной батареи соединяется с контактом «К» (этот контакт имеется на регуляторах всех типов);
- Мультиметр подключается либо к щёткам генератора, либо к выходам реле.
- После включения мультиметра и подачи напряжение в 12–15 вольт, оно должно появляться и на щётках генератора (или на выходах реле, если регулятор внешний). Если возникшее на щётках или на выходах напряжение держится постоянно, то это явный признак пробоя регулятора. Если на щётках или выходах не фиксируется вообще никакого напряжения — налицо обрыв в регуляторе.
- Как в случае пробоя, так и в случае обрыва регулятор придётся менять, поскольку ремонту это устройство не подлежит.
- Вышедший из строя регулятор заменяется новым, после чего производится обратная сборка электросистемы автомобиля.
Видео: проверяем регулятор напряжения на ВАЗ 2107
Как и любое другое устройство, регулятор напряжения может сломаться внезапно. А особенно тяжело водителю приходится, если поломка случается далеко от дома. Удивляться тут нечему: водителей, постоянно возящих с собой запасные регуляторы, ещё поискать. Но даже в такой непростой ситуации способ добраться до дома (или до ближайшего сервисного центра) всё же есть. Но быстро доехать не получится, потому что каждый час придётся лезть под капот и снимать клеммы с регулятора напряжения. А потом с помощью подходящего куска изолированного провода замыкать плюсовую клемму аккумулятора и контакт «Ш» на регуляторе. Делается это для того, чтобы заряжающий ток не превысил отметку в 25 ампер. После этого клеммы регулятора возвращаются на место, а автомобиль заводится. На нём можно ехать минут 30, при этом следует включить максимальное количество потребителей энергии — от фар до магнитолы. А через 30 минут следует опять остановиться, и снова проделать всю вышеуказанную процедуру, так как без этого аккумулятор просто перезарядится и закипит.
Итак, проверить регулятор напряжения на ВАЗ 2107 под силу даже начинающему автолюбителю. Всё, что для этого требуется — умение пользоваться мультиметром и отвёрткой. Выполнение перечисленных выше рекомендаций позволит автовладельцу сэкономить около 500 рублей. Именно столько стоит в автосервисе проверка и замена регулятора напряжения.
Виды и типы реле регуляторов
В зависимости от вида реле, зависит и метод определения работоспособности. Регуляторы классифицируются на 2 типа:
- совмещенные;
- отдельные.
Совмещенные реле — это значит, что само реле с щеточным узлом расположен в корпусе генератора.
Отдельные реле — это значит, что реле вынесено за корпус генератора и крепится на кузове автомобиля. Видели наверное, черный небольшой приборчик закреплен на крыле машины, к нему идут провода от генератора, а от него к аккумулятору.
Отличительной особенностью регуляторов от других устройств в том, что реле состоят из неразборного корпуса. При сборке, корпус склеивают герметиком или спец смолой. Нет смысла его разбирать и ремонтировать, так как такие электрические приборы стоят недорого.
Ремонт реле регулятора напряжения на Ваз 2107
Обычно о том, что в автомобиле ВАЗ 2107 есть регулятор напряжения вспоминают тогда, когда возникает проблема с зарядкой аккумулятора. Если быть совсем точным в определениях, то реле напряжения приходит на ум сразу, как только оказывается, что, несмотря на наличие зарядки, аккумулятор практически полностью разряжен. Рассмотрим подробнее, для чего же нужен регулятор напряжения в автомобиле ВАЗ 2107.
Не вдаваясь в тонкости электроники, регулятор напряжения предназначен для регулировки напряжения на выходе генератора в зависимости от режима работы двигателя. Вполне естественно, что при изменении оборотов изменяется и уровень напряжения. А если оно падает до 12 вольт и ниже, аккумулятор перестает заряжаться.
Следовательно, при появлении подозрений на наличие неисправности в системе зарядки ВАЗ 2107, необходимо в первую очередь проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Это можно сделать при помощи обычного вольтметра или мультиметра (тестера). В нормальном режиме напряжение должно составлять примерно 13-14 вольт
Если же оно падает ниже 13, следует обратить внимание на реле, возможно потребуется его замена
В зависимости от типа используемого в автомобиле генератора, регулятор бывает внутренний трехуровневый и наружный. Внутренний является встроенным в генератор и обычно используется в автомобилях ВАЗ 2105 и 2107, наружный же применяется в более ранних моделях классики и находится в подкапотном пространстве на левой арке.
Исходя из типа регулятора, его замена имеет свои особенности. Замена наружного регулятора не составляет никаких проблем. При помощи ключа на 8 откручивают две гайки крепления и отсоединяют провода от клемм 15 и 67. Новое реле устанавливают в обратной последовательности. Проверив правильность подключения проводов к клеммам регулятора, и наличие надежного контакта его корпуса на массу, можно заводить двигатель и повторно мерять напряжение, чтобы убедиться в устранении неисправности.
Внутренний трехуровневый менять несколько сложнее из-за ограниченности доступа к генератору. Но, несмотря на это, задача вполне выполнима даже без его снятия. Замена регулятора, как и в случае с наружным, сводится к отсоединению проводов и выкручивании, при помощи крестообразной отвертки, двух винтов крепления. После этого реле вынимается из корпуса генератора. Установка нового регулятора происходит в обратной последовательности. После сборки проверяется уровень напряжения.
Следует отметить, что не всегда замена регулятора происходите по причине выхода его со строя. В последнее время все чаще автолюбители прибегают к замене генератора вместе с реле со старого образца на новый. Такого рода тюнинг становится возможным благодаря полной взаимозаменяемости обеих моделей. Причиной, побуждающей владельцев автомобилей на такой шаг, является высокая эффективность, которой отличается трехуровневый регулятор от стандартного.
Реле нового образца обеспечивают требуемый уровень напряжения в автоматическом режиме. Плюс к этому, оно имеет более широкий, по сравнению со штатным, диапазон регулировки, благодаря чему аккумулятор получает оптимальный заряд. При таких условиях срок службы аккумуляторной батареи значительно увеличивается. На принципиальной схеме электрических цепей ВАЗ 2107, приведенной ниже, реле обозначено цифрой 7.
Проверка работоспособности прибора
Для проведения диагностики вам потребуется вольтметр (можно использовать даже простую лампу накаливания), а также источник постоянного напряжения с регулировкой 12. 20 В.
Для проведения диагностики нужно выполнить такие манипуляции:
- К выводу «Ш» (или корпусу регулятора напряжения) нужно подключить отрицательный вывод источника питания.
- К выводу, обозначенному буквой «В», подключаете плюс от источника питания.
- К щеткам подсоединяете вольтметр или лампу накаливания.
В том случае, если реле зарядки исправно, то при напряжении 12. 14 В контрольная лампа будет светиться. При увеличении/уменьшении напряжения лампа должна потухнуть. Если этого не произошло, можно судить о поломке регулятора напряжения.
Обратите внимание на то, что щетки должны выступать из корпуса как минимум на 5 мм. Если они сильно изношены, то произведите их замену
Причины отсутствия зарядки
При включении зажигания на реле-регулятор заряда АКБ подается напряжение, а вращающийся генератор вырабатывает ток. В вазе напряжение в сети поддерживается в уровне 13,6-14,1 вольт. Вне зависимости от количества оборотов двигателя, напряжение на выходе остается неизменным, за эту функцию отвечает реле зарядки ваз 2107. Устройство контролирует возбуждение обмотки якоря тем самым изменяя уровень выходного напряжения.
Исходя из этого, причины отсутствия зарядки могут быть следующими:
- Оборвался ремень генератора;
- Слабый ремень;
- Оборвана цепь генератора, возбуждения или между ними плохой контакт;
- Проблема в реле-регуляторе;
- Неисправен якорь (ротор) генератора.
РАЗНОВИДНОСТИ И РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕГУЛЯТОРОВ НАПРЯЖЕНИЯ
Как известно, автомобиль ВАЗ 2107 начали выпускать очень давно. И в разные годы на него устанавливались не только разные двигатели, но и разные регуляторы напряжения. На самых ранних моделях реле-регуляторы были внешними. На более поздних «семёрках» регуляторы были внутренними трёхуровневыми. Рассмотрим эти устройства подробнее.
ВНЕШНИЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ВАЗ 2107
Именно внешний регулятор напряжения многие автомобилисты по старинке называют «реле-регулятор». Сегодня внешние регуляторы напряжения можно увидеть лишь на очень старых «семёрках», выпускавшихся до 1995 года. На этих автомобилях устанавливался старый генератор модели 37.3701, который и комплектовался внешними реле.
Внешние реле-регуляторы устанавливались на самые первые модели ВАЗ 2107
Располагался внешний регулятор под капотом автомобиля, он крепился на левой передней колёсной арке машины. Как правило, внешние реле были сделаны на базе единого полупроводника, хотя после 1998 года на некоторых ВАЗ 2107 встречались внешние регуляторы, выполненные на общей печатной плате.
Внешний регулятор не был вмонтирован в генератор, а выносился под капот машины
У внешних реле были определённые достоинства:
- заменить внешний регулятор было достаточно просто. Он держался всего на двух болтах, добраться до которых не составляло труда. Единственная ошибка, которую мог допустить новичок при замене этого устройства — это перепутать местами клеммы 15 и 67 (они на регуляторе располагаются рядом);
- стоимость внешнего регулятора была вполне демократичной, а продавались они практически во всех автомагазинах.
Разумеется, у устройства были и недостатки:
- громоздкая конструкция. По сравнению с более поздними электронными регуляторами внешнее реле кажется очень крупным и занимает слишком большой объём подкапотного пространства;
- низкая надёжность. Внешние вазовские регуляторы никогда не отличались высоким качеством. Трудно сказать, чем это обусловлено: низким качеством отдельных комплектующих или плохим качеством сборки самого устройства. Но факт остаётся фактом.
ВНУТРЕННИЙ ТРЁХУРОВНЕВЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ
Внутренние трёхуровневые регуляторы напряжения начали устанавливать на ВАЗ 2107 начиная с 1999 года.
Внутренний регулятор начали устанавливать на ВАЗ 2107 после 1999 года
Эти компактные электронные устройства встраивались непосредственно в автомобильные генераторы.
Внутренний регулятор монтируется прямо в генератор ВАЗ 2107
Такое техническое решение имело свои плюсы:
- компактные размеры. На смену полупроводникам пришла электроника, так что теперь регулятор напряжения умещался на ладони;
- надёжность. Всё просто: ломаться в электронных устройствах особо нечему. Единственная причина, из-за которой мог сгореть трёхуровневый регулятор — это короткое замыкание в бортовой сети.
Недостатки тоже имеются:
- сложность замены. Если с внешними регуляторами особых проблем не было, то для замены внутреннего реле автовладельцу вначале надо добраться до генератора. Для этого ему придётся снять воздушный фильтр и пару воздуховодов, что требует терпения и времени;
- сложность приобретения. Как известно, ВАЗ 2107 давно снят с производства. Так что достать новые комплектующие на «семёрку» с каждым годом становится всё сложнее. Разумеется, это правило распространяется не на все детали. Но внутренние трёхуровневые регуляторы напряжения для ВАЗ 2107 как раз входят в число деталей, найти которые сегодня не так-то просто.
Предохранители и реле ВАЗ 2107, электрические схемы
Часто при эксплуатации ВАЗ 2107 мы сталкиваемся с проблемами в электрике. В один прекрасный момент отказывается работать один из электрических приборов, вроде печки или фары ближнего света. Габариты, прикуриватель, поворотники и другие составляющие электрической цепи автомобиля могут также перестать работать без предупреждения.
Чтобы найти причину неисправности, нужно для начала понять, подаётся ли напряжение на тот или иной прибор и проверить предохранители и реле ВАЗ 2107. Самое главное в цепи — это предохранитель. Он защищает прибор от перегрузок и выхода из строя. При любом коротком замыкании или при значительном повышении тока цепи предохранитель перегорает. Поэтому первым делом откроем капот автомобиля и проверим предохранители.
Плюсы от установки трехуровневого регулятора
Трехуровневый регулятор напряжения на ВАЗ 2107 способен поддерживать постоянное напряжение, выдаваемое генератором в автомобильную сеть. Посредством такого изделия удается сберечь и повысить ресурс АКБ. Помимо регулирования напряжения, трехпозиционные регуляторы способны поддерживать ток в определенном диапазоне.
К ряду основных преимуществ рассматриваемого устройства относятся:
- Основная плата устройства располагается не в самом генераторе, а вдали от него, что способствует меньшему нагреванию изделия, а также продлению срока службы.
- Возможность регулирования уровня напряжения вручную благодаря специальному переключателю. Работает устройство от переключателя.
- Значительно выше уровень заряда, в отличие от штатных изделий.
Проблем с пуском двигателя, особенно в морозные дни, когда стартеру очень сложно запустить мотор, можно избежать путем замены стандартного устройства на трехпозиционный. Большие нагрузки электрической цепи в автомобиле, такие как фары, печка, обогрев стекла, могут способствовать разрядке АКБ, даже при условии работающего двигателя и исправности штатного изделия.
Виды реле регуляторов бывают простыми, трехуровневыми и с термокомпенсацией. В щеточном отделе стандартно установленного генератора семерки в большинстве случаев установлен вариант с термокомпенсацией. Но, как показывает практика, в плане терморегулирования, эти регуляторы в большинстве своем является малоэффективными. В последнее время среди водителей ВАЗ 2107 и других моделей Лада, трехуровневый тип набирает все большую популярность. Владельцы авто, установившие такой регулятор, в подавляющем большинстве признают его более эффективным, нежели штатный.
Характеристики устройства «Энергомаш» для ВАЗ 2107
Регулятор напряжения «Энергомаш» для ВАЗ 2107 оснащается тремя диодами типа «25С» и переключателем режимов. С их помощью и осуществляется трехступенчатое изменение напряжения. Трехуровневый балансир еще называют инжектором тока, так как устройство способно поддерживать его на уровне до 6А. Основной функционал трехуровневого регулятора напряжения для ВАЗ 2107 модели «Энергомаш» основывается на изменении силы тока от генератора, повышая тем самым напряжение бортовой цепи до 13,6-14,7 В.
Первый режим работы предусматривает поддержание напряжения на выходе генератора в 13,6 Вольт. Переключатель следует устанавливать в таком положении, когда температура окружающей среды составляет от +20 градусов и выше. Переключатель в нейтральном положении следует ставить при температурных значениях от 0 до +20 градусов. И в третьем положении генератор будет выдавать напряжение 14,7 В, когда температура воздуха составляет от 0 до -20 градусов.
Меняем щеточный узел
Замена стандартного изделия на ВАЗ-2107
Подключение трехпозиционного регулятора, а точнее, смена штатного изделия, не представляет собой никаких трудностей. После приобретения изделия следует выполнить следующие действия:
- Первоначально требуется снять защитную крышку генератора. Не забудьте отсоединить клемму «минус» от АКБ.
- Штатная деталь извлекается путем вывинчивания двух болтов под отвертку или ключ на «6», что зависит от того, какой генератор ВАЗ установлен на автомобиле. Необходимо снять также и клемму.
- После этого сравниваем штатное устройство с трехуровневым. Щетки и крепления должны быть идентичной конструкции, в противном случае, потребуется заменить изделие.
- Устанавливается новое изделие на место штатной «таблетки», после чего фиксируется крепежными элементами (болтами).
- Корпус изделия следует закрепить на «массу» автомобиля в любом удобном месте(на фото ниже). Сделать это не сложно, так как провод достаточно длинный.
После установки такого изделия владелец автомобиля ВАЗ-2107 сможет навсегда забыть о постоянных проблемах с подсевшим аккумулятором, так как новый регулятор будет более стабильно его подзаряжать при определенных температурных условиях.
Как все работает?
Сначала следует разобраться, как все работает. Итак, на ВАЗ-2107 бортовая сеть запитывается от двух источников – аккумулятора и генератора. Первый обеспечивает электроэнергией все потребители, пока силовая установка не запущена. Аккумулятор сам по себе является хранилищем электрического заряда, который он отдает при надобности.
Генератор же – узел, который вырабатывает электричество, но для этого необходимо, чтобы он выполнял механическое действие (его ротор вращался). Чтобы генератор работал и запитывал сеть, привод его осуществляется от коленчатого вала посредством ременной передачи.
Работает все просто: чтобы запустить двигатель, энергия аккумулятора подается на силовой электродвигатель – стартер, а также систему зажигания. После того, как силовая установка запуститься, посредством привода в действие начнет приводиться генератор, вырабатываемая энергия которого будет питать все приборы. Также она будет подаваться на аккумулятор, чтобы восстановить заряд, затраченный на запуск силовой установки.
Подзарядка АКБ от генератора должна выполняться в обязательном порядке, иначе после нескольких запусков силовой установки потери электроэнергии в батарее будут значительными (аккумулятор садится), и он уже просто не способен будет завести мотор.
Для того, чтобы следить за зарядкой, на приборной панели ВАЗ-2107 установлена контрольная лампа, а также вольтметр. Благодаря этим контрольным приборам и удается выявить, что АКБ не заряжается.
Если вся цепь, по которой производится подзарядка аккумулятора, в исправном состоянии, то после включения зажигания контрольная лампа заряда загорается, но после запуска двигателя и выход на рабочий режим, она должна гаснуть, что указывает на то, что напряжение на АКБ поступает. При этом на вольтметре стрелка должна стать в зеленую зону, указывая, что параметры напряжения соответствуют норме. Но если после запуска мотора горит лампа, «моргает», при этом стрелка может дергаться, это указывает на возникновение неисправностей.
Здесь сразу следует отметить, что нередко бывает так, что значок АКБ горит при работающем двигателе, но вольтметр показывает, что зарядка идет. Вообще поведение этой системы может быть самым разным – не идет зарядка, она есть, но контрольные приборы показывают обратное, подзарядка периодически пропадет, но затем восстанавливается. При этом возможна вероятность недозаряда или перезарядка, которые являются губительными для АКБ. Слабая зарядка батареи в конечном итоге приведет к тому, что она со временем полностью разрядится и завести автомобиль будет невозможно.
Неисправности генератора
К сожалению, ещё не придуманы такие механизмы, которые под воздействием времени и постоянных нагрузок не выходили бы из строя. Генератор ВАЗ 2107 рассчитан на многолетнюю работу, однако в ряде случаев этому препятствуют мелкие поломки и неисправности его составляющих.
Выявить неполадки в работе генератора можно без помощи специалистов СТО: необходимо просто внимательно следить за всеми изменениями, которые происходят с автомобилем во время движения.
Загорелась контрольная лампа зарядки на панели приборов
В салоне ВАЗ 2107 на приборной панели есть вывод нескольких сигнализаторов. Одним из них является контрольная лампочка зарядки аккумулятора. Если она вдруг загорается красным, значит, в АКБ недостаточно заряда, есть проблемы с генератором. Но не всегда сигнализатор свидетельствует о неполадках с самим генератором, чаще всего лампа срабатывает по другим причинам:
- проскальзывание ремённого привода генератора — потребуется остановить машину и откорректировать степень натяжения ремня;
- повреждения в реле контрольной лампы, поэтому она срабатывает некорректно — рекомендуется «прозвонить» реле в монтажном блоке и в случае необходимости произвести его замену;
- обрыв контактов в обмотке возбуждения — это более серьёзное повреждение, которое требует снятия генератора с автомобиля, его разборки и поиска обрыва;
- сильный износ щёток в щёткодержателе — потребуется их замена, которая выполняется довольно просто;
- короткое замыкание в выпрямителе (скорее всего, перегорел один из кремниевых диодов) — рекомендуется разобрать генератор, прозвонить диоды и заменить выбывший из строя элемент.
Водитель сразу же заметит сигнал, так как лампа начинает светиться на панели приборов ярко-красным цветом
На аккумулятор не идёт зарядка
Водители ВАЗ 2107 часто сталкиваются с такой проблемой: генератор вроде бы исправно работает, а питание на АКБ не идёт. Проблема может крыться в следующих неисправностях:
- растянулся ремень генератора — необходимо проверить степень его натяжения или же заменить на новый;
- ослабление крепления наконечников проводов — достаточно просто подтянуть все крепёжные соединения и тщательно зачистить контакты и разъёмы;
- неисправность самого аккумулятора;
- повреждения в проводке — рекомендуется прозвонить все провода между АКБ и генератором и заменить повреждённые участки.
При отсутствии зарядки проблема может крыться как в генераторе, так и в аккумуляторе
Аккумулятор выкипает
Выкипание АКБ — признак того, что жить батарее осталось недолго. После этого аккумулятор не сможет полноценно работать, поэтому скоро придётся его заменить. Однако чтобы замена не привела к тем же печальным последствиям, необходимо найти причину выкипания, которая может заключаться в:
- загрязнении контакта между «массой» и корпусом регулятора генератора — необходима зачистка контакта;
- повреждениях в самой плате регулятора напряжения — рекомендуется замена платы;
- браке аккумулятора — если АКБ стала выкипать сразу же после замены.
Аккумулятор после выкипания лучше не использовать, так как его ресурс сильно ограничен
При езде раздаётся шум и скрежет из генератора
Генератор имеет вращающийся ротор, поэтому он обязательно должен издавать шум во время работы. Однако если эти звуки становятся всё более громкими и неестественными, следует разобраться с причиной их возникновения:
- ослабление гайки на шкиве — нужно подтянуть гайку и проверить степень натяжения ремня;
- выработка подшипников — в этом случае водитель может слышать громкий скрежет и даже вой во время езды, потребуется выпрессовать старые подшипники с вала и установить новые;
- замыкание в обмотке — необходима замена статора полностью;
- скрип щёток — рекомендуется зачистка щёток от налипшей грязи.
Диагностика реле регулятора
Определить поломки регулятора напряжения можно по признакам косвенным. Прежде всего, это некорректная зарядка АКБ:
- перезаряд – выкипает электролит, раствор кислоты попадает на детали кузова
- недозаряд – ДВС не запускается, лампы горят в пол накала
Однако предпочтительнее диагностика приборами – вольтметром или тестером. Любое отклонение от максимального значения напряжения 14,5 В (в некоторых авто бортовая сеть рассчитана на 14,8 В) на больших оборотах или минимального значения 12,8 В на малых оборотах становится причиной замены/ремонта реле регулятора.
Встроенного
Чаще всего регулятор напряжения интегрирован в щетки генератора, поэтому необходимо уровневое обследование этого узла:
- после снятия защитной крышки и ослабления винтов щеточный узел извлекается наружу
- при износе щеток (осталось меньше 5 мм их длины) замена должна производится в обязательном порядке
- диагностика генератора мультиметром производится в комплекте с аккумулятором или зарядным устройством
- «минусовой» провод от источника тока замыкается на соответствующую пластину регулятора
- «плюсовой» провод от ЗУ или АКБ подключается к аналогичному разъему реле
- тестер устанавливается в режим вольтметра 0 – 20 В, щупы накладываются на щетки
- в диапазоне 12,8 – 14,5 В между щетками должно быть напряжение
- при увеличении напряжения больше 14,5 В стрелка вольтметра должна быть на нуле
В данном случае вместо вольтметра можно использовать лампу, которая должна гореть в указанном интервале напряжения, гаснуть при увеличении этой характеристики больше этого значения.
Выносного
Никаких отличий в диагностике для выносного реле не существует, зато его не нужно демонтировать из корпуса генератора. Проверить реле регулятор напряжения генератора можно при работающем двигателе, изменяя обороты с низких на средние, затем высокие. Одновременно с увеличением оборотов нужно включить дальний свет (как минимум), кондиционер, монитор и прочие потребители (как максимум).
Таким образом, при необходимости владелец транспортного средства может заменить штатное реле регулятор напряжения на более современную модификацию встраиваемого или выносного типа. Диагностика работоспособности доступна собственными силами при наличии обычной автомобильной лампы.