Содержание
- 1 В чем прелесть и преимущества этой акустической системы
- 2 НЧ-система с механическим приводом
- 3 Чувствительность
- 4 Мощность
- 5 Лучшие коаксиальные колонки в машину
- 6 Что такое динамик?
- 7 Среднечастотный динамик
- 8 Эй, на пароме!
- 9 Место установки
- 10 Динамики 6 х 9 или сабвуфер?
- 11 Динамики наушников
- 12 Выбор и установка аудиосистемы в вашу машину
- 13 Стоимость
- 14 Типы акустического оформления
В чем прелесть и преимущества этой акустической системы
Двухкомпонентная акустическая система для авто и ее преимущества
Сколькими же головками должна быть наделена идеальная в плане чистоты воспроизведения акустическая система?Ответ 2 или 3, и даже 4 в корне неверен. Оказывается идеальная акустика априори должна быть наделена всего одной полосой, и это верно. Дело в том, что изготовить такой динамик, который бы одинаково хорошо воспроизводил все три частоты просто невозможно. Этим и объясняется отсутствие 1 полосной акустики в продаже (если она и существует, то стоит будет бешеные деньги).Большинство современных акустических систем наделены двумя и более головками, дабы успешно воспроизводить все частоты. АС, как мы будем называть в дальнейшем акустические системы, как правило, выполняются двухполосными. Но с течением времени некоторые производители стали выпускать и трехполосные, а затем уже 4-полосные АС, которые хоть и имеют определенные преимущества перед 2-полосной, все-таки ее по популярности не догонят. Ниже приведены причины, которые помогут читателю понять, почему по-прежнему меломаны на стороне двухкомпонентной АС?
Акустические системы двухкомпонентные хорошего качества
Преимущества 2 х полосной акустики
Итак:
По конструкции 2 х полосные АС намного проще, чем другие современные системы. Вместо двух динамиков(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами), которые воспроизводят низкие и средние частоты, как в 3 х полосной АС, у 2 х полосной всего один динамик. Он одинаково хорошо работает в этих двух полосах.
- Установка 2 х полосной системы намного проще и с этим делом можно справиться даже самостоятельно (об этом речь пойдет ниже), чего никак не скажешь про монтаж 3 х полосной АС, а тем более и 4 х полосной.
- Применение акустики, у которой более двух головок, подразумевает использование очень сложного кроссовера, который был бы в состоянии фильтровать частоты. Во-первых, он стоит дорого, а во-вторых, его установка крайне сложна, да и он сверхчувствителен и быстро выходит из строя.
- Согласование НЧ и ВЧ головок у 2 х полосной системы значительно лучше, чем у остальных. Они благодаря этому, в основном, и получили широкое распространение.
Недостатки 2 х полосной акустики
Будет несправедливо, если мы не приведем и недостатки 2 х полосной АС, которые тоже имеются:
- Конечно же, совместное излучение НЧ и СЧ не может хорошо сказаться на этом динамике. На него ложится огромная нагрузка, и выполнен этот излучатель должен быть строго по схеме, чтобы не нарушилось совмещение.
- НЧ/СЧ динамик 2 х полосной АС должен быть обязательно большим по отношению к ВЧ динамику. Сегодня популярны купольные динамики твитеры, воспроизводящие высокие частоты, размером 19-25 мм. Чтобы добиться нормального звука, в этом случае приходится использовать одновременно с этим твитером НЧ/СЧ динамик размером уже 150-250 мм. А как известно, при использовании больших диффузоров будет слышен явный дефект на частоте раздела громкоговорителей, что неизменно приведет к нарушению звуковой сцены.
- Из-за вышеприведенного выше, производителям 2 х полосной акустики приходится выпускать динамики НЧ/СЧ размером 100-180 мм. Но и это нисколько не спасает ситуацию, так как низкочастотник начинает в этом случае заметно «хромать» в сравнении с «настоящими» басовиками 3-х компонентной акустике.
- Чтобы изготовить хорошие динамики, одинаково воспроизводящие НЧ и СЧ, как и в случае с однополосной АС, приходится применять самые последние методы измерения, использовать компьютерное моделирование, новейшие материалы и так далее. Все это не может не сказаться на цене, которая априори повышается.
В стремлении удовлетворить вкусы ярого меломана двухкомпонентная акустика, естественно, уступает трехполосной и выше. Дело в том, что если удачно найти компромисс и воплотить в реальность воспроизведение низких и средних частот на одном уровне через один динамик, это даст совсем неплохие результаты. Но намного проще, если поставлена цель добиться выдающегося качества звучания, использование многополосной системы (3 и 4). В данном случае появляется горадо больше свободы, к примеру, в выборе твитера или размера НЧ динамика. С другой стороны, 2 х полосную акустику всегда можно установить в своем автомобиле самостоятельно, а для монтажа 3 х полосной АС придется нанимать профессионального установщика, который за час работы берет огромные деньги. Одним словом, и здесь свои проблемы. Каждый в данном случае должен решать за себя и информация просто ему в помощь. Ну а мы перейдем к следующему пункту нашей статьи. Как и обещали, проводим подробную инструкцию того, как своими силами установить 2 х полосную АС в свой автомобиль.
НЧ-система с механическим приводом
Естественно, что в области звуковоспроизведения возможны и экзотические решения. Ведь если проанализировать все существующие технологии, то у них можно найти один общий недостаток — очень низкий коэффициент полезного действия.
Этого недостатка лишены генераторы низкой частоты с механическим приводом. Собственно говоря, эти излучатели не работают со звуковым сигналом. Они применяются для различных технологических целей, в частности — для испытаний готовой продукции на виброустойчивость, выдавая синусоидальные колебания заданной частоты. При этом может обеспечиваться очень большая громкость!
Устройство состоит из жесткой пластины, на которую через шатун с двумя шарнирами передается возвратно-поступательное движение от диска, укрепленного на оси электродвигателя. Все это, очевидно, нужно как следует закрепить.
Частота колебаний такой системы зависит от скорости вращения электродвигателя. Получаем высокоэффективный генератор практически синусоидальных низкочастотных звуковых волн. Интересно, что в далеких восьмидесятых одна из дискотек в США купила такой генератор у НАСА. Он, якобы, затем использовался в составе низкочастотного звена акустики танцевального зала. Или в чисто рекламных целях. О реальном эффекте такого устройства можно только догадываться.
Продолжение следует…
Другие материалы цикла «Акустические системы»:
Чувствительность
В связи со всем вышесказанным, перейдем и к параметру «чувствительность». Она измеряется в децибелах. Этот показатель, в какой-то степени указывает на степень совершенства нашей колонки. Практически это — ее КПД, коэффициент полезного действия. Для современной акустики этот параметр находится в пределах около 83-95 децибел. Понятно, что высокие значения чувствительности, особенно для классической многополосной системы, достигаются путем множества серьезных и часто затратных технологических усовершенствований.
Схема измерения чувствительности колонок
Повышение чувствительности на 6 децибел приводит к ощущению, что при том же входном сигнале акустика звучит приблизительно вдвое громче! И кстати, для того чтобы поднять громкость на 3 децибела, диффузор динамика должен колебаться с приблизительно удвоенной амплитудой. Для маломощного усилителя, а это, в частности, большинство ламповых моделей, звук которых столь привлекателен, нужна акустика именно с высокой чувствительностью.
Мощность
И раз упомянуты усилители — самое время перейти к мощности. Это тема также «усилительная», но и в приложении к колонкам в ней немало интересного. В параметрах колонки, чаще всего, указывается рекомендованная мощность усилителя в виде двух чисел — минимального и максимального значения. Например, читаем, что для некоей напольной пассивной акустики, указывается минимальная мощность усилителя 20 Вт, максимальная — 200. Это значит, что при мощности усилителя ниже 20 Ватт колонка не сможет обеспечить приемлемый диапазон звукового давления (громкости), ограниченный ее чувствительностью. А при мощности выше 200 Ватт изготовитель, очевидно, не гарантирует сохранность колонки.
При превышении максимальной мощности (часто используется термин «пиковая» мощность или другое, на усмотрение изготовителя) происходит лавинообразное нарастание искажений, затем динамик может перейти в режим клиппирования — когда части подвижной системы ударяются в ограничивающие их смещение детали динамика. Это отмечается характерными щелчками. Появление таких щелчков — верный признак того, что динамику осталось работать совсем недолго. Не стоит доводить до этого.
Окно программы для разработки акустики VituixCAD
Как ни странно, очень важно при выборе колонок обратить внимание не только на цифры технических характеристик, но и на типы излучателей, их особенности и размеры. Особенно стоит оценить совокупный размер диффузоров низкочастотных драйверов. Наличие единственного прямонаправленного низкочастотного динамика с диффузором диаметром 5 дюймов очень плохо сочетается с заявленной нижней граничной частотой 30 Гц, особенно при неравномерности 3 децибела — а такие надписи доводилось видеть у недобросовестных изготовителей
Наличие единственного прямонаправленного низкочастотного динамика с диффузором диаметром 5 дюймов очень плохо сочетается с заявленной нижней граничной частотой 30 Гц, особенно при неравномерности 3 децибела — а такие надписи доводилось видеть у недобросовестных изготовителей.
Все вышеупомянутые параметры акустики важны не только для понимания того, как она зазвучит, но и для того, чтобы правильно подобрать комплект «колонки-усилитель». Общие принципы достаточно просты. Максимальная мощность усилителя должно быть заведомо меньше, чем максимальная мощность акустики. А ее чувствительность, поведение импенданса, особенности схемы требуют серьезного анализа для понимания, какой усилитель станет оптимальным выбором. Но это — тема для другого рассказа.
Предыдущие материалы цикла «Акустические системы»:
Лучшие коаксиальные колонки в машину
Коаксиальные акустика – это когда динамики высоких и нижних частот располагаются на одной оси. Это позволяет сделать систему более постой и недорогой.
1
Alpine SPR-50
Alpine SPR-50 можно охарактеризовать, как колонки в машину для хорошего звука. Двухполосная коаксиальная акустическая система, которая воспроизводит большую мощность и чистый звук. Подвес сделан по технологиям, идентичным для сабвуфера. Модель достаточно старая, поэтому можно с уверенностью сказать, что она проверена годами.
Особенности:
- многослойный диффузор, поворотный твитер с шелковым куполом;
- низкий коэффициент искажений от середины до верхов;
- высокая перегрузочная способность;
- идеально подходят в низ дверей, чтобы средние частоты не выходили на передний план.
2
Hertz DCX 165.3
Акустика в машину Hertz DCX 165.3 отличается продуманными технологиями при изготовлении. Коаксиальные динамики станут отличной модификаций стандартной аудиосистемы. Чувствительность выше, чем у предыдущей модели, что позволяет им хорошо работать даже от усилителя малой мощности. Колонки удачно вписываются в штатные места.
Особенности:
- диффузор из прессованной целлюлозы с влагозащитной пропиткой;
- на ферритовом магните НЧ/СЧ-динамика есть резиновое покрытие, которое защищает от механических повреждений;
- твитер с неодимовым магнитом и куполом из майлара – залог точного воспроизведения высоких частот.
3
Focal RCX-165
Двухполосная акустика диаметром 16 см имеет компактные габариты, включая установочную глубину. Это позволит без проблем заменить штатную акустику. Дизайн позаимствован из более дорогой линейки, что делает данную модель невероятно стильной.
Особенности:
- наличие защитных решеток на колонках;
- твиттер с технологией обратного купола, обеспечивающий отличную линейность;
- высокая чувствительность, обеспечивающая насыщенный звук;
- в комплекте идет крепление и необходимые винты.
4
Magnum MBS 6.5
Колонки для автомобиля Magnum MBS 6.5 относятся к базовой серии производителя. Они отличаются теплым и насыщенным звуком. При проектировании этой модели динамика конструкция была продуманна так, чтобы сигналы высокой мощности воспроизводились от внешнего усилителя без искажений.
Особенности:
- купол твитера выполнен из шелка;
- бумажный диффузор имеет глянцевое защитное покрытие;
- встроенный кроссовер первого порядка;
- защитный чехол магнита.
Что такое динамик?
Динамик — это самый популярный звукоизлучатель из всех существующих. Его можно найти практически везде: в телевизорах, мобильных телефонах, планшетах, портативных компьютерах, наушниках, фотоаппаратах и т. д. Конструкция динамика, о которой мы подробно расскажем немного позже, проста как пять копеек. Как и любое другое устройство, она имеет свои плюсы и минусы. К достоинствам такой конструкции относятся:
- Хорошая передача низкочастотных звуков.
- Разнообразие размеров и форм.
- Надежность.
- Простота.
Но, как мы уже и говорили, здесь есть и свои минусы:
- Частые искажения сигнала.
- Нелинейность частотного отклика системы.
Среднечастотный динамик
Динамик, который играет средние частоты (его еще иногда называют мидренч или, правильнее, мидрейндж — этот термин, от английского midrange speaker, пришел из автозвука), обычно наиболее близок по конструкции к классическому динамику
Важно, что этот динамик воспроизводит именно тот диапазон частот, в котором располагается человеческий голос и на котором наш слух особенно чувствителен к искажениям
Пример поведения динамика, замеры получены лазерным интерферометром
Ахиллесовой пятой среднечастотника является эффект появления специфических деформаций диффузора — так называемой изгибной волны, когда периферическая область диффузора не успевает за движениями центральной зоны, где крепится голосовая катушка. То есть разные зоны диффузора (кстати, расположенные, как правило, пятнами, а не концентрически, как следовало бы из логики процесса) колеблются не синфазно — одни участки отстают от других.
Звучание становится «рыхлым», неточным. Значит, диффузор должен быть максимально жестким. Если решать проблему в лоб — получим действительно жесткий диффузор, который будет весить так много, что не сможет звучать. Поэтому, как и в твитере, и в широкополоснике, в конструкции диффузора заложен сложнейший компромисс — между жесткостью и легкостью.
Среднечастотный драйвер Morel SCM 634 с карбоновым диффузором
Для колонок высокого класса конструкция диффузоров — важнейший момент. В экзотических вариантах среднечастотники (так же, как и твитеры, но гораздо реже) получают диффузор из бериллия. Но гораздо чаще в среднечастотниках можно видеть диффузоры из композитных материалов на базе углеволокна, стекловолокна, кевлара, древесного волокна или классической целлюлозы.
Эй, на пароме!
Рупор — самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.
Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м
Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же — рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста — его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия — уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.
Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.
Системы Realhorns — особая акустика для особых случаев
Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.
Рупор
Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.
Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.
Место установки
Перед выбором автоколонок в машину, необходимо определиться, в какое место они будут монтироваться, в магазине автоакустики можно найти разные виды динамиков для различных мест установки. Например, в задние двери, в передние двери, задней полки, приборной панели. Последний вид имеет небольшие размеры и форму круга, они считаются коаксиальными динамиками.
Автоакустика для дверей обычно производится высокочастотная, что позволяет воспроизводить музыку в стерео звучании, если сзади автомобиля имеются динамики низкой частоты звука. Эти устройства по форме обычно круглые, и оснащены специальной металлической сеткой для предотвращения попадания в них посторонних предметов и механических повреждений.
Задние колонки могут продаваться и без всякой защиты, а только с пластмассовыми ребрами. Обычно такие колонки имеют форму овала и могут монтироваться как возле штатных динамиков, так и вместо них. Существуют и дополнительные площадки в некоторых автомобилях для установки вспомогательных колонок.
Динамики 6 х 9 или сабвуфер?
Многие автовладельцы задаются вопросом, какие колонки лучше поставить в машину или, может, стоит выбрать сабвуфер? Для этого нужно знать несколько характеристик. Так, динамики 16 см лучше воспроизводят басы, чем 13 см аналоги. Но даже в этом случае низких частот недостаточно. Дополнить эту область воспроизведения поможет установка сабвуфера, который обеспечит одновременно громкое и низкое звучание звука.
Альтернативой сабвуфера являются колонки 6 х 9 дюймов. Они имеют хорошую чувствительность (до 92 дБ/Вт), а вот сабвуферы максимум до 89 дБ, и то найти такие параметры у техники проблематично. К тому же «овалы» или «блины», как называются динамики 6 х 9, работают от уже встроенного усилителя магнитолы, а для сабвуфера нужен отдельный внешний усилитель мощности, что скажется также на стоимости системы.
Динамики наушников
Очевидно, что при разработке излучателей для наушников во главе угла стоит принцип минимизации их размеров. Для внутриканальных их диаметр варьируется в пределах 6-12 мм, для накладных – 40-60 мм. Разумеется, в подавляющем большинстве они являются широкополосниками.
С одной стороны, при таком варианте успешно решается одновременного движения всей мембраны. С другой стороны, малые размеры излучателей усложняют их производство из материалов, что используются для изготовления драйверов колонок. Чаще всего, для этой цели используются гамма синтетических материалов, реже – целлюлоза. Небольшие габариты магнитной системы позволяют применять неодимовые магниты. Это значительно повышает максимальный показатель чувствительности (до 120 дБ) но при этом стоимость таких наушников ощутимо растет.
Кроме того, динамики наушников должны иметь намного большее сопротивление, нежели излучатели активной или пассивной акустики. Если последние имеют значения сопротивления в пределах 2-16 Ом, то спикеры наушников – от 16 и выше. У профессиональных наушников эти значения могут доходить до 800 Ом.
Теперь, имея определенное представление про типы динамиков различных устройств, Вам будет проще выбирать соответствующую акустическую продукцию из нашего каталога. Мы будем рады помочь Вам в удовлетворении любых аудиофильских желаний!
Также на сайте у нас есть обзор, с которым Вы можете ознакомиться:
Устройство динамика
Выбор и установка аудиосистемы в вашу машину
С чего же начать?
Между прочим, для качественного звука необходимо наличие хорошей магнитолы, поскольку она является главной в акустической системе. Предпочтительнее не экономить деньги, но в результате наслаждаться лучшим звучанием мелодии от лидеров рынка автомобильного звука. Потом можно перейти к подбору усилителей, проводов и, понятное дело, колонок.
Первоначально необходимо решить, что вам более необходимо — высококачественный и немножко басистый звук либо вибрация по автосалону и с такой оглушительностью, чтобы все замечали вашу машину, когда она проезжает поблизости.
Второй шаг
Для лучшего результата колонки лучше подобрать того же производителя, что и магнитолу, для создания наилучшего результата. Большинство людей уверены, что большие размеры радиодинамика улучшают его звук. Но к сожалению они глубоко заблуждаются. Выгоднее купить 3-полосные колонки, которые имеют параметры меньше 15 см для инсталляции в дверной панели.
В случае если вы хотите усовершенствовать звук, то купите усилитель того же производителя, что и колонки. В таком случае вам достаточно 2-х колонок, а также самого усилителя. Непосредственно в задние полки автомобиля можно разместить «блины».
Ими являются круглые динамики, размером до 22 см. Данные устройства сделают не только отличный бас, но и, само собой, они не смогут хорошо функционировать без усилителя. Чаще всего, такого вида колонки не ставят, а устанавливают 4 динамика по 13 см и 1 сабвуфер, для создания эффекта вибрации в автомобиле и получить наслаждение от прослушивания обожаемой музыки.
Автомобильные динамики существуют различные по размеру, сверхмощности и радиочастоте. Стоит понять — это далеко не значит, что чем огромнее габариты динамика, тем он считается круче.
Довольно достойными версиями для установки в передней дверной панели являются 13 или 16-сантиметровые 3-х полосные динамики с неплохим усилителем и, само собой, правильно подсоединённые. Настраивать и устанавливать желательно доверить специалисту. Хоть этот процесс можно сделать и в домашних условиях зачастую любительская установка и настройка считаются основанием плохого звучания.
И это в наилучшем случае. В ином случае абсолютно всё оборудование может сгореть. Лучшая аудиосистема не обойдётся без сильных динамиков. В большой части случаев их величина составляет 17 сантиметров. Для них подбирают 4-х канальные усилители с огромным количеством настроек.
Обращайтесь к знатокам для покупки высококачественной аудиоустановки, поскольку продавцы-консультанты в магазинах предложат что-нибудь дорогостоящее, а к сожалению, дорогое не всегда означает лучшее. Аудиоусилителей нынче существует широкий ассортимент: от наиболее слабых до огромнейших систем. Подбирая усилитель в автомобиль, сосредоточьтесь не на его внешнем виде, а на характеристиках.
Окончательный этап установки оборудования
Подключение является последним этапом установки. Необходимо покупать провода популярных производителей с отличным отпором и с блоками предохранителей
Важно подметить, что нигде не должно встречаться смоток — исключительно неповреждённые провода повсюду. Ведь различные сматывания обозначают, что качество в каком-то числе потеряно
И это самый лучший вариант. В ином случае есть возможность возникновения короткого замыкания. Где осуществлять подсоединение аудиосистемы в гараже либо в автосервисе – решать вам. Не желательно осуществлять такую процедуру самостоятельно.
При выборе отличных динамиков для вашего автомобиля лучше за полезной информацией обратиться в специализированные сервисные центры, ведь их работа состоит в установлении и настройке, а не доверяйте красивой оболочке. Остерегайтесь фальшивок и копеечных акустических аудиосистем. Всего вам хорошего при выборе лучших динамиков для своего автомобиля!
Приятного вам прослушивания любимых песен!
Стоимость
Не является неоспоримым фактом, что только дорогая акустика гарантирует качественное звучание. В некоторых случаях высокая оплата берется за бренд. Альтернативой дорогой системы могут стать отдельные динамики по доступной цене, характеризуемые вполне приемлемыми характеристиками. Нижний порог цен коаксиальной акустики, имеющей удовлетворительные параметры, – 1500 руб. Если вы хотите получить по настоящему качественное звучание, то надо настраиваться на ценник от 5000 руб.
Внимание! Чтобы исключить ненужные траты, надо подбирать колонки, которые подходят именно вашей автомагнитоле. Обращайте внимание на ее штатные отверстия, ориентированные на подключение динамиков
Компонентную акустику дешевле 3000 рублей не стоит рассматривать как возможный вариант приобретения. Качественные системы не могут стоить дешевле 5000–7000 руб. При выборе отдельных динамиков следует иметь в виду, что здесь можно сэкономить. Две колонки, имеющие удовлетворительное звучание, могут обойтись в 2000 руб. За более мощные образцы подобной продукции придется выложить значительно больше.
Затраты на аппаратуру высокого класса обычно укладываются в диапазон 20–30 тыс. руб. Такие системы способны удовлетворить запросы большинства автолюбителей. Те, кто стремится к максимальному качеству звука и готов нести соответствующие траты, должны ориентироваться на профессиональные системы с ценником от 40 тыс. руб.
Типы акустического оформления
Рис. 1. Множество типов акустического оформления
Как известно, динамики (акустические излучатели) из-за конструктивных особенностей не могут обеспечить качественное воспроизведение звука во всех диапазонах и, прежде всего, на низких частотах.
На заре развития данной области в качестве акустической конструкции выступал непосредственно сам корпус изделия. В ящике-корпусе, помимо динамика, размещались также и прочие конструктивные элементы: печатные платы, проводка, задние стенки блоков различных устройств, выходящих на внешнюю сторону.
Все это в совокупности приводило к появлению резонансов, что проявлялось в примесях к общему звуку в виде разного рода дребезжания. Как следствие, резко снижалось качество воспроизведения звука вообще и на нижних частотах в частности.
Именно поэтому в дополнение к самой современной и навороченной усилительной системе или мощному CD-проигрывателю, оснащенного цифровыми преобразователями, необходима высококачественная акустическая система, оформленная должным образом.
Перед тем как погружаться в акустические тонкости, рекомендуем ознакомиться с теоретическими размышлениями, посвященным основам акустики в статье «Теория акустики от Андрея Киреева».
Изыскания в области достижения качественного звука породили целую группу типов оформления акустических систем. Одни из вариаций отличались простотой конструкции, как, например, простейший акустический экран или замкнутый ящик. Но при этом указанные типы оформления демонстрировали очень низкий КПД.
Более продвинутый вариант оформления — фазоинвертор, когда в корпусе акустической системы проделывалось специальное отверстие, позволяющее внешнему воздуху вступать во взаимодействие с более упругим во внутреннем пространстве ящика. Но настройка фазоинвертора более сложная, так как учитываются три параметра: общий объем корпуса, длина и сечение тоннеля. Часто в корпус встраивается тоннель регулируемой длиной, для изменения частоты настройки.
Более эффективным типом оформления акустических систем стал полосовой громкоговоритель или громкоговоритель с симметричной нагрузкой. В такой конфигурации объединяются фильтры и верхних и нижних частот. Полосовые динамики в свою очередь подразделяются на одинарный громкоговоритель 4-го порядка и полосовые громкоговорители 6-го порядка с двумя тоннелями.
Вариация 4-го порядка оснащается двумя замкнутыми пространствами, в одно из которых вмонтирован динамик, а во второе — туннель, как в фазоинверторе. Такую систему еще называют симметричной, так как динамик размещается в перегородке между пространствами, в одну из них работает передняя — основная сторона диффузора, а в другую, оснащенную туннелем — обратная.
Но максимальной эффективностью обладает двухтуннельный полосовой громкоговоритель 6-го порядка. Минимальные искажения звука достигаются двойным бандпассом, когда камеры настроены с разницей в октаву. Каждая сторона диффузора нагружена своим туннелем. Однако такая система демонстрирует резкий спад АЧХ при выходе за рабочий диапазон звука.