Содержание
- 1 Срок хранения и годности сухозаряженного аккумулятора
- 2 Что заливать
- 3 Сухозаряженный аккумулятор: что это такое, зачем они производятся и сколько стоят
- 4 Как вскрыть крышку батари
- 5 Критерии выбора сухозаряженного аккумулятора?
- 6 Виды, состав и особенности
- 7 Что такое сухозаряженный аккумулятор и как его эксплуатировать?
- 8 Какой срок годности, и как он определяется?
- 9 Зачем необходим и как его определить?
- 10 Сухозаряженный аккумулятор
- 11 Сухозаряженный аккумулятор: ввод в эксплуатацию
- 12 Как выбрать подходящий электролит?
Срок хранения и годности сухозаряженного аккумулятора
Популярность этого вида источников питания связана с тем, что в банках отсутствует электролит, а значит, нет химической реакции. Свинцовые пластины герметично закрыты, на них не воздействуют влага и воздух. Поэтому срок хранения сухозаряженного источника питания для авто в заводском состоянии может достигать 40 лет. Несмотря на продолжительный срок хранения, срок годности сухозаряженной АКБ равен примерно 7 годам. Дело в том, что химический процесс в сухих батареях хоть и значительно замедлен, но все равно протекает. Поэтому после длительного хранения (30—40 лет), возможно, пластины будут в нерабочем состоянии.
Храниться батарея должна в вертикальном положении без прямые солнечные лучи. Также следует проследить за тем, чтобы пробки батареи были закрыты.
Что заливать
Мы уже разобрались, что эти специфические устройства для авто, удобные во многих отношениях, нельзя сразу эксплуатировать из-за отсутствия в них жидкообразного наполнителя. А что можно и нужно заливать в аккумулятор сухозаряженного вида, чтобы привести его в работоспособное состояние?
Как уже упоминалось выше, данный вид батарей, с точки зрения конструкции и принципа действия, ничуть не отличается от привычных всем свинцово-кислотных. Следовательно, и заполнять его нужно точно так же электролитом.
Электролитный раствор в готовом виде продаётся в торговых сетях
Важно определиться с необходимым объёмом, который зависит от ёмкости АКБ: чем она выше, тем больше потребуется жидкости
Также раствор можно приготовить самостоятельно даже в домашних условиях, имея в наличии концентрированную серную кислоту и дистиллированную воду. Электролит – это не что иное, как растворённая в воде кислота, но в строго определённой пропорции.
Дистиллированная вода же проходит специальную очистку и полностью лишена сторонних включений.
Правила подготовки электролита своими силами:
- Любые манипуляции с кислотой требуют принятия определённых мер безопасности, позволяющих избежать травм: подготовьте перчатки, ёмкость с чистой водой, маску для защиты органов дыхания.
- Готовить раствор следует в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе, чтобы не надышаться вредными для организма человека парами.
- Вооружитесь таблицей, которая наглядно показывает требуемое количество каждого компонента, для получения электролитного раствора нужной плотности.
- Запаситесь ёмкостью, устойчивой к кислотному воздействию, и приспособлением для перемешивания жидкости, нейтральным к химически активному реагенту.
- Сначала заливаем необходимое количество дистиллированной воды, а затем постепенно вливаем кислоту, регулярно перемешивая содержимое ёмкости.
- По окончании смешивания необходимо при помощи ареометра измерить плотность получившегося раствора. Если её значение оказалось выше требуемого, добавьте воды, если ниже – кислоты.
- Оставьте приготовленный раствор на 12 часов для отстаивания.
- Вновь убедитесь в соответствии полученного значения плотности с требуемой величиной: если всё в норме, то жидкая среда готова для заливки в банки аккумуляторной батареи.
Как правильно заливать электролит
Чем заправлять сухие аккумуляторы для авто, разобрались, теперь рассмотрим, как это правильно сделать:
Избавляемся от упаковки и герметичных элементов на корпусе.
Откручиваем пробки и тщательно очищаем отверстия и полости от наличия посторонних включений.
Аккуратно заливаем электролит в каждую банку по очереди до верхней отметки на корпусе или до тех пор, пока пластины не скроются под слоем жидкости, соблюдая меры предосторожности.
