Содержание
- 1 Неисправности тахометра
- 2 Почему скачет стрелка тахографа: причины неисправности?
- 3 Стрелка тахометра дергается: причины неисправности
- 4 Подключение тахометра 2106 в систему электрооборудования
- 5 Подключение тахометра на ваз 2106 — Одометры, спидометры — Статьи
- 6 Характеристика тахометра на ВАЗ 2106, инструкция по подключению своими руками
- 7 Приступаем к работе
Неисправности тахометра
Несмотря на то что тахометр ТХ-193 считается довольно надёжным, неисправности бывают и у него. Их признаками являются:
- отсутствие реакции стрелки на изменение количества оборотов двигателя;
- хаотическое движение стрелки вверх-вниз, независимо от режима работы двигателя;
- явное занижение или завышение показаний.
О каких же поломках свидетельствуют перечисленные признаки?
Стрелка не реагирует на измерение количества оборотов
Обычно, отсутствие реакции стрелки связано с нарушением контакта в разъёмах основных проводов его подключения, или же повреждением проводки цепи. Первым делом следует:
- Осмотреть крепление проводника в изоляции коричневого цвета к выводу «К» на катушке зажигания. При выявлении плохого контакта, следов окисления, подгорания провода или вывода, устранить проблему путём зачистки проблемных участков, обработки их антикоррозионной жидкостью, подтягивания гайки крепления.
- Проверить надёжность соединения чёрно-белого провода с «массой» автомобиля. В случае обнаружения нарушения контакта, зачистить провод и поверхность, к которой он крепится.
- При помощи тестера определить, поступает ли напряжение при включённом зажигании на красный провод. Если напряжения нет, проверить исправность предохранителя F-9, отвечающего за целостность цепи панели приборов, а также состояние контактов замка зажигания.
- Разобрать панель приборов и проверить соединения контактов в колодке жгута проводов тахометра. «Прозвонить» тестером все провода, идущие к прибору.
Видео: стрелка тахометра не реагирует на обороты двигателя
Стрелка тахометра хаотично скачет
Скачки стрелки ТХ-193 в большинстве случаев также являются симптомом неисправностей, связанных с его электрической цепью. Причинами такого поведения прибора могут быть:
- отсутствие хорошего контакта на минусовой клемме аккумулятора;
- окисление или подгорание коричневого провода на катушке зажигания;
- подгорание или износ контактов крышки распределителя зажигания, или бегунка;
- износ подшипника вала трамблёра;
- замыкание красного провода, питающего прибор, на «массу» автомобиля;
- неисправность датчика положения коленчатого вала (для инжекторных двигателей).
Решается подобная проблема путём зачистки контактов, замены крышки распределителя зажигания, бегунка, опорного подшипника, восстановления целостности изоляции питающего провода прибора, замены датчика коленвала.
Видео: скачки стрелки тахометра
Тахометр занижает или завышает показания
Если прибор откровенно врёт, то проблема, скорее всего, кроется в системе зажигания. Иными словами, показывает он правильно, вот только количество импульсов, создаваемых прерывателем за один оборот вала распределителя больше или меньше четырёх. При неправильных показаниях тахометра, обычно, наблюдается ухудшение работы двигателя. При этом могут плавать обороты, периодически появляются пропуски зажигания, что сопровождается троением двигателя, выхлопом белого или сизого цвета.
Неисправность в таком случае следует искать в прерывателе, вернее, в его контактной группе или конденсаторе. Для устранения подобной неисправности необходимо:
- Разобрать распределитель зажигания.
- Проверить состояние контактов прерывателя.
- Зачистить контакты.
- Произвести регулировку зазоров между контактами.
- Проверить исправность конденсатора, установленного в прерывателе.
- Проверить исправность датчика положения коленвала. В случае неисправности — заменить его.
Однако причина может быть и в самом тахометре. Случаются неисправности, связанные с деталями электронной платы, а также с обмоткой миллиамперметра. Здесь без познаний в электронике не обойтись.
