Содержание
Основные поломки и ремонт
Поскольку при создании техники используются детали от разобранных автомобилей с пробегом, поломки связаны с выходом из строя силового агрегата и механизмов трансмиссии. На моторах могут обрываться кабели, идущие к датчикам. Если сохраняется каталитический нейтрализатор, то возможно появление ошибки (при заправке низкокачественным топливом). Но при регулярном обслуживании и своевременной замене технологических жидкостей силовая установка и трансмиссия работают надежно.
Владельцы критикуют технику серии Сокол за плохую управляемость, поскольку дифференциал заднего моста зафиксирован в одном положении. При эксплуатации на твердом грунте происходит ускоренный износ покрышек, а повышенные нагрузки на трансмиссию могут разрушить шестерни и карданные валы. При поломке деталей возникает сложность с приобретением запасных частей, поскольку агрегаты позаимствованы у автомобилей Toyota, созданных для внутреннего рынка Японии.
Из-за отсутствия закрытой кабины передвигаться на квадроцикле зимой сложно, владельцы устанавливают на сиденье и рукоятки рулевого управления самодельный электрический подогрев. Производитель не предусмотрел установку пола в кабине по бокам от сиденья. При перевозке дополнительного груза возможно попадание элементов на вал привода заднего моста или нагретый глушитель системы выпуска отработавших газов. Владельцы машин проводят самостоятельную доработку, устанавливая щитки из рифленого алюминиевого листа.
Заводской кофр для багажа имеет малую вместимость, что заставляет владельцев сооружать самодельные конструкции над задними крыльями. Каркас изготавливается из стальной трубы, элементы соединены сваркой. Предусматривается установка мягкой спинки для пассажира, который находится за водителем. На площадке предусматривается 2-3 места для установки 20-литровых канистр с бензином, что позволяет увеличить запас хода в 2-2,5 раза.
Устройство и конструкционные особенности
История разработки техники началась более 10 лет назад, когда Алексей Поздеев приступил к сборке прототипа машины, способной передвигаться по пересеченной местности. Первая модификация оснащалась пространственной рамой из стальных труб, в которой находится рядный 4-цилиндровый мотор от автомобиля Toyota Vitz. При рабочем объеме 997 см³ агрегат развивал 69 л.с. и отличался повышенной эластичностью (благодаря применению системы регулировки фаз газораспределения). От Vitz была позаимствована и автоматическая трансмиссия с несколькими режимами работы.
Снегоболотоход развивал на твердом грунте скорость до 80 км/ч, однако конструктор счел тяговые характеристики низкими. Следующий прототип оснастили бензиновым рядным мотором Toyota 1NZ-FE, который отличался увеличенным до 1497 см³ объемом цилиндров и развивал мощность 109 л. с. Силовая установка с автоматической коробкой была снята с «донора» — легковой машины Toyota Vitz. Мотор отличается повышенной до 11 ед. степенью сжатия, допускающей применение бензина с октановым числом 95 и выше. Позднее вышел модернизированный болотоход «Сокол Про».
Крутящий момент передается карданными валами к неразрезным мостам от кроссоверов Suzuki, которые установлены на доработанных листовых рессорах от малотоннажного грузовика «Газель». Из схемы подвески исключены элементы с шарнирами, что отрицательно сказалось на управляемости, но увеличило надежность ходовой части. Отсутствие выступающих рычагов позволяет передвигаться по лесным дорогам без риска отрыва деталей вследствие ударов об лежащие на грунте бревна или булыжники.
Рулевое управление с гидравлическим усилителем, насос смонтированы на двигателе. Вместо стандартного автомобильного руля применены рычаги мотоциклетного типа, что потребовало доработки редуктора. На вездеходах сохранены дисковые тормозные механизмы с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем. Конструктор предлагает установку покрышек ОИ-47 от грузовой техники, возможно применение шин ИП-184 (отличаются уменьшенной до 400 мм шириной протектора). Внешний диаметр колес не зависит от ширины беговой дорожки и составляет 1100 мм.
Преимущества и недостатки
Согласно отзывам владельцев квадроциклов Сокол, мотовездеход отличается хорошей динамикой, надёжностью и универсальностью. Среди положительных качеств модели названо следующее:
- Проходимость. Ни один другой квадроцикл не может посоревноваться в этой категории с отечественной моделью. Мотовездеход способен преодолевать заболоченные и поросшие кустарниками участки, рыхлую почву, песок, глину и т.д. Техника не застрянет на вязком грунте или в небольшой яме. Даже при передвижении по слою снега толщиной 50 см агрегат не грузнет.
- Надежна ходовая часть. Колесные диски и шины уникальны, поэтому они не подвергаются деформации. Даже если водитель наедет на острый камень, колесо не пробьется, что повышает комфорт и безопасность при передвижении в дикой местности.
- Компактность. При всей своей мощи квадроцикл обладает довольно небольшими габаритами. Он не займет много места в гараже, а также может перевозиться на специальном прицепе. Проехать на этом мотовездеходе можно по узким лесным тропинкам, между деревьями, по проселочной дороге, прочим узким местам.
- Скорость. В конструкции присутствует мощный мотор, который позволяет последней из модификаций разгоняться до 109 км/ч. При этом транспортное средство сохраняет свою устойчивость и экономно расходует топливо.
Есть у Сокола и недостатки, которые следует учесть перед покупкой и в ходе использования мототехникой:
- Управляемость. Так как ходовая часть была усилена, а дифференциал заднего моста заварен, управляемость значительно снижена. Это особенно заметно при пересечении местности с большим количеством различных преград, так как любая вибрация и удары передаются на руль.
- Несоответствие требованиям, установленным для общих дорог. Вес модели составляет 400 кг, поэтому правилами дорожного движения запрещается использование такого квадроцикла в городской черте.
- Стоимость. Этот мотовездеход хоть и стоит дешевле аналогов, но в целом имеет высокую цену. Такую стоимость имеет бюджетный легковой автомобиль, поэтому покупатели задумываются, а стоит ли выбирать квадроцикл, если можно вместо него приобрести машину.
Квадроцикл Сокол и его модификации
Создатель квадроцикла Сокол разработал несколько модификаций тяжелого мотовездехода. Они отличаются массой характеристик, а каждая последующая версия становится более совершенной. Модификации квадроцикла Сокол следующие:
- Квадроцикл Сокол 1.0 с двигателем 1SSZ-FE. Устанавливается с автоматической трансмиссией от Toyota Vitz. Рабочий объем двигателя в этой версии составляет 996 куб. см, а максимальная мощность достигает 70 л. с. Двигатель позволяет разгонять этот мотовездеход до 80 км/ч. Представленная модель поступила в производство, но ее быстро убрали с продаж, так как ее разработчики посчитали существующую мощность недостаточной. Впоследствии была разработана следующая версия.
- Квадроцикл Сокол 1.5 с мотором 1NZ-FE. Объем двигателя этой модификации составляет 1496 куб. см, а мощность достигает 109 л. с. Этот узел вместе с трансмиссией был взят с автомобиля Toyota Vitz. Поэтому квадроцикл обладает более совершенными параметрами и отличается высоким сроком эксплуатации.
- Квадроцикл Сокол Про. Здесь также установлен двигатель от Toyota Vitz 1NZ-FE. В этой модели применяются многолетние наработки и учтены пожелания покупателей. Новый рисунок шин увеличил проходимость, что для подобной техники является самым важным показателем. Сокол Про – это самая новая модель, в которой учтено все до мелочей.
- Квадроцикл Сокол Пикап. Компоновка модели автомобильная, что позволяет мотовездеходу перевозить грузы и людей.