Содержание
Как пользоваться толщиномером
Этот прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля появился в продаже относительно недавно, но уже успел завоевать доверие специалистов, занимающихся исследованием ЛКП транспортных средств. Стоит он недорого, поэтому при покупке машины на вторичном рынке имеет смысл приобрести это устройство или воспользоваться услугами профессионалов. Форма и размеры этого прибора могут быть разными, от пистолетной до карандашной, но его использование не вызовет больших затруднений даже у новичка. От вас потребуется достаточно плотно приставить устройство к исследуемой поверхности и нажать на спусковой курок или кнопку. На маленьком дисплее высветится результат измерений – расстояние от кончика прибора до металла. По нему и судят о толщине лакокрасочного слоя.
Специалисты рекомендуют начать исследования с крыши, затем любого переднего крыла, двигаясь по периметру и фиксируя все замеры. Чтобы увеличить точность измерений, их проводят трижды, вычисляя и записывая среднеарифметический результат. О перекрашивании всего кузова или его отдельных элементов свидетельствуют следующие признаки:
- увеличение толщины ЛКП в два и более раза по сравнению с номинальной (при выполнении шпаклёвки разница может достигать 900 микрон);
- в пределах одной детали толщина изменяется более чем на 10 микрон (в заводских условиях краска наносится максимально равномерно с использованием дорогостоящего роботизированного оборудования, которое недоступно для покраски в кустарных условиях);
- локальное увеличение толщины ЛКП свидетельствует о небольших повреждениях, в таких случаях подозревать, что вам предлагают битое авто, оснований нет.
Таким образом, использование толщиномера позволяет достаточно легко избежать покупки автомобиля, который доставит вам вместо радости массу проблем. Независимо от того, приобретаете ли вы новый прибор, или берёте его в аренду (эта услуга позволит вам немного сэкономить), необходимо убедиться в правильности его показаний, хотя продавец или арендодатель будут уверять вас, что они очень точны. Делается это измерением толщины краски на эталонном образце. Если показания не совпадают с требуемыми, производится соответствующая корректировка в настройках устройства. Как проводить калибровку конкретной модели толщиномера, обычно указывается в пользовательской инструкции.
Многие производители включают в комплект поставки калибровочную пластину с известной толщиной слоя краски. Расхождения между измерением и фактическим показателем не должно превышать 10 мкм, в противном случае нужно подкорректировать работу прибора
Отметим, что измерение толщины лакокрасочного покрытия автомобиля не является самоцелью – важно определить величину расхождений с табличными (номинальными) значениями – именно они являются показателями, позволяющими судить о возможной перекраске автомобиля
Что такое толщиномер?
Прибор для измерения ЛКП носит название толщиномер. Он прост в управлении и помещается в руке
Прежде чем поговорить о том, как правильно произвести замеры и, что самое важное, сделать вывод из полученных результатах, необходимо объяснить, зачем эта информация необходима владельцу автомобиля. Итак, замер чаще всего производят:
- при покупке авто;
- перед тем, как окрасить его.
То, какой слой краски нанесен заводом-изготовителем, говорит о многом:
- о насыщенности цвета корпуса;
- о качестве и долговечности покрытия;
- об отсутствии или наличии вероятности возникновения сколов.
Зависит толщина ЛКП от многих параметров. В основном это марка, год выпуска автомобиля, модель и так далее. После проведения полировки не стоит измерять толщину, поскольку она окажется на порядок выше.
Принцип работы
Прибор показывает толщину покрытия краски в микронах, 1000 микрон — это толщина в 1 миллиметр. Что же она означает на деле?
Толщиномер выдает фактическое расстояние от верхнего слоя до металлической поверхности детали
Прежде чем начать работу, важно понять, что не весь корпус авто покрыт краской однородно. Где-то слой толще, а где-то тоньше, поскольку краска в процессе окрашивания стекает
Чтобы понять, качественно ли окрашен автомобиль, придется провести замеры в нескольких областях и зафиксировать эти цифры.
В среднем толщина ЛКП колеблется от 70 до 160 микрон. Измерить нужно следующие детали:
- левое и правое передние крылья;
- левую и правую передние двери;
- обе задние двери;
- капот;
- крышку багажника;
- крышу авто;
- заднюю панель;
- левое и правое заднее крыло.
Эти детали вносятся в таблицу, каждая отдельно. Можно также схематично изобразить авто и провести измерения без таблицы. Каждая деталь замеряется несколько раз в разных местах. Охватить ее нужно полностью.
Не нужно производить замер на каждый квадратный сантиметр. Например, исследуя дверцу, производят 3–4 замера.
Виды
Приборы делятся на несколько видов в зависимости от функций:
- Механические (замеряют мокрый слой краски после того, как авто только покрасили).
- Ультразвуковые (универсальные приборы, которые работают не только по металлу, но и другим материалам).
- Магнитные (работают при помощи магнита, однако, несколько неточны).
- Электромагнитные (предназначены для работы с металлическими корпусами).
- Вихретоковые (также работает с металлами, но более точен и универсален, чем другие).
В зависимости от точности измерения меняется и цена прибора.
Как выбрать?
Если планируется всего раз использовать прибор, смысла в его покупке нет. Дело в том, что несмотря на невысокую стоимость (2000–8000 рублей), одно применение того не стоит. Специалисты советуют покупать прибор лишь тем, кто постоянно занимается покупкой и продажей авто.
Для качественного измерения выбирайте вихретоковые, ультразвуковые или электромагнитные толщиномеры. С их помощью можно добиться точности в измерениях. Если прибор стоит дешево, это говорит о том, что качество его не отвечает стандартам.
Для одного использования прибор можно взять в аренду за 400–500 рублей в сутки.
Механические свойства лакокрасочного покрытия
Прочность плёнки определяет защитную функцию лакокрасочного покрытия. Это свойство зависит от молекулярной структуры плёнки. Также, влияние оказывает условия, при которых лакокрасочное покрытие отвердевало.
Твёрдость ЛКП
Твёрдость покрытия проявляется в способности противостоять деформациям и разрушению. Если сравнивать твёрдость лакокрасочного покрытия с твёрдостью других защитных покрытий, к примеру, керамического, то она значительно уступает, но всё же является достаточной для выполнения своих функций. На твёрдость плёнки влияет то, в какой степени она затвердела. На затвердевание, кроме окружающих условий и отвердителя, могут влиять пигменты краски, их количество и тип. Некоторые типы пигментов могут снижать скорость отвердевания и конечную твёрдость покрытия.
Со временем твёрдость увеличивается, так как испаряются остатки летучих веществ, а также протекают процессы старения внутри плёнки.
Нужно понимать, что твёрдость плёнки не является единственным показателем качественного лакокрасочного покрытия. Слишком твёрдое покрытие имеет плохую эластичность и может разрушаться при незначительных воздействиях на него.
Эластичность ЛКП
Эластичность покрытия помогает сохранять целостность и не отслаиваться при воздействии на него. Это же свойство помогает не разрушаться лакокрасочной плёнке при изгибе и деформации подложки (к примеру, при несильных ударах по пластиковому бамперу).
Эластические характеристики влияют как на прочность, так и на адгезию с подложкой. Эластичная плёнка будет при деформациях подложки повторять её профиль и оставаться целой.
Абразивостойкость ЛКП
Абразивостойкость определяет стойкость лакокрасочного покрытия к истиранию. Покрытия с высокой абразивостойкостью, как правило эластичные и прочные, но не слишком твёрдые. Они имеют, как правило, имеют хорошую адгезию к поверхности.
Водонепроницаемость ЛКП
Важным свойством лакокрасочного покрытия является низкая газо- и водопроницаемость. Во время эксплуатации автомобиля вода постоянно действует на кузов. Нужно знать, что не существует полностью водостойких лакокрасочных покрытий. В плёнке лакокрасочного покрытия есть микроскопические поры. Это связано со структурой самой плёнки. Между отдельными её элементами и молекулами есть промежутки. Также, на наличие пор влияют дефекты, возникающие при нанесении, формировании и сушке покрытия. Краска и лак должны быть правильно разведены перед нанесением. Распылённые капли должны хорошо растекаться по поверхности и заполнять все неровности подготовленной поверхности. Это снизит вероятность возникновения пор.
Активная и пассивная безопасность. Толщина кузова
В данной статье расскажем: что такое активная и пассивная безопасность кузова, а в конце укажем толщину металла старых и современных автомобилей.
Пассивная безопасность
Пассивная безопасность (свойство уменьшать тяжесть ДТП) обеспечивается: высокой прочностью кузова, исключающей его деформацию при авариях; ремнями безопасности; регулируемыми подголовниками, предотвращающих травмирование шеи человека от удара сзади; травмобезопасным рулем; безопасными стеклами; широкими дверями, создающими возможность выхода из потерпевшего аварию авто; огнестойкими материалами.При пассивной безопасности уделяется внимание автомобильных стеклам, в том числе лобовому. В ходе удара лобовое стекло должно оставаться цельным, для чего применяется специальная технология при его изготовлении
В боковым стеклам также предъявляют особые требования — они должны биться, но не оставлять осколков с острыми гранями, которые могут нанести существенный вред здоровью.Кузов автомобиля должен быть устроен так, чтобы при аварии структура его оставалась целой. Педали при аварии не должны уходить в салон, с рулевым колесом тоже самое, чтобы не травмировать грудную клетку водителя. После столкновения двери должны открываться легко, дверные замки не должны клинится, чтобы можно было достать пострадавших. Даже если автомобиль полностью разбит, силовая структура должна оставаться цельной, от этого зависит пассивная безопасность машины.При создании новой машины закладывают пассивную безопасность не только для пассажиров и водителя, но и для пешеходов. При наезде на последних, автомобиль не должен их сильно травмироваться, а наоборот снизить последствия наезда. Для этого запрещены «кенгурятники» и мощные стальные трубы спереди автомобиля. Капот машины выполнен со специальными пирапотронами, которые его приподнимают при наезде на пешехода. Бампер автомобиля также делают из специальных материалов, которые бы не травмировали пешеходов.
Активная безопасность
У современных автомобилей почти не осталось резервов для повышения пассивной безопасности, за счет применения новых материалов в структуре кузова. Как было выяснено, 80 км/ч — это предел, при котором современный автомобиль еще оставляет неплохие шансы здоровому человеку. Дальнейшее развитие — за счет применения превентивных систем (автоторможение, предотвращение схода с дороги).Активная безопасность кузова (свойство предотвращать ДТП) обеспечивается: хорошей обзорностью при любых погодных условиях; защитой глаз водителя от ослепления солнечными лучами и светом фар; хорошей видимостью контрольных приборов, удобной посадкой, хорошей термоизоляции кузова; созданием соответствующего микроклимата внутри салона.
К активной безопасности относят всевозможные электронные помощники, которые облегчают вождение автомобиля. К ним относят систему АБС, которая предотвращает блокировку колес на скользкой дороге; систему курсовой устойчивости, которая не дает машине уйти в занос; системы автоторможения, а также системы EBD, BAS и многие другие.Согласно европейской статистике аварийности, благодаря применению системы автоторможения удастся на 40% уменьшить риск получения травмы в ДТП. Даже простейшие системы автоторможения спасают жизни: если скорость перед ударом снизить на 5%, вероятность летального исхода снизиться на 25%.
Какая толщина кузова?
Раньше, на автомобилях изготовленных в советский период, толщина была внушительной, например, толщина днища у «Газ-21» составляла целых 2 мм. На современных машинах, стандартная толщина кузова составляет от 0,6 до 0,8 мм, а толщина днища 0,9 мм. Это обусловлено современной тенденцией снижения массы автомобиля за счет применения в структуре кузова высокопрочной стали и других легких и прочных материалов.Так, на автомобилях бизнес и среднего класса применяют аллюминий, который существенно легче стали. На машинах спорт класса применяют в структуре кузова магний, который при своем легком весе обладает большей прочностью, чем сталь. Единственный его недостаток — гораздо большая стоимость.Толщина кузовных панелей не влияет на безопасность, как считают многие автолюбители. Они используются для красоты и внешнего облика машины. На безопасность влияет силовая структура кузова, которая обеспечивает пассивную безопасность при аварии. В ее основе применение высокопрочных сталей, за счет чего удается снизить массу машины и в тоже время увеличить жесткость кузова на кручение.
Убрать царапины и сколы
Чтобы вернуть былой блеск ЛКП в машине, потребуется снять поверхностный слой с помощью специальных веществ. Восстановление лакокрасочного покрытия кузова автомобиля происходит двумя способами:
- Химический. Применяются акриловые краски (с двух или трехкомпонентными системами).
- Абразивный. Используются краски без лака.
Полировка химическими средствами автомобиля
Ремонт царапин и сколов на ЛКП в автомобиле происходит следующим образом:
- Поврежденную область тщательно вычищают и удаляют все загрязнения. Протирают тряпкой и сушат.
- Если скол не проник до металла, то его обрабатывают с помощью растворителя, в противном случае средство противопоказано.
- При появлении ржавчины ее удаляют.
- С помощью губки или кисточки наносится краска на область ремонта. Распределять ее нужно аккуратно и равномерно.
- После полного высыхания красящего вещества потребуется интенсивная полировка.
Ремонт царапин и сколов на ЛКП при помощи карандаша NEW TON
При серьезных повреждениях ЛКП в кузове и деформации металла, следует использовать дополнительно антикоррозийное средство, обезжириватель, грунтовку, краску и полироли.
Чтобы не портилось ЛКП в транспорте, важно придерживаться некоторых рекомендаций. Не протирать поверхность автомобиля сухой тряпкой, так как это приводит к появлению микроцарапин
Нельзя после длительной поездки сразу же мыть транспорт, чтобы избежать растрескивания краски. Не стоит оставлять машину длительное время под палящими солнечными лучами.
Принцип работы толщиномеров ЛКП
В настоящее время, в основном, применяются ультразвуковые толщиномеры. Их принцип действия основан на конечной скорости звуковой (точнее, ультразвуковой) волны в лакокрасочном покрытии. В разрезе любая окрашенная кузовная деталь автомобиля представляет сэндвич, состоящий из лакового покрытия, слоя автомобильной краски, грунтовки, шпатлевки (если производились ремонтные работы) и металла.
Схема ультразвукового толщинолмера включает следующие узлы:
генератор ультразвуковых импульсов определенной скважности; излучатель ультразвуковой; приемник отраженного сигнала; устройство сравнения времени запаздывания ультразвукового сигнала; цифровой преобразователь сигналов; ЖК-индикатор толщины покрытия. Несмотря на большое количество блоков, электронные компоненты часто объединяются в единой микросхеме за исключением излучателя-приемника и индикатора
Устройство питается от автономного источника
Несмотря на большое количество блоков, электронные компоненты часто объединяются в единой микросхеме за исключением излучателя-приемника и индикатора. Устройство питается от автономного источника.
Работа устройства заключается в следующем. Импульсы, которые излучаются в направлении кузовной детали, проходят сквозь лакокрасочное покрытие, отражаются от несущего металла, вновь проходят через ЛКП и регистрируются ультразвуковым приемником. Отраженный сигнал имеет время запаздывания, пропорциональное двойной толщине покрытия.
Временная задержка пересчитывается в толщину в микрометрах и отображается на цифровом индикаторе.
Также широко используются магнитные толщиномеры. Принцип их действия основывается на использовании магнитных свойств металлических частей кузова. В толщиномере устанавливался магнитик на подвеске. Момент отрыва его от поверхности кузова зависит от толщины ЛКП. Такие приборы просты в обслуживании, но имеют большую погрешность.
Принцип работы электромагнитных толщиномеров основан на явлении электромагнитной индукции. Самоиндукция катушки зависит от расстояния до магнитомягкого металла, которым является кузов автомобиля. Такие приборы имеют большую погрешность, так как магнитные свойства металла, из которого изготовлены кузовные детали авто, имеют большую разбежку.
Приблизительно такой же принцип действия имеют вихретоковые измерители толщины ЛКП. Для их применения необходимо точно знать состав материала.
Есть еще механические толщиномеры, но их, в основном, применяют в процессе производства для контроля еще не отвердевшего покрытия. Для контроля толщины отвердевшего покрытия с их помощью краску необходимо разрушить.
Как правильно измерять толщину ЛКП?
Вы скачали и распечатали таблицу ЛКП, выбрали объект исследования и настроили толщиномер. Можно приступать к измерениям.
Прежде всего вы должны быть готовы к разбросам показаний в той или иной степени, т. к. машин с одинаковой ТП не бывает.
Итак, для успешной измерительной сессии требуется:
- Измерительный прибор – толщиномер, желательно современной универсальной модели;
- Таблица толщин ЛКП – желательно как можно более полная и подробная;
- Умение пользоваться толщиномером – или наличие того, кто умеет;
- Наличие знаний о повреждениях, встречающихся чаще всего – об их характере и местах хотя бы на базовом уровне (или наличие того, кто знает).
Все случаи отклонения от табличных норм разбирайте в отдельном порядке, т. к. повреждения и дефекты часто имеют различную природу.
С набором опыта, после нескольких сессий замеров на разных авто, вы освоитесь и научитесь интуитивно различать какие показания стоят вашего внимания, а какие нет.
Статья в тему: Как пользоваться толщиномером ЛКП в деталях, а также как калибровать + видео инструкция
Процедура измерения ЛКП
Замеры рекомендуется делать в микронах, а не в миллидюймах – микрометры дают больше цифровой точности.
Проводить измерения нужно в следующем порядке:
Начинать советую с крыши авто – она наименее подвержена повреждениям, редко подкрашивается или перекрашивается и обычно служит эталоном-ориентиром для всех остальных замеров
Средний показатель крыши для заводского покрытия всегда меньше среднего по всему авто;
Измеряются стойки – иногда верхние их части используются как проверочный ориентир для базовых показаний крыши;
Измеряется передняя и задняя часть кузова – это наиболее частые места ремонта;
Измеряются оставшиеся внешние сегменты – особое внимание уделите передним дверям и порогам;
Измеряются внутренние плоскости – подкапотное пространство, багажник, салон, лючок бензобака.. Статья в тему: Покупка машины с рук — как это сделать наиболее правильно?
Статья в тему: Покупка машины с рук — как это сделать наиболее правильно?
Техника промера толщин обычно применяется следующая:
- Измеряется отдельно каждый сегмент авто;
- Для каждого подозрительного участка выполняется минимум 4 промера (1 в центре и 3 по периферии) – перепады для локальных участков не должны превышать 35 мк;
- Расстояние между обычными пробными участками не должно превышать 20-30 см. В подозрительных или ответственных местах амплитуду измерений лучше уменьшить до 10-15 см;
- Средние арифметические значения рассчитываются для каждого сегмента, и на основе этих данных выводится средняя толщина всего кузова (исключая внутренние поверхности);
- Сравнение толщин симметричных сегментов на совпадаемость – проделывайте это обязательно.
Статья в тему: 10 этапов определения битого автомобиля и один добрый совет