45 лет с момента старта: знаменитые автомобили автоваза

Классификации и нумерация

Стоит сказать и о том, что кроме существенных доработок по сравнению с итальянским прообразом, отечественные Жигули стали первым автомобилем, выпускаемым на территории СССР, который получил такой документ, как нормаль ОН 025370-66. Этот документ регламентировал классификацию и систему обозначения подвижного состава.

Теперь каждому новому автомобилю серии или прицепа присваивался четырехзначный номер, две первые цифры которого обозначали класс авто или прицепа, а последние две – его модель. Иногда использовалась и пятая цифра, которая говорила о том, что этот автомобиль – модификация определенной модели и можно было сразу понять, какие изменения внесены в конкретно этот автомобиль.

Также порой использовались и дополнительные цифры в номере. Шестая цифра могла показывать для какого климата предназначен автомобиль и предназначался ли он для импорта. В редких случаях через дефис дописывались и дополнительные цифры, которые показывали, что этот автомобиль является промежуточной модификацией авто.

Сравнение ВАЗ-2101 (1970) и Lada Granta (2012)

Именно благодаря этому, глядя на надпись ВАЗ-21011 можно сразу понять, что это авто изготовлено на волжском автозаводе (ВАЗ), относится к малому классу авто с двигателем от 1200 до 1800 кубических сантиметров (21) и является первой моделью этого автомобиля в этом классе (01) с первым вариантом модификации, которая отличается от оригинала установкой двигателя на 1300 сантиметров кубических (1).

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая модель была создана на платформе FIAT 124, однако можно сказать, что это был уже другой автомобиль. Собранный полностью из местных комплектующих, он имел по сравнению с прототипом более 800 доработок, которые были призваны приспособить автомобиль к местным дорогам и климату. В частности, был усилен кузов, увеличен дорожный просвет. Кроме того, ВАЗ-2101 обзавелся новым, более мощным, карбюраторным двигателем объемом 1,2 л.

ВАЗ-2101, или «копейка», как прозвали этот автомобиль в народе, не только сократил автомобильный дефицит в стране, но перевернул представление советских автолюбителей о легковых машинах. Высокий уровень комфорта, хорошая динамика, легкость управления, экономичность позволили в кратчайшие сроки первому автомобилю Волжского автомобильного завода стать по-настоящему «народным» автомобилем.

ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до 1988 года, за это время было выпущено около 4,8 млн «копеек». Но и сегодня, спустя три десятилетия после того как с конвейера сошла последняя «копейка», многие из них в отличном состоянии бегают по дорогам страны и за рубежом. Кстати, с 1971 года автомобили ВАЗ-2101 поставлялись за рубеж. Именно тогда автомобиль получил экспортное имя LADA, в то время как на внутреннем рынке машина известна была как «Жигули» (по названию гор).

Название

Само слово «Жигули» происходит от названия гор в составе Приволжской возвышенности.

Поскольку в ряде европейских стран слово «жигули» потребители ассоциировали с сомнительным понятием жиголо, то на внешнем рынке торговая марка «Жигули» была вскоре заменена на «LADA». Модели именовались по объёму двигателя, например, Lada 1300.

Модернизированные модели подсемейства ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 на внутреннем рынке также продавались под маркой «Жигули», а на внешнем рынке — только под маркой «LADA» (при этом экспортные модели, помимо обозначения по объёму двигателя, продавались на некоторых рынках под названиями Lada Saloon, Lada Nova, Lada Riva, Lada Estate и даже Lada Kalinka).

В 1990-х АвтоВАЗ отказался от использования слова «Жигули», используя на внутреннем рынке индексные обозначения (тогда выпускались ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107), однако это слово прочно закрепилось в общественном сознании. В обиходе такие автомобили часто называют «Жигу́ль» и «Жи́га», а конкретные модели — по номеру («семёрка», «пятёрка» и т. д.), причём самая первая модель за круглые фары и за низкую стоимость была прозвана «копейкой». В автомобильной прессе их стали называть «классическими моделями» или просто «классикой». В частности, нереализованный проект модернизации «Жигулей», для которого в 2009 году был выпущен прототип ВАЗ-2107М, получил кодовое название Lada Classic-2.

Наша «копейка»

Даже невооружённым глазом было видно, что новая машина внешне не особенно отличается от прототипа из Италии. Разве что массивными клыками бамперов, ручками дверей и, естественно, эмблемой. Но вот внутренности были во многом другие.

Реклама нового автомобиля

Когда завод только начинал строиться, в СССР прошли испытания несколько автомобилей «Фиат-124». Испытания проходили и в Крыму, и Воркуте. Гоняли машины по полной, после чего начал рождаться новый автомобиль «Фиат-124R» (R – значит Russia), который стал значительно отличаться от стандарта. В конструкцию было внесено около 800 изменений. За четыре года (1966–1970) было изготовлено 9 серий и 35 образцов будущих ВАЗ-2101.

Всесторонние тесты и 2,5 млн километров испытаний позволили окончательно добиться оптимального результата. ВАЗ получил более прочный, чем у «Фиата», кузов, новые подвески, увеличенный клиренс. Двигатель тоже претерпел заметные изменения: он превратился из нижневального в верхневальный, машина прибавила в весе и стала на 90 кг тяжелее.

Сбылась мечта советского руководства: автомобиль получил европейский уровень. Модель экспортировалась не только в соцстраны, но и в ФРГ, Австрию, Францию, Швейцарию, Великобританию, Египет и Нигерию. О машинах, которые шли на экспорт, наши автомобилисты могли только мечтать. Они были лучше укомплектованы, да и проверка качества у них была более тщательной. Кстати, в Западной Европе до сих пор остались клубы любителей ВАЗ-2101.

Производство на конвейере

В 1982 году производство ВАЗ-2101 было прекращено, всего было выпущено 4,8 млн разных модификаций «копеек». Новые варианты воплотили в себе лучшие решения инженерной мысли, а некоторые из них были просто уникальны.

Знаменитые «Жигули» первой модели быстро примелькались на дорогах, и «копейка» стала как «народной» машиной, так и престижной: анекдоты в 1970-е годы сочиняли о «запорожцах», а не о вазовской продукции. Теперь не только на «Волге», но и на «Жигулях» могли ездить уважаемые люди. Именно «копейка» стала основной для всего семейства автомобилей ВАЗ. По данным социальных опросов, большинство россиян считает ВАЗ-2101 лучшим отечественным автомобилем XX века.

Обложка: pinterest.ru

Первое впечатление о ВАЗ-21011

Появление на наших дорогах первых ВАЗ-2101, выпущенных только что построенным Волжским автозаводом, стало заметным событием: по просторам страны побежала самая настоящая иномарка, разительно отличавшаяся от всех отечественных автомобилей. Чем «копейка» была лучше советских машин, одним словом описать невозможно. Самая красивая? Но «Москвич-412» с его прямоугольными фарами выглядел не менее эффектно и современно. Самая комфортабельная? Но «Волга» ГАЗ-24, появившаяся почти одновременно с ВАЗ-2101, по уровню комфорта явно превосходила тольяттинскую малолитражку. При этом «ноль первая» не могла похвастаться ни проходимостью ГАЗ-69, ни неприхотливостью и экономичностью «Запорожцев».И все же не только «происхождение» ВАЗ-2101 заставляло опытных автомобилистов восхищенно цокать языком. В первую очередь эту машину отличала культура конструкции, ориентированной на удобство водителя и пассажиров. После наших легковушек с их тряской, ревом и грохотом, «Жигули» казались воплощением внеземных технологий. И не случайно счастливые обладатели первых «копеек» поначалу частенько попадали в аварии, не вписываясь в повороты: водители не чувствовали скорости, которая в реальности была выше, чем казалась.Вот как описывает свои впечатления от первого знакомства с «копейкой» один из ведущих испытателей Волжского автозавода Вадим Котляров: «К тому времени автомобиль ФИАТ-124Р (российский) уже окончательно обрел черты прославленного в будущем ВАЗ-2101. Сказать, что он произвел на меня впечатление, значит не сказать ничего. Он буквально ошеломил. Внешним видом и интерьером. Удобством посадки и управления. Конструктивным уровнем. Короче, всем.По роду службы мне уже доводилось весьма тесно соприкоснуться с отечественной легковой техникой — «Москвичами» и «Волгами», которые знал не понаслышке. Не видя ничего слаще морковки, мы искренне считали их вполне достойными авто. Пока вплотную не познакомились с Фиатом. И каким же, увы, убогим показался нам тогда уровень отечественного автопрома. Да он, собственно, таким и был на деле. Общий уровень исполнения автомобиля был настолько высоким, что напрочь затмевал все его мелкие недочеты (крупных по большому счету просто не было)».

Массовое производство ВАЗ-2101 началось в 1970 году, а уже в 1971-м главный конструктор Волжского автозавода В. С. Соловьев поставил перед художниками задачу подготовить варианты обновления внешности машины. Трудно сказать, чего в этом было больше — дальновидности или перестраховки. Титул «Автомобиль года» FIAT-124 завоевал в 1966 году, однако его дизайн в начале 70-х нельзя было назвать устаревшим, поэтому об «омоложении» думать было рано, а о радикальной модернизации кузова базовой модели не могло быть и речи. Заключенный с итальянцами договор предусматривал освоение «автомобиля №1» (впоследствии ВАЗ-2101) и его люксовой версии, «автомобиля №2»

(впоследствии ВAЗ-2103), а также универсала на базе «автомобиля №1». Как следствие, в начале 70-х годов все заводские подразделения были заняты освоением моделей, изначально запланированных совместным проектом. В 1971 году началось серийное производство универсала ВАЗ-2102, в 1973-м — ВAЗ-2103. Кстати, с точки зрения экстерьера «ноль третья» сама по себе являлась облагороженной версией «ноль первого» кузова. Изначально итальянцы в качестве прототипа «автомобиля №2» намеревались предложить FIAT-125, стилистически близкий FIAT-124, но построенный на другой платформе и имевший иную архитектуру кузова. Однако советская сторона настояла на создании версии, максимально унифицированной по конструкции с базовой, поэтому ВAЗ-2103 смело можно считать именно люксовой версией «копейки».У конструкторско-экспериментально-го отдела Волжского автозавода были и собственные амбиции. Еще в 1969 году стартовал проект «1101», целью которого являлось создание переднеприводной микролитражки (много лет спустя таким автомобилем стала запорожская «Таврия»), а в начале 1971 года в план перспективных разработок вошел полноприводник оригинальной конструкции (впоследствии ВАЗ-2121 «Нива). Словом, у предприятия хватало хлопот — и текущих, и с прицелом на будущее.

Тем не менее, в 1971 году дизайнеры Владислав Пашко и Владимир Антипин начали работать над обновлением облика ВАЗ-2101 и почти сразу же зашли в тупик. «Итальянец» покорно сносил все эксперименты советских стилистов, но лучше не становился.

Модели

Всего было выпущено 7 моделей «Жигулей» с индексами от 2101 до 2107. Индекс каждой модели мог содержать пятую цифру, указывающую на модификацию автомобиля: так, например, египетская «семёрка» имела индекс 21074. Подробная информация об особенностях каждой модели дана в соответствующих статьях.

Серийные модели

  • ВАЗ-2101 — самая первая модель, «копейка»
  • ВАЗ-2102 — «копейка»-универсал
  • ВАЗ-2103 — модель со сдвоенными фарами
  • ВАЗ-2104 — универсал на базе 2105, известен также как Kalinka и Signet
  • ВАЗ-2105 — первая модель с прямоугольными фарами, известная также как Riva, Nova, Laika и Clasico.
  • ВАЗ-2106 — усовершенствованная 2103
  • ВАЗ-2107 — самая поздняя модель, известная как Riva, Nova и Signet.

Прототипы и концепты

ВАЗ-2107М, так называемая Lada Classic-2. Проект модернизации «Жигулей» начала XXI века. Предполагалось, что дешёвую старую модель можно будет удержать на конвейере путём внешних и небольших конструктивных доработок. Был изготовлен прототип. От проекта отказались в связи с очевидным устареванием конструкции родом из семидесятых годов. Вместо того было принято решение начать с нуля разработку новой низкобюджетной модели.

Рождение легенды

За рождение «копейки» отвечали итальянцы — генеральное
соглашение между итальянской компанией Fiat и советским правительством о
научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей
было заключено в 1966 году.

По легенде, инициатором строительства гигантского
автомобильного завода стал председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин,
которого в скором времени поддержал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид
Брежнев.

Выбор пал на Fiat сразу по нескольким причинам — во-первых,
левое движение в Италии было одним из самых сильных в Европе; во-вторых,
итальянский концерн предложил самые выгодные условия. К тому же в СССР учли тот
факт, что Fiat-124 был признан европейскими экспертами автомобилем года.

Соглашением определялись модели, которые итальянские
специалисты должны были адаптировать для российских условий — советским
гражданам предлагались два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан
ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102. Кроме этого, на конвейер позднее должен был
встать автомобиль «люкс» ВАЗ-2103.

По просьбе советских инженеров в конструкцию Fiat-124 были
внесены изменения. Так, автомобиль получил более прогрессивное верхнее
расположение распределительного вала в головке блока цилиндров. Клиренс был
увеличен, подвеску переработали и усилили. По итогам тестов было решено
отказаться от задних дисковых тормозов — их заменили барабанные.

Первые ВАЗ-2101 сошли с конвейера 19 апреля 1970 года,
продажа новинки стартовала в сентябре, а 28 октября в Москву для реализации был
отправлен первый эшелон с автомобилями, которые получили имя «Жигули» по
названию гор недалеко от Тольятти. Уже в 1973 году на заводе собрали рекордные 380
тысяч ВАЗ-2101.

«Нива»: всегда готова к трудностям

В 1977 году на Волжском автозаводе вышел с конвейера первый ВАЗ-2121 «Нива». Эта модель открыла новую эру в истории полноприводных машин. На внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. «Нива» в любой момент готова к преодолению трудных участков, так как на ней полный привод задействован всегда. Впервые на внедорожнике такого класса были применены «легковые» атрибуты, такие как несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Также, в отличие от внедорожников того времени, «Нива» получила высокооборотный двигатель.

Ну и, пожалуй, самый примечательный факт: ВАЗ-2121 «Нива» стал первым полностью оригинальным автомобилем, разработанным на Волжском автозаводе. 

«Нива» ВАЗ-2121 является наиболее экспортируемым советским и российским автомобилем. Были времена, когда до 70% «Нив» поставлялось за рубеж. Праворульная модификация «Нивы» даже продавалась в Японии, Великобритании и других странах с левосторонним движением.

Всего с 1977 года было выпущено около 2,5 млн внедорожников ВАЗ-2121. За свой путь «Нива» прошла несколько циклов модернизации, в 2005 году сменила название на LADA 4х4. Самая современная модификация – Urban. Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бамперы в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей. Обновления продолжаются и в настоящее время. Например, в 2016 году на LADA 4х4 появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.

Общая оценка ВАЗ-2101

По общим оценкам автомобилистов и экспертов ВАЗ-2101 стал настоящим прорывом и торжеством в советском автостроении. Даже молодые автомобилисты, получившие права совсем недавно, могли использовать это авто практически без ограничений. Ограничения касались лишь скоростей во время обкатки авто. Благодаря «Копейке» советские автомобилисты поняли, что даже в малолитражном автомобиле можно чувствовать себя комфортно, не мерзнуть зимой и разговаривать в салоне не повышая голос. Конечно, во многом это была заслуга и итальянских партнеров, ведь от Fiat 124 наши Жигули взяли очень много.

Запуск двигателя в зимний период больше не превращался в ритуал с паяльными лампами и ведрами с горячей водой, как это было раньше. С появлением ВАЗ-2101 автомобилисты обходились даже без ручки стартера, что в большинстве своем стало возможным благодаря двухкамерному карбюратору Weber 32 DCR , которые были более совершенными по сравнению с советскими аналогами той эпохи.
Эти карбюраторы начали позже производиться и в Советском Союзе под маркировкой ДААЗ-2101 и со временем даже перекочевали под капоты Волг и других отечественных авто, куда они заботливо устанавливались руками автомобилистов.

В целом – появление ВАЗ-2101 стало настоящим прорывом на рынке автомобилей в Советском Союзе и даже сейчас от этого автомобиля отказались далеко не все и их все так же можно встретить на улицах городов.

Первые Автомобили сошедшие с конвейера

ваз 2101 на конвейере

 Самые первые шесть автомобилей сошли с конвейера 19 апреля 1970 года, так что именно этот день можно назвать Днем Рождения «Жигулей». Стоит заметить, что первые автомобили были всего в двух цветовых вариантах и было выпущено 2 синих и 4 красных авто. Эти первые 6 прототипов показали отличные результаты на тестах и доработки оказались минимальными, так что уже в августе 1970 года завод заработал в полную мощность. А мощность завода действительно впечатляла. Уже до конца года на новопостроенном заводе в Тольятти было выпущено 21530 автомобилей Завод постепенно наращивал обороты и уже к 1973 году успевал за год выпускать 379 007 «Жигулей.

Технические характеристики

Количество мест, включая место водителя

Снаряженная масса, кг

Разрешенная максимальная масса, кг

Допустимая масса груза, перевозимого на багажнике, установленном на крыше, кг

Минимальный дорожный просвет (клиренс) автомобиля с разрешенной максимальной массой и шинами 165/80R13, не менее, мм:

— до поддона картера двигателя

— до поперечины передней подвески

— до балки заднего моста

Максимальная скорость, км/ч:

— с разрешенной максимальной массой

— с водителем и пассажиром

Время разгона с места до скорости 100 км/ч, с:

— с водителем и пассажиром

— с разрешенной максимальной массой

Расход топлива на 100 км пути, не более, л:

— при скорости 90 км/ч на пятой передаче

— при скорости 120 км/ч на пятой передаче

— при городском цикле

Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса, м

Полная масса буксируемого прицепа, кг:

— не оборудованного тормозами

Тормозной путь автомобиля с разрешенной максимальной массой при экстренном торможении со скорости 80 км/ч, не более, м

Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

Порядок работы цилиндров

Октановое число бензина

А17ДВ, А17ДВР или их аналоги

Рабочий объем, л

Максимальная мощность по ГОСТ 14846 (нетто), не менее, кВт (л. с.)

Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин

Минимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин

Направление вращения коленчатого вала со стороны радиатора

По часовой стрелке

Комбинированная, под давлением и разбрызгиванием

Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией и электровентилятором

Система вентиляции картера

Принудительная, с отводом картерных газов во впускной трубопровод

Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом выключения и центральной диафрагменной пружиной

Механическая, четырехступенчатая, трехвальная с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

Передаточные числа на передачах:

Двухвальная, с промежуточной опорой и эластичной муфтой

Передаточное число главной передачи

Независимая, на двойных поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости

Зависимая, с жесткой балкой, соединенной с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными реактивными штангами, с цилиндрическими пружинами и телескопическими гидравлическими амортизаторами

Колеса, размер обода

Дисковые, штампованные 4½Jx13H2 с вылетом обода 37 мм (допустима установка колес 5Jx13H2 с вылетом обода 29 мм)

Шины, конструкция и размер

Радиальные, бескамерные или камерные 165/80R13

Глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное число — 16,4

Трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового и поворотных рычагов

Рабочая тормозная система:

— тормозной механизм переднего колеса

Дисковый, с двухпоршневой скобой и автоматической регулировкой зазора между колодками и диском

— тормозной механизм заднего колеса

Барабанный, с самоцентрирующимися колодками

Привод рабочей тормозной системы

Ножной, гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем (на части автомобилей), регулятором давления тормозных механизмов задних колес и датчиком аварийного состояния тормозной системы

Ручной, с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес

Однопроводная, отрицательные выводы источников питания и потребителей соединены с кузовом автомобиля («массой»)

голос

Рейтинг статьи

Новая эпоха: последние модели с советскими корнями

После распада Союза Волжский автозавод оказался в тяжелом состоянии, как и многие предприятия в стране. Но уже к середине 1990-х предприятию удалось наладить собственное производство автомобилей.

Первой моделью АВТОВАЗа в постсоветское время стала «десятка» – ВАЗ-2110. Из-за трудностей переходного периода она вышла с задержкой на три года, лишь в 1995-м. На российском рынке этот автомобиль вполне мог конкурировать с популярными иномарками того времени, такими как Daewoo Nexia, Audi 80 или даже Opel Astra. Почти сразу была выпущена так называемая «одиннадцатая» модель, а еще через несколько лет АВТОВАЗ выпустил ВАЗ-2112. В 2007 году с конвейера выходит Priora ‒ последняя модель АВТОВАЗа с советскими корнями (за исключением LADA 4×4).

В 2008 году, в период экономического кризиса, АВТОВАЗ наладил сотрудничество с компанией Renault. Это послужило стимулом для получения финансовой поддержки от российского правительства и открыло новую страницу в истории развития предприятия. В партнерстве с французским концерном были созданы новые модели LADA: Largus, Granta и Kalina второго поколения.

Внешний вид

Внешне модель даже после обновления кузова очень напоминала своего прародителя Fiat-124. С некоторых ракурсов отличия практически отсутствовали. Fiat существенно отличался по низкой посадке, что вызывало визуальные ощущения его большей длинны, а для наших дорог подходила только высокая.

В целях унификации, кузова «Жигулей» разных моделей также почти не отличались. Для непосвященного обывателя могло показаться, что все они одинаковы, однако те отличия, которые были, знали практически все мальчишки Советского Союза в возрасте от десяти лет.

Большинство серийных моделей было выпущено в виде четырехдверных пятиместных седанов. Длина авто составляла чуть более 4-х метров, ширина чуть более 1,6 метра.

Шесть первых автомобилей были выпущены в двух цветах, два кузова были окрашены в синий цвет, четыре — в красный.

Ограниченная серия выпускалась в заводских условиях с кузовом «пикап». Существует несколько других вариантов кузова, среди которых был даже «лимузин».

История автомобиля

Созданию «2101» предшествовала целая цепь организационно — технических мероприятий, от основания самого завода, до сотрудничества с различными иностранными фирмами и в первую очередь с итальянским заводом FIAT.

Именно FIAT 124, который был признан самым востребованным, должен был стать прообразом нового советского автомобиля. Но в процессе разработки новой концепции и тестирования FIAT 124, было выявлено несоответствие технических характеристик последнего условиям дорог в советском союзе:

  • При интенсивном использовании кузов и слабая подвеска не обеспечивали нужной прочности;
  • Клиренс был занижен и не соответствовал требованию бездорожья;
  • Отсутствовали элементы обеспечивающие буксировку машины при поломке в дороге.

В рамках тесного сотрудничества итальянские инженеры принимали активное участие в разработках новой модели и было осуществлено более восьмисот изменений. Например:

  • Задние колёса получили барабанные тормоза, подходящие для плохих дорог;
  • Полностью изменена конструкция задней подвески;
  • Передняя подвеска была усилена;
  • Усилено сцепление и улучшена работа синхронизаторов коробки передач «2101»;
  • Салон мог становиться спальным, благодаря трансформации кресел;
  • Был установлен новый верхневальный двигатель.

В итоге в новом авто от итальянского остался только внешний вид. Испытания проведённые с первыми шестью машинами показали надёжность и хорошую проходимость, поэтому последующие доработки были небольшими.

2101 — получил официальное название «Жигули» по названию небольших гор за Волгой неподалёку от автозавода, который расположился в городе Тольятти. Народ же дал машине простое, уважительное, запоминающееся имя «единичка». Позднее в 80 годах, на фоне снижения престижности, она получила название «копейка». Годы выпуска: 1970 — 1982. Всего за это время выпущено более 2, 7 млн. экземпляров.

После глубокой модернизации

 Итальянские инженеры учли все пожелания советских исследователей и будущие Жигули обзавелись барабанными механизмами тормоза на задней оси, улучшенной передней и принципиально новой подвеской на задней оси и улучшенной коробкой передач. Это далеко не полный список доработок, которые были внесены в Fiat124R – русифицированную модель итальянского Фиата. Всего изменений насчитывалось более 800 и часть этих замечаний впоследствии использовалась лично компанией Фиат при разработке новых автомобилей своей серии. Эти требования советских инженеров и исследователей помогли компании Fiat собрать уникальные сведенья о надежности и проходимости автомобилей своей марки в условиях бездорожья.

Чем не устроил FIAT 124 Российских инженеров

FIAT 124

Когда советские ученые и специалисты взялись за изучение и тестирование автомобиля, взятого за основу для развития собственного авто, было выявлено сразу несколько недостатков, которые было необходимо устранить при разработке автомобиля, который будет в будущем называться не иначе, как ВАЗ-2101

В первую очередь специалисты обратили внимание, что Фиат 124 не подойдет для наших дорог из-за крайне маленького дорожного просвета и полного отсутствия буксирных проушин, без которых авто было бы тяжело использовать по бездорожью. Кроме того, сам кузов автомобиля был недостаточно надежен и крепок и вряд ли смог бы выдержать ту интенсивность эксплуатации, которая предполагалась для советского автомобиля

РОДСТВЕННИКИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

В Италии до 1974 года ФИАТ-124 в разных вариантах (в том числе с 70-сильным верхневальным мотором, который ставили на версию «124 Спечиале» — аналог ВАЗ-2103), выпустили тиражом более 1,5 млн. экземпляров. До 1972-го производили ФИАТ-125 — модель, внешне напоминающую 124-й, но построенную на платформе старого семейства 1300/1500 с рессорной задней подвеской и увеличенной колесной базой. Последний потомок семейства — ФИАТ-131, отдаленно похожий на ВАЗ-2105, но с передней подвеской типа «МакФерсон» строили до 1984 года.

СЕАТ-124, Испания.

Под маркой СЕАТ аналоги наших «Жигулей» выпускали в Испании. На Пиренеях построили около 900 000 машин моделей 124 и ее дальнейшей разновидности 1430.

Примерно 1,5 млн. ФИАТов модели 125 сделали по лицензии в Польше. Выпуск продолжали до 1980 года. Еще дольше строили «Полонез», с которым 125-й поделился многими узлами.

Польский «ФИАТ-125Р».

Версии 124-го производили также в Южной Корее, Аргентине, Болгарии, Индии («Премьер-118») и Турции. В последней делали и вариации на тему 131-х, разные версии носили имена «Тофаш-Мюрат», «Серче», «Шахин», «Доган», «Карталь». Строили их до середины 1990-х.

Турецкий «Тофаш».

Не обошлось и без курьёзов

 Всего существовало три вида эмблем для Жигулей. Самой известной из них была серебристая ладья на рубиновом фоне, которая красовалась на всех ВАЗ-2101 с 1971 года. Но дело в том, что на машинах 1970 года выпускаемый значок еще был дополнен надписью «Тольятти» Выпущено таких эмблем было очень мало, так как уже год спустя было приказано убрать надпись, демаскирующую местонахождение автозавода, который по тем временам считался крайне важным стратегическим объектом. Автомобиль с таким логотипом – это настоящий раритет. Однако, еще более редким логотипом является ошибочно изготовленный логотип с замененной буквой кириллической буквой «Я» на латинскую «R». Произошло это по причине того, что первую партию эмблем заказали на заводе Фиат в Турине и там Итальянцы по недосмотру попросту перепутали буквы. Все эмблемы, а было их около 30 штук, сотрудники ВАЗа попросту разобрали на сувениры и сейчас эта эмблема очень ценится, но достать ее практически невозможно.

«ЖИГУЛИ» и «ЗА РУЛЕМ»

Несомненно, марка ВАЗ побила все рекорды по числу упоминаний в ЗР за всю историю журнала. Уже в 1968 году обложку июньского номера украшало фото трех предсерийных машин. А осенью редакция объявила конкурс на название нового автомобиля. Пришло 54 849 писем! Каких только имен в них не было! «Новорожец» и «Катюша», «Аргамак», «Директивец» и ВИЛ-100 (если кто забыл, в 1970-м страна широко отмечала столетие В.И. Ленина). В первую пятерку вошли: «Волжанка» (3989 писем), «Дружба» (2878), «Мечта» (2806), «Жигули» (2220) и «Лада» (1752).

В 1970-е «Жигули» — основной участник всех тестов «За рулем».

С появлением «Жигулей» им в журнале уделяли особое внимание. Читатели с нетерпением ждали очередного отчета о жизни редакционной «копейки» с номером «00–55 Проба»

А в постоянной рубрике «»Мы едем на «Жигулях» подробно описывали конструкцию и приемы обслуживания, давали советы по эксплуатации и езде на небывало динамичной для наших автолюбителей машине.

Каждая новая модель, модификация и даже модернизированный узел подробно, со схемами, чертежами и фотографиями описывались журналом. Несколько моделей «Жигулей» после той первой «копейки» работали в «За рулем», накручивая десятки тысяч километров по Москве и области, в дальних пробегах. Скажем, «шестерки» в 1977 году наряду с «нивами» участвовали в путешествии, повторявшем маршрут знаменитого Каракумского пробега 1933 года.

В конце ХХ века журнал объявил конкурс «Российский автомобиль столетия». Свое мнение высказали более 80 000 (!) читателей. Большинство признало таковым первенца ВАЗа — модель 2101, «копейку». И совершенно справедливо!

Читатели «За рулем» признали российским автомобилем столетия ВАЗ-2101.

Впрочем, на этом история «Жигулей» и их жизнь на страницах ЗР не закончилась. И не закончится, пока не иссякнет интерес к самому массовому отечественному автомобильному семейству. А это наступит еще не скоро: по данным ГИБДД, на январь 2011 года в России на учете стоит 6 800 000 машин вазовского «классического» семейства. А это… минуточку… 20,8% численности всего российского автопарка.

Улучшения, которые сделали «Жигули» лучшими

На первый взгляд «Жигули» (название было дано в честь горных массивов вдоль Волги) выглядели как копия Fiat 124. Действительно, советская машина была тесно связана с той, очень популярной моделью, что производили в Италии с 1967 года, но, как мы и говорили выше, в стратегически важных местах машина была всецело улучшена.

Под улучшением нужно понимать именно улучшение механико-технической части, но в плане комфорта и в угоду удешевлению производства автомобиль параллельно с этим изрядно упростили. Впрочем, и с этими упрощениями для советского человека автомобиль стал верхом блаженства и комфорта.

Всего было произведено более восьмисот инженерных доработок, направленных на то, чтобы привести итальянский, крайне ненадежный по кузову и ряду других агрегатов автомобиль в соответствие с суровыми реалиями советских дорог.

В результате продуманных манипуляций получилась удивительно прочная и долговечная конструкция. Двигатель объемом 1.2 мощностью 64 л. с. в аварийных ситуациях (если откажет электростартер) мог запускаться при помощи кривошипа – «кривого стартера», который являлся обязательным инструментом в багажнике наряду с набором ключей и сервисным переносным фонариком.

Дисковые тормоза задней оси были заменены на более дешевые барабанные. Тем более последние не боялись пыли и грязи. Кузов был усилен в местах наибольших нагрузок, и на него не жалели толстого сталепроката. То же самое касалось подвески и других износостойких компонентов.

В сочетании с доступной ценой, благодаря которой эта модель получила прозвище «Копейка», «Жигули» наконец сумел сделать то, чего не мог сделать ни один автомобиль до него: поставить граждан Советского Союза «на колеса». Уже в 1973 году производилось до 660 тысяч автомобилей ежегодно.

Итого благодаря всем улучшениям и доработкам машина действительно получилась отличной! Это признавали даже за рубежом. Возвращаясь из рабочих поездок по советским заводам, посетители из Европы и США признавали, что в Тольятти был построен один из самых современных на то время автомобильных заводов в мире. Квалифицированный персонал, качественные станки, хорошее сырье – ВАЗ-2101 был не машиной, а мечтой!

Поэтому когда в 1974 году Fiat прекратил выпуск модели 124 и разрешил отправку «Жигулей» на экспортные рынки за рубеж, АвтоВАЗ открыл вторую, еще более интересную главу в своей истории. В середине 1970-х годов модель, уже известная как Lada 2101, оказалась удивительно популярной даже в таких странах, как Испания и Великобритания. Издание «The Guardian» описало ощущения после тестирования отечественных «Жигулей» следующими словами: «У Lada есть свои недостатки, но по сравнению со всеми автомобилями, которые производились в Советском Союзе, это настоящий прорыв».

В Тольятти могли отпраздновать победу. «Жигули» были имиджем и экономическим успехом. В общей сложности было выпущено 4,8 миллиона штук первой модели. Был момент, когда этот советский седан стал вторым по популярности автомобилем на планете. В конечном счете, однако, это был успех, которому было не суждено повториться.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий