Как получить категорию е: обучение, подготовка, документы, экзамен

Как открыть категорию С при наличии В: пошаговая инструкция

Открыть категорию С при наличии В можно стандартным способом: пройти обучение в автошколе, получить медицинскую справку, сдать экзамены и оплатить госпошлину для получение водительского удостоверения. Но есть некоторые нюансы этого «мероприятия».

Заключение договора в автошколе

Программа обучения в автошколе подразумевает прохождение теории и практического вождения грузового транспорта. Необходимо проверить лицензию у заведения и убедиться в том, что школа аттестована на проведение обучения водителей именно на категорию С. В договоре прописывается стоимость обучения и дополнительные практические занятия, если таковые предполагаются.

Договор защищает ученика с юридической стороны, ведь в документе будет указано число часов теоретических занятий и количество уроков по практическому вождению. Сразу после составления договора нужно будет произвести оплату обучения. Это можно сделать двумя способами – внести на расчетный счет или в кассу учреждения сразу всю сумму или «в рассрочку» (платится поэтапно равными частями). К договору прикрепляется чек об оплате.

Пакет документов для обучения

Для прохождения обучения нужно будет предоставить копию паспорта гражданина с действительной регистрацией. Если автошколу будет посещать иностранный гражданин, то ему потребуется сделать перевод иностранного паспорта, нотариально заверить.

Обязательным для него является и подтверждение законного пребывания на территории России – это может быть разрешение на временное проживание, свидетельство беженца или временного убежища, вид на жительство с регистрацией минимум на 12 месяцев.

Обязательно сдается медицинская справка еще до начала уроков практического вождения. По закону автошкола не имеет право начинать обучение курсанта без этого документа даже по теории, но на практике ученикам дается несколько дней/недель для решения вопроса оформления медицинского документа.

Медкомиссия

Сначала осуществляется оплата медицинской комиссии, затем нужно сделать фотографии и пройти ряд специалистов, которые будут ставить соответствующие отметки в документе. Последняя подпись в справке ставится терапевтом на основании полученных данных обследования от врачей узких специализаций.

Среди медицинских противопоказаний к получению прав и управлению автомобилем категории С указаны:

  • коррекция более 0.8 по одному глазу и 0.4 по другому;
  • нарушения цветопередачи типа дихромазии;
  • затрудненное восприятие речи на расстоянии менее 3 метров;
  • ограничивающие движение заболевания;
  • некоторые болезни сосудов (аневризмы, эндартериит и пр.);
  • заболевания крови;
  • патологии периферической и центральной нервной системы.

Непосредственно обучение для получения прав

Нужно приобрести экзаменационные билеты и вместе с учителем и самостоятельно постоянно штудировать их. Общее количество часов обучения составляет 84, если ученик предпочитает автоматическую коробку передач, то 82 часа.

В ходе обучения потенциальный владелец водительского удостоверения категории С должен пройти:

  • курс «Техническое устройство и ТО ТС категории «С» — теории 20 часов и практики 4 часа;
  • основы управления ТС категории «С» — теории 8 часов и практики 4 часа;
  • вождение ТС категории «С» (механика/автомат) – только практика 38/36 часов.

Экзамены для открытия категории С, если есть В

Сначала нужно сдать теоретический экзамен на территории автошколы («внутренний экзамен»), даже если есть открытая категория В. Он состоит из 20 вопросов, для успешного прохождения нужно правильно ответить на 18.

Ученики, которые сдали теорию, допускаются к следующему этапу экзаменов – вождение на площадке автошколы. Необходимо выполнить:

  • повороты под прямым углом;
  • «змейку»;
  • проехать на подъем и остановиться на нем;
  • развернуться;
  • въехать/выехать из бокса;
  • параллельную парковку.

Если этап пройден удачно, то начинается заключительная часть экзамена – выезд на грузовом транспорте в городские условия. Чтобы получить «зачет», нужно передвигаться по дороге не только на первой скорости, но и переключаться на вторую, третью, выполнять все указания сотрудника ГИБДД (он едет рядом на пассажирском сиденье).

Нужны ли права на мотоблок? Со скольки лет можно ездить?

В последние годы мотоблоки становятся все более популярными среди дачников и сельских жителей, имеющих приусадебные участки. Но часто не удается ограничиться ездой лишь в пределах своего огорода, или путь к нему лежит через дороги общего пользования. Как быть хозяевам мотоблоков в ситуациях, когда нужно стать участником дорожного движения? Об этих нюансах и о необходимых документах мы расскажем Вам в этой статье.

Является ли мотоблок транспортным средством?

В правилах дорожного движения сказано, что транспортным средством являются устройства, предназначенные для перевозки людей и/или багажа, а также установленного на них оборудования или механизмов.

То есть, исходя из этого определения и логики, мотоблок может считаться транспортным средством, ведь на нем можно перевозить грузы и установленное навесное оборудование.

По определению ПДД мотоблоки относятся к механическим транспортным средствам (транспортные средства, приводимые в движение с помощью двигателя; термин распространяется на трактора, самоходные машины и механизмы, а также транспортные средства с электродвигателем мощностью более 3 кВт).

Неоднозначность и запутанность правил преследует всех владельцев мотоблоков, а недобросовестные сотрудники полиции только еще больше запутывают их и пытаются выписать как можно больше штрафов – справедливо или нет. Как обезопасить себя с юридической точки зрения, мы расскажем Вам далее.

Можно ли ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования?

По дорогам общего пользования Правилами запрещено движение механических транспортных средств, а значит – и мотоблоков тоже. К тому же в инструкциях по эксплуатации к каждому изделию сказано, что агрегат не может быть использован на дорогах общего пользования и на автомагистралях.

Но это еще не приговор. Ездить на мотоблоке без прав – в любом случае плохая идея. Но часто подобных ситуаций избежать не удается или попросту нет другого выхода. Для того чтобы с чистой совестью передвигаться по дорогам общего пользования нужно оформить соответствующие документы для управления мотоблоком и произвести некий «тюнинг» агрегата. Вот перечень необходимых действий, документов и технических оснащений мотоблока:

  1. Зарегистрировать мотоблок в Госсельтехнадзоре при Министерстве сельского хозяйства.
  2. Получить права категории А или А1, в зависимости от технических характеристик Вашего мотоблока (скорее всего, это будет категория А, к которой относятся транспортные средства с рабочим объемом двигателем 50 куб. см. и больше). Права при остановке полицией будут безоговорочным аргументом того, что Вы как минимум ознакомлены с ПДД и имеете навыки вождения. Это поможет избежать штрафа хотя бы по статье об управлении транспортным средством без водительского удостоверения.
  3. Оборудовать мотоблок осветительными приборами (если таковые не предусмотрены конструкцией), светоотражателями (спереди – белые, по бокам – оранжевые, сзади – красные), зеркалами заднего вида и желательно сигналами поворота.
  4. Также стоит задуматься об оформлении страхового полиса и о наличии аптечки (которая будет при Вас хотя бы при передвижении по дорогам общего пользования).

Нужны ли права на мотоблок с прицепом?

Как мы говорили ранее, права категории А или А1 стоит получить в любом случае, если Вы хоть изредка планируете ездить на своем мотоблоке по дорогам. Что касается мотоблока с прицепом, то помимо наличия у Вас прав прицеп должен быть зарегистрирован в Госсельтехнадзоре и ГАИ. Также прицеп должен проходить ежегодный техосмотр и соответствовать критериям безопасности.

Со скольки лет можно ездить на мотоблоке?

В инструкциях по эксплуатации к мотоблоку часто можно увидеть предостережение о том, что аппарат не могут использовать лица моложе 14 лет. В данном случае, скорее всего речь идет об управлении мотоблоком при работах на приусадебном участке. Для того, чтобы самостоятельно передвигаться на мотоблоке по дорогам нужно иметь права категорий А или А1. Права данных категорий можно получить с 16 лет.

НА МОТОБЛОК ТЕПЕРЬ НУЖНЫ ПРАВА ТРАКТОРИСТАНА МОТОБЛОК ТЕПЕРЬ НУЖНЫ ПРАВА ТРАКТОРИСТА

Несовершенство наших ПДД не гарантирует того, что полиция не остановит Вас при езде на мотоблоке по дороге и не предъявит какое-нибудь нарушение. Но, следуя нашим советам, Вы в некоторой степени обезопасите себя.

Главное – иметь при себе документы, не нарушать основные правила дорожного движения, следить за техническим состоянием мотоблока.

Кто и как может получить группу E

Данный пример не подразумевает одновременное получение двух групп. Тем более, чтобы иметь последнюю, необходимо достигнуть совершеннолетия, приобрести водительский опыт.

Поэтому, для открытия формы с прицепом существуют следующие правила:

  1. Группы BE, CE и C1E могут получить граждане, достигшие 18 лет. Серию DE и D1E — 21. Для последних требуется стаж за рулём не меньше трёх лет, который как раз и объясняется необходимым возрастом.
  2. Минимальный водительский стаж по каждой из групп должен быть не меньше 12 месяцев. Проездив за рулём легковой и грузовой машины по полтора года, водитель как раз созреет для получения серии DE. Записавшись курсантом автошколы и сдав экзамены, молодой человек может водить автобусы-автосцепки.

Здесь следует сказать об учебных заведениях специального обучения. Согласно новым правилам работы автошкол, не каждое учебное заведение имеет право обучать водителей передвижных агрегатов с прицепом.

Чтобы открыть категорию е, необходимо иметь следующее:

  • водительское удостоверение;
  • открытую группу B для переквалификации на BE;
  • открытую группу C для переквалификации на CE;
  • стаж управления передвижным средством соответствующих групп не меньше, чем 12 месяцев;
  • медицинскую справку с отсутствием противопоказаний.

Причём последние должны относиться к определённой открываемой серии прав.

Как получить категорию «Е»?

Чтобы открыть категорию «ВЕ», «СЕ», «С1Е» гражданин должен соответствовать следующим требованиям:

  • быть старше 18-летнего возраста;
  • иметь водительский стаж, минимум один год.

Для открытия категорий «DE» и «D1E» необходим:

  • возраст 21 год;
  • стаж вождения более года.

Посмотрите фото для наглядности:

Следует помнить, что возрастное ограничение не распространяется на изучение теоретических правил дорожного движения. Книги с принципами езды можно купить в любом книжном магазине, а начать ознакомляться с билетами экзамена ПДД можно со школы.

При получении категории «Е» необходимо сдать теоретический и практический экзамен.

Проверка практических навыков будет проходить в два этапа:

  1. Автодром. Водителю необходимо показать навыки сцепления и расцепления с тягачом, умение останавливаться, движение задним ходом и правильную параллельную парковку под погрузку.
  2. Город – проверка вождения в реальных условиях с соблюдением правил дорожного движения.

Посмотрите видео про новые упражнения для категорий BE, CE, DE, B1E, C1E:

Новые упражнения для категорий BE, CE, DE, B1E, C1EНовые упражнения для категорий BE, CE, DE, B1E, C1E

Если гражданин завалил экзамен, то уполномоченное лицо должно уведомить его о причине не сдачи в письменной форме. Однако он сможет повторно пересдать его. Такая возможность доступна не ранее, чем через неделю после получения отрицательного результата.

Пакет документов

Для подачи заявки на получение водительских прав на категорию «Е» необходимо собрать такой пакет документов:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • квитанция об оплате пошлины;
  • справка из медицинского учреждения о прохождении медосмотра;
  • свидетельство об окончании автошколы или специализированных курсов;
  • карточка водителя при наличии;
  • документ подтверждающий стаж вождения.

Сколько стоит?

Пройти обучение на категорию «Е» можно в любой автошколе, которая имеет аккредитацию по данному направлению.

Перед тем как выбирать специализированное учреждение, необходимо обратить внимание на наличие лицензии и количество отзывов. Перед началом учебы рекомендуется убедиться в оснащенности автошколы, наличии специализированных классов и необходимых тренажеров для тренировки вождения

На территории должен находиться автодром, отвечающим всем нормативным требованиям

Перед началом учебы рекомендуется убедиться в оснащенности автошколы, наличии специализированных классов и необходимых тренажеров для тренировки вождения. На территории должен находиться автодром, отвечающим всем нормативным требованиям.

Заранее следует ознакомиться с производственной базой, проверить квалифицированность инструкторов и качество предоставляемых транспортных средств.

Цена на прохождение курсов для получения водительских прав категории «Е» везде разная.

Существенными факторами для определения стоимости обучения являются репутацию школы, техническая оснащенность заведения, опыт инструкторов и месторасположение.

Как правило, цена колеблется от 15 000 до 25 000 рублей.

В этом видео рассказывается про получение категории «СЕ», сколько по времени и деньгам:

Про дальнобой. Начало. Получение категории СЕ.Про дальнобой. Начало. Получение категории СЕ.

Сроки

При посещении занятий 1-2 раза в неделю срок обучения обычно составляет 1-1,5 месяца. В большинстве автошкол на обучение теории категории Е выделяется 16 часов, а на практические занятия – 24 часа.

Вождение легкового автомобиля с Автоматической коробкой передач (АКПП)

В программу обучения входит

  • Включает изучение правил дорожного движения, оказание первой медицинской помощи, психофизиологические основы деятельности водителя и т.д. Основы управления, устройства и технического обслуживания автомобиля.

    13 000 руб

  • Включает 17 занятий по вождению автомобиля (34 часов), на выбранной вами оборудованной и соответствующей нормативам площадке и городском маршруте аналогичном гибдд.

    12 750 руб

  • Полная стоимость обучения

    Теоретический курс + Практическое вождение + Внутренний экзамен + Экзамен в ГИБДД. Прием экзаменов, осуществляется на автобилях автошколы.

    25 750 руб

Медицинские требования

Одним из действующих нормативных актов, регулирующим ограничения к управлению ТС в связи с состоянием здоровья, является Приказ Минздрава №302н (Приложение 2). Однако в текущей версии документа допущена опечатка, которая затрудняет понимание его положений, поэтому надлежит руководствоваться постановлением Правительства №1604 (далее — Постановление).

Согласно Разделу II Постановления, для претендентов на категорию «BE» устанавливаются следующие медицинские ограничения (в скобках указаны пункты Постановления):

  • сниженная острота зрения: меньше 0,6 и 0,2 на лучший и худший глаз (12);
  • послеоперационные состояния глаз и хронические патологии, сопровождающиеся нарушением функций зрения (13, 14);
  • диплопия от косоглазия, спонтанный нистагм, ограничение поля зрения (15, 16, 17);
  • отсутствие или деформация обеих верхних конечностей (18);
  • параплегия, остаточные явления от патологий ЦНС (19);
  • заболевания, сопровождающиеся нарушением вестибулярного анализатора (20).

Претендентам на (под)категории «СЕ», «DE», «C1E» и «D1E» предъявляются более высокие требования, где ограничениями служат (Раздел III Постановления):

  • сниженная острота зрения: меньше 0,8 и 0,4 на худший и лучший глаз (21);
  • слепота одного глаза (22);
  • послеоперационные состояния глаз и хронические патологии, сопровождающиеся нарушениями функций зрения (23, 24);
  • диплопия от косоглазия, спонтанный нистагм, ограничение поля зрения (25, 26, 27);
  • отсутствие верхних (28) и нижних конечностей (29), а также их деформация (30);
  • отсутствие пальцев и фаланг различной этиологии (31 с маркировкой а-в);
  • остаточные явления от патологий ЦНС (32);
  • укорочение нижних конечностей, включая деформацию костей, суставов и мягких тканей и др. (33);
  • неврологические отклонения при деформациях черепной кости (34);
  • сниженный слух (35);
  • заболевания, сопровождающиеся снижением функций вестибулярного анализатора (36);
  • рост ниже 1,5 метров (37).

При наличии подозрений со стороны врача-нарколога автомобилист будет направлен на анализы, выявляющие наличие психоактивных веществ и злоупотребление алкогольными напитками в крови и моче (подп. 8, 9 п. 6 Приказа).

Автошколы онлайн, или Где купить права категории Е

Категорию E не выдают просто так. Она всегда выступает дополнением к другой открытой форме. Для обучения водителям нужен стаж (1 год для В и С, 3 года для D). Поэтому нужно заранее позаботиться о получении прав основной категории. Если они есть, то остаётся только пройти обучение и подготовиться к экзамену. Теорию можно частично освоить в автошколе-онлайн.

Что мы предлагаем:

  • учёбу из любого места, где есть Интернет;
  • уроки в форме вебинаров;
  • запись всех занятий;
  • поддержку, консультации, помощь в сдаче экзаменов.

Онлайн-обучение в автошколе СПб сейчас на пике популярности. Это просто, удобно, помогает сэкономить время и деньги. Почему бы не воспользоваться?

Какими ТС можно управлять

В ст. 25 ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года (далее – Закон) приведен перечень категорий ТС и, соответственно, водительских прав, а также необходимая расшифровка.

В ч. 1 указанной статьи сказано про то, какими ТС можно управлять после получения соответствующей категории:

Класс Какими автомобилями возможно управлять после получения данного класса Примечание
BE Любыми ТС, относящими к классу B, которые сцеплены с прицепным аппаратом, который весит не больше 750 кг. Данный класс дает право ездить на машинах с прицепным агрегатом даже, если общая масса ТС вместе с прицепом превысит 3500 кг Данную категорию не нужно оформлять тем водителям, которые намерены ездить с прицепом, вес которого будет не более 750 кг. Кроме этого, эту категорию не нужно получать даже, если вес прицепного устройства будет больше 0,75 тонн, но общий вес конструкции (машина + прицеп) не превысит 3,5 тонн
CE Любыми ТС, относящимися к классу C, сцепленными с прицепом, вес которого более 750 кг Тут все просто – если прицеп весит менее 750 кг, то учиться можно только на категорию C. В том случае, если вес прицепного агрегата превысит указанное значение, нужно обучаться на CE
DE Можно управлять сочлененными автобусами, либо же обычными автобусами, оборудованными прицепным агрегатом с общей массой более 750 кг Если автобус не сочлененный или масса прицепного устройства менее 0,75 тонн, достаточно будет обычной категории D
C1E Разрешено управлять авто класса C1 (то есть с весом более 3,5 тонн, но меньше 7,5 тонн), которые сцеплены с прицепом, но при соблюдении условия, что общая масса такой конструкции не превысит 12 тонн Если водитель намерен управлять автомобилем, масса которого от 3500 до 7500 кг, он вправе отучиться только на категорию C1. Если же масса больше 7,5 тонн, обязательным является обучение на категорию C. C1E потребуется в случае, если ТС категории C1 сцеплено с прицепным агрегатом более 750 кг
D1E Можно водить любые автобусы, если число сидячих мест в них более 8, но менее 16, и масса прицепного агрегата более 750 кг, но общий вес конструкции не превышает 12 тыс. кг Так же, как и категория C1E – если прицепной аппарат весит больше 7 с половиной тонн, и планируется управлять авто категории D1, то обязательно потребуются права с классом D1E

Как сдать на категорию Е

Открытие данной категории предполагает теоретическую подготовку, практику вождения грузовика с прицепом под контролем инструктора, и сдачу финального экзамена с участием сотрудников ГАИ.

Обучение

Чтобы успешно сдать на права категории Е, прежде всего необходима твердая теоретическая база. Осваивать информацию можно как самостоятельно, приобретя билеты и подобрав к вопросам соответствующую литературу (и билеты, и учебники можно найти в электронном виде в Интернете), так и под руководством опытного специалиста, или же в составе учебной группы специализированной автошколы. Обучение платное. Сумма оплаты зависит от автошколы и региона. Например, в Москве цены колеблются в районе 25 тыс. рублей.

Подготовка к экзамену

Теоретическая часть включает в себя овладение знаниями об устройстве прицепов различных типов, их допустимой грузоподъемности, проходимости, устройство прицепных механизмов, методику агрегатирования, включая сцепку транспортных средств с тягачом.

Отдельно рассматриваются вопросы передачи пневматического или гидравлического усилия на тормозную систему прицепа, повторения сигнальных огней головной машины: правила их подсоединения, диагностики и ремонта в дорожных условиях.

Водительское удостоверение категории Е предусматривает также знание основ первой медицинской помощи и умение ее оказывать в дороге, используя подручные средства и препараты, входящие в штатную аптечку тягача с прицепом.

Обязательным также является практическая тренировка вождения автопоездов. Это происходит под руководством и контролем опытного инструктора, на специально выделенном для учебных целей полигоне. Практика вождения включает в себя определенное количество часов, и является чрезвычайно ценным опытом для будущего профессионала.

В рамках тренировки водитель не только начинает «чувствовать прицеп», но и учится безошибочно выполнять перестроения и манёвры. Опытный руководитель подскажет, как проезжать перекресток с многометровым прицепом-фурой, как, сдавая задом, не давать прицепу выворачиваться, объяснит допустимые для разных масс, высот и сцепки скорости вхождения в поворот.

Подготовка к экзамену должна включать в себя и сбор необходимых документов, которые потребуются для его сдачи. Бывает так, что в силу различных причин прохождение медкомиссии затягивается на длительное время, и кандидат на сдачу экзамена может попросту не успеть. О том, какие бумаги нужно готовить, читайте далее.

Как правило, автошкола предоставляет возможность попрактиковаться не на одном типе прицепа, например, на тяжелом и малом полуприцепе, но и в составе автопоезда из двух и даже трех прицепов. Это дает уникальный опыт и отличный шанс стать универсальным шофером.

Документы

Как мы ранее говорили, обязательно потребуется медицинская справка о состоянии здоровья. Она имеет свой срок действия – три года. Понадобится также выписка из трудовой книжки, если экзаменуемый на категорию Е работает по профилю, или же документы на право собственности на автомобиль нужного класса.

Заметим, что водительский стаж 12 месяцев считается достаточным на момент сдачи экзамена. Однако пройти обучение можно и раньше этого срока. На экзамене Вам, естественно, придется предъявить паспорт, водительские права и личную карточку водителя.

Заранее узнайте реквизиты и сумму оплаты госпошлины; квитанцию необходимо приложить к основному пакету документов. Для подтверждения успешного прохождения курса, по его окончанию, автошкола выдаст выписку или иной регламентный документ.

Сдача экзамена

Экзамен проводится в присутствии сотрудника ГИБДД. Для тех, кто сдает на категории ВЕ и СЕ, теоретическая часть не предусмотрена. Претенденты на категорию DE, учитывая специфику пассажирских перевозок, сдают экзамен на умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в аварии.

Практическая часть для желающих получить категорию Е, включает два этапа. Первый – выполняется на автодроме, где водитель показывает умение проходить повороты, маневрировать, разворачиваться, парковаться на специально размеченных трассах. Убедившись, что шофер готов к вождению, приступают ко второй фазе сдачи – вождение в реальных условиях: на улицах города и скоростных автомагистралях.

В случае несдачи экзамена с первого раза, кандидат получает об этом письменный документ. Повторно пройти тестирование можно через неделю.

Замена прав

Здесь есть свои нюансы, поскольку замена водительских удостоверений подразумевает возможность вписать нужные подкатегории.

Если человек получил категорию Е до первого числа 2001 года, во время замены документа будет вписываться отметка Е к В и С, Е к В и Д, либо же Е к всем трем категориям. Все зависит от того, сколько их у вас было открыто ранее

Параллельно будет приниматься во внимание медицинское ограничение при его наличии

Тут, думаю, разобрались. Если у вас есть кат. В, С и Е, тогда в новой карте у вас будет указано:

  • В;
  • С;
  • ВЕ;
  • СЕ.

Несколько не повезло тем, что получил кат. Е уже после 2001 года (даже 2 января 2001 года). В этом случае перенос в новые документы предусматривает указание только тех категорий, на которые были сданы соответствующие экзамены.

Давайте на простом примере. У вас есть по старым документам право на управлением пассажирскими автобусами. Следовательно, вы получите в документах пометку DE. А вот для получения СЕ и ВЕ придется отдельно сдавать соответствующие экзамены.

Чтобы открыть категорию, нужны не просто деньги для оплаты обучения и государственной пошлины. Успешная сдача экзаменов подкатегории Е открывает внушительные возможности и доступ к серьезным транспортным средствам.

Многие считают, что обладатели таких прав — это водители самой высокого разряда. Настоящие профи, а не обычные водилы, научившиеся крутить баранку.

Но перед ними стоят соответствующие задачи, огромная ответственность. Потому подходите очень внимательно и осмысленно к решению об обучении и сдаче экзаменов на ВЕ, СЕ и DE.

Всем спасибо за внимание! Удачи на дорогах и меньше штрафов!

Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и приглашайте к нам своих друзей!

Watch this video on YouTube

Watch this video on YouTube

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий