Содержание
- 1 Почему двигатель троит во время прогрева?
- 2 Возможные варианты проблемы
- 3 Причины троения дизельного ДВС
- 4 Почему мотор троит
- 5 Богатая смесь
- 6 Причина первая – свечи зажигания
- 7 Система зажигания и свечи
- 8 Замена катушек зажигания
- 9 ГРМ – клапана
- 10 Регулировка зазоров клапанов
- 11 ГБО «убивает» двигатель – миф или правда
- 12 В заключение
- 13 Почему после запуска холодный двигатель троит, а как прогреется работает нормально. Советы автомеханника.
- 14 Причины неисправности
Почему двигатель троит во время прогрева?
Подобная неисправность, рано или поздно, обязательно встретится каждому владельцу автомобиля, вне зависимости от модели и времени пробега.
В зависимости от ситуации, мотор может троить не только на горячую, но и на холодную, а также на постоянной основе. Наличие троения в двигателе означает, что один либо несколько цилиндров не функционируют должным образом. Данная неисправность может быть вызвана несколькими причинами.
Причины возникновения неисправности. Начать стоит с главных признаков. Чаще всего запуск холодного мотора происходит нормально, но после частичного прогрева, либо полного выхода на оптимальную температуру работы, он начинает троить. Появляться его признаки могут как при работе на холостом ходу, так и во время нагрузки. Если заглушить мотор и дать ему остыть некоторое время, то после повторного запуска он вновь будет работать ровно, без сбоев, но при прогреве все повторится заново. Какие же могут быть причины возникновения данной неисправности?
В первую очередь, стоит проверить системы управления и питания мотора. Лучше всего будет одновременно с этим действием выполнить и компьютерную диагностику, для проверки состояния инжектора и форсунок.
Вне зависимости от результата, причиной троения мотора могут быть неправильные показания, либо сбои в работе датчиков. ЭБУ, в качестве реакции на такого рода неправильные показания, может слишком обогащать топливную смесь, что приведет к заливу свечей.
После этого, стоит переходить к изучению состояния свечей зажигания. Первым этапом становится снятие высоковольтных проводов и выкручивание свечей. Далее стоит осмотреть их контакты и изоляторы. При нормальном состоянии, свечи имеют серый цвет, характеризуются сухостью и отсутствием нагара. Если свеча будет мокрой или замасленной, то будет вполне очевидно, что в камеру сгорания попадает некоторое количество моторного масла, либо топливо не имеет возможности полноценного сгорания. Нередко обе эти причины могут проявляться одновременно, либо быть следствием одна другой. Проверка всех имеющихся свечей необходима для того, чтобы выяснить, подобная проблема имеет место во всех цилиндрах или только в одном.
Если мокрыми являются все свечи в двигателе, то следует выполнить проверку уровня масла. В том случае, если повышение его уровня в результате перелива становится бесспорным, то давление масла в смазочной системе будет выше нормы. Лишнее количество смазки будет попадать в камеру для сгорания топлива, и вызывать загрязнение свечей. Итогом становится слабая мощность искры.
Кроме того, стоит выполнить проверку и вентиляционной системы картера. К примеру, может иметь место перегиб шланги сапуна, появление загрязнения и так далее. Основным моментом становится то, что возникновение проблем проблемы такого рода также приводит к повышению давления и проникновению масла в цилиндры. Если после того, как лишнее масло будет откачано, троение горячего двигателя прекращается, то проблема успешно решена.
Проблема остается
Если же эти способы не возымели должного действия, то необходимо уделить более пристальное внимание свечам зажигания. Имеется большая вероятность того, что даже при проведении полной замены комплекта свечей, достаточно неработающей одной, либо неправильного подбора калильного числа уже установленных, чтобы она появилась
На автомобилях с инжекторным мотором причиной может стать неисправность катушек зажигания.
Итог. Выявить причину подобной неисправности достаточно просто. Чаще всего ею становится сбой в функционировании катушек зажигания после того, как мотор нагреется.
Camp Jeep: когда в одном месте собираются самые крутые внедорожники
Смотреть все фото новости >>
Возможные варианты проблемы
Дальше искать причину проблемы становится труднее, поскольку на наличие повреждений придется проверить десяток деталей:
- Возникает дополнительный подсос воздуха в камеру сгорания, нужно проверить шланги и проводку.
- Где-то в проводке возник пробой, следует проверить их изоляцию на наличие повреждений.
- Проблема в конденсаторах — проверить, заменить, если они неисправны.
- Осмотреть клапаны на наличие прогаров.
- Далее необходимо заняться осмотром поршней и их колец. Если есть поломанные кольца, прогоревшие поршни, возможно, проблема в них.
Это все, что нужно осмотреть сначала. Далее следует перебрать и осмотреть на наличие дефектов следующие детали: карбюратор, маслосъемные колпачки, рокеры клапанов, воздушный фильтр, всю систему зажигания, прокладку головки цилиндра.
Если продолжает троить на горячую после детального осмотра всех деталей и замены всех поврежденных элементов узлов, то требуется обратиться в СТО за помощью мастеров и проведением компьютерной диагностики автомобиля. Причину неисправности крайне сложно найти, поэтому даже ее поиск может занять не несколько часов, а несколько дней. В редких случаях даже поход в сервисный центр может закончиться ничем.
Причины троения дизельного ДВС
Ответить на вопрос, почему троит дизельный двигатель, определить причины и локализовать неисправность несколько легче сравнительно с бензиновыми агрегатами. Дизельный двигатель зачастую «троит» по двум основным причинам: отсутствие должного сжатия смеси или проблемы с подачей топлива.
Труднее определить причину в том случае, если все цилиндры работают, но дизель все равно вибрирует и работает неустойчиво. Причиной может также быть подсос воздуха, проблемы с датчиками, ЭБУ и т.д. Быстро найти такую неисправность зачастую сложно.
Главным отличием в работе дизеля является способ воспламенения топливно-воздушной смеси. Дизтопливо поджигается в цилиндре от сжатия. Другими словами, солярка самовоспламеняется. Дополнительно необходимо учитывать тот момент, когда «троение» дизеля усиливается. Дизель может троить на холодную, на горячую, в режиме холостого хода и/или под нагрузкой. Неполадка может проявляться только в каком-то конкретном узком диапазоне оборотов, возникать периодически или присутствовать постоянно.
Солярка не воспламеняется: пропала компрессия
Цилиндропоршневая группа любого ДВС испытывает повышенные нагрузки. В процессе эксплуатации зазоры между деталями ЦПГ увеличиваются, так как элементы изнашиваются. Также износу подвержены и клапаны газораспределительного механизма.
Потеря возможности обеспечивать герметичность при разрушении одной из этих деталей приводит к тому, что на такте сжатия не обеспечивается должного нагрева смеси. Солярка попросту не может воспламениться.
При недостаточной степени сжатия (потеря компрессии) дизель сильно троит после холодного пуска. В результате прогрева детали ЦПГ расширяются, уплотнение в цилиндре повышается. Разогретый дизельный двигатель трясет заметно меньше, эффект троения может полностью исчезать. Данное явление наблюдается только при условии отсутствия критического износа ЦПГ или элементов клапанного механизма.
Получается, износ цилиндро-поршневой группы с нагревом мотора частично компенсируется благодаря тому, что солярка в цилиндрах самовоспламеняется благодаря росту температуры ДВС. Встречается ситуация, когда дизель троит после замены прокладки головки блока цилиндров на новую. Рабочий агрегат с износом ЦПГ в этом случае сильно троит «на холодную» и подтраивает «на горячую».
Такая неисправность объясняется тем, что новая прокладка толще сравнительно с уже отработавшей. Результатом становится понижение степени сжатия, что еще больше усугубляет уже имеющиеся проблемы с компрессией. Более толстая прокладка влияет на эффективность самовоспламенения рабочей смеси солярки и воздуха в таком моторе.
Дизель троит из-за свечей накала
Свечи накаливания в устройстве дизельного мотора играют важную роль. Для уверенного пуска «на холодную» свечи накала подогревают камеру сгорания. Это необходимо для того, чтобы самовоспламенение смеси воздуха и дизтоплива прошло легко при запуске. Далее свеча накала продолжает поддерживать заданную температуру в цилиндре до того момента, пока мотор окончательно не выйдет на рабочую температуру. После этого происходит автоматическое отключение свечей.
Солярка после контакта со свечей разлетается на мельчайшие частицы, частично испаряется, качественнее перемешивается с воздухом. В результате полученная смесь максимально эффективно сгорает, отдавая энергию поршню. В том случае, если свеча накала неисправна, температура в цилиндре при холодном пуске окажется слишком низкой, солярка не сможет самовоспламениться.
Цилиндр окажется нерабочим, хотя в него будет поступать топливо, которое далее попадает в выпускную систему дизельного двигателя. В таком случае дизель часто дымит темно-серым или черным выхлопом. С ростом температуры ДВС топливо (при учете нормальной компрессии) начнет воспламеняться, но с перебоями. Проблема уйдет окончательно после прогрева, но с последующим холодным пуском неисправность повторится.
Неустойчивую работу дизельного двигателя после частичного прогрева (при условии, что дизель нормально работал при холодном пуске) можно объяснить тем, что на свечу накала не подается электрический ток в режиме дальнейшего поддержания необходимой температуры в цилиндре. Нагревательный элемент свечи (стержень) останется холодным, дизтопливо будет попадать на него, но качество распыла заметно снизится. В таких условиях смесеобразование в камере нарушается, топливо сгорает не полностью, дизельный двигатель дымит и троит «на горячую». В таких случаях свечи накаливания подлежат немедленной замене.
Почему мотор троит
Если слишком не вникать в суть проблемы, то причины сразу видны: в цилиндре нет горючей смеси, или нет ее воспламенения. Но это так представляется на первый взгляд. На самом деле не всегда просто понять, почему троит двигатель при разгоне или запуске, и выявление может занять несколько дней, особенно при самостоятельном поиске в гараже.
Важным фактором являются условия такого поведения двигателя, когда он троит, и когда не тянет: на непрогретом моторе или после достижения рабочей температуры, при движении на холостых оборотах или при езде с нагрузкой, на больших или малых оборотах, при равномерном движении или при ускорении. Здесь подсказкой может оказаться любая мелочь, часто даже не подходящая для дела.
Основными причинами, создающими эту неисправность, являются:
- Подсасывание воздуха в коллекторе впускной системы.
- Сгоревший конденсатор.
- Поврежденные провода высокого напряжения.
- Дефектные свечи зажигания, это наиболее популярная причина.
- Подсос воздуха в усилителе тормозов.
- Неправильно отрегулированный момент зажигания.
- Износ маслоотражательных колпачков (разрушение или затвердевание).
- Пробой или прогар головки цилиндров.
- Значительный износ рокеров клапанов.
- Нарушена работа фаз газораспределительного механизма.
- Деформация, износ или поломка поршневых колец.
- Прогар поршней или клапанов.
- Применение свечей зажигания, не соответствующих по параметрам марке двигателя.
- Снижение герметичности из-за износа или деформации мембраны регулятора угла зажигания.
- Загрязнение воздушного фильтра.
- Износ вала прерывателя трамблера или подшипника вращающейся пластины.
- Неверная регулировка карбюратора.
Богатая смесь
Двигатель начал троить, перестал развивать максимальную мощность. На холодную может запуститься и заглохнуть. В этом случае виновата топливовоздушная смесь, где много топлива и мало кислорода.
Бензином «заливает» свечи, они отказываются работать. По этому можно судить о качестве топливной смеси. Если есть черный нагар – она богатая, если светлый – бедная. Об этом я подробно писал в других статьях, заходите на канал, там все расписано, ссылка была выше.
Что делать
Искать причину. Возможно несколько источников проблем:
- Датчик массового расхода воздуха . Он выходит из строя и ЭБУ получает неверные показания для приготовления смеси. Как его проверить я писал здесь .
- Вторая лямбда накрылась «медным тазом» . Про нее тоже есть отдельная статья .
- В случае карбюратора – высокий уровень в поплавкой камере .
Причина первая – свечи зажигания
Как можно по свечам зажигания определить неисправности в системах автомобиля я подробно писал здесь . Рекомендую почитать – полезная штука оказалась, судя по вашим отзывам, спасибо.
Выкручиваем по одной свечи и смотрим на их изолятор. Если он покрыт плотным нагаром, то искре трудно пробить его. Ток ищет путь с наименьшим сопротивлением, поэтому искра будет не между электродами, а «уходить» по изолятору в сторону. Её энергии будет не хватать, чтобы подпалить топливовоздушную смесь. Этот цилиндр не будет работать.
Осматриваем внешнее состояние изолятора свечи. Если есть микротрещины, то часть тока не будет преобразовываться в разряд, а будет уходить через эти повреждения. Нужно смотреть на внутренний изолятор, который вкручен в головку блока цилиндров, и на внешний, на который надевается колпачок бронепровода.
Большой или маленький зазор между электродами. Многие слышали или знают, что для определенных двигателей, систем зажигания и разновидностей применяемого топлива, необходимы свечи с определенным зазор. Обычно его величину указывает завод-изготовитель двигателей, автомобилей.
Как проверить искру без специальных устройств на моторе
Это старый, «дедовский» метод, некоторые его бояться:
- Выкрутили свечу;
- Надели на неё бронепровод;
- Прислонили её внутренним корпусом, металлической часть к двигателю;
- Включили зажигание и крутим стартер.
Смотрим на искру в момент попытки завести мотор. Если она четко бьет между электродами, яркая, не уходит в сторону, значит свеча «живая». Вкручиваем ее на место. Переходим к другой «испытуемой».
Что делать с черным нагаром
Первым делом разбираемся с причиной богатой смеси. Именно она является источником этого нагара на электродах. Возможно, он появился в результате «умирания» свечки, когда топливо перестало нормально поджигаться. Эта копоть отложилась на электродах и изоляторе.
Пробуем почистить свечу наждачной бумагой. Чистим только сами электроды, изолятор трогать не надо. Устанавливаем её на место, заводим и слушаем двигатель.
Что делать с большим или маленьким зазором
Многие владельцы Жигулей знают, как можно самостоятельно его отрегулировать. Для этого понадобится набор щупов разной толщины, молоток или пассатижи.
- Узнаем, какой межэлектродный зазор рекомендуется для вашего двигателя. Например, на Жигулях с бесконтактной системой зажигания рекомендуется 0,7-0,8 мм;
- Берем щупы, находим подходящий размер и суем между электродами свечи;
- Если свободно пролазит – аккуратно по боковому электроду постукиваем молотком (не кувалдой) или пассатижами. Иногда достаточно сильно прижать, электрод поддастся. Замеряем опять, если опять со свистом пролетает – подгибаем еще раз;
- Если не пролазит – пассатижами за край бокового электрода отгибаем его. Желательно это сделать тонкой отверткой. Вставляем ее между электродами и немного отгибаем центральный.
Система зажигания и свечи
Пропуски зажигания – проблемы со свечами или катушками
(модулем зажигания) на автомобилях с газовым оборудованием вначале
обнаруживаются именно на газу. Для того, чтобы поджечь газо-воздушную смесь –
нужна более высокая температура искры, чем для бензо-воздушной. Неисправная же
свеча (провод, или катушка) – выдает только слабую искру, или не выдает совсем.
Признаки – начинаются с холостых оборотов. Появляется и увеличивается вибрация,
при добавлении оборотов до средних – явление уменьшается, выше – появляются
хлопки.
Основной признак неисправности в системе зажигания это –
затрудненный пуск. Чтобы понять, из-за какого цилиндра троит двигатель на газу
– заведите мотор, прогрейте, дождавшись сбоев в работе, затем – поочередно
снимайте с модулей зажигания разъемы (по одному, вставляя их обратно, когда
переходите к следующему). Тот цилиндр, отключение которого не произведет
никакого эффекта – нерабочий.
Замена катушек зажигания
Замена
катушек зажигания
Если проблема в модуле (катушке), пробое изоляции
бронепровода, или изолятора на свече – при переключении на бензин, «картина»
неисправности сохранится. Возможно – будет менее выражена, но на бензине
троение будет продолжаться, пока вы не заглушите двигатель, и не подождете
несколько минут, чтобы дать ему остыть.
Относительно достоверно проверить высоковольтные провода на
пробой можно визуально. В темноте – заведите авто, откройте капот, внимательно
осмотрите провода и разъемы под разным углом. Увидите синие искорки – меняйте
весь комплект.
Чтобы понять, «виновата» свеча, или катушка (модуль
конкретной свечи) – поставьте их с нерабочего цилиндра на другие. Свечу – на
один, катушку – на другой. Дефектную деталь покажет то, на какой из них
проблема «переместится».
ГРМ – клапана
На автомобилях, не снабженных гидрокомпенсаторами, переход
на ГБО – вынуждает чаще проводить регулировку тепловых зазоров клапанов. Причина
– больший, чем на бензине нагрев выпускного коллектора и клапанов, зазор на
которых – по умолчанию – выставлен не «газовый», а «бензиновый».
Регулировка зазоров клапанов
Регулировка тепловых зазоров клапанов
Если машина на бензине – работает как обычно, а на ГБО троит
– проверьте компрессию. Неисправность форсунки или редуктора, вызывающая
обеднение смеси, если ее вовремя не устранить – приводит к прогоранию седла или
тарелки клапана. Ответ на вопрос: почему троение возникает повторно – разные
причины, которые его вызывают в первый и последующий раз. В первый – смесь, во
второй – «убитая» компрессия.
ГБО «убивает» двигатель – миф или правда
То, что бензиновый двигатель троит на газу – не является
признаком его повышенного износа. Это – не отдельная неисправность, а «симптом»
неправильного горения смеси, такой же, как троение при пробое свечи, или
дефиците топлива. ГБО – не создает повышенной механической нагрузки на детали
ЦПГ, потому, что при работе на газу – не происходит детонация газо-воздушной
смеси, масло – не горит, уменьшается его расход, смесь – сгорает полностью.
Да, благодаря тому,
что температура горения газо-воздушной смеси выше, чем у бензо-воздушной – повышается
термическая нагрузка на «головку» и особенно – клапана, но, по опыту, ресурс
мотора газобаллонного автомобиля – увеличивается в 1,5–2 раза.
Вышеописанная проблема с клапанами – универсальна: не важно,
на газу, или на бензине – она возникает только на тех авто, которым не
проводится своевременный сервис. Если в руководстве производителем указано, что
двигателю нужно проводить регулировку клапанных зазоров каждые 40 или 60 т
км,
а автомобиль прошел уже 90 без этой процедуры – вполне нормально, что он будет
троить, стучать, неохотно запускаться или пожирать больше топлива.
В заключение
Не все автолюбители хорошо разбираются в конструкции
газового оборудования (хотя принципиальную схему – знает практически каждый).
Кто-то избегает проводить самостоятельную диагностику и ремонт, опасаясь утечек
или возгорания, кто-то – не уверен в своих силах, или не располагает нужным
диагностическим набором, поэтому предпочитает отдать машину в руки
профессионалов. Это – рациональный подход, позволяющий получить гарантированный
результат. В профильном автосервисе – диагностируется малейший сбой, который
можно устранить там же, на месте.
Почему после запуска холодный двигатель троит, а как прогреется работает нормально. Советы автомеханника.
На форумах в интернете можно найти много рассказов о том, что после запуска холодного двигателя он начинает неустойчиво работать. Это может продолжаться либо несколько секунд либо до того момента пока температура его не начнет повышаться. Симптомы у всех практически одинаковые после запуска появляется вибрация и не равномерный звук, доносящийся из глушителя. Определить в чем причина бывает не просто. Ведь эта неисправность носит не постоянный характер, а искать ее нужно в тот момент, когда она присутствует. Продолжаться троение двигателя может несколько секунд, за это время найти причину не всегда получается. Приходиться менять методом тыка свечи зажигания высоковольтные провода и катушку. Многие так и делают. С начало это обычно помогает, но со временем проблема опять появляется.
Если двигатель на холодную троит, то первым делом нужно определить связана ли эта неустойчивость с работой одного цилиндра либо все они работают с перебоями. Для того, что бы это понять, нужно поочередно отключать цилиндры и наблюдать, как меняются обороты двигателя. Если при отключении, какого либо цилиндра обороты не изменились либо они упали меньше чем при отключении других, то значит в нем проблема. Но как можно это проверить, ведь в инжекторном двигателе высоковольтные колпачки снимать со свечей нельзя. Это может привести к выходу из строя катушки зажигания и транзистора, который управляет первичной обмоткой. В автосервисах это делают с помощью диагностического прибора, который называется сканером. При отсутствии этого прибора отключать цилиндры можно следующими способами.
На 16 клапанных двигателях установлены индивидуальные катушки зажигания. Нужно поочередно снимать с них разъемы, тем самым прекращая подачу питания и управляющих импульсов, и следить за тем как реагирует двигатель на это.
В 8 клапанных двигателях используется двух искровые катушки и общий разъем питания и управления, по этому, таким образом, уже проверить, не получиться. Здесь нужно отключать поочередно форсунки. Но добраться до их разъемов не так-то просто. Можно изготовить переходник на общий разъем и отключать их с помощью него. Общий разъем можно купить в автомагазине и отключать питание от форсунок с более удобного места. Информацию об изготовлении такого тестера можно найти в интернете.
Если двигатель на холодную троит, то можно его заглушить и выкрутить свечи, для того, что бы их осмотреть. Но делать это нужно именно в тот момент, когда наблюдается неустойчивая работа. Нужно осмотреть центральные изоляторы свечей. Они могут дать много информации о работе двигателя. Если окажется, что изолятор, какой либо свечи покрыт нагаром или мокрый, то значит, причина неустойчивой работы двигателя кроется в том цилиндре, в котором она была закручена. Если окажется, что все свечи мокрые то причина общая для всех цилиндров.
Изолятор свечи может быть в бензине, масле либо в охлаждающей жидкости. При этом искра между электродами пропадет. Она будет стекать по мокрому изолятору на массу.
Частой причиной троения двигателя после стоянки автомобиля являются изношенные маслосъемные колпачки. Масло может попадать на тарелку клапана через него и при пуске двигателя засасываться в цилиндр. Оно может попасть на изолятор свечи. Двигатель с такой неисправностью, какое-то не продолжительное время после запуска может троить.
Причины троения двигателя на холодную.
Неисправность свечей зажигания. Точно определить исправность свечей можно только в барокамере под давлением.
Заниженная компрессия в цилиндре.
Неисправность форсунок. Неисправная, забитая форсунка топливо распыляет плохо. Смесеобразование хуже. Поэтому изолятор свечи может быть в бензине.
Плохой контакт в разъемах датчиков и исполнительных механизмов. На холодную он может проявлять себя, а при прогреве пропадать.
Подсос воздуха. В этом случае смесь будет беднее, чем требуется для устойчивой работы не прогретого двигателя.
Неисправность высоковольтных проводов или модуля зажигания.
Неисправность датчика температуры двигателя.
Датчик массового расхода воздуха.
Регулятор холостого хода.
Отложения на внутренней поверхности дроссельного узла.
Можете еще прочитать следующие статьи.
Источник
Причины неисправности
Наиболее характерных причин, вызывающих троение двигателя, всего четыре.
Слишком раннее либо позднее возгорание ТВС свидетельствует, что свечи выдают слабую искру, или же происходит задержка её образования. На слабое искрообразование влияет нагар, накопившийся на электродах и самом корпусе свечи, препятствующий пробою искры. Разрушенный изолятор также может стать причиной слабого возгорания. В месте разрушения образуется нагар, препятствующий появлению искры.
При полном отсутствии возгорания виной этому может быть несколько причин:
- изношенность колпачка свечи;
- неисправность коммутатора либо катушек зажигания;
- нарушение функций высоковольтного привода.
Каждая из причин является поводом делать тщательную проверку всех элементов зажигания.
Топливо неравномерно поступает к цилиндру движка при нарушении функций насоса или же клапана давления. Если количество горючего, попадающего в цилиндры, существенно превышает норму, возможно, стоит проверить форсунки, которые могли сломаться или просто загрязниться. Нарушение ЭБУ движка также может вызвать сбой, при котором периодически троит двигатель из-за увеличения/уменьшения подачи горючего.
Содержание в цилиндрах лишнего воздуха свидетельствует о том, что разгерметизирована система подачи. Неисправность дроссельных заслонок либо загрязнённый воздушный фильтр провоцируют недостаточность в цилиндрах воздушной смеси, что также вызывает неисправность. Нарушение функций воздушных датчиков и расположения дроссельных заслонок воспринимается ЭБУ как сигнал к изменению параметров поступающего количества воздуха. Это вызывает неисправности, из-за чего может троить двигатель.
Кроме основных причин, вызывающих троение двигателя, существуют второстепенные. Их рассматривают при периодическом троении. Наиболее распространённой считаются клапаны, зазор которых увеличивается на холостых оборотах, вызывая троение агрегата. При прогреве зазор восстанавливается, и всё проходит. Бывает и наоборот. При достижении мотором оптимальных температур, зазор увеличивается, провоцируя соответствующие последствия.