Содержание
- 1 Как пользоваться съемником
- 2 Съемник для крестовин карданного вала
- 3 Как можно долго сохранить кардан без ремонта и разбора?
- 4 Замена крестовин кардана ВАЗ 2107
- 5 Замена крестовины кардана ВАЗ 2106
- 6 Как пользоваться съемником
- 7 Признаки неисправности
- 8 Проведение диагностики крестовины карданного вала
- 9 Особенности механизма
- 10 Что такое съемник крестовин и зачем он нужен
- 11 Что такое съемник крестовин и зачем он нужен
- 12 Последствия игнорирования неисправности
- 13 Снятие вала с автомобиля ВАЗ 2107
- 14 Как узнать о необходимости ремонта крестовины кардана?
- 15 Съемник для крестовин карданного вала
Как пользоваться съемником
Как упоминалось ранее съемник можно использовать для замены крестовины карданного вала. Поэтому далее более подробно рассмотрим этапы снятия крестовины.
Пошаговая инструкция по снятию крестовины:
- После снятия карданного вала необходимо очистить шарниры и от грязи.
- Затем с одной стороны кардана наносятся метки, которые обозначают взаимное расположение карданных шарниров, эти действия прежде всего необходимы для того, чтобы избежать нарушения балансировки карданной передачи.
- Следующим этапом для снятия крестовины необходимо будет разобрать карданный шарнир.
- С помощью щипцов для сжатия стопорных колец, нужно демонтировать четыре соответствующих кольца.
- Если учитывать установку подшипников в вилках шарнира с натягом, есть вероятность того, что вилки при разборке кардана будут повреждены, особенно при коррозии. В таком случае специалисты рекомендуют заранее обработать весь шарнир карданного вала специальной проникающей смазкой, а при демонтировании крестовин, вместо молотка использовать специальный съемник.
- С помощью съемника, подшипники, частично выпрессовываются в чашку инструмента, до того момента крестовина не упрется в вилку, хотя сам подшипник, выходит из вилки лишь на 1/3 с собственной высоты.
- Чтобы не деформировать трубу, вилка шарнира карданного вала зажимается в тиски, а затем по проушинам вилки переднего вала, через выколотку, наносят удары молотком, из-за чего крестовина смещается до упора в вилку.
- Далее из отрезка трубы делают два полукольца, которые устанавливаются на шип крестовины, сразу после того как вилку переднего кардана (вместе с ней) переместили в противоположную сторону.
- После чего при помощи съемника выпрессовывают подшипник из вилки кардана, затем из вилки заднего карданного вала выводят и крестовину.
- Таким же самым способом извлекается подшипник из вилки переднего вала, предварительно аккуратно зажав его в тиски, после чего уже можно и снять крестовину.
Данная инструкция поможет автомобилистам не только сэкономить, но и получить необходимые навыки для работы. Потому что на сегодняшний день стоимость услуг по ремонту автомобилей слишком велика, а ведь не каждый может себе позволить проводить обслуживания автомобиля в автосервисе. Имея такое приспособление, как съемник крестовин карданных валов, справится с процедурой замены крестовины или ремонта самого кардана, будет намного проще и своими руками.
Но а если в вашем гараже нет такой штуки, но есть энтузиазм, со смастерить такой съёмник можно даже своими руками сэкономив рублей 500 на приобретение магазинного варианта.
Съемник для крестовин карданного вала
Ремонт карданного шарнира обычно заключается в замене игольчатых подшипников, уплотнений и крестовины, для чего шарнир необходимо разобрать. Подшипники в проушинах вилок установлены с натягом (у ВАЗ натяг 0,005-0,038 мм), поэтому при разборке и сборке шарнира их приходится соответственно выпрессовывать и запрессовывать.
Наиболее часто встречающиеся конструкции карданных шарниров легковых автомобилей представлены на рисунке ниже, основные размеры и предельно допустимые износы узлов карданных передач приведены в таблицах ниже. Соединительным звеном в карданном шарнире является крестовина, которая служит также и для центрирования, так как соединяемые шарниром валы опираются через вилки на шипы крестовины. Осевой зазор 0,01-0,04 мм.
Фиксация подшипника карданного вала в проушине вилки стопорными кольцами радиальной сборки на автомобилях Москвич, Волга, ГАЗ, УАЗ, ЛуАЗ.
Карданный шарнир со стопорным кольцом осевой сборки.
