Содержание
- 1 Неисправности автогенераторов и способы их устранения
- 2 Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
- 3 Диагностика и устранение причин утечки тока
- 4 Что такое утечка тока простыми словами
- 5 Устранение утечки
- 6 Какой ток утечки аккумулятора автомобиля — норма
- 7 Что такое утечка и как она проявляется
- 8 Что такое утечка тока АКБ, как она проявляется
- 9 Причины возникновения утечки тока аккумуляторной батареи
- 10 Как найти утечку
- 11 Поиск и устранение неисправности
- 12 Обратный ток диодного моста
Неисправности автогенераторов и способы их устранения
При работе генераторов могут возникать неисправности механического и электрического характера. Зачастую одна вовремя не исправленная поломка становится причиной других.
Признаки повреждения генератора:
- мигание или постоянная работа лампы зарядки при работающем моторе;
- недостаточная зарядка или перезаряд аккумулятора;
- тусклый свет внешней световой сигнализации;
- пульсации свечения ламп;
- значительное увеличение яркости свечения ламп при повышении оборотов;
- посторонние звуки, источником которых является генератор или привод.
Механические поломки
Распространенные неисправности механического характера:
- появление трещин на приводном шкиве;
- обрыв ремня привода;
- износ подшипников якоря, который приводит к заклиниванию генератора.
Трещины и сколы на шкиве обнаруживаются при визуальном осмотре узла. Острые кромки начинают разрушать приводной ремень, который может сойти со шкива по поврежденным кромкам. Поломанный или лопнувший шкив требуется заменить новым, ремонт узла невозможен. Новый шкив должен иметь такие же геометрические параметры, как и изношенный.
Поврежденные подшипники якоря начинают издавать при работе характерный свист. Затягивать с ремонтом не следует, поскольку нарушается режим работы генератора из-за изменения зазора между якорем и статором. В итоге якорь может заклинить, что приведет к обрыву ремня и повреждениям щеток и обмотки.
Электрические поломки
Поломки электрической части генераторов:
- истирание токосъемных щеток;
- протирание коллекторной части ротора генератора;
- выход из строя регулятора напряжения;
- межвитковые замыкания обмотки статора;
- выгорание выпрямительного диодного моста;
- разрушение соединительной проводки;
- обгорание или окисление мест подключения проводки.
Для проверки работоспособности генератора применяется мультиметр или вольтметр, предназначенный для измерения постоянного напряжения 0-20 В. Перед началом замеров рекомендуется прогреть агрегат, дав ему поработать 10-15 минут при холостых оборотах двигателя и работающем потребителе (например, ближнем свете фар). Замер напряжения между положительной клеммой генератора и массой автомобиля должен показать значение в пределах 13,5-14,5 В. Более точная информация имеется в инструкции по ремонту и обслуживанию машины. При отклонении напряжения от норматива требуется замена реле-регулятора.
Проверка напряжения на клеммах батареи позволяет обнаружить повреждения соединительной проводки. Для полноценного замера требуется увеличить обороты двигателя до высоких и подключить мощные потребители энергии (например, дальний свет фар, обогревы стекол и сидений). В этом случае напряжение должно быть близким к значению на реле-регуляторе. В противном случае требуется провести проверку проводов и точек подключения.
Исправность диодного моста проверяется путем установки мультиметра на положительный вывод генератора и массу в режиме замера переменного тока. Значение напряжения должно находиться в пределах до 0,5 В. Более высокое напряжение является признаком неисправности диодного моста.
Процесс замены генератора на Форд Фокус 2 показан в видео, предоставленном каналом «Азбука Форд».
Замер пробоев обмоток генератора производится при отключенном аккумуляторе и отсоединенной от положительной клеммы устройства проводке. Тестер, переключенный в режим амперметра, подключается между клеммой и проводкой. Допустимым считается значение до 0,5 мА. При повышенном токе возможен пробой деталей диодного моста либо обмоток.