Оставляем заполненную жидкостью батарею на несколько часов в покое – раствор должен пропитать пластины.
Спустя три-четыре часа замеряем уровень электролита в каждой банке: если он ниже нормы, то производим доливку.
Измеряем напряжение на клеммах АКБ и в каждой банке отдельно с целью определения необходимости подзарядки устройства перед установкой на транспортное средство.
Сухозаряженный аккумулятор: что это такое, зачем они производятся и сколько стоят
Этот вид АКБ получил своё название благодаря отсутствию электролита в банках на момент окончания изготовления. Производство сухозаряженных батарей предполагает, что свинцовые пластины заряжены, а само изделие герметично закрыто в заводских условиях. Цена такого источника питания — от 1500 рублей.
Что заливать в сухой аккумулятор? Так как сухозаряженный аккумулятор является обычной свинцово-кислотной батареей, заправлять его следует электролитом. Последний можно, как приобрести в готовом виде в магазине, так и приготовить самостоятельно из кислоты и дистиллированной воды.
Cухозаряженные батареи выпускаются для того, чтобы у владельца была возможность долгосрочного хранения АКБ перед ее первым использованием, например, при складском хранении. Благодаря низкой скорости протекания химических процессов аккумуляторы без электролита практически не подвержены саморазряду. Это позволяет хранить из невероятно долго.
Как вскрыть крышку батари
Обслуживаемые батареи имеют пробки для ревизии банок. Добраться к содержимому необслуживаемого аккумулятора сложнее. Пробок не предусмотрено, и монолитная крышка представляет собой лабиринт для улавливания и конденсирования паров. Нарушение ходов лабиринта снизит эффективность системы. Поэтому перед тем как открыть крышку батареи, требуется взвесить все за и против.
Внимание! Перед вскрытием и проверкой аккумулятора, его обязательно нужно зарядить! Плотность электролита на разряженной батарее значительно ниже!
Вот несколько вариантов, как добраться до электролита:
- В АКБ есть глазок с поплавком. Поддев стеклышко, мы получаем доступ к одной банке батареи. Измерение плотности электролита в одной банке не дают полной картины.
- Снять крышку батареи. Верхняя часть срезается или силой срывается, так как она припаяна. После обслуживания батареи главная сложность — приклеить крышку на место. По возможности, следует избегать этого способа.
- Сверление отверстий — самый доступный способ того, как вскрыть АКБ.
Самый оптимальный метод — сверление отверстий. Для большей части процедур этого достаточно, через них можно залить электролит, проверить его уровень и плотность.
- Центры должны совпадать с отливками под заводские заливные пробки. Сняв наклейки, контуры легко просматриваются.
- Сверлить лучше в несколько этапов, чтобы стружка не попала внутрь. Первое сверло – 3-4 мм. Просверлив все отверстия, можно тонким щупом проверить уровень электролита. Если на этом проверка закончится, мелкие отверстия можно залить горячим клеем или силиконом.
- Второе сверло — 12 мм. Через такое отверстие можно воспользоваться ареометром.
Чтобы заглушить отверстия, можно воспользоваться пластиковыми пробками от лекарственных средств — пустырник, мята перечная, валерьянка. Пробки должны стать плотно, заготовить их нужно еще до сверления. При установке пробки можно посадить на клей, тогда с высокой долей вероятности свойства крышки-лабиринта сохранятся. Просто вставив пробки, мы получаем простой необслуживаемый аккумулятор. К банкам добраться значительно проще, но делать это придется довольно часто — электролит будет требовать постоянной доливки.
Критерии выбора сухозаряженного аккумулятора?