Карданные передачи автомобилей ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ (игольчатые подшипники). Основные размеры сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов.
Карданные передачи автомобилей ВАЗ. Основные размеры сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов.
Центрирование осуществляется по торцам шипов, что учитывается при назначении допусков на расстояние между ними, а также допусками на соответствующие размеры вилки и корпусов подшипников. Требуемый осевой зазор при регламентируемом размере А обеспечивается подбором стопорных колец необходимой толщины.
Разборка карданного шарнира.
Разобрать карданный шарнир можно несколькими способами. Иногда после снятия стопорных колец подшипников последние извлекаются из вилок за считанные минуты «инерционным методом». Ударами вилкой о твердое основание. Но это удается, если посадка подшипников в проушинах вилок уже почти без натяга. При нормальной посадке подшипник приходится выпрессовывать.
Разбирать и собирать шарниры с использованием молотка не следует, при этом неизбежно нарушается соосность отверстий в вилках, что приводит к ускоренному износу подшипников и цапф крестовины. Рекомендуется использовать оправки, кольца и тиски. Однако на практике их не всегда удобно применять (с учетом длины карданных валов порядка 1,5 метра).
Оправки и кольца для разборки и сборки карданного шарнира.
Размеры оправок и колец для разборки и сборки карданного шарнира ВАЗ, ГАЗ, УАЗ.
Значительно проще разобрать и собрать карданные шарниры при помощи приспособлений (струбцин), показанных ниже.
Приспособление (струбцина) для выпрессовки и запрессовки подшипников карданных шарниров Волга, Газель, УАЗ, ЛуАЗ.
Приспособление (струбцина) для выпрессовки и запрессовки подшипников карданных шарниров ВАЗ.
Основные правила разборки карданных шарниров ВАЗ.
Часть посадочной поверхности (по крайней мере одного из пары подшипников), выступающая из отверстия в проушине вилки, должна быть очищена от грязи и ржавчины. Перед разборкой шарнира зафиксируйте — в какой канавке стояло каждое стопорное кольцо, чтобы при сборке кольца установить на свои места. Кольца при снятии могут «улететь», поэтому, сжимая кольцо круглогубцами одной рукой, в другой держите ветошь, прикрывая «место действия».
Кольцо нельзя излишне сжимать или растягивать, оно может сломаться. После снятия стопорных колец тщательно очистите от грязи и ржавчины отверстия в вилках шарниров. Диаметр отверстий в проушинах вилок должен быть не более 23,823 мм, в противном случае отверстия разобьются очень быстро.
Обмятие канавок под стопорные кольца допускается до максимального размера между наружными стенками канавок соосных отверстий — 64,36 мм, в противном случае даже при самых толстых кольцах (размеры колец 1,50-1,62; шаг 0,3 мм) не обеспечить требуемый осевой зазор крестовины в пределах 0,01-0,04 мм.
Разборка карданного шарнира.
Отверткой снимают стопорные кольца с подшипников крестовины. Если кольцо проворачивается, то используют вторую отвертку, уперев ее в другой конец кольца. При выпрессовке подшипников в тисках с использованием оправок и колец или струбцины, пресс-масленка крестовины, во избежание ее поломки при выпрессовке, должна находиться вверху (направлена в сторону оправки).
Выпрессовываем верхний подшипник из вилки и снимаем его с крестовины. Одновременно с выпрессовкой верхнего подшипника выпрессовать нижний не удается, так как смещению крестовины вниз мешают уплотнения подшипников второй вилки. Вынимаем из первой вилки вторую с крестовиной и подшипниками. Второй подшипник первой вилки выпрессовываем также внутрь, предварительно повернув вилку подшипником вверх.
Как можно долго сохранить кардан без ремонта и разбора?
- берегите днище автомобиля от больших булыжников, камней, летящей на скоростях щебенки в кардан;
- применяйте правильную смазку ШРУС – 4, ФИОЛ – 2у, красьте кардан. Предохранение от коррозии позволит дольше сохранить центровку;
- чаще проверяйте доступные соединения и защитные кронштейны, подтягивайте соединения;
- не ленитесь проверять зазоры в шарнирах и своевременно их регулировать;
- осмотр муфты ежеквартально на предмет трещин в резине или дефектов позволит вам заменить ее, в противном случае может выйти из строя вся карданная передача, а это выйдет дороже.
- Регулярно смазывайте карданную передачу ВАЗ 2107.