Для проверки обмоток возбуждения необходимо снять генератор с автомобиля. Работы ведутся при удаленном регуляторе напряжения и щеточном узле. Перед началом проверки контактные кольца очищаются от грязи. Тестирование выполняется мультиметром, переведенным в режим омметра. Подключение ведется к контактным кольцам. Нормальное значение сопротивления находится в интервале 5-10 Ом. Для замера пробоя на массу омметр цепляется к кольцам и корпусу. В исправном состоянии значение сопротивления будет бесконечным, при иных значениях — имеется пробой.
Категорически запрещается проверять работу генераторов методом короткого замыкания. Подобные действия приводят к выходу из строя не только агрегата, но и электронных блоков. Диагностику устройства рекомендуется проводить на стендах, имеющихся в специализированных центрах. Самостоятельные действия могут стать причиной дорогостоящего ремонта.
Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
При появлении первых признаков такой неисправности, необходимо произвести проверку утечки тока в автомобиле с помощью прибора.
Последовательность проверки:
1. Перед выполнением работ необходимо найти схему расположения предохранителей автомобиля. Это можно сделать, скачав руководство по эксплуатации авто, задав соответствующий запрос в поисковике. В некоторых автомобилях расшифровка предохранителей имеется на крышке блока предохранителей. Необходимо найти все места, где имеются предохранители в автомобиле.
2. Снимается положительная клемма аккумуляторной батареи. Зажигание и все электрооборудование авто должны быть выключены. Некоторые специалисты рекомендуют вести контроль по отрицательно клемме. Принципиальных отличий нет, цепь все равно одна. При контроле по положительной клемме проще производить поиск конкретного места утечки.
3. Мультиметр переключается в режим измерения постоянного тока 10 Ампер, щупы устанавливаются в соответствующие разъемы. На щупы лучше надеть наконечники-крокодилы.
4. Далее положительный (красный) щуп тщательно закрепляют на плюсовой клемме АКБ, минусовой – на снятой клемме, идущей к оборудованию автомобиля. Место этого соединения необходимо защитить от случайного контакта с кузовом авто (можно просто временно заизолировать ветошью), чтобы не было короткого замыкания.
5. На цифровом дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Если его величина меньше, чем 0,2 Ампера, можно дальнейший контроль не производить. Если ток больше 0,5 Ампер, то есть критического значения, необходимо перейти к дальнейшим операциям.
В случае, когда его величина находится в пределах от 0,2 до 0,5 Ампера, решение о целесообразности дальнейших действий принимается самостоятельно. Если ток превышает верхний предел измерений (как это показано на следующем фото), следует немедленно прекратить измерения и пригласить специалиста.
6. Если ток утечки в автомобиле больше критического значения, приступают к поиску конкретной причины и ее источника.
Для этого необходим помощник. Он будет последовательно доставать и вставлять на прежние места предохранители. В это время «оператор» мультиметра должен контролировать изменение показаний прибора.
Если при демонтированном предохранителе, показания значительно не изменятся (более, чем на 5%), значит, через этот предохранитель ток утечки практически не идет.
Правильнее начинать отключение — включение с мощных предохранителей, рассчитанных на большие токи. Это может ускорить процесс поиска. Обычно по цепи предохранителей большого номинала стоит еще несколько меньших предохранителей.
Если, например, при демонтаже предохранителя, отвечающего за блок управления кузовом, ток утечки значительно уменьшился, необходимо перейти к контролю малых предохранителей отвечающих за световое оборудование, дворники, омыватель и другие элементы оборудования кузова.
Видео — поиск утечки тока в автомобиле:
Лучше всего таким методом перебрать все предохранители. Предохранители автосигнализации обычно устанавливаются не на штатные места, они могут «висеть» рядом с основным блоком сигнализации.
Некоторые автоэлектрики используют усложненный метод контроля. Для него помощник не требуется.
7. Усложненный метод. В этом случае обратно накидывается положительная клемма АКБ. Последовательно достаются предохранители. Щупы мультиметра устанавливаются в разъемы вынутого предохранителя, контролируя ток по конкретной цепи. Данный метод более трудоемок, но точен.
8. Расшифровав по схеме расположения предохранителей все цепи, по которым утекает ток, приступают к установке конкретной причины утечки в этих цепях. Для этого нужен опыт работы со схемами электрооборудования автомобиля. Наиболее распространенные причины:
- замыкание проводки;
- залипание реле;
- выход из строя электронных блоков.
9. Для временного устранения проблемы утечки тока, можно не вставлять на место предохранитель, через который идет утечка. Например, если причина утечки находится в неисправности автомагнитолы, на время стоянки можно выключать соответствующий предохранитель.
Диагностика и устранение причин утечки тока
Для того чтобы провести измерение утечки тока аккумулятора необходимо подготовить:
- Мультиметр.
- Ключ рожковый на 10.
- Перчатки.
Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром
Перед началом работ по измерению необходимо выключить зажигание, достать ключ из замка. Стекла в машине нужно открыть, двери закрыть. При измерении силы тока будет включаться и отключаться АКБ, поэтому центральный замок может сработать и открытые стекла послужат доступом в салон.
- Внимательно проверить, чтобы все потребители тока были отключены (лампочки под капотом, в бардачке, багажнике т. п.).
- Откройте капот и отключите минусовую клемму от АКБ.
- Мультиметр следует перевести в режим измерения тока, подключив его в разрыв между отрицательным выводом аккумулятора и минусовой клеммой.
- Включить прибор, снять результаты утечки тока.
Важно! Все описанные работы следует проводить при заглушенном двигателе
Устранение утечки тока
Вопрос, как найти утечку тока в автомобиле, понятен и доступен многим автовладельцам, но устранение утечки, как правило, доверяют только специалистам. Хотя, если знать некоторые особенности этого процесса причину утечки тока можно устранить самостоятельно.
Для начала следует осуществить поиск цепи, по которой вероятнее всего, происходит утечка тока. Для этого нужно из монтажного блока последовательно вынимать предохранители, наблюдая за показателями прибора. Если вы найдёте место утечки тока — показатель величины существенно снизится. В инструкции по обслуживанию вашего автомобиля указана электрическая схема, по которой нужно определить, какое именно оборудование подключено к данному предохранителю и проверить его. Если вдруг оборудование окажется неисправным, его нужно просто отнести в ремонт либо купить новое.
Монтажный блок
Если все предохранители проверены, но тестер всё также определяет утечку тока, причина находится в области, незащищённой предохранителями: генераторе, стартере либо системе зажигания. Для этого необходимо отключить провода от этих систем и провести тщательную проверку. Также не стоит забывать, что автомобиль может быть оснащен самостоятельно установленными устройствами, которые без использования предохранителей подключены к цепи замка зажигания.
Далее нужно проверить всю проводку: если обнаружится подозрительная ее часть, необходимо «прозванивать» провода на предмет целостности состояния и искать замыкание. Эти действия нужно выполнять с помощью того же мультиметра, только установленного в иной режим – омметра. Данный режим позволит наблюдать сопротивление провода.
Проверить генератор. Чтобы это сделать, необходимо мультиметр установить в режим вольтметра, подсоединив параллельно приборам. Производить замер напряжения следует только при работе двигателя, включённых габаритах и подфарниках. В норме показатель напряжение равен 13,5–14 В.
Проверка генератора
Еще одной из причин утечки тока может послужить сигнализация. Для ее диагностики рекомендуется установить режим охраны и произвести проверку примерно через пять минут. Этого времени вполне достаточно для того чтобы сигнализация перешла в режим ожидания, а утечка прекратилась. Если произойдёт именно так, значит, сигнализация исправна, если нет – причина в ее неисправности. В таком случае стоит обратиться к специалистам, самому разобраться в системе сигнализации будет очень сложно.
Что такое утечка тока простыми словами
Аккумулятор – это одна из ключевых составляющих, принимающих участие в обеспечении бесперебойного функционирования автомобиля. Он должен быть заряжен, чтобы двигатель и другие устройства выполняли свое прямое предназначение.
Однако не всегда владельцу транспортного средства удается поддерживать необходимый заряд в АКБ, несмотря на все прилагаемые усилия. Как правило, такая ситуация является следствием утечки тока.
