Содержание
- 1 Контроль уровня электролита
- 2 Компоненты, из которых состоит АКБ, и их доля в общей массе
- 3 Сколько килограмм свинца в различных вариантах
- 4 От чего зависит вес автомобильного аккумулятора
- 5 Размеры АКБ
- 6 Плавим сами
- 7 Таблица соотношения емкости к весу
- 8 Показатели веса разных типов АКБ
- 9 Вес и из чего он складывается
- 10 Аккумулятор для грузовиков 190 Ач 12v
- 11 Размеры автомобильных аккумуляторов
- 12 Для чего нужен электролит в аккумуляторе
Контроль уровня электролита
Эти правила несложные, в первую очередь следует следить за уровнем электролита. Хотя современные аккумуляторы и считаются необслуживаемыми, но на самом деле это не совсем так. Конечно, если на аккумуляторе нет никаких пробок, то он действительно необслуживаемый, но если пробки есть, то минимум ухода требуется.
Если корпус прозрачный, то обычно на нем нанесены метки минимального уровня электролита. Нужно следить, что – бы электролит не был ниже этих меток. При непрозрачном корпусе контроль уровня электролита проводят по каким – либо меткам внутри корпуса аккумулятора, если они там имеются, либо с помощью стеклянной трубочки. Трубочку аккуратно опускают до пластин, закрывают ее верхнюю часть пальцем и вынимают (осторожнее с кислотой!), уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше пластин аккумулятора. Обычно достаточно проводить контроль уровня электролита раз в год, но при жаркой погоде, например, в южных районах, возможно, потребуется и две проверки.
Контроль за уровнем электролита в аккумуляторе и своевременное его восстановление путем добавления дистиллированной воды является тем самым минимумом в обслуживании аккумулятора. Если аккумулятор изначально исправен, электрооборудование автомобиля так – же исправно и он эксплуатируется достаточно регулярно, без длительных перерывов, то аккумулятор будет служить долго, без дополнительного вмешательства.
Те автолюбители, которые сами обслуживают свои автомобили, да и просто желающие продлить срок службы аккумулятора, могут несколько расширить число операций по уходу и обслуживанию. Для этого потребуется некоторый инструмент и приспособления для обслуживания аккумулятора.
Компоненты, из которых состоит АКБ, и их доля в общей массе
Схематически классический стартерный автомобильный аккумулятор можно представить в виде конструкции, состоящей из пластикового корпуса-моноблока, в котором размещаются металлические пластины и заливается электролит.
Таким образом, вес автомобильного аккумулятора в килограммах можно распределить между этими тремя составляющими. В среднем на свинцовые пластины приходится до 60-70% от массы батареи, на долю электролита – около 20-25%, на долю коробки – 5-8%.
Рассмотрим эти главные компоненты подробнее.
Оболочка
Аккумуляторный корпус, или моноблок, представляет собой короб, изготовленный из полипропилена (ранее встречались и эбонитовые корпуса), служащий ёмкостью для электрохимического раствора. Внутри моноблок разделён на секции, количество которых зависит от типа АКБ. Так, у шестивольтовых батарей таких секций 3, у 12-вольтовых автомобильных – 6.
В этих секциях размещают набор свинцовых пластин, представляющих собой чередующиеся положительные и отрицательные электроды в виде решетчатых прямоугольных конструкций. Чтобы они не соприкасались между собой, их разделяет сепаратор из диэлектрического химически стойкого материала. В каждую секцию заливается электролит, уровень которого должен перекрывать верх пластин на 10-15 мм. Наконец, сверху корпус закрывается крышкой, которая содержит выводы пластин (плюсовую и минусовую клеммы), а также может иметь пробки для долива электролита или дренажными отверстиями для отвода газов. Доля короба в весе АКБ – 5-8%.
Свинец
Батареи стартерного типа изготавливаются по разным технологиям. В настоящее время самыми распространёнными считаются свинцово-кислотные аккумуляторы, в которых основным компонентом электродов является свинец вместе с добавками (сурьма, кальций, их смесь), а также диоксид свинца. Плотность этого компонента, подлежащего вторичной переработке, достаточно велика – 11,3-11,5 г/см3, что и обуславливает его долю в общей массе батареи до 70%.
Электролит
Электрохимический раствор, который заливают в корпус аккумулятора, представляет собой водный раствор серной кислоты, причём в качестве растворителя используется очищенная дистиллированная вода, лишённая примесей.
Плотность электролита не является стабильной величиной: она меняется по мере зарядки/разрядки, то увеличиваясь (при уменьшении доли воды), то уменьшаясь (когда в растворе уменьшается количество серной кислоты, вступающей в реакцию с пластинами).
Если аккумулятор заряжен, плотность электролита, независимо от ёмкости батареи, лежит в пределах 1,128-1,300 г/см3. Плотность электролита можно измерить посредством обычного ареометра, но делать это нужно в каждой банке – они не связаны друг с другом. Такой контроль должен быть периодическим и выполняться каждые 15 000-20 000 км. пробега.
Сколько килограмм свинца в различных вариантах
Здесь я представлю несколько значений:
1) Общую массу с пластиком и кислотой.
2) Сколько можно добыть своими руками в гараже.
3) Сколько можно добыть на специальном оборудовании, на производстве.
55 А/ч
Общий вес – примерно 15 кг.
Чистый (можно добыть самому) – около 3 кг.
Общий в соединениях – 10,5 кг.
60 А/ч
Общий вес – примерно 17 кг.
Чистый – около 3,4 кг.
В соединениях – 11,9 кг.
75 А/ч
Общая масса – примерно 22 кг.
Чистый – 4,4 кг.
В соединениях – 15,4 кг.
90 А/ч
Масса около – 27 кг.
Очищенный – 5,4 кг.
Общий – 18,9 кг.
190 А/ч
Масса около – 43 кг.
Чистый – 8,6 кг.
В соединениях – 30,1 кг.
Теперь точно буду заканчивать, мораль проста – если хотите заработать, то несите неразобранный корпус в пункт приема, меньше мороки и больше денег заработаете!
НА этом все, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
От чего зависит вес автомобильного аккумулятора
Факторов, определяющих вес АКБ, не так уж много. Перечислим их:
- материал изготовления пластин (или, если угодно, тип аккумулятора): свинцовые батареи, к примеру, гораздо тяжелее литиевых;
- наличие электролита, на долю которого приходится примерно 20% от веса устройства;
- мощность или ёмкость АКБ. Здесь зависимость прямая: чем больше мощность, тем крупнее и массивнее аккумулятор. На большинство легковушек устанавливаются батареи ёмкостью 55-60 А/час, средний вес такого аккумулятора для легкового автомобиля лежит в пределах 12-15 кг. (55-амперная батарея). Хотя это приличный вес, в принципе с его транспортировкой даже в пешем виде проблем возникнуть не должно. Что касается 60-амперного аккумулятора, то он тяжелее примерно на 10%, или, в абсолютных цифрах, его масса колеблется в диапазоне 13,5-16 кг. Отметим, что мощность батареи увеличивается двояким способом: за счёт увеличения размеров свинцовых пластин, а также при увеличении их количества в корпусе. Понятно, что в любом случае габариты источника питания увеличиваются вместе с весом.
При увеличении размеров совершенно правильным будет предположение, что в него поместится больше электролита. Так, 75-амперный аккумулятор весит в районе 15-20 кг.
Мало кто из отечественных автомобилистов знает, но на некоторые азиатские малолитражки устанавливаются АКБ ёмкостью 35 А/час, весящие в полностью заправленном состоянии порядка 12 кг., но есть и ещё менее массивные батареи, используемые для питания мототехники. С другой стороны, не редкость и аккумуляторы весом в полцентнера, устанавливаемые на грузовики и спецтехнику. Такую АКБ и поднять-то сможет далеко не каждый.
Размеры АКБ
Число штатных габаритов, предлагаемых рынком, достаточно велико. При этом в разных частях света требования к типоразмерам автомобильных аккумуляторов совсем не похожи. В Европе свои стандарты, в Азии свои, и североамериканский континент использует совсем другие варианты конструкции. А вот в Южной Америке выпускают аккумуляторы, которые можно смело устанавливать как на европейские, так и на отечественные автомобили.
Современные типоразмеры аккумуляторов
Что касается автомобилей из Азии, здесь всё связано со стремлением производителей к выпуску машин, где подкапотное пространство максимально уплотнено. Это вынудило конструкторов комплектовать технику высокими, но узкими и короткими батареями. Поэтому, покупая авто из Кореи либо Японии, имейте в виду, что после окончания срока эксплуатации родной АКБ на замену придётся подыскивать только фирменное изделие.
У североамериканских батарей свои заморочки. Дело в том, что клеммы находятся не вдоль наиболее длинной стороны, а на боку. Помимо этого они ещё и могут быть снабжены внутренней резьбой. И если вы стали владельцем машины, произведённой на североамериканском континенте, то аккумуляторы, реализуемые на территории РФ, вряд ли подойдут к данному авто. В таких случаях не рекомендуется заниматься самодеятельностью: целесообразнее заказать оригинальную АКБ. Попытки слепить что-то своё зачастую заканчиваются печально: плохой контакт между клеммой и проводом может привести к искрообразованию, что чревато возникновением пожара.
Высота аккумулятора с клеммами и без
Контакты батареи тоже важный момент. Здесь большую роль играет их расположение, размеры. Если брать в расчёт европейские, российские и южноамериканские модели изделий, то клеммы могут быть расположены разными способами:
- прямая полярность: справа «минус» («масса»), слева «плюс»;
- обратная полярность подразумевает противоположное расположение клемм.
Чтобы правильно выяснить полярность, достаточно батарею повернуть к себе фирменной наклейкой. Если не посчастливилось и в вашем распоряжении оказалась батарея с не таким, как надо, расположением клемм, можно (но не рекомендуется) нарастить провод. В подобном случае целесообразнее подыскать на авторынке или в магазине цельный кабель нужной длины.
Интересно: изредка в продаже попадаются АКБ с клеммами по диагонали или по центру корпуса. Их можно ставить почти на все машины. Форма, размер аккумуляторных контактов тоже бывают разными. Чаще всего они имеют вид конуса. Автомобильные наконечники проводов соответствуют такой конструкции. При этом верхний диаметр «минуса» по размеру чуть уступает «плюсу». Кроме этого конусные клеммы могут быть маленькими, что характерно для продукции японского автопрома. Существуют и более экзотические варианты:
- под винтовое крепление;
- под болт;
- в виде уголка.
При покупке АКБ стоит обращать внимание на высоту аккумулятора с клеммами или без. На большинстве батарей пробки или крышки банок расположены на более высокой части, которая выше контактов
Поэтому их соприкосновение с капотом невозможно. Однако есть модели, где верхняя часть корпуса не в виде ступеньки, а совершенно плоская. В этом случае тщательно измерьте высоту контактов на родной АКБ, чтобы не допустить их замыкания через капот автомобиля.
Ещё один важный нюанс: речь идёт о креплении батареи к кузову машины. Многие совершают ошибку, никак не закрепляя батарею. А это чревато:
- сокращением срока эксплуатации из-за тряски и вибраций;
- возможным выливанием кислоты при ДТП, что опасно для здоровья.
Поэтому, приобретая батарею, обратите внимание на возможность её фиксации. Если АКБ крепится через верх, то причин для волнений нет, можно покупать любую
Но некоторые (например, на ВАЗ2108-2105) крепятся посредством специального выступа снизу, который есть не на каждой батарее.
Плавим сами
Многие из нас привыкли плавить этот мягкий металл, на обычной плите у себя дома.
Некоторые мои друзья плавили на электрической плитке в гараже. Подойдет ли нам такая схема и сколько можно наплавить?
А вот не совсем!
В аккумуляторе чистого свинца, который легко поддается термической обработке (дом — гараж), всего – 15 – 20 %, это клеммы и «мостики», а также сама решетка, которая погружена в кислоту, а от нашей общей массы это всего – около 3 кг.
Остальной металл идет в качестве оксидов и диоксидов, что намного усложняет его добычу. Скажу так — нужно применять химические реактивы и более высокие температуры (от 600 градусов) чтобы разрушить это соединение! Поэтому многие из гаражных химиков списывают это на грязь или шлак, которого образуется примерно до 30 до 40 % от массы и просто его выкидывают, а это, кстати — около 5 килограмм.
Поэтому можно встретить в интернете много роликов что доля свинца в общей массе – мала, и не стоит его добывать таким способом. Особенно если вы планируете его, сдавать за деньги! Смотрим такой ролик.
В этом есть доля истины, но многие просто не могут его «готовить», то есть добывать, нет ни знаний, ни возможностей! Например — где вы найдете горелку с температурой в 600 – 1000 градусов, и сколько вам это будет стоить?
Самый легкий способ это сдавать неразобранную конструкцию в специальные пункты или на заводы изготовителя. Там есть и реактивы, и специально обученный персонал, да и плавильные печи присутствуют.
На этой ноте можно было бы заканчивать статью, однако я вам обещал разбивку по модификациям.
Таблица соотношения емкости к весу
Как вы уже поняли, львиная доля массы батареи приходится на свинцовые пластины. В процентном соотношении – около 80 %. Чтобы добиться определенного значения емкости производитель манипулирует с количеством и размером пластин. Поэтому, зная данный параметр АКБ можно легко вычислить ее тяжесть.
Вес аккумулятора для автомобиля не маленький, и колеблется от 15 до 50 килограммов, в зависимости от емкости аккумулятора. Вес может также явлется показателем качества батареи, т. е. количество свинца, которые производитель потратил на его создание.
Для того, чтобы понять из чего складывается вес аккумулятора, необходимо разобраться в его устройстве. Он состоит из моноблока (пластиковый корпус), который весит не более 0,5 кг а 55-го аккумулятора, свинца (вес 12-13 кг, в зависимости от марки аккумулятора) и электролита, который имеет вес 2-3 кг.
Зачастую заявленный вес не совпадает с фактическим. Причин для этого может быть несколько: 1) недобросовестные производители батарей экономят на свинце, тем самым снижая общий вес самой батареи. 2) Недостаточный уровень электролита (образовался в процессе хранения или эксплуатации батареи). В таблице ниже показана зависимость веса от емкости аккумулятора и наличие электролита.
Показатели веса разных типов АКБ
Емкость АКБ пропорционально связана с его массой. Чем больше потребителей, чем больше требуется электричества, тем больше будет масса аккумулятора. При покупке АКБ можно руководствоваться правилом, что при прочих одинаковых параметрах следует отдавать предпочтение более тяжелой батарее.
35 а/ч
АКБ с такой емкостью устанавливаются в малолитражных автомобилях с малым количеством потребителей энергии. Установка обогрева зеркал, руля, сидений и акустики может потребовать увеличения емкости АКБ на 10-15 А*ч. Поскольку малогабаритные авто чаще используются в поездках по городу, то емкости этого АКБ достаточно для быстрого восстановления заряда, что при малом весе, около 10 килограммов, делает комфортной его эксплуатацию.
55 ампер в час
До сих пор остается одним из самых востребованных категорий стартовой батареи. Это обусловлено как большим количеством проданных ранее автомобилей, так и характеристиками, удовлетворяющими пользователей в большей части случаев. Масса АКБ относительно невелика, около 14 кг, что облегчает его демонтаж в холодное время года во избежание порчи. Вес изделия, даже заправленного электролитом, не создает нагрузок на силовые элементы корпуса автомобиля в месте крепления стартовой батареи.
60 а/ч
Самая распространенная категория АКБ. Обеспечивает пусковой ток 250-300 А в холодное время
При покупке данного типа обращайте внимание на особенности крепления – верхнее или днищевое. Юбка располагается по корпусу или только по его длинной стороне
От этого зависит возможность его точной установки. В противном случае придется изготавливать нестандартное крепление и учитывать возможности силовых элементов и вес аккумулятора.
75 ампер/час
Батареи с указанной емкостью используются с двигателями объемом до 3 л легковых автомобилей выше среднего класса.