Замена крестовин кардана ВАЗ 2107
Неисправные крестовины восстановлению не подлежат. Теоретически карданный шарнир считается очень надёжной деталью с ресурсом более 500 тыс. км. В действительности же даже самая качественная крестовина требует замены через 50–70 тыс. км. Причиной этого являются плохие дороги, интенсивная эксплуатация автомобиля и т. п. Для замены КК ВАЗ 2107 потребуются следующие инструменты и материалы.
- набор гаечных ключей;
- молоток и прокладка из мягкого металла;
-
проставка чуть меньшего размера, чем диаметр проушин крестовины;
-
круглогубцы или плоскогубцы;
- съёмник для подшипников;
- острое зубило;
- щётка по металлу;
- солидол.
Демонтаж кардана ВАЗ 2107
Перед заменой КК необходимо демонтировать карданную передачу. Делается это следующим образом.
- Если автомобиль эксплуатировался довольно долго, гайки крепления кардана заливаются составом WD-40 или керосином. После этого они легко откручиваются.
- Острым зубилом или другим инструментом ставятся метки на фланцах кардана и моста. Это необходимо для обеспечения взаимной соосности при последующем монтаже кардана.
-
Гаечным или накидным ключом на 13 (желательно изогнутым, чтобы не повредить резьбу гаек) откручиваются гайки крепления кардана. Если болты начнут прокручиваться, следует зафиксировать их с помощью отвёртки.
- Снимается крепление подвесного подшипника.
- Кардан вытаскивается.
Снятие крестовины кардана ВАЗ 2107
Чашки и подшипники можно снять с зажатого в тисках карданного вала с помощью специального съёмника. Однако это приспособление не очень удобно и применяется крайне редко. Обычно используют стандартный набор инструментов. Демонтаж крестовины осуществляется в следующем порядке.
-
Круглогубцами или пассатижами с четырёх сторон крестовины снимаются стопорные кольца.
-
Из проушин выбиваются чашки с подшипниками. Обычно одна из чашек после снятия стопорных колец вылетает сама. Остальные три чашки выбиваются через проставку.
Перед установкой новых КК проушины, вилка и канавки для стопорных колец очищаются от грязи и ржавчины щёткой по металлу. Сама установка производится следующим образом.
- С новых крестовин снимаются две любые стоящие напротив друг друга чашки.
- Крестовина заводится в проушины конца кардана.
- Чашки с подшипниками обильно смазываются солидолом или смазкой «G’ Energy» и устанавливаются на место.
-
С помощью молотка и мягкой металлической прокладки чашки вколачиваются до появления канавки для стопорного кольца.
- Две другие чашки снимаются, вдеваются в проушины и собираются заново.
- Подшипники вколачиваются до фиксации стопорных колец.
-
Вбиваются оставшиеся стопорные кольца.
Установка кардана
При установке кардана с новыми крестовинами на место необходимо:
- смазать все соединения солидолом;
- следить, чтобы на смазку не попал песок или грязь;
- проверить состояние сальников крестовины и при необходимости заменить их;
- устанавливать детали в соответствии со сделанными при демонтаже метками;
- сначала вставить во фланец шлицевую часть, а затем закрутить болты кардана.
Видео: замена крестовины кардана ВАЗ 2107
Таким образом, для замены крестовины кардана потребуется лишь желание автовладельца сделать это самостоятельно и стандартный набор слесарных инструментов. Тщательное соблюдение инструкций специалистов позволит сделать работу качественно и избежать возможных ошибок.
Замена крестовины кардана ВАЗ 2106
Крестовины кардана подлежат только замене, поскольку иголки подшипника, наружная и внутренняя часть обоймы изнашиваются, что приводит к образованию люфта. Это говорит о невозможности и неуместности восстановления детали. Если по характерным признакам было выявлено, что шарниры кардана нуждаются в замене, потребуется демонтировать сам вал, а уж после приступать к ремонту. Для предстоящей работы нужны будут такие инструменты и материалы:
- рожковый ключ на 13;
- головка на 13 с воротком или трещоткой;
- медная или алюминиевая наставка;
- молоток;
- сжимные плоскогубцы с тонкими губками;
- универсальный съёмник;
- зубило;
- новая крестовина;
- смазка «Фиол-1» или «ШРУС-4»;
- большая отвёртка.
Для снятия кардана и замены крестовины понадобится стандартный гаражный набор инструментов
Снятие кардана
На ВАЗовской «шестёрке» крепление карданного вала выполнено к редуктору заднего моста, а ближе к коробке передач кардан удерживается подвесным подшипником. Демонтаж вала с автомобиля проводится следующим образом:
-
Откручиваем крепление кардана ключом на 13.
-
Если болты при отворачивании гаек проворачиваются, вставляем отвёртку, поджимая крепёж.
-
При откручивании последнего болта вал придерживаем второй рукой, поскольку он может упасть на вас. Кардан отводим в сторону после полного вывинчивания болта.
-
Зубилом на фланце эластичной муфты делаем отметку положения кардана.
-
Отвёрткой отгибаем обойму уплотнителя возле муфты.
-
Сдвигаем обойму вместе с уплотнительным кольцом в сторону.
-
Откручиваем центральное крепление и придерживаем сам кардан.
-
Для окончательного демонтажа сдёргиваем вал с коробки передач.
Снятие крестовины
После демонтажа карданного вала можно сразу приступать к разборке крестовины:
- Наносим маркировку вилок шарниров кардана, чтобы избежать нарушения заводской балансировки при сборке. Для нанесения меток можно использовать краску (на фото ниже) или ударить слегка зубилом.
-
Извлекаем стопорные кольца специальными клещами.
-
Зажав кардан в тисках, выпрессовываем подшипники через подходящие оправки либо выбиваем их молотком.
-
Разбираем шарнир, смещая крестовину в направлении снятого подшипника, после чего слегка поворачиваем крестовину и извлекаем её из вилки.
- Аналогичным образом выпрессовываем противоположный подшипник.
-
Повторяем действия, описанные в п. 3, и полностью демонтируем крестовину.
- Такие же шаги повторяем со вторым шарниром, если требуется и его замена.
Установка крестовины и кардана
Монтаж шарнира и вала выполняем в следующем порядке:
-
С новой крестовины снимаем чашки и заводим её в проушины.
-
Устанавливаем чашку на место, аккуратно обстукивая молотком до тех пор, пока не появится канавка для стопорного кольца. Монтируем его и поворачиваем кардан.
-
Аналогичным образом вставляем и фиксируем противоположную чашку, а затем две оставшиеся.
- Наносим на шлицевое соединение кардана смазку «Фиол-1» или «ШРУС-4» и вставляем его во фланец эластичной муфты, фиксируя защитное кольцо.
- Крепим карданный вал к кузову и к редуктору заднего моста.
Видео: замена крестовины кардана на ВАЗ 2101–07
В крестовины кардана смазка закладывается с завода. Однако при замене изделия я всегда после проведения ремонта шприцую шарнир. Лишней смазка не будет, а её недостаток приведёт к повышенному износу. Для крестовин рекомендуется использовать «Фиол-2У» или «№ 158», но в крайнем случае подойдёт и «Литол-24». Хотя знаю автовладельцев, которые используют «Литол» как для крестовин, так и для шлицевого соединения. При шприцевании нагнетаю смазку до тех пор, пока она не начнёт выходить из-под уплотнителей. Согласно регламенту шарниры нужно обслуживать каждые 10 тыс. км пробега.
Обслуживаемые крестовины смазывают через тавотницы специальным шприцем
Для замены шарниров кардана необязательно быть опытным автомехаником. Желание автовладельца и пошаговые инструкции помогут выявить неисправность и провести ремонт в гаражных условиях без совершения ошибок.
Как пользоваться съемником
Как упоминалось ранее съемник можно использовать для замены крестовины карданного вала. Поэтому далее более подробно рассмотрим этапы снятия крестовины.
Пошаговая инструкция по снятию крестовины:
- После снятия карданного вала необходимо очистить шарниры и от грязи.
- Затем с одной стороны кардана наносятся метки, которые обозначают взаимное расположение карданных шарниров, эти действия прежде всего необходимы для того, чтобы избежать нарушения балансировки карданной передачи.
- Следующим этапом для снятия крестовины необходимо будет разобрать карданный шарнир.
- С помощью щипцов для сжатия стопорных колец, нужно демонтировать четыре соответствующих кольца.
- Если учитывать установку подшипников в вилках шарнира с натягом, есть вероятность того, что вилки при разборке кардана будут повреждены, особенно при коррозии. В таком случае специалисты рекомендуют заранее обработать весь шарнир карданного вала специальной проникающей смазкой, а при демонтировании крестовин, вместо молотка использовать специальный съемник.
- С помощью съемника, подшипники, частично выпрессовываются в чашку инструмента, до того момента крестовина не упрется в вилку, хотя сам подшипник, выходит из вилки лишь на 1/3 с собственной высоты.
- Чтобы не деформировать трубу, вилка шарнира карданного вала зажимается в тиски, а затем по проушинам вилки переднего вала, через выколотку, наносят удары молотком, из-за чего крестовина смещается до упора в вилку.
- Далее из отрезка трубы делают два полукольца, которые устанавливаются на шип крестовины, сразу после того как вилку переднего кардана (вместе с ней) переместили в противоположную сторону.
- После чего при помощи съемника выпрессовывают подшипник из вилки кардана, затем из вилки заднего карданного вала выводят и крестовину.
- Таким же самым способом извлекается подшипник из вилки переднего вала, предварительно аккуратно зажав его в тиски, после чего уже можно и снять крестовину.
Признаки неисправности
Главным предвестником неисправности крестовины карданного вала является металлический стук, который возникает при движении. Но кроме стука водитель может услышать треск, скрежет или даже скрип. Игнорировать эти признаки нельзя, так как даже незначительные неисправности крестовины могут негативно сказаться на функционировании всей системы, что в итоге может привести к ДТП. Как показывает практика, чаще всего изнашиваются подшипники крестовины или увеличивается зазор в шарнире карданного вала.
Безусловно, на состояние крестовины влияет много различных факторов, среди которых качество дорог и манера вождения. И если в первом случае от водителя ничего не зависит, то во втором он может сам повлиять на работоспособность систем своего автомобиля. Плохо влияют на состояние ходовой части регулярные поездки по пересеченной местности, которые создают серьезные нагрузки на транспортное средство. Само расположение крестовины не является самым благоприятным в данном случае (она достаточно близко находится от земли), поэтому деталь постоянно подвергается воздействию внешних факторов, таких как вода, грязь и пыль.
Проведение диагностики крестовины карданного вала
Жуткий вой – это признак того, что необходима замена крестовины карданного вала ВАЗ-2107. Иногда может слышаться хруст и металлический скрежет. Чтобы удостовериться в том, что причиной этого является именно крестовина, необходимо ее продиагностировать. Удобнее всего проводить такую работу на смотровой яме или подъемнике, так как обзор лучше и удобства больше. Но если таковых атрибутов нет, то можно и просто приподнять автомобиль над землей.
Не забудьте только зафиксировать его положение, установив под передними колесами упоры. Первым делом внимательно осмотрите состояние карданной передачи. Все стопорные кольца должны быть на своих местах, в противном случае возможно выпадение стакана крестовины из посадочного места. Теперь проверьте наличие люфта в крестовине. Для этого заложите между ней и карданным валом отвертку. Попробуйте сместить в стороны ее. Если чувствуется даже небольшой люфт, то нужно менять крестовину в обязательном порядке.
Особенности механизма
Карданный вал осуществляет передачу крутящего момента, который создается двигателем автомобиля, на заднюю ось, в результате чего осуществляется вращение колес. Располагается он под днищем автомобиля ВАЗ-2107, собственно, поэтому можно обнаружить в салоне приподнятый пол.
Кардан на ВАЗ 2107 состоит из двух основных частей, которые соединяются между собой при помощи крестовины. Такая конструкция устройства необходима потому, что задняя подвеска постоянно «играет» при движении за счет амортизации. Устройство представляет собой пустотелую трубку, которая является «плечом», соединяющим двигатель с колесами. Несмотря на простоту изделия, вал, как и прочие детали авто, выходит из строя и требует проведения ремонта или замены.
Основные неисправности кардана
Основная неисправность карданного вала заключается в том, что из строя выходят такие элементы, как крестовина и подвесной подшипник. Именно эти детали являются наиболее нагруженными. Из строя крестовина и подшипник выходят по простой причине – отсутствие смазки. С течением времени требуется периодически проводить диагностику этих элементов с обязательной добавкой смазочных материалов. В редких случаях, неисправность кардана бывает связана с браком крестовины, в результате чего требуется ее замена.
Неисправности рассматриваемого механизма бывают следующие:
- выход из строя крестовин;
- разрушение подвесного подшипника;
- нарушение конфигурации(дисбаланс) вала;
- поломка фланцев, шлицев и муфт, что случается при сильных нагрузках;
- избыток влаги и грязи внутри крестовин.
При малейших признаках неисправности требуется провести диагностику механизма и устранить все вытекающие поломки. Определить неисправность можно по следующим признакам:
- появление стука при включении сцепления, что может говорить об изношенности шлицев или повреждении эластичной муфты;
- возникновение скрежета при движении автомобиля говорит об отсутствии смазки;
- появление вибрации при движении автомобиля, что свидетельствует о нарушении центровки изделия;
- стук при резком разгоне или торможении, что свидетельствует об износе крестовин.
Как осуществляется замена карданного вала ВАЗ 2107, разберем в следующем пункте.
Процесс снятия и замены кардана
Снятие механизма выполняется с целью проведения ремонтных работ или его замены на новое изделие
Зачастую сам карданный вал является неприхотливым устройством, но при этом важно периодически проверять состояние подшипника, шлицов и крестовин. Это те слабые места, на которые необходимо периодически обращать взор, и следить за их состоянием
Работы по демонтажу кардана осуществляются в следующем порядке:
Для начала необходимо зафиксировать автомобиль подложив под передние колеса упоры, а рычаг КПП расположить в положение “нейтраль”.
Далее домкратим заднюю часть автомобиля, подвесив при этом одно из ведущих колес.
Приступаем к разъединению устройства от крепления к дифференциалу. Для этого необходимо вывинтить 4 гайки крепления, после чего извлечь болты.
После вывинчивания крепления можно разъединить изделие от фланца дифференциала.
Остается вывинтить две гайки крепления поперечины, на которой закреплен подвесной подшипник. После вывинчивания можно демонтировать кардан с автомобиля ВАЗ 2107.
Деревянным молотком необходимо выбить(если требуется) вал из зацепления шлицами с эластичной муфтой.
После того, как будет произведен ремонт или замена вала, можно установить его на место. Процесс установки обратно пропорционален снятию
При установке изделия важно следить за тем, чтобы правильно поставить вал.
Карданный вал на автомобилях семейства ВАЗ является довольно надёжным узлом. Однако и он нуждается в периодическом обслуживании. Все неисправности карданной передачи следует устранять в кратчайшие сроки. В противном случае могут возникнуть более серьёзные и дорогостоящие неприятности.
Что такое съемник крестовин и зачем он нужен
Съемник крестовин карданных валов – это инструмент, который используют для демонтирования различных деталей и узлов (шкивов, шестерен, втулок, колес, муфт, подшипников), которые имеют посадку с натягом. Данный инструмент состоит из двух опорных пластин, двух стяжек, двух гаек, двух отрезков трубы и болта. Как правило, его изготавливают из конструкционной стали.
Съемник крестовин карданного вала может без лишних усилий извлечь подшипники из их вилок, при этом не повредив соседние детали. Также съемник может выступать, как приспособление для ремонта карданного шарнира, поскольку шарниры карданной передачи служат в среднем 70-80 тыс.км, за это время они в достаточной мере изнашиваются и требуют замены. Съемник в этом случае помогает продлить срок работы. В этом случае необходимо знать, что шипы крестовины более интенсивно изнашиваются только с одной стороны. Поэтому при снятии шарнира, необходимо сделать соответствующие пометки, промыть и смазать его детали, а затем вновь собрать и установить, при этом повернув крестовину на 180°С вокруг одной из осей относительно прежнего положения, в этом случае основная нагрузка при работе будет приходиться на менее изношенную сторону. В результате этого такой шарнир прослужит еще не одну тысячу километров.
Что такое съемник крестовин и зачем он нужен
Съемник крестовин карданных валов – это инструмент, который используют для демонтирования различных деталей и узлов (шкивов, шестерен, втулок, колес, муфт, подшипников), которые имеют посадку с натягом. Данный инструмент состоит из двух опорных пластин, двух стяжек, двух гаек, двух отрезков трубы и болта. Как правило, его изготавливают из конструкционной стали.
Съемник крестовин карданного вала может без лишних усилий извлечь подшипники из их вилок, при этом не повредив соседние детали. Также съемник может выступать, как приспособление для ремонта карданного шарнира, поскольку шарниры карданной передачи служат в среднем 70-80 тыс.км, за это время они в достаточной мере изнашиваются и требуют замены. Съемник в этом случае помогает продлить срок работы. В этом случае необходимо знать, что шипы крестовины более интенсивно изнашиваются только с одной стороны. Поэтому при снятии шарнира, необходимо сделать соответствующие пометки, промыть и смазать его детали, а затем вновь собрать и установить, при этом повернув крестовину на 180°С вокруг одной из осей относительно прежнего положения, в этом случае основная нагрузка при работе будет приходиться на менее изношенную сторону. В результате этого такой шарнир прослужит еще не одну тысячу километров.
Последствия игнорирования неисправности
Игнорировать смазывание крестовин может привести к самым плачевным последствиям, вплоть до полного выхода запчасти из строя и поломки вашего авто. При этом вы рискуете не только своей жизнью, но и жизнью пассажиров.
Если не проводить процедуру, вы рискуете столкнуться с такими последствиями:
Вибрации автомобиля. Изношенные уплотнения или втулки могут вызвать вибрацию карданного вала. Если вы не будете вовремя смазывать крестовины, соединения или втулки, это может привести к дальнейшему повреждению других компонентов трансмиссии
Обратите внимание, что проблемы с шинами также могут вызывать проблемы с вибрацией, но их легко отличить друг от друга. Вибрации, вызванные проблемами баланса шин, чувствительны к скорости, а вибрации карданного вала – нет.
Сложность при поворотах
Если у вас возникают проблемы при поворотах, это может быть вызвано проблемой с карданным валом. Неисправный карданный вал может помешать правильному повороту колёс, что затрудняет управление автомобилем.
Громкий шум. Если вы слышите громкий звук при переключении передач автомобиля, это ещё один признак повреждения карданного вала. Вероятный виновник – изношенные крестовины.
Автомобиль вздрагивает при ускорении. Если вы чувствуете дрожь при ускорении с места или на низкой скорости, возможно, виноваты ослабленный шов или плохой центральный подшипник.
Скрипящий шум. Раздражающий скрип при низких скоростях может быть вызван отсутствием смазки крестовин. Процедура смазывания избавит от него.
Щелчок или стук. Может указывать на изношенный или неисправный кардан. Обратитесь к своему механику.
Снятие вала с автомобиля ВАЗ 2107
Внимание! Прежде, чем разнимать детали передачи относительно друг друга, нужно мелом нанести метки, чтобы не развернуть положение деталей по-другому и не вызвать нарушения центровки!
- Вывешиваем любое ведущее колесо с помощью домкрата;
- Рычаг переключения передач, или «палку» ставим на нейтралку, стопорим «ручник»;
- Снимаем предохранительный кронштейн, отвернув гайки и шайбы;
Теперь освобождаем муфту от фланца коробки передач, вывернув 3 гайки;
Поворачиваем кардан, вытаскиваем все болтики из фланца и муфты, для облегчения работы можно аккуратно выколотить их бородком и молотком.
Теперь можно отсоединить передний конец от фланца КПП;
Теперь выворачиваем гайки задней половины передачи от фланца дифференциала (их 4 шт.);
- Теперь можно разъединить кардан и фланец дифференциала:
- Выворачиваем гайки крепления поперечины и снимаем ее;
- И только теперь снимаем кардан с автомобиля ВАЗ 2107
Все, снятие закончено. Обратная установка проходит точно так же, только нужно следить, чтобы карданная муфта своими вкладышами (2) вошла в пазы фланца КПП (1,3).
Как узнать о необходимости ремонта крестовины кардана?
Элементарную диагностику реально провести самостоятельно, если знать несколько типичных симптомов. О наличии проблем можно узнать:
- по вибрациям и биению, которые могут передаваться на корпус транспортного средства;
- по характерным стукам, доносящимся из-под днища автомобиля;
- путем проворачивания руками соединения между валом и фланцем ведущей шестерни рядом с редуктором. Если это удалось — требуется замена крестовины карданного вала: цена данной процедуры ниже, чем у сложных и трудоемких восстановительных работ, которые неизбежны при дальнейшей эксплуатации поврежденной детали.
Самостоятельно устранить неполадки нереально — требуется участие профессионалов, владеющих соответствующими технологиями и оборудованием.
Съемник для крестовин карданного вала
Ремонт карданного шарнира обычно заключается в замене игольчатых подшипников, уплотнений и крестовины, для чего шарнир необходимо разобрать. Подшипники в проушинах вилок установлены с натягом (у ВАЗ натяг 0,005-0,038 мм), поэтому при разборке и сборке шарнира их приходится соответственно выпрессовывать и запрессовывать.
Наиболее часто встречающиеся конструкции карданных шарниров легковых автомобилей представлены на рисунке ниже, основные размеры и предельно допустимые износы узлов карданных передач приведены в таблицах ниже. Соединительным звеном в карданном шарнире является крестовина, которая служит также и для центрирования, так как соединяемые шарниром валы опираются через вилки на шипы крестовины. Осевой зазор 0,01-0,04 мм.
Фиксация подшипника карданного вала в проушине вилки стопорными кольцами радиальной сборки на автомобилях Москвич, Волга, ГАЗ, УАЗ, ЛуАЗ.
Карданный шарнир со стопорным кольцом осевой сборки.
Карданные передачи автомобилей ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ (игольчатые подшипники). Основные размеры сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов.
Карданные передачи автомобилей ВАЗ. Основные размеры сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов.
Центрирование осуществляется по торцам шипов, что учитывается при назначении допусков на расстояние между ними, а также допусками на соответствующие размеры вилки и корпусов подшипников. Требуемый осевой зазор при регламентируемом размере А обеспечивается подбором стопорных колец необходимой толщины.
Разборка карданного шарнира.
Разобрать карданный шарнир можно несколькими способами. Иногда после снятия стопорных колец подшипников последние извлекаются из вилок за считанные минуты «инерционным методом». Ударами вилкой о твердое основание. Но это удается, если посадка подшипников в проушинах вилок уже почти без натяга. При нормальной посадке подшипник приходится выпрессовывать.
Разбирать и собирать шарниры с использованием молотка не следует, при этом неизбежно нарушается соосность отверстий в вилках, что приводит к ускоренному износу подшипников и цапф крестовины. Рекомендуется использовать оправки, кольца и тиски. Однако на практике их не всегда удобно применять (с учетом длины карданных валов порядка 1,5 метра).
Оправки и кольца для разборки и сборки карданного шарнира.
Размеры оправок и колец для разборки и сборки карданного шарнира ВАЗ, ГАЗ, УАЗ.
Значительно проще разобрать и собрать карданные шарниры при помощи приспособлений (струбцин), показанных ниже.
Приспособление (струбцина) для выпрессовки и запрессовки подшипников карданных шарниров Волга, Газель, УАЗ, ЛуАЗ.
Приспособление (струбцина) для выпрессовки и запрессовки подшипников карданных шарниров ВАЗ.
Основные правила разборки карданных шарниров ВАЗ.
Часть посадочной поверхности (по крайней мере одного из пары подшипников), выступающая из отверстия в проушине вилки, должна быть очищена от грязи и ржавчины. Перед разборкой шарнира зафиксируйте — в какой канавке стояло каждое стопорное кольцо, чтобы при сборке кольца установить на свои места. Кольца при снятии могут «улететь», поэтому, сжимая кольцо круглогубцами одной рукой, в другой держите ветошь, прикрывая «место действия».
Кольцо нельзя излишне сжимать или растягивать, оно может сломаться. После снятия стопорных колец тщательно очистите от грязи и ржавчины отверстия в вилках шарниров. Диаметр отверстий в проушинах вилок должен быть не более 23,823 мм, в противном случае отверстия разобьются очень быстро.
Обмятие канавок под стопорные кольца допускается до максимального размера между наружными стенками канавок соосных отверстий — 64,36 мм, в противном случае даже при самых толстых кольцах (размеры колец 1,50-1,62; шаг 0,3 мм) не обеспечить требуемый осевой зазор крестовины в пределах 0,01-0,04 мм.
Разборка карданного шарнира.
Отверткой снимают стопорные кольца с подшипников крестовины. Если кольцо проворачивается, то используют вторую отвертку, уперев ее в другой конец кольца. При выпрессовке подшипников в тисках с использованием оправок и колец или струбцины, пресс-масленка крестовины, во избежание ее поломки при выпрессовке, должна находиться вверху (направлена в сторону оправки).
Выпрессовываем верхний подшипник из вилки и снимаем его с крестовины. Одновременно с выпрессовкой верхнего подшипника выпрессовать нижний не удается, так как смещению крестовины вниз мешают уплотнения подшипников второй вилки. Вынимаем из первой вилки вторую с крестовиной и подшипниками. Второй подшипник первой вилки выпрессовываем также внутрь, предварительно повернув вилку подшипником вверх.