Этот процесс в транспортном средстве подразумевает утрату аккумуляторной батареей электроэнергии, которая при этом не идет на какую-либо полезную работу.
Устранение утечки
Когда выявлена утечка, необходимо приступать к устранению причины. Перед выполнением всех операций клеммы аккумулятора должны быть сняты. Варианты решения:
- Скопление грязи на участках соединения – следует провести очищение от пыли, грязи при помощи спиртового раствора.
- Повреждена изоляция – закрыть внутренние жилы и предусмотреть защиту от дальнейшего воздействия негативных факторов (надеть шланг для исключения перегрева и перетирания);
- Вода или запотевание в приборах – просушить. Если вода попала внутрь блока сигнализации, то требуется аккуратно произвести вскрытие модуля. Смочив спиртом, дождаться стекания воды, грязи. После удаления запотевания придумать защитный кожух, предотвращающий проникновение влаги внутрь.
- Неправильно работающий электронный прибор – ремонт или замена.
Устранив причину утечки, следует снова проверить мультиметром норму токопотребления.
В видео можно подробнее ознакомиться с постоянными потребителями тока и проверкой утечек тока. Сравниваются две машины, в которых разное токопотребление в зависимости от установленного оборудования.
Какой ток утечки аккумулятора автомобиля — норма
Утечка тока — это нерегламентированные потери электричества, из-за которых происходит разрядка АКБ. Причиной возникновения этого дефекта может быть повреждение проводки, выход из строя аккумулятора, неисправность энергозависимых подключенных устройств (например, магнитофон) и так далее.
Уровень естественной разрядки определяется так:
- Саморазряд АКБ. Даже самый качественный аккумулятор со временем разряжается по естественным причинам. Уровень саморазряда АКБ обычно составляет 1-4% в зависимости от качества АКБ, температуры окружающей среды и номинальной емкость аккумуляторной батареи.
- Подключенные устройства. Электрические приборы, подключенные к автомобильному аккумулятору, потребляют энергию даже в состоянии покоя. Больше всего «ест» сигнализация (порядка 25 мА в сутки), однако некоторые другие устройства также неплохо садят АКБ — иммобилайзер (15-20 мА), магнитофон (3-5 мА), центральный контроллер (5-10 мА).
В норме естественная разрядка АКБ составляет 20-40 мА в сутки. При таком сценарии машина может простоять на парковке несколько недель — и после этого ее можно будет без проблем завести. Если же на машине стоит иммобилайзер или «продвинутая» сигнализация, то в таком случае норма естественной утечки повышается до 50-70 мА в сутки.
В таком случае заряда батареи хватит на 5-7 дней, что является вполне хорошим показателем. Если же утечка тока будет составлять 80 мА или больше, то это указывается на наличие скрытого дефекта, а водителю придется заряжать АКБ буквально перед каждой поездкой.
Что такое утечка и как она проявляется
Утечка – это незапланированный ток, который протекает в электрической цепи. В бортовой сети автомобиля он может быть вызван двумя причинами:
- неисправность проводки и оборудования, нарушение их рабочего режима;
- ошибки в монтаже проводки, оборудования или неправильная его настройка.
К первому пункту можно отнести перетирание проводки, замыкание оголенных проводов и контактов оборудования токопроводящими жидкостями (вода, пыль, электролит и пр.), поломка и выход из строя электроприборов. Причем поломка может быть частичной, лишь вызывающей повышенный потребляемый ток, к примеру, охранной системой или магнитолой. При этом визуально неисправность может и не проявляться или проявляться слабо.
Второй пункт обычно вызван неумелым монтажом или неправильной эксплуатацией электрооборудования. К примеру, при выключении зажигания не отключается обогрев стекол или музыкальный центр не переходит в спящий режим, продолжая питать усилитель мощности.
Во всех вышеперечисленных случаях происходит незапланированная утечка, которая вызывает ускоренный разряд аккумуляторной батареи. При этом скорость разряда может быть достаточно высокой. Нередки случаи, когда уже через сутки – двое, а то и наутро водитель не может завести автомобиль. А если оставить машину с такой неисправностью на неделю, то глубокий разряд АКБ может полностью вывести батарею из строя.
Основная причина, дающая повод бить тревогу, – подозрительно быстрый разряд аккумулятора при выключенном зажигании. Если автомобилист заметил, что наутро или даже через неделю стоянки аккумулятор плохо «крутит» или «не крутит» вовсе, то самое время проверить электрооборудование своего автомобиля на ток утечки. При этом найти и устранить проблему нужно как можно скорее, поскольку утечка – не только сложности с пуском двигателя, но и большая вероятность серьезной аварии – короткого замыкания, выхода из строя дорогостоящего оборудования, а то и возгорания.
Что такое утечка тока АКБ, как она проявляется
Теоретически при отсутствии подключенной нагрузки к АКБ электролит должен находиться в электрически нейтральном состоянии. Но в реальности утечка тока существует практически всегда, а в некоторых случаях она довольно большая.
Причин возникновения такой нештатной ситуации несколько:
- неисправности в цепи (проводке, подключенном электрооборудовании);
- нарушения режимов функционирования электроприборов;
- ошибки при монтаже/настройке оборудования и электропроводки.
В качестве примера можно назвать перетирание и оголение проводов, которое в результате контактов с токопроводящими веществами (техническими жидкостями, пылью) приводит к короткому замыканию. Поломка электроприборов также может привести к утечкам, даже если это частичная потеря работоспособности – в результате прибор (мультимедийная система или, к примеру, охранная сигнализация) может начать потреблять больше тока, чем положено по номиналу.
Проблема заключается в том, что выявление таких случаев без использования измерительных приборов зачастую не представляется возможным.
Разумеется, подобные случаи не могут оставаться незамеченными длительное время, поскольку существенно увеличивают разряд АКБ. В некоторых случаях батарея садится до состояния, когда запуск двигателя становится невозможным, уже через несколько суток. И тогда двухдневное отсутствие автовладельца застигнет его врасплох, а недельное – может привести к полному выходу из строя аккумуляторной батареи, особенно если она необслуживаемая.
При обнаружении проблемы её устраняют. В нашем случае придётся сильно постараться только для того, чтобы обнаружить, что вызвало утечку тока, и делать это нужно быстро, поскольку не исключено, что это может привести к очень серьёзным последствиям, вплоть до возгорания автомобиля из-за короткого замыкания.
Причины возникновения утечки тока аккумуляторной батареи
Аккумулятор считается одной из главной составляющей работы автомобиля. Он должен быть заряжен, обеспечивая тем самым работоспособность двигателя и других устройств. Часто причиной утечки тока становится забывчивость владельца. Многие оставляют свой автомобиль на ночь с включенным оборудованием или откладывают на длительный срок покупку нового аккумулятора. Кроме этого, ток может уходить из-за нарушений при работе проводки. Таким образом, причинами появления утечки являются:
- Большой ресурс выработки аккумуляторной батареи;
- Не выключенные фары, габариты, магнитола;
- Разрушение изоляционного слоя проводов под воздействием неблагоприятных климатических и дорожных факторов;
- Окисление основных узлов или скопление слоя грязи на них (гнезда для подключения приборов, контакты клеммных колодок);
- Короткое замыкание в проводке дополнительно установленного оборудования из-за невнимательности прокладки проводов;
- Повреждение проводов металлическими креплениями;
- Оплавление некоторых участков проводки, расположенных рядом с двигателем.
Исключив вариант, что водитель не забывает выключать фары и электронику, следует искать утечку тока в другом месте.
Как найти утечку
Утечка может быть вызвана несанкционированным потребителем или коротким замыканием в цепи. Поиски начинаются с нештатных приборов и электронных компонентов. В отличие от заводской проводки вновь установленное оборудование может питаться от проводов, уложенных в первое попавшееся место. При желании быстро все разместить мастер не обращает внимания на то, что проводка может лежать вблизи мотора. При работе агрегат выделяет тепло, действующее на изоляционный слой проводов. В результате появляются оплавленные участки.
