Содержание
- 1 Процесс выявления неисправностей и их устранения
- 2 Звук издаёт именно подвеска
- 3 Рулевые наконечники
- 4 Как выглядит и какую функцию выполняет передняя подвеска?
- 5 Что делать, если стойка стабилизатора начала стучать: можно ли ездить?
- 6 Замена сайлентблоков передних рычагов ВАЗ 2110
- 7 Стук в задней подвеске
- 8 Откуда стук?
- 9 Самостоятельная диагностика подвески
Процесс выявления неисправностей и их устранения
Если застучали стойки, первым делом необходимо проверить их геометрию. Любое отклонение от нормы является признаком повреждения, и дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна до его устранения. Далее переходим к осмотру передних шарниров. Дефекты их составных элементов (сайлентблоков, пыльников и втулок), говорят о необходимости проведения срочных ремонтных мероприятий. Если диагностика выполняется на смотровой яме, необходимо чтобы помощник раскачал автомобиль. Сторонние звуки во время этого, укажут на неисправность деталей.
Проверять состояние стоек стабилизатора лучше всего при разгруженной подвеске. Для этого транспортное средство необходимо поднять с обеих сторон домкратами и зафиксировать на подставках, уперев их в раму. При этом колеса должны находиться на земле. Следует резко подергать стойки. В случае исправности элементов никакого люфта не должно возникать. Более точно оценить их состояние можно при помощи автомобильного стетоскопа, выслушав им шумы во время воздействия на стойки.
В случае поломки стоек стабилизатора, их необходимо обязательно демонтировать с автомобиля. Никаких сложных инструментов для проведения этой процедуры не потребуется, разве что не помешает специальный съемник для шаровых опор. В случае его отсутствия, проявив смекалку, можно сделать аналогичное приспособление на основе гидравлического домкрата. Не все стойки подлежат ремонту. Это определяется особенностями их конструкции.
Необходимо подчеркнуть, что восстановленные стойки стабилизатора имеют свои особенности установки. В процессе ее проведения необходимо лишь наживить гайки, после чего опустить транспортное средство. Окончательную затяжку и регулировку выполнять только в таком положении.
Большинство стабилизаторных стоек неремонтопригодны, поэтому их необходимо менять в обязательном порядке. В принципе, процесс их замены не отличается особой сложностью, и вполне выполним в условиях гаражного бокса. При этом для его проведения потребуется минимальный набор инструментов, который входит в стандартный комплект технической аптечки автомобиля. Самостоятельное выполнение технического обслуживания и ремонтных работ позволит не только сэкономить определенную сумму денег, но и досконально изучить особенности конструкции и функционирования отдельных элементов. Благодаря этому можно не бояться быть застигнутым врасплох в случае возникновения различных неисправностей.
Стойки стабилизатора или так называемые «косточки» — один из самых нагруженных и быстроизнашивающихся элементов подвески автомобиля. Виноваты в этом, по большей части, российские дороги (точнее их отсутствие), но есть и другие факторы, сильно сокращающие рабочий ресурс этих деталей. Из этой статьи вы узнаете, когда необходима замена стоек стабилизатора и как выполнить эту процедуру своими руками.
Функция стоек стабилизатора и их ресурс
Стойки выполняют роль соединительного элемента между стабилизатором и подвеской. Они гасят возникающие при повороте автомобиля нагрузки и предотвращают тем самым крен кузова. Конструктивно это металлический шток с шарнирными подвижными соединениями на концах. Шарниры сверху прикрыты пыльниками.
Если стойки стабилизатора будут повреждены, то автомобиль потеряет управляемость, его может занести или опрокинуть.
Ресурс стоек по утверждениям производителей составляет около 100 тыс. км пробега. Но для России такие цифры неактуальны. Даже самые осторожные водители ощущает первые признаки износа стоек после прохождения 50 тыс. км с момента замены, а если они некачественные, то раньше. Тянуть с установкой новых стоек нет смысла. Это опасно как для подвески машины (ее ремонт обойдется дороже замены стоек), так и для водителя с пассажирами.
Признаки неисправности стоек стабилизатора
Не заметить износ стоек достаточно сложно. Об этом будут свидетельствовать сразу несколько характерных признаков:
стук в подвеске при пересечении мелких неровностей на дороге;крен автомобиля на повороте;при торможении машины начинает раскачиваться кузов;при движении по прямой автомобиль самопроизвольно сбивается с курса.Чтобы исключить другие неисправности с такими же признаками, можно вывернуть руль в крайнее положение и монтировкой (или даже рукой) попытаться раскачать стойку. Если сделать это получится без особого труда, то нужна замена.
Звук издаёт именно подвеска
Обычно об этом можно говорить точно только после диагностики. На той стадии, когда остаётся только заменить неисправные детали. Иначе методом проб и ошибок можно двигаться до бесконечности, а потом всё же обнаружить перекатывающуюся по дну переднего вещевого ящика забытую там стеклянную бутылку, или прочие многочисленные экзотические случаи из практики ремонта.
Рычаги и шарнирные сочленения
Каждый рычаг направляющего аппарата начинается и заканчивается шарниром. Они могут быть резинометаллическими (сайлентблоки) или жёсткими (шаровые шарниры и опоры, подшипники). В результате износа стучать может любой из них.
По частоте проявления лидерство удерживают шаровые опоры. Как следует из названия, они представляют собой сферический наконечник, вращающийся в металлическом корпусе с капроновыми вкладышами. Втулки поджаты пружинами, посадка плотная, и новая деталь работает без люфтов, то есть стучать не может. По мере износа шаров и вкладышей образуется зазор, деталь получает непредусмотренную свободу, и раздаётся стук в подвеске на мелких неровностях.
Диагностика здесь состоит в приложении усилия в противоположном направлении от поджатия шарнира. Это зависит от кинематики подвески, иногда палец из корпуса надо выдвигать наружу, хотя бы при помощи монтировки, но изредка и в обратном направлении. Например, в подвеске типа МакФерсон нижняя опора работает не так, как в классической двухрычажке.
Сайлентблоки обычно скрипят, а не стучат. Но и их можно довести до такого состояния, что вся резина уже кончилась, и удары приходятся металлом о металл. Тут вполне достаточно одного взгляда, чтобы обнаружить катастрофичность ситуации, в которой часто приходится менять рычаги в сборе.
Стабилизатор
В стабилизаторе поперечной устойчивости обычно два места, где возможен износ. Это втулки крепления к кузову или подрамнику и стойки. Втулки являют собой разборный сайлентблок, в котором достаточно заменить резиновый упругий элемент. Хотя в тяжёлых случаях на самой штанге стабилизатора образуется такая выработка, что заменой втулок не обойтись, потребуется новая крупная деталь.
Стойки стабилизатора — очень слабое место на всех машинах. Нагрузки они испытывают большие, а выполнены компактно
Неважно как они устроены, на базе шаровых шарниров или с наборными резиновыми элементами, меняются узлы всегда в сборе. Усиливать их никто на заводах не собирается, детали простые, недорогие, диагностируются простым покачиванием за тягу стойки, поэтому считаются расходниками
Пружины и амортизаторы
Со стороны пружин стуки можно услышать очень редко. Обычно только в случае усталостных поломок крайних витков. Это даже не всегда бросается в глаза, но на ходу звучит громко, а осанка машины изменяется ещё заметней. Кузов как бы присаживается на одну сторону, а часто на обе, поскольку пружины любят ломаться парами. Заодно нужно заменить и подушки, на которые пружина опирается верхней и нижней сторонами.
Амортизаторы заявляют о себе гораздо чаще. Как сами по себе, так и местами своего крепления. В порядке частоты проявления можно выделить несколько источников, вызывающих стук в передней подвеске на мелких кочках:
- верхние опоры передних стоек в подвеске МакФерсон, там разрушаются подшипники и резиновые муфты;
- нижние и верхние сайлентблоки амортизаторов классической подвески на А-образных треугольных рычагах;
- внутренние поломки в самих амортизаторах.
Диагностика обычно проводится касанием руки к подозрительному месту при одновременном раскачивании передней части автомобиля. Люфты в верхних опорах, стуки внутри амортизатора или износ резиновых элементов хорошо заметны. Тем более, что всё подобное замечается не сразу, машина успевает поездить в неисправном состоянии, и звуки сопровождаются визуальными эффектами, масляным потением корпусов, выпиранием опоры из кузова выше обычного или резиновыми лохмотьями, вылезшими из обойм сайлентблоков. Стойки, как и опоры, обычно заменяются в сборе, оставлять ржавый и уставший металл нелогично, даже если он ещё пока и не сломан.
Рулевые наконечники
Наконечники рулевых тяг необходимо менять при их износе, а первый признак износа — это появления стука при перемещении автомобиля по кочкам и ямам.
Диагностику так же будем проводить на примере автомобилей ВАЗ классика, но показанные ниже методы могут подойти и для других марок автомобилей.
На автомобилях ВАЗ классика конструктивно предусмотрены внутренние и внешние наконечники рулевых тяг и все их нужно проверить.
Также важно разобраться как устроены и как работают данные элементы рулевого управления, так будет проще понимать, что вы делаете
Поддомкрачивать автомобиль и использовать монтировку нет необходимости, для диагностики используйте только свои руки.
Первое, что нужно сделать это добраться до рулевых тяг, для этого можно загнать автомобиль на эстакаду, яму или воспользоваться подъёмником, если он есть.
Обратите внимание на состояние пыльников, если они порваны, то это указывает на наконечники, как на одну из причин источника стука. Возьмитесь за тягу рулевых наконечников и с усилием, можно рывками, двигайте ее вверх и вниз при этом она не должна шататься и издавать звуков
Возьмитесь за тягу рулевых наконечников и с усилием, можно рывками, двигайте ее вверх и вниз при этом она не должна шататься и издавать звуков.
Если она откровенно болтается, то скорее всего является причиной стука в передней подвеске.
Не путайте стуки с пружинным движением, которое получается за счет вставленных в рулевой наконечник пружин (смотрите устройство выше).
На классических автомобилях ВАЗ, к примеру, модель 2106, внутренний наконечник крепиться к маятнику рулевого механизма, который тоже может люфтить, а именно, может болтаться его сошка на втулках.
Поэтому нужно двумя руками взяться за сошку и такими же движениями вверх-вниз продиагностировать маятник.
Также со стороны рулевого редуктора может быть люфт в самой паре узла, а вы будете грешить на рулевой наконечник, который сидит на сошке редуктора.
Что касается других автомобилей ВАЗ, к примеру, 2110 – 2115, то там конструкция рулевого управления на много проще, а значит диагностировать состояние наконечников рулевых тяг тоже будет проще.
Снимите, к примеру, переднее левое колесо и выверните руль вправо до упора.
Возьмитесь левой рукой за суппорт, а провой за тормозные диски. При резких движениях от себя – к себе можно увидеть есть люфт в рулевом наконечнике или нет.
Как выглядит и какую функцию выполняет передняя подвеска?
Передняя подвеска является частью шасси. Она представляет собой конструкцию из определённых деталей. Благодаря их особому скреплению между собой этот важный узел соединяет кузовную часть с колёсами, даёт автомобилю возможность передвижения. В современном авто подвеска имеет следующие составляющие:
- Направляющие приспособления (соединения и рычаги), благодаря которым колеса передают кузову силу движения.
- Упругие детали, принимающие на себя «первый удар» от неровностей дорог. Это стальные пружины, рессоры, торсионы, а также резиновые буферы в качестве дополнений к металлу.
- Амортизатор для снижения амплитуды колебаний кузова. В целях гашения нагрузки применяется принцип пневматики или гидропневматики.
- Стабилизатор, роль которого играет штанга. Она не даёт крениться машине во время поворота за счёт распределения веса по всем колесам. Устанавливают эту деталь на переднюю или заднюю ось авто.
- Опора для колеса, которая воспринимает нагрузку и передаёт её рычагам и амортизатору. На передней оси эту роль играет так называемый поворотный клак.
- Многочисленные крепёжные составляющие, удерживающие составляющие подвески и прикрепляющие её к кузову. Сюда относятся жёсткие соединения (болты) и резиново-металлические сайлентблоки, а также шаровый шарнир.
Подвески бывают передними и задними, торсионными, зависимыми или независимыми.Кузов и колеса скрепляются между собой жёстким либо упругим способом. Конструктивно подвески различаются и бывают следующих типов:
- Двухрычажная. Основной недостаток — ускоренный износ покрышек из-за незначительных поперечных движений колёс. Но благодаря такому креплению каждое колесо является независимым, что даёт преимущество машине во время езды на неровных дорогах.
- Многорычажная. Усложнённая версия двух рычажной системы, который включает в себя поворотные опоры и шаровые шарниры. У покрышек продлевается жизнь, на каждую подвеску можно прикрепить отдельные регулировочные элементы. Цена такой конструкции немалая, но обеспечивается полный контакт с дорогой и полный контроль за управлением автомобиля.
Современные версии подвесок — сложные конструкции, состоящие из гидравлических, механических, пневматических и электрических составляющих. Оснащены электронными узлами управления и обеспечивают комфортабельность и безопасность вождения автомашины.
Что делать, если стойка стабилизатора начала стучать: можно ли ездить?
Главным признаком неисправности является звук стоек, при этом наблюдается ряд дополнительных сигналов:
- постоянные крены кузова при выполнении поворотов;
- самопроизвольное изменение траектории движения транспортного средства во время езды по неровностям;
- при движении слышно как гремят шарниры стабилизатора;
- во время разгона, или при торможении ощущается расхлябанность подвески.
Если стучит стойка стабилизатора: можно ли ездить, именно этот вопрос волнует большинство автовладельцев. Еще раз подчеркнем: категорически не рекомендуется эксплуатировать транспортное средство, на котором повреждены стойки стабилизатора, поскольку подобная неисправность является причиной снижения управляемости, а это может спровоцировать серьезное ДТП. К тому же, постоянный стук подвески во время движения все время отвлекает водителя.
Выработка шарниров расположенных внутри стабилизаторных стоек является прогрессирующим дефектом, поскольку на начальной стадии неисправность ничем не проявляется, а уже далее по мере износа возникают сторонние шумы и крен кузова во время движения. Как только были замечены первые симптомы, необходимо немедленно отправляться в ближайший автосервис на диагностику состояния элементов подвески (в частности стоек стабилизатора), либо выполнить самостоятельный поиск неисправностей.
Важно! Диагностировать состояние подвески, необходимо подняв автомобиль на подъемнике, либо поддамкратив его со всех сторон, поскольку под массой транспортного средства не всегда бывает возможным обнаружение люфта шарниров. Могут ли стучать стабилизаторные стойки, находясь в исправном состоянии? Естественно – да
Причиной возникновения сторонних шумов является неправильная регулировка элементов стабилизатора, которую необходимо устранить в обязательном порядке
Могут ли стучать стабилизаторные стойки, находясь в исправном состоянии? Естественно – да. Причиной возникновения сторонних шумов является неправильная регулировка элементов стабилизатора, которую необходимо устранить в обязательном порядке.
Для проведения диагностического процесса может потребоваться помощь друга и следующий набор инструментов:
- домкрат – для подъема транспортного средства и проведения осмотра и ремонта деталей подвески. Заметим, что правила техники безопасности запрещают выполнять какие-либо работы, когда автомобиль поднят на домкрате без подстановки под его раму соответствующих опор;
- башмаки для фиксации колес;
- подставки под раму;
- неплохо было бы иметь автомобильный стетоскоп, поскольку в состоянии разгруженности подвески сторонние шумы ее элементов можно прослушать только с его помощью.
Замена сайлентблоков передних рычагов ВАЗ 2110
Разбитый
Способ заприсовки
Некоторые начинающие водители, которых достаточно много среди владельцев ВАЗ-2110, считают, что при ремонте передней подвески нужно в первую очередь обращать внимание на рычаги, балки и амортизаторы. Такие незаметные и простые детали, как резиновые сайленблоки, зачастую просто игнорируются. Тем не менее именно данные детали обеспечивают надёжное соединение между рычагами подвески
Тем не менее именно данные детали обеспечивают надёжное соединение между рычагами подвески.
Хотя сайленблоки не являются расходным материалом, резина со временем, имеет тенденцию к разрушению. Жёсткие условия эксплуатации, особенно по дорогам с некачественным покрытием, тоже влияют на эти детали. Выход из строя сайленблока может спровоцировать трение между металлическими частями подвески, и выход их из строя
Поэтому важно следить за состоянием этих резиновых деталей подвески
Диагностика сайленблоков
Для того чтобы проверить состояние сайленблоков передней балки, можно поступить двумя способами:
- Проще всего сделать диагностику подвески на СТО. Хотя некоторые недобросовестные мастера могут «обнаружить» множество неполадок, в надежде получить больше денег за ремонт.
- Опытному водителю достаточно проехать на машине несколько километров, слушая, как работает передняя подвеска, чтобы понять, в чём проблема.
Слушая работу подвески, нужно обращать внимание на следующие нюансы:
- Во время езды слышится характерный скрип резины. Данные звуки могут быть еле слышными, но их наличие чаще всего свидетельствует об износе сайленблоков. В этом случае автомобиль загоняется на яму, а резиновые детали проверяются на предмет разрывов или трещин. Если сайленблок с трещиной может ещё прослужить некоторое время, то порванная деталь должна быть заменена немедленно.
- В случае появления характерных металлических стуков в районе передней подвески, нужно как можно быстрее гнать автомобиль на смотровую яму. Как правило, это показывает на максимальный износ резиновых деталей подвески.
Перед тем, как начать процесс замены деталей подвески своими руками, нужно подготовить место и набор инструментов. В качестве места идеально подойдёт гараж с просторной смотровой ямой. Что касается инструментов, то для замены понадобится:
- Набор ключей и головок с трещоткой.
- Специальный съёмник для выпрессовки сайленблоков. Этот специфический инструмент можно или купить, или попросить у знакомых гаражных мастеров на время работы.
- ВД-40 или аналоги.
- Мыльный раствор.
Если съёмник достать не удастся, можно воспользоваться доступным оборудованием. В этом качестве может выступать подходящая по диаметру трубка с шайбами и тиски.
Процесс замены
Если замена резиновых деталей подвески для автовладельца в новинку, сразу может показаться, что это очень трудоёмкая и сложная процедура. Часто на этапе осмотра неопытные владельцы ВАЗ-2110 решают, что самостоятельно у них ничего не получится. На самом деле, процесс замены достаточно простой. Если сделать это однократно, в дальнейшем менять любые сайленблоки будет легко и просто.
Замена происходить по следующему алгоритму:
-
Сначала нужно поднять переднее колесо с помощью домкрата. Домкрат желательно брать гидравлический, а под задние колёса с двух сторон подкладываются противооткатные фиксаторы. Домкрат желательно продублировать подпоркой. Так машина точно не соскочит и не придавит своего владельца.
Снимаем колесо.
- Далее нужно открутить и снять колесо.
- В этот момент можно проверить и сайленблоки, которые находятся в рычагах. Если они болтаются, то нужно заменить и их.
-
Выбивается передняя опора. Перед этим следует открутить гайку, которая удерживает её. Удар должен быть меткий, но не сильный.
Откручиваем гайку сабли.
-
После этого можно снимать верхний рычаг. Для этого нужно открутить болт.
Сняв саблю, получаем свободный доступ к самому сайлентблоку.
-
После этих процедур можно выбивать сами сайленблоки. Для этого используется зубило и молоток. Как правило, выбиваются они легко, но в редких случаях нужно использовать WD-40.
Выбить детали будет проще, если их подрезать.
-
Теперь нужно установить новую деталь. Для этого понадобится инструмент для запрессовки. Для того чтобы этот процесс прошёл без проблем, рекомендуется зачистить гнездо от ржавчины, и смазать его и деталь мыльным раствором.
Перед запрессовкой обильно смазываем детали мыльным раствором.
Проверка
После окончания работ не должно быть люфтов, иначе подвеска доставит немало проблем в будущем. Потом всё собирается в обратной последовательности.
Стук в задней подвеске
Диагностика задней подвески проводится быстрее, поскольку ее конструкция проще. Причин стука может быть несколько — изношенные втулки реактивных тяг (если они есть), отпущенные болты крепления колеса, отпущенное или поломанное крепление выхлопной трубы, сломанный виток пружины подвески, ослабление крепления кронштейна крепления коротких реактивных штанг, клапан отдачи в амортизаторе, втулки задних амортизаторов, отпущенная полуось, распорная планка колодок. Также причиной неизвестных звуков могут причины, не связанные непосредственно с подвеской. Например, предметы в багажнике, открутившаяся “запаска” и так далее.
Также рекомендуется проверить крепление выхлопной трубы и ее общее состояние. Ведь прогоревший глушитель издает посторонние звуки, которые автолюбитель может принять за стук в задней подвеске. Кроме этого, необходимо проверить все элементы крепления трубы. Если она закреплена ненадежно, то на неровной дороге может издавать мелкий и глухой стук, который водитель может принять за проблемы с подвеской.
При самостоятельной диагностике необходимо проверить следующие узлы (некоторые из них могут отсутствовать на некоторых моделях автомобилей):
Проверка подвески
- направляющая конструкция задней подвески;
- рычаги (поперечный, продольный);
- стабилизатор поперечной устойчивости;
- задние амортизаторы;
- амортизационные пружины;
- чашки и кронштейны крепления амортизатора;
- резиновые втулки;
- балка задней оси;
- буфер сжатия;
- подшипники.
Диагностика направляющей конструкции
В процессе выполнения диагностики необходимо выполнить следующие действия:
- Проверить усилие и состояние балки, а также рычагов (при их наличии). Удостовериться в отсутствии деформации на этих деталях.
- Проверить шарниры. На них могут появиться трещины в силу износа. Это также приводит к деформации.
Стоит проверить резьбовые соединения фланцев в местах их крепления. В зависимости от марки и модели машины их можно отремонтировать или придется покупать и устанавливать новые. Выполнять перечисленные работы необходимо в автосервисе или в гараже со смотровой ямой.
Диагностика пружин подвески
Несмотря на то, что сталь, из которой сделаны пружины, отличается крепостью, со временем они могут выйти из строя. Их отдельные витки ломаются, поэтому пружина перестает нормально работать. Для ее диагностики пружины достаточно провести визуальный осмотр
При этом стоит обратить внимание на отсутствие дефектов на витках пружины, а также целостность резиновых вкладок, которые находятся в местах их установки. При выходе пружины из строя ее необходимо заменить, она не подлежит ремонту
Задние амортизаторы
Пыльники амортизатора б/у
Как и в случае с передними амортизаторами, необходимо провести диагностику пыльников. В случае необходимости заменить их
При осмотре амортизатора также стоит обратить внимание на отсутствие течи масла из его корпуса. Если амортизатор разборной, имеет смысл демонтировать его и разобрать, чтобы убедиться в исправности внутренних элементов. При этом стоит проверить находящиеся внутри резиновые втулки, которые часто выходят из строя
При этом стоит проверить находящиеся внутри резиновые втулки, которые часто выходят из строя.
Дополнительные причины
Если вы проверили перечисленные выше части, а стук сзади все же остался, стоит обратить внимание на следующие вещи:
- Тормозной суппорт. Здесь поступают, как и в случае с передней подвеской. При его перекосе суппорт будет издавать громкий звук, поэтому диагностика этой неисправности не составляет труда.
- Подшипник ступицы. Нужно поддомкратить машину полностью или только то колесо, которое вы хотите проверить. При свободном вращении подшипник не должен издавать шумов, стуков или скрипов. При проверке возможно затирание о диск тормозной колодки, звук которого очень похож на скрип. Поэтому при диагностике будьте внимательны.
Откуда стук?
Чтобы не допустить серьёзных поломок, нужно время от времени осматривать автомобиль. И, конечно же, прислушиваться к звукам, которые издают различные элементы машины во время движения. Равномерные постукивания, скрип и вибрация со стороны багажника — верный признак того, что пора заглянуть на СТО.
Причина № 1: неисправность крепежа стоек
Один из самых распространённых поводов для визита в автосервис. Диагностируется относительно просто
Главное — вовремя обратить внимание на сигналы, которые подаёт задняя подвеска, и найти хорошего мастера
Чаще всего проблема заключается в повреждении верхнего или нижнего крепления. Чтобы удостовериться в этом, нужно загнать машину на яму, раскачать её и дотронуться рукой до крепежных элементов стойки. Если они ощутимо вибрируют, значит, пора проверить деталь на наличие дефектов.
Снять и перебрать стойки. При необходимости снять повреждённые элементы. Если отреставрировать узел не получается, заменить его целиком.
Причина № 2: износ сайлент-блоков, амортизаторов и рычагов
Выйти из строя могут не только стойки, но и конструкционные элементы балки. Случается это, как правило, из-за износа или механических повреждений. Чтобы оценить состояние сайлент-блоков или рычагов, нужно завести автомобиль на яму, перевести КПП на одну из передач и осмотреть подвеску. В случае возникновения затруднений во время диагностики машину можно немного раскачать.
Затянуть расшатанные крепления рычагов и устранить зазоры. При выявлении трещин или деформации — заменить повреждённые элементы (втулки, пружины и т. д.) на новые.
Причина № 3: люфт тормозных суппортов
Чаще всего встречается на автомобилях бюджетного класса. В процессе эксплуатации дисковых тормозов в конструкции часто образуются люфты, которые влияют как на степень износа деталей, так и на безопасность водителя и пассажиров во время езды.
Чтобы выявить неисправность, подёргайте суппорт руками. Возможно, стук возникает из-за того, что механизм шатается и ударяется об диск при движении. Для более точного определения причин неисправности необходимо снять колесо и тщательно осмотреть тормозной узел.
Разобрать суппорт и заменить повреждённые модули. Если опыта ремонта тормозной системы у вас нет, лучше обратиться за помощью в сервисный центр, аккредитованный производителем.
Причина № 4: расшатанные колёсные болты
Стук во время движения может возникать и из-за слабой протяжки колёсных болтов, если до этого вы меняли резину на СТО с сомнительной репутацией. Обычно посторонние звуки возникают при пересечении небольших препятствий (дорожные неровности, колеи, «лежачие полицейские» и т. д.). И чем раньше вы устраните эту неисправность, тем меньше вероятность того, что дело закончится серьёзной аварией и разбитым автомобилем.
Как можно скорее затянуть болты. И в будущем менять резину только в тех сервисных центрах, которые успели хорошо себя зарекомендовать.
Причина № 5: повреждения кузова
Иногда неприятный стук в районе задней подвески связан с дефектами кузова автомобиля. Вылетевшими заклепками, потерянными крепёжными болтами, разорванными сварными швами и т. д. Чтобы удостовериться в том, что стучит именно кузов, а не ходовая, нужно снять салонные элементы и тщательно осмотреть машину со всех сторон.
Решение очевидно: зачистить ржавчину, затянуть болты, поставить новые заклёпки. И, конечно же, как следует проварить швы.
Причина № 6: обрыв крепления глушителя
Не заметить, что глушитель сорвался с резинок и бьётся об днище автомобиля или топливный бак, довольно сложно. Убедиться в том, что причиной треска и вибрации является именно выхлопная труба, поможет осмотр подвески на яме или подъёмнике.
Закрепить или заменить глушитель. Если это возможно, увеличить дорожный просвет, чтобы избежать аналогичных повреждений.
Причина № 7: мусор в багажнике и незафиксированная запаска
Как ни странно, время от времени источником стуков и скрежета является багажник. А точнее, то, что в нём хранится. Некоторые водители забывают там отслужившие свой срок детали, старые ключи, садовые инструменты и многое другое. Не менее часто постукивания прекращаются, если просто правильно закрепить запасное колесо.
Самостоятельная диагностика подвески
Прежде чем обращаться в специализированные организации, мы всё же советуем осмотреть подвеску вашего автомобиля самостоятельно. Во-первых, это увеличит вашу компетентность в вопросах технического обслуживания автомобиля, а значит, вы сможете чаще решать экстренные проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью к друзьям, знакомым или профессиональным рабочим. Во-вторых, это расширит границы понимания вами возникшей проблемы и вы сможете как более доступно рассказать о вашей неприятности рабочему, если вам всё-таки придётся к нему обратиться, так и понять всё, что говорит вам он. Это полезно, так как зачастую работники обслуживающих центров заведомо завышают цену на услуги, надеясь на малое понимание вопроса клиентом. И в-третьих, самостоятельная диагностика позволит сэкономить на проведении этой услуги в профессиональных организациях. Возможно, неисправность там вовсе не значительная, вам не придётся платить лишние деньги за осмотр и ремонт.
Вот эти действия нужно совершить для диагностики в домашних условиях:
Аккуратно извлеките амортизаторы и сопутствующие детали из машины.
Тщательно осмотрите автомобильную подвеску на предмет поломок, деформаций и других дефектов.
Необходимо обратить внимание и на другие детали подвески: болты и гайки, сайлентблоки, стойки, подшипники, резиновые уплотнители, различные рычаги.
Отдельного внимания заслуживают уплотнители — они должны быть целыми, без царапин, разрывов или сколов. Если обнаружился надрыв или скол, то, скорее всего, причина стука была именно в этом
Тогда следует поменять уплотнители на новые и после этого, вероятнее всего, проблема решится.
Рассмотрите сами амортизаторы, так как причиной стука могут служить и они. Попробуйте проверить работоспособность амортизатора. Для этого необходимо создать модель его движения — «пошевелить» им вверх-вниз поступательными движениями. Можно считать, что амортизатор работает нормально, если вверх он идёт тяжелее, чем вниз. В противном случае этот элемент подвески автомобиля считают неисправным. Причины неработоспособности амортизатора могут быть самыми разнообразными: недостаток жидкости, поломка какой-либо детали, износ составных частей и даже просто загрязнение. Некоторые их этих проблем поддаются самостоятельному устранению, а за решением других, например, износа составных частей, придётся обращаться в профессиональный сервис.
Подобная несложная процедура позволяет понять, нужен ли серьёзный ремонт вашей подвеске или будет достаточно подтянуть пару болтов и поменять пару недорогих деталей. Если же неисправность всё же обнаружилась, то, вне зависимости от её серьёзности, необходимо постараться сразу её устранить. Поломки в деталях подвески могут привести к очень серьёзным аварийным ситуациям на дороге, так как из-за этого резко снижается управляемость автомобиля, а значит, избежать аварийной ситуации будет гораздо сложнее.