Содержание
- 1 Как дальше продолжить путь?
- 2 Последствия перегрева двигателя
- 3 Причины кипения
- 4 Причины кипения АКБ на машине
- 5 Проверьте уровень охлаждающей жидкости и моторного масла
- 6 Проблема в расширительном бачке?
- 7 Причины неисправности
- 8 2 Кипит антифриз – причины
- 9 Устранение неисправности
- 10 Какие могут быть симптомы, что двигатель перегревается
- 11 Закипел аккумулятор на машине во время стоянки
- 12 Неисправности двигателя
- 13 Что делать если из под капота повалил пар?
- 14 Система охлождения автомобиля: назначение, устройство, принцип действия
- 15 Почему закипает аккумулятор на машине: основные причины
Как дальше продолжить путь?
Мало знать, что делать, если закипела машина. Нужно иметь понятие, как подготовить автомобиль к возобновлению движения.
Ошибка многих водителей — это разбавление антифриза. А именно — в кипящую охлаждающую жидкость они добавляют ее же, но холодную. Это приводит к повреждению блока цилиндров. В итоге он попросту может лопнуть. Особенно этому подвержены чугунные изделия. Поэтому антифриз добавляется только после того, как двигатель охладится хотя бы до семидесяти градусов.
При добавлении обязательно сжимайте шланг, соединяющий мотор и радиатор. При этом из последнего будут выходить пузырьки воздуха. Долейте необходимый объем антифриза, а затем проверьте уровень масла. После закипания двигателя он увеличивается. Внимательно посмотрите на щуп. Если на нем видите побелевшую смазку, значит, прогорела прокладка под головкой блока цилиндров. Ехать самостоятельно нельзя. Нужно вызывать эвакуатор и везти автомобиль в автосервис.
Иногда закипание связано с поломкой термостата. То есть охлаждающая жидкость бегает только внутри двигателя. Узнать поломку можно по холодному радиатору. В данной ситуации ехать самостоятельно можно, но при этом включив печку и часто останавливаясь.
Последствия перегрева двигателя
Если двигатель автомобиля перегрелся, это чревато целым рядом проблем. Мастера в сервисах обычно называют называют разные виды перегрева:
- Слабый или местный
- Перегрев средней тяжести
- Сильный перегрев, вследствие которого произошло заклинивание двигателя
Когда закипел двигатель, последствия бывают довольно ощутимыми. Так, если градус антифриза повышается, но автовладелец успел это заметить, не допустив превышения отметок, когда ситуация становится критической, есть шанс спасти двигатель. Для этого достаточно заглушить мотор.
При среднем перегреве, если мотор не успел заклинить, ему также не наносится ощутимый вред.
При серьезном перегреве могут проявиться следующие проблемы:
- Прогар прокладки ГБЦ
- Разрушение колец поршня
- Оплавка поршней
- Деформация привалочной плоскости головки блока цилиндров
- Появление трещин, которые сгруппируются в корпусе головки цилиндра
- Трещины на тарелках клапанов
Поломок на этом фоне может быть довольно много, включая расплавку вкладышей — как шатунных, так и коренных.
Причины кипения
Закипание аккумулятора обусловлено рядом факторов, которые могут выражаться как в неисправности батареи, так и в неправильной её эксплуатации владельцем. Во время использования АКБ электролит может закипеть при присоединении к зарядной системе или находясь непосредственно в машине.
Перезаряд аккумулятора
Это явление происходит из-за продолжения заряда, после того как его номинальная емкость полностью набрана. Вследствие этого происходит электролиз воды, который и приводит к закипанию. Часто это происходит в результате некомпетентности автолюбителей. В случае перезаряда аккумулятора на автомобиле наиболее распространенной причиной значится высокое напряжение в сети электропитания. Для исправления положения следует измерить его при помощи мультиметра. Оптимальный интервал составляет от 13,7 до 14,3 вольт, а превышение этой физической величины в 15 вольт и выше приводит к закипанию батареи. Чаще всго это происходит из-за неисправности реле-регулятора, которому требуется замена.
Неправильная эксплуатация
В данном случае владелец автомашины приводит работу аккумулятора в экстремальный режим. При таких обстоятельствах следует подчеркнуть два важных момента:
- периодические разряды батареи;
- высокая температура в пространстве под капотом.
У автолюбителей часто бывает включена мультимедийная система, обогрев и прочие потребители — в то время, когда двигатель находится не в рабочем состоянии. В результате аккумулятор сильно разряжается, а при запуске мотора батарея на протяжении большого количества времени получает повышенное напряжение, вырабатываемое генератором. В некоторых случаях это и является причиной выкипания.
Кипит АКБ и при работе в условиях высокого температурного режима, это происходит по следующим причинам:
- автомобиль регулярно эксплуатируется на пониженных передачах, приводящих к перегреву движка и к повышению температуры под капотом;
- горячий двигатель охлаждается в недостаточной мере;
- неполадки в реле-регуляторе;
Рекомендуем: Неисправности АКБ: причины поломки и уход за аккумулятором
Сульфатация и короткое замыкание пластин
Выкипать аккумулятор может по причине длительной эксплуатации или пребывания батареи в состоянии полной разряженности. В этом случае пластины покрываются сульфатом свинца, и полноценный заряд батареи становится невозможным. Электролиз воды при сульфатации начинается через десять или пятнадцать минут после того, как АКБ начнет заряжаться. Короткое замыкание между пластинами возникает внутри одной банки, в редких случаях это случается в нескольких элементах батареи. Электрическая цепь источника питания полностью исключает замкнувшуюся банку. Причины короткого замыкания пластин могут заключаться в следующем:
- прорвался сепаратный конверт;
- от соединительного мостика оторвались электроды;
- активная масса пластин осыпалась.
Зафиксировать отказавшую банку АКБ можно путем измерения её напряжения и плотности.
Отказ генератора
Распространены случаи, когда из строя выходит генератор переменного тока. Этот автоприбор важен для автомобиля, так как он несет ответственность за бесперебойное функционирование батареи питания. Установленный на её выходе мост обеспечивает выпрямление переменного тока. Каждый вышедший из строя диод способствует перезаряду АКБ, а это приводит к закипанию внутри него жидкости. Для устранения этой поломки генератор вначале демонтируется, затем он подлежит ремонту, в процессе которого меняется диодный мост. После завершения ремонтных работ генератор возвращают на прежнее место и проверяют уровень зарядки.
Причины кипения АКБ на машине
Самой распространённой причиной кипения батареи на работающем двигателе, является короткое замыкания в одной из банок.
К сожалению, это признак того что аккумулятор в автомобиле вышел из строя. Стоит отметить, что в последнее время это стало происходить не только на старых АКБ, но и на сравнительно свежих.
Очень часто банки замыкает от вибрации силового агрегата. Или из-за, банального, брака устройства. Так что если вы купили новую батарею, то позаботьтесь об оформлении гарантии на неё.
Ну и когда, срок гарантии подходит к концу, проведите её всестороннее тестирование. Возможно, это поможет вам сэкономить деньги, которые вы потратите на покупку новой батареи.
Второй по распространённости проблемой, является тот случай, когда происходит перезаряд.
Это обычно происходит из-за неисправности генератора автомобиля. Обычно, штатное напряжение зарядки с генератора не должно превышать значение 14,5 Вольт.
Больше оно может быть в тех случаях, когда на генераторе неисправен регулятор напряжения. Устраняется эта неисправность путём ремонта генератора.
На старых АКБ процесс перезаряда может, происходить не только при замыкании пластин в банке, но и при сульфатации пластин.
В старых аккумуляторах сернокислого свинца скапливается столько, что ток зарядки снижается. В этом случае, если генератор продолжает выдавать напряжение в 14,5 В, АКБ начинает кипеть.
Другой распространённой причиной, особенно если АКБ уже не новая, является большая нагрузка на аккумулятор.
То есть, если у вас много электропотребителей и все они включены, например, дальний свет, кондиционер, дворники и другие, а батарея при этом уже не первой свежести, то она не будет справляться с нагрузкой и будет греться и кипеть.
Ну и наименее распространённой причиной, но не такой уж и редкой является недостаточная вентиляция аккумулятора. Это происходит в том случае, если у АКБ забилось вентиляционное отверстие или из-за использования нештатного аккумулятора возле него недостаточно места для вентиляции.
Собственно, это все основные причины кипения АКБ.
Проверьте уровень охлаждающей жидкости и моторного масла
Несмотря на продолжающееся развитие всех автомобильных технологий, принцип работы системы охлаждения остался неизменным с самого начала: жидкость, циркулирующая в контуре охлаждения, получает тепло от двигателя и отдает его в окружающую среду через соты радиатора. Таким образом, нет жидкости – нет охлаждения. Все просто. Поэтому проверяйте этот параметр регулярно.
ВНИМАНИЕ! Категорически ОПАСНО откручивать крышку расширительного бачка или радиатора на прогретом двигателе. Из-за расширения разогретой до точки кипения охлаждающей жидкости можно получить серьезные ожоги лица и глаз
Соответственно, уровень моторного масла также важен. Помните, что масло не только смазывает двигатель, но и удаляет от его разогретых, трущихся деталей избыточное тепло. Перед длительной поездкой проверьте уровень масла и при необходимости долейте.
Проблема в расширительном бачке?
В нем тоже может быть неисправность
Обратите внимание на несколько моментов:
- Присутствуют ли трещины на бачке?
- Пробка свободно пропускает воздух?
- Затяжка хомутов проведена надежно?
- Уровень жидкости в допустимых пределах?
Только лишь ответив на все эти вопросы, можно будет говорить о том, в расширительном бачке есть ли недочеты. Если в нем имеются трещины, то сквозь них будет просачиваться тосол. Вот и причины повышения температуры. Инжектор или карбюратор – не имеет значения, расширительный бачок должен быть в идеальном состоянии.
Следствие – постоянно нужно доливать его, так как в расширительном бачке уровень начнет падать. Падение уровня – это первый шаг к перегреву. Старайтесь держать его между отметками «MAX» и «MIN».
В таком только случае тосол будет нормально циркулировать по системе. Причины закипания часто кроются в мелочах. Например, двигатель закипел после того, как водитель не уследил за уровнем антифриза.
Причины неисправности
Когда закипел антифриз, причины этого явления могут быть разными. Опытные автомобилисты хорошо осведомлены о них. Чаще всего встречаются:
- низкий уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке,
- возникновение неисправности в работе термостата,
- засорившийся радиатор.
В любом из этих случаев антифриз не в состоянии быстро остыть. Его температура постоянно растет. Когда этот показатель доходит до отметки в 120 градусов Цельсия, то начинается процесс кипения. Это приводит к ситуации, когда тосол начинает выкипать.
Этиленгликоль является основным компонентом любой охлаждающей жидкости. Это вещество представляет собой химическое соединение, которое относится к группе спиртов. Именно его присутствие и обеспечивает жидкое состояние средства на морозе. Когда же оно закипает, то происходит процесс испарения этиленгликоля. Главная опасность этого процесса состоит в том, что пары вещества являются токсичными и несут серьезную угрозу для нервной системы человека.
Низкий уровень антифриза
Если автовладелец столкнулся с такой проблемой, как закипание антифриза на ВАЗ-2114, то ему в первую очередь необходимо проверить уровень технической жидкости в бачке. Однако эту процедуру следует проводить только после полного остывания тосола. Если будет обнаружен его недостаток, то в зависимости от ситуации необходимо выполнить следующие манипуляции:
Если в систему охлаждения антифриз не заливался достаточно давно, то он мог просто вытечь. При низком уровне необходимо провести операцию по его доливке, чтобы довести количество технической жидкости до необходимого уровня
Когда это будет сделано, можно продолжить движение.
В ситуации, когда тосол был залит в систему охлаждения недавно, при этом произошло понижения его уровня до критически низкого, необходимо обратить внимание на целостность конструкции бачка. Также следует осмотреть все патрубки, а также шланги и хомутные соединения на предмет утечки технической жидкости
Если было обнаружено место утечки, при этом нет возможности прямо на месте решить возникшую проблему, тогда необходимо воспользоваться услугой эвакуатора и доехать до ближайшего автосервиса.
Поломка термостата
В составе системы охлаждения термостат выступает устройством, с помощью которого осуществляется регулировка температуры антифриза. Именно благодаря ему обеспечивается ускоренный прогрев силового агрегата. Также этот прибор позволяет поддерживать необходимый тепловой режим при его эксплуатации.
Когда происходит поломка термостата или же клапан просто заклинивает в одном положении, то большой контур перестаёт работать. В таких случаях тосол циркулирует только по малому кругу. Однако это не позволяет ему полностью остыть. Чтобы определить поломку этой детали, необходимо заглушить двигатель, а после этого открыть капот
Следует найти патрубки термостата и осторожно, чтобы исключить ожог, потрогать их
Если присоединенный к главному радиатору патрубок более горячий по сравнению с остальными, то это может указывать на наличие какой-то проблемы в работе устройства. В этой ситуации наиболее разумное решение — поездка до ближайшей сервисной станции для замены прибора.
Даже с такой неисправностью продолжать движение дальше можно, но с небольшой скоростью. При этом каждые 5 км следует останавливаться и выполнять процедуру доливки воды в расширительный бачок. Но проводить эту операцию можно только после остывания силового агрегата. Тогда без проблем удастся добраться до сервиса и заменить неисправный прибор.
Проблемы с радиатором
Закипание антифриза может произойти и в случае, если перестал работать радиатор. Такая неисправность может возникать в следующих случаях:
- Во время эксплуатации на трубках изделия может появляться слой накипи. Это приводит к тому, что их теплопроводность заметно снижается. Когда количество засоренных патрубков возрастает, снижается способность радиатора охлаждать проходящий по нему тосол.
- В радиаторе оказалась грязь или же трубки полностью засорены. Если возникла такая проблема, то это приводит к снижению циркуляции охлаждающей жидкости. В запущенных случаях этот процесс вообще прекращается. Вследствие этого происходит повышение температуры антифриза — он закипает.
- Проблема с радиатором может возникнуть и в случае, если из строя вышел вентилятор. Тогда у изделия нет возможности охлаждать тосол до нужной температуры. Автовладелец может самостоятельно определить, что неисправность возникла именно в вентиляторе. Сделать это можно на слух. Если при запуске мотор машины работает тихо, значит, он не включен.
2 Кипит антифриз – причины
Ниже рассмотрим возможные причины закипания антифриза и способы их устранения.
Недостаточный уровень ОЖ в расширительном бачке. Необходимо следить за ее уровнем в течении эксплуатации, если он недостаточный, то нужна доливка. Следует дождаться, когда жидкость остынет, чтобы залить нужное количество жидкости. Причина в том, что при нагревании жидкость расширяется и увеличивается в объеме. Чтобы долить антифриз, нужно открутить крышку на расширительном бачке и заливать ОЖ, пока ее уровень не окажется между отметками минимума и максимума. Причиной недостаточного уровня жидкости в бачке может быть утечка или недолив при обслуживании.
Неисправность радиатора. Возможны следующие проблемы при его работе:
- Засорение труб радиатора происходит из-за попадания в него грязи, нарушается циркуляция ОЖ, что приводит к недостаточному охлаждению двигателя и его перегреву.
- Во время эксплуатации в охлаждающей системе возникает накипь, образуются соли, которые оседают на трубах и внутри радиатора, что снижает их проходимость. Особенно быстро это происходит при использовании некачественной ОЖ. Эффективность охлаждения падает.
- Радиатор может не работать по причине неисправности вентилятора. В этом случае в системе охлаждения не будет поддерживаться необходимая температура. Определить, что не работает вентилятор, можно на слух: если вентилятор не будет крутиться, то двигатель будет работать тише обычного.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!
Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера…
Читать далее.. »
Закипевший антифриз – неприятное явление, которое возникает при частом стоянии в пробках или эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях
Для возобновления работоспособности охлаждающей системы, в случае засорения и нарушения проходимости, необходимо промыть радиатор и всю систему, очистив от накипи и загрязнений. Если не работает вентилятор, причина может быть в неисправности проводки или в перегоревшем предохранителе. Нужно прозвонить проводку и проверить предохранитель.
Неисправный термостат. Это устройство представляет собой клапан, который может занимать два положения: открытое и закрытое. Термостат регулирует температуру жидкости в охлаждающей системе двигателя. При закрытом клапане двигатель холодный, антифриз циркулирует по малому контуру, благодаря этому ускоряется прогрев мотора. Когда двигатель нагревается, клапан меняет свое положение, открывается, ОЖ течет по большому контуру, охлаждаясь от радиатора.
При неисправном термостате возможны два варианта:
- ОЖ постоянно закипает, в этом случае она циркулирует только по малому контуру, не успевая охлаждаться, так как клапан заклинило в закрытом состоянии.
- Холодный двигатель долго прогревается.
Чтобы определить неисправность устройства, нужно заглушить мотор, открыть капот и осмотреть патрубки термостата
При осмотре следует проявлять осторожность, чтобы не получить ожоги при соприкосновении с патрубками. Нужно потрогать патрубок, присоединенный к радиатору
Если он более горячий по сравнению с остальными, этого говорит о неисправности термостата. В этом случае нужно не спеша добраться до ближайшего СТО и заменить неисправное устройство.
Для определения неисправности устройства, первым делом нужно заглушить мотор, открыть капот и осмотреть патрубки термостата
Важным элементом охлаждающей системы является воздушный клапан. С его помощью сбрасывается лишнее давление, появляющееся при перегреве. Если он неисправен, это может привести к выдавливанию кипящего антифриза в расширительный бак. Неисправную пробку нужно менять.
За прокачку антифриза по охлаждающей системе отвечает помпа – водяной насос. Обычно она идет в комплекте с ГРМ и меняется согласно регламенту, поэтому следует регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля.
Устранение неисправности
Не рекомендуется допускать закипания электролита в аккумуляторной батарее. Для того чтобы источник питания прослужил долго, необходимо не только знать возможные причины неполадок, но и правила ухода за изделием, позволяющие продлить срок его службы.
Признаки и последствия закипания
Вовремя обнаруженные технические проблемы и их ликвидация помогут избежать ненужных финансовых затрат. Не каждый автолюбитель заглядывает под капот без каких-либо причин. Кипящий электролит в аккумуляторе выдает запах, поэтому, почувствовав его, следует немедленно проверить происходящее в отсеке
Насморк или ослабленное никотином обоняние не всегда позволяют распознать специфический аромат, в этом случае стоит обратить внимание на следующие моменты:
- стартер срабатывает не с первого раза;
- приборная панель подсвечивается тускло;
- мотор при запуске «чихает».
Открыв капот, можно увидеть грязные лужи возле батареи питания (электролит имеет способность активно притягивать пыль). Для того чтобы окончательно убедиться в том, что батарея подсела, рекомендуется после поездки на автомобиле длительностью в полчаса скрутить пробки с АКБ, не заглушая при этом двигатель. Находящиеся в электролите пузырьки станут тому подтверждением. Недопустимо пытаться сделать подсветку при помощи спичек или зажигалки, это грозит пожаром и взрывом, а также выплеском в лицо кислоты.
Кипение электролита сопровождается последствиями не только для самой АКБ, но и для находящихся под капотом узлов. Электролиз воды и её испарение сокращают уровень электролита и меняют его концентрацию. В процессе кипения батареи пары электролита возвышаются над поверхностью корпуса, что приводит к окислению токовыводов. Прилипшие к электролиту масло, пыль и грязь образуют токопроводящую пленку, увеличивающую саморазряд аккумулятора.
Все эти пагубные процессы отразятся на функциональных способностях АКБ, ёмкость её значительно снизится и возрастет сульфатация пластин. Если допустить падение уровня электролита ниже уровня пластин, срок эксплуатации батареи резко сократится.
https://youtube.com/watch?v=EEgdLFFD6Ck
Действия при ликвидации неполадок
Что делать, когда выкипает аккумулятор, решается исходя из причины этой проблемы. Если это происходит из-за перезаряда, необходимо произвести ремонт генератора и наладить или заменить регулировочное реле. Автовладельцам, не имеющим опыта осуществления этих работ, следует обратиться за помощью специалиста на СТО. Регуляторы подразделяются на три вида: на старых автомобилях используются механические, новые же оснащены электромеханическими или электронными устройствами. Проведя диагностику, электрик примет решение о замене или регулировании узла.
Неисправности генератора зачастую обусловлены выходом из строя щеток или повреждением выпрямительных диодов. Тогда производится их ремонт или обмен на новые элементы. Рекомендуется систематическая проверка напряжения, выдаваемого генератором, в процессе эксплуатации.
Проблема, заключающаяся непосредственно в батарее, например, короткое замыкание пластин, решается путем её полной замены. В летний период АКБ перегревается, что приводит к естественному испарению дистиллированной воды, поэтому рекомендуется регулярно следить за уровнем рабочей жидкости в источнике питания и по необходимости её доливать. В противном случае аккумулятор быстро выйдет из строя.
Для того чтобы избежать неисправностей, связанных с процессом заряда, необходимо придерживаться нескольких основных правил:
- перед тем как поставить батарею на заряд, следует выкрутить пробки, расположенные на верхней крышке;
- зарядка аккумулятора должна происходить в хорошо проветриваемом помещении, изолированном от попадания влаги и пыли;
- ток, которым осуществляется подзаряд, должен быть равен десяти процентам от номинала.
Какие могут быть симптомы, что двигатель перегревается
Симптомы перегрева могут быть прямыми и косвенными. Просто так стрелка или сигнализатор не будут врать. Комбинация приборов может давать водителю подсказки. Когда кроме того, что появился индикатор перегрева, зажигается индикатор разряженного АКБ, это однозначный признак обрыва ремня, который приводит в движение генератор и насос ОЖ. Еще одним сигналом может быть появление пара. Он необязательно начнет идти из-под капота, случается, что пар идет из корпуса отопителя. Ногам становится жарко. Те же, кто не следит за приборами, а основывается на собственных чувствах, могут предугадать перегрев по особенным стукам, и тому, что машина начинает терять тягу.
Закипел аккумулятор на машине во время стоянки
Свинцовая АКБ может закипеть без видимых причин. Например, во время стоянки авто или даже в отсоединенном от потребителя состоянии.
В некоторых случаях кипящий на стоянке аккумулятор указывает на опасные неисправности. Разберемся подробно, почему это происходит.
Короткое замыкание в одной или всех банках
Короткое замыкание в свинцовом аккумуляторе – явление довольно частое. Особенно в батареях, которые эксплуатируются давно или неправильно.
Суть короткого замыкания следующая: между отрицательной и положительной пластиной в одной или нескольких банках появляется проводник с низким сопротивлением. Это может быть отколовшийся кусок свинцовой пластины или шлам высокой плотности
Электрический ток интенсивно перетекает между пластинами внутри батареи. Во время этого процесса активно выделяется водород, который и появляется на поверхности электролита в виде пузырьков газа. Как правило, кипит одна банка.
Короткое замыкание иногда происходит при ошибке эксплуатации АКБ. Если по какой-либо причине клеммы соединятся без сопротивления – батарея вскипит резко и интенсивно. Иногда это приводит к вздутию или взрыву корпуса, если газоотводный канал не справится со своей задачей.
Проверить аккумулятор на внутреннее короткое замыкание просто. Подключите батарею к стационарному зарядному устройству. Если одна банка не кипит (или таких банок несколько) – там и будет «коротыш».
Неправильная установка спаренных батарей
На грузовых автомобилях нередко вместо одной батареи большой емкости устанавливаются два аккумулятора и соединяются параллельно. При таком соединении емкость суммируется.
Если АКБ соединены последовательно, то напряжение удваивается. Это актуально для грузовых автомобилей, бортовая сеть которых рассчитана на 24 вольта.
Батарея при спаренной установке может закипеть в нескольких случаях.
- Использованы АКБ разной емкости и пускового тока.
- Старя, изношенная батарея спарена с новой.
- Есть нарушения в самом подключении.
В первых двух случаях более мощные батареи будут отдавать заряд на более слабые. Получится некое подобие стационарной зарядки. Это закономерно вызовет кипение.
Ошибки подключения чаще всего проявляются в неправильной сборке цепи. Если перепутать полюса или замкнуть АКБ без сопротивления – электролит вскипит.
Батарея вышла из строя
Аккумуляторная батарея со временем стареет и приобретает дефекты. Ниже кратко разберем неисправности АКБ, которые вызывают закипание электролита.
- Сильная сульфатация. Зарядный ток от генератора не способен разбить плотные сульфатные отложения на пластинах. Емкость пластин в этом случае снижена, а ток от генератора подается с расчетом на нормальное состояние батареи. Вместо зарядки от генератора начинается процесс гидролиза воды. А это и есть тот процесс, который вызывает выделение газообразного водорода.
- Загрязнение электролита шламом. В процессе работы в электролите скапливается мелкодисперсные частицы свинца и его оксидов. Эти частицы являются проводниками. Дистиллированная вода, которая изначально выступает диэлектриком и служит только для переноса химических элементов, становится проводником. Возникает эффект саморязряда, при котором из электролита выделяются газы.
- Обрыв или деформация пластин. Сильный износ аккумулятора сопровождается уменьшение сечения проводников. Если одна из пластин или целый кластер оборвутся или деформируются – в банке может произойти замыкание с резким вскипанием электролита.
Батарею может вывести из строя бездумная заливка электролита, особенно с высокой изначальной плотностью. Это при зарядке увеличит плотность электролита в АКБ, так как распавшиеся сульфаты преобразуются в серную кислоту.
Часть сульфатов так и не сможет разложиться, даже если они не образовали толстый нерастворимый слой, так как электролит пресытится кислотой. Это приведет к падению емкости и кипению из-за гидролиза воды.
Неисправности двигателя
К числу поломок, при которых может перегреться и закипеть машина, относят:
- Пробой прокладки ГБЦ. По тем или иным причинам в прокладке, расположенной между блоком и головкой цилиндров, образуется отверстие. Газы из цилиндров выбрасываются в систему охлаждения. При этом температура антифриза может достигать критических величин.
- Микротрещина в одном из цилиндров. Механизм перегрева аналогичен таковому при нарушении целостности прокладки. Поломка отчетливо проявляется зимой, в период большого перепада суточных температур. Характеризуется густым белым дымом из выхлопной трубы.
- Деформация головки блока. Обычно возникает в случаях, когда перегрев уже имел место в прошлом. Часто сочетается с пробоем прокладки. Собственно, эта неисправность чаще является следствием, а не причиной закипания. Диагностируется после снятия ГБЦ с помощью линейки (проверка привалочной плоскости).
- Непроходимость каналов ОЖ. Часто возникает после неправильного использования порошковых герметиков для системы охлаждения.
Что делать если из под капота повалил пар?
В первую очередь НЕ СТОИТ ПАНИКОВАТЬ, ничего страшного еще не произошло, даже если из под капота повалил пар!
Пар из под капота идет чаще всего когда поломка только случилась. Например, оборвался патрубок ОЖ, или прохудился радиатор
Если Вы заметили пар, следует немедленно остановиться на обочине и обратить внимание на датчик температуры ОЖ. Если температура ОЖ в норме или чуть выше нормального значения, то переведите регулятор печки на самый горячий воздух и включите печку на полную, дайте автомобилю поработать пару минут на холостом ходу и только после заглушите двигатель
Хочу Вас обрадовать, Вы вовремя среагировали и не перегрели свой автомобиль. О том, как устранить течь ОЖ чтобы продолжить движение я уже рассказывал. Сегодня мы поговорим о том случае, когда Ваш автомобиль именно “закипел”, когда температура ОЖ завалила в красную зону, а пар из под капота повалил именно из-за перегрева.
Система охлождения автомобиля: назначение, устройство, принцип действия
Как правило, двигатель перегревается тогда, когда появляются сбои в работе системы охлаждения автомобиля. Причем причин для такого довольно много.
Стоит понимать, что система охлаждения автомобиля изначально обустроена так, что провоцирует перегрев двигателя в целом. Используется комбинация охлаждения с помощью жидкостей и воздуха, а вот других вариантов отвода тепла от мотора нет. В жидкостной системе прокручивается специальная жидкость – антифриз. Она передвигается по каналам за счет движения помпы, но эта стройная работа может сбиться, если есть:
- Пробки воздуха
- Застои антифриза
- Уменьшение уровня антифриза
- Изменение и появление ржавчины на поверхностях внутри
- Образование накипи
- Снижение пропускной способности каналов
- Наличие протечек
- Сбои в работе отдельных элементов
Если же говорить про охлаждение воздухом, то тут в дело вступает вентилятор охлаждения, который либо отказывает вовсе, либо работает не в полную силу. Такое случается, если отмечаются неполадки в приводе или электроцепях.
Охладительная система автомобиля необходима, чтобы двигатель не перегревался. Ведь долго без такого охлаждения работать он не сможет – от активного трения друг о друга детали нагреваются очень сильно и очень быстро. Если же игнорировать перегрев, двигатель сломается.
Физика закипания достаточно проста. Жидкость для охлаждения начинает нагреваться и закипает. Растет давление в системе, радиаторная крышка срывается, и такая раскаленная жидкость разливается под капотом. Здесь она оказывается на блоке цилиндров, который нагрет еще больше, и иных деталях автомотора. Кроме того, может вздуться и лопнуть трубка, которая есть в охлаждающей системе.
Почему закипает аккумулятор на машине: основные причины
Есть несколько причин кипения аккумуляторных батарей. Рассмотрим их в порядке значимости:
1. Перезаряд аккумулятора
В условиях эксплуатации автомобиля причиной перезаряда (зарядки аккумуляторной батареи повышенными токами или сверх допустимых значений напряжения) является неисправность генератора.
В процессе зарядки при заведенном двигателе напряжение на аккумуляторной батарее не должно превышать значение 14,5 Вольт. Если эта величина больше, вероятнее всего вышел из строя реле-регулятор напряжения в генераторе.
В грузовых автомобилях с напряжением бортовой сети 24 Вольта применяют последовательное соединение двух аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12,2 Вольта. Если использовать АКБ с различной степенью износа, разной емкости и типа, возможен случай, когда на один из аккумуляторов (как правило, более свежий) будет приходиться большая разность потенциалов (падение напряжения), что также может вызвать его перезаряд.
Причиной перезаряда аккумулятора может являться его неправильное обслуживание, а именно заряд от нерегулируемого источника тока. Считается, что оптимальное значение зарядного тока аккумуляторной батареи составляет 10% от его емкости.
То есть аккумулятор емкостью 60 ампер-часов следует заряжать током 6 ампер не более 10 часов. Дальнейший заряд приводит к подкипанию электролита, который, в свою очередь, увеличивает ток заряда и так далее.
Подобный лавинообразный процесс может за несколько часов полностью разрушить аккумуляторную батарею
Вот почему важно использовать промышленное зарядное устройство, а не кустарно изготовленный выпрямитель с трансформатором
2. Короткое замыкание банок
Короткое замыкание банок встречается не только на пожилых аккумуляторах с полуразрушенными пластинами. Очень часто эта неисправность наблюдается и на свежих АКБ.
Автомобильный аккумулятор работает в режиме непрерывной тряски, межпластинные зоны и сепараторные конвертеры могут разрушиться, что рано или поздно приводит к их закорачиванию.
В момент короткого замыкания протекают большие токи, аккумуляторная банка может разорваться. Но если аккумулятор выдержал эти токи, внешне он не будет отличаться от исправного, но только станет работать уже не на 12,6 Вольта, а на 10,5 В.
Бывают случаи, когда закороченный АКБ заводит автомобиль, водитель даже не подозревает о неисправности аккумулятора. Но генератор продолжает подавать на него напряжение 13,5 – 14,5 Вольт. В результате этого протекает повышенный ток заряда, который приводит к процессу кипения.
3. Сульфатация пластин
Сульфатация пластин (образование на их поверхности сернокислого свинца) приводит к потере емкости аккумуляторной батареи. Следствие этого – недостаточный заряд АКБ и быстрый саморазряд, в результате которого батарея может иметь номинальное напряжение менее 10 Вольт.
При зарядке такой аккумуляторной батареи протекает большой ток, который приводит к процессу кипения.
4. Перегрузка электрической системы
Если в процессе движения автомобиля одновременно подключать несколько энергоемких систем (дальний свет, отопительную систему, вентилятор радиатора, кондиционер, мощный автозвук и другие), аккумулятор на машине будет работать при повышенных токах нагрузки.
Мощности генератора может быть недостаточно для восполнения заряда АКБ. Аккумулятор начнет нагреваться, результатом чего может быть его закипание.
5. Недостаточная вентиляция
Некоторые автолюбители, стремясь увеличить емкость аккумуляторной батареи, приобретают неродную АКБ больших размеров. В результате этого уменьшаются технологические проемы между аккумулятором и узлами конструкции подкапотного пространства.
В таких случаях аккумулятор не получает достаточное естественное охлаждение, что приводит к его перегреванию и закипанию.
6. Переполюсовка АКБ
Очень редко, но все же, встречающаяся в практике причина кипения. Если АКБ полностью разряжен, его можно случайно зарядить в обратной полярности. И такие случаи встречаются.
Как правило, при подключении неправильно заряженного аккумулятора к бортовой сети машины, наблюдается процесс кипения за счет сверхбольших токов разряда.
Одновременно с этим обычно перегорают диоды выпрямительного моста генератора и некоторые предохранители автомобиля.