Содержание
- 1 Виды светофоров
- 2 Особенности реверсивного движения
- 3 Понятие реверсивного движения, его отличительные черты и особенности
- 4 Как организовывается реверсивное движение?
- 5 Правила проезда светофоров
- 6 Порядок пользования сигналами светофора и регулировщика
- 7 Основные сведения
- 8 Чем регулируется реверс
- 9 Понятие реверсивного движения
Виды светофоров
Классический светофор – трёхцветный с круглыми лампами: красной, оранжевой и зеленой. Обычно они расположены вертикально, но на широких многополосных трассах применяются горизонтальные.
Дорожные и пешеходные светофоры
Типов дорожных светофоров больше, поскольку транспорт имеет более высокую, чем пешеходы, вариативность движения. Типы транспортных светофоров имеют следующее назначение.
- Светофоры со стрелками, направленными в одну или несколько сторон. Они разрешают движение в соответствующем направлении.
- Светофоры со стрелками, направленными по ходу движения (вверх). Используются в тех случаях, когда движение по их сигналу не пересекается иными транспортными потоками (на постсоветском пространстве практически не встречается).
- Могут существовать уменьшенные варианты дорожных светофоров, аналогичны по смыслу. Применяются как вспомогательные (дублируют сигнал), когда главный светофор плохо виден.
- Горизонтальное светофорное табло из нескольких экранов. Используется для разрешения или запрета движения по одной или нескольким полосам при реверсивном движении. Также устанавливается у тоннелей. Обозначение запрещающего сигнала обычно – косой крест, разрешающего – стрелка.
- Светофоры для движения по выделенной полосе.
- Светофоры на жд-переездах.
- Специальный светофор с одним сигналом желтого цвета. Сигнализирует, что впереди нерегулируемый перекресток или пешеходный переход.
- Светофор с двумя сигналами. Ставится в местах сужения дороги (обычно на время ее ремонта) и введении здесь реверсивного движения.
Светофоры для пешеходов чаще всего два сигнала. Часто сигнал выглядит как стилизованная картинка фигуры идущего или стоящего человека.
Железнодорожные светофоры
Сигналы жд-светофоров предназначены машинистам, управляющим составами. Виды светофоров на железной дороге обладают более богатой цветовой гаммой. Помимо стандартных цветов, ведущий поезд машинист также получает информацию от светофоров синего и белого сигналов, а также их различных комбинаций.
Для автомобилиста при пересечении железнодорожных есть общий принцип: зеленый – «можно ехать» и красный – «нельзя ехать».
Трамвайный светофор
Еще одна разновидность – белый светофор для трамваев, а иногда и прочих транспортных средств, движущихся по выделенной полосе, имеет Т-образную форму и 4 одноцветных сигнала.
Движение или поворот можно только при условии того, что активен нижний, а также и один или несколько верхних. Соответственно, один из верхних позволяет двигаться в одном из соответствующих направлений.
Реверсивные светофоры
Этот тип светофоров используется при движении по одной полосе. Обычно применяется при ремонте дороги или на других суженных участках. Он может состоять из двух сигналов: красный косой крест – движение запрещено и зеленая стрелка – разрешено. Иногда применяется третий сигнал – косая стрелка, направленная вправо или влево. Таким образом водитель получает информацию – на какую полосу ему нужно будет перестроиться.
Светофоры с дополнительной секцией
Светофоры с дополнительными секциями могут иметь их в общей сложности до пяти. Такие дополнительные секции уточняют предписания в конкретном направлении. Они могут быть Г-образной или Т-образной формы.
Стрелки и стрелочные секции
Обычно, чтобы можно было продолжить движение, это должен разрешить сигнал на центральной вертикальной линии светофора. Дополнительные секции (одна или несколько зеленых стрелок) уточняют возможность движения в сторону. Если они не активны – поворот в этом направлении запрещен, даже при условии того, что активен разрешительный сигнал на вертикальном ряду.
Если правая секция разрешает поворот (активен основной разрешающий сигнал) уступить дорогу надо исключительно пешеходам, если они находятся на дороге. Обычно для них в этот момент выход на дорогу запрещен.
Если поворот разрешает левая секция – обычно помех можно не ждать, поскольку остальным участникам движения запрещено мешать такому маневру. Однако, если транспорт будет двигаться по «встречке», ему дорогу надо будет уступить.
Если горит запрещающий сигнал основной секции, но поворот разрешен сигналом на дополнительной – такой маневр совершать можно. Главное условие – не мешать другим участникам дорожного движения.
Особенности реверсивного движения
Дорога с реверсивным движением — это участок повышенного риска, на котором возрастает вероятность ДТП. Вследствие этого от водителя требуется максимальная концентрация внимания. Движение по реверсивной полосе может продолжаться до установленного знака, который будет свидетельствовать об окончании данного дорожного отрезка.
Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.
При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.
Ещё на InDrive.Net:
Лучшие автомобили для “чайников”
Что касается разворота с полосы реверсивного движения, то прямого запрета на выполнение таких действий в ПДД не указано. Однако там же отмечено, что при условии расположения линии 1.9 с правой стороны от водителя при включенных реверсивных светофорах её разрешено пересекать только тогда, когда линия разделяет полосы с разрешенным движением в одном направлении. Из этого следует вывод, что крайнюю левую разметку 1.9, отвечающую за разделение встречных потоков, нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах.
Понятие реверсивного движения, его отличительные черты и особенности
Реверсивное движение позволяет разгрузить сложные участки дорог
Проезд по дороге с реверсивным движением обладает достаточно большим количеством особенностей, незнание которых может привести вас в сложные и даже опасные ситуации. Изначально нужно понять реверсивное движение, что это такое? В правилах дается определение реверса, как передвижение, по определенным полосам, направление движения которых меняется на противоположное, на определенный промежуток времени либо по установленным дням недели. Вышеупомянутый вид передвижения помогает разгрузить слишком переполненные автомобилями участки трассы в часы пик, выходные дни, праздники и избежать образования многочасовых пробок.
Как организовывается реверсивное движение?
Понятно, что сам принцип реверсивного движения был перенят у Запада — в США, Лондоне, Париже, Токио, Риме с проблемами заторов борются давно и не всегда успешно.
Для организации бесперебойной и безаварийной езды по реверсивным полосам были придуманы новые средства регулировки:
- особые светофоры;
- знаки и таблички;
- дорожная разметка.
Есть также особые правила, которых следует придерживаться во время передвижения по таким дорогам, при выезде и заезде на них, а также при совершении обгонов.
Рассмотрим обязательные для этого обозначения.
Дорожная разметка
Определить, что вы едете по реверсивной полосе можно благодаря двойной прерывистой линии. Ее номер — 1,9.
Ее наносят следующим образом:
- либо с обеих сторон выделенного потока;
- либо слева (если над ней висит светофор).
То есть, если слева от себя вы видите такую прерывистую разметку, значит направление движения на данном участке дороге может изменяться на противоположное в зависимости от сигналов светофора, а иногда и жестом регулировщика. Хотя возможны и такие варианты, когда полоса, в левой своей части отмеченная разметкой 1,9, может использоваться как в качестве реверсивной, так и «классической», то есть односторонней, соответственно, разметка будет разделять потоки с разным направлением движения.
Чтобы не запутаться, нужно обращать внимание на светофоры и дорожные знаки, которые устанавливаются перед началом реверсивных полос, причем светофор применяется не вертикального типа, а горизонтального и висит над каждым потоком. Могут возникать определенные проблемы и сложности в зимнее время, когда разметки не видно
В таких случаях допускается установка дополнительных знаков. Также в некоторых случаях на дорогу могут выходить регулировщики
Могут возникать определенные проблемы и сложности в зимнее время, когда разметки не видно. В таких случаях допускается установка дополнительных знаков. Также в некоторых случаях на дорогу могут выходить регулировщики.
Светофор
Светофоры здесь применяются не привычные, а особые — реверсивные.
Они могут иметь два или три основных поля:
- зеленая стрелка вниз — ехать можно по полосе;
- желтая стрелка вправо вниз — нужно перестроиться на соседнюю полосу, так как вскоре направление будет переключено;
- красный крестик — движение запрещено.
Обычно вешают светофор с двумя дисплеями — зеленое и красное поле, которые загораются, согласно дорожной обстановке и графику передвижения.
Ориентироваться по данному светофору достаточно просто: если полоса с двух сторон выделена разметкой 1,9, то двигаться по ней можно лишь при горящей зеленой стрелке. Желтая стрелка выполняет ту же функцию, что и желтый свет обыкновенного вертикального светофора — предупреждает о скорой перемене направления движения.
Красный крестик или полностью выключенный светофор говорят о запрете движения. В том случае, если разметка 1,9 нанесена только слева, то выключенный светофор свидетельствует о том, что в данный момент полоса не является реверсивной, и по ней можно ехать (ПДД РФ 6.7).
Дорожные знаки
Дорожные знаки выставляются только перед началом реверсивной дороги, на каждом перекрестке и на въездах с прилегающих улиц:
- 5.8 — в начале и после каждого перекрестка, если дорога продолжается и дальше;
- 5.9 — в конце;
- 5.10 — с прилегающих улиц.
Поскольку реверс может включаться только в определенные дни (например, в будни с восьми утра до восьми вечера), то параллельно с этими знаками могут быть вывешены соответствующие таблички (8.5.1-8.5.7). Также в дополнение к ним иногда устанавливают знаки направления движения по полосам (5.15.1 или 5.15.7).
В частности знак 5.15.1 нужен для того, чтобы показывать водителям, с каких полос можно совершать левый или правый поворот. Так, повернуть направо можно только с крайней правой полосы, налево — с крайней левой, причем только на перекрестках.
Правила проезда светофоров
Первое и главное правило – ехать на красный никогда нельзя. Как и на красный с одновременно активным оранжевым (желтым). На желтый можно двигаться только если остановка потребует опасного экстренного торможения.
Мигание сигнала желтого цвета часто предупреждает о нерегулируемом перекрестке или что движение вскоре будет запрещено или разрешено.
Ответственность за нарушения правил
Движение на запрещающий сигнал светофора, как и отказ реагировать на жест, который показал регулировщик, в РФ наказывается штрафом в размере от 800 до 1000 рублей или лишением прав на срок до полугода. В случае повторного такого нарушения новый штраф может составить до 5000 рублей, лишение прав – на аналогичный период.
Порядок пользования сигналами светофора и регулировщика
При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водитель должен остановиться перед стоп-линией либо перед знаком 6.16, а при отсутствии стоп-линии и знака:
- на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам;
- в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех тем транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
Если при внезапном включении желтого сигнала светофора после зеленого или при поднятии регулировщиком руки вверх водитель может остановиться в указанных местах, только применив экстренное торможение, то он должен не останавливаться, а продолжить движение и как можно скорее освободить пересечение проезжих частей.
Пешеходы, которые при подаче запрещающего сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно — остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, и дожидаться следующего разрешающего сигнала, который позволит им завершить переход дороги.
Основные сведения
Процесс движения по дороге подразумевает направление. Причем оно может быть двух различных видов – в одну сторону или же реверсивное.
Для этого существует специальная разметка, а также знаки. Движение по дорогам с движением реверсивного типа гораздо сложнее по самым разным причинам.
Именно прежде, чем приступить к использованию такого типа движения, нужно будет внимательно ознакомиться со всеми нюансами.
В противном случае велика вероятность штрафа, аварии. Нередко всевозможные ДТП происходят из-за банального несоблюдения режима движения.
Выезд на дорогу с реверсивным движением следует осуществлять максимально осторожно. Так как невнимательность может привести к плачевным последствиям
К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно будет заранее, относится следующее:
- что это такое?
- какова его роль?
Что это такое
Под реверсивным движением | Подразумевает специальный режим, при котором в одно время движение осуществляется в одну сторону, в другое же – в другую |
Такой режим представляет собой реверс | То есть в зависимости от различных факторов пропускная способность дорожной магистрали изменяется в зависимости от времени суток, другого |
На данный момент подобного типа дороги на территории РФ мало применяются. Но уже имеется удачный опыт использования подобных дорог на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга.
Именно поэтому каких-либо существенных сложностей возникать не должно при езде на автомобиле, мотоцикле, ином транспортном средстве.
Интересно, что в СССР реверсивное движение обычно не использовалось. Причиной тому было отсутствие необходимости в таком режиме.
Так как количество личных автомобилей было относительно невелико. Подобные сложности появились в 90-е, когда приобрести собственное транспортное средство стало не сложно.
Опыт движения по дорогам реверсивного типа был перенят из следующих городов:
- Париж;
- Токио;
- Рим;
- Лондон.
В обозначенных выше мегаполисах проблема пробок стоит действительно остро. Именно поэтому властями стран и руководством городов были приняты соответствующие решения касательно дорожной разметки.
Какова его роль
Данного типа движение позволяет одновременно решить сразу большое количество различных задач.
В первую очередь к таковым относится следующее:
Значительное снижение напряженности движения, уменьшение количества пробок | За счет увеличения пропускной способности в одну из сторон |
Обеспечение бесперебойного движения по дорогам как внутри города, так и вне его пределов | Существенно уменьшается показатель простоя автомобиля на дороге |
Отпадает необходимость в строительстве новых дорог в черте города | Что существенно снижает городские расходы на транспортную инфраструктуру |
Загрузка на дорожное полотно распределяется более равномерно | Что позволяет существенно повысить качество дорог |
Именно поэтому имеет смысл использовать реверсивное движение в крупных городах. Так как это не только повышает пропускную способность дорог, но также не позволяет им ухудшиться.
Что подразумевает необходимость осуществления ремонта. Также отсутствие пробок или же уменьшение их количества позволяет улучшить экологическую обстановку внутри города.
Так как жители города, водители в разы меньше будут проставить с заведенным двигателем на территории города.
Соответственно существенно уменьшится количество вредных выбросов в атмосферу. В целом использование реверсивного движения имеет только лишь одни положительные моменты.
Чем регулируется реверс
Российским законодательством на участках дорог с реверсивными полосами обязательно предусмотрена установка специализированных знаков дорожного движения, нанесение особых линий разметки и установка определенного светофора. Теперь нужно более подробно рассмотреть каждый из данных неотъемлемых атрибутов в отдельности.
Знак 5.8 «Дорога с реверсивным движением»
Знаки реверсивного движения
О знаке аварийной остановки нового образца и его отличиях от старой версии прочитать можно здесь
Исходя из правил приоритета, первоочередными являются дорожные знаки. В начале участка дороги с реверсом выставляют прямоугольный дорожный знак, весьма схожий со знаком «Движение только прямо», на голубом фоне которого вертикально расположенная двухконечная стрелка. Знак должен быть поставлен в самом начале части дороги с реверсивным движением и его действие распространяется до знака, который означает конец реверса. Так что же означает знак реверсивное движение? Указанный дорожный знак, говорит о том, что вы передвигаетесь по отрезку дороги, ехать по которому разрешено только в строго указанном направлении
Очень часто знаки реверса дополняются табличками, заостряющими внимание водителя, также указывающие конкретный временной промежуток или дни, когда на полосе совершается реверсивное передвижение
Реверсивный светофор
Светофоры реверсивного движения
Какой предусмотрен штраф за превышение скорости прочитать можно здесь
С утра все из домов спешат на работу, а вечером, наоборот. И для того, чтобы не создавались многочасовые заторы, вводятся специальные полосы. Регулирование движения осуществляется посредством светофора, сотрудника дорожно-патрульной службы или дорожными рабочими. Иногда данные светофоры применяются в тоннелях. Установленные над рядами, они позволяют за короткий промежуток времени урегулировать движение на полосах при дорожно-транспортных происшествиях или при проведении ремонтных работ на проезжей части. Далее, более детально рассмотрим особенности самого светофора, регулирующего реверсивное движение. Это не традиционный светофор, с которым вы хорошо знакомы, установленный на всех крупных перекрестах. Светофор, регулирующий реверсивное движение, устанавливают непосредственно над полосой. Он бывает как двухсекционный, так и разделенный на три секции. Загоревшийся запрещающим красным цветом «Х» обозначает строжайший запрет на любое передвижение по полосе, под ним. Загоревшаяся стрелочка зеленого цвета разрешат езду по указанной полосе. В светофорах, разделенных на 3 секции, вы имеете возможность увидеть загоревшуюся желтым цветом стрелку, данная стрелочка указывает направление, в котором вы должны перестроиться. В ситуации, если реверсивные светофоры выключились, вам следует максимально быстро перестроиться в крайнюю правую полосу, иначе это будет рассматриваться как весьма существенное нарушение правил.
Реверсивная разметка 1.9
Реверсивная разметка 1.9 (двойная прерывистая линия)
О штрафе при езде без автомобильных номеров прочитать можно здесь
А теперь остается рассмотреть особенности разметки. То есть, реверсивная полоса движения – такая полоса, любое передвижение по которой допустимо только в установленном направлении. Вышеупомянутые полосы, обычно имеют центральное положение на дороге и находятся лишь в городской черте. Дорожная разметка полосы реверсивного движения обозначается двойной прерывистой линией. Пересекать такие линии правила разрешают лишь в случае, когда двойная прерывистая расположена справа от водителя.
Понятие реверсивного движения
В ПДД понятие о реверсивном движении внедрили относительно недавно. Но уже сейчас вопрос о нем вписывается в билеты, когда человек сдает на права.
Фактически это отдельная полоса, которая в обычном режиме движения без перегрузки автомагистрали остается пустой. По ней может проезжать спецтранспорт и машины с особыми привилегиями в виде сигнальных маячков, сирен и пр. Обычным водителям туда въезд противопоказан, если дорожная ситуация не предусматривает иного. Поскольку полоса служит для разгрузки движения, просто так на нее выезжать не рекомендуется.
Если вы живете в спальном районе мегаполиса, ездите на работу в центр, а вечером возвращаетесь домой, вам до боли в душе будет знакома следующая ситуация.
Сначала утренние пробки по пути на рабочее место, а затем такие же пробки, где вы стоите чуть ли не с теми же водителями, пытаясь добраться к родным, лечь в родную кровать и отдохнуть. А завтра все повторится.
Реверсивное движение позволяет частично решить эту проблему, когда большая часть машин движется в одну сторону, а меньшая в противоположную. Объективно обидно, когда ты стоишь в пробке, а движение в противоположном направлении практически свободное. Чтобы компенсировать этот недостаток, применяется это самое реверсивное движение. В зависимости от условий или времени суток, по этой полосе можно двигаться в оба направления. Такие полосы давно эксплуатируются в США и Европе, и лишь недавно начали внедряться у нас.
Начинающему водителю и автомобилисту с опытом одинаково важно разобраться в нововведениях. Для начала предлагаю разобраться в особенностях информирования автомобилистов о реверсивном движении (РД)
Для начала предлагаю разобраться в особенностях информирования автомобилистов о реверсивном движении (РД).
Специальная разметка
Едите вы себе спокойно по городу, поглядывая на разметку. И порой она кажется предельно одинаковой.
Как же тогда понять, что та или иная полоса относится к реверсивным? Все довольно просто. Есть специальные требования и нормы относительно того, как выглядит специализированная разметка. Здесь применяется двойная прерывистая линия. Обязательно ее запомните, поскольку иначе существует большой риск слишком поздно понять, что вы совершили выезд не на ту полосу. Особенно это опасно при встречном движении по ней.
Разметка наносится между обычными полосами, которые разделяют транспортные средства, движущиеся в противоположном и одинаковом с вами направлении. Фактически это выделенная полоса посередине автомагистрали или городской дороги.
Проблема разметки заключается в том, что с течением времени она может стираться, а зимой ее заносит снегом. Потому крайне важным является наличие дополнительных индикаторов в виде знаков и светофора.
Еще существует разметка без выделенной полосы в центре, а просто с двойной прерывистой полосой. Это говорит о том, что на таких участках реверс возможен при условии включения соответствующих сигналов светофора. И тогда машины из встречного потока получают право занять полосу, по которой движетесь вы. Либо наоборот. Если у каждого направления было по 2 полосы, при реверсе одним дается 3, а другие движутся только по 1 полосе.
Знаки
Если посмотреть на фото, вы можете увидеть 3 различных знака или указателя, которые применяются в качестве обозначения для дорог с реверсивным движением.
- Знак 5,8 устанавливается в самом начале выделенной полосы. Указывает на начало дороги реверсивного типа. По ней можно определить, откуда начинается соответствующий участок. Это белый квадрат с синим фоном и белой стрелкой, указатель на которой направлен в обе стороны (вверх и вниз);
- 5,9. С помощью такого указателя водитель понимает, что зона с реверсивным движением заканчивается. Выглядит практически точно так же. Только еще здесь есть красная линия, перечеркивающая стрелку;
- 5.10. Такой знак указывает, что вы осуществляете выезд на дорогу с РД. Тут форма и цвета те же, что и для 5,8, только стрелки направлены влево и вправо.
Дополнять такие знаки могут пояснительные таблички, если направление движения меняется в зависимости от времени суток или дней недели.
Светофор
По ПДД для определения направлений и правил перемещения по полосам с РД используются специальные светофоры.
На их счет следует знать несколько важных моментов:
Но все это касается лишь активных светофоров, которые горят. Если же указатели выключены, тогда выезжать на РД запрещено. Как только вы увидели, что разрешающий сигнал сменился на запрещающий, то есть зеленая стрелка поменялась на красный крест, следует немедленно выехать с полосы реверса. Есть вероятность, что РД включили для противоположной стороны. Оставаясь на этой полосе, существует риск лобового столкновения.