При расположении кабелей вблизи металлических мест, которые соприкасаются постоянно, можно наблюдать перетирание. Целостность проводки нарушается, что ведет к короткому замыканию.
Поэтому после предварительной диагностики с помощью мультиметра стоит осмотреть визуально отдельные участки и элементы оборудования, размещенного после покупки машины. Часто концевики сигнализации размещаются в местах соприкосновения дверей. Искать необходимо обгоревшие, коррозионные или нарушенные участки. Если такие не найдены, то стоит перейти к стадии глубокой диагностики.
Поиск и устранение неисправности
Самостоятельно проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля мультиметром несложно. Для этого совсем не обязательно обращаться в сервисный центр, поездка в который потребует и времени, и денег. Для проверки бортовой сети своими силами понадобится лишь гаечный ключ на 10 и мультиметр, способный измерять токи величиной не менее 3-5 А. Таким пределом измерения обладают если не все, то большинство авометров (тестеров), включая китайские.
Эти приборы могут измерять постоянный ток до 10 А (слева) и 3 А (справа).
Измерение общего тока
Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром производится путем измерения потребляемого от аккумулятора тока оборудованием авто при отключенном зажигании. Для этого необходимо произвести все манипуляции, которые выполняются при постановке автомобиля на стоянку: отключить потребители (фары, обогреватели, кондиционеры и пр.), выключить зажигание, активировать систему охраны, если она есть, и плотно закрыть все двери. Перед этим, конечно, нужно открыть крышку моторного отсека, где установлен аккумулятор. Дополнительно стоит опустить стекло в одной из дверей на случай, если манипуляции с АКБ вызовут случайное срабатывание дверных замков.
Этот тестер имеет максимальный предел измерения тока в 10 А, его и нужно выбрать.
Далее от АКБ отсоединяется одна из клемм, между сброшенным проводом и клеммой включается уже настроенный мультиметр. Чтобы не держать щупы тестера руками, их можно оснастить зажимами «крокодил». После подключения мультиметра включать какое-либо бортовое оборудование нельзя, поскольку ток, потребляемый этим оборудованием, может превысить максимальный предел измерения тестера. В результате тестер просто сгорит.
Зажимы типа «крокодил», надетые на щупы тестера, оставляют руки свободными.
На фото выше прибор показывает 0,33, что на пределе измерения 10 А соответствует току 0,33 А или 330 мА. Теперь самое время выяснить, какой ток утечки вообще допустим. Согласно рекомендациям специалистов, нормальным током утечки в автомобиле считается:
до 50 мА — авто со штатным электрооборудованием;
до 80 мА — авто с дополнительным оборудованием (сигнализация, магнитола, навигатор и пр.).
Теперь нужно оставить все как есть и, не отключая прибор, подождать минут 5-10. Дело в том, что современное оборудование авто достаточно интеллектуально, некоторые узлы его могут переходить в режим пониженного энергопотребления не сразу после выключения зажигания. Прошло 10 минут, но ток не уменьшился? Похоже, с током утечки проблемы, и причину придется искать.
Обратный ток диодного моста
В свое время это было основной причиной чрезмерного разряда аккумуляторов – генератор оставался единственным устройством, прямо связанным с АКБ после отключения зажигания. Автомобильный генератор – это трехфазная (реже-четырехфазная) машина переменного тока, который для использования в бортовой сети необходимо выпрямить. За это отвечает диодный мост – характерная «подкова» из мощных полупроводниковых диодов, которая в цепи автомобиля включена между статорными обмотками и аккумулятором.
Идеальный полупроводниковый диод проводит ток в одном направлении, на этом основано их использование в выпрямителях переменного тока. Но на практике у диода есть и обратный ток – будучи подключенным к аккумулятору диодный мост медленно высаживает аккумулятор на статорные обмотки. В норме обратный ток диода составляет несколько миллиампер, с учетом того, что в мосту их несколько, нормальным обратным током сборки считается 20-40 мА.
Однако полупроводники со временем деградируют, что приводит к изменению параметров диода, включая и рост обратного тока. Так утечки могут вырасти в разы – а постоянная нагрузка в сотню-две миллиампер.