Содержание
- 1 Некоторые особенности системы охлаждения ВАЗ 2109
- 2 Пошаговая замена радиатора Ваз 2109
- 3 Процедура заправки
- 4 Действия водителя
- 5 Меры предосторожности
- 6 Патрубки и хомуты
- 7 Лада 2109 › Бортжурнал › Система охлаждения (или как сделать теплее) ВАЗ-2109
- 8 Отличительные особенности системы охлаждения 8-миклапанного инжекторного двигателя
- 9 Замена патрубков
Некоторые особенности системы охлаждения ВАЗ 2109
-
У ВАЗ 2109 СО жидкостная, с общим объёмом 7.8 л, если считать вместе с печкой. Тип системы – закрытый, она герметична. Рабочее давление в охладительной системе удерживается около одной атмосферы. Благодаря повышенному давлению, жидкость в ней закипает при более высокой температуре, чем при нормальном давлении. Это существенно повышает ресурс самой СО, а также двигателя.
- Циркуляция жидкости осуществляется принудительно, то есть, с помощью насоса или помпы. Комплектуется СО «девятки» центробежной помпой. Корпус у неё из алюминия. Помповый механизм работает от ременного привода ГРМ. Вращение вала помпы производится на двухрядных шарикоподшипниках скольжения. Причём, роль обоймы для подшипника выполняет валик помпы, собственной у него нет.
- Механизм заливается соответствующей смазкой (Литол) ещё при изготовлении. Пока функционирует – не обслуживается, такая возможность конструкцией не предусмотрена. Если ломается, ремонту не подлежит, поэтому, заменять насос при поломке рекомендовано полностью. В подобных системах, для большей надёжности, насос стараются заменить и при смене зубчатого ремня ГРМ.
- Поскольку СО «девятки» – жидкостная, эта жидкость время от времени, нуждается в замене. Система охлаждения ВАЗ 2109 нетребовательна к качеству антифриза. Однако, тот Тосол А 40, который выпускался для таких СО в прошлом веке, сейчас не производят. То, что выпускается под данной маркой, увы, не соответствует ГОСТам, по которым эта охладительная жидкость производилась.
- Многие автомеханики не рекомендуют её применение, из того, что рекомендовано АвтоВАЗ, вполне можно выбрать замену. В крайнем случае, приобрести импортный антифриз с соответствующим требованиям составом. А вот воду совсем нельзя использовать в качестве антифриза, она оставит слой накипи на стенках всех трубопроводов системы, алюминиевые детали подвергнутся активной коррозии.
- Для охлаждающей жидкости рабочая tO – +85O – +95OС. Дополнительно, при температуре порядка +99ОС, замкнутся контакты в реле вентилятора. Электровентилятор двигателя прекращает работу при размыкании контактов датчиков реле, это +93ОC. Значит, ориентируясь только на факт включения-выключения вентилятора, можно сделать верный вывод о температуре в системе. Даже при отказавшем (или отсутствующем) термометре на щитке.
- Термодатчик реле установлен в головке цилиндрового блока. На приборном щитке размещён термометр, показывающий эту температуру, сигнализируя о возможном перегреве. Во время работы двигателя, от рубашки охлаждения цилиндровой головки и блока, жидкость течёт к радиатору, где забирает тепло или в термостат.
- Система охлаждения ВАЗ 2109 имеет малый и большой круг обращения, разделение происходит на термостате. Что удобно, особенно, когда нужно быстро прогреть мотор при низкой температуре воздуха. Клапан закрывается, жидкость течёт только по малому контуру. При повышении температуры, клапан термостата пропускает охладитель в трубопроводы большого круга.
- В процессе работы двигателя, при сгорании топливной смеси, температуры достигают 2 000ОС и происходит это скачкообразно. Плохая работа системы охлаждения приводит не только к преждевременному разрушению цилиндропоршневой группы из-за тепловых перегрузок. Смазка пересыхает и прогорает, растут затраты топлива при падающем КПД.
