Содержание
- 1 Починка неисправного гудка машины
- 2 УСТАНОВКА ЗВУКОВОГО СИГНАЛА
- 3 Подборки
- 4 На что обратить внимание
- 5 Электронные сигналы
- 6 На что обращать внимание при выборе?
- 7 Автомобильный клаксон: устройство и принцип работы
- 8 Установка нового гудка по ГОСТу
- 9 Типы и конструкция звуковых сигналов
- 10 Автомобильная электроника
- 11 Устройство звукового сигнала легкового автомобиля
- 12 Тунгусский метеорит против Кракатау
- 13 Самый громкий самолет и самый громкий космический корабль
Починка неисправного гудка машины
Наиболее распространённой неисправностью является окисление контактов. В некоторых случаях последние выпадают или отходят. В ситуациях, когда излучатель не работает, начинайте осмотр именно с состояния проводки.
Перед началом работы с электричеством обязательно снимите клеммы с батареи! Отсоедините и разрядите конденсатор, который отвечает за подушку безопасности. Его контакты чаще всего находятся под рулевой колонкой.
Три контакта обычно находятся около ступицы, под защитой из пластика. Зачистите их надфилем и крепко зафиксируйте на изначальной позиции. Здесь может потребоваться помощь знакомого при снятии кожуха.
УСТАНОВКА ЗВУКОВОГО СИГНАЛА
Согласно нормативам ГОСТа, не существует точных характеристик, которые относились бы к сигналам. Но если на автомобиле сигнал находится в неисправном состоянии или отсутствует вообще, то данный факт считается полным нарушением, за что водитель может быть привлечен к определенному виду ответственности. Этот факт обязывает всех водителей иметь на своем транспортном средстве исправное звуковое устройство.
Согласно последним правилам и положениям, нормированию подлежат гудки высокой частоты, которая должна находиться на определенном уровне. В большинстве случаев данная частота должна быть постоянной. Если на транспортном средстве установлен достаточно громкий или слишком тихий сигнал, то это может доставлять много неприятностей не только пешеходам, но и самому водителю.
В большинстве случаев звуковые гудки имеют частоту звучания, находящуюся в диапазоне от 320 до 440 Гц. Причиной этому является сила звука гудка, воздействующего на орган слуха человека. Именно данный диапазон громкости является наиболее оптимальным. Слишком громкий звуковой сигнал автомобиля может напугать прохожего или вывести его из состояния равновесия. При слабом сигнале автомобиля возникает серьезный риск для жизни пешеходов.
Если Вам хочется установить в своем транспортном средстве многоголосые гудки, то стоит позаботиться о наличии хорошей звукоизоляции Вашего автомобиля. Иначе от собственного звукового гудка авто придется страдать в первую очередь Вам. Приобретая желаемый гудок для своей машины. Обязательно удостоверьтесь, сможет ли аккумулятор выдержать нагрузку данного устройства. В противном случае Ваша покупка будет бессмысленной или негативно отразится на сроке эксплуатации аккумулятора. В идеале мощность данного устройства должна быть выше мощности сигнального гудка.
Есть еще один очень важный момент, который касается размеров сигнальной системы. Для дисковых сигналов, защищённых собственной решёткой, характерна установка снаружи, в отличие от «улиток», которые к данному виду установки не приспособлены. Учитывая эти детали, водитель должен рассчитывать объем внутреннего пространства, который находится под капотом.
Приобретая автомобильный сигнал в специализированном магазине, к нему обязательно прилагается подробная инструкция по установке. Разобравшись в ней, автолюбитель сможет самостоятельно установить гудок на свою машину. К тому же, большинство сигнальных гудков имеют одинаковый принцип установок. Это очень удобно и не доставляет автолюбителям лишних хлопот по данному поводу.
Согласно теории, гудок присоединяют в устройство автомобиля посредством имеющегося в нем реле либо через прерыватель, имеющий источник тока. Проектировщики транспортных средств предусмотрели момент движения электронов при подаче тока, связанных с особой «массой». Рядом с такой массой и располагается кнопка включающая сигнал. Поблизости с ними находится и само устройство. Таким образом гудок крепится к транспортному средству.
Подборки
Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»
На что обратить внимание
Хоть в ГОСТе и нет никаких требований (разве что штраф за отсутствие сигнала), важно помнить, что высокочастотные гудки нормируются, поэтому следите, чтобы основная частота была неизменной. Кроме этого, не стоит выбирать клаксоны, имитирующие паровоз или другие транспортные средства, которые пешеход или автолюбитель на «встречке» просто не ожидают услышать
Подумайте и о своем здоровье, так как медики не рекомендуют использовать сигналы с частотой более 440 Гц. Если вы планируете приобрести мощный многоголосый горн, то не забудьте позаботиться о качественной звукоизоляции в машине
Кроме этого, обратите внимание на следующие нюансы:
- Перед покупкой следует убедиться, что АКБ автотранспортного средства «потянет» выбранный клаксон. Если вы планируете комбинировать несколько гудков, то аккумулятор будет разряжаться очень быстро, так как такие «игрушки» прожорливы и потребляют порядка 20-25 А.
- При выборе гудка, уточните у продавца, понадобится ли подключать клаксон к питанию или для работы потребуется приобрести компрессор (который может идти в комплекте).
- Если вам нужен больше басов в гудке, то выбирайте низкочастотные модели, и наоборот, для тонкого звучания лучше подойдут высокие частоты. Для полифонической мелодии используются и те и другие.
- Помните, что напряжение отличается в легковых и грузовых авто. Для легковушек оно составляет 12 В, а для грузовиков – 24 В.
Можно уточнить, сколько мелодий воспроизводит гудок, а также, сколько у него в наличии раструбов.
Электронные сигналы
Строго говоря, клаксоны, которые работают под управлением электронного чипа, считаются отдельной разновидностью автомобильных гудков. Но здесь электроника является также звуковым генератором (вместо колеблющейся диафрагмы), и важную роль играет электродинамический громкоговоритель, усиливающий сигнал. Его пиковая мощность находится на уровне 110 дБ, но частотный диапазон может существенно различаться от модели к модели.
Электронные клаксоны – самые компактные, с их монтажом проблем обычно не возникает, они могут работать от сети напряжением 12 или 24 В и воспроизводить однотональные звуки или многоголосицу, включая мелодии.
Отметим, что сильно увлекаться подачей нестандартных сигналов не стоит: они разрешены только в случаях, когда это требуется для предотвращения ДТП. Запрещено подавать звуковые сигналы в зоне действия соответствующего дорожного знака (3.26). Гибддшнику однозначно не понравится звук клаксона, напоминающий спецсигнал – в этом случае у вас наверняка будут неприятности.
Отметим, что размер штрафа за подобные нарушения стандартен – 500 рублей.
На что обращать внимание при выборе?
В ПДД сказано, что в пределах города гудком можно пользоваться только в исключительных случаях. Приобретая мощный многочастотный гудок, следует подумать о качественной звукоизоляции салона.
Выбирая сигнал машины, нужно учитывать следующие факторы:
- Зарядки аккумулятора должно хватить для обслуживания таких устройств. Если установить несколько гудков, АКБ быстро разрядится.
- При покупке клаксона следует уточнить у продавца о необходимости приобретения компрессора или подключения сигналки к питанию.
- Если вы хотите, чтобы электрический звуковой сигнал издавал басистые звуки, то нужно покупать низкочастотные устройства. При желании иметь более тонкие звуки, клаксоны следует покупать с высокими частотами.
- Покупая гудок, нужно помнить, что напряжение на грузовых автомобилях составляет 24 В, а на легковых – 12В.
Цена вопроса
Стоимость автомобильного сигнала определяют следующие параметры: мощность звука, тип устройства, диапазон частот и число сигналов. Зависит цена и от региона проживания. Простое устройство может обойтись автовладельцу в 500 рублей, для желающих иметь индивидуальный качественный гудок цена может составлять и 50 000 рублей, а, может и больше. В этом деле все зависит от пожеланий и возможностей автомобилиста.
Загрузка …
Автомобильный клаксон: устройство и принцип работы
Современные клаксоны серьезно эволюционировали по сравнению с первыми моделями. Некоторые модели сегодня способны издавать звук, который слышен в радиусе около двух километров. По сравнению с некоторыми экземплярами, даже гудок локомотива — «детская дудочка».
По мере развития автомобильной промышленности и появления большого количества автомобилей, потихоньку начал обостряться вопрос необходимости оповещения пешеходов о приближении транспортного средства. Именно с этой целью был изобретен первый автомобильный клаксон. Первым устройством, издающим сигнал, стала обычная трубка, к ней была присоединена резиновая груша при нажатии на которую, труба издавала звук.
Некоторое время спустя прогресс шагнул еще дальше, и теперь клаксоны были оборудованы механическими приспособлениями, которые подавали сигнал. Конструкция сигнала проста до невозможности: пружинистая пластина, прикрепленная к центру конструкции, зафиксирована заклепкой. При вращении колеса, которое соприкасается с пластиной, образуется своеобразный звуковой сигнал. Основная масса современных сигналов работает от электросети автомобиля. Некоторые типы клаксонов имеют слабый, иногда не различимый в условиях городского шума сигнал.
В наше время такой недостаток довольно просто устраняется. Полки автомагазинов просто трещат от широкого ассортимента представленной продукции этого класса. Наиболее часто используются такие виды автомобильных клаксонов: электромагнитный (конструкция содержит электромагнит), электронный (с применением звукового генератора и динамика), а также пневматический сигнал (для извлечения звука применяется воздушный поток, исходящий от компрессора, который собственно и создает резонансный звук в трубе).
Обычно клаксоны состоят из двух трубок, это позволяет сделать сигнал громче и объемнее. Одна трубка издает высокий звук, вторая — низкий. В «дуэте» такие трубки делают звучание более мелодичным. Более того, такой звук способен вызвать у человека который его слышит — чувство опасности и тревоги, за что собственно и «боремся». Услышав мощный гудок, у любого пешехода возникнет желание поскорее сойти с проезжей части.
В последнее время большим спросом среди автомобилистов стали пользоваться компрессорные клаксоны, оснащенные несколькими звуковыми трубками. Они издают громкий, при этом довольно мелодичный и приятный звук. Однако его установка нередко отнимает много времени, и, как правило, с этим приходится немного повозиться
Важно правильно произвести крепление самих дудочек. Также большой популярностью пользуются клаксоны-ракушки
Такое название им присвоили из-за их формы, которая очень напоминает панцирь моллюска. Крепится такой тип сигнала достаточно просто, посредством крепления цельного блока под капот. Такой клаксон имеет однотонное звучание. Есть также в продаже и специальные сирены, оснащенные с рацией, при помощи которой можно обращаться к проходящим пешеходам, однако устанавливая такую, проблем с ГАИшниками не избежать!
Автомобильный клаксон: устройство и принцип работы Пожалуйста, оцените эту страницу
Установка нового гудка по ГОСТу
В стандартах не описаны критерии по характеристикам сигнала — нарушением является только его отсутствие как такового. Проверку относительно нормы проходят только высокочастотные излучатели, причём основная из частот должна быть постоянной и не меняться под разным воздействием электричества. Плохо подобранный гудок машины может вызывать неприятности на дороге, раздражая как самого водителя, так и пешеходов. Следует заметить, что звуки, имитирующие сирены служебных машин могут привести к плохим последствиям.
Стандартная частота сигнала автомобиля колеблется в диапазоне от 320 до 440 Гц. Это обусловлено медицинскими требованиями. При приобретении пневматических излучателей с несколькими тональностями выбирайте такой, который не помешает вам самим, либо позаботьтесь о повышении звукоизоляции в автомобиле. Убедитесь, что аккумулятор машины совместим с желаемым устройством. Несколько сигналов заставляют стандартную батарею стремительно садиться, потребляя до 25 ампер.
Внимание следует обратить на пространство под капотом. Некоторые сигналы, имеющие защитную решётку, допустимо устанавливать снаружи, что нельзя сказать об «улитках»
Сигналы имеют подробные инструкции по монтажу, но основные принципы всегда схожи: потребуется соединить гудок машины с источником энергии через реле или прерыватель.
Крепление является отдельной темой: в базовом наборе может отсутствовать деталь, которая требуется для фиксации конкретно на вашем автомобиле, поэтому готовьтесь к покупке провода с хорошей защитой нужной длины, если ровная поверхность для установки окажется слишком далеко от аккумулятора.
Типы и конструкция звуковых сигналов
Используемые на современных автомобилях звуковые сигналы делятся на типы по лежащему в их основе физическому принципу работы, и по спектральному составу издаваемого звука.
Существует три основных типа ЗСП, имеющих различный принцип работы:
- Электрические (электромагнитные, электромеханические) мембранные и рупорные;
- Пневматические;
- Электронные.
По спектральному составу звука сигналы делятся на две больших группы:
- Шумовые — издают звук, содержащий широкий диапазон частот, которые человеческим слухом воспринимаются как шум или резкий звук;
- Тональные — издают звук какой-либо определенной тональности, который более приятен для слуха.
Тип сигнала по спектральному составу прямо связан с его конструкцией. К шумовым ЗСП относятся электромагнитные устройства мембранного типа. К тональным ЗСП относятся электромагнитные устройства рупорного типа, а также пневматические звуковые сигналы (клаксоны).
Электрические (электромагнитные) мембранные звуковые сигналы. Основу данного типа ЗСП составляет неподвижный соленоид (электромагнит), внутри которого расположен подвижный якорь, соединенный с мембранной. Дополнительно на мембране (а точнее — на штоке якоря) располагается чашеобразный или дисковый резонатор. Ток к электромагниту подается через подвижные контакты, которые размыкаются при втягивании якоря в соленоид.
Работа электромагнитного сигнала сводится к следующему. При подаче тока на соленоид якорь втягивается, тут же упирается в контакты и разъединяет их — соленоид обесточивается и якорь под действием пружины возвращается в первоначальное положение. В этот момент контакты снова замыкаются, на соленоид подается ток, и процесс повторяется. Данный процесс происходит быстро — в пределах 200-500 раз в секунду, поэтому соединенная с якорем мембрана колеблется с частотой 200-500 Гц, издавая характерный шумовой сигнал, который усиливается резонатором.
Мембранный ЗСП имеет относительно небольшую мощность, однако он очень прост, надежен и дешев, поэтому находит самое широкое применение на все типах транспортных средств. Обычно на автомобиль устанавливается два сигнала — высокого и низкого тона, чем достигается лучшее качество их работы и высокая мощность.
Электромагнитные рупорные звуковые сигналы. Основу данных ЗСП составляет тот же мембранный звуковой сигнал, однако звук, возникающий при колебаниях мембраны, проходит через рупорный резонатор. Воздушный столб в рупоре колеблется вслед за мембраной, однако вследствие резонансных явлений определенные частоты усиливаются, а остальные гасятся (хотя и не полностью). Поэтому такой сигнал издает звук определенного тона, который зависит от длины рупора.
Электромагнитные рупорные ЗСП могут иметь рупор различной формы:
- Прямые («рожки») — рупор прямой, звуковой сигнал имеет относительно большие габариты;
- Спиральные («улитки») — рупор имеет форму спирали, чем достигается компактность устройства;
- Изогнутые — рупор может иметь различную форму.
Для достижения благозвучия и повышения мощности часто два рупорных сигнала с различным основным тоном объединяются в одну конструкцию. Данные ЗСП просты и надежны в работе, они получили широкое распространение на легковых автомобилях.
Пневматические звуковые сигналы. В простейшем случае ЗСП данного типа состоит из прямого рупора и воздушной камеры, внутри которой расположен язычковый или мембранный вибратор. Для работы данного звукового сигнала необходим поток воздуха с давлением 4-10 атмосфер, который подается в камеру (для этой цели используется отдельный компрессор). Под действием струи воздуха язычок или мембрана колеблется, заставляя колебаться и столб воздуха внутри рупора — вследствие резонансных явлений в рупоре возникает звук определенного тона.
Обычно пневматические звуковые сигналы содержат два и более рупора различной длины, чем достигается необходимый тон и мощность звука. Пневматические клаксоны высокую мощность, применяются в грузовом транспорте и ограниченно для тюнинга легковых автомобилей.
Электронные звуковые сигналы. Данный тип ЗСП строится на основе электронных звуковых генераторов на дискретных элементах (транзисторах) или микросхемах. Нагрузкой устройства служит обычная динамическая головка (динамик). Электронные звуковые сигналы могут создавать звук любой частоты, однако пока находят ограниченное применение вследствие малой надежности (динамик плохо противостоит негативным воздействиям окружающей среды).
Автомобильная электроника
Звуковой сигнализатор напоминающий о необходимости включения фар (CD4060) Схема очень простого самодельного звукового сигнализатора, напоминающего о том что необходимо включить фары автомобиля. Правила дорожного движения требуют ездитьи днем с включенными фарами. Чтобы не забыть днем включить фары можно автомобиль оснастить вот таким несложным звуковым сигнализатором на …
0 1499 0
Простой таймер для устройства прогрева двигателя в авто (CD4060)
Принципиальная схема таймера для управления прогревом холодного двигателя используя электротены на 220В. В Сибири зимой бывают морозы до минус 40°С и ниже. В таких условияхдвигатель автомобиля заводится очень тяжело. Поэтому, многие пользуются электронными устройствами, так называемыми …
0 1722 0
Схема сигнализатора, напоминающего о необходимости включении фар (К561ЛЕ5)
Схема не сложного самодельного сигнализатора, напоминающегно что необходимо включить фары ближнего света. Одно из требований правил дорожного движения — езда с включенным ближнимсветом фар днем. Но нередко можно видеть автомашины, едущие с выключенными фарами, — просто водитель забыл их включить …
0 1265 0
Схема реле времени для задержки выключения печки в ВАЗ-2109
В автомобиле ВАЗ-2109, да и практически в любом другом автомобиле, зимой,пока работает вентилятор печки стекла не запотевают. Но стоит поставить машину на стоянку, как уже через час стекла изнутри покрыты льдом. Происходит это потому, что пока работает вентилятор печки в салоне работает …
1 1436 0
Электронный генератор для имитации сигнала датчика скорости (К561ЛЕ5)
Принципиальная схема генератора импульсов, который имитирует датчик скорости в автомобиле, построен на микросхеме К561ЛЕ5. В инжекторных автомобилях применяются электронные датчики скорости. При движении автомобиля они генерируют импульсы. Что касается машин марки «ВАЗ» и многих …
1 3239 2
Индикатор прогрева двигателя в автомобиле
Схема простого индикатора температуры для определения достаточного прогрева автомобильного двигателя. Каждый год, как только начинается зима интернет полон споров на тему «Греть или не греть, вот в чем вопрос!». Одни (возможно «южане») утверждают, что современные инжекторные …
0 1392 0
Блок управления ДХО автомобиля (CD40106)
Схема электронного блока управления установленными на автомобиле дневными ходовыми огнями (ДХО). Устройство выполняет следующие функции: включает ДХО при запуске двигателя и выключает их при остановке двигателя автомобиля; выключает ДХО при включении ближнего или дальнего света фар; позволяет …
0 1571 0
Пробник автоэлектрика на двух транзисторах
Для работы автоэлектрика необходим пробник, индицирующий напряжение около 12 В и способный проверять целостность электрических цепей, ламп накаливания, обмоток реле, пробои изоляции электрооборудования. В большинстве случаев автоэлектрики пользуются индикаторами на лампах накаливания …
1 2158 0
Схемы двух простых тестеров-помощников для автолюбителей
При длительной эксплуатации аккумуляторных батарей (АКБ) из-за внешнего и естественного их загрязнения трудно определить полярность клемм и прочитать обозначения на корпусе. Между тем ошибочное подключение АКБ в обратной полярности, например, для зарядки к зарядному устройству или к другому …
0 1490 0
Сенсорный звуковой сигнал для автомобиля
В отечественных автомобилях в качестве включателей звукового сигнала, как правило, применяются механические кнопки с контактами на замыкание. Вариантов установки кнопок звукового сигнала множество. Даже на один модельный ряд автомашин устанавливаются различные по форме и содержанию включатели …
0 1535 0
4 …
Устройство звукового сигнала легкового автомобиля
Сам термин вошёл в обиход благодаря компании, изготовлявшей в начале прошлого века такие устройства (Klaxon Signals Ltd). Сегодня под словом «клаксон» понимают как технический девайс для подачи звукового сигнала, так и сам сигнал. Мы же будем использовать термин исключительно в первом значении.
Итак, по способу извлечения звука автомобильные клаксоны подразделяются на три большие категории:
- электромагнитные;
- пневматического действия;
- электронные.
Мы рассмотрим особенности, достоинства и недостатки каждой из разновидностей чуть позже
Хотя глобальной и самой важной характеристикой этих устройств является уровень шума, звуковые автомобильные сигналы отличаются и по тональности звучания, и, естественно, по своему устройству. В частности, по звучанию принято различать тональные и звуковые клаксоны, по устройству – рупорные/безрупорные
Между этими категориями существует чёткая зависимость: тональные ЗС имеют рупорное исполнение, звуковые, как правило – безрупорное.
Безрупорный шумовой клаксон состоит из стального корпуса (1) с мембраной и электромагнитом внутри. Электромагнит включает ярмо (2), якорь (4), сердечник магнита (5), а также катушку (3). Ближе к наружной части клаксона (между корпусом и крышкой (9)) размещена мембрана, жёстко соединённая с якорем электромагнита.
За мембраной находится резонатор, усиливающий уровень издаваемого клаксоном шума, а также регулирующий тональность звука. Питание электромагнита осуществляется через контактную группу прерывателя (7).
На тональность звука влияет и толщина мембраны: чем она больше, тем ниже тональность.
Тональный рупорный клаксон состоит из корпуса (1), электромагнита, мембраны (6), крышки (8) и корпуса (7) рупора. Электромагнит, как и в первом случае, включает якорь (3), сердечник (2) и ярмо (5). Таким образом, принципиально его устройство мало чем отличается от шумового аналога, но принципиальное отличие заключается в отсутствии резонатора. Его роль возложена на воздушный столб, формируемый в рупоре. Конфигурация рупора такова, что благодаря изменению частоты колебания мембраны меняется и уровень воздушного столба. Последний как раз и является ответственным за получение определённой тональности звучания клаксона. Конец рупора выполнен в виде расширяющегося раструба наподобие рожка, благодаря чему его иногда так и называют.
Чтобы минимизировать искрение, свойственное для работы прерывателя, в обеих разновидностях звуковых сигналов в схему включают дополнительные конденсаторы или резисторы. В бюджетных устройствах установка средств, уменьшающих искрообразование, не производится.
Тунгусский метеорит против Кракатау
«И их осталось двое».
Насколько громким был взрыв Тунгусского метеорита описать сложно. Это гипотетическое тело (предположительно, кометного происхождения) вошло в атмосферу Земли в июне 1908 года на скорости, которой хватило, чтобы загореться и взорваться на расстоянии от 5 до 10 км над нашей планетой. Повезло, что метеорит не успел долететь и взорвался не над жилой местностью.
Взрыв был таким сильным, что его хватило бы для разрушения целой области. От выделенной энергии упали 80 млн деревьев на 2 150 км². Люди, находившиеся в 20 км, не смогли устоять на ногах, окна повыбивало. Свидетели события рассказывали, что жар и звук были невыносимы.
Вот слова советского исследователя Леонида Кулика, который находился в 65 км от взрыва: «Небо отчетливо разделилось на две части, вся северная часть пылала. В этот момент мое тело было настолько горячим, что я не мог дышать. Будто бы моя рубашка загорелась. С северной стороны, где был виден огонь, шел сильнейший жар. Я было хотел снять рубашку и отбросить ее, но небо погасло, после чего раздался громкий взрыв. Меня отбросило на несколько метров. На мгновение я потерял сознание, но жена выбежала и завела меня домой».
«Шум был таким, будто каменные глыбы падают или пушки стреляют. Земля дрожала. Когда я упал, я прижал голову, боясь, что ее разобьет камнями. Потом небо разомкнулось и между домами подул горячий ветер. Некоторые растения были повреждены. Позже мы обнаружили, что часть окон вышибло, а на сарае треснул замок», — рассказывал о пережитом Леонид Кулик.
Более 1 000 научных публикаций было написано, но до сих пор неизвестно, насколько громким был Тунгусский метеорит. Есть вероятность, что интенсивность достигла 300 дБ.
Мы только что описали событие, которое могло бы войти в историю человечества как самое громкое, но было еще одно происшествие.
Самый громкий самолет и самый громкий космический корабль
Самолеты стали одним из важнейших технических достижений человечества, воплотив нашу давнюю мечту о полете. Однако любой, кто когда-нибудь находился рядом с самолетом, подтвердит, что эти летательные аппараты создают порой очень много шума.
Все самолеты громкие, но некоторые громче остальных. Американский военный самолет Republic XF-84H считается самым громким самолетом в истории.
Republic XF-84H шумел так сильно, что его было слышно за 40 км. Шум был опасен для тех, кто находился рядом, поэтому сам экипаж периодически страдал от громкого самолета. Пропеллеры самолетов, как правило, вращаются на дозвуковых скоростях, однако кончики лопастей XF-84H выходили на сверхзвуковую скорость.
Самолет был во многих аспектах неудачным, поэтому дальше прототипов дело не пошло, однако в историю это воздушное судно вошло именно из-за своей шумности. Интенсивности звука хватало, чтобы сбить человека с ног. Несчастные члены экипажа не могли пошевелиться. Кроме того, шум вызывал тошноту и головные боли. У инженеров, занимавшихся осмотром самолета, случались судороги.
Насколько громким был самолет точно неизвестно, но по неофициальным данным уровень интенсивности звука был в районе 140 дБ.
Если говорить о космических кораблях, то они способны на гораздо большее, чем XF-84H.
В докладе NASA сказано, что ракета-носитель Saturn V, созданная для переправки людей на Луну, производила звук с интенсивностью до 204 дБ. Двигатели ракеты обладали тягой в 7,5 млн фунтов (около 3,4 млн кг) — настоящий монстр. Корабль Saturn V был главным проектом программы «Апполон», а также имел большое значение для развития орбитальной станции Skylab — предшественника МКС.
Что же, Saturn V может претендовать на самый громкий звук, созданный человечеством, однако есть нечто большее — бомбы.