Как правильно ухаживать за аккумулятором своего устройства?

Советы автомобилистам по уходу за аккумулятором

 В настоящее время автомобильные аккумуляторы не требуют частой замены, но Вы должны стараться как можно чаще осматривать его, чтобы убедится в том, что он находится в исправном состоянии. Не забывайте про меры безопасности перед началом осмотра аккумуляторной батареи. Всегда отсоединяйте от аккумулятора отрицательную клемму первой и убедитесь, что клеммы не вступают в контакт друг с другом. Будьте осторожны с серной кислотой или электролитом в батарее. Если они попадут на руки или рубашку, смойте их сразу.

 
Автомобильный аккумулятор зажигает сигнальные лампы и включает измерительные приборы на панели приборов при включении зажигания. Если, после включения зажигания, лампы или приборы не в состоянии нормально функционировать, аккумуляторная батарея может быть полностью разряжена или неисправна. Возможно, что аккумулятор нуждается в подзарядке в случае если радио продолжает работать, но огни внезапно гаснут. Если фары и другие лампы продолжают функционировать, но двигатель не работает или не заводится, проблема может быть связана с системой зажигания или стартера. Холодная погода может также повлиять на автомобильные аккумуляторы.
 
Проверьте надежность крепления кабелей и их состояние. Накопление окисления на клеммах аккумулятора может распространяться и на кабели. Если это произойдет, кабеля станут окислятся и не будут в состоянии обеспечить необходимую электрическую проводимость.
 
Вы можете в дороге столкнутся с проблемами запуска двигателя или начнут тускнеть фары, если не будет необходимой плотности электролита. Аккумулятор следует зарядить, довести плотность электролита до требуемой или заменить батарею, прежде чем Ваш автомобиль остановится в середине пути и поставит Вас в затруднительное положение. Если Вы заметили трещины в корпусе батареи,то замените аккумулятор сразу же, несмотря на его электрические характеристики.
 
Аккумуляторная батарея является частью транспортного средства, которую Вы всегда должны проверять, поскольку она ухудшается из-за постоянного использования

Тем не менее, Вы должны проявлять осторожность при этом, чтобы избежать повреждения или других травм. Попробуйте запомнить и соблюдать следующие советы автомобилистам по уходу за аккумулятором:
• Воздерживайтесь от курения во время работы с аккумулятором

Помните, что в батарее находятся компоненты серной кислоты, производящие водородный газ, который смешивается с воздухом и образует взрывоопасные смеси. Если кислотный остаток вступает в контакт с кожей или одеждой, промойте их немедленно водой.
 
• Выключите двигатель автомобиля и отсоедините кабели перед началом работы с аккумуляторной батареей. Вы должны быть очень осторожны, чтобы случайно не включить напряжение на компьютер, который управляет всеми функциями двигателя Вашего автомобиля. Это может уничтожит компьютер и вызвать большие проблемы для Вас.
 
• Если Вы собираетесь работать с проводкой под капотом автомобиля, отсоедините отрицательный кабель, чтобы избежать замыкания электрических компонентов. Всегда отсоединяйте отрицательную клемму первой и подключайте последней.
 
• Кабели должны быть закреплены и отделены друг от друга, чтобы избежать повреждения батареи или компьютера автомобиля.
 
Когда все будет сделано, подключите клеммы к аккумулятору, начиная с положительной. Клеммы немного смажьте вазелином или автомобильной смазкой, что позволит уберечь от возможного окисления. Кроме того, проверьте зажимы и кабели. В случае неисправности, их придется заменить, чтобы предотвратить короткое замыкание.

Профилактика сульфатации

Имеется в виду покрытие сульфатом свинца PbSO4 аккумуляторных пластин, сделанных из этого металла. Развитие процесса приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. По большому счёту, сульфатация – естественный и неминуемый ход событий. Однако правильный уход за автомобильным аккумулятором серьёзно замедлит процесс и увеличит эксплуатационный ресурс изделия. Точно определить степень сульфатации под силу только специальному оборудованию. Проводя обслуживание аккумуляторных батарей, можно увидеть испорченные пластины: они отличаются белым налётом. Данный процесс вызывается:

  1. Длительным неиспользованием аккумулятора (например, когда машина долго простаивает).
  2. Хранением разряженной АКБ.
  3. Короткими по времени и километражу поездками, связанными с частым пуском мотора (примером может служить постоянная эксплуатация авто в городе).
  4. Чрезмерно сильным разрядом батареи.

Если сульфатация всё же началась, есть несколько способов прервать процесс. Один из них заключается в изготовлении или приобретении электронного устройства, выдающего импульсные токи. Однако найти его в продаже достаточно проблематично, а самостоятельное изготовление по силам лишь человеку, подготовленному в плане электротехники. Поэтому стоит присмотреться к более простому способу восстановления работоспособности батареи. Как обслуживать аккумулятор в этом случае? Десульфатация заключается в многократной зарядке. Ход действий такой:

  1. Проверьте плотность электролита в каждой банке и запомните, чтобы потом произвести сравнение.
  2. На ЗУ установите зарядный ток в 0,04 от ёмкости АКБ. То есть, если ваш аккумулятор на 55 А/ч, будет 2,2 А при напряжении 14 В. Время процесса – 8 ч.
  3. Оставьте батарею в покое на 12–14 ч, чтобы компенсировать потенциал на свинцовых пластинах.
  4. Измерьте плотность: если она увеличилась, процесс пошёл и процедуру нужно повторить.

Не хотите ли гарнир, сэр?

Прежде всего необходимо убедиться, действительно ли ваш аккумулятор накрылся или еще нет. Причины, почему двигатель не заводится или еле-еле заводится, включают: практически неработающий мотор стартера либо провода высокого сопротивления в первичной (стартерной) цепи питания.

Откройте капот. Если выводы батареи, расположенные сверху, покрыты зеленым мхом, словно из плохого научно-фантастического фильма, вам необходимо очистить их. Полейте теплой водой на выводы, чтобы растворить сульфатацию. Такие наросты нормальны, но они могут нарушить контакт между полюсными штырями аккумулятора и зажимом, что, в свою очередь, не дает аккумулятору производить достаточное напряжение для запуска двигателя или мешает его правильной зарядке. Отверните клеммы и зачистите все металлические поверхности до блеска с помощью специального приспособления, напоминающего проволочную щетку, и кашицы из питьевой соды. Не разбрызгивайте жидкость по моторному отсеку. Почистите контактные поверхности проволочной щеткой до блеска.

Грязь на верхней и боковой сторонах аккумулятора, даже сальные отложения, могут со держать достаточно влаги, чтобы происходила постоянная утечка от положительного вывода к отрицательному, в результате чего батарея быстро саморазряжается. Сделайте вашу батарею сухой и чистой.

Теперь внимательно осмотрите концевые зажимы проводов. Если они изношены слишком сильно, чтобы обеспечивать хороший контакт, замените их.

Осторожно: когда вы работаете с аккумуляторной батареей на автомобиле, первым всегда отсоединяйте отрицательный вывод, а не положительный (см.рис. вверху)

Почему, спросите вы? Все просто: если вы случайно проведете щеткой по нише крыла или другой заземленной металлической части автомобиля, когда отключено заземление, ничего не произойдет. Но если заземление все еще подсоединено и вы, отворачивая ключом положительный кон такт, нечаянно заденете металл, у вас в рука: окажется ключ, через который проходит ток нескольких сотен ампер. Это такой же ток как в дуге электросварки, что означает много искр, тепла и достаточно энергии, чтобы ваш ключ раскалился докрасна за несколько секунд.

Избегайте сделанных наспех универсальных зажимов, которые позволят вам просто отпилить старый зажим и установить новый. Под такими зажимами при использовании быстро образуется ржавчина между хомутиком и проводом, так что через несколько месяцев вы опять оказываетесь в затруднительном положении. (Но такие зажимы можно держать в коробке с инструментами как подручное средство, чтобы в случае чего добраться до дома).

Когда вы проверили зажимы, покройте весь открытый металл техническим вазелином, белым жиром или антизадирным составом марок Cop-Graf или Nevr-Seez. Это задержит неизбежное отложение серных солей на клеммах, так как не даст влаге удерживаться на незащищенном металле.

Необслуживаемые аккумуляторные батареи

Как многое в нашей жизни, термин «необслуживаемые» правдив только наполовину. Свинцово-кислотные батареи обычно расходуют некоторое количество воды в жидком сернокислотном электролите в течение обычного цикла разрядки-зарядки. В действительности она разлагается на водород и кислород и испаряется как газ. Поэтому необходимо периодически доливать воду, чтобы пластины были покрыты, хотя на некоторых аккумуляторах это сделать невозможно. Необслуживаемые аккумуляторы используют сплавы кальция со свинцом вместо сплавов сурьмы, что сокращает количество электролита. К тому же количество свободно располагающегося электролита над пластинами гораздо выше в новых необслуживаемых аккумуляторах. Это означает, что количество электролита достаточно для того, чтобы пластины оставались покрыты даже после нескольких сезонов использования батареи. Таким образом, при нормальной продолжительности службы аккумулятора не будет необходимости доливать воду.

Какое-нибудь отклоняющееся от нормы состояние электрической системы или высокие температуры окружающей среды могут привести к испарению количества воды больше обычного. Долив воды, где это возможно, сможет продлить срок службы этих так называемых необслуживаемых батарей.

Какие бывают аккумуляторы?

Обслуживаемые

Аккумуляторные батареи этого типа обладают так называемыми заливными пробками. Эти пробки служат для контроля плотности электролита, а также для проверки текущего уровня. Если уход за автомобильным аккумулятором этого типа проводить со знанием дела и регулярно, то он может безотказно прослужить в течение довольно длительного времени. Однако с каждым годом производство аккумуляторных батарей из этой группы постоянно сокращается.

Не обслуживаемые

Эти аккумуляторы не требуют непрерывного осуществления контроля за уровнем электролита и его поддержания по мере расходования. К особенностям аккумуляторов данной группы следует отнести наличие специального клапана для отвода газов и возможность периодической подзарядки. Большее количество имеющихся на сегодняшнем рынке аккумуляторов относятся к этой группе.

В зимнее время немало автовладельцев начинают здорово «терзать» аккумуляторы, чтобы завести двигатель своего авто. Однако не всегда причиной того, что машина не заводится, является аккумулятор. Это зависит от ряда других факторов, таких как качество машинного масла, бензина, состояние свечи накала и т.д. Поэтому сначала лучше выяснить причину упрямства «автомобиля», а не продолжать загонять аккумулятор.

Поверхность аккумуляторной батареи всегда должна быть чистой и за этим требуется тщательно следить

Обращайте внимание на клеммы — они не должны быть покрыты слоем грязи или оксидной пленкой

Если аккумулятор эксплуатируется длительное время, то его клеммы очень часто окисляются. Образовавшийся налет обладает большим омическим сопротивлением и плохо проводит электрический ток. По этой причине его следует счищать при помощи «наждачки» и нашатырного спирта.

ПРАВИЛЬНЫЙ УХОД ЗА АККУМУЛЯТОРОМ

Чистота корпуса
АКБ

Особое внимание стоит уделять и чистоте клемм АКБ. При длительном
использовании они окисляются и могут иметь плохой контакт, что плохо
сказывается на работе всей электрической части автомобиля

Для
устранения налёта зачастую используется обычная наждачная бумага.

В необслуживаемых батареях нужно следить за чистотой газоотводного
отверстия. Если оно загрязнено, корпус аккумулятора может получить
повреждение из-за невозможности выхода избыточных газов.

Хранение АКБ

Если аккумулятор не будет долгое время использоваться, его нужно
правильно хранить. Помещение, в котором будет стоять батарея должно
быть сухим и достаточно тёплым. Хранение АКБ на морозе может
привести к его глубокой разрядке. Вследствие чего аккумулятор может
быстро терять заряд или полностью выйдет из строя. При долгом
хранении нужно не забывать заряжать АКБ один раз в три месяца, это
позволит сохранить его работоспособность. Рекомендуем ознакомиться,

Надёжное
крепление АКБ

Аккумуляторная батарея должна надёжно фиксироваться в подкапотном
пространстве, это не позволит ей сдвигаться со своего места и тем
самым получить повреждения.
Помимо этого, нужно внимательно следить за надёжным креплением клемм
батареи. При слабом контакте АКБ может плохо заряжаться от
генератора. Кроме того, потенциально опасно, если недостаточно
зажатая клемма слетит с АКБ во время движения. При этом автомобиль
может заглохнуть, а в это время станут недостаточно эффективными
тормоза и гидроусилитель руля, что может послужить причиной ДТП.

Важно постоянно отслеживать уровень заряда аккумуляторной батареи,
это позволит вовремя произвести подзарядку. Мониторинг заряда АКБ
можно осуществлять несколькими способами

На многих автомобилях
штатно или дополнительно установлен бортовой компьютер, на котором
можно посмотреть напряжение бортовой сети.

Существует и специальные цифровые приборы, которые показывают только
напряжения в сети, их достаточно легко установить в машину, даже
собственными силами. Если автомобиль не оснащён такими электронными
приборами, напряжение АКБ можно проверить с помощью обычного
мультиметра в режиме вольтметра, подключив щупы к клеммам
аккумулятора. Рекомендуем ознакомиться,

В холодное время года за аккумулятором нужен особый уход. Не стоит
заводить машину в сильный мороз сразу, желательно на пару секунд
включить головной свет, дабы немного разогреть замёрзший АКБ. Если
после нескольких попыток мотор не запустился, не стоит доводить
аккумулятор до глубокого разряда новыми попытками. В этом случае
необходимо проверить, почему двигатель не заводится, а этому могут
способствовать многие причины. Ведь если аккумуляторная батарея в
полной мере крутит стартер, значит, исправный мотор должен
запуститься, если этого не происходит, аккумулятор в этом не
виноват.

Если постоянно оставлять включёнными в машине, какие-либо
потребители на долгое время, аккумулятор может разрядиться. При этом
если произойдёт глубокая разрядка АКБ, в некоторых случаях его можно
и не восстановить, он просто выйдет из строя.

Правильный уход за автомобильным аккумулятором

Благодаря правильной эксплуатации и своевременному уходу за аккумуляторной батареей вы сможете использовать АКБ на протяжении 5-7 лет. Вы не только оградите себя от частого посещения пунктов по утилизации свинцовых АКБ, но и не позволите делать себе лишние затраты на покупку новых батарей.

Поверхность аккумуляторной батареи всегда должна быть чистой, никогда не допускайте загрязнение своего АКБ в автомобиле, это приводит к тому, что батарея начинает намного быстрее разряжаться. Длительность работы современного АКБ зависит только от правильного ухода и эксплуатации. Для поддержания верхней части батареи в чистом состоянии можно порекомендовать использовать 10% раствор нашатырного спирта (можно сменить на кальцинированную соду), достаточно смочить сухую и обязательно чистую ветошь в этом растворе и протереть поверхность АКБ. Грязь и различные скопления от осадков, масла и т.д., должны с легкостью очиститься и поверхность станет словно новой.

Так как многие покупают аккумуляторные батареи мало обслуживаемые, за ними нужен немного другой уход. Во время проведения зарядки аккумуляторной батареи из АКБ выходят газы, поэтому обязательно следите, чтобы все отверстия, которые открываются во время проведения зарядки на батарее, были открытыми и чистыми. Засорение может неблагоприятно сказаться на АКБ, иначе давление может просто «разорвать» внутренние банки батареи. Проводить зарядку аккумуляторной батареи рекомендуется в проветриваемом помещении и желательно не дома, а в гараже. Во время подзарядки в химической среде аккумулятора возникают газы, а гремучий газ плохо сказывается на состоянии человека, и обязательно запомните, что рядом не должны находиться легковоспламеняющиеся предметы и должен отсутствовать открытый огонь. Каждая аккумуляторная батарея имеет свой цикл зарядки, для большей уверенности в правильности действий вам лучше ознакомиться с инструкцией АКБ от производителя.

Всегда следите за чистотой клемм приводов и всех штырей на поверхности АКБ, также обязательно следите за электролитом, а вернее за его уровнем в банках

Большое внимание уровню электролита стоит уделять летом в жаркое время года. В этом время можно раз в неделю открывать и просматривать уровень электролита, либо через каждые 2 тысячи километров пробега

При уменьшении уровня электролита обязательно не забудьте долить дистиллированной воды до нужного уровня.

При длительном хранении батареи в зимнее и холодное время года, не оставляйте АКБ в автомобиле, так как отрицательная температура всегда плохо сказывается на аккумуляторах. Снимите батарею и принесите ее домой, идеальная температура для хранения аккумуляторной батареи это температура от 0°С до -30°С. Чем ниже уровень температуры тем медленнее проходит саморазрядка аккумуляторной батареи. Также при таком хранении батареи производитель всегда рекомендует через каждые три месяца подзаряжать АКБ для поддержания его работоспособности на должном уровне. Если же вы решили не приносить аккумуляторную батарею домой, то можно оставить ее в автомобиле, но перед уходом обязательно снимите все клеммы со штырей батареи, это также позволит продлить срок службы АКБ.

Давайте выделим основные пункты, которые стоит соблюдать при правильном уходе за АКБ: – всегда проверяйте прочность крепления аккумулятора, подвигайте его руками при выключенном двигателе; – чтобы избавиться от окисления на местах замыкания клемм с наконечниками АКБ, можно воспользоваться антикоррозионными средствами; – приобретите для себя вольтметр и проверяйте уровень заряженности АКБ при незаведенном двигателе. Если напряжение меньше заявленного, то обязательно проводите зарядку; – при длительном неиспользовании авто приносите АКБ домой или хотя бы отсоединяйте минусовую клемму от АКБ; – всегда следите за чистотой отверстий в крышках, они необходимы для выведения газов из АКБ.

Правильный уход за аккумуляторной батареей не такой сложный, но несоблюдение этих элементарных правил приводит к значительному снижению эксплуатационного срока новой аккумуляторной батареи, стоимость которой не такая уж низкая.

Немного о разрядке

Уже писал, но снова повторю. НЕЛЬЗЯ допускать, чтобы аккумулятор разряжался до «полного изнеможения», когда устройство автоматически отключается. Лучше бы не допускать разряда даже наполовину. Поэтому, если вы решили «прокачать» АКБ своего девайса (как насоветовано чуть выше), настоятельно рекомендую в конце разрядки самостоятельно контролировать и «вылавливать» состояние, максимально близкое к нулю, но ещё не 0, в идеале — 1%. Или хотя бы 3%. Дело облегчается тем, что в большинстве устройств при стандартных настройках система выкидывает предупреждения при 15% оставшегося заряда, затем при 5% и при 3%.

Ну и напоследок самое-самое:

Как хранить аккумулятор с электролитом

Чтобы аккумулятор встретил весну, сохранив рабочее состояние, нужно последовательно отключить клемму. Сначала с минусом, а потом с плюсом

То, что клеммы должны отключаться именно таким образом очень важно, поскольку в противном случае может произойти короткое замыкание, способное вывести технику из строя. Хранить аккумуляторы следует только в горизонтальном положении

Это правило касается аккумуляторов всех типов, а не только залитых. Чтобы аккумулятор не сломался, не нужно сливать из него электролит.

Прежде чем батарея будет поставлена на хранение, следует устранить электролит с ее корпуса. После этого нужно сверить уровень находящегося в банках электролита. Если он окажется пониженным, следует долить дистиллированную воду до нормы. Пользоваться обычной водопроводной водой и кислотой во время работы не следует, поскольку это может повредить батарею. Уже непосредственно перед тем, как аккумулятор будет отправлен на хранение, следует зарядить его на максимум.

Если владелец не имеет возможности периодически поднимать заряд батареи до нужного уровня, ее можно на время хранения залить 5%-раствором борной кислоты. Благодаря этому во время длительного хранения без подзарядки можно избежать саморазряжения батареи. При этом последовательность действий должна быть такой:

  • Сначала зарядить батарею аккумулятора;
  • Затем плавно, на протяжении 10-20 минут, слить электролит;
  • Несколько раз промыть емкость аккумулятора с помощью дистиллированной воды, оставляя ее в батарее не менее чем на двадцать минут каждый раз;
  • После последнего промывания в уже чистую емкость аккумулятора следует залить борную кислоту.

После этого аккумулятор можно прятать на хранение

Важно отметить, что хранить обработанный вышеописанным образом аккумулятор следует только при плюсовой температуре, поскольку раствор залитый борной кислотой попросту замерзнет

Весной, когда будет нужно восстановить рабочие качества аккумулятора, проделайте следующее:

  • Слить раствор, который был залит осенью, делая это так же медленно, как и его заливание (минимум 20 мин);
  • После того как раствор кислоты будет слит, в батарею можно будет залить требуемый объем сернокислого электролита;
  • После этого необходимо подождать как минимум 40 мин., затем проверить изменилась ли плотность электролита. В случае если это произошло, ее следует откорректировать до достижения нужной отметки.

Все: ваш аккумулятор готов к установке и последующей работе.

На аккумулятор автомобиля в процессе эксплуатации машины приходится повышенная нагрузка, и именно от того, насколько правильно автовладелец ухаживает за батареей зависит долговечность АКБ и беспроблемность ее эксплуатации.

Именно севший аккумулятор становится причиной проблем с эксплуатацией автомобиля в зимнее время года. В том случае, если автовладелец неправильно ухаживает за батареей, то подобное приводит к быстрой потери мощности, а уже буквально через несколько лет использования аккумулятора приходится покупать новую дорогостоящую запчасть. Тогда как при обеспечении простого ухода за аккумулятором на протяжении 7-8 лет АКБ не будет доставлять каких-либо хлопот, уверенно заводя автомобиль даже в самый серьезный холод.

Правильная эксплуатация

При глубоком разряде процесс сульфатации будет протекать всегда. Два-три таких состояния – аккумулятор не сможет набрать нужную емкость. Слегка исправить ситуацию в таком случае помогут несколько циклов зарядки-разрядки малыми токами. Этим можно достичь частичной десульфатации. Но образование кристаллов сульфата свинца происходит не только при низком заряде АБ.

Зимой состоянию аккумулятора следует уделять особое внимание. Мороз не приводит к сульфатации, однако, косвенно создает условия для её появления

При минусовой температуре для запуска мотора требуется максимальная емкость, а аккумулятор заряжается хуже. Это проявляется при езде на короткие расстояния, когда после запуска двигателя проходит 15-30 минут до остановки. Высокая температура, наоборот, ускоряет все процессы, в том числе и сульфатацию.

Применение пищевой соды позволяет очистить электроды аккумулятора от налета сульфита свинца и продлить срок эксплуатации устройства на несколько лет.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий