Содержание
- 1 Марки топлива в СССР
- 2 Что общего у современного русского и старославянского?
- 3 Повышение цены в 1978 году
- 4 Желанные товары 1970 годов
- 5 Способы покупки нового авто в 70-е: кто мог себе позволить
- 6 Цены
- 7 Сколько стоила машина в СССР в 60-е, 70-е и 80-е годы
- 8 Миф 2: старославянский – предок русского
- 9 Создание славянской азбуки
- 10 Первая азбука – глаголица
- 11 Примеры зарплат и что можно было купить
- 12 Стоимость авто в СССР по современному курсу
- 13 Как жилось при Брежневе
- 14 Желанные товары 1970 годов
- 15 Зарплаты
- 16 Цены
- 17 Кириллица – вторая азбука?
Марки топлива в СССР
Хотите знать, бензин каких марок существовал в СССР за весь период? Стоит упомянуть, полноценный расцвет нефтеперерабатывающего сектора начался после ВОВ. Однако, в довоенный период заправки, конечно, тоже существовали. Вот какие советские марки бензина можно было найти в период с середины 30х до начала 50х:
- А-56. Им заправляли грузовые авто ЗИС и ГАЗ;
- А-66. Подходил как для легковых авто, так и для грузовых.
- А-70. Таким горючим заправляли иномарки, ЗИМы и ЗИС-110
- А-74. Предназначался для легковых машин.
29.11.1968 года Госкомитетом ценообразования при Госплане были приняты и утверждены следующие марки топлива:
- А-66. Был выведен из продажи к 1970м годам.
- А-72. В СССР считался самым ходовым топливом;
- А-76. Второй по популярности вид горючего;
- АИ-93. Появился, примерно, в начале 80х и встречался на трассах в курортные города и отдаленных регионах. После распада СССР именно его переименовали в востребованный сегодня АИ-92;
- АИ-98. Неизменный и по сей день;
- Авиационный Б-70;
- Экстра – для мотоциклов и двухтактных движков;
- Сланцевый;
- Топливная смесь – состав из 25 частей бензина А-72 и 1 части тракторного масла. Применялась для заправки двухтактных двигателей.
Интересной особенностью является факт, что бензины марок А-76 и А-98 не продавались в зимнее время (с ноября по март). А еще, любому водителю, родом из СССР, хорошо знаком сигнал – колонка, обмотанная шлангом. Это означало, что топлива на заправке нет. Ну, и, соответственно, очередь из скопившихся машин, наоборот, всегда свидетельствовала о том, что топливо завезли.
Что общего у современного русского и старославянского?
Старославянский язык (и его «потомок» церковнославянский язык), будучи более тысячелетия языком религиозных книг и богослужения, безусловно, оказали мощное южнославянское влияние на русский язык. Многие старославянские по происхождению слова стали неотъемлемой частью современной русской лексики, так что в большинстве случаев рядовому носителю русского не придет в голову усомниться в их исконно русском происхождении.
Чтобы не уходить в лингвистические дебри, скажем только, что даже такие простые слова, как сладкий, одежда, среда, праздник, страна, помощь, единый имеют старославянское происхождение. Кроме того, старославянский проник даже в русское словообразование: например, все слова с приставкой пре- или причастия с суффиксами -ущ /-ющ, -ащ/-ящ имеют в себе элемент старославянского.
Светослава Цветкова
Повышение цены в 1978 году
Первое повышение цены на бензин в СССР было произведено в 1978 году. Тогда топливо подорожало, отталкиваясь от утвержденного в 1968 году прейскуранта, ровно в два раза. Занимались расчетом новых цен в Государственном комитете цен, который курировал всю промышленность. Сотрудники разрабатывали и согласовывали прайс-лист, а в действие он вступал с января следующего года.
Следить за качеством было поручено этому же комитету по разработанным ГОСТам для разных марок топлива. Меры за несоблюдением качества были достаточно жесткие – директора и ответственных лиц могли через суд лишить свободы на несколько лет. Разбавленный бензин в те годы можно было встретить очень редко.
После повышения цены в 1978 году некоторые марки бензина были выведены из продажи, а оставшиеся имели следующую стоимость за 10 литров:
- А-76 – 1,5 рубля;
- АИ-93 – 2 рубля;
- АИ-98 – 2,2 рубля;
- авиационный – 2,4 рубля;
- топливная смесь – 1,7 рубля.
Марки бензина А-72 и А-66 были окончательно выведены из продажи, а мотоциклисты смешивали топливную смесь прямо на заправке самостоятельно.
Желанные товары 1970 годов
Конечно в 1970 годах были такие товары, которые запали в душу населению. За ними готовы были гоняться и стоять в долгих очередях. Одними из них были французские духи. Впервые импортные парфюмы в Советском Союзе появились в начале 1970 годов и моментально обрели популярность среди женщин. Тогда их стоимость была около 20 рублей, но найти в советских магазинах такие духи было крайне сложно, поэтому многое переплачивали, чтоб получить желанный флакон. Тогда на пике популярности были духи Diorissimo от Dior и Climat от Lancôme. Также можно было встретить и более дешевые импортные духи: «Пани Валевска» польского производства и болгарские «Сигнатюр».
Духи «Пани Валевска»
Еще большой популярностью пользовалась декоративная косметика, особенно импортная. Советские косметические бренды по качеству были порядком ниже чем заграничные, но импортную косметику достать было практически невозможно. Женщины могли обрести продукт мечты либо только по связям, либо обратившись к спекулянтам. Из отечественной косметики востребованным, но труднодоступным был карандаш для подводки век «Косметика» и матовая пудра «Ленинград».
А у вас дома есть вещи с 1970-х годов?
ДАНЕТ
Также в 1970 годах небывалой популярностью обладали меховые шапки, высокие сапоги-чулки, капроновые колготы. А за хорошие афганский дубленки, особенно цветные с красивыми узорами, люди с радостью готовы были отдать сумму, что равнялась нескольким месячным зарплатам. Еще были очереди на автомобили. Пробыв в очереди 5-6 лет люди могли приобрести себе новый хороший автомобиль. В то время ГАЗ-21 стоил около 5500-6000 рублей, а «Жигули» — все 8000 рублей. За время ожидания в очереди и при том уровне зарплат, такая сумма на момент совершения покупки находилась с легкостью. В крайнем случае можно было занять деньги у знакомых и родственников. Тем более одной машины на семью вполне хватало.
Способы покупки нового авто в 70-е: кто мог себе позволить
Но даже собрав за несколько лет 5 000–10 000 руб., в СССР невозможно было просто прийти в автосалон и приобрести понравившуюся модель.
До 1973 г. авто распределялись по регионам Советами министров республик, после чего рай- или горисполкомами между учреждениями и предприятиями. Для поступления в продажу необходимо было решение специальной комиссии. По состоянию на 1972 г., по всей стране работало не больше 180 автомагазинов, в основном в больших городах.
После распределение упорядочили. Рыночные фонды централизовано распределялись по направлениям.
Таблица 4. Распределение авто по назначению в 1975 г.
Направление | Распределение | Кол-во, шт. |
Передовики производства | предприятия;
организации министерств |
175 000
+30 000 резерв |
Труженики села | система потребкооперации | 300 000 |
Работники леспрома | ОРС (отделы народного снабжения) | |
Централизованные получатели | Министерство среднего машиностроения;
ДОССАФ; Министерство обороны; и др. |
100 000 |
Гражданам в порядке очереди (по открыткам) | Республиканские министерства | 100 0000 |
Гражданам, которые получали зарплату в валюте | Через «Березки» | 20 0000 |
Из общего числа купленных авто, по сведениям Управления ГАИ МВД СССР, 9,6% были реализованы через комиссионки. Именно так оформлялась продажа на вторичном рынке. Однако стоили б/у машины в СССР на порядок выше новых.
«Владельцы, потерявшие совесть и движимые жаждой наживы, требуют за «Москвич-412» 9-10 тыс. при стоимости 5 200 руб., а за «Волгу» – 18–20 тыс. руб. при цене 9 тыс. руб.», – из письма гражданина, проживающего в Ростове, Косыгину – председателю Совета министров СССР, 1972 г.
Было развито коммерческое дело с перепродажей машин в союзных республиках. Из РСФСР и Украины барышники везли авто в Прибалтику, Грузию, Узбекистан, Армению.
«Покупает спекулянт машину в Ленинграде и Москве и везет в свою республику, где продает втридорога. Тысячи рублей оседают в их кошельках. Такие комиссионные магазины организованы для миллионеров, а не для трудящихся. Честные люди не могут купить автомобиль». Из письма рабочих завода «Электросила», г. Ленинград.
Несмотря на трудности с приобретением, в 1970-х гг. покупка машины стала массовым явлением. По отчету, опубликованному в сборнике «Народное хозяйство СССР», в 1970 г. было продано 123 тыс. авто, а в 1980 г. – 1 163 тыс. машин.
Интересная статистика! Мы посчитали, сколько в России легковых автомобилей и было в СССР
Цены
Проведенное 1953 года масштабное снижение цен коснулось всех отраслей производства: продуктов, одежды, электроприборов, стройматериалов, хозяйственных товаров. В зависимости от групп продукции цены падали от 10 до 30%. Также снижение цен коснулось и общественное питание. Это все повлекло за собой возрастание потребительского спроса и увеличение объемов производства.
Магазин в СССР
Так в 1953 году килограмм белого хлеба можно было купить за 3 рубля, черный хлеб – за 1 рубль, килограмм говядины – за 12 рублей 50 копеек, литр молока – за 2 рубля 24 копейки, масло сливочное – за 27 рублей 80 копеек, а растительное – За 17 рублей. Десяток яиц стоил 8 рублей 35 копеек, водка – 22 рубля 80 копеек, пара обуви – 188 рублей, самый дорогой костюм – 1500 рублей. В продаже появился автомобиль «Победа» за 16 тысяч рублей и автомобиль «Москвич» за 9 тысяч рублей. На прилавках магазинов можно было найти красную икру по 36 рублей за килограмм и черную икру по 85 рублей за килограмм. Кофе в зернах продавался по 50 рублей за килограмм.
Сколько стоила машина в СССР в 60-е, 70-е и 80-е годы
Вот примерный диапазон:
- 1961 и 1967 гг. – «Волга» стоила от 5 100 и 5 602 руб. при зарплате 56-62 руб. для среднестатистического гражданина. За «Москвич» платили 2 511 и 4 511 руб. соответственно.
- 1971 и 1976 гг. – та же правительственная машина стоила уже 8 500 и 9 453 руб., а «Запорожец» обходился в 3 000 и 3 500 руб.
- 1980 и 1984 гг. – «Волга» в СССР оценивалась в 9453 руб. В 1984 цены взлетели до 15 903, а «Жигули» стоил 7 300 и 7 260 руб. соответственно.
Нашлось ли в СССР место для иномарок и для скольких граждан они были доступны? Да, для единиц. В числе счастливчиков был Ю. Гагарин, М. Плисецкая, В. Высоцкий, дипломаты. Правительство с подозрением относилось к таким случаям, но ввиду всеобщей народной любви к указанным людям, признавало законность владения ими иностранными средствами передвижения. Стоит ли говорить, что появление Matra Djet или Citroen DS на улицах аскетичного СССР вызывало настоящий ажиотаж? Скольким простым инженерам и учителям купить подобное авто казалось сродни полету в космос?
Кто еще в СССР мог позволить себе иномарку? Моряки-прибалты, привозившие из рейсов подержанные авто импортного производства, перекупщики и военачальники. Последние завозили в СССР трофейные машины, которые по мере износа переходили к водителям, механикам и шоферам. Запчасти на них стоили немало, да и достать их было архисложно.
Существовало еще немало дополнительных проблем, например:
- Отсутствие достаточного количества кооперативных и частных гаражей. Авто, которое стоит во дворе, – лакомый кусок для воров.
- Дефицит высокооктанового бензина. Скольким знакомым нужно было позвонить, чтобы узнать, есть ли он вообще и сколько стоит – знали только партийные и дипломаты.
- Нехватка запчастей. Стоит ли говорить, что привозили их нелегально и за баснословные деньги.
Как такового автомобильного рынка в СССР не было, зато присутствовало жесткое регулирование цен и очередей. Внеочередное получение машины или владение иномаркой отслеживалось МВД и могло закончиться весьма плачевно. Перепродажа подержанного транспортного средства тоже была сложной. Его реализовывали через государственные комиссионные магазины, устанавливающие госцену с учетом технического износа. Владелец не мог заранее узнать, сколько стоит его б/у авто и изначально был в проигрыше.
Миф 2: старославянский – предок русского
В основу созданного и зафиксированного в переводах книг жителей Салоник Кириллом и Мефодием старославянского языка легли южнославянские диалекты, что было абсолютно логично. В момент его возникновения русский язык уже существовал – правда, конечно, не в современном своем варианте, а как язык древнерусской общности (восточной ветви славян, предков русских, украинцев и белорусов), по сути, представляя собой совокупностью древнерусских наречий, – при этом был не книжным, а самым что ни на есть естественно сложившимся живым языком и, в отличие от старославянского, служил средством бытового общения.
Впоследствии, когда начались церковные службы и появились книги на старославянском, жители Древней Руси начали писать на кириллице на своем разговорном языке, положив начало истории древнерусского языка (см. например коллекцию новгородских записей на бересте, которыми в течение десятилетий занимался академик Андрей Зализняк).
Новгородская берестяная грамота
Получается, что образованный человек, живший в древнем Новгороде, Пскове, Киеве или Полоцке мог читать и писать кириллицей на двух близкородственных языках, южнославянском старославянском и восточнославянском родном наречии.
Создание славянской азбуки
Выполнением этой задачи занялись братья Кирилл и Мефодий. Происходили они из города Салоники, неподалеку от которого пролегала граница Византийской империи и славянских земель. Собственно, и в самом городе и его окрестностях было распространено славянское наречие, которым, согласно историческим документам, братья владели в совершенстве.
Святые Кирилл и Мефодий (икона XVIII—XIX веков)
Они имели знатное происхождение и были чрезвычайно образованными людьми – среди учителей младшего Кирилла (Константина) были будущий патриарх Фотий I и Лев Математик, позже, преподавая философию в университете Константинополя, он получит прозвище Философ.
Старший брат Мефодий в качестве военачальника служил в одной из населенных славянами областей, где хорошо познакомился с их укладом, а позже стал настоятелем монастыря Полихрон, куда впоследствии пришел и Константин со своими учениками. Сложившийся в монастыре круг людей во главе с братьями и занялся разработкой славянской азбуки и переводом на славянское наречие греческих литургических книг.
Есть мнение, что к мысли о необходимости создания письменности у славян Кирилла подтолкнула поездка в Болгарию в 850-ых гг. в качестве миссионера, крестившего население в районе реки Брегальница. Там он осознал, что, несмотря на принятие христианства, эти люди не смогут жить по закону Божьему, поскольку не имеют возможности пользоваться церковными книгами.
Первая азбука – глаголица
Первой славянской азбукой стала глаголица (от «глаголить» — говорить). Создавая ее, Кирилл понимал, что буквы латинского и греческого письма не пригодны для точной передачи звуков славянской речи. Версии ее возникновения разнообразны: одни исследователи утверждают, что она базируется на переработанном греческом письме, другие – что форма ее символов напоминает грузинский церковный алфавит хуцури, с которым Кирилл гипотетически мог быть знаком.
Также существует достоверно не подтвержденная теория о том, что за основу для глаголицы было взято некое руническое письмо, которым славяне якобы пользовались в дохристианскую эпоху.
Сравнение глаголицы с хуцури
Распространение глаголицы было неравномерным как в географическом, так и во временном смысле. Наиболее массово и долго глаголица была в ходу лишь на территории современной Хорватии: в областях Истрия, Далмация, Кварнер и Межимурье. Самым известным глаголическим памятником является обнаруженная в городке Башка на острове Крк «Башчанска плоча» (плита) – памятник XII века.
Башчанска плоча
Примечательно, что на некоторых из многочисленных хорватских островов она просуществовала вплоть до начала XX века! А в городе Сень глаголицу использовали до начала Второй мировой войны. Говорят, в областях на побережье Адриатики до сих пор можно встретить очень пожилых людей, знающих ее.
Надо отметить, Хорватия гордится этим историческим фактом и возвела древнее славянское письмо в ранг национального достояния. В 1976 году в регионе Истрия была построена «Аллея глаголицы» — дорога длиной в 6 км, по обеим сторонам которой расположены скульптуры, знаменующие вехи в развитии глаголицы.
Ну, а на Руси глаголическое письмо никогда не было в широком употреблении (учеными обнаружены лишь единичные надписи). Зато в русскоязычном интернете есть существуют конвертеры кириллицы в глаголицу. Например, фраза «Глаголица – первая азбука славян» будет выглядеть так:
Ⰳⰾⰰⰳⱁⰾⰻⱌⰰ — ⱂⰵⱃⰲⰰⱔ ⰰⰸⰱⱆⰽⰰ ⱄⰾⰰⰲⱔⱀ
Примеры зарплат и что можно было купить
Цены в СССР способны очень удивить современную молодежь, которая может судить о них только по рассказам представителей старшего поколения. В данной статье мы приведем некоторые стоимости товаров или суммы зарплат после реформы 1961 года в СССР.
Примеры заработных плат различный категорий сотрудников:
- Бухгалтер в бaнке – 120 рублей
- Учитель – 132 рубля
- Водитeль троллейбуса – 140 рублей
- Старший преподаватель (который не имел ученой степени) – 170 рублей
- Судья – 210 рублей
- Лейтeнант – 230 рублей
- Доцент (имеющий ученую степень) – 320 рублей.
Одного рубля хватило бы в то время, чтобы оплатить:
- 4 бухaнки белого хлеба (весом около килограмма)
- полноценный комплексный обед в столовой
- 33 стакана лимонада с сиропoм
- поездку автостопом на 100 километров
- 50 звонков, совершенных из телефона-автомата
- 5 стаканчиков мороженого «Пломбир» или 10 стаканчиков молочного мороженого
- 100 коробков со спичками
- 5 литров разливного молока
- 2 бутылки довольно приличного пива
- 20 пoхoдов в кино на дневной сеанс
- 8 пачек сигарет «Памир»
- в конце лета 6 килограмм арбуза или 3 килограмма дыни
- одно суточное койко-место «дикарем» на юге в курортный сезон
- 5 походов в мужскую баню или парикмахерскую
За три рубля можно было позволить себе:
- обед на одного в ресторане
- хорошую книгу
- обед на 5-6 человек в школьной или заводской столовой
- игрушку отечественного производства
- бутылку неплохого вина (например, «Крымского»)
- пачку импортных сигарет
- культпоход всей семьей в выходной день (включая перекус)
- если такая сумма была у ребенка в кармане, другие дети ему жутко завидовали
За пять рублей человек мог приобрести или оплатить:
- бутылку водки (с закуской)
- килограмм вырезки с рынка или два килограмма мяса из магазина
- поездку на такси
- килограмм хороших конфет
- почти всю квартплату на семью
Десять рублей:
- стоимость различных бытовых услуг
- сумма, которую обычно занимали до получки, о ней также уже не стыдно было напомнить человеку, одолжившему деньги
- цена дорогой технической или настольной игры (игрушки)
- цена огромной палки дорогой колбасы
Двадцать пять рублей обеспечивали человеку:
- кутеж в ресторане «по полной»
- услуги дорогой проститутки
- билет на самолет (местные авиалинии)
Пятьдесят рублей составляла:
- стоимость подросткового велосипеда
- стипендия студента-хорошиста
- маленькая пенсия
- профсоюзная путевка на 2 недели в Приэльбрусье (30 рублей)
Сто рублей:
- сумма месячной зарплаты инженера-выпускника ВУЗа (оклад в 120 рублей)
- стоимость авиабилетов в обе стороны на юг
- сумма хорошей пенсии
Далеко не все можно было найти на полках советских магазинов, даже если вы хорошо зарабатывали.
Стоимость авто в СССР по современному курсу
Для пересчета стоимости машин в СССР в современную валюту воспользуемся информацией о курсах, публикуемых ЦБ РФ:
- курс рубля на 1970 г. – 1 руб. = 0,9 $;
- стоимость рубля на июль 2019 г. – 1 руб. = 63,38 $;
- инфляция доллара с 1970 г. – 560,2% (1$ =6,6$).
Таблица 5. Стоимость советских авто по современному курсу, расчетно
Модель | Стоимость в 1970 г., | По курсу 2019 г., | ||||
В сов. руб. | В $ США | В зарплатах | В рос. руб. | В $ США | В зарплатах | |
«Волга» | 8 500 | 7 650 | 70,13 | 3 200 056 | 50 490 | 66,77 |
«Жигули» ВАЗ-2101 | 5 620 | 5 058 | 46,37 | 2 115 801 | 33 382 | 44,18 |
«Москвич» 412 | 4 936 | 4 442 | 40,73 | 1 858 291 | 29 320 | 38,77 |
«Запорожец» | 3 000 | 2 700 | 24,75 | 1 129 432 | 17 820 | 23,56 |
Если оценивать стоимость в покупательской способности, то видно, что ситуация практически не изменилась.
В 1970 г. на покупку «копейки» гражданин тратил 46,37 зарплат. В 2019 г. при средней заработной плате 47 926 руб. (данные Росстата по итогам мая 2019 г.) с учетом современного курса пришлось бы на приобретение той же машины откладывать в течение 44,18 месяцев.
Рис. 11. Vesta седан, 2019 г.
Для полноты картины посмотрим, сколько стоят современные «Лады». По данным портала lada.ru, новую машину можно купить:
- Vesta седан от 521 910 руб., или 5 962 $;
- Largus универсал от 496 710 руб., или 7 837 $;
- Granta седан от 377 910 руб., или 8 234 $.
То есть, в средних зарплатах это от 7,88 до 10,89 месяцев. Поэтому можно сделать вывод, что машины во времена СССР стоили в 4–5 раз дороже, чем в современной России.
Это интересно! Российский лимузин Aurus: как выглядит, сколько стоит
Советская реклама «Волги» ГАЗ-24, 1970 г.:
https://youtube.com/watch?v=dz8_vZJEEc8
Как жилось при Брежневе
Время правления Брежнева называют периодом застоя. В это время экономика страны стабилизировалась, были твердо установлены цены и зарплаты. Люди спокойно могли развивать собственные домашние хозяйства. Лишние продукты у селян скупала страна, причем за весьма выгодные цены. Также благотворно развивалась нефтегазовая и космическая промышленность.
Леонид Ильич Брежнев
С середины 1970 годов не голодал никто. Пусть некоторые продукты было трудно найти на рынке и на прилавках магазинов, а колбасу выдавали не больше двух палок в руки, доступных товаров было достаточно. На месячную зарплату в 110-120 рублей люди могли себе позволить 200 килограмм гречки, 100 килограмм рыбы и сахара, 200 литров молока и кефира, при большом везении могли еще получить 3 палки колбасы и пачку индийского чая.
Мнение эксперта
Раиса Григорьевна Поволжская
Бухгалтер, руководитель магазина «Московский дом книги на Арбате», торговый представитель по внешней торговле СССР со странами Западной Европы.
Во времена Брежнева уровень жизни населения значительно улучшился. Им больше не приходилось переживать, что товары исчезнут с магазинов, а цены радовали своей доступностью. Можно было неплохо прожить даже на студенческую стипендию в 50 рублей. Для трудящихся появилась возможность покупать продукцию в рассрочку или кредит, при чем кредитная ставка не превышала 2%.
Также население могло позволить себе приобрести новую жилплощадь. С конца 1970 до середины 1980 годов было построено около 1,6 миллиарда квадратных метров жилой площади. В новых просторных квартирах поселилось 162 миллиона человек.
Желанные товары 1970 годов
Конечно в 1970 годах были такие товары, которые запали в душу населению. За ними готовы были гоняться и стоять в долгих очередях. Одними из них были французские духи. Впервые импортные парфюмы в Советском Союзе появились в начале 1970 годов и моментально обрели популярность среди женщин. Тогда их стоимость была около 20 рублей, но найти в советских магазинах такие духи было крайне сложно, поэтому многое переплачивали, чтоб получить желанный флакон. Тогда на пике популярности были духи Diorissimo от Dior и Climat от Lancôme. Также можно было встретить и более дешевые импортные духи: «Пани Валевска» польского производства и болгарские «Сигнатюр».
Духи «Пани Валевска»
Еще большой популярностью пользовалась декоративная косметика, особенно импортная. Советские косметические бренды по качеству были порядком ниже чем заграничные, но импортную косметику достать было практически невозможно. Женщины могли обрести продукт мечты либо только по связям, либо обратившись к спекулянтам. Из отечественной косметики востребованным, но труднодоступным был карандаш для подводки век «Косметика» и матовая пудра «Ленинград».
А у вас дома есть вещи с 1970-х годов?
ДАНЕТ
Также в 1970 годах небывалой популярностью обладали меховые шапки, высокие сапоги-чулки, капроновые колготы. А за хорошие афганский дубленки, особенно цветные с красивыми узорами, люди с радостью готовы были отдать сумму, что равнялась нескольким месячным зарплатам. Еще были очереди на автомобили. Пробыв в очереди 5-6 лет люди могли приобрести себе новый хороший автомобиль. В то время ГАЗ-21 стоил около 5500-6000 рублей, а «Жигули» — все 8000 рублей. За время ожидания в очереди и при том уровне зарплат, такая сумма на момент совершения покупки находилась с легкостью. В крайнем случае можно было занять деньги у знакомых и родственников. Тем более одной машины на семью вполне хватало.
Зарплаты
Под конец 1970 годов уровень среднемесячной зарплаты в стране достиг 148 рублей. Так заработная плата инженера составляла 110-130 рублей, оклад врача был в размере 100-150 рублей, медсестры — 80-120 рублей, рабочие разных специализаций и квалификационных групп имели от 200 до 400 рублей, а доценту вуза в месяц платили 250-300 рублей. Заработная плата около 500 рублей была у нефтяников, металлургов и шахтеров. Маленький процент населения получал зарплату в размере 75-90 рублей.
Советские шахтеры в 1970-х годах
Цены
Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».
В соотношении с уровнем зарплат, цены на товары в 1970 годах были весьма привлекательными. За 1 рубль возможно было получить 100 спичечных коробков или 10 стаканов молочного коктейля. В то время килограмм хлеба продавался за 16 копеек, литр свежего молока – за 20 копеек, а кефир – за 30 копеек. Мясо речной рыбы стоило 40 копеек, а осетр – до 5 рублей за килограмм.
Кириллица – вторая азбука?
Несмотря на очевидность происхождения названия «кириллица» от имени Кирилл, отнюдь не он был создателем той самой азбуки, которой мы пользуемся по сей день.
Большинство ученых склоняется к тому, что кириллица была разработана уже после смерти Кирилла его учениками, в частности, Климентом Охридским.
По какой причине кириллица вытеснила глаголицу, на данный момент доподлинно не известно. По мнению одних, это произошло, поскольку глаголические буквы были слишком мудреными в написании, другие же настаивают на том, что выбор в пользу кириллицы был сделан по политическим соображениям.
Дело в том, что в конце IX века крупнейшие центры славянской письменности переместились в Болгарию, где обосновались изгнанные немецким духовенством из Моравии ученики Кирилла и Мефодия. Болгарский же царь Симеон, при правлении которого и была создана кириллица, придерживался мнения, что славянское письмо должно быть максимально приближено к греческому.
А. Муха. «Болгарский царь Симеон: основатель славянской письменности», 1923