Несовместимость тахометра ТХ-193 с бесконтактной системой зажигания
Старые модели приборов марки ТХ-193 предназначены исключительно для контактной системы зажигания. Все владельцы «шестёрок», которые самостоятельно переоборудовали свои машины под бесконтактную систему, сталкивались после этого с проблемами в работе тахометра. Все дело в разной форме электрических импульсов, поступающих на прибор с прерывателя (в контактной системе) и коммутатора (в бесконтактной системе). Самым простым способом решения такой проблемы является установка конденсатора в разрез того самого коричневого провода, идущего с прерывателя. Но здесь требуется опытным путём подобрать нужную ёмкость. В противном случае тахометр будет врать. Так что, если у вас нет желания заниматься подобными экспериментами, просто купите прибор для бесконтактной системы зажигания.
Почему скачет стрелка тахографа: причины неисправности?
Прежде чем разбираться, почему прыгает стрелка тахометра, пытаться найти причину некорректных показателей в неисправности двигателя, проводки или других элементов машины, следует проверить работу самого аппарата. Стоит проверить свечи, проводку, контакты, через которые он подключён, проверить его настройки. Если перед этим меняли тахограф или же разбирали, то это наиболее вероятный фактор некорректных показателей на аппарате. Чтобы устранить проблему достаточно проверить его настройки, в случае необходимости подкорректировать сзади с помощью тумблера, проверить нулевое положение, правильность установки.
Если же все выше описание сделано, а во время зажигания или на холостом ходу все равно тахограф некорректно работает, то здесь уже нужно разбираться с двигателем или же электропроводкой автомобиля.
Проблемы с электрикой — это достаточно частое объяснение, почему прыгает стрелка тахометра ВАЗ (Лада). Намного реже на такие проблемы жалуются владельцы других марок авто. Чтобы исключить неисправность электропроводки первое, что необходимо сделать – это оценить состояние трамблёра и находящегося на нём конденсатора. В случае его неисправности, на катушку зажигания не подаётся напряжение. Дополнительно следует проверить контакты, качество соединений, напряжение на «плюсе» и «минусе». Случается и пробой самой катушки, что также будет влиять на отображение данных на тахографе.
Точно так же необходимо протестировать и всю систему зажигания
Здесь важно оценить состояние высоковольтных электропроводов, их изношенность, наличие повреждений в изоляции. Все вышеперечисленное может мешать нормальному искрообразованию
Если же проблема с электропроводкой исключена, то здесь уже стоит задуматься над работой самого мотора. Частой причиной, почему дёргается стрелка тахометра, могут быть проблемы качеством горючего или системой его подачи. У инжекторных автомобилей это может быть связано с неправильным факелом в форсунках. При этой неисправности без поездки к автомеханику не обойтись. Чистку форсунок и распылителя, их регулировку осуществляют только при помощи специального оборудования (стенда). А вот если у вас не инжектор, а карбюратор, то вероятная причина – засор жиклёра холостого хода, который достаточно просто прочистить и в домашних условиях.
Стрелка тахометра дергается: причины неисправности
В процессе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с тем, что дергается стрелка тахометра. Как правило, если скачет стрелка на тахометре, это указывает на неисправности двигателя, его систем или самого тахометра.
Если по ощущениям двигатель работает нормально (не троит и не дергается на разных режимах, нет провалов мощности и т.п.), тогда проверять нужно сам тахометр.
Неисправности тахометра
Что касается неполадок тахометра, можно выделить следующие проблемы:
- Плохой контакт, повреждения проводки, потеря сигнала от датчика на двигателе. Для обнаружения следует проверить проводку (прозвон мультиметром). Также следует проверять и зачищать контакты, так как возможно их окисление.
- Нехватка питания. В этом случае проверяется напряжение на проводах «+» и «-», а также отдельно проверяется «масса».
- В ситуации, когда плавает стрелка тахометра или стрелка не может опуститься в нулевое положение на приборе, неисправным может отказаться сам датчик. Это указывает на необходимость проверки датчика и его замены.
- На цифровом тахометре к неточности данных может привести поломка микросхемы или самого экрана. При этом дисплей обычно не ремонтируется, сразу выполнятся замена на новый экран.
- Бывает так, что стрелка тахометра прыгает только на холостом ходу. В этом случае нельзя исключать неполадки трамблера и его контактов. Параллельно следует проверять конденсатор трамблера (установлен на крышке). Указанный элемент достаточно часто «пробивает», в результате чего тахометр также не может работать нормально. Еще прыгает стрелка на тахометре или стрелка тахометра хаотично скачет по причине разрывов в цепи системы зажигания. В этом случае цепь зажигания следует полностью проверить, чтобы исключить вероятность сбоев в работе тахометра по этой причине.
- Достаточно часто дергается тахометр, который был недавно установлен на автомобиль в процессе ремонта приборной панели или после снятия/замены панели приборов. В данном случае тахометр нужно настраивать — регулировать положение, выставлять указатель в нулевое положение, исключить ошибки при подключении и т.д. Регулировать нужно при помощи тумблера, который располагается сзади тахометра.
- В случае, когда скачет тахометр только на больших оборотах (от 4 тыс. об/мин и выше), из строя может выйти коммутатор. Коммутатор в этом случае нуждается в замене.
- Если менялась проводка от датчика на тахометр, стрелка может падать в «ноль» или даже ниже, после чего слегка подергиваться в таком положении (меняется форма импульса на катушке). Причина – неподходящее сечение проводов, изменение сопротивления. Чтобы решить проблему, нужно уменьшить номинал внешнего резистора на плате тахометра.
Прыгает тахометр: неполадки двигателя и его систем
В ряде случаев тахометр и его проводка могут быть полностью исправными, однако на разных режимах работы ДВС (холостой ход, низкие, средние или высокие обороты) стрелка тахометра начинает прыгать и дергаться. Данные симптомы указывают, что возникли проблемы с двигателем и его системами. Обычно водитель также замечает сбои в работе мотора.
Чаще всего тахометр скачет по причине проблем с зажиганием. Например, даже банальные неполадки ВВ – проводов (износ, повреждение проводов) или неисправности свечей зажигания, а также ряд других неполадок по зажиганию приведут к тому, что стабильность работы мотора нарушается.
Еще можно выделить проблемы со смесеобразованием, когда ЭБУ формирует неправильную смесь, двигатель практически глохнет, затем обороты выравниваются и т.д. Соответственно, силовой агрегат работает нестабильно, что и отображается на тахометре в виде скачков стрелки. Причин для такой поломки много – подача топлива и воздуха, датчики ЭСУД, а также ряд других элементов и узлов.
Как правило, чтобы точно определить неисправность, двигатель нуждается в углубленной диагностике. Опытные специалисты проверят систему зажигания, систему питания, а также датчики и проводку. Если неисправность мотора обнаружена, после ее устранения тахометр также будет работать нормально.
Подключение тахометра 2106 в систему электрооборудования
Вы узнаете, как производить подключение тахометра 2106 правильно. Это один из важнейших элементов, при помощи которого производится контроль работы двигателя внутреннего сгорания. Для новичков он оказывает огромную услугу, так как трогание с места в горку нужно совершать при определенном значении оборотов (так учат в автошколах, причем очень полезные советы дают опытные водители новичкам). Впервые тахометры начали устанавливаться на автомобили ВАЗ 2103 – предшественник знаменитой «шестерки».
Как работает тахометр
А теперь нужно рассмотреть конструкцию, из чего состоит тахометр 2106. Как подключить его правильно будет рассказано в следующей главе нашей статьи. Прибор электромеханического типа, а это значит, что его схема комбинированная – привод стрелки осуществляется при помощи импульсов. Тахометр ВАЗ 2106 производит считывание импульсов, которые возникают в системе зажигания.
Двигатель внутреннего сгорания работает таким образом, что за один оборот коленчатого вала в трамблере контактная группа размыкается и замыкается четыре раза. Отсюда видна логика – прибору нужно сосчитать общее количество импульсов и разделить на четыре. Пожалуй, этого окажется достаточно для понимания принципа работы прибора. А теперь стоит поговорить о том, как выглядит схема тахометра 2106, рассмотреть его подключение к системе зажигания.
Как подключается тахометр
Имеется несколько проводов, при помощи них осуществляется нормальное функционирование прибора. Толстый провод красного цвета соединяется с замком зажигания. А именно – с тем контактом, на котором появляется напряжение при повороте ключа. Белый провод включается в цепь питания подсветки приборной панели.
Не перепутайте, внимательно осматривайте провода, так как имеется еще белый с черной полосой. Он соединяется с «массой». Коричневый провод соединен с катушкой зажигания – с выводом «К+». Именно этот контакт производит считывание импульсов. Провод черного цвета подключается к регулятору напряжения генератора.
Серый с черной полосой провод соединяется с датчиком давления масла. Если вы решили установить тахометр ВАЗ 2106 в копейку, например, то необходимо учесть, что в приборе имеется еще несколько сигнальных ламп. Воспользоваться ими или нет – решать вам. Если есть необходимость только лишь в контроле числа оборотов, то вам потребуется только три провода – для подключения к массе, замку зажигания и катушке.
Если не работает тахометр 2106, то разбирать его практически бессмысленно. Помочь может только полная замена. Вряд ли вы сможете найти обрыв в головке, которая приводит в движение стрелку. Но нарушение целостности проводов подключения тахометра обнаружить можно.
Частые поломки тахометра
В том случае, если прыгает стрелка тахометра ВАЗ 2106, ищите неисправность в конденсаторе. Он находится в нижней части трамблера. Конденсатор либо пробит, либо контакт слабый. Если имеется механическое повреждение тахометра, то проще окажется заменить его новым. Стоит заметить, что прыгает иногда стрелка при высоких оборотах. Чаще всего причиной такого поведения является негодная аккумуляторная батарея.
Если же возникли неполадки с прибором, то вам потребуется знать, как устроена схема тахометра ВАЗ 2106, ведь придется проводить диагностику. Отключите провод от катушки и включите зажигание. Если неполадок нет, то стрелка будет лежать на нуле. Но если же имеется замыкание на кузов, то стрелка отклонится до максимального значения. Если она начнет медленно возвращаться к нулю, то можно сделать вывод о том, что имеется неисправность в конденсаторе трамблера.
Обратите внимание на то, что тахометр ВАЗ 2106 можно установить на инжекторные двигатели, но потребуется сделать небольшую модернизацию. Дело в том, что прибор считывает импульсы с катушки, а в инжекторных моторах работа тахометра осуществляется за счет датчика оборотов коленчатого вала
Поэтому чувствительный элемент необходим совершенно иной. Идеально подойдет замена головки с инжекторной семерки. Правда, работу по замене нужно проводить максимально аккуратно, чтобы не повредить устройство.
Подключение тахометра на ваз 2106 — Одометры, спидометры — Статьи
Новая панель приборов с тахометром, наследием спортивных разработок «Фиата», появилась ещё на модели ваз 2103, сошедшей с конвейера в 1972 году. Традиция установки этого полезного прибора продолжилась и при комплектации автомобиля ваз 2106, сменившего «тройку». Стильная приборная панель с тахометром долгие годы оставалась предметом вожделения многих автовладельцев, машины которых таким устройством укомплектованы не были.
Тахометр TX-193 автомобиля ваз 2106 работает по принципу измерения частоты импульсов напряжения, возникающих в первичной цепи системы зажигания. В четырёхтактном четырёхцилиндровом двигателе в течение одного оборота ротора распределителя зажигания происходит четырёхкратное размыкание и замыкание контактов прерывателя. То есть, за один оборот ротора формируется четыре импульса напряжения (или два импульса за один оборот коленчатого вала). Таким образом, частота следования импульсов находится в прямой зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, что, собственно, и находит своё отображение в показаниях прибора.
Для того чтобы разобраться, как подключить тахометр на ваз 2106, нужно просто выяснить назначение подключаемых проводов:
Белый провод служит для подключения подсветки устройства;
Красный (толстый) провод соединяется через предохранитель с замком зажигания, на него поступает питание при включенном зажигании;
Белый провод с чёрной полосой — для соединения с «массой» в любом удобном месте;
Коричневый идёт на вывод «К+» катушки зажигания, сигналы с этого провода управляют показаниями тахометра;
Чёрный провод соединяется с реле включения индикатора зарядного тока, который расположен с правой стороны под капотом;
Серый с чёрной полосой провод контактирует с датчиком давления масла, расположенным с левой стороны двигателя.
Но схема подключения тахометра, то есть прибора, собственно считывающего импульсы катушки зажигания и показывающего количество оборотов, достаточно проста. Обычно у таких устройств три вывода: первый — от катушки зажигания, второй — «плюс» от замка зажигания, третий — на «массу».
Тахометр TX-193 — сложный электронный прибор, имеющий неразборную конструкцию. При возникновении неисправности в домашних условиях ремонт представляется проблематичным. В таком случае рациональнее задуматься о приобретении нового прибора.
Характеристика тахометра на ВАЗ 2106, инструкция по подключению своими руками
Как работает?
Чтобы понять, как работает подключаемый бытовой или автомобильный тахометр ВАЗ 2106, нужно понимать, что представляет собой конструкция устройства. В соответствии со схемой тахометра, это устройство относится к девайсам элетромеханического типа. Соответственно, схема подключения тахометра для карбюратора или инжектора является комбинированной — стрелка тахометра на ВАЗ 2106 приводится в движение с помощью импульсов. Само устройство осуществляет считывание сигналов, возникающих в работе системы зажигания.
Силовой агрегат отечественных «классик» функционирует так, что за один оборот коленвала контактная группа прерывателя зажигания должна сомкнуться и разомкнуться 4 раза. Соответственно, здесь уже можно понять, как работает тахометр на ВАЗ 2105 или 2106 — устройству необходимо подсчитать общее число сигналов и поделить полученное значение на 4.
Схема подключения шестерочного тахометра
Где находится?
Вариантов расположений девайса может быть несколько, основное требование в этом случае — удобство для автомобилиста. Если подключение тахометра ВАЗ 2106 осуществляется в домашних условиях, то его обычно ставят на приборную панель или на центральную консоль, собственно, как и при производстве. Разумеется, при необходимости вы можете произвести монтаж прибора в любом удобное место, но перечисленные выше два варианта являются наиболее удобными.
Перед тем, как поставить и как подключить тахометр, нужно учесть, что показания, которые демонстрирует прибор, всегда должны быть в поле зрения. Во время езды водителю нельзя отвлекаться от дороги. На «шестерку» может быть установлен цифровой прибор, хотя изначально эти модели оснащались аналоговыми девайсами.
Возможные неисправности
Почему не работает тахометр, почему на установленном приборе дергается и прыгает стрелка, как проверить устройство своими силами? Предлагаем ознакомиться со списком наиболее распространенных неисправностей для девайса. Если вы заметили, что на поставленном устройстве стала дергаться стрелка, то вероятнее всего, скачок может быть обусловлен неработоспособностью конденсатора, расположенном в нижней части прерывателя. Конденсатор может быть пробитым либо его контакт очень слабый. Если вы заметили, что на самом приборе имеются следы повреждений, то лучше всего будет его поменять (автор — канал Master Ruslan).
В некоторых случаях прыжки стрелки обусловлены использованием отработавшего свой срок службы аккумулятора. Одной из наиболее распространенных причин выхода прибора из строя является износ троса, в некоторых случаях проблема может случиться из-за выхода из строя катушки, но это происходит значительно реже. Если вы используете аналоговый прибор, то он может некорректно работать из-за каких-либо поломок микроплаты. Что касается цифровых девайсов, то они более надежные в плане эксплуатации, однако слабые места в таких приборах — это плата с процессором, а также счетчик сигналов.
Диагностику можно произвести так:
- Отключите проводку, питающую прибор.
- Поверните ключ в замке зажигания.
- Если стрелка прибор находится на показателе 0, то это говорит о его работоспособности. Если стрелка будет стремиться к максимальному значению, вероятнее всего, проблема заключается в замыкании. В том случае, если стрелка очень медленно возвращается к показателю 0, то вероятнее всего, причина кроется в конденсаторе прерывателя.
Особенности подключения
Чтобы вы могли понять, как должен подключаться прибор, в первую очередь нужно ознакомиться с тем, для чего предназначены те или иные провода.
Нужно учитывать, что цвета проводов и их назначение может отличаться в зависимости от производителя девайса, но для стандартного устройства «TX-193», которое обычно используется в «шестерках», схема такова:
- Кабель белого цвета необходимо для соединения подсветки.
- Провод красного цвета подключается к замку зажигания, для этого используется предохранитель, этот кабель подает питание при активированном зажигании.
- Кабель белого цвета с черной поломкой необходим для подключения к кузову авто.
- Коричневый проводок подключается к выводу К+ на катушке.
- Проводок черного цвета подключается к реле индикатора зарядного тока. Последний, в свою очередь, установлен справа в моторном отсеке.
- Серо-черный кабель необходим для соединения с регулятором давления моторной жидкости, установленным слева от мотора.
Видео «Тюнинг шестерочного тахометра»
Подробная инструкция по проведению тюнинга шестерочного устройства, а также всей приборной панели представлена на видео ниже (автор — канал Авто ВАЗ).
Приступаем к работе
- Сначала снимается головка блока и целиком вынимается система зажигания, а так же все топливные трубки под капотом. Отсоединяются термостат и генератор. Затем вместо снятого бензобака монтируется новый, инжекторный.
- Далее снимается головка блока цилиндров и демонтируется карбюратор с электрической проводкой — ее необходимо будет заменить. Отсоединяются патрубки системы охлаждения. Будьте осторожны, не допускайте контакта жидкости с кожей.
- Теперь отсоединяется поддон и взамен старых поршней устанавливаются новые инжекторные. Они имеют большую степень сжатия, по сравнению с карбюраторными. После этого ставится новый маслонасос и система охлаждения. Подготавливается место для новой шестнадцатиклапанной головки — для того нужно укоротить болты старой, и, если необходимо, просверлить отверстия в новой.
- Топливный бак устанавливается на свое место и подключается к новым топливным магистралям. От блока управления присоединяется проводка к топливному насосу. Далее создается отверстие для блока датчика детонации. Производится замена помпы и сапуна для вентиляции картера.
- В местах сопряжения коллекторов и головки убираются выступы, и, после предварительно установленной новой прокладки монтируется головка. После этого устанавливается термостат и подключаются шланги охлаждающей жидкости. Ставится ремень а так же генератор с приводом. Все датчики меняются на новые, инжекторные.
- Клапанная крышка ставится на место, поверхность которого предварительно обрабатывается герметиком. Производится подключение проводки к датчикам, замку зажигания и приборной панели. Теперь монтируется новая выхлопная система. Охлаждающая жидкость. Топливо и масло обратно заливаются в систему. Можете проверять, как работает обновленный мотор.
Это конечно же не точная инструкция того, как инжектор поменять на карбюратор, а лишь алгоритм действия. Потому что очень много будет зависеть конкретно от марки вашего автомобиля, и то, на каком контроллере вы будете собирать инжектор. Но понимание технического процесса позволить осознать, с каким объемом работы вам придется столкнуться. Как видите, ничего невозможного нет.
Теперь вы знаете, как переделать карбюратор на инжектор, и что для этого необходимо.
Инжекторный способ подачи топлива в автомобиль имеет ряд преимуществ перед традиционным карбюраторным методом. Именно поэтому многие владельцы автомобилей старого поколения желают установить на свое авто вместо карбюратора инжектор. Это действительно вполне здравые мысли, но только в том случае, если вы собираетесь все верно оформить в ГИБДД или не будете выезжать на дороги общего пользования. Дело в том, что сегодня автомобили нельзя переоборудовать самостоятельно, для каждого изменения в технической базе нужно получить разрешение у специальных организаций. А на установку инжекторного впрыска на карбюраторный двигатель никто вам разрешение не даст. Поэтому можно сразу отказаться от этого процесса, если вы боитесь проблем с сотрудниками дорожной полиции в процессе эксплуатации вашего автомобиля по дорогам общего пользования.
Если же вы не боитесь процедуры оформления или проблем с ГИБДД, то можно достичь немалых выгод установкой простого инжекторного оборудования. Достаточно приобрести комплект необходимых деталей, провести работы, проверить нужные настройки и получить необходимое качество функционирования автомобиля. Эксплуатация транспортного средства станет намного удобнее, если вы будете использовать современные средства подачи топлива. Существует несколько важных преимуществ, которые получает водитель автомобиля в данном случае. Впрочем, все выгоды нивелируются тем, что данная переделка не является официальной и не может быть зарегистрирована. Многие юристы могут оспорить этот момент, ведь не меняется объем и тип двигателя. Правда, изменяется количество лошадок, от чего зависит транспортный налог.