Разрядный ток в диапазоне 650-750 А
При покупке данной категории АКБ помимо массы следует обращать внимание на габариты, которые должны позволять установку в ваше транспортное средство
90 а/ч
Данный тип АКБ 6СТ-90 используется в транспортных средствах массой до 3,5 тонн и повышенным энергопотреблением. Наличие электрической лебедки на внедорожнике может потребовать замены стандартной заводской батареи на усиленный вариант. Обеспечивают ток разряда около 700 ампер. Средний вес устройства 25 кг и слабо зависит от типа примененного электролита – жидкость или гель.
https://youtube.com/watch?v=xJVRSu_-kQ0
190 ампер в час
Предназначены для автобусов, магистральных тягачей наподобие КАМАЗа, тракторов, строительной техники. Также могут использоваться в маломерных плавсредствах и стационарных двигательных установках для их запуска. Оценочная масса указана в таблице, однако производитель может использовать современные технические решения с целью улучшения эксплуатационных характеристик, что приводит к ее увеличению. Для повышения стойкости к ударам, тряске пластины автомобильного аккумулятора могут иметь большое количество точек крепления, что приводит к увеличению веса батареи.
225 ампер/час
Подавляющее число производится с прямой полярностью и пусковым током не ниже 1150 ампер.
Аккумуляторы такой емкости используются в транспортных средствах больших размеров:
- самосвалах;
- тяжелых машинах, седельных тягачах;
- автобусах;
- строительной технике;
- катерах, маломерных судах;
- генераторах электрического тока.
Данный тип стартовых аккумуляторов, 6СТ-225, наделен максимальной емкостью среди серийно выпускаемых устройств.
Вес и из чего он складывается
Причина узнать массу аккумулятора с электролитом и без электролита может быть любая – начиная от продажи аккумулятора перекупщикам, и заканчивая тем, что автовладелец решил провести апгрейд двигателя, и вес необходим для проведения подсчётов.
Прежде, чем подсчитывать вес, необходимо в первую очередь помнить, что вес складывается из нескольких составляющих:
- Оболочка (корпус) АКБ;
- Электролит (жидкая смесь);
- Свинцовые составляющие батареи.
Справка: тем, кто решил продать аккумулятор перекупщикам стоит обратить внимание, что вес АКБ, который автовладелец замерил самостоятельно, и вес у покупателя может отличаться!
Узнай время зарядки своего аккумулятора
Обусловлена погрешность тем, что перекупщики при покупке заинтересованы только в свинцовых составляющих. Остальные составляющие перекупщикам не интересны, и переплачивать за ненужные компоненты, конечно, никто не станет.
Аккумулятор для грузовиков 190 Ач 12v
Грузовые автомобили оснащаются большими по мощности двигателями. Как правило, такие машины работают на дизельном топливе, для воспламенения которого необходима большая степень сжатия в камере сгорания. Перечисленные условия не позволяют использовать для обеспечения бортовой электрической системы маломощные аккумуляторные батареи. Поэтому для больших машин применяются аккумуляторы 6СТ 190 А/ч.
Сколько весит аккумулятор 190 ач
Пластины мощного аккумулятора изготавливаются из свинца, который имеет большой удельный вес. Этот факт не может не отражаться на массе изделия. В качестве электролита в таких изделиях применяются слабый раствор серной кислоты, но эта жидкость также тяжелее воды. Пластик является самым «безобидным» в этом смысле материалом, но учитывая относительно большие габариты изделия, корпус изделия добавляет в общую копилку несколько килограммов.
Полностью заправленный автомобильный аккумулятор, ёмкость которого равна 190 ah будет весить не менее 47 кг, поэтому изделие оснащается удобными ручками для переноски.
Габариты АКБ и варианты клемм
Владельцам грузовых автомобилей следует помнить о том, что приобретать аккумулятор нужно заранее убедиться, что он благополучно подойдёт по размеру в штатное место. Стандартные габариты батареи 6СТ-190 а/ч составляют:
- Длина – 513 (507-524) мм.
- Ширина – 223 (218-228) мм.
- Высота – 223 (210-236) мм.
У некоторых производителей размеры могут немного отличаться от стандартных, максимальный и минимальный разброс указан в скобочках).
Большинство производитлей выпускаю батареи с обратно полярностью (европейская, плюс слева), так как в мире она более востребована, но многие специально для российского рынка делают и с прямой полярностью (плюс справа).
Размеры автомобильных аккумуляторов
В отличие от веса размер автомобильного аккумулятора должен обязательно быть габаритные размеры при его покупке. Размеры аккумулятора не существуют сами по себе и не берутся производителями с потолка. Во многом они определяются основными параметрами, характеризующими работу АКБ: ёмкостью и пусковым током. Чем эти показатели больше, тем больше требуется электродов и объем активной массы. Соответственно, увеличивается размер корпуса батареи
Наверняка все обращали внимание, что аккумуляторные батареи для грузовых автомобилей с большими значениями ёмкости имеют более крупные размеры, чем у легковых. Именно потому, что они содержат больше пластин в своём составе
Европейский типоразмер
Размеры аккумуляторов европейского стандарта подходят для использования на автомобилях европейского и отечественного производства. По внешнему виду их сразу можно отличить по выводам, утопленных в крышке аккумулятора.
Азиатский типоразмер
Размеры и внешний вид аккумулятора азиатского заметно отличаются от европейских. Выводы аккумулятора находятся вровень с плоскостью крышки, а сам корпус имеет большую высоту и меньшую длину
Обратите внимание, что на большинстве автомобилей азиатских производителей стоят именно такие АКБ. Кроме различий в размерах, эти аккумуляторы по-другому закрепляются в подкапотном пространстве
У европейского типа крепление осуществляется за выступ внизу корпуса аккумулятора, а АКБ азиатского типа прижимается планкой сверху при помощи винтовых зажимов. Поэтому нужно покупать АКБ с размерами и типом, аналогичными старому. Иначе возникнут проблемы с установкой.
Американский типоразмер
Североамериканский аккумулятор близок по своим размерам к европейскому типу, но имеет другие размеры. Они расположены сбоку на длинной стороне аккумулятора. Выводы имеют внутреннюю резьбу и клеммы к ним крепятся при помощи болтов. Такая конструкция используется на автомобилях, которые поставляются на североамериканский рынок. В России аккумуляторы этого типа распространены мало. Ниже вы можете посмотреть таблицу, где собраны вы аккумуляторов с различной ёмкостью. Возможно, она поможет вам сориентироваться при выборе АКБ.
Длина х Ширина х Высота, мм | Типоразмер | Ёмкость, А-ч |
Длина х Ширина х Высота, мм | Типоразмер | Ёмкость, А-ч |
187х127х227 | Asia | 35 |
187х127х227 | Asia | 40 |
175х175х190 | Euro | 42 |
207х175х175 | Euro | 44 |
238х129х227 | Asia | 45 |
207х175х190 | Euro | 52 |
242х175х190 | Euro | 60 |
232х173х225 | Asia | 60 |
242х175х190 | Euro | 60 |
242х175х175 | Euro | 61 |
242х175х190 | Euro | 62 |
242х175х190 | Euro | 63 |
232х173х190 | Asia | 65 |
261х175х220 | Asia | 70 |
278х175х175 | Euro | 72 |
278х175х190 | Euro | 74 |
278х175х190 | Euro | 77 |
315х175х175 | Euro | 80 |
353х175х190 | Euro | 95 |
306х173х225 | Asia | 90 |
306х173х225 | Asia | 95 |
353х175х190 | Euro | 100 |
390х175х190 | Euro | 110 |
513х189х223 | Euro | 140 |
518х240х242 | Euro | 180 |
518х240х242 | Euro | 200 |
518х240х242 | Euro | 225 |
Для чего нужен электролит в аккумуляторе
В свинцово-кислотных батареях происходят электрохимические процессы, благодаря которым получается электричество. Эти процессы возможны только при непосредственном участии электролита.
В АКБ имеются отрицательно и положительно заряженные пластины. В их состав входят свинцовые токоотводящие элементы. Они могут иметь различные добавки, от которых зависит тип аккумулятора.
В зависимости от плотности электролита зависит степень заряженности аккумулятора. Если она будет повышенная, то АКБ будет перезаряжена, а агрессивная среда вообще может нанести вред батареи. Когда она понижена, то батарея будет разряжена. Плотность концентрированной кислоты для аккумуляторной батареи составляет 1,835. Для того чтобы привести к нормальному показателю необходимо использовать дистиллированную воду.
Диапазон показателей нормально заряженного аккумулятора находится в пределах 1,23 – 1,25 гр/см3. При старте двигателя, включении аудио и световых элементов происходит разрядка АКБ. Происходит это из-за протекания электрохимической реакции. Вещество теряет серную кислоту, в результате чего происходит падение плотности и разрядка батареи.