Мы рады Вам представить 7 основных критериев, по которым следует делать правильный выбор сухозаряженного аккумулятора:
1. Не торопитесь, изучите рынок сбыта аккумуляторных батарей, который ориентирован на Ваш регион;
2. Перед приобретением аккумулятора учитывайте основные характеристики электрического оборудования Вашего автомобиля (тип двигателя, его объём, есть ли кондиционер и т.д.);
3. Изучите спецификацию аккумулятора, который предназначается именно для марки и модели Вашего автомобиля. Её можно найти в мануале к автомобилю;
4. Выберите величину ёмкости устройства. Она должна быть не меньше той, что в старом аккумуляторе, но и недолжна превышать её на 5%;
5. Определитесь с количеством финансов, которые Вы готовы потратить на новый сухозаряженный аккумулятор. В зависимости от этого выбираем класс устройства;
6. Выясняем подлинность марки-производителя аккумуляторной батареи, не подделка ли перед нами. Осмотрите корпус, маркировку и проверьте наличие единого канала полостей газоотводов, предотвращающих взрыв устройства во время эксплуатации;
7. Изучаем технический паспорт выбранной модели аккумулятора, сравниваем еще раз все показатели и делаем покупку.
Напоследок отметим, что перед установкой аккумулятора на своё место в подкапотном пространстве, нужно проверить правильность цепи зарядки и уровень напряжения, который наблюдается в бортовой сети Вашего автомобиля.
Всё дело в том, что показатели напряжения, которые сильно отклонены от нормы, пагубно влияют на эксплуатационный период агрегата, снижая его в разы. Так что проверяйте, устанавливайте устройство на свой автомобиль и пусть Ваш путь всегда будет лёгок!
P.S. И напоследок приведём Вам перечень наиболее лучших марок-производителей аккумуляторных батарей: MUTLU, Medalist, SZNAJDER, MULTI, TITAN, COBAT, Bosch, или Varta. В данном случае экономия будет неуместной, ведь качественный аппарат прослужит гораздо дольше и исправно послужит.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?
Каждый элемент автомобиля нуждается во внимательном уходе, а если речь идет об эксплуатации машины в зимний период, то особого к себе отношения требует АКБ.
На морозе ее ресурс значительно сокращается. Чтобы быть готовым в любом момент заменить вышедший из строя источник электроэнергии и отправиться в путь, держите у себя на полке сухозаряженный аккумулятор. Это самый долговечный и дешевый питающий элемент.
Виды, состав и особенности
На данный момент различают три вида электролитов для аккумуляторов, для щелочных аккумуляторов — щелочной, а для кислотных — кислотный, но так же выделяют и корректирующий электролит, необходимый при обслуживании батарей.
Как определить кислотный аккумулятор или щелочной? Проще всего это сделать по маркировке корпуса и по материалу, из которого он сделан. Корпус кислотных АКБ всегда изготавливается из специального пластика, тогда как щелочные батареи могут быть сделаны из металла. Так же можно определить протестировав каплю электролита из аккумулятора: кислотный электролит вступит в реакцию с содой или мелом.
Кислотный
Представляет собой смесь серной кислоты, составляющей тридцать пять процентов всего состава, и дистиллированной воды, которая занимает оставшиеся шестьдесят пять.
Данный состав в аккумуляторе находится в емкости со свинцовыми пластинами, при контакте этих элементов и происходит выработка тока.
Преимущества кислотного электролита:
- Высокий уровень КПД
- Слабая потеря заряда при бездействии
- Выдача высокого стартового тока
- Невысокая стоимость
Недостатки:
- Чувствительность к перепадам температур
- Неэкологичность
- Необходимость регулярного контроля плотности состава
Следует отметить, что кислотный электролит используется в большинстве моделей аккумуляторных батарей для автомобилей, так как только он способен давать достаточное количество тока для запуска двигателя. При этом аккумуляторы, изготовленные с использованием данного раствора, делятся на две группы:
- Обслуживаемые
- Необслуживаемые
Первый вид обеспечивает легкий доступ к содержимому банок. В них можно замерять плотность электролита, при необходимости заливать дистиллированную воду и электролит, просто открутив крышки с банок.
В случае с необслуживаемыми моделями провести подобные действия также возможно, однако для этого нужно самостоятельно вскрыть устройство, провести нужные действия, а затем герметично их закрыть. В подобных случаях могут быть использованы дрель и сварочный аппарат.
Проводить замену электролита в необслуживаемых моделях стоит только в тех случаях, когда их гарантийный срок истек. Часто это производится исключительно для получения опыта проведения подобных операций.
Щелочной
Щелочной электролит состоит из гидроокиси калия, натрия, лития или всех этих составляющих в комплексе, разведенных в воде.
К достоинствам данного вида относятся:
- Длительный период службы
- Способность сохранять свойства при значительных перепадах температуры
- Гораздо меньшее выделение вредных газов в атмосферу
- Способность выдерживать встряски
- Неприхотливость в обслуживании
Недостатки:
- Меньшая величина электродвижущей силы по сравнению с кислотными
- Отсутствие способности подачи стартового тока для запуска двигателя
- Более высокая стоимость
Несмотря на долгий срок службы, неприхотливость и другие преимущества применение данного вида электролита в автомобильной промышленности ограничено. Виной тому неспособность выработки достаточного уровня стартового тока, необходимого для запуска двигателя. К минусам также относятся их внушительные габариты.
Это интересно: Как самостоятельно починить автомобильный аккумулятор
Однако устройства на щелочном электролите успешно применяются в обеспечении током тяговых и локомотивных составов.
Корректирующий
Данный электролит является специальным составом с высоким содержанием активных веществ, используемый для повышения плотности электролита аккумулятора. Он предназначен для повышения концентрации активных веществ в батарее.
В продаже можно встретить следующие виды корректирующего электролита:
- Твердый калиево-литиевый
- Жидкий калиево-литиевый с различной плотностью
- Жидкий кислотный
Корректирующий электролит можно изготовить самостоятельно, имея под рукой необходимые для этого составы, однако зачастую его проще купить, так как стоимость его более чем доступна.
Как пользоваться корректирующим электролитом:
- Удалить из банок немного электролита
- Долить в них такое же количество корректирующей жидкости
- Установить АКБ на заряд номинальным током для запуска процесса смешивания полученного состава на полчаса
- Оставить батарею на остывание на пару часов
- Произвести замер плотности и при необходимости отрегулировать его снова
При повторной коррекции количество заменяемого электролита следует уменьшить.
Что такое сухозаряженный аккумулятор и как его эксплуатировать?
Известно, что свинцово-кислотные батареи для автомобилей поступают на полки автомобильных магазинов либо заправленные электролитом, либо сухозаряженные. Главным преимуществом сухозаряженных аккумуляторных батарей заключается в длительном хранении без ущерба для его физических свойств, но перед тем как аккумулятор вставлять на его место под капот, его необходимо привести в рабочее состояние.
Сухозаряженный аккумулятор — это такой аккумулятор, с отформованными и заряженными во время производства пластинами, но в продажу он отправляется незаполненным электролитом. После того как такой аккумулятор был собран на заводе, его герметично запечатывают пробками во избежание попадания в него влаги и воздуха. Ещё одним плюсом сухозаряженных аккумуляторных батарей является срок их хранения, ведь в таком не заполненном виде их можно содержать 5 лет и причём очень удобно осуществлять транспортировку.
Как Вы уже поняли, такой тип аккумуляторов не готов к эксплуатации сразу же после приобретения. Для того, чтобы аккумулятор сухозаряженного типа привести в эксплуатационное состояние, необходимо проделать некоторые манипуляции.
В первую очередь надо иметь при себе кислотный электролит. Для автомобильных аккумуляторных батарей кислотный электролит – это растворённая в воде серная кислота с плотностью в 1,27 г/см3. Кислотный электролит можно как самостоятельно приготовить, так и купить, что несомненно проще.
Электролит заготовить необходимо в большем объёме, чем есть в самой батареи. Во время работы может потребоваться ещё и дистиллированная вода. Во-вторых, Вам понадобиться ареометр для аккумулятора, чтобы проверять плотность кислотного электролита.
В-третьих, также «вооружитесь» специальной нагрузочной вилкой или вольтметром. Нагрузочной вилкой Вы будете измерять напряжение аккумуляторной батареи с нагрузкой и без неё. И в последнюю уже очередь Вам нужно будет зарядное аккумуляторное устройство.
Теперь приступаем к подготовке сухозаряженного аккумулятора к эксплуатационному состоянию.
Перед заправкой аккумулятора электролитом, его необходимо разгерметизировать. Для этого выньте герметизирующие диски из-под пробок, заглушки по бокам крышки батареи или срежьте приливы на пробках. Заполните аккумуляторную батарею электролитом, соблюдая все меры безопасности.
Заливаемый электролит должен быть в температурных рамках от 15 до 30 градусов по Цельсию. Заливаем электролит до максимальной отметки. Если же такие отметки отсутствуют, тогда ориентируйтесь на то, чтобы пластины были погружены в серный раствор на 2 сантиметра.
После заливки электролита в аккумуляторную батарею, ее надо оставить на два часа. За это время пластины пропитаются электролитом.
Пластины должны пропитаться электролитом около двух часов, после необходимо долить электролит до первоначального уровня. После замерьте напряжение аккумуляторной батареи вольтметром или нагрузочной вилкой без нагрузки. Отталкиваясь от показаний вольтметра, Вы уже решите, что далее делать с аккумулятором: заряжать или нет.
Если напряжение аккумулятора уже пропитанного электролитом будет не меньше или даже больше 12,5 Вольт, значит батарея уже готова к эксплуатации.
Если напряжение меньше 12,5, но выше 10,5, следовательно его необходимо подзарядить. А если напряжение меньше 10,5 Вольт, то вероятно, что аккумулятор а негодном состоянии. В том случае, когда аккумулятор готов к эксплуатации, заверните обратно пробки, протрите корпус и очистить клеммы, а затем уже ставьте на свой автомобиль.
Если аккумулятору необходима зарядка, тогда внимательно прочтите далее, как это делать:
1. Соедините зарядное устройство с аккумулятором, соблюдая полярность.
2. Включите зарядное устройство.
3. Отрегулируйте ток заряда, установив его на 10% ёмкости заряжаемой батареи.
4. Заряжайте его на протяжении 5-ти часов.
5. Если по происшествии отведённого времени, аккумулятор полностью не зарядился, тогда снизьте в половину заряд и заряжайте ещё 4 часа.
Понять, что аккумулятор зарядился можно по следующим признакам:
Какой срок годности, и как он определяется?
Срок эксплуатации аккумуляторной батареи машины – это период времени, когда производитель гарантирует абсолютную безопасность работы.
Так как по факту он начинается с момента производства, то лучше всего, если автолюбитель начинает использовать АКБ не позднее полугода со дня выпуска.
Эта рекомендация связана с тем, что любой аккумулятор в течение длительного простоя разряжается.
Если же АКБ принадлежит к свинцово-кислотной разновидности батарей, то такие устройства обладают «памятью».
Это значит, что чем дольше аккумулятор не используется, тем меньше становится максимальный уровень его заряда. Соответственно чем ближе дата выпуска аккумулятора, тем выгоднее его приобретать.
Все производители обязаны указывать дату изготовления АКБ. Чаще всего, она указывается на упаковке или на самом изделии. Маркировка представляет собой цифровой код, который в некоторых случаях содержит буквы, поэтому следует уточнять расшифровку у продавца.
К примеру, на упаковке написан следующий код: 18С25А3. В данном случае дата – это первые пять символов. 18 – год, С – месяц (март) и 25 – число производства.
Зачем необходим и как его определить?
По своей сути срок годности аккумуляторной батареи показывает период безопасного использования, в течение которого он должен бесперебойно работать. По факту аккумулятор начинает работать с момента изготовления.
Оптимальным вариантом является начало его полноценного использования не более, чем через полгода с даты выпуска.
Все производители указывают дату изготовления на упаковке, но сами маркировки с кодом даты производства могут значительно отличаться друг от друга.
В таком случае лучше заранее уточнить у продавца значение маркировки на аккумуляторе. Например, в маркировке вида 12B01E1 первые 5 знаков показывают дату производства, где 12 – год, B – второй месяц года (февраль), 01 – число месяца.
Сухозаряженный аккумулятор
Привычные для нас батареи поступают на прилавки в заряженном состоянии: электролитический раствор (серная кислота) уже залит в пластиковую емкость с находящимися внутри свинцовыми пластинами.
Сухозаряженные же батареи поступают на рынок пустыми. Они имеют в своем составе пластиковую оболочку с помещенным внутрь свинцовым реагентом, но в них нет кислотного раствора. Такое решение наделяет источник электроэнергии некоторыми преимуществами, главное из которых – возможность длительного хранения.
Но прежде чем установить сухозаряженный аккумулятор в автомобиль, необходимо привести его в рабочее состояние. Для этого необходимо всегда иметь под рукой кислотный раствор и знать определенные правила ввода батареи в эксплуатацию.
Сухозаряженный аккумулятор: ввод в эксплуатацию
Сухозаряженные аккумуляторы нельзя установить на транспортное средство сразу после покупки. Этот фактор зачастую заставляет автовладельцев сделать выбор в пользу привычных батарей. Однако начало эксплуатации сухозаряженного аккумулятора не столь проблематично, как кажется. Перед выполнением работ необходимо подготовить все инструменты: электролит, ареометр, вольтметр и зарядное устройство.
Что заливать в сухой аккумулятор
Перед установкой сухозаряженного аккумулятора в него надо залить электролит плотностью 1,27-1,28 г/см куб. Можно приобрести готовый раствор или смешать его самостоятельно.
Внимание! Если вы решили развести электролит сами, то воспользуйтесь средствами индивидуальной защиты — перчатками, маской. Серная кислота, которую надо разбавить водой, является сильным химическим веществом
Защита нужна, чтобы избежать вредного воздействия паров и не допустить получение ожогов от кислоты.
Как заправить сухозаряженный аккумулятор
Заправлять эту батарею рекомендуется при комнатной температуре и в соответствии со строгим соблюдением последовательности:
Разгерметизируйте АКБ. В зависимости от конструкции надо вынуть специальные прокладки под пробками, боковые заглушки на крышке батареи или приливы на пробках
Обратите внимание: на некоторых источниках питания предварительно рекомендуется прорезать крышки, чтобы вышли пары.
Залейте в сухозаряженный аккумулятор электролит до требуемого уровня. Если есть метки, ориентируйтесь на них
В случае их отсутствия определите уровень самостоятельно — раствор должен закрывать пластины на 2 сантиметра.
Оставьте автомобильный аккумулятор на некоторое время (2—3 часа). Оно необходимо для того, чтобы началась химическая реакция между свинцовыми пластинами и электролитом. Внимание! Уровень кислотного раствора может несколько уменьшиться. В таком случае его необходимо долить.
Измерьте плотность электролита с помощью ареометра. Показатели не должны быть ниже 1,27 г/см куб. Более низкая концентрация кислоты требует подзарядки аккумулятора до указанного значения.
Проверьте напряжение вольтметром. Полная зарядка батареи будет при 12,7 вольтах.
Таблица 1. Показания плотности электролита и напряжения батареи в зависимости от степени её заряженности.
Ниже представлены примерный объём электролита для разных аккумуляторных батарей разной емкости.
Ёмкость АКБ, А/ч | Количество электролита, л |
55 | 2,5 |
60 | 3,0 |
75 | 4,0 |
90 | 4,8 |
190 | от 10 |
Таблица 2. Количество электролита в аккумуляторной батарее в зависимости от емкости А/ч.
Как выбрать подходящий электролит?
Электролит — главный компонент автомобильной аккумуляторной батареи. Он представляет собой химический раствор основного средства и воды. Благодаря ему батарея накапливает электрический ток, затем отдаёт его в бортовую систему автомобиля.
Электролит бывает разным, его тип зависит от используемой основы:
- кислотный состав электролита — представляет собой смесь дистиллята с серной кислотой и является самым распространённым вариантом, так как стоит дешевле и способен держать ток большой величины;
- щёлочный — малораспространённый вариант, так как не выдаёт стартовый ток больший величины, зато очень долговечен и надёжен;
- гелевый или связанный кислотный — новый вариант, пока что не получивший широкое распространение.
Выбор электролита обусловлен также климатическими условиями эксплуатации:
- в жарких и сухих районах лучше использовать батареи со сниженной плотностью электролита — не более 1.23-1.24 г/см3;
- в холодных и влажных районах плотность должна быть в пределах 1.27-1.28 г/см3;
- зимой, когда температура замерзания жидкости высокая, рекомендуется выдерживать плотность в пределах 1.30-1.34 г/см3.