- Переохлаждение приводит к скоплению конденсата, который смывает смазку (бензин хороший растворитель), попадает в картер, смешиваясь с маслом, разжижает его. Это ещё одна причина держать СО в порядке, иначе не избежать дорогостоящего ремонта двигателя.
- Кроме охлаждения двигателя, СО нагревает воздух в радиаторе отопления и охлаждает турбину (при наличии турбонаддува), охлаждает также масло и рабочую жидкость в АКПП.
- Для большего комфорта при вождении, следует ещё провести небольшой тюнинг системы. Повысить эффективность и надёжность работы можно, поставив насос, имеющий крыльчатку, у которой много лопастей. Вентилятор тоже желателен помощнее, шестилопастной.
- Хорошо, если будет установлена система запуска/выключения вентилятора вручную, в дополнение к реле, датчик которого может выйти из строя. Дополнительное реле включения/выключения вентилятора тоже не будет лишним, в условиях городских пробок это прибавит спокойствия водителю и надёжности системе.
Пошаговая замена радиатора Ваз 2109
Для замены радиатора вам понадобиться:
- Ключи на десять и на восемь
- Плоская отвертка
- Новый радиатор
- Посудина для слива охлаждающей жидкости
- Новая охлаждающая жидкость
И так начнем замену радиатора.
1. Снимите минусовую клемму с аккумулятора. Если вы только ездили, подождите пока остынет мотор. Далее снимите защиту картера и откройте краник отопителя. Так же откройте крышку расширительного бачка. Отверните сливную пробку, и слейте всю охлаждающую жидкость в заранее подготовленную посудину.
2. Отсоедините 2 проводка от датчика электровентилятора. Далее отключите разъем проводов вентилятора. Теперь отсоедините все шланги от радиатора. Чтобы снять шланги, нужно перед снятием попустить хомуты. Далее отверните 2 гайки крепления сверху кожуха вентилятора, и после этого снимите крепящую скобу радиатора.
3. Демонтируйте радиатор (в купе с корпусом вентилятора), немного наклоняя его к мотору. Крепиться корпус вентилятора на четырех болтах. Отверните болты и уберите корпус вентилятора. Советую посмотреть на состояние подушек, они находятся на нижнем креплении радиатора. Если они повреждены, советую заменить.
4. Берем новый радиатор и ставим на него корпус вентилятора. Далее устанавливаем подушки на нижнее крепление. Теперь берем радиатор и аккуратно заводим его и опускаем на подушки в отверстия кронштейна. Далее закрепляем подушки штифтами. Теперь подсоединяем все шланги и провода. При подключении датчика вентилятора, вставьте в его корпус защитные кольца из резины, и только потом сами наконечники проводов.
5. Проверьте закрепление всех шлангов и посмотрите закрутили ли вы сливную пробку. После проверки залейте новую охлаждающую жидкость. Далее подключите АКБ.
Со временем все системы автомобиля выходят из строя. А радиатор системы охлаждения двигателя под воздействием внешних факторов (камни из под колес автомобилей или ветки торчащие из земли) выходит из строя не редко.
В этой статье Вы узнаете о том, как произвести замену радиатора ВАЗ 2109 и вообще всего семейства «Самар» своими руками.
Нам потребуется:
— смотровая яма
— отвертка
— тосол или антифриз, ну или любая автомобильная охлаждающая жидкость
— гаечные ключи
— пустая емкость
— новый радиатор
— высокотемпературный силиконовый герметик
Приступаем к самостоятельной замене радиатора ваз 2109
1. Скидываем «минусовую» клемму с аккумулятора и дожидаемся пока двигатель полностью остынет.
2. Снимаем защиту картера и снимаем крышку расширительного бочка.
3. Отвинчиваем сливную пробку на радиаторе (на радиаторах автомобилей ВАЗ 2109, 2108, 21099 она расположена в нижнем правом углу) и сливаем всю охлаждающую жидкость в заранее подготовленную пустую емкость (объем охлаждающие жидкости равен примерно 5 литрам так,что подбирайте соответствующую тару).
5. Если автомобиль с инжекторнмы двигателем, то для самостоятельной замены радиатора ваз 2109 дополнительно необходимо снять воздушный фильтр.
6. Отсоединяем все патрубки подходящие к радиатору.
7. Откручиваем крепления радиатора к кузову и извлекаем радиатор и корпуса вентилятора из моторного отсека машины вверх, с небольшим наклоном в сторону двигателя.
8. Откручиваем гайку и три болта крепления вентилятора к радиатору. Необходимо проверить состояние подушек радиатора находящихся на нижних креплениях. Если они порваны или потеряли упругость, то их необходимо заменить.
9. Для установки нового радиатора, его необходимо поставить на нижние крепления и прикрепить к нему вентилятор. Далее подсоединяются все ранее снятые шланги предворительно смазав их герметиком и стягиваем хомутами.
10. подключаем все отсоединенные ранее провода.
11. Заливаем новую охлаждающую жидкость и ждем 10-15 минут до схватывания герметика.
12. Заводим двигатель, открываем кран отопителя и даем ему немного поработать, чтобы охлаждающая жидкость заполнила всю систему. В этот момент не забываем следить за уровнем ОЖ в расширительном бачке и доливаем по мере необходимости. Для полноценного выхода воздуха из системы охлаждения, который появился там после замены радиатора, необходимо как можно выше поднять перед автомобиля и дать ему так поработать 10-15 минут.
13. Закручиваем пробку расширительного бачка.
На этом замена радиатора ваз 2109 своими руками закончена! Всем удачи!
Мой блог находят по следующим фразам
Главной конструктивной особенностью системы охлаждения двигателя автотранспортного средства является радиатор. Крепление радиатора на Ваз 2109 конструкторы определили в моторном отсеке.
Он располагается за декоративной передней решеткой автомобиля. На ваз 2109 крепление радиатора имеет особое устройство отопления.
Процедура заправки
После установки всех снятых деталей на место, можно приступать к процедуре заправки системы охлаждения. Чтобы правильно залить тосол в ВАЗ 2109, понадобится почти 8 литров жидкости. В первую очередь заливается старый тосол. При этом лучше ещё раз использовать марлю. Если же качество слитого тосола не внушает доверия, его лучше полностью заменить на новый.
Заправка происходит через отверстие расширительного бачка, но вся жидкость сразу не поместится, придётся прогревать двигатель, чтобы он проглотил уже залитый объём и освободил место для остатков
Важно помнить, что заправка производится до отметки минимум, ведь тосол при нагревании расширяется и может прорвать патрубки, бачок или крышку
Замена охлаждающей жидкости необходима либо при окончании срока годности жидкости, либо если вы приобрели автомобиль с рук и не уверены в той жидкости, которую залил предыдущий владелец. Также бывает необходимо заменить жидкость в связи с каким либо ремонтом охлаждающей системы автомобиля. Сроки замены зависят от типа жидкости и рекомендаций конкретного производителя и могут достигать 5 лет. Средний срок годности составляет 3 года.
Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 очень простой процесс, который при наличии необходимых инструментов и самой жидкости займет не более получаса. Тосол или антифриз необходимо сливать на холодном двигателе. Рассмотрим процесс замены охлаждающей жидкости.
Первым делом подготовим 8 литров охлаждающей жидкости, так как объем системы охлаждения ВАЗ 2109 составляет примерно 7,8 литра. Также потребуется тряпочка (для рук или вытереть пролитую жидкость), ключ на 13, емкость для слива (лучше литров на 10), воронка и шланг. Воронку лучше взять типа такой как на рисунке ниже.
Объясню для чего она нам потребуется. Обычно для слива охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 рекомендуют снять защиту картера и брызговики, действия, честно говоря, абсолютно не нужные. Чтобы этого избежать нам нужна воронка со шлангом (можно сделать из любого шланга и бутылки, подрезав по месту). Воронку помещаем в подкапотное пространство, а шланг выводим через любое доступное отверстие вниз. В результате снимать защиту и брызговики нет ни какой необходимости.
Сливать охлаждающую жидкость на девятке нужно в двух местах — с радиатора и с блока цилиндров.
Открываем кран радиатора полностью, для этого на консоли управления отопителем переводим рычаг управление главной заслонкой и кранов в крайнее правое положение.
Отворачиваем сливную пробку радиатора. Не забываем подставить воронку под пробку радиатора, шланг воронки должен находиться в емкости для слива охлаждающей жидкости.
Отворачиваем пробку расширительного бачка — жидкость будет стекать быстрее.
Ждем пока жидкость сольется. Далее закручиваем пробку расширительного бачка, сливную пробку радиатора и откручиваем заглушку на блоке цилиндров. Не забываем подставить воронку под отверстие для слива охлаждающей жидкости на блоке ВАЗ 2109. Пробкой расширительного бачка регулируем скорость слива.
Дожидаемся полного слива жидкости и закручиваем заглушку. Проверяем заглушку и пробку на радиаторе и только после этого заливаем новую охлаждающую жидкость до середины между отметками MIN и MAX на расширительном бачке. Даем двигателю поработать и доливаем жидкость до нужного уровня если есть необходимость. В процессе замены охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 и не только, есть вероятность создания воздушной пробки. Выгнать ее можно заехав на горку градусов 30, чтобы капот был выше задней части автомобиля, открыть крышку расширительного бачка и погазовать. Можно также открутить шланг подогрева карбюратора или дросселя при замене охлаждающей жидкости и когда из него пойдет тосола (при заливании новой жидкости), поставить его на место. Но я предпочитаю заехать на горку.
Для облегчения последующих сливов охлаждающей жидкости, рекомендую поставить вместо заглушки на блоке цилиндров и пробки радиатора краники для слива. Выглядят примерно так как на рисунке.
Ну вот и все. Замену охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 можно считать законченной.
Действия водителя
Заметив, что в расширительном бачке начинает закипать тосол, нужно принять ряд обязательных мер. Не ждите, чтобы ОЖ начала выплёскиваться на горячий мотор. Раз жидкость закипает, на то есть соответствующие причины.
Вы знаете уже, при какой температуре обычно в машинах кипит антифриз, что провоцирует перегрев и к каким последствиям это может привести. Потому никто не захочет столкнуться с подобным на собственном авто. Необходимо начать охлаждать двигатель доступными способами, не забывая, что ОЖ сейчас находится под высоким давлением.
Есть несколько полезных советов и определённый алгоритм действий, позволяющий разобраться даже новичку в том, что ему делать, если вдруг закипел тосол.
- Обязательно постарайтесь быстро разгрузить двигатель. Для этого можно перевести КПП в нейтральную передачу и двигаться до полной остановки.
- Параллельно включите вентилятор и печку. Даже если на улице жарко, отопитель будет забирать часть тепла, тем самым вы ускорите процесс падения температуры мотора.
- После остановки автомобиля отключите двигатель. При этом печку оставляйте в рабочем состоянии.
- Потяните за ручку или нажмите на кнопку, чтобы из салона открыть капот и добраться до подкапотного пространства. Не нужно стоять перед капотом и открывать, поскольку сразу же оттуда пойдёт горячий пар.
- Приоткрыв капот, пар выйдет и к мотору начнёт подходить свежий воздух. Подождите некоторое время. Затем поднимите капот и зафиксируйте его. Лучше иметь при себе перчатки или тряпку, чтобы не хвататься голыми руками за возможно раскалённые элементы.
- Не пытайтесь сразу же открывать крышку расширительного бачка. Иначе вы рискуете собственным здоровьем. Жидкость под давлением даже при небольшом открытии крышки может выплеснуться и попасть вам на кожу.
- Подождите около 30 минут. В это время можно попытаться найти водителя, который дотянет вас до СТО, или вызвать службу эвакуации.
- Когда мотор остынет немного, открывайте крышку расширительного бачка. Наверняка ОЖ стало намного меньше должного уровня. Небольшими порциями долейте жидкость в бачок. При этом печка всё ещё работает.
- Не нужно сразу же заливать большой объём тосола, если его уровень после закипания стал минимальным. Резкое смешивание холодного антифриза или тосола с горячей ОЖ может спровоцировать опасные негативные последствия.
- Если добраться до СТО можно лишь своим ходом, после доливки ОЖ и остывания двигателя запустите его и отправляйте в дорогу, стараясь не нагружать мотор. Когда температура опять достигнет отметки выше 100 градусов, остановитесь, заглушите мотор и снова ждите остывания.
Сидеть и ничего не делать также нельзя. Если ОЖ продолжит процесс кипения, он двигатель перегреется сначала до среднего, а затем и до сильного уровня. О последствиях подобного нагрева вы уже знаете.
Исходя из всех рассмотренного выше, можно с уверенностью говорить о серьёзности проблемы закипания ОЖ. Чтобы не допустить подобных ситуаций, внимательно следите за состоянием системы охлаждения, проверяйте работоспособность основных узлов и старайтесь своевременно проводить техническое обслуживание.
Меры предосторожности
Что бы такого ни случилось надо правильно заливать охлаждающую жидкость. После ремонта деталей охлаждающей системы обязательно проверяем все соединения патрубков на предмет утечки и подсасывания воздуха. Все хомуты должны быть затянуты с не большим усилием. После чего снимаем крышку расширительного бачка и начинаем заливать охлаждающую жидкость малыми порциями. Заливаем в бачок при открытой крышке радиатора. Во время заливки обжимаем рукой патрубки. Залив всю жидкость (в девятке это примерно 8 литров) и не закручивая крышки бачка (крышку радиатора ставим на место), заводим двигатель. Даем поработать минут пять. После чего проверяем уровень жидкости в расширительном бачке и радиаторе. При необходимости доливаем. Закручиваем обе крышки и если все сделано правильно, то двигатель под давлением сам выгонит оставшийся воздух в системе.
Патрубки и хомуты
Даже патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109, которые имеют простую конструкцию, играют не последнюю роль в функционировании всего автомобиля. С их помощью происходит подача жидкости в необходимые точки. Можно выделить несколько патрубков (при ремонте их следует заменять все, а не по одному):
- Термостат-кран печки.
- Термостат-радиатор.
- Термостат-расширительный бачок.
- Саксофон-дроссельный узел.
- Саксофон-кран печки.
- Кран-радиатор печки (два патрубка).
- Радиатор-блок двигателя.
- Блок двигателя-термостат («коротыш»).
- Термостат-саксофон («коротыш»).
Последние два получили такое название по той причине, что имеют маленькие размеры. Не стоит думать, что можно использовать обрезки от других патрубков. Они не смогут обеспечить герметичность, к сожалению. Саксофон – это название металлической трубы, которая соединяет термостат с помпой. Расположен он позади мотора, рядом с выпускным коллектором. При проведении замены патрубков обязательно меняйте все хомуты. Желательно использовать такие, у которых площадь соприкосновения с патрубком больше.
Лада 2109 › Бортжурнал › Система охлаждения (или как сделать теплее) ВАЗ-2109
Нашел информацию о там как сделать печь более производительнее. Суть заключается в том, что (1.) Подводящая труба насоса немного! перекрывается возле ( 6.) Термостата, и из-за этого создается более активная циркуляция нагретого тосола через радиатор печи отопления.
1. Подводящая труба насоса; 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы на подогрев карбюратора; 3. Выпускной патрубок головки блока цилиндров; 4. Патрубок подвода жидкости в радиатор отопителя салона; 5. Шланг отвода жидкости с подогрева карбюратора и впускной трубы: 6. Термостат: 7. Расширительный бачок; 8. Пробка расширительного бачка: 9. Отводящий шланг радиатора; 10. Шланг от расширительного бачка к радиатору; 11. Подводящий шланг радиатора; 12. Датчик температуры охлаждающей жидкости: 13. Головка блока цилиндров: 14. Электродвигатель; 15. Кожух электровентилятора: 16. Левый бачок радиатора; 17. Крыльчатка электровентилятора: 18. Радиатор; 19. Корпус клапанов пробки расширительного бачка; 20. Выпускной клапан пробки; 21. Впускной клапан пробки; 22. Охлаждающие трубки радиатора; 23. Охлаждающие пластины радиатора; 24. Датчик включения и выключения электровентилятора; 25. Правый бачок радиатора; 26. Сливная пробка радиатора; 27. Насос охлаждающей жидкости; 28. Зубчатый ремень газораспределительного механизма; 29. Упорное кольцо сальника; 30. Корпус насоса; 31. Стопорный винт; 32. Подшипник валика насоса; 33. Зубчатый шкив насоса; 34. Валик насоса; 35. Сальник; 36. Крыльчатка насоса; 37. Патрубок подвода жидкости из радиатора отопителя салона: 38. Твердый термочувствительный наполнитель: 39. Резиновая вставка: 40. Поршень рабочего элемента; 41. Входной патрубок (от двигателя); 42. Корпус термостата; 43. Крышка термостата: 44. Входной патрубок (от радиатора); 45. Патрубок термостата, соединенный с расширительным бачком; 46. Основной клапан термостата; 47. Патрубок термостата для подачи жидкости в насос; 48. Перепускной клапан термостата; 49. Держатель; 50. 1.Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 51. 11.Пробка расширительного бачка; 52. III.Насос охлаждающей жидкости: 53. IV.Схема работы термостата; 54. А.Температура жидкости выше 102 С; 55. В.Температура жидкости от 87-С до 102
То есть примерно так:
В этом месте поток ограничивают, ставят либо краник, либо изготавливают спец.шайбы, а если проще то ставят пробку от пластиковой бутылки с отверстием около 1-1,5см. Так же можно приколхозить =) какой нибудь зажим для патрубка.
Отличительные особенности системы охлаждения 8-миклапанного инжекторного двигателя
Их немного (на рисунке отмечены жёлтыми стрелками):
- в выпускной патрубок ГБЦ 26 установлен дополнительный датчик температуры 5, сигнал от которого подаётся на ЭБУ двигателя. Поэтому отсутствует датчик включения электровентилятора – сигнал о подаче на него питания подаёт контроллер;
- в расширительном бачке установлен датчик контроля уровня ОЖ 29;
- шланг 23 от подводящей трубы помпы подогревает не карбюратор, а корпус дроссельной заслонки.
Несмотря на столь незначительные отличия, первые владельцы инжекторных «девяносто девятых» недоумевали, как поломка термостата или датчика температуры связана с увеличившимся расходом топлива. Объясняется это тем, что в ответ на неверный сигнал о температуре ЭБУ мог увеличить время открытия форсунок – как на холодном моторе. По аналогии с карбюратором это похоже на езду с «выдернутым подсосом».
Замена патрубков
Весь процесс замены патрубков делится на два этапа:
- Демонтаж;
- Установка.
Начнем с демонтажных работ.
- Открутите пробку расширительного бачка, чтобы в систему попал воздух.
- Откройте кран отопителя внутри салона, повернув регулятор до упора вправо.
- Снимите защиту картера, открутив все крепежные болты.
- Подготовьте емкость, куда будете сливать старую ОЖ. Она должна быть из пластика объемом минимум 10 литров. Выбирайте чистую тару, если хотите повторно залить этот тосол.
- Зачистите поверхности возле сливной пробки на блоке цилиндров и радиаторе. Так грязь не попадет в емкость для слива ОЖ.
- Подставьте тару под слив из радиатора, открутите пробку и дождитесь, пока тосол выйдет.
- Аналогичным образом слейте жидкость из блока цилиндров.
- Дождитесь, когда вся ОЖ выйдет, после чего закрутите пробки.
- Начните работу с салона, открутив крепежи приборной панели и убрав их в сторону. Передние кресла сдвиньте максимально назад. Так вы обеспечите себе более-менее комфортные условия.
- Открутите хомуты с трубок подачи и обратного возврата ОЖ с крана печки. Его вы найдете в перегородке между салоном и отсеком с мотором.
- Снимите резиновые патрубки. Если их снять тяжело, можете подергать в стороны или обрезать ножом. Все равно они идут под замену. Из-за горячей ОЖ резина прикипает к металлическим штуцерам, что усложняет их демонтаж.
- Будьте внимательны и аккуратны, не тяните сильно трубки. Иначе вы рискуете повредить соединения штуцеров. А это повлечет за собой куда более дорогостоящий ремонт.
- Плоской отверткой снимите кран от моторного отсека.
- Плоскогубцами или пассатижами рассоедините держатель с тягой привода крана печки.
- Зачистите кран, продуйте его внутреннюю часть сжатым воздухом.
- Последовательно снимите все оставшиеся патрубки с радиатора и мотора. Обязательно запомните последовательность их расположения, чтобы не возникло проблем с обратной сборкой.
Демонтажные работы
На этом демонтажные работы можно считать завершенными. Но впереди не менее ответственное мероприятие — установка новых патрубков.
- Зачистите все места соединения с помощью металлических щеток. Обрабатывайте окружность каждого штуцера. Действуйте аккуратно, не торопитесь;
- Сухой ветошью удалите остатки загрязнений. Даже мельчайшие остатки мусора могут повлечь за собой закупоривания системы охлаждения;
- Обработайте края хомутов мелким надфилем. Так вы сделаете их менее острыми, а потому риск повреждения резиновых патрубков минимизируется;
- Хомуты предварительно наденьте на патрубки, чтобы они оставались пока в свободном положении;
- Если не удается натянуть патрубок на штуцер, попробуйте смазать его края мылом. Так он легче примет на себя патрубок;
- Натяните патрубок, действуя аккуратно и последовательно. Убедитесь, что установка выполнена без перекосов;
- Установив на место элементы, проверьте плотность прилегания. Иногда резина оказывается слишком эластичной или диаметр патрубка больше положенного. Тут лучше сразу сходить в магазин за новым комплектом, чем рисковать системой охлаждения;
- Удостоверившись, что патрубки сели надежно, затяните хомуты;
- Установите на свои места все новые трубки, еще раз убедитесь, что все сделано верно, без перекосов, хомуты затянуты должным образом;
- Проверьте, затянуты ли должным образом пробки слива жидкости охлаждения;
- Залейте в расширительный бачок слитую ранее или купленную новую ОЖ;
- Подождите около 10 минут, потом долейте еще немного жидкости. За это время тосол пройдет по системе, заполнит печку, радиатор, блок цилиндров;
- Закрутите пробку бачка и запустите двигатель;
- Следите за показаниями датчика температуры. Если они поднимаются выше положенных, сразу заглушите мотор;
- Аккуратно откройте крышку расширительного бачка с тосолом и нажмите с определенным усилием на верхний патрубок от радиатора;
- Так вы поспособствуете выходу лишнего воздуха из системы. Повторите процедуру несколько раз;
- Долейте ОЖ в бачок, чтобы тосол оказался на необходимом уровне. Еще раз запустите двигатель и проверьте поведение датчика. Если все хорошо, можете смело дальше эксплуатировать свой ВАЗ 2109.
Статья в тему: Шумоизоляция ВАЗ 2110 своими руками (Видео)
Во многом эффективность, надежность и длительность работы СО зависит от качества используемых комплектующих при замене патрубков.